Праздник урожая
Дожинки | |
---|---|
![]() Последний сноп. Россия. Фотографии начала 20 века. | |
Также называется | Русский : Обжинки , латинизированный : Обжинки ; Польский : Обжинки ; Белорусский : Прачистая , Прачистая ; Чешский : Праздник урожая ; Кашубский : Онивинэ ; Успение |
Наблюдается | Славянский народ |
Значение | Окончание сбора урожая |
Дата | Зависит от региона; 15 (28) августа; в Польше: 23 сентября; [ 1 ] В некоторых регионах России: 8 (21) сентября. или 14 (27) сентября. |

Дожинки ( Дожинки , украинский : Обжинки , латинизированный : Обжинки , польский : Дожинки , русский : Обжинки , латинизированный : Обжинки ; белорусский : Дажинкі , Прачистая ; чешский : , Обжинки ; кашубский : Òżniët урожай Дожинки ) — славянский праздник урожая . . В дохристианские времена праздник обычно приходился на осеннее равноденствие . [ 1 ] в наше время его обычно отмечают в одно из воскресений после окончания сезона сбора урожая , которые в разных регионах Европы приходятся на разные дни.
Изначально праздник был связан с языческим славянским культом растений, деревьев и земледелия. [ 2 ] В 16 веке в Центральной и Восточной Европе оно приобрело христианский характер и стало организовываться помещичьей знатью и более зажиточными крестьянами как средство отблагодарить жнецов и их семьи за их работу, как во время сбора урожая, так и в течение прошлого года. . [ 2 ] [ 3 ]
Хотя существует множество региональных разновидностей и традиций, большинство из них имеют некоторые общие аспекты. Часто крестьяне или фермеры, празднующие дожинки, собираются на полях за пределами своей деревни, образуют процессию и приносят обратно сноп или последнюю порцию зерновых, собранных с близлежащих полей. [ 3 ] Затем женщины превращали его в венок и предлагали почетному гостю (обычно организатору торжества: местному дворянину, самому богатому фермеру в деревне или – в наше время – войту или другому представителю власти). .
Имена
[ редактировать ]В Польше, где эта традиция сохранилась до наших дней, праздник и сопутствующие ему ритуалы известны под разными названиями в зависимости от региона. Преобладающий термин — dożynki , но wyżynki , obrzynki , wieniec , wieńcowe , żniwniok или okrężne . в некоторых областях также используются [ 4 ]
Точно так же в Беларуси используются различные названия, в том числе Праздник Пречистой ( белорусский : Першая Прачистая ), Аспажа (белорусский: Аспажа ), Хаспажа (белорусский: Гаспажа ), Великая Спаса (белорусский: Виликая Спажа ). , Зельня (белорусский: Зельная ), Талака (белорусский: Талака ) и Дожинки (белорусский: Дажинки ). [ 5 ] В белорусской культуре он часто ассоциируется и смешивается с праздниками Успения Богородицы (часто называемыми праздником Богородицы Травяных как на польском, так и на белорусском языках), отсюда и названия Зеленый праздник (белорусский: Зялёная ) и Успение. (белорусский: Успленье ) также используются. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Как и в случае со многими другими славянскими праздниками и обрядами, происхождение славянских праздников урожая неясно, во многом из-за отсутствия исторических документов дохристианских времен. Однако несомненно, что северные славяне (как западные , так и восточные славяне ) сформировали в основном земледельческие культуры и поклонялись божествам, связанным с обработкой земли и сменой времен года. [ 6 ] Например, каждый год в конце сбора урожая западнославянское племя Рани собиралось вокруг храма в Арконе . [ 6 ] Среди подношений богу Световиду был большой блин размером с человека, сделанный из только что обмолоченного зерна урожая того года. [ 6 ] Если блин был достаточно большим, чтобы за ним мог спрятаться священник, славяне считали, что урожай в следующем году будет таким же богатым. [ 6 ] По-видимому, считалось, что венок, сделанный из последних соломинок, оставшихся на поле после сбора урожая, также обладал магической силой. [ 7 ]
Общие особенности
[ редактировать ]
Венок является центральным элементом большинства праздников, связанных с дожинками , поскольку он символизирует богатый урожай, перспективу богатства и силу новой жизни, заключенную в зерне, собранном летом. [ 8 ] Последнее, вероятно, объясняет, почему во многих регионах зерно из венка используется в качестве первой партии зерна, обмолачиваемой и оставляемой для посева следующего года (например, такая практика распространена в Крестовоздвиженских горах Центральной Польши). [ 6 ]
Первоначально венок представлял собой украшенный сноп зерна, украшенный полевыми цветами, лентами и плетеными соломками. [ 9 ] На самом деле такие венки еще делали в Польше в 1930-е годы. [ 9 ] Однако со временем другие формы венков стали более популярными, в том числе ныне типичный круглый венок, но в различных регионах также популярны венки в форме короны, овальные или прямоугольные. [ 9 ]
Сноп или венок обычно привозят обратно в деревню торжественной процессией. Его часто благословляет либо христианский священник, либо внерелигиозным способом. [ 6 ] Например, в Мазовии венок обычно приносят в церковь, чтобы католический священник освятил его святой водой . [ 6 ] Однако в других регионах к месту проведения заключительного торжества привозят священника (католического, православного или греко-католического). [ 6 ]
Временные рамки
[ редактировать ]Первоначально дохристианский обряд совершался в день осеннего равноденствия. [ нужна ссылка ] (23 сентября). Со временем обряд стал более тесно связан с фактическим завершением полевых работ в конкретном регионе. Однако время между окончанием сбора урожая и праздником варьируется от региона к региону. [ 10 ] Например, в окрестностях Кельце в центральной Польше и Кракова на юге Польши венок традиционно освящали уже в праздник Успения Богородицы (15 августа); затем ночь или две хранились в доме старейшины и поместье, а затем обмолачивались и зерно немедленно засевалось в поля. [ 10 ]
