йи я
йи я | |
![]() | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | этот человек |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | II |
МакКьюн-Рейшауэр | йи я |
Название произведения | |
хангыль | Юлгок |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | Юлгок |
МакКьюн-Рейшауэр | Юлгок |
Любезное имя | |
хангыль | Сухон |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | Сухон |
МакКьюн-Рейшауэр | Сухон |
Йи И ( корейский : 이이 ; ханджа : 李珥 ; [1] 1536–1584) был корейским философом, писателем и конфуцианцем периода Чосон . [2] Йи часто называют его художественным псевдонимом Юлгок (« Каштановая долина»). Он также был политиком [3] и был академическим преемником Чо Кван-джо .
Биография
[ редактировать ]И родился в Канныне , провинция Канвондо, в 1536 году в клане Токсу И . Его отцом был четвертый государственный советник ( 좌찬성 ; jwachanseong ) И Вон Су, а мать, Шин Саймдан , была опытной художницей и каллиграфом . Он был внучатым племянником И Ги , премьер-министра с 1549 по 1551 год. [ нужна ссылка ]
В ранние годы он был учеником Пэк Ин Геола , преемника Чо Кван Чжо . Говорят, что к семи годам он закончил уроки конфуцианской классики , а в 13 лет сдал экзамен по литературе на государственную службу. И уединился в Кымган-сане после смерти матери, когда ему было 16 лет, и остался там на 3 года изучаю буддизм . Он покинул горы в 20 лет и посвятил себя изучению конфуцианства . [4] [5]
Он женился в 22 года и посетил И Хвана в Досане в следующем году . Он сдал специальные экзамены с высшим отличием, победив в диссертации под названием «Чхондочаек» ( 천도책 ; 天道策 ; букв. «Книга на небесном пути »), которая была широко признана литературным шедевром, демонстрирующим его знание истории и конфуцианской философии политики. , а также отражающее его глубокие познания в даосизме . [6] Он постоянно получал высшие награды на гражданских экзаменах 9 раз подряд. Его отец умер, когда ему было 26 лет. [3] Он занимал различные должности в правительстве с 29 лет и посетил династию Мин как сочангван ( 서장관 ; 書狀官 ; букв. Офицер документации) в 1568 году. Он также участвовал в написании « Мёнджон Анналов » , а в 34 года стал автором Донхо Мундап , политический мемориал из одиннадцати статей, посвященный разъяснению его убежденности в том, что справедливое правительство может быть достигнуто. [7]
Благодаря своему обширному опыту работы на различных постах на протяжении многих лет, И смог обрести широкое видение политики и, пользуясь глубоким доверием короля, к 40 годам стал одной из центральных фигур политики. Его многочисленные документы и тезисы были представлены королевскому двору, но когда в 1576 году обострились политические конфликты, его усилия оказались бесплодными, и он вернулся домой. По возвращении он посвятил свое время учебе и образованию своих учеников и написал несколько книг. [3]
Он вернулся в свой офис в 69 лет и, занимая различные посты министра, написал множество работ, в которых зафиксированы важные политические события и продемонстрированы его усилия по смягчению политических конфликтов, свирепствовавших в то время. Однако король Сончжо был уклончив в своей позиции, и И стало трудно оставаться нейтральной позицией в конфликтах. Он покинул свой пост в 1583 году и умер в следующем году. [3]
Согласно легенде, при жизни он построил павильон возле брода через реку Имджин и поручил своим наследникам поджечь его, когда королю пришлось бежать на север из Сеула , чтобы он стал путеводным маяком. Это произошло во время вторжений Хидэёси в Корею во время японского вторжения в Корею (1592–1598) . [8]
Учения
[ редактировать ]Йи был известен не только как философ, но и как социальный реформатор. Он не был полностью согласен с дуалистическим учением неоконфуцианства, которому следовал И Хван . Его школа неоконфуцианства делала упор на более конкретные, материальные элементы; вместо внутреннего духовного восприятия этот практический и прагматичный подход ценил внешний опыт и обучение. [9] В отличие от И Хвана , который пережил неспокойные времена и не любил заниматься политикой, И был активным чиновником, который считал важным внедрять конфуцианские ценности и принципы в государственное управление. Он подчеркивал, что мудрое обучение и самосовершенствование являются основой надлежащего управления. [4] [5]
И также хорошо известен своей дальновидностью в вопросах национальной безопасности . Он предложил собрать и усилить армию на случай возможного нападения Японии. Его предложение было отклонено центральным правительством. Он умер впоследствии, до начала Имджинской войны . [5]
Избранные произведения
[ редактировать ]Вот некоторые из опубликованных работ Йи: [10]
- Вопросы и ответы в Ист-Лейк ( 동호문답 ; 東湖問答 ) — Одиннадцать статей о политической реформе. [7]
- Мемориал в десяти тысячах слов ( 만언봉사 ; 萬言封事 ) — Рекомендации по конфуцианскому обучению, самосовершенствованию и применению в государственном управлении. [11]
- Основы учения мудрецов ( 성학집요 ; 聖學輯要 ) — Основы конфуцианской этики, самосовершенствования и управления государством. [12]
- Секрет изгнания невежества ( 격몽요결 ; 擊蒙要訣 ) — Систематическое руководство по обучению. [13]
- Ежедневные записи лекций перед троном ( 경연일기 ; 經筵日記 ) — записи политических событий и событий. [14]
- Полное собрание сочинений Юльгока ( 율곡전서 ; 栗谷全書 ) было составлено после его смерти на основе завещанных им сочинений. [15]
Наследие
[ редактировать ]
Юлгонно, улица в центре Сеула, названа в его честь. [16] и он изображен на южнокорейской банкноте в 5000 вон . [17] В его честь также был назван образец таэквон-до Юл -Гок . Это схема, необходимая для перехода от 5-го зеленого пояса с синей меткой к 4-му синему поясу. 38 движений этого узора относятся к месту его рождения на 38-м градусе широты. [18] Его именем также назван «Проект Юлгок», проект модернизации южнокорейской армии. [19]
Семья
[ редактировать ]- Отец: И Вон- 1501–1561 ( су ).
