Jump to content

Праздник урожая

Дожинки
Последний сноп. Россия. Фотографии начала 20 века.
Также называется Русский : Обжинки , латинизированный : Обжинки ; Польский : Обжинки ; Белорусский : Прачистая , Прачистая ; Чешский : Праздник урожая ; Кашубский : Онивинэ ; Успение
Наблюдается Славянский народ
Значение Окончание сбора урожая
Дата Зависит от региона; 15 (28) августа; в Польше: 23 сентября; [ 1 ] В некоторых регионах России: 8 (21) сентября. или 14 (27) сентября.
Чучело боковой дороги во время фестиваля Дожинки под Вроцлавом

Дожинки ( Дожинки , украинский : Обжинки , латинизированный : Обжинки , польский : Дожинки , русский : Обжинки , латинизированный : Обжинки ; белорусский : Дажинкі , Прачистая ; чешский : , Обжинки ; кашубский : Òżniët урожай Дожинки ) — славянский праздник урожая . . В дохристианские времена праздник обычно приходился на осеннее равноденствие . [ 1 ] в наше время его обычно отмечают в одно из воскресений после окончания сезона сбора урожая , которые в разных регионах Европы приходятся на разные дни.

Изначально праздник был связан с языческим славянским культом растений, деревьев и земледелия. [ 2 ] В 16 веке в Центральной и Восточной Европе оно приобрело христианский характер и стало организовываться помещичьей знатью и более зажиточными крестьянами как средство отблагодарить жнецов и их семьи за их работу, как во время сбора урожая, так и в течение прошлого года. . [ 2 ] [ 3 ]

Хотя существует множество региональных разновидностей и традиций, большинство из них имеют некоторые общие аспекты. Часто крестьяне или фермеры, празднующие дожинки, собираются на полях за пределами своей деревни, образуют процессию и приносят обратно сноп или последнюю порцию зерновых, собранных с близлежащих полей. [ 3 ] Затем женщины превращали его в венок и предлагали почетному гостю (обычно организатору торжества: местному дворянину, самому богатому фермеру в деревне или – в наше время – войту или другому представителю власти). .

В Польше, где эта традиция сохранилась до наших дней, праздник и сопутствующие ему ритуалы известны под разными названиями в зависимости от региона. Преобладающий термин — dożynki , но wyżynki , obrzynki , wieniec , wieńcowe , żniwniok или okrężne . в некоторых областях также используются [ 4 ]

Точно так же в Беларуси используются различные названия, в том числе Праздник Пречистой ( белорусский : Першая Прачистая ), Аспажа (белорусский: Аспажа ), Хаспажа (белорусский: Гаспажа ), Великая Спаса (белорусский: Виликая Спажа ). , Зельня (белорусский: Зельная ), Талака (белорусский: Талака ) и Дожинки (белорусский: Дажинки ). [ 5 ] В белорусской культуре он часто ассоциируется и смешивается с праздниками Успения Богородицы (часто называемыми праздником Богородицы Травяных как на польском, так и на белорусском языках), отсюда и названия Зеленый праздник (белорусский: Зялёная ) и Успение. (белорусский: Успленье ) также используются. [ 5 ]

Как и в случае со многими другими славянскими праздниками и обрядами, происхождение славянских праздников урожая неясно, во многом из-за отсутствия исторических документов дохристианских времен. Однако несомненно, что северные славяне (как западные , так и восточные славяне ) сформировали в основном земледельческие культуры и поклонялись божествам, связанным с обработкой земли и сменой времен года. [ 6 ] Например, каждый год в конце сбора урожая западнославянское племя Рани собиралось вокруг храма в Арконе . [ 6 ] Среди подношений богу Световиду был большой блин размером с человека, сделанный из только что обмолоченного зерна урожая того года. [ 6 ] Если блин был достаточно большим, чтобы за ним мог спрятаться священник, славяне считали, что урожай в следующем году будет таким же богатым. [ 6 ] По-видимому, считалось, что венок, сделанный из последних соломинок, оставшихся на поле после сбора урожая, также обладал магической силой. [ 7 ]

Общие особенности

[ редактировать ]
Альфред Веруш-Ковальский . Праздник урожая. Польша, 1910 г.

