Морана (богиня)
Морана | |
---|---|
Богиня холода, мороза, зимы, смерти и сельского хозяйства. | |
![]() Изображение Мораны (Богини Смерти). Чешская Республика. | |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Hecate , Atropos , Demeter |
Римский эквивалент | Мертвая , Церера |
христианский эквивалент | Богоматерь Трав |
Латвийский эквивалент | Мара |
Литовский эквивалент | Понятно |


Марзанна (на польском языке), Море (на литовском языке), Марена (на русском языке), Мара (на украинском языке), Морана (на чешском, словенском и сербско-хорватском языках), Морена (на словацком и македонском языках) или Мора (на болгарском языке) языческая славянская богиня , связанная с сезонными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы. Она — древняя богиня, связанная с зимней смертью, возрождением и мечтами. В древних славянских обрядах смерть Богини Марзанны в конце зимы становится возрождением Весны Богини Костромы (русской), Лады или Весны, олицетворяющих приход Весны. [ 1 ]
Некоторые средневековые христианские источники, такие как чешская Mater Verborum 13-го века , сравнивают ее с греческой богиней Гекатой , связывая ее с колдовством. Польский летописец XV века Ян Длугош сравнил ее в своих «Анналах» с Церерой , римской богиней земледелия (вместе с другой славянской богиней Дзеванной ).
В наше время ритуалы, связанные с Марзанной, утратили свой сакральный характер и представляют собой времяпрепровождение – повод развлечься и отпраздновать начало весны. Традиция обычно отмечается в день весеннего равноденствия (21 марта). [ нужна ссылка ] . Обычно в праздновании вместе с местными фольклорными коллективами и другими жителями участвуют школьники и молодежь. Процессия, состоящая из мужчин, женщин и детей, несет Марзанну ручной работы (а часто и куклы Марзаньок , мужской аналог Марзанны) к ближайшей реке, озеру или пруду. Участники поют традиционные песни и бросают в воду чучела Марзанны. Иногда чучела сначала поджигают или рвут на них одежду. На обратном пути в деревню основное внимание уделяется рощам, украшенным лентами и выдутой яичной скорлупой. Процессия, продолжая петь, возвращается в деревню. В некоторых местах (например, в Брынице – районе Мястечко-Слёнского ) начало весны отмечается праздником.
Имена и этимология
[ редактировать ]Имя Марзанны, скорее всего, происходит от протоиндоевропейского корня *mar-, *mor- , означающего смерть. [ 2 ] Словацкая богом форма теонима – Ма (р)муриена – предполагает, что богиня, возможно, изначально была связана с римским войны Марсом (известным под разными именами, включая Мармор , Мамерс и Мамуриус Ветуриус ). [ 2 ] Связь с Марсом поддерживают, в частности, Вячеслав Иванов и Владимир Топоров , которые подчеркивают, что изначально он был земледельческим божеством . [ 3 ]
Другие теории утверждают, что ее имя происходит от того же индоевропейского корня, что и латинское mors «смерть» и русское mor «мор». Некоторые авторы также сравнивали ее с кобылой , злым духом в германском и славянском фольклоре , связанным с кошмарами и снным параличом . На белорусском, польском, украинском и некоторых русских диалектах слово « мара » означает сон. Но Владимир Даль говорит, что это означает «фантом», «видение», «галлюцинация». [ 4 ]
Традиции
[ редактировать ]
Традиция сжигать или топить чучело Марзанны в честь окончания зимы — народный обычай, сохранившийся в Чехии, Польше, Литве и Словакии. Раньше праздник проводился в четвертое воскресенье Великого поста. В 20 веке была зафиксирована дата 21 марта. [ 5 ] (20–21 марта). Обряд включает в себя подготовку чучела в женской одежде и либо его поджигание, либо утопление в реке (или и то, и другое). Это часто выполняют во время экскурсии дети в детских садах и начальных школах. [ 6 ] Размер чучела, которое часто делают сами дети, может варьироваться от куклы до манекена в натуральную величину. Этот ритуал символизирует конец темных зимних дней, победу над смертью и приветствие весеннего возрождения.
