На следующий день
Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Июль 2021 г. ) |
Индомания или индофилия относятся к особому интересу, который Индия , индийцы , их культура и традиции вызвали во всем мире, в частности, среди культур и цивилизаций Индийского субконтинента , а также арабского и западного мира (особенно в Германии ). [1] Первоначальный интерес британцев к управлению своими недавно поглощенными территориями пробудил интерес к Индии, в частности к ее культуре и древней истории . Позже люди, интересующиеся индийскими аспектами, стали известны как индологи, а их предмет - индологами . Ее противоположностью является индофобия .
История
[ редактировать ]Исторически индийская цивилизация, являющаяся одной из древних великих держав, широко рассматривалась как объединение разнообразных богатых культур. Благодаря древней цивилизации и вкладу, есть свидетельства известных людей, которые посетили эту страну и дали ей хвалебные отзывы.
Филострат в своей книге « Жизнь Аполлония Тианского » признал опыт Аполлония в Индии, он пишет, что Аполлоний описывал:
В Индии я нашел расу смертных, живущих на Земле, но не придерживающихся ее. Населяя города, но не привязываясь к ним, владея всем, но не обладая ничем. [2]
Римский философ II века Арриан аплодировал Индии как нации свободных людей. Он отмечает, что вообще не нашел в Индии рабов, [3] и далее он добавил:
Ни один индеец никогда не выходил за пределы своей страны в военном походе, настолько они были праведны. [4]
Во время Золотого века ислама эрудит Аль-Бируни , основатель индологии , написал книгу «Тарих аль-Хинд» ( «Исследования Индии »), в которой записана политическая и военная история Индии история Индии освещена культурная , научная , социальная и религиозная и подробно . . [5] Подобные сочинения об Индии были найдены и в труде Аль-Масуди . Однако мусульманское правление Индией в основном имело место гораздо позже.
Аль-Масуди пишет:
Все историки, сочетающие зрелость рефлексии с глубиной исследования и имеющие ясное представление об истории человечества и его происхождении, единодушны в своем мнении, что индусы в древнейшие времена были той частью человеческого рода, которая наслаждались благами мира и мудрости. Когда люди сформировались в тела и собрались в сообщества, индусы приложили все усилия, чтобы объединить их со своей империей и подчинить свои страны с той целью, чтобы они могли стать правителями. Великие люди среди них говорили: «Мы — начало и конец; мы обладаем совершенством, превосходством и завершением. Все, что ценно и важно в жизни этого мира, обязано своим происхождением нам. Давайте не позволим что кто-нибудь будет сопротивляться нам или противостоять нам; давайте нападем на любого, кто осмелится обнажить свой меч против нас, и его судьбой будет бегство или подчинение». [6]
Влияние Индии на Юго-Восточную Азию
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении: Расскажите, как индийское влияние распространилось на Юго-Восточную Азию и другие страны. Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
С расширением Индосферы культурного влияния на Великую Индию , [7] через передачу индуизма в Юго-Восточной Азии [8] [9] [10] и передача буддизма по Шелковому пути [11] [12] что привело к индианизации Юго-Восточной Азии через образование неиндийских коренных индианизированных королевств Юго-Восточной Азии. [13] который принял санскритский язык [14] и другие индийские элементы [15] такие как почетные титулы , наименование людей , наименование мест , девизы организаций и учебных заведений, а также принятие индийской архитектуры , боевых искусств , индийской музыки и танцев , традиционной индийской одежды и индийской кухни , процесс, который также был чему способствовала продолжающаяся историческая экспансия индийской диаспоры. [16]
18 и 19 века
[ редактировать ]Восприятие индийской истории и культуры европейцами в XVIII и XIX веках колебалось между двумя крайностями. Хотя европейские писатели XIX века считали Индию колыбелью цивилизации, их романтическое видение Индии постепенно сменилось « индофобией », которая маргинализировала индийскую историю и культуру. [17]
Фридрих Шлегель писал в письме Тику, что Индия была источником всех языков , мыслей и стихов и что «все» пришло из Индии. [18] В XVIII веке Вольтер писал:
