Ретра
Ретра (также известная как Радагощ , Радегост , Радигаст , Редигаст , Радгоск и другие формы, такие как Рутенгост ) была в 10-12 веках главным городом и политическим центром славянских редарцев , одного из четырех основных лютикийских племен, расположенных скорее всего, в современном Мекленбурге . Это был также крупный культовый центр, посвященный культу славянского божества Радегаста - Сварожица .
Этимология
[ редактировать ]Имя «Радгоск» (или его близкие формы) происходит от старославянского языка и примерно переводится как «гостеприимный» ( «радосц» или «ради», что означает «радый» или «счастливый»). [ 1 ] и «gość» или «гост», что означает «гость»). [ нужна ссылка ] [ 2 ] [ 3 ]
По- чешски слово «радохостинсви» означает «гостеприимство», а «радовати се» — «радоваться». [ 4 ]
Альтернативно это можно перевести как «принимающий совет», от «rada» (чешский, польский, словацкий, украинский) - совет (также совет, совет, комитет) и «hostit» (чешский «принимать»), «goszczący». , «gościć» (польское «принимать», «принимать») и относятся к месту, человеку или божеству, принимающему совет. [ нужна ссылка ]
Подобные топонимы ( Радгость , Радогощ , Радгощ ) встречаются в некоторых славянских странах.
Название Ретра было предложено Т. Витковским как «искажённая форма» имени редарианцев . [ 5 ]
Хроники
[ редактировать ]Радагоск описан в хрониках Титмара Мерзебургского , который использовал имя Ридегост , тогда как, написав примерно пятьдесят лет спустя, Адам Бременский называл его Ретрой .
Титмар (VI, 23) описывал Ридегост как замок ( urbs ) с тремя рогами ( tricornis ) и тремя воротами ( tres in se continens portas ), к двум из которых можно было добраться по суше, а третьи, самые маленькие ворота, обращенные к озеру ( tree in se continens portas). кобыла ) на восток. [ 6 ] Этот комплекс был окружен девственным лесом ( сильва ), [ 6 ] а внутри находился деревянный храм, воздвигнутый на рогах животных. Там были идолы нескольких языческих божеств, каждый из которых имел выгравированное имя, носил шлем и доспехи, причем «Зуарасичи» был высшим божеством. [ 7 ] Гуидоны ( вексиллы ) этих божеств хранились внутри храма и должны были покидать помещение только во время войны. [ 7 ]
Титмар написал свою хронику, когда Лютичи были союзниками императора Священной Римской империи , союза, против которого он выступал, и составил свой отчет, чтобы отсоветовать императору Священной Римской империи не делать этого. [ 7 ] Он также прямо обращается к читателю и советует ему не следовать языческому культу Лютика, а вместо этого придерживаться Библии. [ 8 ]
Адам Бременский написал свою Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum , когда Радгоск уже находился в упадке, и дал несколько иное описание: по его словам, Радгоск, или «Ретра», «место идолов» ( sedes ydolatriae ) было окружено глубоким озером. и имел девять ворот. Он описал Редигаста как высшее божество в большом демоническом храме ( templum ibi magnum constructum est Demonibus, Princeps est Redigast ), куда могли попасть по деревянному мосту те, кто хотел принести жертву или попросить оракула. [ 9 ] Летописец XII века Гельмольд во многом следовал версии Адама. [ 9 ] Разницу в числах, используемых Титмаром («три», tricornis ) и Адамом («девять»), можно объяснить символическим использованием этих чисел, предназначенным не для точного описания Радгоска, а скорее для связи его с подземным миром. [ 10 ]
Кабан, который, по словам Титмара, вышел из озера перед войной, чтобы насладиться грязью, тем самым «ужасно трясясь и казавшись многим», также мог быть символом, который Титмар использовал для обозначения дьявола, а не настоящего оракула, в в отличие от конского оракула. [ 11 ]
Расположение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Точное местонахождение города неизвестно, однако наиболее вероятно его расположение — на островах и в болотистой местности озер Липс и Толленсе близ Нойбранденбурга (см. Фишеринзель ). Теории о том, что город мог находиться в Фельдберге , аббатстве Ванцка или Гнойене, были опровергнуты. [ 12 ]
Помимо спорного местоположения этого места, спорным было даже предположение о том, что Титмар и Адам писали об одном и том же городе. [ 13 ] Частично это связано с тем, что главное божество, которому поклонялись в Ридегосте/Ретре, упоминалось как Зуарасичи ( Сварожик ) Титмаром (VI, 23), а как Редигост ( Редигаст, Ридегост Адамом Бременским (II, 21; III, 51) ) как а также летописец XII века Гельмольд (I, 2). [ 14 ]
Историками и лингвистами это интерпретируется по-разному: вероятно, разные имена отмечают переход от аппеллятивума, связанного с иранским корнем xvar , «солнце», к отдельному персонализированному божеству с именем Ридегост. [ 15 ] Тогда это могло быть принято как название храма в городе и как название поселившегося там племени (редарии, редарцы, редары). [ 15 ]
Следуя альтернативной гипотезе, все было наоборот: Адам Бременский и Гельмольд ошибочно приняли название места храма за имя божества, которое было правильно идентифицировано Титмаром и соответствует Сварожичу или Сварогу . [ 15 ] Согласно третьей теории, Ридегост был вторым именем Зуарасичи Титмара. [ 15 ]
В славянских языках суффикс «-yc», «-ič», «-wicz», «-vič», добавленный к личному имени, образует отчество , означающее «сын» или, в более общем смысле, «потомок» или «потомок». человека, носящего это имя, поэтому Сварожич или Сварожиц - это «сын», «внук» или другое потомство Сварога (с заменой «g» на «ż» или «ž», согласно правилам славянской грамматики).