Речь идет о «утоплении Марзанны», большой фигуре женщины, сделанной из различных тряпок и кусочков одежды, которую бросают в реку в первый день весеннего календаря. По дороге ее окунают в каждую лужу и пруд... Очень часто ее сжигают вместе с травами перед тем, как утопить, и существует двойной обычай украшать сосну цветами и цветными безделушками, которые девушки проносят по деревне. . Конечно, с этой церемонией связано много суеверий: нельзя прикасаться к Марзанне, когда она находится в воде, нельзя оглядываться на нее, а если упадешь по дороге домой, у тебя будут большие неприятности. Один из них или их комбинация могут принести обычную дозу болезней и чумы.
- Том Гэлвин, «Утопая свои печали весной», Варшавский голос 13.544 , 28 марта 1999 г.
Утопление Марзанны
[ редактировать ]Марзанна — это также имя, используемое для описания чучела богини, которое ритуально сжигали и/или топили во время весеннего обряда под названием Яре Свенто , чтобы ускорить приближение весны. Обычай топить чучело Марзанны происходит от жертвенных обрядов; его функцией было обеспечение хорошего урожая в наступающем году. Следуя принципам симпатической магии , описанным Джеймсом Фрейзером , считалось, что сжигание чучела, изображающего богиню смерти, устранит любые последствия ее присутствия (т. е. зиму) и, таким образом, приведет к приходу весны.

Чучело обычно делалось из соломы, обертывалось белой тканью и украшалось лентами и ожерельями. Традиционно сначала группа детей проносила чучело мимо каждого дома в деревне с зелеными ветками можжевельника. Во время этого шествия Марзанну неоднократно окунали в каждую встреченную лужу или ручей. Вечером чучело передали молодым людям; ветки можжевельника зажгли, и таким образом освещенную Марзанну вынесли из деревни, сожгли и бросили в воду. С обычаем топить Марзанну связан ряд суеверий: к чучелу, находящемуся в воде, нельзя прикасаться, иначе отсохнет рука; оглядываться назад по пути домой может стать причиной болезни, а спотыкание и падение могут привести к смерти родственника в течение ближайшего года.
Католическая церковь попыталась запретить этот старый языческий обычай. В 1420 году Познаньский Синод дал указание польскому духовенству: не допускать суеверного воскресного обычая, не позволять носить с собой чучело, которое они называют Смертью, и топить в лужах . Однако и обычай, и традиция возобладали. На рубеже XVIII в. была предпринята попытка заменить его (в среду перед Пасхой) вновь введенным обычаем сбрасывать изображение, символизирующее Иуду с церковной башни . Эта попытка также не удалась. Сегодня этот обычай отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта, что совпадает с традиционной датой Яре Свенто.
Марзанна и роща
[ редактировать ]
Обряд утопления Марзанны, часто проводимый вместе с выносом букетов зеленых прутьев и веток ( получивший название gaik по-польски , буквально « роща »), первоначально совершался в четвертое воскресенье Великого поста , называемое Белым воскресеньем . Традиция отмечать его 21 марта зародилась только в 20 веке. Большинство исследователей сходятся во мнении, что обычай переносить рощу (также известную как роща, новое лето или прогулка с царицей ) от дома к дому раньше совершался гораздо позже в году, вероятно, вскоре после Пасхи.
Чучело Марзанны
[ редактировать ]Детали ритуала варьируются от региона к региону. Обычно чучело или кукла, изображающая Марзанну, делается из соломы и одевается в традиционные местные костюмы, тряпки или даже одежду подружки невесты. Марзанна может напоминать как молодую женщину с гирляндой, так и старую старуху. Жители села уносят чучело за пределы деревни, часто распевая песни, связанные с событием. Ежи Поспех указывает, что сначала в ритуале участвовали только взрослые; только когда обычай превратился в веселую игру, к ним присоединилась молодежь. [ 7 ]
В зависимости от местной традиции ритуал, происходящий после того, как процессия достигает выбранного места назначения, может выполняться по-разному: иногда чучело сначала разрывают на куски, срывают с него одежду, а затем топят в озере, реке или даже луже. . В некоторых вариантах ритуала чучело сжигают; в других его сначала поджигают, а затем бросают в воду. С ритуалом связан ряд суеверий (также различных в зависимости от местности), например: человек, который последним возвращается в деревню после ритуала, обязательно умрет в наступающем году. В некоторых местах действует традиция, согласно которой Марзанне дается мужской аналог – Марзаньок.
