~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 5B7D5DDE03F69654317DE144103F597A__1717861980 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Indian philosophy - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Индийская философия — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Indian_philosophy ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/7a/5b7d5dde03f69654317de144103f597a.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/7a/5b7d5dde03f69654317de144103f597a__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 18.06.2024 19:15:36 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 8 June 2024, at 18:53 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Индийская философия — Википедия Jump to content

Индийская философия

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Индийские философские традиции
Яджнавалкья (ок. 8 века до н. э.), важный ведический мудрец, связанный с идеями ранних Упанишад . [1]
Джайнскую философию пропагандировали Тиртханкары , особенно Паршванатха (ок. 872 – ок. 772 до н. э.) и Махавира (ок. 549–477 до н. э.).
Буддийская философия была основана Гаутамой Буддой (ок. 563–483 до н.э.).
Сикхская философия была разработана Гуру Гобинд Сингхом (ок. 1666–1708 гг. Н. Э.).

Индийская философия состоит из философских традиций Индийского субконтинента . Философские учения часто называют даршаном, что означает «видеть» или «смотреть». [2] [3] Анвикшики означает «критическое исследование» или «исследование». В отличие от даршана, анвикшики использовалось для обозначения индийской философии классическими индийскими философами, такими как Чанакья в «Артхашастре» . [3] [4]

Традиционная индуистская классификация разделяет астика и настика философские школы в зависимости от одного из трех альтернативных критериев: считает ли она Веды действительным источником знаний; верит ли школа в предпосылки Брахмана и Атмана ; и верит ли школа в загробную жизнь и Дэвов . [5] [6] [7]

Существует шесть основных (астика) школ ведической философии ньяя , вайшешика , санкхья , йога , миманса и веданта — и пять основных неведических или неортодоксальных (настика или шраманические) школ — джайнская , буддийская , адживика , аджняна и чарвака . Группа астика принимает Веды как важнейший источник своих основ, а группа настика - нет. Однако существуют и другие методы классификации; Видьяранья, например, выделяет шестнадцать школ индийской философии, включая те, которые принадлежат традициям Шайва и Расешвара . [8] [9]

Основные школы индийской философии были формализованы и признаны главным образом между 500 г. до н.э. и поздними веками нашей эры . [ нужна цитата ] Некоторые школы, такие как джайнизм , буддизм , йога , шайва и веданта, выжили, но другие, такие как аджняна , чарвака и адживика , — нет.

Тексты индийской философии древней и средневековой эпохи включают обширные рассуждения об онтологии ( метафизике , Брахмане - Атмане , Шуньяте - Анатте ), надежных средствах познания ( эпистемологии , Праманасах ), системе ценностей ( аксиологии ) и других темах. [10] [ нужна страница ] [11] [12] [13]

Общие темы [ править ]

Индийские философии разделяют множество концепций, таких как дхарма , карма , самсара , дуккха , отречение , медитация , причем почти все они сосредоточены на конечной цели освобождения человека от дуккхи и сансары посредством разнообразных духовных практик ( мокша , нирвана ). [14] Они различаются в своих предположениях о природе существования, а также об особенностях пути к окончательному освобождению, что приводит к появлению множества школ, несогласных друг с другом. Их древние доктрины охватывают широкий спектр философий, встречающихся в других древних культурах. [15]

Индуистские традиции [ править ]

Индуистская философия имеет разнообразие традиций и многочисленных святых и ученых, таких как Ади Шанкара из школы Адвайта Веданта.

Одними из самых ранних сохранившихся индийских философских текстов являются Упанишады позднего ведического периода (1000–500 гг. до н. э.), которые, как считается, сохранили идеи брахманизма . Индийские философские традиции обычно группируются в соответствии с их отношением к Ведам и содержащимся в них идеям. Джайнизм и буддизм зародились в конце ведического периода , тогда как различные традиции, сгруппированные в индуизме, в основном возникли после ведического периода как независимые традиции.

Индуистская философия классифицирует индийские философские традиции как ортодоксальные ( астика ) или неортодоксальные ( настика ), в зависимости от того, признают ли они авторитет Вед и содержащихся в них теорий Брахмана и Атмана . [5] [6] Помимо них, к «неортодоксальным» школам, не признающим авторитета Вед, относятся буддизм, джайнизм, адживика и чарвака. [16] [17] [18]

Эта ортодоксально-неортодоксальная терминология представляет собой научную конструкцию, обнаруженную в более поздних индийских источниках (и в западных источниках об индийской мысли), и не все из этих источников согласны с тем, какую систему следует считать «ортодоксальной». [19] [20] существуют различные ересиологические системы. Таким образом , в индийской философии [7] Некоторые традиции рассматривают слово «ортодоксальный» как синоним « теизма », а «неортодоксальный» как синоним атеизма . [21] Другие индуистские источники утверждают, что некоторые системы Шайва- тантры следует считать неортодоксальными из-за их отклонений от ведической традиции. [22]

Одним из наиболее распространенных списков индуистских ортодоксальных школ являются «шесть философий» ( ṣaḍ-darśana ), а именно: [23]

  • Санкхья (школа «перечисления»), философская традиция, которая рассматривает вселенную как состоящую из двух независимых реальностей: пуруша (воспринимающее сознание ) и пракрити (воспринимаемая реальность, включая разум, восприятие, клеши и материю ) и описывающая сотериологию. основанный на этой двойственности, в которой пуруш распознается и освобождается от нечистот пракрити . В нее вошли авторы-атеисты, а также некоторые мыслители-теисты, и она составляет основу большей части последующей индийской философии.
  • Йога , школа, подобная санкхье (или, возможно, даже ее ответвлению), которая признает личного бога и сосредотачивается на йогической практике.
  • Ньяя (школа «Логики»), философия, фокусирующаяся на логике и эпистемологии. Он принимает четыре вида Прамы (действительного представления): (1) восприятие, (2) умозаключение, (3) сравнение или аналогия, (4) слово или свидетельство. [24] Ньяя защищает форму прямого реализма и теорию субстанций ( дравья ).
  • Вайшешика (школа «Характеристик»), тесно связанная со школой Ньяя , эта традиция сосредоточена на метафизике вещества и защите теории атомов. В отличие от ньяи , они принимают только две прамана: восприятие и умозаключение.
  • Пурва-Мимамса (школа «Предварительного исследования» [Вед]), школа, которая фокусируется на толковании Вед, филологии и интерпретации ведических ритуалов.
  • Веданта («конец Вед», также называемый Уттара Мимамса ), фокусируется на интерпретации философии Упанишад , особенно сотериологических и метафизических идей, касающихся Атмана и Брахмана.

