Обезглавливание воздушного змея

Обезглавливание коршуна ( кашубский : Scynanié kanie , польский : ścinanie kani ) — это кашубский обычай в канун летнего солнцестояния , заключающийся в ритуальном обезглавливании коршуна , птицы, которая в Кашубском регионе раньше символизировала зло. [ 1 ] С середины 19 века этот ритуал стал частью празднования Иванова дня, Троицы или Тела Христова . После того как собрались все жители, староста и сельсовет публично осудили пойманного коршуна, обвинив его в злых делах, и приговорили к смертной казни через обезглавливание. [ 2 ] Если коршуна не удалось поймать живым, курицу или ворону . вместо него можно было использовать [ 1 ]
Ритуал
[ редактировать ]Ритуал, скорее всего, был задуман как предупреждение, поскольку деревенский старейшина, читавший приговор, всегда ссылался на текущие события в деревне и предупреждал своих людей, что совершение тех же дел, за которые был наказан коршун, может повлечь за собой такое же наказание. [ 3 ] Плохая репутация коршуна может быть связана с тем фактом, что это хищная птица , известная своей способностью уничтожать домашнюю птицу . Другая гипотеза предполагает, что птица была предвестником засухи, поскольку ее крик был похож на слова «пи, пи», которые означают «пей, пей» (ср. польский : pij, pij ). Чтобы предотвратить эту катастрофу, птицу пришлось убить. [ 4 ] Сегодня обезглавливание коршуна является публичным мероприятием, а вместо живого коршуна используется чучело. [ 5 ] Иногда птицу заменяют красным цветком.
Имя и происхождение
[ редактировать ]
Красный коршун ( Milvus milvus ) — хищная птица средних размеров из ястребов и орлов семейства Accipitridae . Хотя он встречается по всей Польше, он относительно наиболее распространен в Померании . Питается птица мелкими грызунами, лягушками, молодыми и немощными птицами и падалью. Крик воздушного змея напоминает «хи-йе». [ 6 ] Кашубская народная традиция считала птицу враждебной по отношению к людям и их имуществу; это также было связано с ленью. Если для ритуала не удалось приобрести воздушного змея, вместо него использовали курицу или ворону. Сегодня в польских деревнях (например, в Лончинской Гуте ) символом воздушного змея является чучело, набитое перьями.
Ритуал был впервые упомянут в тексте 1851 года Флорианом Цейновой , который описал этот обычай в его родной деревне. Также Ян Паток пишет о ритуале в Дзене. Яна на Кашубах [ул. Иоаннов день в Кашубской области] (1932). [ 7 ] Сегодня обычай проводится летом, обычно в июне. Местные активисты, актеры и волонтеры выступают в ряде кашубских деревень (Лончиньска Гута, Вдзыдзе Кишевские , Шимбарк , Стшельно ).

О происхождении обряда существует несколько легенд:
- Доктор Бернар Сихта, в сборнике кашубских сказок и басен. [ 8 ] пишет о засухе в регионе, настолько сильной, что высохли озера и реки. Бог сжалился над умирающими от жажды птицами и приказал им рыть колодцы. Когда все птицы приступили к работе, змей отказался, так как не хотел испачкать ноги грязью. За этот поступок птица была наказана и с тех пор она может пить только капли воды из трещин в камнях.
- В северной части региона коршун отождествлялся с женщиной: местная сказка, связанная с этим поверьем, повествует о том, как Христос путешествовал со святым Петром и просил у женщины воды. Когда она отказалась поделиться этим, ее наказали превращением в птицу.
- История из Косцежины объясняет, что воздушный змей – это заколдованный волшебник, обладавший огромными знаниями и сокровищами. Его заклинания остановили дожди в этом регионе. Когда он превратился в воздушного змея, ему разрешили пить воду только из трещин в камнях. Летом он очень хочет пить и плачет: «пи, пи», что означает «пей, пей». [ 7 ]
Персонажи
[ редактировать ]Отдельные роли распределяются случайным образом путем жеребьевки или запроса добровольцев (до или в день ритуала) и распределения следующих ролей:
- Глава деревни и его жена: Руководители деревни обычно являются организаторами шоу – они должны приветствовать и прощаться с гостями. Лидер объявляет смертный приговор; он носит шляпу, украшенную цветами и лентами. Вместе с Палачом они являются самыми характерными персонажами мероприятия.
