Хан Фэй
Хан Фэй | |||
---|---|---|---|
Рожденный | в. 280 г. до н.э. | ||
Умер | 233 г. до н.э. | ||
Причина смерти | Самоубийство путем употребления яда | ||
Заметная работа | Хан Фейзи | ||
Эра | Древняя философия | ||
Область | Китайская философия | ||
Школа | Легализм | ||
Основные интересы | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 韓Хан Фэй | ||
Упрощенный китайский | 韩Хан Фэй | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Хан Цзы | ||
Упрощенный китайский | Хан Цзы | ||
Буквальный смысл | Мастер Хе | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
Традиционный китайский | 韓Хан Фейзи | ||
Упрощенный китайский | 韩Хан Фейзи | ||
Буквальный смысл | Мастер Хан Фэй | ||
|
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
Хан Фэй ( ок. 280–233 до н. э.), также известный как Хан Фэйцзы , был китайским философом-законником и государственным деятелем. [1] в период Воюющих царств . Он был принцем государства Хань . [2]
Хан Фэя часто считают величайшим представителем легизма в « Хань Фэйцзы» , более поздней антологии сочинений, традиционно приписываемой ему. [3] который синтезировал методы своих предшественников. [4] Идеи Хань Фэя иногда сравнивают с идеями Никколо Макиавелли . [5] автор книги «Принц» . [6] Говорят, что Чжугэ Лян придавал большое значение Хань Фейцзы, а также Шэнь Бухаю . [7]
Сыма Цянь вспоминает, что Цинь Шихуан начал войну с государством Хань, чтобы добиться аудиенции у Хань Фэя, но в конечном итоге был убежден заключить его в тюрьму, после чего он совершает самоубийство. [8] После раннего упадка династии Цинь школа была официально подвергнута критике со стороны династии Хань пришедшей на смену . Несмотря на свой статус изгоя на протяжении всей истории императорского Китая, политическая теория Хань Фэя и школа легистов продолжали сильно влиять на каждую династию после этого, и конфуцианский идеал правления без законов так и не был реализован. [4]
Хань Фэй заимствовал Шан Яна акцент Шэнь Бухая на законах, акцент на административной технике и идеи Шэнь Дао о власти и пророчестве, подчеркивая, что самодержец сможет добиться твердого контроля над государством, овладев своей властью. методологии предшественников: его позиция «силы» ( 勢 shì ), «техники» ( 術 shù ) и «закона» ( фа ). Он подчеркнул важность концепции подчинения фактического результата речи ( 刑名 синмин ) в сочетании с системой наказаний и вознаграждений «двух ручек», а также у вэй («неприложение усилий»).
Имена [ править ]
Хан Фэй также уважительно известен как Ханьзи («Мастер Хань») или Хан Фэйцзы («Мастер Хан Фэй»). В транскрипции Уэйда-Джайлза его одно и то же имя пишется Хан Цзы , Хань-цзы , Хан Фей Цзы или Хан Фей-цзы . Это же имя — иногда как «Ханфэйцзы» или «Хан-фэй-цзы» — используется для обозначения более поздней антологии, традиционно приписываемой ему .
Жизнь [ править ]
Точный год рождения Хань Фэя остается неизвестным, однако ученые относят его к ок. 280 г. до н.э. [2]
В отличие от других знаменитых философов того времени, Хань Фэй был членом правящей аристократии, родившись в правящей семье Хань в конце периода Воюющих царств . В этом контексте некоторые ученые интерпретировали его работы как обращенные к его двоюродному брату, королю Хань. [1] В «Записях великого историка» говорится, что Хань Фэй учился вместе с будущим канцлером Цинь Ли Си у конфуцианского философа Сюнь Куана . Говорят, что из-за заикания Хань Фэй не мог должным образом изложить свои идеи в суде, но Сыма считает его очень умным человеком. В остальном его советы были проигнорированы, но, наблюдая за медленным упадком своего государства Хань, он разработал «один из самых блестящих (писательских) стилей в древнем Китае».
Биография Хань Фэя Сыма Цяном выглядит следующим образом:
Хань Фэй был принцем Хань, сторонником изучения имени/формы и закона/искусства, которое Сыма Цянь сомнительно считал укоренившимся в философии Хуан-Лао . Он родился заикой и не умел хорошо спорить, но хорошо писал статьи. Вместе со своим другом Ли Си он служил Сюнь Цину, и сам Си признавал, что не так компетентен, как Фэй. Видя, что Хань находится в упадке, он часто возражал королю Хань, подавая документы, но король не соглашался нанять его. При этом Хан Фэй был разочарован тем фактом, что, управляя государством, король не стремился усовершенствовать и прояснить юридическую систему государства, контролировать своих подданных путем захвата власти, улучшать государственную собственность и оборону или призывать и нанимать мудрых, укрепляя государство.
