И Хван
И Хван | |
![]() | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | Хван Ли |
Ханджа | Ли Хуан |
Пересмотренная романизация | Я Хван |
МакКьюн-Рейшауэр | И Хван |
Название произведения | |
хангыль | Тоегье |
Ханджа | Туйси |
Пересмотренная романизация | Тоегье |
МакКьюн-Рейшауэр | Это верно |
Любезное имя | |
хангыль | безопасность |
Ханджа | Цзин Хао |
Пересмотренная романизация | Кёнхо |
МакКьюн-Рейшауэр | Кёнхо |
Посмертное имя | |
хангыль | лунное солнце |
Ханджа | Вэнь Чун |
Пересмотренная романизация | Муссон |
МакКьюн-Рейшауэр | Муссон |
И Хван ( корейский : 이황 ; 1501–1570) был корейским философом, писателем и конфуцианским ученым периода Чосон . [1] Его считают самым важным философом Кореи — его портрет удостоен чести напечатать на (чаще всего используемой) банкноте в 1000 вон, на реверсе которой можно увидеть изображение его школы Досан Совон . Он принадлежал к числу неоконфуцианских литераторов, основал школу Ённам и основал Досан Совон . частную конфуцианскую академию [2]
И Хвана часто называют его художественным псевдонимом Тогье («Отступающий ручей »). Его любезное имя было Кёнхо . [3]
Его интерпретация неоконфуцианства имела влияние не только в Корее, но и в Японии, Тайване и Вьетнаме, а сейчас изучается даже в материковом Китае. Его основная работа « Десять диаграмм по обучению мудрецов» , первоначально опубликованная на классическом китайском языке, уже переведена на современный корейский, японский, вьетнамский, английский, французский, немецкий, русский и польский языки.
Некоторые из его сочинений были разграблены японскими военными во время японского вторжения в Корею.
Биография
[ редактировать ]И Хван родился в Онгери, Андон , провинция Северный Кёнсан , в 1501 году. Он принадлежал к клану Джинбо И и был младшим сыном среди восьми детей. [4] Вундеркинд, он выучил «Аналекты Конфуция» у своего дяди в двенадцать лет и, восхищаясь поэзией Тао Юаньмина , начал писать стихи. Его стихотворение «Ядан» ( 야당 ; 野塘 , «Пруд в дикой природе»), написанное в восемнадцатилетнем возрасте, считается одним из его главных произведений. [3] [5] Примерно в двадцать лет он погрузился в изучение И Цзин и неоконфуцианства . [3] [6]
Он приехал в Сеул (тогда известный как Хансон), когда ему было 23 года, и поступил в национальную академию Сонгюнгван в 1523 году. В 1527 году он сдал вступительные экзамены, чтобы стать государственным чиновником, но снова поступил в Сонгюнкван в возрасте 33 лет и общался с учёный Ким Ин Ху . Он сдал экзамены на государственную службу с высшим отличием в 1534 году и продолжил свою научную деятельность, работая на правительство. [3] Он вернулся в дом своего детства после смерти матери в возрасте 37 лет и оплакивал ее 3 года. Он назначался на различные должности с 39 лет, а иногда занимал несколько должностей, включая тайного королевского инспектора , или Амхаенгеоса ( 암행어사 ; 暗行御史 ), в 1542 году. Его честность делала его безжалостным, когда он принимал участие в чистках коррумпированных правительственных чиновников. . Его неоднократно даже высылали из столицы за твердую принципиальность. [2]
И Хван был разочарован борьбой за власть и разногласиями в королевском дворе в последние годы правления короля Чонджона и покинул политический пост. Однако его постоянно выводили из отставки и он занимал несколько должностей вдали от королевского двора и в сельской местности. В 48 лет он был губернатором Даньяна , а затем губернатором Пунги . Во время своего пребывания в Пунги он реконструировал и усовершенствовал частную неоконфуцианскую академию Пэкундонг Совон, основанную его предшественником Цзю Се-буном . [3]
В 1552 году его назначили Дэсасоном (대사성, главный инструктор) из Сунгюнквана, но позже он отказался от других видных должностей. В 1560 году он основал Досан содан и посвятил себя медитации, учебе и обучению своих учеников. Король Мёнджон пытался уговорить его вернуться на политическую должность, но он был непоколебим в своей преданности учебе. Наконец он вернулся к королевскому двору в 67 лет по просьбе короля, когда в Сеул прибыли посланники династии Мин . Когда король Мёнджон внезапно умер, его преемник король Сонджо назначил И Хвана Йеджо пансо ( 예조판서 ; 禮曹判書 , министр обрядов), но он отказался и снова вернулся в свой дом. [3] [4]
Однако король постоянно перезванивал И Хвану и, не имея возможности отказаться от дальнейшего, он вернулся к власти в возрасте 68 лет и написал множество консультативных документов, включая Сонхак сипдо ( 성학십도 ; 聖學十圖 , «Десять диаграмм по обучению мудрецов»). Он также читал лекции по учениям династии Сун конфуцианских ученых Чэн И и Чэн Хао , И Цзин , Аналектов и Чжан Цзая в королевском присутствии. В конце концов он ушел из политики в возрасте 70 лет и умер в 1570 году. [3]
