Сюньцзы (философ)
Рожденный | в. 310 г. до н.э. |
---|---|
Умер | После ц. 238 г. до н.э. (середина 70-х годов) |
Эра | Сто школ мысли ( Древняя философия ) |
Область | Китайская философия |
Школа | Конфуцианство |
Известные студенты | Хан Фэй , Ли Си |
Основные интересы | Ритуал ( Ли ), Человеческая природа , Образование , Музыка , Небеса , Дао , Исправление имен |
Сюньцзы | |||
---|---|---|---|
китайский | Сюнь Куанг | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Сюньцзы | ||
Упрощенный китайский | Сюньцзы | ||
|
Сюньцзы ( китайский : 荀荀子 , букв. « Мастер Сюнь » ; ок. – ок. после 238 г. до н.э.), урожденный Сюнь Куан ( китайский : 荀荀況 ), был китайским философом конфуцианства 310 в конце периода Воюющих царств . После своих предшественников Конфуция и Мэн-цзы Сюньцзы часто называют третьим великим конфуцианским философом древности. К его времени конфуцианство подверглось серьезной критике со стороны даосских и мохистских мыслителей, а Сюньцзы традиционно считается синтезатором этих традиций с более ранней конфуцианской мыслью. Результатом стал тщательный и последовательный пересмотр конфуцианства, который имел решающее значение для процветания этой философии во времена династии Хань и на протяжении всей более поздней истории Восточной Азии . [1] Его произведения были собраны в одноименном Сюньцзы и сохранились в отличном состоянии. В отличие от других древних компиляций, его авторство этих текстов в целом надежно установлено, хотя вполне вероятно, что династии Западная Хань историк Лю Сян организовал их в их нынешнюю форму спустя столетия после смерти Сюньцзы. [2]
Сюньцзы родился в штате Чжао и учился в престижной академии Цзися , где узнал обо всех основных философских традициях своего времени. После окончания учебы Сюньцзы отправился в Чу, где освоил поэзию, а затем вернулся в Ци в качестве уважаемого преподавателя в академии. Его ученики Хань Фэй и Ли Си сделали важную политическую и академическую карьеру, хотя некоторые из их законнических взглядов противоречили его философии. Другие студенты, такие как Фуцю Бо , Чжан Цан и Мао Хэн являются авторами важных изданий и комментариев к конфуцианской классике. [3] Позже он работал при дворе лорда Чуньшэня , после смерти которого он умер некоторое время спустя. Постоянные войны того времени глубоко повлияли на его работу, равно как и его взаимодействие с лидерами и наблюдение за падением различных государств.
Работы Сюньцзы отражают мнения десятков других мыслителей, которых он часто прямо называет и критикует. Его широко известное представление о том, что «человеческая природа зла», побудило многих комментаторов противопоставить его Мэн-цзы, который считал, что человеческая природа по своей сути хороша. Хотя, как и Мэн-цзы, Сюнь-цзы считал, что образование и ритуалы являются ключом к самосовершенствованию и, следовательно, методом обхода своей естественной порочной природы. [4] Его определение обеих концепций было расплывчатым, он поощрял непрерывное образование и применял ритуалы ко всем аспектам жизни. Другие важные темы включают продвижение музыки и тщательное использование названий . Хотя он по-прежнему цитировал древних мудрецов, он отличался от других конфуцианских философов тем, что настаивал на подражании недавним правителям, а не правителям давних времен. [4]
Неоднократные упрощения и недоразумения в отношении учения Сюньцзы, особенно его взглядов на человеческую природу, привели к постепенному отклонению и осуждению его мысли, начиная с династии Тан . С появлением неоконфуцианства в 10 веке Мэн-цзы постепенно перевернул Сюнь-цзы, в частности, решив включить Мэн-цзы в Четыре книги . [5] Начиная с 20-го века, в Восточной Азии произошла переоценка доктрины Сюньцзы, что привело к признанию его глубокого влияния и актуальности как для своего времени, так и для наших дней. [6]
Источники и контекст