Венок является центральным элементом большинства праздников, связанных с дожинками , поскольку он символизирует богатый урожай, перспективу богатства и силу новой жизни, заключенную в зерне, собранном летом. [ 8 ] Последнее, вероятно, объясняет, почему во многих регионах зерно из венка используется в качестве первой партии зерна, обмолачиваемой и оставляемой для посева следующего года (например, такая практика распространена в Крестовоздвиженских горах Центральной Польши). [ 6 ]

Первоначально венок представлял собой украшенный сноп зерна, украшенный полевыми цветами, лентами и плетеными соломками. [ 9 ] На самом деле такие венки еще делали в Польше в 1930-е годы. [ 9 ] Однако со временем другие формы венков стали более популярными, в том числе ныне типичный круглый венок, но в различных регионах также популярны венки в форме короны, овальные или прямоугольные. [ 9 ]

Сноп или венок обычно привозят обратно в деревню торжественной процессией. Его часто благословляет либо христианский священник, либо внерелигиозным способом. [ 6 ] Например, в Мазовии венок обычно приносят в церковь, чтобы католический священник освятил его святой водой . [ 6 ] Однако в других регионах к месту проведения заключительного торжества привозят священника (католического, православного или греко-католического). [ 6 ]

Временные рамки

[ редактировать ]

Первоначально дохристианский обряд совершался в день осеннего равноденствия. [ нужна ссылка ] (23 сентября). Со временем обряд стал более тесно связан с фактическим завершением полевых работ в конкретном регионе. Однако время между окончанием сбора урожая и праздником варьируется от региона к региону. [ 10 ] Например, в окрестностях Кельце в центральной Польше и Кракова на юге Польши венок традиционно освящали уже в праздник Успения Богородицы (15 августа); затем ночь или две хранились в доме старейшины и поместье, а затем обмолачивались и зерно немедленно засевалось в поля. [ 10 ]

В Польше

[ редактировать ]

В Польше, где эта традиция сохранилась с дохристианских времен, он известен как крупнейший сельскохозяйственный праздник и время празднования тяжелого труда крестьянства в течение всего года. [ 1 ] Его наблюдают после сбора урожая еще со времен порядков Средневековья феодальных . Хотя на протяжении всей истории польского народа существовало множество региональных вариантов этого праздника, три элемента можно было встретить повсюду: ритуальное срезание последних колосьев, изготовление венка и шествие с ним в дачу или . на дачу Дворская усадьба и, наконец, пир и развлечения с традиционными танцами. [ 1 ] После 1945 года дожинки в Польской Народной Республике приобрели более политический характер и использовались для пропагандистских целей, чтобы подчеркнуть силу союза рабочих и крестьян , но народные обычаи оставались неотъемлемой частью этих празднований; В 1990-х годах, после распада Восточного блока , власти восстановили более религиозное значение фестиваля, которое присутствовало в межвоенной Польше , сохраняя при этом обычные народные традиции. [ 1 ]

В современной Польше общенациональный «Президентский праздник урожая» ( Dożynki Prezydenckie ) периодически отмечается с момента его создания в 1927 году президентом Игнацием Мостицким в Спале . [ 11 ] Современные празднования дожинок могут иметь религиозный или светский характер, но они всегда предполагают соблюдение традиционных обычаев, связанных с окончанием сезона сбора урожая. В случае праздника урожая религиозного характера благодарность за урожай обычно возносится Богу и Богородице . почитаются этнические славянские боги Однако в некоторых частях Польши во время дожинок ; эти празднования культивируются в основном неоязыческими религиозными меньшинствами, имея в виду верования славянской исконной веры, приписываемые ранним славянам . [ 12 ]

В России

[ редактировать ]

Этнолингвистическое явление в истории дня народного календаря восточных славян. [ ру ] и завершение ритуала сбора урожая, приходящееся во многих местах на 15 (28) августа, в других местах отмечаемое в сентябре. К середине августа заканчивается сбор зерна, отсюда и название праздника. Включает в себя обряды, связанные с последним (дожиночным) снопом , ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

В советский период в России фестивальная практика была практически утеряна. [ 13 ] В постсоветский период эта народная традиция в некоторых странах была воссоздана как официальный праздник. [ где? ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Шиманская, Александра (2015). «Коротко о Празднике урожая...» . Сельскохозяйственный электронный журнал . Центральная сельскохозяйственная библиотека Михал Очаповский . Проверено 21 сентября 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Огродовская 2004 г. , св Праздник урожая.
  3. ^ Перейти обратно: а б Бьернака и др. 1981 , с. 147.
  4. ^ Кучович 1975 , стр. 409.
  5. ^ Перейти обратно: а б Усачёва 2004 , pp. 448–452.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Невядомский 1991 , стр. 86.
  7. ^ Северин 1932 , с. 35.
  8. ^ Невядомский 1991 , стр. 85.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Северин, 1932 , стр. 35–36.
  10. ^ Перейти обратно: а б Невядомский 1991 , стр. 87.
  11. ^ «Возвращение Президентского праздника урожая в Спалу» . Официальный сайт гмины Иновлодз . гмина Иновлодз. 2009 . Проверено 21 сентября 2020 г.
  12. ^ Валчак, Гжегож (28 января 2016 г.). «Коренной верующий, ты кто? Здесь тоже поклоняются славянским богам » . Wyborcza.pl Кельце . Газета Выборча . Проверено 21 сентября 2020 г.
  13. ^ Лейн 1981 , с. 124.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c23ebb77f0d96c49e65b44fef6074ddc__1724359380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/dc/c23ebb77f0d96c49e65b44fef6074ddc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dożynki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)