За сорок лет общественной жизни он служил четырем королям ( Чонджон , Инджон , Мёнджон и Сончжо ). После его смерти И Хван был посмертно повышен до высшего министерского ранга, а его погребальная табличка была размещена в конфуцианском храме, а также в храме короля Сончжо . Его ученики и последователи реорганизовали Досан содан в Досан Совон в 1574 году. [3] [4]
Учения
[ редактировать ]И Хван был автором многих книг по конфуцианству. Он следовал дуалистическому неоконфуцианства учению Чжу Си , который рассматривает и (китайское «ли») и ги (китайское «ци») как силы, лежащие в основе вселенной. И Хван сделал акцент на «и» , формирующем элементе, как на экзистенциальной силе, определяющей ги . Эта школа мысли контрастировала со школой, сосредоточившейся на конкретном элементе ги , созданной коллегой И Хвана Йи И. Понимание определяющего паттерна « я» было бы более важным для понимания вселенной, чем признание принципов, которые управляют отдельными проявлениями « ги» . Этот подход, придающий большое значение роли И, стал основой школы Ённам, где наследие И Хвана продолжили такие выдающиеся личности, как Ю Сон Рён и Ким Сон Ир . [7]
И Хван также был талантлив в каллиграфии и поэзии, написав сборник сиджо , трехстрочной поэтической формы, популярной среди литераторов периода Чосон. [3]
Избранные работы
[ редактировать ]![]() |
Вот некоторые из опубликованных произведений И Хвана: [8]
- 1599 — Полная книга Туйси.
- 1681 — Десять диаграмм мудрого обучения ( 성학십도 ; Десять диаграмм мудрого обучения ) [9]
- 1746 — Туйсиджи
- Очерк и пояснения произведений Чжу Си ( 주자서절요 ; Zhu Xishu Jieyao )
- к Сутре Комментарий 心經釋義Сердца
- История неоконфуцианства в Сун , Юань и Мин династиях
- Дебаты четырех-семи ( 사칠속편 ; 四七продолжение ): обсуждает Мэн-цзы философию с Ги Дэ Сыном. [10]
Десять диаграмм по мудрому обучению
[ редактировать ]Неоконфуцианская литература Сонхаксипдо была написана И Хваном в 1568 году для короля Сончжо . Это серия лекций для правителей на примерах мудрецов прошлого. [11] Традиционные конфуцианцы утверждали, что любой человек может научиться стать мудрецом; новые конфуцианцы сделали идеал мудрости реальным и достижимым, точно так же, как просветление было для буддистов. И Хван намеревался представить этот путь, начиная каждую главу с диаграммы и соответствующего текста, взятого у Чжу Си или другого ведущего авторитета, и заканчивая кратким комментарием. Он намеревался превратить «Десять диаграмм» в виде стоящего экрана из десяти панелей, а также в виде небольшой книги, чтобы разум зрителя мог постоянно заниматься ее содержанием, пока он полностью не усвоит материал. [12]
Наследие
[ редактировать ]
В его честь названа улица Тогьеро в центре Сеула. [13] и он изображен на южнокорейской банкноте в 1000 вон . [14] Модель таэквондо Той -Ге была названа в честь И Хвана. [15]
Было создано множество институтов и исследовательских отделов университетов, посвященных И Хвану. Институт исследований Тогье был основан в Сеуле в 1970 году, Институт Тогье при Национальном университете Кёнпук открылся в 1979 году, а институт и библиотека в Университете Данкук - в 1986 году. Исследовательские институты есть в Токио , Тайване , Гамбурге и США. [3] [4]
Известным прямым потомком Йи является поэт и за независимость борец Йи Юкса , который также является уроженцем Андонга.
Семья
[ редактировать ]- Отец: Йи Сик ( Исанг ; 12 сентября 1463 — 13 июня 1502)
- Мать:
- Биологические: Леди Пак из клана парка Чхунчхон ( 춘천 박씨 ; ? – 1537) – вторая жена И Сика.
- Приемная: леди Ким из клана Мунсо Ким ( 문소 김씨 ) – первая жена И Сика.
Жены и их проблемы:
- Леди Хо из клана Кимхэ Хо ( Клан Кимхэ Хо ; 1502–1528)
- И Цзюнь ( Ли Цзюнь ; 1523–1583) – первый сын.
- И Че ( Lee Chae ; 1527–1550) – 2-й сын.
- Леди Гвон из клана Андонгвон ( 안동 권씨 ; 1502–1547) - Никаких проблем.
- Безымянная наложница
- И Джок ( Ли Джок ) — третий сын.
- Гисэн Ду-Хян ( Gisaeng Du -Hyang ) – Нет проблем.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэхван, Но. «Эклектичное развитие неоконфуцианства и государственного управления с 18 по 19 век». Архивировано 14 июня 2011 г. в журнале Wayback Machine Korea Journal. Зима 2003 года.
- ^ Jump up to: а б (на корейском) И Хван в энциклопедии Doosan
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж (на корейском языке) И Хван. Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine в Энциклопедии корейской культуры.
