Яромарсбург
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2018 г. ) |
Яромарсбург посвященным был культовым местом славянского племени Рани, богу Свантовиту и использовавшемуся с 9 по 12 века. Он был расположен на северо-восточной оконечности в Балтийском море острова Рюген у мыса Аркона и был защищен с двух сторон скалистым берегом , а со стороны суши - славянской крепостной стеной .
На мысе Аркона в последние столетия участки вершин скал постоянно обрушивались в море, поэтому остатки Яромарсбурга сегодня в основном представляют собой крепостные валы. Учитывая потерю от 10 до 20 метров за столетие, считается, что нынешняя площадь валов составляет лишь треть первоначальной площади. В результате в течение нескольких лет проводились срочные археологические раскопки, в результате которых был обнаружен храм Световида, который долгое время считался потерянным в результате обрушения побережья. Это прямоугольная площадка, совершенно свободная от артефактов, но находившаяся вокруг которой, тем не менее, были обнаружены предметы, которые могли быть подношениями, включая части сломанного оружия. Это согласуется с историческим отчетом Саксона Грамматика , который утверждает, что священникам внутри храма не разрешалось даже дышать в его пределах, чтобы не осквернять его.
Имя
[ редактировать ]Название Яромарсбурга происходит от имени ранийского принца Джаромара I. Он стал единственным ранийским князем Рюгена (Руя, Руяна, Рана) после своего брата Тетислава (последний раз упоминается в 1170 году). Он был вассалом датского короля Вальдемара I , поскольку Рюген был завоеван Данией в 1168 году. Из-за этого все старые храмы были разрушены, а Рани была вынуждена принять христианство. Название Яромарсбург не используется в исторических документах и было присвоено крепостной стене позже. В 1937 и 1938 годах стала популярной теория о том, что Яромарсбург — это другое написание Йомсбурга , затерянного города викингов/славян. Это подтверждалось информацией на карте 17 века, на которой Йомсбург находился недалеко от мыса Аркона . В морской зоне были проведены археологические исследования, но результаты не подтвердили эту теорию. Некоторые находки включали каменные колонны, стены, камни для рогатки и рунический камень с именем «Ульф». [ 1 ] Однако эта теория была известна гораздо раньше. Некоторые исследователи полагали, что Йомсбург - это неправильное написание Яромарсбурга, в то время как другие оспаривали эту теорию еще в 18 веке или ранее. [ 2 ] В «Mémoires de la Société royale des antiquaires du Nord» (1836–1839) Аркона и Яромарс Бург упоминаются как два разных места, расположенных близко друг к другу, но со временем некоторые авторы начали использовать название Яромарсбург как синоним Арконы.
Первоначально, во времена своей славы, храм-форт был известен в хрониках и других текстах как Аркона (Аркун, Аркун, Аркун, Аркон, Архон, Архона, Оркунде,...). Самый используемый термин, Аркона, позже был дан всему мысу в качестве названия.
Само имя в этой форме, скорее всего, не является тем именем, которое использовала Рани, потому что славянские имена обычно не имеют А в качестве первой буквы, в то время как, например, в латинских или немецких языках (используемых в большинстве текстов) используется А часто в начале. (например, mare Adriaticum = moře Jaderské ). Окончание слова -она , вероятно, также является результатом изменений, которые латинские авторы внесли в первоначальное имя. Основываясь на своем лингвистическом исследовании подобных изменений, автор Франтишек Адольф Шуберт в своей работе: Руяна , Виттов , Аркона: О происхождении этих названий предполагает, что первоначальная форма имени была Яркун , Яркуон или Яркун . Этимологию названия он основал на описании храма, предоставленном Саксоном Грамматиком . Согласно этому, в храме использовалось много красной краски (типичной для славян), в основном на его выдающейся красной крыше, и благодаря своему расположению он создавал значительный контраст с белыми скалами для людей, приходящих с моря и к голубой водной глади для людей, приходящих с суши. Многие славянские названия используют цвета некоторых значительных зданий, почвы и т. д., например, в Польше и России существует около 400 мест, названия которых связаны с красным цветом. Поэтому Шуберт считает, что имя Жаркун этимологически происходит от *jarъ, *jşrъ , а также слов jarý/jarký/jarka (= свежий, огненный, пылкий, яростный, весенний, сильный, пружинистый, молодой, яркий – тоже непосредственно красный ). В других славянских странах можно найти места с названиями, например , Яркос (Сербия), Ярковице (Чехия), Ярун озеро (Хорватия), Ярки, Яркув, Яркуц, река Ярка и, самое главное, Яркушево , позже известное как Аркушево (Польша). Известны и другие названия такого рода из региона Рюген ( Гархен; Гарцин; Ярково, Яркоуве, Ярхове, Хархове, Гархове, Гархов, Гархова; Ярквиц ). На основании этой информации Шуберт пришел к выводу, что Аркона изначально называлась Яркун (или Яркун, Яркун), что означает (огненно-красный) . Интересно, что название Яромарсбург (Яромар) имеет то же происхождение от *jarъ (с добавлением немецкого слова burg = замок).