Я убеждён, что всё пришло к нам с берегов Ганга — астрономия , астрология , метемпсихоз и т. д. Очень важно отметить, что по крайней мере около 2500 лет назад Пифагор отправился от Самоса к Гангу, чтобы выучить геометрию... Но он, конечно, не предпринял бы такое странное путешествие, если бы репутация индейской науки не утвердилась давно в Европе. [19]
Во многом ранний энтузиазм по поводу индийской культуры можно отнести к влиянию сэра Уильяма Джонса . Джонс был лишь вторым известным англичанином, овладевшим санскритом , после Чарльза Уилкинса . Его понимание того, что грамматика и словарный запас санскрита имеют сходство с греческим и латынью, стало ключевым моментом в развитии концепции индоевропейской семьи языков. В феврале 1786 года Джонс заявил, что санскрит «более совершенен, чем греческий, более обилен, чем латынь, и более изысканно утончен, чем любой из них». Джонс перевел на английский драму «Признание Сакунталы из Калидасы » и опубликовал ее в 1789 году. Калькуттское издание имело немедленный успех, и в течение трех лет последовали еще два лондонских издания. Джонс также обнаружил, что шахматы и алгебра имеют индийское происхождение. Каждая отрасль индийских исследований в чем-то была обязана его вдохновению. [20]
Важным событием периода британского владычества стало влияние индуистских традиций на западную мысль и новые религиозные движения . Гете позаимствовал у Калидаса для «Vorspiel auf dem Theater» в «Фаусте » . Одним из первых поборников индийской мысли на Западе был Артур Шопенгауэр , который в 1850-х годах защищал этику, основанную на «арийско-ведической теме духовного самопобеды», в отличие от невежественного стремления к земному утопизму поверхностно мирских людей. «Еврейский» дух. [21] В конце введения в книгу «Мир как воля и представление » Артур Шопенгауэр заявил, что повторное открытие древней индийской традиции станет одним из величайших событий в истории Запада.
Гете и Шопенгауэр были на вершине научных открытий, особенно работы сэра Уильяма Джонса . Калидасы (Гете, вероятно, читал «Признание Сакунталы» в переводе Джонса.) Однако открытие мира санскритской литературы вышло за рамки немецких и британских ученых и интеллектуалов ( Генри Дэвид Торо был сочувствующим читателем « Бхагавад-гиты» ) и даже за пределами гуманитарные науки . На заре Периодической таблицы учёные называли ещё не открытые элементы с использованием санскритских префиксов (см. « Предсказанные Менделеевым элементы» ).
Такие ученые, как Шлегель, также оказали влияние на некоторых историков, таких как Фридрих Кройцер , Йозеф Гёррес и Карл Риттер , которые написали книги по истории, в которых Индии уделялось больше внимания, чем обычно. [22]
Комментируя священные тексты индусов, Веды , Вольтер заметил:
Веды были самым ценным подарком, которым Запад когда-либо был обязан Востоку. [23]
Он считал индуистов «мирными и невинными людьми, одинаково неспособными причинить вред другим или защитить себя». [24] Вольтер сам был сторонником прав животных и был вегетарианцем. [25] Он использовал древность индуизма, чтобы нанести то, что он считал разрушительным ударом по библейским утверждениям, и признал, что обращение индусов с животными представляет собой позорную альтернативу безнравственности европейских империалистов. [26]
Макс Мюллер прочитал серию лекций о религии и литературе Индии. В своей четвертой лекции он сказал:
Если бы меня спросили, под каким небом человеческий разум наиболее полно развил некоторые из своих лучших дарований, наиболее глубоко размышлял над величайшими проблемами жизни и нашел решения некоторых из них, которые вполне заслуживают внимания даже тех, кто изучал Платон и Кант, я должен указать на Индию. И если бы я спросил себя, из какой литературы мы, воспитанные почти исключительно на мыслях греков и римлян и представителей семитской расы, евреев, могли бы почерпнуть то исправление, которое больше всего необходимо для того, чтобы сделать нашу внутреннюю жизнь более совершенная, более всеобъемлющая, более универсальная, фактически более человечная жизнь... Я снова должен указать на Индию. [27]
Елена Блаватская переехала в Индию в 1879 году, и ее Теософское общество , основанное в Нью-Йорке в 1875 году, за последние годы ее жизни превратилось в своеобразную смесь западного оккультизма и индуистского мистицизма. Вдохновленные индуизмом элементы теософии также были унаследованы ответвленными движениями ариософии и антропософии и в конечном итоге способствовали возобновлению бума Нью-Эйдж в 1960-1980-х годах, причем сам термин « Новый век» Блаватской 1888 года произошел от «Тайной доктрины» .
