Чжан Цзай

Чжан Цзай ( упрощенный китайский : 张载 ; традиционный китайский : 張載 ; пиньинь : Чжан Цзай ; Уэйд-Джайлс : Чанг Цай ) (1020–1077) был китайским философом и политиком. Он наиболее известен тем, что изложил четыре онтологические цели для интеллектуалов: создать проявления духа Неба и Земли, построить хорошую жизнь для населения, развивать находящуюся под угрозой науку мудрецов прошлого и открыть вечный мир.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Чжан Цзай родился в 1020 году нашей эры в Хенцю, провинция Шэньси. В детстве он проявил интерес к военному делу, но начал изучать конфуцианские тексты . Как и многие философы Сун , Чжан изначально был разочарован конфуцианской мыслью и в течение ряда лет изучал буддизм наряду с даосизмом. Но он решил, что «Путь» нельзя найти ни в буддизме, ни в даосизме, и снова обратился к конфуцианским текстам. Его исследование разнообразной религиозной мысли оказало большое влияние на его собственные идеалы. В 1056 году Чжан читал лекцию по « Классике перемен» , которая стала известна как одна из его самых запоминающихся работ. Предполагается, что примерно в это же время Чжан впервые встретился с братьями Ченг . После сдачи экзаменов на высшую ступень государственной службы он занял несколько второстепенных государственных должностей.
В 1069 году Чжан был предложен императору и получил место в столичном правительстве, но вскоре после этого у него возникли разногласия с премьер-министром, и он удалился в свой дом Хэнцюй, где проводил время, обучаясь и преподавая. Вероятно, это был самый продуктивный период в его жизни для развития и распространения собственных философских взглядов. В 1076 году он завершил свою самую значительную работу «Исправление невежества » и представил ее своим ученикам. Позже, в 1076 году, он был вызван обратно в столицу и восстановлен на высоком высоком посту. Однако зимой он заболел и снова был вынужден уйти в отставку. Он так и не добрался до своего родного города Хэнцю и умер по дороге в 1077 году. За свою работу Чжан был помещён в конфуцианском храме в 1241 году. Многие сочинения Чжана утеряны. Чжу Си собрал избранные произведения Чжана в своей антологии «Песенное исследование пути», известной как «Размышления о вещах под рукой» zh:近思錄 . Его наиболее важными сохранившимися работами, вероятно, являются «Комментарии к изменениям». и исправление невежества .
После смерти Чжан Цзая большинство его учеников стали заниматься в школе братьев Чэн ( Чэн И и Чэн Хао ). Его мысль стала известна во многом благодаря усилиям братьев Чэн и Чжу Си. Чжу Си почтил Чжана как одного из основателей «Изучения Пути». [1]
Философия Чжан Цзая
[ редактировать ]
Значение и характеристики Ци по Чжан Цзаю.
[ редактировать ]Метафизика Чжан Цзая во многом основана на « Классике перемен» . По мнению Чжана, все вещи в мире состоят из изначальной субстанции, называемой ци (также пишется как Ци). Для Чжана ци включает в себя материю и силы, управляющие взаимодействием между материей, Инь и Ян. В рассеянном, разреженном состоянии ци невидима и нематериальна, но когда она конденсируется, она становится твердой или жидкой и приобретает новые свойства. Все материальные вещи состоят из сгущенной ци: камни, деревья и даже люди. Нет ничего, что не было бы ци. Таким образом, в действительности все имеет одну и ту же суть, идею, которая имеет важные этические последствия. [2] Самым значительным вкладом Чжан Цзая в китайскую философию является его внимание к ци как к основе его онтокосмологии. Ци, или жизненная сила, согласно Чжан Цзаю, является фундаментальной субстанцией, с помощью которой можно объяснить все процессы во Вселенной. Прежде всего, по мнению Чжан Цзая, ци или жизненная сила — это нечто, постоянно находящееся в процессе изменения. Во-вторых, постоянное изменение жизненной силы следует определенному образцу деятельности в соответствии с двумя принципами — инь и ян. Изменения, которым подвергается ци, являются результатом постоянной активности принципов Инь и Ян. Вывод Чжан Цзая состоит в том, что во вселенной нет ничего, что нельзя было бы объяснить с точки зрения взаимодействия двойной активности ци. В-третьих, переход чего-либо от сгущения к рассеянию или от видимости к невидимости не предполагает идеи количественного исчезновения рассматриваемой вещи. В-четвертых, Чжан Цзай подчеркивает тот факт, что хотя создание и преобразование многообразных вещей можно свести к одному единому шаблону (взаимодействию инь и ян), ничто во всей вселенной не является повторением чего-то другого. В качестве примера, приведенного Чжан Цзаем, не существует двух людей, чье мышление было бы совершенно одинаковым. В-пятых, вечное движение физического мира изначально не вызвано какой-либо внешней силой. Он утверждает, что космос ни от чего не зависит, чтобы стать его перводвигателем, поскольку ци как таковая является жизненной и самодвижущейся силой, которая одна делает возможными все изменения и движения (Хуан (1968)).