Иногда эти шесть групп объединяются в три группы как по историческим, так и по концептуальным причинам: Ньяя - Вайшешика , Санкхья - Йога и Миманса - Веданта . Каждая традиция также включала различные течения и субшколы. Например, Веданта была разделена на подшколы: Адвайта ( недуализм ), Вишиштадвайта (квалифицированный недуализм), Двайта ( дуализм ), Двайтадвайта (дуалистический недуализм), Суддхадвайта (чистый недуализм) и Ачинтья. Бхеда Абхеда (непостижимое единство и различие).

Доктрины Вед и Упанишад интерпретировались этими шестью школами по-разному, с разной степенью совпадения. , они представляют собой «коллекцию философских взглядов, имеющих текстовую связь» По словам Чадхи 2015 . [25] Они также отражают терпимость к разнообразию философских интерпретаций в индуизме, имея при этом одну и ту же основу. [26]

Индуистские философы ортодоксальных школ разработали системы эпистемологии ( прамана ) и исследовали такие темы, как метафизика, этика, психология ( гуна ), герменевтика и сотериология в рамках ведического знания, представляя при этом разнообразную коллекцию интерпретаций. [27] [28] [29] [30] Обычно называемые шесть ортодоксальных школ представляли собой конкурирующие философские традиции того, что было названо «индуистским синтезом» классического индуизма . [31] [32] [33]

Все эти системы не являются единственными «ортодоксальными» системами философии, поскольку на протяжении всей истории индуистской мысли развивались многочисленные подшколы. Однако это наиболее известные индуистские философские традиции.

В дополнение к шести системам индуистский философ Видьяранья (ок. 1374–1380) также включает несколько дополнительных индуистских философских систем в свою Сарва-даршана-самграху ( Сборник всех философских систем ): [8]

Шраманические традиции [ править ]

В древней Индии также процветало несколько неведических традиций мышления, которые разработали свои собственные философские системы. Движение Шрамана включало в себя различные традиции, не признававшие брахманическую религию Вед. Эти неведические школы породили широкий спектр идей по таким темам, как атман , атомизм , этика, материализм , атеизм , агностицизм , свободная воля, аскетизм, семейная жизнь, ахимса (ненасилие) и вегетарианство . [34] Известными философиями, возникшими из движения Шрамана, были джайнизм , ранний буддизм , чарвака , аджняна и адживика . [35]

Индийские движения шрамана стали заметными в V и IV веках до нашей эры, и тем более в период Маурьев (ок. 322–184 до н. Э.). джайнизм и буддизм Особое влияние имели . Эти традиции повлияли на все более поздние формы индийской философии, которые либо переняли некоторые из их идей, либо выступили против них. [36]

Философия аджняна [ править ]

Аджняна была одной из настик или «неортодоксальных» школ древнеиндийской философии и древней школы радикального индийского скептицизма. Это было движение шрамана и главный конкурент раннего буддизма и джайнизма. Их идеи записаны в буддийских и джайнских текстах. Они считали, что невозможно получить знание метафизической природы или установить истинность философских положений; и даже если знание было возможно, оно было бесполезно и невыгодно для окончательного спасения. Это были софисты, которые специализировались на опровержении, не пропагандируя при этом никакой собственной позитивной доктрины.

Джайнская философия [ править ]

Ришабханатха , который, как полагают, жил более миллиона лет назад, считается основателем джайнской религии в современном временном цикле.

Джайнская философия — древнейшая индийская философия, которая полностью отделяет тело ( материю ) от души (сознания). [37] Джайнизм был возрожден и восстановлен после того, как Махавира , последний и 24-й Тиртханкара , синтезировал и возродил философию и распространение древних шраманических традиций, заложенных первым джайнским тиртханкарой Ришабханатхой миллионы лет назад. [38] По словам Дандаса, за пределами джайнской традиции историки датируют Махавиру примерно современником Будды в V веке до нашей эры, и, соответственно, исторический Паршванатха , основанный на ок. 250-летний разрыв относится к 8 или 7 веку до нашей эры. [39]

Джайнизм — шраманическая религия, отвергающая авторитет Вед. Однако, как и все индийские религии , она разделяет основные концепции, такие как карма, этический образ жизни, перерождение, самсара и мокша. Джайнизм уделяет большое внимание аскетизму , ахимсе (ненасилию) и анекантаваде (относительности точек зрения) как средствам духовного освобождения, идеям, которые повлияли на другие индийские традиции. [40]

Джайнизм решительно поддерживает индивидуалистическую природу души и личную ответственность за свои решения; и что только уверенность в своих силах и индивидуальные усилия несут ответственность за освобождение. Согласно джайнской философии, мир ( Сансара ) полон химсы (насилия). Поэтому следует направить все свои усилия на достижение Ратнатраи , то есть Самьяк Даршан (правильное восприятие), Самьяк Гняна (правильное знание) и Самьяк Чаритра (правильное поведение), которые являются ключевыми условиями для достижения освобождения. [41]

Буддийская философия [ править ]

Буддийская философия основана на учении Будды .

Буддийская философия обращается к нескольким традициям, которые можно проследить до учения Сиддхартхи Гаутамы , Будды («пробуждённого»). Буддизм — это религия шрамана, но он содержит новые идеи, не обнаруженные и не принятые другими религиями шрамана, такие как буддийское учение о не-я ( анатта ). Буддийская мысль также находится под влиянием мысли Упанишад . [42]

Буддизм и индуизм взаимно влияли друг на друга и разделяли многие концепции, однако сейчас трудно выявить и описать эти влияния. [43] Буддизм отверг ведические концепции Брахмана (высшей реальности) и Атмана (души, «я»), лежащие в основе индуистской философии. [44] [45] [46] [47]

Буддизм разделяет многие философские взгляды с другими индийскими системами, такие как вера в карму – причинно-следственную связь, сансару – идеи о циклической загробной жизни и перерождении, дхарму – идеи об этике, обязанностях и ценностях, непостоянстве всех материальных вещей и тело и возможность духовного освобождения ( нирвана или мокша ). [48] [49] Главным отклонением от индуистской и джайнской философии является буддийский отказ от вечной души ( атмана ) в пользу анатты (не-Я). [45] [50] [51] [52] [53] После смерти Будды несколько конкурирующих философских систем, названных Абхидхарма, начали возникать как способы систематизации буддийской философии. [54]

Школы мысли [ править ]

Основные традиции буддийской философии в Индии (с 300 г. до н. э. по 1000 г. н. э.) можно разделить на школы Махаяны и школы, не относящиеся к Махаяне (иногда называемые школами Шравакаяны , никайским буддизмом , «основным» буддизмом или Хинаяной , «низшими» или «меньшими» средство передвижения — термин, используемый только в Махаяне для обозначения немахаянских традиций). [55] Школы Махаяны приняли сутры Махаяны и изучали работы философов Махаяны, таких как Нагарджуна . Немахаянские школы черпали свои философские доктрины из Трипитаки и трактатов Абхидхармы.