Другой исследователь, Дж. Джейкоб, тоже полагал, что это имя было Джаркон или Джаркуон . Однако этимологически он интерпретировал значение как Jarý koń (первоклассный, пышный, сильный, лучший конь — имеется в виду священный конь Свантовита ). Однако такое происхождение, вероятно, неверно, поскольку во многих славянских храмах разных богов был священный конь, не называя в его честь своего места. Шуберт считает, что это не настолько специфическая особенность, чтобы называть в ее честь этот очень важный храм.
Доктор Байерсдорф полагал, что первоначальное название было Харган (от harga ), не славянское, а немецкое имя, и что до Рани это место принадлежало племени Холмруг , и Рани сохранила только название, слегка измененное на Аркун . Возможно, это произошло от готского слова arkina , что означает святой, чистый . Шуберт, однако, считает маловероятным, чтобы старое и сильное племя Рани использовало германские слова для названия своего самого священного храма, тем более что все остальные части Рюгена имели явно славянские названия. [ 3 ]
Нет четкого консенсуса относительно формы или значения оригинального имени.
Структура
[ редактировать ]Замок состоял из двух последовательных валов высотой 13 метров и дополнительных укреплений. Укрепления и храм были деревянными. Первоначально укрепления простирались на 300 метров по оси север-юг и на 350 метров с востока на запад. По словам датского историка Саксона Грамматика, храм был окружен двумя оградами, внешняя из которых была покрыта пурпурной крышей. Внутри находилась четырехметровая статуя Световида , вырезанная из дубового ствола. Саксон Грамматик пишет: « В правой руке фигура держала рог для питья, сделанный из различных металлов. Священник каждый год наполнял его медом и по утраченному за год пророчествовал о грядущем урожае.
Считается, что поселения, связанные с храмом, располагались на месте, где сегодня рыбацкие деревни Витт и Путгартен стоят . Название последнего означает «у подножия замка».
История
[ редактировать ]Примерно с IX века рани поселились на Рюгене; вероятно, в это время они построили святилище, а затем в несколько этапов возвели замок и укрепления. [ 4 ] В 11 веке вал был дополнительно поднят с использованием земли из внутренней части замка. Рани какое-то время доминировали на Рюгене, и значение храма как религиозного центра для славян на юге Балтики возросло после разрушения Ретры в 1068 году. Храм служил местом оракула и получал подношения от других народов, а не только от славян.
Но уже в 1136 году датская армия под командованием короля Эрика Достопамятного захватила храмовую крепость. Побежденная Рани пообещала принять христианство, но нарушила свое соглашение после ухода датчан. В 1157 году шторм уничтожил славянский флот из 1500 кораблей у берегов Норвегии . Датский король Вальдемар I воспользовался этой слабостью, чтобы организовать наступление на Рюген, который был оплотом рани. После серии атак, засад и частичных побед он 19 мая 1168 года со своим флотом высадился в Арконе в сопровождении своего командующего армией и близкого друга епископа Абсалона . 15 июня 1168 года храм-крепость был взят после четырехнедельной осады, когда нападавшим удалось днем устроить в незаметном месте пожар, который защитники замка не смогли потушить из-за нехватки воды. Храм затем был разрушен, статуя Световида изрублена и сожжена.
После падения храма князья рюгенских славян Тецлав , который до этого был царем Рани, и его брат Яромар, живший в своей столице в Чаренце , подчинились датскому королю. После смерти Тецлава в 1170 году Яромар был князем рани до 1218 года. С падением храма король Вальдемар заполучил сокровище, но в 1171 году ему пришлось поделиться этим со своим союзником Генрихом Львом . Обширные владения храма были переданы Церкви.