20 век
[ редактировать ]Индуистские реформаторские движения достигли западной аудитории после пребывания Свами Вивекананды во Всемирном парламенте религий в Чикаго в 1893 году. Вивекананда основал Миссию Рамакришны , индуистскую миссионерскую организацию, действующую до сих пор.
Влиятельное влияние на распространение индуизма среди западной аудитории оказали А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ( движение Харе Кришна ), Шри Ауробиндо , Мата Амританандамайи , Мехер Баба , Ошо , Махариши Махеш Йоги ( Трансцендентальная Медитация ), Сатья Саи Баба , Мать Мира и другие.
Свами Прабхавананда , основатель и глава Общества Веданты Южной Калифорнии , заметил, что:
Тойнби предсказал, что в конце этого столетия в мире будет доминировать Запад, но в 21 веке Индия победит своих завоевателей. [28]
наблюдалась похожая фаза Индомании В 1960-х и 1970-х годах в западном мире с ростом интереса к индийской культуре . Во многом это было связано с хиппи контркультурным движением ; Индию . Например, «тропа хиппи» — это путешествие, которое в этот период предпринимали многие жители Запада в Движение Харе Кришна в 1960 приобрело популярность -х годах. Индийские режиссеры, такие как бенгальский режиссер Сатьяджит Рэй, а также бенгальские музыканты, такие как Рави Шанкар, приобретали все большую известность в западном мире. Индийское музыкальное влияние, особенно использование ситара The Beatles , стало очевидным в джазе (см. Индо-джаз ) и рок-музыке , среди популярных западных исполнителей, таких как The Beatles (см. в Индии ), The Rolling Stones , Led Zeppelin и Джими Хендрикс , среди прочего, что привело к развитию психоделических музыкальных жанров, таких как рага-рок и психоделический рок .
21 век
[ редактировать ]В 21 веке было зарегистрировано значительное количество Индомании из-за улучшения ситуации в Индии, связанного с экономическими условиями, политическими изменениями, активизмом и т. Д. [ нужна ссылка ]
Политика
[ редактировать ]Индия является крупнейшей демократией в мире. Демократический характер ее политики побудил многих мировых лидеров хвалить индийскую политику. Джордж Буш прокомментировал: «Индия является прекрасным примером демократии. Она очень набожна, у нее разные религиозные лидеры, но каждый доволен своей религией. Миру нужна Индия». [29] Во время митинга Намасте Трампа в феврале 2020 года президент США Дональд Трамп заявил: «Америка любит Индию. Америка уважает Индию. И Америка всегда будет верными и преданными друзьями индийского народа». [30]
Фарид Закария в своей книге «Постамериканский мир » охарактеризовал Джорджа Буша как «самого проиндийского президента в американской истории». [31] В ноябре 2012 года президент Израиля Шимон Перес заметил: «Я думаю, что Индия — это величайшая демонстрация того, как так много различий в языке и сектах могут сосуществовать, сталкиваясь с огромными страданиями и сохраняя полную свободу». [32]
Образование
[ редактировать ]Индийские языки преподаются во многих странах, включая Соединенные Штаты . [33] В 2012 году тогдашний премьер-министр Австралии говорила Джулия Гиллард о хинди и других известных азиатских языках, которые будут преподаваться в Австралии. [34]
В отчете BBC за 2012 год показано, как школы в Соединенном Королевстве работают вместе с индийскими репетиторами по математике онлайн, обучая учеников в классе. [35]