Прогулка с рощей
[ редактировать ]Прогулка по роще — это ритуал, во время которого сосновые ветки, веточки или даже целые небольшие деревья ( сосны или ели ), украшенные лентами, украшениями ручной работы, яичной скорлупой из дома в дом переносят или цветами. В некоторых вариантах ритуала к верхней ветке привязывают куклу; в других - местная девушка сопровождает рощу (отсюда и «прогулка с королевой»). Рощу обычно несут девушки, которые ходят от дома к дому, танцуют, поют и передают хозяевам наилучшие пожелания. Некоторые источники сообщают, что группа также собирала пожертвования. Сегодня ритуал часто принимает форму принесения в деревню украшенной рощи после завершения ритуала утопления Марзанны. Этот тип двухчастного ритуала (уничтожение чучела и затем возвращение с рощей) наблюдался в районе Ополе , западных частях Краковского воеводства , Подгалье , Словакии, Моравии , Богемии , Лужицкой и Южной Германии ( Тюрингия , Франкония) . ). [ 8 ] В XIX веке Оскар Кольберг отмечал, что рощу как самостоятельный обычай (без предварительного уничтожения Марзанны) носили вокруг Кракова и Сандомира , а также в регионах Мазовии (в пасхальный вторник ) и Малой Польши (начало в. Май или Зеленая неделя ). [ 9 ]
Традиции, связанные с Марзанной и рощей в Силезии.
[ редактировать ]зародился обычай топить Марзанну и переносить рощу, Дата, когда в Силезии неизвестна. Хотя католическая церковь считала это языческими традициями и соответственно преследовала их, тем не менее этот обычай сохранялся в Силезии даже в те времена, когда он почти исчез в других регионах Польши. [ 10 ] Исследователи отмечают, что традиционно с марзанной ручной работы ходили только женщины и девушки; лишь позже этот обычай переняли молодые люди и дети. [ 7 ] В некоторых регионах, например, в окрестностях Гливице и Рацибужа , за местными девочками следовали мальчики, несущие мужской эквивалент Марзанны – Марзаньок. [ 11 ] Чучела разносили по деревне. Перед каждым домом пели песни, часто импровизированные, особенно если в нем жила девушка. Хозяева награждали певцов деньгами или яйцами. [ 10 ] После этого певческая процессия покидала деревню и направлялась к ближайшему водоему – ручью, пруду, озеру или даже луже. Если поблизости не было озера или пруда, чучело сжигали; с него была сорвана одежда или его забросали снегом или грязью. [ 7 ]
Обычно процессия возвращалась с рощей – небольшой елью или сосной, украшенной яйцами и лентами. Роща , получившая название «латко» (лето), символизировала весну и цветущую природу. Процессия внесла его в деревню под песни и наилучшие пожелания.
Значение
[ редактировать ]Сегодня Марзанну часто воспринимают как олицетворение зимы, а символическое утопление в этом сезоне заканчивается и возвращает жизнь. В этой интерпретации труп используется для приветствия весны и подтверждения пробуждения природы. Однако современные интерпретации упрощают ритуал: одним из примеров является объединение двух изначально отдельных ритуалов и изменение времени года, в которое они совершались. Более того, даже средневековые летописцы предполагали, что обычай уже превратился в беззаботное, веселое мероприятие и его первоначальный смысл был почти забыт.
Исследователи подчеркивают, что Марзанна выступала не просто как символ зимы, но и как славянская богиня. Более поздняя ассоциация Марзанны со смертью (в некоторых регионах Марзанну называют Старухой Смерти) принижала важность богини, которая была повелительницей не только смерти, но и жизни и управляла миром природы.