1169 году Рюген попал под сюзеренитет епископов Лунда , В которые курировали распространение христианства . На месте бывших культовых и захоронений были построены многочисленные часовни. На территории бывшего святилища Световидов была построена первая христианская церковь на Рюгене. В соседней церкви Альтенкирхена , строительство которой, вероятно, началось уже к 1185 году, находится Священный камень ( Priesterstein ) или Свантевитский камень ( Svantevitstein ) – чуть выше основания фундамента – который положен набок. Существуют разные интерпретации этого камня. Не исключено, что каменный рельеф был высечен в дохристианскую эпоху на Рюгене и мог представлять жрецу славянского бога Свантевита, поскольку только он имел право прикасаться к большому и богато украшенному рогу для питья Свантевита. Но это также могло быть надгробие принца Тецлава, которому был передан полуостров Виттов после датского завоевания Рюгена. Более того, предполагается, что положение камня символизирует превосходство Бога над языческими богами. [ 5 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]Яромарсбург в Арконе — единственный вал, о котором у нас есть подробные описания того времени. Замок неоднократно исследовался археологами из-за постоянно происходящей вокруг замка эрозии. Информационная доска на Археологической выставке в Шверине в 1995 году очень ясно показала это. Площадь замка уменьшилась за 1000 лет до 1/3 от своего первоначального размера.
Это побудило археологов исследовать замок, прежде чем он полностью исчез в море. Карл Шухардт, археолог из Берлина, предпринял в 1921 году первое известное исследование. Важным открытием было то, что письменные отчеты саксов были верны, а пространство вокруг храма как места поклонения было пусто. На западе храма виднелась меньшая, но теперь выровненная Стена, позади большой Стены, обозначающей жилое помещение. Предназначалось ли это для культовых жрецов и их слуг или как убежище для окрестных поселений, а также ремесленный магазин, до сих пор не удалось определить.
В 1930 году Вильгельм Петч исследовал стену и задокументировал результаты. Самым важным результатом было то, что он нашел пленку боя 1136 года (завоевание датским королем Эрихом II) под слоем боя и огня 1168 года (датский король Вальдемар I). Более глубокий обгоревший слой все еще присутствовал, возраст которого он датировал 1000 годом.
Литература
[ редактировать ]- Петч-Мартини: Стена и ворота храма Фестиваля Аркона. Прехист. Журнал XXI, стр. 237 и 262, 1930 г.
- Карл Шуххардт: Аркона, Ретра, Винета. Берлин 1926-й
- Петч: Фонд викингов Арконы. В: Выпускает коллекцию древностей Грайфсвальда. Том VII, 1935 г.
- Астрид Туммушайт: Печь со всеми ошибками – Темпельбург Аркона на северной оконечности Рюгена. В: . Археологические открытия в земле Мекленбург-Передняя Померания (= . Археология в земле Мекленбург-Передняя Померания , группа 5), Государственное управление культуры и охраны природы, Шверин, 2009 г., стр. 157 и далее,
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буш/Рамлоу, История военно-морской войны Германии , Bertelsmann Gütersloh, 1940, стр. 62 и далее.
- ^ Шварц, Альберт Г. Курце Введение в географию славянской нации Северной Германии и средних времен, особенно княжеств Померании и Рюгена, описанную на основе проверенных исторических книг и нескольких памятников, некоторые из которых задокументированы. Удар, 1745 г.
- ^ Шуберт, о. Добавлять. Руяна, Виттоу, Аркона: о происхождении и значении этих имен. Прага: Королевское чешское доктринальное общество, 1898, стр. 28-34.
- ^ Торстен Кемпке: скандинавско-славянские контакты на южном побережье Балтийского моря в VII-IX веках, в Оле Харке, Кристиане Любке (ред.): Между Рериком и Борнхёведом. Отношения между датчанами и их славянскими соседями с 9 по 13 века (Исследование по истории и культуре Центрально-Восточной Европы, том 11), Штутгарт, 2000, стр. 9–22, особенно. п. 14; Хайке Райманн, Фред Руххофт, Корнелия Виллих: Рюген в средние века. Междисциплинарное исследование средневекового поселения на Рюгене (Исследование истории и культуры Центрально-Восточной Европы, том 36), Штутгарт, 2011, стр. 42 и далее.
- ^ Буркхард Кункель: Каменный рисунок из Альтенкирхена , кот. Ч. 578. В: Стигеманн К., Крокер М., Уолтер В. (ред.): CREDO. Христианизация Европы ve středověku. паска 2 . Петерсберг 2013, стр. 629–631.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Gardvogteien Wittow and Jasmund с информацией о мысе Аркона, включая Яромарсбург.
- Впечатление художника от замка в средневековье.
54 ° 40'35,76 "N 13 ° 26'12,97" E / 54,6766000 ° N 13,4369361 ° E