- Палач и его жена: Палач обезглавливает коршуна, иногда также объявляет приговор. Он носит красную (иногда белую или черную) одежду. Он вооружен саблей .
- Судья и его жена: Судья появился только в начале 20 века. Во время ритуала Судья требует информацию о персонажах и поведении жен других персонажей. [ 7 ] Он носит белые одежды, иногда с накидкой. На шее у него висит цепочка из позолоченной бумаги.
- Охотник и его жена: Охотник отвечает за ловлю воздушного змея и привязку его к шесту. Собаколова и Охотника иногда называют помощниками Палача.
- Охотник и его жена: помогают Охотнику.
- Ловец собак и его жена: Ловец собак убирает мертвого воздушного змея. В некоторых вариантах его можно заменить Экскаватором и Перевозчиком с растяжками.
- Еврей : персонаж в типичной еврейской одежде, несущий на спине мешок с кошками. Он обеспечивает комическое облегчение ближе к концу ритуала.
Ход ритуала
[ редактировать ]Первоначальная традиция сохранялась до 19 века. После публикаций Флориана Цейновой в середине XIX века (две статьи в журнале « Надвисланин ») ритуал был возрожден активистами, членами прокашубских организаций, сотрудниками этнографических музеев и музеев под открытым небом. Сегодня традиция основана на тексте Эдмунда Каминьского , найденном в книге Яна Ромпского «Ścinanie kani. Kaszubski zwyczaj ludowy» [Обезглавливание воздушного змея: Кашубская народная традиция]. [ 7 ]
Ритуал обычно проходит на лугу, возможно, возле воды. Там установлен подиум, украшенный растениями. Местные женщины приносят с собой высокие мужские шляпы, украшенные разноцветными завязками. Каждая женщина стремится, чтобы ее шляпка была самой красивой. Шапки будущим «мужам» надеть во время ритуала. В центре размещается шест, к которому будет привязан змей. Деревенский староста или палач начинают кружить вокруг шеста, отгоняя саблей зрителей, чтобы освободить место. Затем актерам подбираются жены. Женщины подходят к коробке с билетами и вытягивают один, а выбор подтверждает староста села. Выбрав мужей, женщины образуют круг и вместе поют.
Глава деревни произносит речь; это торжественный момент. Палач обвиняет коршуна в различных преступлениях и начинается суд. Прокурор – глава села – указывает на все преступления, совершенные коршуном. Помимо ущерба, нанесенного домашней птице и скоту, встречаются и намеки на молодых женщин. Глава деревни обращается к общине, объявляет коршуна виновным во всех грехах и приговаривает его к смерти. Народ аплодирует. Заручившись согласием приступить к казни, палач пытается убить коршуна тремя ударами (Палач, которому не удастся убить коршуна тремя ударами, будет посмеиваться). Палач оборачивает обезглавленную птицу и ее голову белой тканью и несет ее к могиле, где ловец ее закапывает. Наконец, глава деревни благодарит публику за участие; [ 6 ] актеры и все участники разводят костер и празднуют.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Подгурска, Барбара; Подгорский, Адам (2005). Великая книга польских демонов: лексикон и антология народной демонологии (на польском языке). Катовице: Видав. ЧЕРНЫЙ ПТНИЦ. стр. 236. ISBN 83-89375-40-0 . OCLC 62151653 .
- ^ Огродовска, Барбара (2004). Польские ежегодные ритуалы и обычаи (на польском языке). Варшава: Wydawnictwo Sport i Turystyka-Muza Sa. ISBN 8372009473 . OCLC 58730234 .
- ^ Островский, Петр. «Кашубские обряды – Разрезание коршуна» . abcwypoczyku.pl . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 г. Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Гепперт, Станислав (01 ноября 2003 г.). «Наго по квиат папрочи» . www.naszekaszuby.pl . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ «КАШУБСКИЕ ЧУВСТВА Культурно-коммуникативное жилье» . zmyslykaszub.pl . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петр Шамндт: Соботка, вырубка коршунов, огонь и колдовство в Кашубии . Гдыня: 2014, стр. 25-27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ян Ромпски: Разрезание воздушного змея. Кашубский народный обычай . Торунь: 1973, стр. 35.
- ^ Бернард Сихта. Сборник кашубских сказаний, сказаний и легенд . "Люди". 8:19. стр. 280.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ритуальным годом в Википедии в Лончиньской Гуте, на Викискладе?