[ редактировать ]Подробная информация о Сюньцзы практически отсутствует. [7] Тем не менее, по сравнению с нехваткой знаний для многих других древних китайских философов, существует значимая и значительная сохранившаяся информация о жизни Сюньцзы. [8] Китаевед Джон Х. Ноблок утверждает , что доступные источники «позволяют не только реконструировать контуры карьеры, но и понять его интеллектуальное развитие». [8] Сочинения Сюньцзы сохранились в исключительно хорошем состоянии, и, хотя они содержат биографические подробности, подлинность этой информации иногда вызывает сомнения. [9] [10] [а] В дополнение к этому, основным источником о жизни Сюньцзы является » Сыма Цяня ( «Шиджи 史記 ; « Записки великого историка» ), который включает биографию Сюньцзы ( SJ , 74.12–14) и упоминания о нем в биографиях обоих Ли. Си ( SJ , 78.15) и Владыка Чуньшэня ( SJ , 87.1–2, 14). [11] [12] [б] Лю династии Западная Хань Историк Сян пересмотрел и расширил первоначальную биографию Сыма Цяня для предисловия к первому изданию сочинений Сюньцзы. [13] Некоторые незначительные ссылки на Сюньцзы также существуют в перефразировании Ин Шао предисловия Лю Сяна, а также краткие упоминания в Хань Фейцзы , Чжань Го Цэ и Янтье Лунь . [13] [с]
Период Воюющих царств ( ок. 475–221 гг. до н.э. ), эпоха огромной разобщенности и войн, бушевал уже более ста лет к моменту рождения Сюньцзы в конце 4 века до н.э. [8] Однако в это время также произошли значительные нововведения в китайской философии , называемые « Сто школ мысли» . Начальными школами были конфуцианство , даосизм , легизм , мохизм , школа имен и школа Инь-Ян . [14] Сюньцзы был философом традиции конфуцианства, начатой Конфуцием, жившим более чем за два столетия до него. [15]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Юность и время в Ци (ок. 310–284 гг.)
[ редактировать ]Сюньцзы родился как Сюнь Куан ( 荀荀況 ), вероятно, около 310 г. до н.э., но определенно до 279 г. до н.э. [9] В свое время он, вероятно, был известен как Сюнь Цин ( 荀荀卿 ), что означает «Министр Сюнь». [8] или «Камберлен Сюнь», по его более поздней должности. [16] В некоторых текстах его фамилия указана как Сунь (孫) вместо Сюнь , хотя, возможно, это было сделано для того, чтобы избежать табу на имена во время правления императора Сюань Хань (73–48 до н.э.), чье имя было Сюнь. [17] [д] Он наиболее известен под своим почетным титулом Сюньцзы ( 荀荀子 ), что переводится как «Мастер Сюнь», причем цзы является распространенным эпитетом для важных философов. [7] Его родиной был Чжао , штат в современной провинции Шаньси на севере центрального Китая. [7] Вполне возможно, что Сюньцзы происходил из семьи Сюнь, элитного клана, который уменьшился после раздела Цзинь , хотя это всего лишь предположение. [18] Ин династии Восточная Хань Историк Шао отмечает, что в юности Сюньцзы обладал «цветущим талантом» в вопросах науки и науки. [13] По существу, больше ничего не известно о происхождении или воспитании Сюньцзы, и поэтому любые попытки связать его философию с какой-либо темой тщетны. [19]
Где-то между 13 и 15 годами (297 и 295 гг. до н.э.) Сюньцзы отправился в северо-восточное государство Ци . [9] [19] [и] Там он посещал Академию Цзися , которая была важнейшим философским центром Древнего Китая, основанным королём Сюанем . [20] В академии Сюньцзы узнал бы обо всех основных философских школах своего времени. [19] и был в присутствии таких ученых, как Цзоу Янь , Тянь Пиан и Чунь Юй Кун . [13] Сюньцзы изучил бы искусство шуо ( 說 ), формальный аргумент убеждения, который философские авторитеты того времени использовали для консультирования правителей. [19] После учебы в академии Сюньцзы безуспешно пытался убедить лорда Мэнчана не продолжать крайнюю политику Ци, хотя историчность этого события не определена. [21] После обмена, о котором позже рассказывается в его трудах, Сюньцзы, вероятно, покинул Ци между 286 и 284 годами до нашей эры. [22]
Оставайтесь в Чу и возвращайтесь в Ци (ок. 283–265).