Шравакаяны школы (немахаяны):

  • Традиция Махасангхика («Великое сообщество») (которая включала в себя множество подшкол, все они сейчас вымерли). Ключевой доктриной этой традиции была надмирская и трансцендентная природа Будды ( локоттаравада ).
  • Школы традиции Стхавира («Старейшин»):
    • Вайбхашика («Комментаторы»), также известная как Сарвастивада -Вайбхашика, была традицией Абхидхармы , составившей «Великий комментарий» ( Махавибхаша ). Они были известны своей защитой доктрины « сарваститвы » (все существует), которая является формой этернализма в отношении философии времени. Они также поддерживали прямой реализм и теорию субстанций ( свабхава ).
    • Саутрантика («Те, кто поддерживает сутры»), традиция, которая не считала северную Абхидхарму авторитетной и вместо этого сосредоточивалась на буддийских сутрах . Они не соглашались с вайбхашиками по нескольким ключевым моментам, включая их этерналистскую теорию времени, их прямой реализм и их реалистическую теорию нирваны .
    • Пудгалавада («Персоналисты»), которые были известны своей противоречивой теорией «человека» ( пудгала ), который перерождается и достигает пробуждения. Сейчас они вымерли.
    • Вибхаджьявада («Аналитики»), широко распространенная традиция, достигшая Кашмира, Южной Индии и Шри-Ланки. Часть этой школы сохранилась до наших дней как традиция Тхеравады Юго-Восточной Азии . Их ортодоксальные позиции можно найти в Катхаватту . взгляды Пудгалавады и Вайбхашика . Они отвергли , в частности,

Традиции Махаяны :

Японское изображение Нагарджуны , одного из величайших буддийских философов и основателя Мадхьямаки.

Движение Махаяна сутры («Великая колесница») (ок. I века до н.э.) включало новые идеи и писания ( Махаяны ). Эти философские традиции существенно отличаются от других школ буддизма и включают метафизические доктрины, которые не принимаются другими буддийскими традициями. Мысль Махаяны фокусируется на универсальном альтруистическом идеале бодхисаттвы , существа, которое находится на пути к состоянию будды ради всех живых существ. Он также защищает доктрину о том, что существует безграничное количество будд в бесчисленном количестве вселенных. Эти индийские традиции являются основным источником современного тибетского буддизма и современного восточноазиатского буддизма.

Основными философскими школами Индии Махаяны являются:

  • Мадхьямака («Срединный путь» или «Центризм»), основанная Нагарджуной . Эта традиция , также известная как Шуньявада ( доктрина пустоты ) и Нихсвабхававада (доктрина отсутствия свабхавы ), фокусируется на идее о том, что все явления пусты от какой-либо сущности или субстанции ( свабхава ).
  • Йогачара («Йога-практика»), идеалистическая школа, которая считала, что существует только сознание, и поэтому была также известна как Виджнянавада (учение о сознании).
  • Традиция Дигнага-Дхармакирти — влиятельная школа мысли, сосредоточенная на эпистемологии , или прамане («средствах познания»). Обычно они следовали учению Виджнянавады.
  • Некоторые ученые считают, что тексты « Татхагатагарбха » («чрево/источник Будды») или «природа будды» составляют третью «школу» индийской мысли Махаяны. [56]
  • Ваджраяна (также известная как Мантраяна, Тантраяна, Тайная мантра и тантрический буддизм) часто выделяется в отдельную категорию из-за ее уникальных тантрических теорий и практик.

Многие из этих философий были перенесены в другие регионы, такие как Центральная Азия и Китай. После исчезновения буддизма из Индии некоторые из этих философских традиций продолжали развиваться в традициях тибетского буддизма , восточноазиатского буддизма и буддизма Тхеравады . [57] [58]

Монашеская жизнь была частью всех индийских философских традиций. Нищенствующие пещеры вымерших адживиков в Бихаре. [59]

Философия адживики [ править ]

Философия адживики была основана Макхали Госалой . Это было движение шрамана и главный конкурент раннего буддизма и джайнизма . [60] Адживики были организованными отшельниками, которые образовывали отдельные монашеские общины, склонные к аскетичному и простому образу жизни. [61]

Оригинальные писания философской школы адживика, возможно, когда-то существовали, но в настоящее время они недоступны и, вероятно, утеряны. Их теории извлечены из упоминаний адживиков во вторичных источниках древнеиндийской литературы, особенно в источниках джайнизма и буддизма, которые полемически критиковали адживиков. [62] Школа адживика известна своей доктриной нияти об абсолютном детерминизме (судьбе), предпосылкой того, что свободной воли не существует, что все, что произошло, происходит и произойдет, полностью предопределено и является функцией космических принципов. [62] [63] Адживика считал учение о карме заблуждением. [64] Адживики были атеистами [65] и отвергали авторитет Вед , но считали, что в каждом живом существе есть атман – центральная предпосылка индуизма и джайнизма. [66] [67]

Философия Чарвака [ править ]

Чарвака ( санскрит : चार्वाक ; IAST : Cārvāka ), также известная как Локаята , — древняя школа индийского материализма . [68] Чарвака считает прямое восприятие , эмпиризм и условный вывод правильными источниками знания, принимает философский скептицизм и отвергает ритуализм и сверхъестественное . [69] [70] [71] [72] [73] Это была популярная система верований в древней Индии . [а]

Этимология Чарваки (санскрит: चार्वाक) неясна. Бхаттачарья цитирует грамматиста Хемачандру о том, что слово чарвака происходит от корня carv, «жевать»: «Чарвака пережевывает себя (carvatyātmānaṃ cārvākaḥ). Хемачандра ссылается на свою собственную грамматическую работу, Унадисутру 37, которая гласит: следует: мавака-шйамака-вартака-джйонтака-гувака-бхадракадаях Каждое из этих слов заканчивается суффиксом ака и формируется неправильно». Это также может отсылать к гедонистическим заповедям философии «есть, пить и веселиться».

