Великая Ретра
Часть серии о |
Спарта |
---|
Спартанская конституция |
|
Правительство |
Социальные группы |
Общество |
Культы |
Фестивали |
Наследие |

Великая Ретра ( греч . Μεγάλη Ῥήτρα , буквально: Великое «Изречение» или «Воззвание», хартия) использовалась классическими авторами в двух смыслах. В каком-то смысле это была спартанская конституция , которая, как полагают, была сформулирована и установлена квазилегендарным законодателем Ликургом . В легенде Ликург запретил любую письменную конституцию. Поэтому предполагалось, что оно было устным.
Во втором смысле ретра относится к Дельфийскому оракулу , который, как полагали, содержал всю конституцию в стихах. Кредо неписанности в этом случае терпит неудачу, поскольку письменные записи всех оракулов велись жрецами в Дельфах. Они и другие часто обращались к нему. Он сохранился еще долгое время после кончины оракула, но сейчас отсутствует, за исключением фрагментов, переданных классическими авторами.
Классические авторы и образованное население Спарты знали, что лучше не предполагать, что ретра вступила в силу так, как было написано оракулом, и осталась неизменной. Развивалась двойная традиция: рассказы о оракуле-ретре и рассказы о законах Ликурга. Поскольку в истории спартанцев не было никаких конституционных проблем, у них, похоже, не было проблем с принятием ее противоречий, возможно, потому, что они знали, что она была легендарной.
Кроме того, концепция конституции как истинно устной и государственной тайны представляет собой определенные парадоксы, например, то, как классические авторы знали о ней так много. Более того, работа правительства крупного греческого государства на протяжении веков не могла быть неписаной или секретной. Например, Кир Младший прекрасно знал, что Лисандру по закону запрещено оставаться навархом на второй срок , и тем не менее просил спартанское правительство сделать исключение. И, наконец, если спартанцам было запрещено что-либо записывать, существование надписей в долине Еврота становится проблематичным. Учреждение ретры фактически совпадает с нововведением греческого алфавита на основе финикийского алфавита.
Генезис конституции
[ редактировать ]Версия Геродота
[ редактировать ]По словам Геродота , [ 1 ] за некоторое время до правления Леона Спартанского и Агасикла спартанцы «были самым худшим управляемым народом в Греции». Ликург , «выдающийся человек среди спартанцев», решил спросить совета у Дельфийского оракула . Достигнув внутреннего святилища храма, он услышал:
Ой! ты, великий Ликург, пришедший в мое прекрасное жилище,
Дорогой Юпитеру и всем, кто сидит в залах Олимпа,
Приветствовать ли тебя богом, я не знаю, или только смертным,
Но я надеюсь, что ты бог, Ликург.
После этого оракул представил всю конституцию Спарты, которую Ликург забрал и реализовал. Но, говорит Геродот, лакедемоняне рассказывают другую историю. Ликург, будучи регентом своего племянника Лаботаса, воспользовался возможностью основать новое государство. Подражая обычаям, которые он нашел на Дорианском Крите, он обновил Герусию , Эфорат , Эномотии, Триакады и Сисситию . Геродот не упоминает оракула во втором сообщении.
Соответствующие короли предлагают приблизительную дату возникновения Великой Ретры. Геродот говорит, что Ретра возникла до правления Агасикла и Леона, которые вступили на свои троны около 590 г. до н. э. Лаботас , с другой стороны, начал свое правление в 870 году, что подразумевает появление ретры в начале 9 века. Если оракул существовал, то вопрос о том, какая система письма, если таковая существовала, была средством оракула, является спорным. Линейного письма Б уже не было, и алфавит еще не прибыл в Грецию.
Версия Плутарха
[ редактировать ]Младший источник, Плутарх , менее уверенно говорит о подробностях жизни Ликурга, столкнувшись к тому времени с многочисленными традициями и не имея возможности судить между ними. Он говорит: [ 2 ] «В рассказах, которые нам оставили историки о Ликурге, законодателе Спарты, так много неясностей, что едва ли кто-либо из них утверждает что-либо, что не подвергалось бы сомнению или не противоречило остальным». Повторив некоторые мнения доступных ему источников, он приступает к собственной реконструкции, основанной, по его словам, на мнении большинства. Ликург был младшим сыном царя Еврипонтидов Евнома . Таким образом, он уступил трон в пользу своего брата Полидекта , но последний умер. Наследство по закону перешло к Ликургу. Однако, когда выяснилось, что жена Полидекта беременна, Ликург стал регентом вместо этого в течение первых нескольких месяцев жизни младенца Харилая . В этой версии нет упоминания об Агиад Лаботас. [ 3 ]
Эти оракулы они услышали от Аполлона,
И принес из Пифона домой совершенное слово;
Назначенные небом цари, любящие землю,
Должен стоять на первом месте в национальном совете;
Старшие рядом с ними; общее достояние остается последним;
прямая Ретра Пусть среди всех будет принята .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Книга истории I, раздел 65.
- ^ Плутарх 1880 , с. 28
- ^ Д. Огден, « Кривая речь : происхождение спартанской ретры», JHS 114 (1994) 85–102.
Библиография
[ редактировать ]- Плутарх (1880). «Ликург». В Клафе, Артур Хью (ред.). Жизнеописания выдающихся людей Плутарха . Перевод Драйдена, Джона. Бостон: Литтл, Браун. стр. 28–43.