[ редактировать ]Сюньцзы отправился в государство Чу в 283 г. до н.э. [22] где он, вероятно, познакомился с зарождающимися формами поэтического стиля фу , особенно из-за проживания там поэта Цюй Юаня . [23] Сюньцзы достиг значительных успехов в этом искусстве, и его ныне утерянная книга стихов пользовалась большим уважением на протяжении многих столетий. [23] Чу особенно часто подвергался нападениям со стороны государства Цинь , о событиях, о которых Сюнь Цзы позже рассказал в разговоре с Ли Си. [23] Прочность Чу уменьшилась так быстро, что Сюньцзы покинул ее около 275 г. до н.э., вернувшись в более стабильное состояние Ци. [24] В Ци его тепло встретили, и его очень уважали как интеллектуала. [25] В «Шиджи» записано, что король Ци Сян трижды заставлял Сюньцзы жертвовать вино, и эта задача была предназначена для самого уважаемого ученого. [26] Известность, которой он пользовался, позволяет предположить, что Сюньцзы стал главой Академии Цзися, но известно, что он, тем не менее, преподавал там. [26] Именно в это время Сюнь-цзы написал большую часть своих наиболее важных философских работ, а именно главы «О чести и бесчестии», «О королях и лордах-защитниках», «Рассуждения о природе», «Рассуждения о музыке» и «Рассуждения о музыке». Природа человека зла». [26]
В свое время Сюньцзы называли «самым почитаемым из учителей» ( цзуй вэй лаоши ; 最最爲 老老師 ). [2] Его самыми известными учениками были Хан Фэй и Ли Си , каждый из которых сделал важную политическую и академическую карьеру. [3] [27] Связь Сюньцзы с Ли Си, будущим канцлером (или премьер-министром) династии Цинь, позже запятнала его репутацию. [28] Среди других его учеников были Фуцю Бо , Чжан Цан и Мао Хэн , все из которых являются авторами важных изданий и комментариев к конфуцианской классике. [3] Сроки его преподавания в академии неясны, хотя он, похоже, рассматривал другие должности после того, как его оклеветали . [29] Он покинул Ци примерно в 265 г. до н.э., примерно в то время, когда король Цзянь сменил Сяна. [29]
Путешествия и более поздняя карьера (ок. 265 - после 238 г.)
[ редактировать ]Сюньцзы отмечает, что, несмотря на достижения Цинь, оно «полно трепета. Несмотря на полное и одновременное обладание всеми этими многочисленными качествами, если взвешивать Цинь по стандарту твердых достижений Истинного Царства, то огромная степень, в которой он не может достижение идеала очевидно. Почему это так? Дело в том, что его катастрофически не хватает ученым Ру [конфуцианству]».