Скорее, король нанял развращенных и вероломных и поставил их на более высокие позиции по сравнению с мудрыми. Он считал, что интеллектуалы нарушают закон, используя свою литературу, и считал, что рыцари нарушают запрет государства, используя вооруженные силы. Пока в государстве было мирно, король любил покровительствовать заслуженным; в случае нужды он нанимал воинов в доспехах и шлемах. Таким образом, образованные люди не могли быть трудоустроены, а нанятые люди не могли быть культурными. Сильно огорченный тем фактом, что люди высокой честности и честности не были приняты подданными безнравственности и коррупции, он наблюдал изменения в приобретениях и потерях прошлого. Поэтому он написал несколько статей, таких как «Одинокое негодование», «Пять паразитов», «Внутреннее и внешнее скопление высказываний», «Собрание убеждений» и «Трудности на пути убеждения», которые составляют сто тысяч слов. Однако, хотя сам Хань Фэй хорошо знал о трудностях убеждения, поскольку его работа над трудностями убеждения была очень обширной, в конце концов он встретил безвременную смерть в Цинь. Он не мог избежать ловушки слов для себя. [9]
Его работы в конечном итоге оказались в руках короля Цинь Ин Чжэна , который прокомментировал: «Если я смогу подружиться с этим человеком [Хань Фэем], я могу умереть без сожалений». и пригласил Хань Фэя ко двору Цинь. Хан Фэй представил эссе «Сохранение Хань», чтобы попросить короля не нападать на его родину, но его бывший друг и соперник Ли Си использовал это эссе, чтобы заключить Хань Фэя в тюрьму из-за его вероятной преданности Ханю. Хань Фэй в ответ написал еще одно эссе под названием «При первой встрече с королем Цинь», надеясь использовать свой писательский талант, чтобы завоевать сердце короля. Хань Фэй завоевал сердце короля, но не раньше, чем Ли Си заставил его покончить жизнь самоубийством, выпив яд. Король Цинь впоследствии сожалел о смерти Хань Фэя.
Сюньцзы сформировал гипотезу о том, что человеческая природа зла и бесчестна, поэтому предположил, что человеческие младенцы должны быть приведены к их добродетельной форме посредством социально-классового конфуцианского морального воспитания. Без этого, утверждал Сюньцзы, человек действовал бы недобросовестно, и его собственная человеческая природа направляла бы его к совершению аморальных поступков. Образование и жизненный опыт Хань Фэя в период Воюющих царств и в его собственном государстве Хань способствовали синтезу философии управления аморальной и движимой интересами администрацией, для которой мораль казалась слабым и неэффективным инструментом. Хан согласился с теорией своего учителя о «недобродетельности по рождению», но, как и в предыдущей философии легистов, прагматично предлагал управлять людьми исходя из их собственных интересов, движимых природой. [10] [3] [4]
Примечания [ править ]
- ^ Уотсон, Бертон, Хан Фей Цзы: Основные сочинения. 1964, с. 2. Считается, что рассматриваемым королем является либо король Хань Ань (238–230 до н. э.), либо его предшественник, король Хуаньхуэй (272–239 до н. э.).
Ссылки [ править ]
- ^ 2018 Энрике Шнайдер. п.1. Введение в политическую философию Ханфея: путь правителя.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уотсон, Бертон (2003). Хан Фейцзы – Основные сочинения . Издательство Колумбийского университета. п. 2. ISBN 978-0-231-52132-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хан Фейзи» . Архивировано из оригинала 8 августа 2015 г. Проверено 25 июля 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хан Фи Ту , вьетнамский перевод Фан Нгока, Литературное издательство, HCMC, 2011 г.
- ^ Нгуен Хиен Ле, Джан Чи (1995). Хан Пхи Ту. Издательство «Культура и информация».
- ^ «Доцент – доктор Тран Нгок Выонг: Псевдохорошее только умеренное, иначе кто его выдержит!» .
- ^ Чжугэ Лян
- Пол Р. Голдин 2013. Дао-спутник Хань Фейцзы стр.271. https://books.google.com/books?id=l25hjMyCfnEC&dq=%22han+fei%22+%22zhuge+liang%22&pg=PA271
- Го, Баоган (2008). Китай в поисках гармоничного общества. стр38. https://books.google.com/books?id=UkoStC-S-AMC&pg=PA38
- ↑ Биография Сыма Цяня представлена в главе «Биография Хань Фей Цзы, написанная Ссу-ма Цяном» Полного собрания сочинений Хань Фей Цзы , переведенной В.К. Ляо, 1939 г., переизданной Артуром Пробстхейном, 1959 г. https: //books.google.com/books?id=op8KAQAAIAAJ http://www2.iath.virginia.edu/saxon/servlet/SaxonServlet?source=xwomen/texts/hanfei.xml&style=xwomen/xsl/dynaxml.xsl&chunk.id =d1.4&toc.глубина=1&toc.id=0&doc.lang=двуязычный
- ^ Тэ Хён КИМ, 2010, стр.15, Другие параллели Лаоцзы в Ханфэйцзы.
- ^ Ханфэйцзы Автор: Луо, Вэй, Мировые философы и их работы,
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бертон Уотсон (1964). Хан Фэй Цзы: Основные сочинения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-08609-7 .
- Хан Фи Ту , вьетнамский перевод Фан Нгока, Литературное издательство, HCMC, 2011.
- Минюань Ху (2023). Realpolitik: Хань Фэй о могучем правлении . Лондон и Париж: Эрмитс Юнайтед. ISBN 978-1-7391156-3-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- Полное собрание сочинений Хань Фей Цзы, классика китайской политической науки. Переводчик Вэнькуй Ляо.
- Работы Хана Фэя в Project Gutenberg
- Работы Хана Фэя или о нем в Internet Archive
- Ли, Гуанкан, «Цитаты Хань Фэя». Энциклопедия Китая (Юридическое издание), 1-е изд.
- Гу, Фан, «Цитаты из жизни Хан Фэя». Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
- Полный текст Хан Фейцзы
- Хан Фей из PhilPapers
- 280-е годы до н. э., рождение
- 233 г. до н.э. смерти
- Китайские философы III века до н.э.
- Китайские реформаторы
- Народ Хань (Воюющие государства)
- Законничество (китайская философия)
- Философы из провинции Хэнань
- Философы права
- Китайские политические философы
- Социальные философы
- Писатели из провинции Хэнань
- Эссеисты династии Чжоу
- Философы династии Чжоу
- Критики конфуцианства
- Люди штата Цинь