Jump to content

Лаконофилия

(Перенаправлено из «Спартанского миража »)
См. подпись
Леонид в Фермопилах , 1814 год, картина Жака-Луи Давида

Лаконофилия — это любовь или восхищение Спартой , а также спартанской культурой или конституцией . Термин происходит от Лаконии , части Пелопоннеса , где жили спартанцы.

Поклонники спартанцев обычно восхваляют их доблесть и успехи в войне, их « лаконическую » строгость и сдержанность, их аристократический и добродетельный образ жизни, стабильный порядок их политической жизни и их конституцию с трехсторонним смешанным правительством . Древняя лаконофилия начала появляться еще в V веке до нашей эры и даже внесла в древнегреческий язык новый глагол : λακωνίζειν (буквально: действовать как лаконианец). Похвала спартанскому городу-государству и после этого сохранялась в классической литературе и снова всплыла на поверхность в эпоху Возрождения .

Французский классик Франсуа Олье в своей книге 1933 года Le mirage spartiate («Спартанский мираж») предупреждал, что главная научная проблема заключается в том, что все сохранившиеся описания Спарты были написаны не спартанцами, которые часто чрезмерно идеализировали свой предмет. [ 1 ] Термин «спартанский мираж» стал обозначать «идеализированные искажения и изобретения характера спартанского общества в произведениях неспартанских писателей», начиная с греческой и римской античности и продолжаясь в средневековую и современную эпоху. [ 2 ] Эти рассказы о Спарте обычно связаны с социальными или политическими проблемами писателя. [ 2 ] Никаких отчетов самих спартанцев не сохранилось, если они когда-либо были написаны.

Древняя лаконофилия

[ редактировать ]

В древних Афинах лаконизм зародился как течение мысли и чувства после Персидских войн . Некоторые, как Кимон , сын Мильтиада , считали, что Афинам следует объединиться со Спартой против Персидской империи . Кимон убедил афинян послать солдат на помощь Спарте, когда илоты (крепостные спартанцев) восстали и укрепили гору Итоме . Спартанцы снова отправили афинян домой с благодарностью, чтобы демократические афинские идеи не повлияли на илотов или периоеков . [ 3 ]

Некоторые афиняне, особенно те, кто не любил торговлю, предпочитали закрытое общество и власть немногих . [ нужна ссылка ] Они считали, что спартанская конституция превосходит их собственную. Некоторые даже доходили до того, что подражали спартанским манерам, ходили по Афинам длинноволосыми и немытыми, как спартиаты . [ 4 ] Платона » « Республика , действие которой происходит в V веке до нашей эры, подтверждает это утверждение, поскольку Сократ полагает, что спартанский или критский тип политического режима является фаворитом «многих». [ 5 ]

Группа крайних олигархов-лаконистов, известная как Тридцать тиранов , захватила власть в Афинах в 404 г. до н. э. и удерживала ее в течение одиннадцати месяцев при помощи спартанской армии . Однако их правление было быстро свергнуто, и демократия была восстановлена. [ 6 ]

В 371 году до нашей эры спартанцы потерпели поражение в битве при Левктре . В результате этого поражения союзники Спарты восстали, и илоты Мессении были освобождены. После этого спартанская экономика стала менее способной поддерживать профессиональных солдат, а неравенство между предположительно равными гражданами увеличилось. В результате репутация Спарты либо как военного победителя, либо как проводника во внутренних делах существенно снизилась. [ нужна ссылка ]

Философы

[ редактировать ]
Ликург Спартанский , легендарный основатель конституции города.