Записи Сюньцзы предполагают, что после ухода из Ци он посетил Цинь, возможно, с 265 по 260 год до нашей эры. [22] [31] Он стремился обратить лидеров государства следовать своей философии лидерства, задача, которая оказалась трудной из-за сильной власти настроений Шан Яна легалистских . [31] В разговоре с официальным представителем Цинь Фань Суем Сюньцзы высоко оценил многие достижения государства, чиновников и правительственных организаций. [32] Тем не менее, Сюньцзы обнаружил проблемы с государством, в первую очередь отсутствие у него конфуцианских ученых и страх, который это внушает, что, по утверждению Сюньцзы, приведет к объединению окружающих государств. [33] Затем Сюньцзы встретился с королем Чжаосяном , утверждая, что отсутствие у Цинь конфуцианских ученых и поддержки образования нанесет ущерб будущему государства. [33] Короля не убедили уговоры Сюньцзы, и он не предложил ему пост при своем дворе. [34]
Примерно в 260 г. до н.э. Сюньцзы вернулся в свой родной Чжао, где обсуждал военные вопросы с лордом Линьу ( 臨武君 ) при дворе короля Сяочэна из Чжао . [35] Он оставался в Чжао до ок. 255 г. до н.э. [22]
В 240 году до нашей эры лорд Чуньшэнь , премьер-министр Чу, пригласил его занять должность магистрата Ланьлина ( 蘭陵令 ), от чего он сначала отказался, а затем принял. Однако лорд Чуньшэнь был убит в 238 г. до н.э. придворным соперником, и впоследствии Сюньцзы потерял свой пост. Он вышел на пенсию, остался в Ланьлине, регионе на территории нынешней южной провинции Шаньдун , до конца своей жизни и был похоронен там. Год его смерти неизвестен, хотя, если бы он дожил до служения своего ученика Ли Си, как рассказывается, он дожил бы до девяноста лет и умер вскоре после 219 г. до н.э. [22] [36]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Человеческая природа – Син
[ редактировать ]Самый известный и наиболее цитируемый раздел « Сюньцзы» — глава 23 «Человеческая природа зла». Человеческая природа , известная как син ( 性 ), была темой, которую Конфуций прокомментировал несколько неоднозначно, оставив много места для более поздних философов. [37] Сюньцзы, похоже, не знает о Шан Яне . [38] но его можно сравнить с ним. Хотя Шан Ян считал, что люди эгоистичны, [39] Сюньцзы считал, что врожденные тенденции человечества являются злыми и что этические нормы были изобретены, чтобы исправлять людей. Таким образом, его разновидность конфуцианства имеет более мрачный и пессимистический оттенок, чем оптимистическое конфуцианство Мэн-цзы , который был склонен рассматривать людей как врожденно хороших людей . Однако, как и большинство конфуцианцев, он считал, что людей можно усовершенствовать посредством образования и ритуалов. [40] [41]
Теперь, поскольку человеческая природа зла, она должна дождаться указаний учителя и образца, прежде чем ее можно будет исправить, и она должна обрести ритуальные принципы и чувство морального права, прежде чем сможет стать упорядоченной.
И Мэн-цзы, и Сюнь-цзы верили в человеческую природу и оба верили, что можно стать лучше, но некоторые люди отказывались от этого. [43] Мэн-цзы считал Син более связанным с идеальным государством, а Сюнь-цзы рассматривал его скорее как исходное состояние. [43]
Несмотря на то, что Мэн-цзы уже умер, когда была написана книга, глава написана как разговор между двумя философами. Идеи Сюнь-цзы о том, как стать хорошим человеком, были более сложными, чем у Мэн-цзы. Он считал, что людям необходимо изменить свою природу, а не просто отказаться от нее. Некоторые люди считали идеи Сюньцзы странными, но новые открытия позволяют предположить, что на самом деле у Мэн-цзы были необычные идеи о человеческой природе. [43]
Глава называется «Человеческая природа зла», но это еще не вся история. Сюньцзы считал, что люди могут совершенствоваться, приобретая хорошие привычки и манеры, которые он называл «искусством». (偽) Он считал, что людям необходимо изменить свою природу, чтобы стать хорошими. Этого можно добиться, обучаясь у учителя и следуя ритуалам и морали. [43]
Хотя некоторые люди сомневаются в реальности этой главы, она является важной частью философии Сюньцзы. Люди до сих пор говорят об этом и думают о различиях между идеями Сюньцзы и Мэн-цзы о человеческой природе и о том, как стать лучше. [43]
Сюньцзы лишь заявил, что «сердце» может наблюдать разум, то есть различать добро и зло, добро и зло. [44] но это не источник стоимости. Так откуда же взялся стандарт? Согласно теории Сюньцзы о злой человеческой природе, мораль в конечном итоге станет инструментом внешней ценности, используемым для поддержания социальной стабильности и апелляции к авторитаризму. С другой стороны, теория хорошей человеческой природы Мэн-цзы утверждает, что люди по своей сути добры и у нас есть внутренняя ценностная основа («Четыре начала»).