Брихаспати традиционно называют основателем философии Чарвака или Локаята, хотя некоторые ученые оспаривают это. [75] [76] В период индуистской реформации в первом тысячелетии до нашей эры, когда буддизм был основан Гаутамой Буддой , а джайнизм был реорганизован Паршванатхой , философия чарваков была хорошо документирована и противостояла обеим религиям. [77] Большая часть основной литературы Чарваки, Бархаспатья-сутр , была утеряна либо из-за снижения популярности, либо по другим неизвестным причинам. [78] Его учения были составлены из вторичной исторической литературы, например, из шастр , сутр и индийской эпической поэзии , а также из диалогов Гаутамы Будды и из джайнской литературы . [78] [79] Однако существует текст, который может принадлежать традиции Чарвака, написанный философом-скептиком Джаяраши Бхаттой , известным как Таттвопаплава-симха, который предоставляет информацию об этой школе, хотя и неортодоксальную. [80] [81]

Одним из широко изучаемых принципов философии чарваков был отказ от умозаключений как средства установления достоверного, универсального знания и метафизических истин. [82] [83] Другими словами, эпистемология Чарвака утверждает, что всякий раз, когда кто-то делает вывод об истине из набора наблюдений или истин, он должен признать сомнение; выводное знание условно. [84]

Сравнение философий индийских

Индийские традиции придерживались различных философий, существенно расходящихся друг с другом, а также с ортодоксальной индийской философией и шестью школами индуистской философии . Различия варьировались от убеждения, что у каждого человека есть душа (самость, атман), до утверждения, что души не существует. [45] [50] [51] [52] [85] от аксиологических достоинств бережливой аскетической жизни к жизни гедонистической, от веры в перерождение к утверждению, что возрождения не существует. [86]

Сравнение древнеиндийских философий
Адживика Ранний буддизм Махаяна Буддизм чарвака Джайнизм Веданта Санкхья / Йога История / Вайшешика Мимамса
Карма Отрицает [64] [87] Утверждает, но не все вызвано кармой. [86] [88] Карма – это лишь одно из ограничений. ( Нияма ) Утверждает Отрицает [86] Утверждает [86] Утверждает Утверждает Утверждает Отрицает
Самсара , Возрождение Утверждает Утверждает [89] Утверждает Отрицает [90] Утверждает [86] Утверждает < [91] Утверждает [92] Утверждает [93] Отрицает [94]
Аскетическая жизнь Утверждает Утверждает, но отвергает крайний аскетизм в пользу более умеренной версии, « Срединного пути ». [95] Утверждает средний путь Отрицает [86] Утверждает Утверждается как Санньяса [96] Утверждается как Санньяса [96] Утверждается как Санньяса [96] Отрицает
Ритуалы, преданность Утверждает Подтверждает, необязательно [97]
(Пали: Бхатти )
Утверждает (обряды Махаяны) Отрицает Подтверждает, необязательно [98] Теистическая школа: Утверждает, по желанию. [99]
Другие: отрицать [100] [101] [102] [103] [104]
Школы вайшнавов и шиваитов: подтверждают, другие: отрицают Подтверждает, обязательно
Ахимса и вегетарианство Утверждает Целенаправленные акты насилия имеют кармические последствия. Буддизм прямо не запрещает обычным людям (мирянам) есть мясо. [105] Однако товары, которые способствуют насилию или являются его результатом, не должны продаваться. [106] Подтверждено во многих сутрах Махаяны. Самый сильный сторонник
ненасилия;
Вегетарианство, которого следует избегать
насилие над животными [107]
Утверждает как высшую добродетель,
но Справедливая война подтвердила
Вегетарианство поощряется, но
выбор остался за индусом [108] [109]
Утверждает как высшую добродетель,
но Справедливая война подтвердила
Вегетарианство поощряется, но
выбор остался за индусом [108] [110]
Утверждает как высшую добродетель,
но Справедливая война подтвердила
Вегетарианство поощряется, но
выбор остался за индусом [108] [111]
Утверждает как высшую добродетель,
но Справедливая война подтвердила
Вегетарианство поощряется, но
выбор остался за индусом [108] [112]
Свободная воля Отрицает [63] Буддисты не верят ни в абсолютную свободу воли, ни в детерминизм. [113] Он проповедует среднюю доктрину взаимозависимого возникновения — пратитьясамутпада . Воля – это зависимое возникновение Утверждает Утверждает Адвайта и Вишиштадвайта: Отрицание посредством теории вивартавады и детерминизма, Двайта Веданта: Утверждает Отрицает Отрицает Утверждает
Майя Утверждает [114] Утверждает
( прапанча ) [115]
Утверждает Отрицает Утверждает Адвайта: утверждает [116] [117] Двайта: Отрицает Отрицает Отрицает Отрицает
Атман (Душа, Я) Утверждает Отрицает [45] [50] [51] [52] [85] Атмавада преподается в источниках о природе будды, но отвергается в других источниках Махаяны. Отрицает [118] Утверждает [119] Утверждает Утверждает Утверждает Утверждает
бог-творец Отрицает Отрицает [120] Отрицает Отрицает Отрицает Адвайта отрицает существование бога-творца и утверждает, что авидья (невежество) является источником творения. Двайта: Подтвердите [121]
Другие: отрицать [122] [123]
Санкхья: отрицает, йога: утверждает. Теистические школы: подтверждают, другие: отрицают Отрицает
Эпистемология
( Прамана )
Пратьякша,
Анумана,
Шабда
Пратьякша,
Анумана [30] [124]
Пратьякша,
Анумана
Пратьякша [81] Пратьякша,
Анумана,
Шабда [30]
Адвайта Веданта: шесть [30] [29]
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод),
Упамана (сравнение и аналогия),
Артхапатти (постулирование, вывод),
Анупалабди (невосприятие, негативное/когнитивное доказательство),
Шабда (Достоверное свидетельство), Двайта и Вишиштадвайта: три.
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод),
Шабда (Достоверное свидетельство)
Три:
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод),
Шабда (Достоверное свидетельство)
Вайшешика: Два
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод), Ньяя: четыре.
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод),
Упамана (сравнение и аналогия),
Шабда (Достоверное свидетельство)
Пять:
Пратьякша (восприятие),
Анумана (вывод),
Упамана (сравнение и аналогия),
Артхапатти (постулирование, вывод),
Шабда (Достоверное свидетельство)
Эпистемический авторитет Отрицает: Веды Утверждает: Трипитака [125]
Отрицает: Веды
Утверждает: Трипитака, сутры Махаяны. Отрицает: Веды Утверждает: Джайн Агамас
Отрицает: Веды
Утверждаем: Веды , Упанишады и Бхагавад-Гиту , [б] Утверждаем: Веды , Упанишады и Йога: Бхагавад-Гита , [с] Утверждаем: Веды , [д] Утверждаем: Веды , [Это]
Спасение
( Сотериология )
Самсдрасуддхи [127] Нирвана [128] состояние будды Отрицает Сиддха , [129]