Наука
[ редактировать ]Несмотря на антииндийские настроения в Пакистане, пакистанская газета The Nation опубликовала 7 ноября 2013 года отчет под заголовком «Не ненавидьте, цените», в котором они высоко оценили индийскую миссию на Марс ; в отчете далее отмечается: «Велись войны и рождались мученики. страна, чтобы достичь этой вехи». [36]
В ответ на миссию газета South China Morning Post назвала Индию «полной энергии и жизненной силы, обладающей очевидными преимуществами и потенциалом развития». [37]
По стране
[ редактировать ]В 2007 году опрос, проведенный GlobeScan для Всемирной службы BBC, показал, что самые сильные проиндийские настроения были обнаружены в Индонезии: 72% выразили положительное мнение. [38]
Индию связывают прочные культурные, языковые и исторические связи с Бангладеш . Индия поддержала борьбу Бангладеш за независимость в 1971 году, и мнение Бангладеш в целом благоприятно для Индии. [39] В 2014 году исследование Pew Research Center показало, что израильтяне и русские придерживаются наиболее проиндийских настроений во всем мире: 90% и 85% соответственно выражают положительное мнение об Индии. [40]
Опрос Gallup 2016
[ редактировать ]Согласно опросу Gallup, посвященному любимым странам американцев, Индия заняла шестое место среди наиболее благоприятных стран: 75% относятся к ней положительно, а 18% - отрицательно. [41]
Опросы Всемирной службы BBC
[ редактировать ]Год | Положительный % | Отрицательный % | Пост-отрицательный % |
---|---|---|---|
2007 [42] | 37 | 26 | +11 |
2008 [43] | 42 | 28 | +14 |
2009 [44] | 39 | 33 | +6 |
2010 | 36 | 30 | +6 |
2011 [45] | 40 | 28 | +12 |
2012 [45] | 40 | 27 | +13 |
2013 [46] | 34 | 35 | -1 |
2014 [47] | 38 | 36 | +2 |
2017 [48] | 37 | 39 | -2 |
Опрос BBC 2017 г.
[ редактировать ]Страна по опросу | Позитивный | Отрицательный | Нейтральный | Пост-Нег |
---|---|---|---|---|
Соединенные Штаты | 49 | 37 | 14 | 12 |
Германия | 1 | 33 | 66 | -32 |
Пакистан | 11 | 62 | 27 | -51 |
Испания | 23 | 35 | 42 | -12 |
Мексика | 42 | 33 | 25 | 9 |
Франция | 39 | 53 | 8 | -14 |
Китай | 35 | 56 | 9 | -21 |
Канада | 41 | 44 | 15 | -3 |
Австралия | 49 | 34 | 17 | 15 |
Великобритания | 56 | 38 | 6 | 18 |
Бразилия | 23 | 57 | 20 | -34 |
Турция | 32 | 44 | 24 | -12 |
Индонезия | 50 | 18 | 32 | 32 |
Кения | 48 | 26 | 26 | 22 |
Россия | 41 | 10 | 49 | 31 |
Нигерия | 47 | 39 | 14 | 8 |
Индия | 56 | 4 | 40 | 52 |
Греция | 19 | 27 | 54 | -8 |
Глобальный средний показатель (исключая Индию) | 37 | 39 | 24 | -2 |
Опрос BBC 2014 г.
[ редактировать ]Страна по опросу | Позитивный | Отрицательный | Нейтральный | Пост-Нег |
---|---|---|---|---|
Германия | 16 | 32 | 52 | -16 |
Пакистан | 21 | 58 | 21 | -37 |
Испания | 20 | 50 | 30 | -30 |
Израиль | 9 | 34 | 57 | -25 |
Мексика | 26 | 37 | 37 | -11 |
Южная Корея | 36 | 47 | 17 | -11 |
Франция | 40 | 49 | 11 | -9 |
Китай | 27 | 35 | 38 | -8 |
Канада | 38 | 46 | 16 | -8 |
Перу | 26 | 31 | 43 | -5 |
Австралия | 44 | 46 | 10 | -2 |
Великобритания | 45 | 46 | 9 | -1 |
Бразилия | 41 | 36 | 23 | 5 |
Турция | 35 | 29 | 36 | 6 |
Чили | 35 | 21 | 44 | 14 |
Индонезия | 47 | 24 | 29 | 23 |
Япония | 34 | 9 | 57 | 25 |
Кения | 53 | 23 | 24 | 30 |
Гана | 53 | 22 | 25 | 31 |
Россия | 45 | 9 | 46 | 36 |
Нигерия | 64 | 22 | 14 | 42 |
Опрос BBC 2007 г.