Лаконофилы тем не менее оставались среди философов. Некоторые из молодых людей, последовавших за Сократом, были лаконофилами. Сам Сократ изображается восхваляющим законы Спарты и Крита. [ 7 ] Критий , соратник Сократа, помог осуществить олигархическое правление Тридцати тиранов , которых поддерживала Спарта. Ксенофонт , еще один ученик Сократа, сражался на стороне спартанцев против Афин. Платон также в своих трудах, похоже, предпочитает режим спартанского типа демократическому. [ 8 ] Аристотель считал законы, принятые на Крите и Спарте, особенно подходящими для воспитания добродетельных и законопослушных граждан, хотя он также критиковал самих критян и спартанцев как некомпетентных и коррумпированных, основанных на культуре войны. [ 9 ]

Таким образом, греческая философия унаследовала традицию восхваления спартанского права. Это только усилилось, когда Агис IV и Клеомен III попытались «восстановить наследственную конституцию» в Спарте, чего ни один из живущих тогда людей не испытал. Эта попытка закончилась крахом институтов Ликурга , а один набис установил тиранию в Лаконии. [ нужна ссылка ] [ 10 ]

В последующие века греческие философы, особенно платоники , часто описывали Спарту как идеальное государство, сильное, храброе и свободное от коррупции в торговле и деньгах. [ нужна ссылка ] Эти описания, Плутарху , различаются во многих деталях. наиболее полное из которых принадлежит [ 11 ] Многие ученые пытались реконструировать, какие части этих утопий на самом деле практиковали классические спартанцы, какие части Клеомен и какие изобрели более поздние классические авторы. [ 12 ]

стало модным У римлян посещать Лакедемон и видеть обряды Артемиды Орфии , как своего рода туристическую достопримечательность – ближайшая Греция могла предложить гладиаторские игры. [ 13 ]

Противоположные взгляды

[ редактировать ]

Даже в древних культурах лаконофилия была тенденцией, а не абсолютом. Никто из современников Ликурганской конституции не восхвалял Спарту безоговорочно, кроме самих спартанцев.

Геродот Галикарнасский . последовательно изображает спартанцев, за исключением тех случаев, когда они фактически сталкиваются с битвой, как простоватых, нерешительных, отказывающихся сотрудничать, коррумпированных и наивных Платон заставил Сократа доказать , что государству, которое действительно ведет простую жизнь, не понадобится класс воинов; роскошному и агрессивному понадобилась бы группа философов, таких как сам Платон, чтобы направлять и обманывать стражей. Даже Конституции восхваление Ксенофонтом . Лакедемонян не является чистой похвалой [ 14 ]

Аристотель критикует спартанцев в своей «Политике» : илоты продолжают бунтовать; спартанские женщины роскошны; магистраты (и особенно эфоры ) безответственны; принимать решения самым громким криком в апелле — глупо; богатство граждан неравномерно (так что слишком многие теряют ресурсы, необходимые для того, чтобы быть гражданином и гоплитом ); а спартиаты позволяют друг другу уклоняться от уплаты налогов, поэтому город беден, а отдельные граждане жадны. Прежде всего, спартанцы не знают других искусств, кроме войны, поэтому в мирное время они некомпетентны и коррумпированы. По его словам, критские институты еще хуже. [ 15 ]

Даже после краха и идеализации Спарты Полибий писал: «Тогда моя цель в этом отступлении — продемонстрировать на реальных фактах, что для защиты своей собственной страны в абсолютной безопасности и для сохранения своей свободы, законодательства Ликурга было вполне достаточно; и для тех, кто удовлетворен этими целями, мы должны признать, что не существует и никогда не существовало конституции и гражданского порядка, которые были бы предпочтительнее, чем в Спарте». [ 16 ]

Современная лаконофилия

[ редактировать ]

Восхищение Спартой продолжалось и в эпоху Возрождения . Никколо Макиавелли соглашался, что Спарта примечательна своим долгим и статичным существованием, но тем не менее утверждал, что по добродетели и славе Рим гораздо предпочтительнее ( «Рассуждения» ). Английский конституционалист елизаветинской эпохи Джон Эйлмер сравнил смешанное правительство Англии Тюдоров со Спартанской республикой, назвав «Лакедемонию [имеется в виду Спарту], самый благородный и лучший управляемый город, который когда-либо существовал» как модель для Англии. Швейцарско-французский философ Жан-Жак Руссо выгодно противопоставил Спарту Афинам в своем «Рассуждении об искусствах и науках» , утверждая, что ее строгая конституция предпочтительнее более культурной природы афинской жизни. Сэмюэл Адамс выразил разочарование тем, что американская республика не соответствует его идеалу «христианской Спарты». [ 17 ]