Нирвана

Адвайта: Дживанмукти [130]
Двайта, теистическая: Видехамукти.
Дживанмукти [131] Мокша Небеса
Метафизика
(Высшая реальность)
Будда некоторые ранних текстов сосредотачивается не на метафизических вопросах, а на этическом и духовном обучении, и в некоторых случаях он отвергает метафизические вопросы как бесполезные и неопределенные авьякты , которые он рекомендует отложить в сторону. Развитие систематической метафизики возникло после смерти Будды с возникновением традиций Абхидхармы . [132] Антифундационализм (Мадхьямака), Идеализм (Йогачара) Материальные элементы Анекантаваада [133]
Адвайта: Брахман [134] [135] [136] Двайта: Бог и различные Дживатманы. Санкхья: Пуруша и Пракрити, Йога: Пуруша, Ишвара, Пракрити. Атман, Буддхи, Читта, Материальный мир (атомы, особенно в Вайшешике) Атман и материальный мир

Политическая философия [ править ]

« Артхашастра » , приписываемая Маурьевскому министру Чанакье , является одним из ранних индийских текстов, посвященных политической философии . Он датирован 4 веком до нашей эры и обсуждает идеи государственного управления и экономической политики. Текст Курала , приписываемый Валлувару и датируемый примерно V веком нашей эры, посвящен ахимсе и морали, распространяя их на политическую философию и любовь. [137] : 7–16  [138] : 156–168 

Политическая философия, наиболее тесно связанная с современной Индией, — это философия ахимсы (ненасилия) и сатьяграхи , популяризированная Махатмой Ганди во время борьбы Индии за независимость . В свою очередь, это повлияло на более поздние движения за независимость и гражданские права , особенно те, которые возглавлялись Мартином Лютером Кингом-младшим и Нельсоном Манделой . Прабхата Ранджана Саркара Теория прогрессивного использования [139] также является важной социально-экономической и политической философией. [140]

Интегральный гуманизм представлял собой набор концепций, разработанных Упадхьяей в качестве политической программы и принятых в 1965 году в качестве официальной доктрины Джан Сангха.

Упадхьяя считал, что для Индии крайне важно разработать местную экономическую модель, в центре внимания которой находится человек. Такой подход отличал эту концепцию от социализма и капитализма . Интегральный гуманизм был принят в качестве политической доктрины Джана Сангха, и его новая открытость для других оппозиционных сил позволила индуистскому националистическому движению заключить в начале 1970-х годов союз с известным Гандианским движением Сарводая, продолжавшимся под руководством Дж. П. Нараяна . Это считалось первым крупным общественным прорывом индуистского националистического движения.

Влияние [ править ]

