Ли Цзэхоу
Ли Цзэхоу | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Рожденный | |||
Умер | 2 ноября 2021 г. | (91 год) ||
Другие имена | З.Х. Ли | ||
Альма-матер | Первый педагогический университет Хунани Пекинский университет | ||
Род занятий | Историк, писатель | ||
Годы активности | 1954–2021 | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 李澤Ли Цзэхоу | ||
Упрощенный китайский | 李泽Ли Цзэхоу | ||
|
Ли Цзэхоу ( китайский : 李泽厚 ; 13 июня 1930 г. - 2 ноября 2021 г.) [1] [2] [3] был китайским ученым в области философии и интеллектуальной истории. Он проживал в США. [4] Его считают важным современным исследователем китайской истории и культуры, чья работа занимала центральное место в период, известный как китайское Просвещение 1980-х годов. [5]
Жизнь
[ редактировать ]Ли родился в Даолине , уезд Нинсян , провинция Хунань , 13 июня 1930 года. [6] [7] [8] (Другая поговорка: он родился в городе Ханькоу, но его семья переехала в Чаншу, когда ему было четыре года. [9] ) Его дед Ли Чаобинь ( 李朝斌 ) был генералом Сянской армии под предводительством Цзэн Гофаня . [10] Его отец, служащий почты, умер от болезни в другой губернии. Его мать Тао Маолань ( 陶懋兰 ) работала учительницей в начальной школе в его родном городе. [11] Его обучение в начальной школе проходило в средней школе № 4 Нинсяна, а в средней школе - в Первом педагогическом университете Хунани . [12] После окончания Пекинского университета в 1954 году его направили в Институт философии Китайской академии общественных наук . [8]
В 1992 году он переехал в Боулдер, штат Колорадо , США . [8] В 2021 году его голова была криоконсервирована фондом Alcor Life Extension Foundation . [13] [14]
Роль в китайской культуре
[ редактировать ]О роли Ли в китайской культуре Ю Ин-ши из Принстонского университета писал: «Благодаря (своим) книгам он освободил целое поколение молодых китайских интеллектуалов от коммунистической идеологии». [4] Сам Ли пишет, что «наше молодое поколение стремится внести вклад в область философии и ищет [новые пути] для достижения общей цели нации по модернизации, а также для ответа на вопрос, в каком направлении движется мир». направляется». [15]
Критик реакции китайского правительства на площадь Тяньаньмэнь
[ редактировать ]В результате критики реакции китайского правительства на протесты и резню на площади Тяньаньмэнь в 1989 году он был заключен под домашний арест на три года. Под сильным официальным и академическим давлением США китайское правительство предоставило Ли разрешение на посещение Соединенных Штатов в 1991 году. Впоследствии правительство США предоставило ему статус постоянного жителя . С 1992 года Ли занимал многочисленные академические должности, в том числе должности в Колорадском колледже , Мичиганском университете , Университете Висконсина , Суортмор-колледже и Университете Колорадо в Боулдере . [16]
Философия человека
[ редактировать ]Главной целью работы Ли было продвижение философии человеческого существа, которая не только была основана на материалистических и исторических реалиях, проанализированных и изложенных Карлом Марксом , но также поддерживала точку зрения Иммануила Канта на интеллектуальную, интеллектуальную, моральные и эстетические способности. В качестве основного элемента своего анализа он также включает в себя размышления великих представителей китайской философии. Этот смешанный и фундаментально оптимистичный взгляд на человечество был противовесом взглядам людей во время и после Культурной революции . [ нужна ссылка ]
Анализ Ли марксистской философии и политической теории разработал следующие философские концепции: [ нужна ссылка ]
Практическая философия субъективности
[ редактировать ]«Практическая философия субъективности» представляет собой исследование человека на двух уровнях, каждый из которых имеет свои внутренние дополнительные подуровни содержания: 1) уровень человечества, имеющий как техносоциальную структуру, так и «культурно-социальную структуру». психологическое» формирование; и 2) личность, одновременно являющаяся членом общества, социального класса, этнической принадлежности и т. д., и в то же время являющаяся отдельным телом и разумом. Эти четыре измерения взаимодействуют и переплетаются. [ нужна ссылка ]
В этой конструкции «Субъективности» наиболее фундаментальным измерением является техносоциальное. «Людям сначала необходимо обеспечить свое телесное существование, прежде чем они смогут заняться другими делами». Но культурно-психологический аспект, ритуальное, общинное и языковое измерение отделяет человека от животного. [17]
Двигательное мышление