Александр Гамильтон высмеивал лаконофилию своей эпохи как нереальную:

Мы можем проповедовать до тех пор, пока нам не надоест тема необходимости бескорыстия в республиках, не обращая при этом ни одного прозелита. Добродетельный декламатор не уговорит ни себя, ни кого-либо другого довольствоваться двойной кашей вместо разумного вознаграждения за свои услуги. Мы могли бы скорее примириться со спартанским сообществом товаров и жен, с их железной монетой, их длинными бородами или их черным бульоном . Среди нас наблюдается полная скрытность как в обстоятельствах, так и в нравах общества; и искать образцы в простых эпохах Греции и Рима так же нелепо, как было бы искать их среди готтентотов и лапландцев . [ 18 ]

Значение лаконофилии возросло в девятнадцатом веке. Революционная и наполеоновская Франция использовала Спарту как образец социальной чистоты. Славой Жижек заявил, что «все современные эгалитарные радикалы, от Руссо до якобинцев ... представляли республиканскую Францию ​​как новую Спарту». [ 19 ]

Ранний сионизм

[ редактировать ]

Ранние сионисты, и особенно основатели кибуцного движения в Израиле, находились под влиянием спартанских идеалов и опирались на спартанскую модель, в частности, принижая материалистические ценности, которые они ассоциировали с общинами диаспоры, которые они покинули. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Табенкин , например, отец-основатель кибуца и Пальмаха , находился под сильным влиянием древней Спарты. Он предписывал, чтобы «воспитание бойцов начиналось с детской комнаты», чтобы детей с детского возраста водили «ночевать в горах и долинах», учили сражаться и воспитывали для войны. [ 23 ]

Расовая лаконофилия

[ редактировать ]

Карл Мюллер

[ редактировать ]
Карл Мюллер

Новый элемент был введен в лаконофилию Карлом Отфридом Мюллером , который связал спартанские идеалы с предполагаемым расовым превосходством дорийцев , этнической подгруппы греков, к которой принадлежали спартанцы. Хотя греческие лаконофилы, такие как Плутарх, восхваляли спартанцев, они не распространяли это восхищение на дорийцев в целом. Плутарх утверждал, что основатель их конституции Ликург унаследовал коррумпированные дорийские институты. Аргос , традиционный враг Спарты, также был дорийским государством; то же самое произошло с Коринфом , Родосом и Сиракузами , тремя наиболее торговыми государствами Греции.

Однако в 1824 году Мюллер написал «Die Dorier» , историю дорийской расы. Его описывают как «тысячестраничную фантазию», в которой дорийцы изображаются как героическая и благородная раса, распространившаяся в Грецию с севера. Он использовал новые дисциплины сравнительной лингвистики и критики источников, чтобы доказать, что дорийцы представляют собой отдельную этнолингвистическую группу, чью первоначальную культуру можно было изолировать от более поздних влияний. Происхождение дорийцев он связал с мифическими мирмидонами Троянской войны и их предводителем Ахиллом .

Нацистская лаконофилия

[ редактировать ]

Акцент Мюллера на северном происхождении и расовых качествах спартанцев позже способствовал развитию нордицизма , теории превосходства североевропейской господствующей расы . Позже немецкие писатели регулярно изображали спартанцев образцом современного прусского государства , которое также делало упор на военную самодисциплину. До того, как утверждать, что пруссаки и спартанцы изначально принадлежали к одной расе, было недалеко. Фрэнк Х. Хэнкинс резюмирует взгляды американского нордиста Мэдисона Гранта , написавшего в 1916 году:

Спарта изображается как особенно нордическая из-за чистоты ее дорийского происхождения, тогда как Афины представляют собой скорее смесь. Таким образом, Спарта продемонстрировала военную эффективность, тщательную организацию и патриотическое самопожертвование личности ради государства, характерное для нордических стран повсюду и примером которого является современная Пруссия, в то время как Афины продемонстрировали интеллектуальный блеск, нестабильность, крайний индивидуализм, склонность к измене и заговорам. так характерно для популяций, имеющих большой средиземноморский элемент . [ 24 ]

Эти аргументы были повторены нацистскими теоретиками расы, такими как Ганс Ф. К. Гюнтер и Альфред Розенберг . Адольф Гитлер особенно хвалил спартанцев, рекомендуя в 1928 году Германии подражать им, ограничивая «количество людей, которым разрешено жить». Он добавил, что «спартанцы когда-то были способны на такую ​​мудрую меру... Покорение 350 000 илотов 6 000 спартанцев стало возможным только благодаря расовому превосходству спартанцев». Спартанцы создали «первое расовое государство». [ 25 ]

После вторжения в СССР Гитлер настаивал на том, чтобы со славянами обращались как с илотами при спартанцах: «Они [спартанцы] пришли как завоеватели и взяли все», и то же самое следует делать с немцами. Нацистский офицер уточнил, что «немцам придется занять позицию спартиатов, тогда как... русские будут илотами». [ 25 ]

Современная лаконофилия

[ редактировать ]

Современная лаконофилия присутствовала в популярной культуре, особенно в связи с битвой при Фермопилах , изображенной в таких фильмах, как «300 спартанцев» . Это также очевидно в графическом романе «300 спартанцев» и снятом на его основе фильме .

В современном мире прилагательное «спартанский» используется для обозначения простоты, бережливости или отказа от роскоши и комфорта. [ 26 ] Из-за своей репутации в области физического мастерства, название «спартанцы» было принято командами в нескольких видах спорта. Университет штата Мичиган принял «Спартанцев» в качестве своей университетской команды в 1925 году. Помимо «Спартанцев штата Мичиган » , в другие команды входят « Спартанцы штата Сан-Хосе» , «Спартанцы штата Норфолк » и другие. Футбольные клубы включают «Спарта Прага» ( Чехия ), «Спартанс» ( Шотландия ), «Чамрун Спартанс» ( Мальта ), «Спарта Роттердам» ( Нидерланды ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ходкинсон, Стивен «Воображаемая спартанская политерия », стр. 22–81 из The Imaginary Polis: Symposium, 7–10 января 2004 г. под редакцией Могенса Германа Хансена, Копенгаген: Danske Videnskabernes Selskab, 2005, стр. 22–81. 222.
  2. ^ Jump up to: а б Ходкинсон С. (31 декабря 2002 г.). "Введение". Спарта: За миражом . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctv1n357hd . ISBN  978-1-914535-20-8 .
  3. ^ Фукидид , История Пелопоннесской войны I.102 ; Де Сте. Круа (1972) 76; Плутарх Кимон 16.1 и далее .
  4. ^ Аристофан , Птицы 1281 ; комиксов Платона Фрагменты 132 (PCG); эпиликуса Фрагменты 4 (ПКГ).
  5. ^ Республика VIII, 544c .
  6. ^ Ссылки см. в статье о Тридцати тиранах .
  7. ^ Шофилд (2006) 38-39; Доусон (1992) 58-59, 61, 74, 103-104; Картледж Сократиковская Спарта (1999); Платон, Критон 52e .
  8. ^ См. его диалог « Законы» .
  9. ^ Аристотеля Никомахова этика 1102a7-11 .
  10. (некоторые) ссылки см. в статье об Агисе IV .
  11. ^ См., например: Плутарх Ликург ; Плутарх Instituta Laconica греческий английский английский .
  12. ^ В частности: Олье (1933); Тигерштедт (1965–72).
  13. ^ Диспуты Цицерона Тускулана II.34 Латинский английский
  14. ^ Ксенофонтская конституция лакедемонян http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Xen.+Const.+Lac.+14&fromdoc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0210 14.1]
  15. ^ Аристотель Политика 1269a - 1271b
  16. ^ Полибия Истории VI, 50 ; я, 6
  17. ^ «Эпилог: Защита Республики: Сэмюэл Адамс Джону Сколлею» .
  18. ^ Чикагский университет
  19. ^ Жижек, Славой . «Настоящие голливудские левые» . www.lacan.com.
  20. Земля и власть: сионистское обращение к силе, 1881–1948 , Анита Шапира, Stanford University Press, 1999, 300
  21. ^ Кафка и культурный сионизм: даты в Палестине Ирис Брюс, Univ of Wisconsin Press, 2007, стр. 170
  22. Создание израильского милитаризма , Ури Бен-Элиезер, Indiana University Press, 1998.
  23. ^ Создание израильского милитаризма , Ури Бен-Элиезер, Indiana University Press, 1998, стр. 63
  24. Ханкинс, Фрэнк, Расовая основа цивилизации , Кнопфф, 1926.
  25. ^ Jump up to: а б Гитлер, Пол Пот и власть хуту: отличительные темы идеологии геноцида Профессор Бен Кирнан, Холокост и документ для обсуждения в Организации Объединенных Наций
  26. ^ Словарь Вебстера http://www.merriam-webster.com/dictionary/Spartan