Высоко оценивая тонкость и истинность индийской философии, Т. С. Элиот писал, что великие философы Индии «заставляют большинство великих европейских философов выглядеть школьниками». [141] [142] Артур Шопенгауэр использовал индийскую философию, чтобы улучшить кантианскую мысль. В предисловии к своей книге « Мир как воля и представление» Шопенгауэр пишет, что тот, кто «также получил и усвоил священную первобытную индийскую мудрость, тогда лучше всех подготовлен к тому, чтобы услышать то, что я хочу ему сказать». [143] Американское философское движение XIX века «Трансцендентализм» также находилось под влиянием индийской мысли. [144] [145]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Помимо нетеистических школ, таких как санкхья , в индуистской традиции существовали также явно атеистические школы. Одной из яростно антисверхъестественных систем является / была так называемая школа чарвака». [74]
  2. ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [126] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
  3. ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [126] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
  4. ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [126] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
  5. ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [126] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Шарфштейн, Бен-Ами (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 9–11. ISBN  978-0-7914-3683-7 .
  2. ^ «Базовый санскритский словарь Монье-Вильямса, 1899 г.» . www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de . Проверено 24 мая 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Адамсон, Питер; Ганери, Жонардон (2020). Классическая индийская философия: история философии без пробелов . Оксфорд, Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-885176-9 .
  4. ^ Кауталья; Оливель, Патрик (2013). Царь, управление и закон в древней Индии: Артхашастра Каутильи: новый аннотированный перевод . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-989182-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Боукер 1999 , с. 259.
  6. ^ Перейти обратно: а б Донигер 2014 , с. 46.
  7. ^ Перейти обратно: а б Николсон 2010 , Глава 9.
  8. ^ Перейти обратно: а б Коуэлл и Гоф 2001 , с. xii.
  9. ^ Николсон 2010 , стр. 158–162.
  10. ^ Перретт, Том 3, 2000 г.
  11. ^ Филлипс, Стивен Х. (2013). Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя . Рутледж. ISBN  978-1-136-51898-0 .
  12. ^ Шарма, Арвинд (1982). Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии . Центр азиатских исследований Мичиганского государственного университета. ISBN  9789993624318 .
  13. ^ Билимория, Пурушоттама; Прабху, Джозеф; Шарма, Ренука М., ред. (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Эшгейт. ISBN  978-0-7546-3301-3 .
  14. ^ Койпер, Кэтлин, изд. (2010). Культура Индии . Издательская группа Розен. стр. 174–178. ISBN  978-1-61530-149-2 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
  15. ^ Гамильтон, Сью (2001). Индийская философия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–17, 136–140. ISBN  978-0-19-157942-4 .
  16. ^ Перретт, Том 4 2000 , с. 88.
  17. ^ Миттал, Сушил; Терсби, Джин, ред. (2004). Индуистский мир . Рутледж. стр. 729–730. ISBN  978-0-415-77227-3 .
  18. ^ Наводнение 1996 , стр. 82, 224–49.
  19. ^ Николсон, Эндрю Дж. 2013. Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета . ISBN   978-0231149877 . гл. 9.
  20. ^ Донигер, Венди. 2014. Об индуизме . Издательство Оксфордского университета . ISBN   978-0199360079 . п. 46.
  21. ^ Например , , Атеистическое общество Индии выпускает ежемесячные публикации «Настика Юга» что переводится как «Эра атеизма». Архивировано 18 апреля 2007 года в Wayback Machine .
  22. ^ Бхаттачарья, Н.Н. (1999), История тантрической религии (второе исправленное издание), стр. 174. Нью-Дели: Манохар, ISBN 81-7304-025-7.
  23. ^ Кесаркоди-Уотсон, Ян (1978). «Индуистская метафизика и ее философия: Шрути и Даршана». Международный философский ежеквартальный журнал . 18 (4): 413–432. дои : 10.5840/ipq197818440 .
  24. ^ Чаттерджи, С. (1939). Ньяя Теория познания . Университет Калькутты. стр. 21–22. ISBN  978-81-8090-146-1 .
  25. ^ Чадха 2015 , стр. 127–28.
  26. ^ Шарма, Арвинд (1990). Индуистский взгляд на философию религии . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–2. ISBN  978-1-349-20797-8 . Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 11 ноября 2018 г. Отношение к существованию Бога варьируется в пределах индуистской религиозной традиции. Это не может быть совершенно неожиданным, учитывая терпимость к доктринальному разнообразию, которым известна эта традиция. Таким образом, из шести ортодоксальных систем индуистской философии только три рассматривают этот вопрос достаточно подробно. Это школы мысли, известные как ньяя, йога и теистические формы веданты.
  27. ^ Фрейзер, Джессика (2011). Компаньон Continuum в индуистских исследованиях . Лондон: Континуум. стр. 1–15 . ISBN  978-0-8264-9966-0 .
  28. ^ Олсон, Карл (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 101–119. ISBN  978-0-8135-4068-9 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Дойч, Элиот С. (2000). Карма как «удобная выдумка» в Адвайта Веданте . стр. 245–48. В Перретте, Vol. 4 2000 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Граймс 1996 , с. 238.
  31. ^ Хилтебейтель, Альф (2007). "Индуизм". В Китагаве, Джозеф (ред.). Религиозные традиции Азии: религия, история и культура . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-7007-1762-0 .
  32. ^ Майнор, Роберт (1986). Современные индийские толкователи Бхагавад-гиты . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 74–75, 81. ISBN.  0-88706-297-0 .
  33. ^ Донигер, Венди (2018) [1998]. «Бхагавад Гита» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 августа 2018 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
  34. ^ Джайни 2001 , стр. 57–77.
  35. ^ Бэшам 2002 , стр. 94–103.
  36. ^ Рэй, Реджинальд А. (1999). Буддийские святые в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 237–240, 247–249. ISBN  978-0-19-513483-4 .
  37. ^ «дравья» . Британская энциклопедия .
  38. ^ Патель, Хареш (2009). Мысли из космического поля в жизни мыслящего насекомого [Святого последних дней] . Стратегическое книгоиздание. ISBN  978-1-60693-846-1 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
  39. ^ Дандас 2002 , стр. 30–31.
  40. ^ Лонг, Джеффри Д. (2011). «Джайнская философия». В Гарфилде, Джей Л.; Эдельгласс, Уильям (ред.). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 168. дои : 10.1093/oxfordhb/9780195328998.003.0016 . ISBN  978-0-19-532899-8 .
  41. ^ Кумар, Равиш; Дас, БК (2018). Джайнизм и джайнская архитектура . Лулу.com. п. 4. ISBN  978-1-387-50342-1 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г. [ самостоятельный источник ]
  42. ^ Юревич, Джоанна (2000), «Игра с огнем: пратитьясамутпада с точки зрения ведической мысли», Журнал Палийского общества текстов, 26: 77–103.
