Jump to content

Ретра

Ретра (также известная как Радагощ , Радегост , Радигаст , Редигаст , Радгоск и другие формы, такие как Рутенгост ) была в 10-12 веках главным городом и политическим центром славянских редарцев , одного из четырех основных лютикийских племен, расположенных скорее всего, в современном Мекленбурге . Это был также крупный культовый центр, посвященный культу славянского божества Радегаста - Сварожица .

Этимология

[ редактировать ]

Имя «Радгоск» (или его близкие формы) происходит от старославянского языка и примерно переводится как «гостеприимный» ( «радосц» или «ради», что означает «радый» или «счастливый»). [ 1 ] и «gość» или «гост», что означает «гость»). [ нужна ссылка ] [ 2 ] [ 3 ]

По- чешски слово «радохостинсви» означает «гостеприимство», а «радовати се» — «радоваться». [ 4 ]

Альтернативно это можно перевести как «принимающий совет», от «rada» (чешский, польский, словацкий, украинский) - совет (также совет, совет, комитет) и «hostit» (чешский «принимать»), «goszczący». , «gościć» (польское «принимать», «принимать») и относятся к месту, человеку или божеству, принимающему совет. [ нужна ссылка ]

Подобные топонимы ( Радгость , Радогощ , Радгощ ) встречаются в некоторых славянских странах.

Название Ретра было предложено Т. Витковским как «искажённая форма» имени редарианцев . [ 5 ]

Радагоск описан в хрониках Титмара Мерзебургского , который использовал имя Ридегост , тогда как, написав примерно пятьдесят лет спустя, Адам Бременский называл его Ретрой .

Титмар (VI, 23) описывал Ридегост как замок ( urbs ) с тремя рогами ( tricornis ) и тремя воротами ( tres in se continens portas ), к двум из которых можно было добраться по суше, а третьи, самые маленькие ворота, обращенные к озеру ( tree in se continens portas). кобыла ) на восток. [ 6 ] Этот комплекс был окружен девственным лесом ( сильва ), [ 6 ] а внутри находился деревянный храм, воздвигнутый на рогах животных. Там были идолы нескольких языческих божеств, каждый из которых имел выгравированное имя, носил шлем и доспехи, причем «Зуарасичи» был высшим божеством. [ 7 ] Гуидоны ( вексиллы ) этих божеств хранились внутри храма и должны были покидать помещение только во время войны. [ 7 ]

Титмар написал свою хронику, когда Лютичи были союзниками императора Священной Римской империи , союза, против которого он выступал, и составил свой отчет, чтобы отсоветовать императору Священной Римской империи не делать этого. [ 7 ] Он также прямо обращается к читателю и советует ему не следовать языческому культу Лютика, а вместо этого придерживаться Библии. [ 8 ]

Адам Бременский написал свою Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum , когда Радгоск уже находился в упадке, и дал несколько иное описание: по его словам, Радгоск, или «Ретра», «место идолов» ( sedes ydolatriae ) было окружено глубоким озером. и имел девять ворот. Он описал Редигаста как высшее божество в большом демоническом храме ( templum ibi magnum constructum est Demonibus, Princeps est Redigast ), куда могли попасть по деревянному мосту те, кто хотел принести жертву или попросить оракула. [ 9 ] Летописец XII века Гельмольд во многом следовал версии Адама. [ 9 ] Разницу в числах, используемых Титмаром («три», tricornis ) и Адамом («девять»), можно объяснить символическим использованием этих чисел, предназначенным не для точного описания Радгоска, а скорее для связи его с подземным миром. [ 10 ]

Кабан, который, по словам Титмара, вышел из озера перед войной, чтобы насладиться грязью, тем самым «ужасно трясясь и казавшись многим», также мог быть символом, который Титмар использовал для обозначения дьявола, а не настоящего оракула, в в отличие от конского оракула. [ 11 ]

Расположение

[ редактировать ]

Точное местонахождение города неизвестно, однако наиболее вероятно его расположение — на островах и в болотистой местности озер Липс и Толленсе близ Нойбранденбурга (см. Фишеринзель ). Теории о том, что город мог находиться в Фельдберге , аббатстве Ванцка или Гнойене, были опровергнуты. [ 12 ]

Помимо спорного местоположения этого места, спорным было даже предположение о том, что Титмар и Адам писали об одном и том же городе. [ 13 ] Частично это связано с тем, что главное божество, которому поклонялись в Ридегосте/Ретре, упоминалось как Зуарасичи ( Сварожик ) Титмаром (VI, 23), а как Редигост ( Редигаст, Ридегост Адамом Бременским (II, 21; III, 51) ) как а также летописец XII века Гельмольд (I, 2). [ 14 ]