Библиография

[ редактировать ]
  • Картледж, П. Спарта: новые перспективы (Лондон, 1999).
  • ---. «Сократиковская Спарта и Руссо» в: С. Ходкинсон, А. Пауэлл (ред.) Спарта: новые перспективы (Лонден, 1999) 311–337.
  • ---. Спартанцы: мир воинов-героев Древней Греции, от утопии до кризиса и краха (Вудсток, 2003).
  • Доусон, Д. Города богов: коммунистические утопии в греческой мысли (Оксфорд, 1992).
  • Фергюсон, Дж. Утопии классического мира (Лондон, 1975). Обсуждается обособленный характер классической утопической литературы.
  • Ходкинсон, С. «Воображаемая спартанская политика» в: М. Х. Хансен (ред.) Воображаемый полис, Исторические философские коммуникации 91 (Копенгаген, 2005) 222–281.
  • Егер, В. Пайдея: Идеалы греческой культуры, изд. пер. Х. Гилберт (Оксфорд, 1939).
  • Дженкинс, Р. Викторианцы и Древняя Греция (Оксфорд, 1980).
  • Китто, HDF Греки (Мидлсекс, 1951).
  • Мендл, М. Опасные позиции; Смешанное правительство, сословия королевства и выработка «ответа на шесть предложений» (Тускалуса, 1985).
  • Мюллер, К.О. История и древности дорической расы пер. Х. Тафнелл , Г. К. Льюис (Лондон, 1839 г.).
  • Олье, Ф. Спартанский мираж: исследование идеализации Спарты в греческой древности (Париж, 1933).
  • Пауэлл, А. и С. Ходкинсон (ред.) Тень Спарты (Лондон, 1994). Содержит исследования взглядов на Спарту некоторых неспартанских греков, например, Ксенофонта, Аристофана, Платона.
  • Роусон, Э. Спартанская традиция в европейской мысли (Оксфорд, 1969).
  • Шофилд, М. Платон: политическая философия (Оксфорд, 2006).
  • Сте. Круа, GEM de The Origins of the Peloponnesian War (Лондон, 1972).
  • Тайгерстед, Ε.Ν. Легенда о Спарте в классической античности I-III (1965–72, Стокгольм/Гетеборг/Уппсала).
  • Тернер, Ф. Греческое наследие в викторианской Британии (Лондон, 1981).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: beb4fbd59f0e37087f72b19c979df9e8__1722468780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/e8/beb4fbd59f0e37087f72b19c979df9e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laconophilia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)