  43. ^ Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 84–85. ISBN  978-1-134-25057-8 .
  44. ^ Невилл, Роберт Каммингс (2004). «Роль концепций Бога в межкультурном сравнительном богословии». В Хакетте, Иеремия; Валлулис, Джеральд (ред.). Философия религии для нового века: Очерки в честь Юджина Томаса Лонга . Спрингер. п. 257. дои : 10.1007/978-1-4020-2074-2_15 . ISBN  978-1-4020-2073-5 . [Онтологические гипотезы буддизма] о том, что ничто в реальности не имеет собственного бытия и что все явления сводятся к относительностям пратитья самутпада. Буддийские онтологические гипотезы отрицают существование какого-либо онтологически окончательного объекта, такого как Бог, Брахман, Дао, или любого трансцендентного творческого источника или принципа.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д «анатта» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года. [...] в буддизме — учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. [...] Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»).
  46. ^ Хамфрис, Рождество (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN  978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
  47. ^ Гомбрич, Ричард Ф. (2006). Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо . Рутледж. п. 47. [...] Учение Будды о том, что у существ нет души, нет постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди.
  48. ^ Смит, Брайан К. (1998). Размышления о сходстве, ритуалах и религии . Мотилал Банарсидасс. п. 14. ISBN  978-81-208-1532-2 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
  49. ^ Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет Энн (2003). «Карма» . Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. стр. 322–323. ISBN  978-0-415-93919-5 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Коллинз, Стивен (1994). «Что делают буддисты, когда отрицают себя?». В Рейнольдсе, Фрэнк; Трейси, Дэвид (ред.). Религия и практический разум . Государственный университет Нью-Йорка Пресс. п. 64. ИСБН  978-0-7914-2217-5 . Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Короче говоря, это [буддийское] учение, согласно которому у людей нет ни души, ни «я», ни неизменной сущности.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Плотт, Джон К. (1993). Глобальная история философии: Том 1: Осевой век . Мотилал Банарсидасс. п. 63. ИСБН  978-8120801585 . Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Джавано, Кэти (2013). «Совместимо ли буддийское учение об отсутствии самости со стремлением к нирване?» . Философия сейчас . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года.
  53. ^ Лой, Дэвид (1982). «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и Мокша — одно и то же?». Международный философский ежеквартальный журнал . 22 (1): 65–74. дои : 10.5840/ipq19822217 .
  54. ^ Вестерхофф 2018 .
  55. ^ Вестерхофф 2018 , с. XXIV.
  56. ^ Киёта, Минору (1985). «Мысль Татхагатагарбхи: основа буддийской преданности в Восточной Азии» . Японский журнал религиоведения . 12 (2/3): 207–231. дои : 10.18874/jjrs.12.2-3.1985.207-231 . JSTOR   30233958 .
  57. ^ Дрейфус, Жорж Б.Дж. (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации . СУНИ Пресс. п. 22. ISBN  978-0-7914-3097-2 .
  58. ^ Лю, ДжиЛу. «Метафизика Тянь-тай против метафизики Хуа-янь: сравнительное исследование» (PDF) .
  59. ^ Бранкаччо, Пиа (2014). «Пещерная архитектура Индии». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. стр. 1–9. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_9848-1 . ISBN  978-94-007-3934-5 .
  60. ^ Лонг, Джеффри Д. (2009). Джайнизм: Введение . Макмиллан. п. 199. ИСБН  978-1-84511-625-5 .
  61. ^ Бэшам 2002 , стр. 145–146.
  62. ^ Перейти обратно: а б Бэшам 2002 , Глава 1.
  63. ^ Перейти обратно: а б Лохтефельд, Джеймс (2002). «Аживика». Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. 1. Розен Паблишинг. п. 22. ISBN  978-0-8239-3179-8 .
  64. ^ Перейти обратно: а б «Аживикас» . Обзор мировых религий . Университет Камбрии. Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года.
  65. ^ Шарлатан, Йоханнес (2014). "Индия". В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Издательство Оксфордского университета. п. 654. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199644650.013.018 . ISBN  978-0-19-964465-0 .
  66. ^ Аналайо (2004). Сатипаттхана: прямой путь к реализации . Публикации Виндхорс. стр. 207–208. ISBN  978-1-899579-54-9 .
  67. ^ Бэшам 2002 , стр. 240–261, 270–273.
  68. ^ Чишти, Сима (21 августа 2018 г.). «Индийский рационализм, Чарвака Нарендре Дабхолкару» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  69. ^ Тивари 1998 , с. 67.
  70. ^ Перретт 1984 , стр. 161–174.
  71. ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–32.
  72. ^ Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 187, 227–234.
  73. ^ Флинт 1899 , с. 463 .
  74. ^ Раман 2012 , стр. 549–574.
  75. ^ Бхаттачарья 2002 .
  76. ^ Фаулер, Джинин (2015). «Материалисты классической Индии». В Эндрю, Копсон; Грейлинг, AC (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Джон Уайли и сыновья. п. 114 со сноской 17 . дои : 10.1002/9781118793305.ch6 . ISBN  978-1-119-97717-9 .
  77. ^ Шарлатан 2011 , с. 50: см. сноску 3.
  78. ^ Перейти обратно: а б Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 227–249.
  79. ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–44, 65–74.
  80. ^ Бальцерович, Петр (2016). «Джаяраши» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2016 г.). Стэндфордский Университет. Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б Камаль 1998 .
  82. ^ Ачарья 1894 , с. 5.
  83. ^ Бхаттачарья 2011 , с. 58.
  84. ^ Коуэлл и Гоф 2001 , стр. 4, 42.
  85. ^ Перейти обратно: а б Джаятиллеке, Кулатисса Нанда (2010). Раннебуддийская теория познания . Мотилал Банарсидасс. стр. 246–249. ISBN  978-8120806191 .
  86. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Коллинз, Рэндалл (2000). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений . Издательство Гарвардского университета. стр. 199–200. ISBN  978-0-674-00187-9 .
  87. ^ Обейсекере, Гананатх (2005). Карма и возрождение: межкультурное исследование . Мотилал Банарсидас. п. 106. ИСБН  978-8120826090 .
  88. ^ «Основы буддизма: теория кармы» . www.buddhanet.net . Проверено 4 сентября 2023 г.
  89. ^ Киоун, Дэмиен (2013). Буддизм: очень краткое введение (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 32–46. ISBN  978-0-19-966383-5 .
  90. ^ Харибхадрасури (1989). Шад-даршана-самуччая . Перевод Джайн, Махендра Кумар. Азиатское общество. OCLC   1075221825 .
  91. ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN  978-3-89631-385-0 .
  92. ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN  978-3-89631-385-0 .
  93. ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN  978-3-89631-385-0 .
  94. ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN  978-3-89631-385-0 .
  95. ^ Накамура, Хадзиме (2007). Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями (Отв., 1. Индийское изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0272-8 .