Утопление Марзанны в воде (элемент большой важности в народных праздниках, связанных с сезоном) понимается как символическое нисхождение богини в подземный мир, чтобы возродиться следующей зимой. [ 12 ] Некоторые исследователи подчеркивают жертвенный характер этого ритуала и предполагают, что Марзанну приносят в жертву, чтобы умилостивить Зиму. Авторы Выжечиско предлагают принести Марзанну в жертву демонам воды, благосклонность которых была необходима для обеспечения обильного урожая в будущем году. [ 13 ]
Празднование Рощи после Пасхи – полной весной – выполняет индивидуальную функцию в цикле возрождения: оно возвещает о наступлении весны, времени радости и песни, времени, когда Земля приносит новые плоды.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиевский, Анджей (2003). Религия ( славян на польском языке). Краков: Видав. ВАМ. ISBN 8373182055 .
- ^ Перейти обратно: а б Кемпински, Анджей М (2000). Энциклопедия мифологии индоевропейских народов (на польском языке). Варшава: Искры. ISBN 8320716292 .
- ^ Vyacheslav Ivanov , Vladimir Toporov . Indo-European Mythology. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Индоевропейская мифология. Мифы народов мира, М:Российская энциклопедия, 1994.
- ^ Мара (Мара) в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля .
- ^ «Польска» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «👌Фольклорная ассоциация Чешской Республики ▷ фольклор без границ | Rexter.cz» . Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Раш, Ежи (1987). Обычаи и ежегодные ритуалы в Силезии (на польском языке). Ополе: Силезский институт в Ополе. стр. 156, 162. OCLC 20139666 .
- ^ Стащак, Зофия (1964). Силезская форма обряда Марзанны и Гайка на сравнительном фоне (на польском языке). Ополе: Инст. Силезский.
- ^ Кольберг, Оскар (1963) [Фотоофсетная репродукция тт. 18–19 автора « Народы, их обычаи, образ жизни… первоначально опубликовано в 1885–1886 гг.». Кельце [ Кельцкий край ]. Полное собрание сочинений (на польском языке). Вроцлав: Польское этнологическое общество. ISBN 8300000062 . OCLC 4885472 .
- ^ Перейти обратно: а б Дубиэль, Людвик (1958). Некоторые народные обычаи Силезии и их использование в работе художественных коллективов (на польском языке). [С. л.]: ГМ ПМ. стр. 39–41. OCLC 832512659 .
- ^ Качко, Кристина (2009). «Ежегодные обряды и обычаи». В Базиеличе, Барбара (ред.). Народные традиции: культурное наследие автохтонного населения в пределах . Силезского воеводства Вроцлав; Катовице: Польский буксир. Этнические исследования; Силезский музей. стр. 196. ISBN 9788387266080 .
- ^ Ковальский, Петр (1998). Лексикон – знаки мира: приметы, суеверия, значения (на польском языке). Варшава; Вроцлав: Wydawnictwa Naukowe PWN. стр. 609–615. ISBN 8301125616 .
- ^ Цёлек, Тадеуш Мацей; Олендски, Яцек; Задрожиньска, Анна (1976). Выжечиско: о праздновании в Польше [ Wyrzeczysko: о праздновании в Польше ] (на польском языке). Варшава: Народный издательский кооператив. стр. 151–167. OCLC 3482291 .
Источники
[ редактировать ]- Диксон-Кеннеди, Майк. Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд. Издательство ABC-CLIO, 1998 г.
- Марджори Йовино-Янг. Языческий обряд и миф в русских волшебных сказках: исследование закономерностей. Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 1993.
- Скворцов Константин. Mater Verborum, чешская рукопись XIII века, с комментариями. Санкт-Петербургская Академия наук, 1853.
- http://www.bellaonline.com/articles/art171090.asp
- Богини смерти
- Сельскохозяйственные богини
- Волшебные богини
- Чешский фольклор
- Польский фольклор
- Словацкий фольклор
- Славянские богини
- Славянские божества погоды
- Колдовство в фольклоре и мифологии
- Украинская мифология
- Сон в мифологии и фольклоре
- Персонификации смерти
- Геката
- Весенние божества
- Весеннее равноденствие
- Ледяные и снежные божества
- Зимние божества
- Культура Силезского воеводства