- ^ Jump up to: а б с д (на корейском языке) И Хван в Академии корееведения
- ^ (на корейском языке) Кимико Юшу , Сеул Синмун, 18 мая 2005 г. Проверено 7 июля 2010 г.
- ^ (на корейском языке) И Хван. Архивировано 10 июня 2011 г. в Wayback Machine в Britannica Korea.
- ^ Ли Хён Хи, Пак Сон Су, Юн Нэ Хён, перевод Академии корееведения, Новая история Кореи , стр. 392–393, Jimoondang, Paju, 2005. ISBN 89-88095-85-5
- ^ Личности WorldCat : 李滉 1501–1570 ; И, Хван 1501–1570 : 23 мая 2015 г.
- ^ Десять диаграмм по обучению мудрецов , Майкл К. Калтон, издательство Колумбийского университета, 1988
- ^ Майкл К. Калтон и др., Дебаты четырех-семи. Аннотированный перевод самого известного противоречия в корейской неоконфуцианской мысли, SUNY Press, Олбани, 1994 г.
- ^ (на корейском языке) Сонхаксипдо в энциклопедии Doosan
- ^ Десять диаграмм , Майкл К. Калтон, издательство Колумбийского университета, 1988.
- ^ (на корейском языке) Тогьеро в энциклопедии Doosan
- ^ (на корейском языке) Новая купюра в 1000 вон , Maeil Business News, 17 января 2006 г. Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ (на корейском языке) Исторические имена в тхэквондо , Yonhap News , 10 июля 2005 г. Проверено 8 июля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Март 2024 г. ) |
- Мин-Хонг Чой, Современная история корейской философии , Сон Мун С.А., Сеул, 1980, стр. 67-81.
- Иль-чол Син и др., Основные течения корейской мысли , Корейская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО - Si-sa-yong-o-sa Publishers Inc. - Pace International Research Inc., Сеул - Арч-Кейп, Орегон, 1983 г. , с. 82-93, ISBN 0-89209-020-0 .
- Вм. Теодор де Бари, ДжаХюн Ким Хабуш (ред.), Расцвет неоконфуцианства в Корее , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1985, стр. 223-302, ISBN 0-231-06052-1 .
- Майкл К. Калтон, Десять диаграмм мудрого обучения , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1988.
- Андре Жакоб, Жан-Фансуа Маттеи (реж.), Универсальная философская энциклопедия. III. Философские труды , Presses Universitaires de France, Париж, 1992, Том 2, с. 4122-4123, ISBN 2-13-041-443-5 .
- Майкл К. Калтон, Дебаты четырех-семи. Аннотированный перевод самого известного противоречия в корейской неоконфуцианской мысли , SUNY Press, Олбани, 1994.
- Ян П. МакГрил (редактор), Великие мыслители восточного мира: основные мыслители и философские и религиозные классики Китая, Индии, Японии, Кореи и мира ислама , HarperCollins Publishers, Нью-Йорк, 1995, стр. 413-417, ISBN 0062700855 .
- Питер Х. Ли, Wm. Теодор де Бари, Ён Хо Чо, Хью Х.В. Канг (ред.), Источники корейской традиции , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 1997, том. я, с. 286-290, 349-375, ISBN 0-231-10567-3 .
- Оливер Лиман (редактор), Энциклопедия азиатской философии , Рутледж, Лондон – Нью-Йорк, 2001 г., ISBN 0-415-17281-0 , 579-580.
- Сын Хван Ли и др., Корейская философия: ее традиции и современная трансформация , Корейская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО – Холлим, Сеул – Элизабет, Нью-Джерси, 2004, стр. 75-94, ISBN 978-1-56591-178-9 (Том VI).
- Синьчжун Яо (редактор), Энциклопедия конфуцианства RoutledgeCurzon , RoutledgeCurzon, Лондон – Нью-Йорк, 2003, том. 2: ОЗ, с. 753-754, ISBN 0-700-71199-6 ; 0-415-30653-1.
- И Хван, «Изучение мудрости в десяти диаграммах », изд. Чо Хе Ён и Жан Гольфен, Éditions du Cerf, Париж, 2005 г., ISBN 2-204-07948-0 .
- Янгсан Бэк и Филип Дж. Айвенго (ред.), Традиционная философия корены: проблемы и дебаты , Rownan & Littlefield Intl., Лондон – Нью-Йорк, 2017, стр. 25-68, ISBN 978-1-78660-186-5 .
- Дэхван, Но (зима 2003 г.). «Эклектичное развитие неоконфуцианства и государственного управления с 18 по 19 век» . Корейский журнал . Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Чтобы стать мудрецом , перевод « Десяти диаграмм по обучению мудреца» , Майкл К. Калтон, издательство Колумбийского университета, 1988.
- Кибер Досан Совон , общая информация об И Хване и его учении.
- Институт исследований Тогье, Пусан
- Исследовательский институт Тогье Национального университета Кёнпук
- Подробная библиография
- Школа Досан (на корейском языке)
- Академические исследователи Тойге (на корейском языке)
- Академическая бизнес-ассоциация Тойге (на корейском языке)