  96. ^ Перейти обратно: а б с Оливель, Патрик (2005). «Традиция отречения». Во «Наводнении», Гэвин (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Уайли-Блэквелл. стр. 277–278. дои : 10.1002/9780470998694.ch13 . ISBN  978-1-4051-3251-0 .
  97. ^ Вернер, Карел (1995). Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Рутледж. стр. 45–46. ISBN  978-0-7007-0235-0 .
  98. ^ Корт, Джон (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 64–68, 86–90, 100–112. ISBN  978-0-19-513234-2 .
  99. ^ Новецке, Кристиан (2007). «Бхакти и ее публика». Международный журнал индуистских исследований . 11 (3): 255–272. дои : 10.1007/s11407-008-9049-9 . S2CID   144065168 .
  100. ^ Якобсен, Кнут А. (2005). «Традиции йоги». Теория и практика йоги . БРИЛЛ. стр. 15–16. дои : 10.1163/9789047416333_002 . ISBN  9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
  101. ^ Пфлюгер, Ллойд (2005). «Личность, чистота и сила в хогасутре». Личность, чистота и сила в Йогасутре . БРИЛЛ. стр. 38–39. дои : 10.1163/9789047416333_003 . ISBN  9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
  102. ^ Клементс, Рича Паураник (2005). «Быть ​​свидетелем: перекрестный анализ понятия «я» в «Упадешасахасри» Шанкары, «Санкхуакарике» Ишваракришны и «Уогасутре» Патанджали». Быть свидетелем: перекрестный анализ понятия «я» в «Упадешасахасри » Шанкары , «Сангхьякарике» Ишваракришны » Патанджали и «Йогасутре . БРИЛЛ. стр. 76–78. дои : 10.1163/9789047416333_005 . ISBN  9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
  103. ^ Поттер 2008 , стр. 16–18, 220.
  104. ^ Прадхан, Басант (2014). Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности . Спрингер Академик. п. 13. ISBN  978-3-319-09104-4 .
  105. ^ Тяхтинен 1976 , стр. 75–78, 94–106.
  106. ^ «Ваниджа Сутта: Бизнес (Неправильный образ жизни)» . www.accesstoinsight.org . Проверено 4 сентября 2023 г.
  107. ^ Тяхтинен 1976 , стр. 57–62, 109–111.
  108. ^ Перейти обратно: а б с д Тяхтинен 1976 , стр. 34–43, 89–97, 109–110.
  109. ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN  0-7914-1498-1 .
  110. ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN  0-7914-1498-1 .
  111. ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN  0-7914-1498-1 .
  112. ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN  0-7914-1498-1 .
  113. ^ Кэмпбелл, Джозеф Кейм; О'Рурк, Майкл; Шир, Дэвид, ред. (2004). Свобода и детерминизм . Массачусетский технологический институт Пресс. дои : 10.7551/mitpress/3104.001.0001 . ISBN  9780262269773 .
  114. ^ Бэшам 2002 , с. 237.
  115. ^ Киоун, Дэмиен (2004). «Прапанка». Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-860560-7 . Термин, означающий «распространение» в смысле умножения ошибочных концепций, идей и идеологий, которые затемняют истинную природу реальности.
  116. ^ Фулстон, Линн; Эбботт, Стюарт (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 14–16. ISBN  978-1-902210-43-8 .
  117. ^ Донигер, Венди (1986). Мечты, иллюзии и другие реальности . Издательство Чикагского университета. п. 119. ИСБН  978-0-226-61855-5 .
  118. ^ Бхаттачарья 2011 , с. 216.
  119. ^ Джайни 2001 , с. 119.
  120. ^ Марк, Джошуа Дж. «Буддизм» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 августа 2023 г.
  121. ^ Лиман, Оливер (2000). Восточная философия: ключевые материалы для чтения . Рутледж. п. 251. ИСБН  978-0-415-17358-2 .
  122. ^ Берли, Микель (2012). Классическая санкхья и йога: индийская метафизика опыта . Рутледж. п. 39. ИСБН  978-0-415-64887-5 .
  123. ^ Хакер, Пол (1978). «Особенности учения и терминологии Шанкары: Авидья, Намарупа, Майя, Ишвара». В Шмитхаузене, Ламберт (ред.). Мелкие шрифты (на немецком языке). Вайсбаден: Франц Штайнер Верлаг. стр. 69–99, 101–109. ISBN  3-515-02692-4 .
  124. ^ Шарма, Дхирендра (1966). «Эпистемологическая негативная диалектика индийской логики – абхава против анупалабдхи ». Индо-иранский журнал . 9 (4): 291–300. doi : 10.1007/BF00190980 (неактивен 31 января 2024 г.). S2CID   170600886 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  125. ^ Бартли, Кристофер (2011). Введение в индийскую философию . Академик Блумсбери. стр. 46, 120. ISBN.  978-1-84706-449-3 .
  126. ^ Перейти обратно: а б с д Фрески 2012 , с. 62.
  127. ^ Бэшам 2002 , с. 227.
  128. ^ Горт, Джеральд (1992). Об обмене религиозным опытом: возможности межконфессионального взаимодействия . Родопи. стр. 209–210. ISBN  978-0-8028-0505-8 .
  129. ^ Корт, Джон (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press, стр. 80, 188, ISBN  978-0-19-538502-1
  130. ^ Форт, Эндрю (1998). Дживанмукти в трансформации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-3904-3 .
  131. ^ Форт, Эндрю (1998). Дживанмукти в трансформации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-3904-3 . ||
  132. ^ Ронкин, Ноа (28 февраля 2005 г.). Ранняя буддийская метафизика . Рутледж. дои : 10.4324/9780203537060 . ISBN  978-1-134-28312-5 .
  133. ^ Чаппл, Кристофер Ки (2004). Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни . Мотилал Банарсидасс. п. 20. ISBN  978-8120820456 .
  134. ^ Раджу, Пулла Т. (2006). Идеалистическая мысль Индии . Рутледж. п. 426 и Заключение главы часть XII. ISBN  978-1-4067-3262-7 .
  135. ^ Перретт, Том 3 2000 , стр. XVIII.
  136. ^ Дас, AC (1952). «Брахман и Майя в метафизике Адвайты». Философия Востока и Запада . 2 (2): 144–154. дои : 10.2307/1397304 . JSTOR   1397304 .
  137. ^ Сундарам, PS (1990). Курал (Тируваллувар) . Книги о пингвинах. ISBN  978-9351180159 .
  138. ^ Звелебиль, Камиль (1973). Улыбка Муругана: о тамильской литературе Южной Индии . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN  9004035915 . Проверено 7 марта 2018 г.
  139. ^ «Саркар, Прабхатранджан» . Банглапедия . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 13 октября 2020 г.
  140. ^ Вебер, Томас (2004). Ганди как ученик и наставник . Издательство Кембриджского университета. п. 136 . ISBN  978-1-139-45657-9 .
  141. ^ Перл, Джеффри М.; Так, Эндрю П. (1985). «Скрытое преимущество традиции: о значении индийских исследований Т. С. Элиота» . Философия Востока и Запада . 35 (2). Издательство Гавайского университета: 115–131. дои : 10.2307/1399046 . JSTOR   1399046 . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 13 августа 2012 г.
  142. ^ Элиот, Т.С. (1933). После странных богов: букварь современной ереси . Лондон: Фабер и Фабер. п. 40.
  143. ^ Баруа, Арати (2008). Шопенгауэр и индийская философия: диалог между Индией и Германией . Северный книжный центр. п. 3. ISBN  978-81-7211-243-1 .
  144. ^ Харт, Джеймс Д., изд. (1995). «Трансцендентализм». Оксфордский справочник по американской литературе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-506548-0 .
  145. ^ Вернер, Карел (1998). Йога и индийская философия . Мотилал Банарсидасс. п. 170. ИСБН  978-81-208-1609-1 .

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5B7D5DDE03F69654317DE144103F597A__1717861980
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Indian_philosophy
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indian philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)