Вера Чжан Цзая в человеческую доброту
[ редактировать ]Неоконфуцианцы прежде всего ценили учение Чжан Цзая о мудреце, «образующем одно тело со вселенной». Эта доктрина представляет собой как смежность конфуцианства с его классическим конфуцианским наследием, так и расширение неоконфуцианской системы. В центре учения Чжан Цзая находится идея жэнь, человечности или человеколюбия, во многих отношениях важнейшее учение классической конфуцианской традиции. Это базовое качество, которое для Конфуция и Мэн-цзы было связующим звеном между человеческим обществом и путями Небес (тянь) и, следовательно, фундаментальным для базовой моральной структуры вселенной, было расширено Чжан Цзаем, чтобы охватить саму вселенную, поскольку для мудреца образование «единого тела со Вселенной» предполагает взаимодополняемость и фундаментальное тождество микрокосма и макрокосма. Доктрина также иллюстрирует веру Чжан Цзая в фундаментальную доброту и цель вселенной, а также в способность человека реализовать идеал мудреца. В учении о «формировании единого тела со Вселенной» Чжан Цзай также утверждал, что четко отличает конфуцианство от буддизма и даосизма. Для него Вселенная и ее процессы имеют реальное существование. В свою очередь, человеческая жизнь рассматривается как самоценная ценность и, в конечном счете, как основа для реализации мудрости. Для Чжан Цзая такая точка зрения явно отличается от даосизма и буддизма, оба из которых требуют радикального отхода от вселенной, какой она дана, чтобы выполнить сотериологический поиск. С точки зрения Чжан Цзая, даосизм и буддизм подчеркивают важность бегства от мира, в то время как конфуцианство находит реализацию и высшую идентичность именно в изменениях, происходящих в этом мире, мире ци, а не пустоты. Мудрец принимает высшую реальность ци и присущую ей доброту, он признает проникновение жэнь во всю структуру самой вселенной и, таким образом, может осуществить идеал мудреца, «образуя одно тело со вселенной». [3]
Потомки
[ редактировать ]Потомок Чжан Цзая носил титул Уцзин Боши (五经师; 五经师 ; Wǔjīng Bóshi). [1] [2] [3] [4]
В 1452 году Уцзин Боши был пожалован потомку Мэнцзы - Мэн Сивэнь孟希文 56-го поколения. [5] [6] [7] и Янь Хуэй -Янь Сихуэй Ян Сихуэй 59-го поколения, [5] [6] [7] то же самое было даровано потомку Чжоу Дуньи — Чжоу Мянь週冕 12-го поколения, [8] два брата Ченг ( Чэн Хао и Чэн И - Чэнь Керен 程克仁, 17-е поколение) [5] [6] [7] ), Чжу Си -Чжу Тин朱梴 (Чжу Чань?) 9-го поколения, в 1456–1457 гг., в 1539 г. такой же был удостоен отпрыск Цзэн Цаня - Цзэн Чжицуй 曾質粹 60-го поколения, в 1622 г. потомок Чжан Цзая получил титул и в 1630 году потомок Шао Юна. [9] [10]
- Сын, Чжан Инь Чжан Инь
- Внук Чжан Янь張炎
- Потомок четвертого поколения, Чжан Сюань張選, который последовал за императором Гаозуном из Сун в южный Китай.
- Потомки в пятом поколении: Чжан Цзинь, Чжан Чжи и Чжан Ицзюнь.
- Потомок шестого поколения, Чжан Тин張霆
- Потомок в седьмом поколении Чжан Риминг Чжан Риминг
- Потомок в восьмом поколении Чжан Гумянь張谷勉
- Потомки девятого поколения Чжан Широнг, Чжан Широнг, Чжан Шимин Чжан Шимин
- Потомок десятого поколения Чжан Вэньюнь Чжан Вэньюнь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Х.С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
- ^ «P.494-5. Современная политическая организация Китая» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ «Современная политическая организация Китая» .
- ^ Чанг Воэй Онг (2008). Литераторы в перевалах: литераторы Гуаньчжуна в истории Китая, 907–1911 гг . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 132. ИСБН 978-0-674-03170-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Книжный магазин Серафим ---- История династии Мин» .
- ^ Jump up to: а б с «Канрипо 汉书リポジトリ: KR2m0014 Общий анализ императорских текстов – Династия Цин – Цзи Хуан» .
- ^ Jump up to: а б с «Тридцать один чиновник Императорского Ордена Сютундянь - Сеть классической литературы Сютундянь» Архивировано из оригинала 07 октября 2016 г. Проверено 4 октября 2016 г. .
- ^ «Чжоу Дуньи» .
- ^ https://www.researchgate.net/publication/248653434_The_Ritual_Formation_of_Confucian_Orthodoxy_and_the_Descendants_of_the_Sage с. 571.
- ^ Уилсон, Томас А.. 1996. «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца». Журнал азиатских исследований 55 (3). [Издательство Кембриджского университета, Ассоциация азиатских исследований]: 559–84. дои: 10.2307/2646446. https://www.jstor.org/stable/2646446 с. 571.
- Интернет-энциклопедия философии. Чжан Цзай (Чан Цай, 1020–1077 гг. н.э.). Получено 25 октября 2008 г. из [4]
- Хуанг, С. (1968). Философия Востока и Запада. Издательство Гавайского университета
- Книжные тряпки. Энциклопедия религии: Краткое содержание Чанг Цай. Получено 25 октября 2008 г. из [5]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Касофф, Ира Э. (1984). Мысль Чан Цая . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521529471