[ редактировать ]Двигательное мышление – это сознательная координация использования инструмента. Говоря более подробно, использование инструментов — это не инстинктивная биологическая деятельность, а скорее деятельность, «достигаемая и закрепляемая в течение длительного периода апостериорного обучения на основе опыта». Процесс моторного мышления порождает застенчивость, возникающую из-за внимания, уделяемого изготовлению инструментов. Передача орудийной деятельности другим с использованием примитивного языка приводит к семантическому мышлению: «Формы двигательного мышления постепенно уступают место формам языкового мышления». В сочетании с примитивным языком моторное мышление в конечном итоге приводит к созданию «смутного, общего сознания существования сообщества», которое развивается в «символические инструменты шаманских обрядов и церемоний, приводящие к созданию примитивного человеческого общества… фундаментально отличного от общества животные». [18]
Китайская эстетика и отношение к свободе
[ редактировать ]Ли выделяет четыре особенности, которые обобщают его взгляды на китайскую эстетику. Концепция Музыка/Радость (乐: Юэ/Лэ ) занимает центральное место в китайской культуре: «Музыка – это радость». Музыка оказывает цивилизующее воздействие и «не дает человеческим эмоциям развиваться по-животному». Музыка заставляет «людей быть в хороших отношениях друг с другом, способствуя гармонии в обществе». Музыка линейна, течет во времени и выражает эмоции. Из этой линейности вытекает вторая особенность китайской эстетики — важность линии в китайском искусстве. Ли вспоминает, что Иммануил Кант также считал, что это превосходный эстетический визуальный формат. (Китайское искусство также подчеркивает выражение эмоций и уделяет особое внимание ритму, рифме и вкусу.) Затем он переходит к описанию третьего элемента, который представляет собой сочетание чувства и разума: «воображаемая реальность более значительна, чем чувственная реальность». Наконец, он перечисляет «союз неба и человечества» и описывает его как «фундаментальный дух китайской философии… отношения между человеком и человеком, а также между человечеством и природой». Затем он заявляет, что «заниматься искусством» необходимо для достижения свободы. Свобода не послана небесами и не дается при рождении, как предполагал Руссо. Свободу устанавливает человечество...» Для Ли важна эстетика! [19]
Влияние на традиционную китайскую мысль
[ редактировать ]Ли также писал критические анализы современной китайской мысли во второй половине 1980-х годов. Эссе Ли Цзэхоу 1987 года «Западное — это суть, а китайское — для применения» перевернуло традиционные представления современного Китая с ног на голову. Ли заявил, что западное обучение включает в себя технологии, а также концептуальные системы и философии, включая марксизм, и является плюралистической и разнообразной техносоциальной основой реальности современного Китая. Ли Цзэхоу пришел к выводу, что китайское приложение должно адаптировать западное обучение к китайским традициям, влияя, но не диктуя результаты. Перефразируя, цель этого синтеза экзаменов должна сохранить в этике силу и великолепие отдавать предпочтение другим перед собой; следует сохранить ценность интуиции в процессе рассуждения и сохранить богатую китайскую культуру в отношении управления межчеловеческими отношениями. [20]
В «Двойной вариации просвещения и национализма» Ли Цзэхоу утверждает, что все современные концепции, такие как свобода, независимость, права человека, которые были отброшены после 1919 года, и все китайские традиции, должны быть проанализированы и исследованы. Он написал, что после относительно длительного периода мира, развития процветания и модернизации Китаю будет полезно изучить «многовековой опыт Запада в политико-правовой теории и практике, такой как разделение трех держав». Он предвидел, что концепция свободы, ограниченной законом, защитит слабых и не позволит партийным чиновникам стоять над законом. [21]
Избранные работы
[ редактировать ]- История китайской эстетики ( 中国美学史 ), с Лю Ганцзи , China Social Sciences Press, 1984 (том 1) и 1987 (том 2)
- Путь красоты: исследование китайской эстетики , Oxford University Press , 1 988
- Прощание с революцией: взгляд на Китай двадцатого века , с Лю Цзайфу , Cosmos Books Ltd., 1995 г.
- Четыре эссе по эстетике: к глобальной перспективе , с Джейн Ковел, Lexington Books, 2006 г.
- Китайская эстетическая традиция , с Майей Белл Самей, Гавайский университет Press, 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сюй Юэдун ( Xu Yuedong ) (3 ноября 2021 г.). Знаменитый философ Ли Цзэхоу скончался в возрасте 91 года. [Известный философ Ли Цзэхоу умер в возрасте 91 года] (на китайском языке). Пекинские новости . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Ма, Жозефина (4 ноября 2021 г.). «Лидер китайского эстетического движения 1980-х годов умер в США в возрасте 91 года» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Энтони Бленкоу Ли Зехоу, Конфуций и преемственность с прошлым в современном Китае. Архивировано 24 марта 2012 года в Wayback Machine . Центр азиатских исследований. Университет Аделаиды, 1993 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ли Цзэхоу, Конфуцианский мир» . Архивировано из оригинала 30 мая 2010 года . Проверено 8 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) . Колорадоколледж.edu - ^ «Преобразующая сила искусства: эстетическая теория Л.И. Зехоу», Джейн Ковел; Философия Востока и Запада, Vol. 49, 1999 г.