В Польше
[ редактировать ]В Польше, где эта традиция сохранилась с дохристианских времен, он известен как крупнейший сельскохозяйственный праздник и время празднования тяжелого труда крестьянства в течение всего года. [ 1 ] Его наблюдают после сбора урожая еще со времен порядков Средневековья феодальных . Хотя на протяжении всей истории польского народа существовало множество региональных вариантов этого праздника, три элемента можно было встретить повсюду: ритуальное срезание последних колосьев, изготовление венка и шествие с ним в дачу или . на дачу Дворская усадьба и, наконец, пир и развлечения с традиционными танцами. [ 1 ] После 1945 года дожинки в Польской Народной Республике приобрели более политический характер и использовались для пропагандистских целей, чтобы подчеркнуть силу союза рабочих и крестьян , но народные обычаи оставались неотъемлемой частью этих празднований; В 1990-х годах, после распада Восточного блока , власти восстановили более религиозное значение фестиваля, которое присутствовало в межвоенной Польше , сохраняя при этом обычные народные традиции. [ 1 ]
В современной Польше общенациональный «Президентский праздник урожая» ( Dożynki Prezydenckie ) периодически отмечается с момента его создания в 1927 году президентом Игнацием Мостицким в Спале . [ 11 ] Современные празднования дожинок могут иметь религиозный или светский характер, но они всегда предполагают соблюдение традиционных обычаев, связанных с окончанием сезона сбора урожая. В случае праздника урожая религиозного характера благодарность за урожай обычно возносится Богу и Богородице . почитаются этнические славянские боги Однако в некоторых частях Польши во время дожинок ; эти празднования культивируются в основном неоязыческими религиозными меньшинствами, имея в виду верования славянской исконной веры, приписываемые ранним славянам . [ 12 ]
В России
[ редактировать ]Этнолингвистическое явление в истории дня народного календаря восточных славян. [ ру ] и завершение ритуала сбора урожая, приходящееся во многих местах на 15 (28) августа, в других местах отмечаемое в сентябре. К середине августа заканчивается сбор зерна, отсюда и название праздника. Включает в себя обряды, связанные с последним (дожиночным) снопом , ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.
В советский период в России фестивальная практика была практически утеряна. [ 13 ] В постсоветский период эта народная традиция в некоторых странах была воссоздана как официальный праздник. [ где? ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Шиманская, Александра (2015). «Коротко о Празднике урожая...» . Сельскохозяйственный электронный журнал . Центральная сельскохозяйственная библиотека Михал Очаповский . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Огродовская 2004 г. , св Праздник урожая.
- ^ Перейти обратно: а б Бьернака и др. 1981 , с. 147.
- ^ Кучович 1975 , стр. 409.
- ^ Перейти обратно: а б Усачёва 2004 , pp. 448–452.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Невядомский 1991 , стр. 86.
- ^ Северин 1932 , с. 35.
- ^ Невядомский 1991 , стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Северин, 1932 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Невядомский 1991 , стр. 87.
- ^ «Возвращение Президентского праздника урожая в Спалу» . Официальный сайт гмины Иновлодз . гмина Иновлодз. 2009 . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Валчак, Гжегож (28 января 2016 г.). «Коренной верующий, ты кто? Здесь тоже поклоняются славянским богам » . Wyborcza.pl Кельце . Газета Выборча . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Лейн 1981 , с. 124.
Библиография
[ редактировать ]- Бернака, Мария; Копчиньска-Яворска, Бронислава; Кутжеба-Пойнарова, Анна; и др., ред. Польши: изменения Этнография в народной культуре . Польская этнографическая библиотека, вып. 32 (на польском языке). Том II. Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских . ISSN 0067-7655 .
- Лейн, Кристель (18 июня 1981 г.). Обряды правителей: ритуал в индустриальном обществе – советский случай . Кембридж: Архив прессы Кембриджского университета . п. 124. ИСБН 0-521-22608-2 .
- Невядомский, Донат (1991), Бартминьский, Ежи (ред.), «Семантика зерна в обрядах инициации, связанных с посевом», Etnolingwistyka (на польском языке), 4 , Люблин: Университет Марии Кюри Склодовской. Гуманитарный факультет: 83–103, ISSN 0860-8032.
- Кучович, Збигнев (1975). Старопольские обычаи 17-18 веков (на польском языке). Лодзь: Wydawnictwo Łódzkie. OCLC 461813952 .
- Огродовска, Барбара (2004). Польские (на польском языке ежегодные обряды и традиции ). Варшава: Спорт и туризм; Муза. ISBN 8372009473 .
- Северин, Тадеуш (1932), Подлазники: исследования в области народного искусства , Краков: Этнографический музей в Кракове , OCLC 17816736
- Усачёва, В. В. (2004). "Обжинки". In Толстой, Н.И. (ed.). Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах [ Slavic antiquities: etnolinguistic dictionary in 5 volumes, Vol. 3 (K-P) ] (in Russian). Vol. 3. Moscow: Международные отношения; Институт славяноведения РАН . pp. 448–452. ISBN 5-7133-1207-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Праздники урожая
- Белорусские традиции
- Польские традиции
- Народный календарь восточных славян.
- Украинские традиции
- Праздники в России
- Славянские слова и фразы
- славянская культура
- Праздники в Украине
- Славянские праздники
- Августовские обряды
- Сентябрьские праздники
- Осенние каникулы (Северное полушарие)
- Осеннее равноденствие