[ редактировать ]Международная опросная компания GlobeScan, которой Всемирная служба BBC поручила провести опрос.
Страна по опросу | Позитивный | Отрицательный | Нейтральный | Пост-Нег |
---|---|---|---|---|
Индонезия | 61 | 39 | - | +22 |
Канада | 59 | 30 | 11 | +29 |
Франция | 40 | 30 | 11 | +10 |
Германия | 39 | 30 | 11 | +9 |
Великобритания | 47 | 50 | 30 | -3 |
Россия | 26 | 37 | 37 | -11 |
Нигерия | 36 | 47 | 17 | -11 |
Бразилия | 40 | 49 | 11 | -9 |
Португалия | 27 | 35 | 38 | -8 |
Венгрия | 38 | 46 | 16 | -8 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас Т. МакГетчин (2009), Индология, Индомания и ориентализм: возрождение древней Индии в современной Германии , Fairleigh Dickinson Univ Press, стр.17
- ^ «Совершенно новый мир: как нищие, пираты и олигархи меняют бизнес», .74, Макс Лендерман
- ^ «Рабство», Ричард Олусейи Асаолу
- ^ «Происхождение европейцев: классические наблюдения в области культуры и личности», с. 133 Уильяма С. Шелли
- ^ Хан, М.С. (1976). «Аль-Бируни и политическая история Индии». Ориенс . 25/26. Брилл: 86–115. дои : 10.2307/1580658 . JSTOR 1580658 .
- ^ Масуди Али-Абул-Хасан, ок. 956. Луга золота и рудники драгоценных камней . п. 152 https://archive.org/details/historicalencycl00masrich/page/152/mode/1up .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кеннет Р. Хэл (1985). Морская торговля и государственное развитие в ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. п. 63. ИСБН 978-0-8248-0843-3 .
- ^ Гай, Джон (2014). Затерянные королевства: индуистско-буддийская скульптура ранней Юго-Восточной Азии, Метрополитен-музей, Нью-Йорк: каталоги выставок . Метрополитен-музей. ISBN 9781588395245 .
- ^ «Распространение индуизма в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе» . Британника .
- ^ Капур; Камлеш (2010). История Древней Индии (портреты нации), 1/е . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 465. ИСБН 978-81-207-4910-8 .
- ^ Фуссман, Жерар (2008–2009). «История Индии и Великой Индии» . La Lettre du Collège de France (4): 24–25. doi : 10.4000/letter-cdf.756 . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Манген, Пьер-Ив (2002), «От Фунана до Шривиджайи: культурная преемственность и разрывы в ранних исторических морских государствах Юго-Восточной Азии» , 25 лет сотрудничества между Центром археологических исследований и Французской школой Крайнего Востока , Джакарта. : Археологический исследовательский центр / ЭФЕО, с. 59–82
- ^ Лави, Пол (2003), «Как на небесах, так и на Земле: политика образов Вишну Шивы и Харихара в преангкорской кхмерской цивилизации» , Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 34 (1): 21–39, doi : 10.1017/S002246340300002X , S2CID 154819912 , получено 23 декабря 2015 г.
- ^ Кульке, Герман (2004). История Индии . Ротермунд, Дитмар 1933- (4-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0203391268 . OCLC 57054139 .
- ^ Кульке, Герман (2004). История Индии . Ротермунд, Дитмар, 1933– (4-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0203391268 . OCLC 57054139 .
- ^ Траутманн, Томас Р. 1997, Арийцы и Британская Индия . Беркли: Издательство Калифорнийского университета, Брайант, 2001.
- ^ Людвиг Тик и братья Шлегель, письма. Под редакцией Людеке. Франкфурт-на-Майне 1930.