Музыка – Юэ
[ редактировать ]Музыка обсуждается в « Сюньцзы» , особенно в главе 20 «Рассуждения о музыке» ( Юэлунь ; 樂論 ). [45] Большая часть настроений Сюньцзы в отношении музыки направлена на Моцзы , который в значительной степени пренебрежительно относился к музыке. [46] Мози считал, что музыка не удовлетворяет базовых потребностей и является пустой тратой ресурсов и денег. [47] Сюньцзы представляет исчерпывающий аргумент против, заявляя, что определенная музыка приносит радость, которая действительно важна для благополучия человека. [48] Музыка и радость переводятся соответственно как юэ и ле , и их связь во времена Сюньцзы может объяснить, почему оба слова имеют один и тот же китайский иероглиф: 樂 . [48] Сюньцзы также указывает на использование музыки для социальной гармонии:
Поэтому в родовом храме, если император и его министры будут слушать его вместе, то в будуаре все будут почтительны, если отцы, сыновья и братья будут слушать его вместе, все они будут в гармонии друг с другом; среди лидеров кланов в деревне, если старшие и младшие люди послушают это вместе, все они отнесутся к этому с уважением.
Следовательно, когда в храме предков исполняется музыка, господин и подданный, высшие и низшие, слушают музыку вместе и объединяются в чувстве благоговения. Когда музыка звучит в личных покоях дома, отец и сын, старший и младший брат слушают ее вместе и объединяются чувством близкого родства. Когда ее играют на деревенских собраниях или в клановых залах, старые и молодые слушают музыку вместе и подчиняются друг другу.
Многие комментаторы отметили сходство причин продвижения музыки Сюньцзы и мотивов древнегреческих философов . [45] [50]
Джентльмен – джунзи
[ редактировать ]В конечном итоге он отказался признать теории государства и управления отдельно от ритуалов и самосовершенствования, приводя доводы в пользу джентльмена, а не измерений, продвигаемых легистами, как источника объективного критерия. Его идеальный король-джентльмен ( цзюньцзы ) и правительство, которому помогает класс эрудитов (конфуцианских ученых), подобны правительству Мэн-цзы, но без терпимости феодализма, поскольку он отвергал наследственные титулы и считал, что статус человека в социальной иерархии должен определяться только своими заслугами. [40]
Современные издания
[ редактировать ]- Сюньцзы (Сюнь Куан) (1927). Работы Хюнцзе . Перевод Дабса, Гомера . Лондон: Артур Пробстейн . Перепечатано (1966), Тайбэй: Чэнвэнь.
- —— (1963). Сюнь Цзы: Основные сочинения . Перевод Уотсона, Бертона . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-12965-7 . OCLC 50803310 .
- —— (1988–1994). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Перевод Ноблока, Джона. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- —— (1988). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Том. Я: Книги 1–6. Перевод Ноблока, Джона. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- —— (1990). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Том. II: Книги 7–16. Перевод Ноблока, Джона. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- —— (1994). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Том. III: Книги 17–32. Перевод Ноблока, Джона. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- —— (2014). Сюньцзы: Полный текст . Перевод Хаттона, Эрика. Принстон: Издательство Принстонского университета . дои : 10.2307/j.ctt6wq19b . S2CID 246223800 .
- —— (2023). Добро за пределами зла: Сюньцзы о человеческой природе . Перевод Ху, Минъюань . Лондон и Париж: Эрмитс Юнайтед. ISBN 978-1-7391156-2-3 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Голдин 1999 , с. xiii отмечает, что информация о Сюньцзы в его трудах, возможно, никогда не была биографической, а скорее служила анекдотами ради обучения.