- ^ От Хэ Ли (11 октября 2005 г.). Ли Цзэхоу: Философы дают только перспективы [Ли Цзэхоу: Философы дают только перспективы]. Xinmin Weekly (на китайском языке) – через Сина
Ли Цзэхоу родился в 1930 году в Нинсяне, Чанша, Хунань.
- ^ Ученый-оптимист из провинции Хунань Ли Цзэхоу: Китай должен стать посредником цивилизации [Ли Цзэхоу: Китай должен быть посредником цивилизации]. hunan.voc.com.cn (на китайском языке), 23 марта 2016 г.
Ли Цзэхоу родился в Даолине, Нинсян, Хунань, в июне 1930 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Одинокий мыслитель Ли Цзэхоу: воспоминания о Чанше и его родном городе [Одинокий мыслитель Ли Цзэхоу: вспоминая родной город Чанша] Ифэн (14 августа 2014 г.)
Ли Цзэхоу, уроженец Нинсяна, Чанша, Хунань, Китай.
- ^ Рошкер, Яна С. (2019). Следуя своим путем: Ли Цзэхоу и современная китайская философия . Нью-Йорк: SUNY. п. 8. ISBN 978-1-4384-7247-8 .
- ^ Звезда падает! Умер Ли Цзэхоу, известный философ из Чанши. Его работы оказали глубокое влияние на несколько поколений. . qq.com . 3 ноября 2021 г. Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Чэнь Ванхэн ( 陈王хэн ) (3 ноября 2021 г.). Любовь Ли Цзэхоу к своему родному городу в провинции Хунань . Хунань Дейли . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Ши Чжэньчжуань ( Shi Zhenzhuan ) (3 ноября 2021 г.). Ли Цзэхоу имел глубокую привязанность к Чанше и пожертвовал более 3000 книг Академии Юэлу. . Вечерние новости Чанши .
- ^ Хэ Цитун; Люй Сяоси (7 февраля 2024 г.). «Мозг ведущего китайского философа криоконсервирован в США» . Шестой тон . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Полный список неконфиденциальных криоконсервированных пациентов Алькора» . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ От ME Sharp, Inc., книжного издательства, «Современная китайская мысль», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., Страницы: 3–19.
- ^ Биографическое введение из книги «Исходные культуры в 21 веке: конфликты и конвергенции». Симпозиум, посвященный 125-летию Колорадского колледжа, 4–6 февраля 1999 г.
- ^ «Дополнительное объяснение субъективности» (первоначально опубликовано в 1987 г.), ME Sharp, Inc., из кратких изложений эссе, опубликованных в «Современной китайской мысли», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., страницы 26–31, переведено Питер Вонг Йи Цзюнь
- ^ «Очерк происхождения человечества» (первоначально опубликовано в 1985 г.), ME Sharp, Inc., Краткое изложение эссе, опубликованное в «Современной китайской мысли», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., страницы 20–26, перевод Питера Вонга. Йи Цзюнь.
- ^ «Несколько вопросов, касающихся истории китайской эстетики» (первоначально опубликовано в 1985 г.), ME Sharp, Inc., Краткое изложение эссе, опубликованных в «Современной китайской мысли», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., страницы 66–78 перевод Питера Вонг Йи Цзюня.
- ^ «Западное - это суть, а китайский - для применения» (первоначально опубликовано в 1987 г.), ME Sharp, Inc., Краткое изложение эссе, опубликованное в «Современной китайской мысли», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., страницы 32– 39,
- ^ «Двойной вариант просвещения и национализма» (первоначально опубликовано в 1987 г.), ME Sharp, Inc., Краткое изложение эссе, опубликованных в «Современной китайской мысли», том 31, номер 2 / зима 1999–2000 гг., страницы с 40 по 43
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Модернизация и конфуцианский мир», Симпозиум по случаю 125-летия Колорадского колледжа «Культуры в 21 веке: конфликты и конвергенции», выступление 5 февраля 1999 г.
- «Ли Цзэхоу и марксистская реконструкция конфуцианства», « Высокая культурная лихорадка» , электронные книги UC Press
- Интервью с Ли (на китайском языке), Shanghai Review of Books , октябрь 2010 г.
- 1930 рождений
- 2021 смертей
- Китайские историки ХХ века
- Китайские эмигранты в США
- Люди из Нинсяна
- Писатели из Чанши
- Факультет Мичиганского университета
- Выпускники Первого педагогического университета Хунани
- Выпускники Пекинского университета
- Историки из провинции Хунань
- Преподаватели из провинции Хунань
- Философы искусства
- Философы из провинции Хунань
- Крионически сохраненные люди