Медовый праздник Спаса
Медовый праздник Спаса нашего | |
---|---|
![]() | |
Официальное название | Медовый Спас |
Наблюдается | Православная Церковь |
Литургический цвет | Золото |
Тип | православный |
Дата | 1 августа ( Украина ) 14 августа ( по ст. ст .) 1 августа |
Частота | Ежегодный |
Первый раз | 1164 |
Автор: | Andrey Bogolyubsky |
Связано с | Сбор меда Мученик Маккавеев Битва с булгарами в 1164 году. |
Медовый праздник Спаса или Мокрого Спаса, известный как Медовый Спас, — это Первый Спасский день триденствия в честь Спасителя, отмечаемый 1 августа по юлианскому календарю , что соответствует 14 августа по григорианскому календарю . За ним следуют Яблочный праздник 6 августа и Ореховый праздник Спаса 16 августа по православному календарю. В этот день Православная Церковь чтит память трех святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Богородицы . Это также первый день Успенского поста . На реках обычно совершаются крестные ходы и водосвятия, во время которых в освященной воде купаются люди и скот, освящаются колодцы.
Этимология
[ редактировать ]Считается, что название Спас было дано в честь Иисуса Христа Спасителя. По мнению Н. В. Солодовниковой, слово « Спас» , которое переводится как «спасенный», означает «спасающийся сам».
Народная этимология же переосмыслила название праздника в связи с Макавер созревающим к этому времени маком .
Литургия
[ редактировать ]
Традиционно считается, что две недели праздника Спаса от Медового Спаса до Орехового Спаса были «отрезаны» Богом от Великого поста . Фактически, эти три праздника известны как Вторые Спасы по сравнению с Первыми Спасами, которые являются главными праздниками Иисуса Христа . [ 1 ]
Божественная литургия обычно совершается пышно и торжественно, после чего следует крестный ход к местному колодцу.
After the liturgical celebration, young people dance with the song “Oh, poppy on the mountain”, («Ой, на горе мак») with playful round dances , the girls showered the boys with poppy seeds: singing: “Poppies, poppies, poppies, golden heads!” (« Маки, маки, маковицы, золотые головицы !»).
Источник
[ редактировать ]Сельскохозяйственный цикл
[ редактировать ]
Праздник Медового Спаса имеет дохристианское происхождение и связан со сбором меда.
Первый Спас называют Медовым Спасом, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже заполнены, и пчеловоды начинают сбор. Считалось, что если пчеловод не сломает соты, то соседние пчелы вытянут весь мед. По традиции с этого дня разрешалось есть освященный мед.
Праздник также соответствует времени, когда обычно начинается сев озимой ржи . [ 2 ]
Сергей Токарев связывает эти традиции с древним ритуалом посвящения первых плодов земли языческому божеству. [ 3 ]
Библейская традиция: мученик Маккавеев
[ редактировать ]В православной традиции этот праздник также является литургическим чествованием женщины с семью сыновьями , мученически умершей в 166 году до нашей эры согласно Второй книге Маккавеев .
Историческое событие: битва Андрея Благочестивого.
[ редактировать ]День Медового Спаса был установлен после признания чудесных знамений во время битвы князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. [ 4 ] По преданию, во время этой битвы зловещие знамения победы исходили от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы. [ 5 ]
Традиции
[ редактировать ]Копаем колодцы
[ редактировать ]Праздник Медового Спаса связан с водным праздником, называемым малым водосвятием, в отличие от великого благословения, связанного с праздниками Пасхи и Крещения Господня.
Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход к природным водоёмам и источникам для освящения воды. После крестного хода купались в освященной воде и купали скот, чтобы смыть все болезни.
Сербы Лесковаца считают это время подходящим для рытья и чистки колодцев.
Сотовые кресты
[ редактировать ]Во время праздника свежесобранному меду дается особое благословение. Кресты в виде сот вырезают и несут процессией. В частных домах новоосвященный мед раскладывают в красивые чаши и ставят в центр стола. Русские обычно наливают мед в расписные чашки, известные как гжель .
Традиционно также угощать медом родственников, соседей и нищих. Из освященного меда пекут медовые пряники , пироги, булочки, а традиционным напитком этого праздника является сбитень , состоящий из воды, меда и пряных трав.
Рулетики с маком
[ редактировать ]В этот день верующие пекут булочки с маком . Праздничная трапеза часто начинается именно с этого блюда.
Маковое молоко для блинов готовят в макитре с маково-медовой массой, в которую обмакивают блины. Маковое молоко готовят в особом блюде, которое в России называется макальник, в Украине - макитра, в Белоруссии - макатер.
Маковые рулеты упоминаются во многих русских пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках: «Маковый рулет с медом заставит усы лизнуть», «Когда ешь мак, не сердись».
Блины и пряники также являются частью кулинарных традиций этого праздника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перова, Наталья; Тернбулл, Джоан (2006). Война и мир: Современная русская проза . Стекло. п. 209. ИСБН 978-5-7172-0074-5 .
- ^ «Праздники Спасителя» . Посетитеnovgorod.com . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Иваниц, Линда Дж. (15 февраля 1989 г.). Русское народное поверье . Я Шарп. п. 24. ISBN 978-0-7656-3088-9 .
- ^ Журнал Московской Патриархии . 1987. с. 25.
- ^ Бунин Иван Алексеевич; Бунин, Иван (17 августа 2006 г.). Ночь отрицания: рассказы и повести . Издательство Северо-Западного университета. п. 571. ИСБН 978-0-8101-1403-6 .