- ^ Стоит отметить, что историческая точность Шиджи также иногда сомнительна, особенно в отношении таких философов, как Сюньцзы. [2]
- ↑ Такие учёные, как Ван Чжун и Ху Юаньи, позже улучшили описание жизни Сюнь Цюань, кульминацией чего стал синтез информации династии Цин историка Ван Сяньцяня . [13] В начале 20-го века новое поколение ученых, особенно из Школы сомневающихся в античности , улучшило информацию, а совсем недавно, в конце 20-го века, ученые из Пекинского университета еще больше усовершенствовали эти схемы. [13]
- ↑ Остается большая неопределенность относительно причины вариаций фамилии Сюньцзы. в Knoblock 1988 , стр. 233–239. Подробный обзор и другие возможные объяснения см.
- ↑ В отличие от рассказов Сыма Цяня и Лю Сяна , в записи Ин Шао говорится, что Сюньцзы было от 48 до 50 лет, когда он путешествовал в Ци . [2] [12] Большинство ученых игнорируют эту версию. [12] см. в Knoblock 1982–1983 , стр. 33–34. Дополнительную информацию по этому вопросу
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Британика 2017 , § параграф. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Голдин 2018 , §1 «Сюньцзы и Сюньцзы ».
- ^ Перейти обратно: а б с Голдин 1999 , с. xii.
- ^ Перейти обратно: а б Ченг 2016 , § «Конфуций и ученики».
- ^ Британика 2017 , § параграф. 13.
- ^ Голдин 2018 , §9 «Прием Сюньцзы после его смерти».
- ^ Перейти обратно: а б с Британика 2017 , § параграф. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кноблок 1988 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Голдин 1999 , с. xiii.
- ^ Ноблок 1982–1983 , с. 29.
- ^ Ноблок 1982–1983 , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кноблок 1982–1983 , с. 30.
- ^ Ченг 2016 .
- ^ Голдин 1999 , стр. xii–iii.
- ^ Голдин 1999 , стр. xiii–xiv.
- ^ Ноблок 1988 , стр. 233, 239.
- ^ Ноблок 1988 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кноблок 1988 , с. 4.
- ^ Ноблок 1982–1983 , стр. 30–31.
- ^ Ноблок 1988 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кноблок 1982–1983 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 7.
- ^ Ноблок 1988 , с. 8.
- ^ Ноблок 1988 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 11.
- ^ Ноблок 1988 , с. 15.
- ^ «Сюньцзы» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кноблок 1988 , с. 16.
- ^ Сюньцзы в Knoblock 1990 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Кноблок 1988 , с. 17.
- ^ Ноблок 1988 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Ноблок 1988 , стр. 20–21.
- ^ Ноблок 1988 , с. 22.
- ^ Ноблок 1988 , с. 24.
- ^ Ноблок 1988 , стр. 31–35.
- ^ Ноблок 1982–1983 , с. 85.
- ^ Грэм 2015 , с. 268.
- ^ Сосны 2023 .
- ^ Перейти обратно: а б Робинс 2007 , §2 «Путь королей-мудрецов».
- ^ Мэнсон 1987 .
- ^ Сюньцзы в Knoblock 1994 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Голдин 2018 .
- ^ «Разоблачение скрытой главы»: «Поэтому человеческое сердце похоже на чашу с водой. Если ее выровнять и не перемешивать, то мутный осадок осядет на дне, а чистая вода поднимется наверх. Тогда один можно увидеть брови и понаблюдать за разумом. Если над ним пройдет легкий ветерок, то мутный осадок взметнется снизу, а прозрачная вода станет бурной вверху, и тогда нельзя будет получить правильную форму общей картины. . Сердце тоже такое. Поэтому отними у него разум и питай его ясностью. Ничто не может склонить его, и с его помощью можно отличить правильное от неправильного и разрешить сомнения».
- ^ Перейти обратно: а б Хаттон и Гарольд 2016 , с. 269.
- ^ Кук 1997 , с. 21.
- ^ Деньги 2009 , с. 654.
- ^ Перейти обратно: а б Деньги 2009 , с. 657.
- ^ Сюньцзы в Knoblock 1994 , с. 81.
- ^ Грэм 2015 , с. 260.