Историками и лингвистами это интерпретируется по-разному: вероятно, разные имена отмечают переход от аппеллятивума, связанного с иранским корнем xvar , «солнце», к отдельному персонализированному божеству с именем Ридегост. [ 15 ] Тогда это могло быть принято как название храма в городе и как название поселившегося там племени (редарии, редарцы, редары). [ 15 ]

Следуя альтернативной гипотезе, все было наоборот: Адам Бременский и Гельмольд ошибочно приняли название места храма за имя божества, которое было правильно идентифицировано Титмаром и соответствует Сварожичу или Сварогу . [ 15 ] Согласно третьей теории, Ридегост был вторым именем Зуарасичи Титмара. [ 15 ]

В славянских языках суффикс «-yc», «-ič», «-wicz», «-vič», добавленный к личному имени, образует отчество , означающее «сын» или, в более общем смысле, «потомок» или «потомок». человека, носящего это имя, поэтому Сварожич или Сварожиц - это «сын», «внук» или другое потомство Сварога (с заменой «g» на «ż» или «ž», согласно правилам славянской грамматики).

Политический центр и славянские восстания

[ редактировать ]

По словам Гельмольда Босауского, славянское восстание 983 года началось после собрания в civitas Rethre .

Точно так же успешное начало восстания оботритов 1066 года было, по словам Адама Бременского, отмечено в «Ретре» ритуальным обезглавливанием пленного епископа Иоганна Мекленбургского и принесением его головы, насаженной на копье, в жертву Ридегосту . [ 16 ] Последнее историческое упоминание о « Реде » — это запись в Аугсбургских Анналах за 1068 год. [ 16 ] описывающий его захват епископом Бурхардом и похищение священного коня. [ 16 ]

Предполагается, что Радгоск был уничтожен либо в этой, либо в одной из следующих кампаний; Эбо вероятно, он был разрушен и перестроен несколько раз, поскольку в Vita Ottonis episcopi Bambergensis (III, 5) упоминается разрушение «лютикийского civitas и храма» королем Супплинбурга Лотарем в 1126/27 году, без указания его названия. [ 16 ]

  1. ^ Росик, Станислав. Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босауский) . Лейден, Нидерланды: Brill, 2020. с. 216. дои: https://doi.org/10.1163/9789004331488
  2. ^ Унбегаун, Борис-Оттокар. Древняя религия балтийских славян. В: Журнал религиозной истории и философии , 26-й год, № 3-4, 1946. С. 218-219. DOI: https://doi.org/10.3406/rhpr.1946.3182 ; www.persee.fr/doc/rhpr_0035-2403_1946_num_26_3_3182
  3. ^ Кунстманн, Генрих. Вклады в историю заселения северной и центральной Германии балканскими славянами . Издательство Отто Сагнера. 1987. с. 62. ISBN   3-87690-385-8 .
  4. ^ Шмитек, Змаго (2010). «От древнеславянского Сварожича/Радогоста до словенского Кресника». В: Studia Mythologica Славика 13 (октябрь, Словения, стр. 197. https://doi.org/10.3986/sms.v13i0.1647 ).
  5. ^ Витковский, Т.. «Мифологически мотивированные древнеполабские топонимы». В: Журнал славистики 15, № 1 (1970): 371. https://doi.org/10.1524/slaw.1970.15.1.368 .
  6. ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 76
  7. ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 77
  8. ^ Хенгст (2005), с. 501
  9. ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 78
  10. ^ Шмидт (2009), стр. 85-98.
  11. ^ Шмидт (2009), с. 98
  12. ^ Шмидт (2009), с. 79.
  13. ^ Слупецкий, Лешек, «Западнославянский языческий ритуал, описанный в начале одиннадцатого века», в древнескандинавской религии в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия: международная конференция в Лунде, Швеция, 3-7 июня. , 2004 , Андерс Андрен, Кристина Дженнберт, Катарина Раудвере, ред., стр. 224–7.
  14. ^ Любке (2002), с. 107
  15. ^ Jump up to: а б с д Любке (2002), с. 104
  16. ^ Jump up to: а б с д Шмидт, Родерих (2009). Историческое Померание. Люди, места, события. Публикации Исторической комиссии Померании . Бёлау. стр. 75–76. ISBN  978-3-412-20436-5 .

Литература

[ редактировать ]
  • Миллер, Э., Постан, К., Постан, М.М., Кембриджская экономическая история Европы , издательство Кембриджского университета, 1987, стр. 494.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • «Радогоск (Ретра) и другие храмы лутизенов и абодритов». В: Слупецкий, Лешек Павел. Славянские языческие святилища . Перевод Изабелы Шиманской. Варшава: Институт археологии и этнологии; Польская академия наук, 1994. С. 51-69. ISBN   83-85463-27-5 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcf633b1a1e0a492540e8b79111adb49__1702011300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/49/fcf633b1a1e0a492540e8b79111adb49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rethra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)