Политический центр и славянские восстания
[ редактировать ]По словам Гельмольда Босауского, славянское восстание 983 года началось после собрания в civitas Rethre .
Точно так же успешное начало восстания оботритов 1066 года было, по словам Адама Бременского, отмечено в «Ретре» ритуальным обезглавливанием пленного епископа Иоганна Мекленбургского и принесением его головы, насаженной на копье, в жертву Ридегосту . [ 16 ] Последнее историческое упоминание о « Реде » — это запись в Аугсбургских Анналах за 1068 год. [ 16 ] описывающий его захват епископом Бурхардом и похищение священного коня. [ 16 ]
Предполагается, что Радгоск был уничтожен либо в этой, либо в одной из следующих кампаний; Эбо вероятно, он был разрушен и перестроен несколько раз, поскольку в Vita Ottonis episcopi Bambergensis (III, 5) упоминается разрушение «лютикийского civitas и храма» королем Супплинбурга Лотарем в 1126/27 году, без указания его названия. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Росик, Станислав. Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босауский) . Лейден, Нидерланды: Brill, 2020. с. 216. дои: https://doi.org/10.1163/9789004331488
- ^ Унбегаун, Борис-Оттокар. Древняя религия балтийских славян. В: Журнал религиозной истории и философии , 26-й год, № 3-4, 1946. С. 218-219. DOI: https://doi.org/10.3406/rhpr.1946.3182 ; www.persee.fr/doc/rhpr_0035-2403_1946_num_26_3_3182
- ^ Кунстманн, Генрих. Вклады в историю заселения северной и центральной Германии балканскими славянами . Издательство Отто Сагнера. 1987. с. 62. ISBN 3-87690-385-8 .
- ^ Шмитек, Змаго (2010). «От древнеславянского Сварожича/Радогоста до словенского Кресника». В: Studia Mythologica Славика 13 (октябрь, Словения, стр. 197. https://doi.org/10.3986/sms.v13i0.1647 ).
- ^ Витковский, Т.. «Мифологически мотивированные древнеполабские топонимы». В: Журнал славистики 15, № 1 (1970): 371. https://doi.org/10.1524/slaw.1970.15.1.368 .
- ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 76
- ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 77
- ^ Хенгст (2005), с. 501
- ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 78
- ^ Шмидт (2009), стр. 85-98.
- ^ Шмидт (2009), с. 98
- ^ Шмидт (2009), с. 79.
- ^ Слупецкий, Лешек, «Западнославянский языческий ритуал, описанный в начале одиннадцатого века», в древнескандинавской религии в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия: международная конференция в Лунде, Швеция, 3-7 июня. , 2004 , Андерс Андрен, Кристина Дженнберт, Катарина Раудвере, ред., стр. 224–7.
- ^ Любке (2002), с. 107
- ^ Jump up to: а б с д Любке (2002), с. 104
- ^ Jump up to: а б с д Шмидт, Родерих (2009). Историческое Померание. Люди, места, события. Публикации Исторической комиссии Померании . Бёлау. стр. 75–76. ISBN 978-3-412-20436-5 .
Литература
[ редактировать ]- Миллер, Э., Постан, К., Постан, М.М., Кембриджская экономическая история Европы , издательство Кембриджского университета, 1987, стр. 494.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Радогоск (Ретра) и другие храмы лутизенов и абодритов». В: Слупецкий, Лешек Павел. Славянские языческие святилища . Перевод Изабелы Шиманской. Варшава: Институт археологии и этнологии; Польская академия наук, 1994. С. 51-69. ISBN 83-85463-27-5 .