Источники
[ редактировать ]Книги и главы
- Голдин, Пол Ракита (1999). "Введение". Ритуалы пути: философия Сюньцзы . Чикаго: Издательская компания Open Court . ISBN 978-0-8126-9400-0 .
- Грэм, AC (2015) [1989]. Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае . Чикаго: Издательская компания Open Court . ISBN 978-0-8126-9942-5 .
- Хаттон, Эрик Л., изд. (2016). Дао-компаньон философии Сюньцзы . Дао-спутники китайской философии. Том. 7. Нью-Йорк: Издательство Springer. дои : 10.1007/978-94-017-7745-2 . ISBN 978-94-017-7745-2 .
- Хаттон, Эрик Л.; Гарольд, Джеймс (2016). «Сюньцзы на музыке». В Хаттоне, Эрик Л. (ред.). Дао-компаньон философии Сюньцзы . Дао-спутники китайской философии. Том. 7. С. 269–289. дои : 10.1007/978-94-017-7745-2_9 . ISBN 978-94-017-7743-8 .
- Ноблок, Джон (1988). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Том. 1. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
Статьи в журналах и энциклопедиях
- Ченг, Линьсун (2016) [2009]. «Сто школ мысли» . Беркширская энциклопедия Китая . Грейт-Баррингтон: Издательская группа Berkshire . ISBN 978-0-9770159-4-8 . (требуется подписка)
- Кук, Скотт (1997). «Сюнь Цзы о ритуалах и музыке». Монумента Серика . 45 : 1–38. дои : 10.1080/02549948.1997.11731299 . JSTOR 40727390 .
- Голдин, Пол Р. (6 июля 2018 г.). «Сюньцзы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфорд: Стэнфордский университет .
- Ноблок, Джон Х. (1982–1983). «Хронология произведений Сюньцзы». Ранний Китай . 8 . Издательство Кембриджского университета : 29–52. дои : 10.1017/S0362502800005435 . JSTOR 23351544 . S2CID 170890374 .
- Мэнсон, Уильям К. (1987). «Зарождающаяся китайская бюрократия и ее идеологическое обоснование: конфуцианство Сюнь Цзы». Диалектическая антропология . 12 (3): 271–284. дои : 10.1007/BF00252112 . JSTOR 29790241 . S2CID 143724631 .
- Робинс, Дэн (13 февраля 2007 г.). «Сюньцзы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфорд: Стэнфордский университет .
- Сунг, Винни (27 июня 2018 г.) [8 июня 2017 г.]. «Сюньцзы» . Оксфордские библиографии : Китайские исследования . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199920082-0124 . (требуется подписка)
- Ван Кэпин (2009). «Мози против Сюньцзы в музыке». Журнал китайской философии . 36 (4): 653–665. дои : 10.1111/j.1540-6253.2009.01548.x .
- «Сюньцзы | Китайский философ» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 9 июня 2017 г.
- Сосны, Юрий (2023). «Законничество в китайской философии» . В Залте, Эдвард Н .; Нодельман, Ури (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2023 г.) . Проверено 19 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]см. в Sung 2018 и Knoblock 1988 , стр. 308–322. Подробную библиографию
- Куа, Антонио С. Человеческая природа, ритуалы и история: исследования сюньцзы и китайской философии . Исследования по философии и истории философии. Том. 43. Вашингтон: Издательство Католического университета Америки . ISBN 978-0-8132-1385-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эльштейн, Дэвид. «Сюньцзы (Сюнь Цзы, ок. 310—ок. 220 до н.э.)» . Интернет-энциклопедия философии .
- Полный текст Сюньцзы (на китайском языке)
- 310-е гг. до н.э., рождение
- Смерти в III веке до нашей эры
- Китайские философы III века до н.э.
- Китайские конфуцианцы
- Китайские специалисты по этике
- Философы из Шаньси
- Философы языка
- Писатели из Шаньси
- Эссеисты династии Чжоу
- Философы династии Чжоу
- Отношения между небом и человечеством
- Конфуцианцы III века до н.э.