- ^ Вольтер (15 декабря 1775 г.). Письма о происхождении наук и народов Азии (впервые опубликованы в Париже, 1777) .
- ^ Кей, Джон, Открыта Индия, Восстановление утраченной цивилизации, 1981, HarperCollins, Лондон, ISBN 0-00-712300-0
- ^ «Фрагменты истории философии», Парерга и Паралипомена , Том I (1851).
- ^ Стефан Арвидссон 2006:38 Арийские идолы.
- ^ «Лекции по науке о языке, прочитанные в Королевском институте Великобритании в 1861 [и 1863 годах]», Макс Мюллер , стр. 148, родом из Оксфордского университета.
- ^ Чаттерджи, Рамананда , изд. (1922). «Обзор и уведомления о книгах: индуистская культура» . Современный обзор . 32 : 183.
- ^ Вегетарианские мысли , Вольтер, издания Mille et une nuits.
- ^ «Мясистые аргументы» . Хранитель . 21 августа 2006 г.
- ^ « Индия, чему она может нас научить (1882), лекция IV»
- ^ Духовное наследие Индии: четкое изложение индийской философии и религии (1979)
- ↑ Миру нужна Индия: Буш, 3 марта 2006 г.
- ^ Кроули, Майкл (24 февраля 2020 г.). « Америка любит Индию», — заявил Трамп на митинге с Моди . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Закария, Фарид, Постамериканский мир, 2008, глава VII, стр. 225-226.
- ^ «Президент Израиля Шимон Перес восхваляет Индию как величайшую «демонстрацию сосуществования» (4 декабря 2012 г.)» .
- ^ «Мультикультурная Америка: Энциклопедия новейших американцев, том 2», с. 998, Рональд Х. Бэйор
- ↑ Хинди будут преподавать в австралийских школах , 31 октября 2012 г.
- ^ «Индийские кибер-преподаватели преподают в Великобритании» . Новости Би-би-си . 22 марта 2012 г.
- ^ Пакистанская ежедневная газета хвалит индийскую миссию на Марс и признает поражение в гонке азиатских тигров. Архивировано 28 декабря 2013 г. в archive.today, 7 ноября 2013 г.
- ↑ Китайские СМИ: Индийская миссия на Марс , 6 ноября 2013 г.
- ^ «Индия — «самая развитая» страна: опрос» . Таймс оф Индия .
- ^ «Почему Индия должна переосмыслить свою политику в отношении Бангладеш» . Dhakatribune.com . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «4: Как азиаты смотрят друг на друга» . Глобальная оппозиция американской слежке и дронам, но ограниченный вред имиджу Америки . Исследовательский центр Пью. 14 июля 2014 года . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Inc., Gallup (21 февраля 2007 г.). «Страновые рейтинги» .
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Израиль и Иран возглавляют «негативный список» » . 6 марта 2007 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ Бейкер, Джоуи. «Опрос BBC: Мир смотрит на США «более позитивно» » . Автор:joeybaker.com .
- ^ «Почему европейцы скептически относятся к международной роли Индии? – Желудь» . желудь.nationalinterest.in .
- ^ Jump up to: а б «По данным глобального опроса, мнение о Европе резко упало, а мнение о Китае улучшилось – GlobeScan» . 10 мая 2012 г.
- ^ «Германия лидирует в опросе BBC по имиджу страны» . Новости Би-би-си . 23 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Опрос Всемирной службы BBC» (PDF) . Downloads.bbc.co.uk. 3 июня 2014 года . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Архив опросов мировых служб BBC - GlobeScan» . ГлобусСкан . 10 сентября 2020 г.
- ^ «Опрос BBC 2017» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ «Индия — «самая развитая» страна: опрос» . BBC.co.uk. 3 июня 2007 г. Проверено 6 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Минакши Джайн, Индия, которую они видели (в соавторстве с Сандхья Джайн, 4 тома, Прабхат Пракашан ), ISBN 8184301065 , ISBN 8184301073 , ISBN 8184301081 , ISBN 818430109X
- ЖК Маджумдар. Классические отчеты Индии