- Дедушка: И Чон ( Ичхон )
- Мать: Шин Саимдан ( Shin Saimdang ; 1504–1551)
- Дедушка: Шин Мён Хва ( 신명화 ; Второзаконие-хва )
- Бабушка: Леди И из клана Ёнъин И ( 龍 仁 李氏 )
- Братья и сестры
- Старший брат: И Сон ( 이선 )
- Старшая сестра: И Мэ-чан ( 이매창 ; 李梅窓 ), леди И из клана Токсу И.
- Старший брат: И Бён ( на этот раз )
- Старшая сестра: Леди И из клана Токсу И ( Токсу Клан Ли )
- Младшая сестра: Леди И из клана Токсу И ( Токсу Клан Ли )
- Младший брат: И У ( 이우 ; 李瑀 ; 1542–1609)
- Жена и дети:
- Госпожа Но из клана Гоксан Но ( 곡산 노씨 ; ? – 1592)
- : Леди Йи Дочь
- Зять: Ким Джип ( 김집 ; 金集 ; 1574–1656)
- Внук: Ким Ик Хён ( 김익형 ; Ким Ик Хён )
- Внук: Ким Ик Рён ( 김익련 ; Ким Ик Рён )
- Зять: Ким Джип ( 김집 ; 金集 ; 1574–1656)
- : Леди Йи Дочь
- Госпожа Но из клана Гоксан Но ( 곡산 노씨 ; ? – 1592)
- Наложницы
- Леди Ким
- Леди Йи из клана Кёнджу И ( Ли Кёнджу Клан )
Популярная культура
[ редактировать ]- Сыграл Чон Джун Вона в SBS сериале 2017 года «Саймдан, Мемуары цветов» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Джойя Хоетонг» . Королевский архив Чансогак . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Дэхван, Но. «Эклектичное развитие неоконфуцианства и государственного управления с 18 по 19 век». Архивировано 14 июня 2011 г. в журнале Wayback Machine Korea Journal. Зима 2003 года.
- ^ Jump up to: а б с д (на корейском языке) Йи в энциклопедии Doosan
- ^ Jump up to: а б (на корейском языке) Йи в Академии корееведения
- ^ Jump up to: а б с (на корейском языке) [1] Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine в Энциклопедии корейской культуры.
- ^ Ли Ынджик в переводе Чон Хонджуна, Великие мастера Чосон, том 2 (Выставка мастеров Чосон 2), стр. 35, Ilbit Publishing, Сеул, 2005. ISBN 89-5645-087-0
- ^ Jump up to: а б (на корейском языке) Энциклопедия Донхо Мундап и Дусан
- ^ Чхве Помсо (최범서), Неофициальная история Чосон, том. 2 стр. 52, издательство Garam Publishing, Сеул, 2003 г. ISBN 89-8435-143-1
- ^ Ли Хён Хи, Пак Сон Су, Юн Нэ Хён, перевод Академии корееведения, Новая история Кореи , стр. 393, Джимунданг, Паджу, 2005. ISBN 89-88095-85-5
- ^ «Идентификаторы WorldCat» . www.oclc.org . 20 января 2022 г.
- ^ (на корейском языке) Манеон Бонгса в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском языке) Сонхак Джибё в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском языке) Кёкмонг Ёгёль в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском языке) Кёнён Ильги в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском) Юлгок Чонсо в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском) Юлгонно в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском языке) Дизайн денежных купюр в Naver словаре
- ^ «Узор Юлгока Таэквондо» . Архивировано из оригинала 2 июня 2010 г.
- ^ Ча Ёнггу, Теория и актуальность политики национальной обороны, стр. 86, Оруэм, Сеул, 2002. ISBN 89-7778-156-6 .


Ссылки
[ редактировать ]- Чанг, Эдвард YJ (1995). Корейское неоконфуцианство И Тогье и И Юлгока: переоценка «тезиса четырех-семи» и его практическое значение для самосовершенствования . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791422755 ; ISBN 9780791422762 ; ОСЛК 30594574
- Дэхван, Но. «Эклектичное развитие неоконфуцианства и государственного управления с 18 по 19 век», Korea Journal. Зима 2003 года.
- Хабуш, ДжаХён Ким и Мартина Дойхлер . (1999). Культура и государство в Корее позднего Чосона. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674179820 ; ОСЛК 40926015
- Ли, Питер Х. (1993). Справочник по корейской цивилизации, Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231079129 ; ISBN 9780231079143 ; ISBN 9780231104449 ; ОСЛК 26353271