Jump to content

Сюньцзы (философ)

(Перенаправлено с Сюнь Куана )
Сюньцзы ( Сюньцзы )
Сюнь Куанг ( Сюнь Куан )
Воображаемый портрет Сюньцзы династии Цин (1636–1912), Дворцовый музей.
Рожденный в. 310 г. до н.э.
Умер После ц. 238 г. до н.э. (середина 70-х годов)
Эра Сто школ мысли
( Древняя философия )
Область Китайская философия
Школа Конфуцианство
Известные студенты Хан Фэй , Ли Си
Основные интересы
Ритуал ( Ли ), Человеческая природа , Образование , Музыка , Небеса , Дао , Исправление имен
Сюньцзы
китайский Сюнь Куанг
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinXún Kuàng
Gwoyeu RomatzyhShyun Kuanq
Wade–GilesHsün2 K'uang4
IPA[ɕy̌n kʰwâŋ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationSèuhn Fong
JyutpingSeon4 Fong3
IPA[sɵn˩ fɔŋ˧]
Southern Min
Tâi-lôSûn Hóng
Middle Chinese
Middle ChineseZwin Xüàng
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*s-N-qʷin [m̥]ang-s
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский Сюньцзы
Упрощенный китайский Сюньцзы
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinXúnzǐ
Gwoyeu RomatzyhShyuntzyy
Wade–GilesHsun2 Tzu3

Сюньцзы ( китайский : 荀子 , букв. « Мастер Сюнь » ; ок. ок. после 238 г. до н.э.), урожденный Сюнь Куан ( китайский : 荀況 ), был китайским философом конфуцианства 310 в конце периода Воюющих царств . После своих предшественников Конфуция и Мэн-цзы Сюньцзы часто называют третьим великим конфуцианским философом древности. К его времени конфуцианство подверглось серьезной критике со стороны даосских и мохистских мыслителей, а Сюньцзы традиционно считается синтезатором этих традиций с более ранней конфуцианской мыслью. Результатом стал тщательный и последовательный пересмотр конфуцианства, который имел решающее значение для процветания этой философии во времена династии Хань и на протяжении всей более поздней истории Восточной Азии . [1] Его произведения были собраны в одноименном Сюньцзы и сохранились в отличном состоянии. В отличие от других древних компиляций, его авторство этих текстов в целом надежно установлено, хотя вполне вероятно, что династии Западная Хань историк Лю Сян организовал их в их нынешнюю форму спустя столетия после смерти Сюньцзы. [2]

Сюньцзы родился в штате Чжао и учился в престижной академии Цзися , где узнал обо всех основных философских традициях своего времени. После окончания учебы Сюньцзы отправился в Чу, где освоил поэзию, а затем вернулся в Ци в качестве уважаемого преподавателя в академии. Его ученики Хань Фэй и Ли Си сделали важную политическую и академическую карьеру, хотя некоторые из их законнических взглядов противоречили его философии. Другие студенты, такие как Фуцю Бо [ чж ] , Чжан Цан и Мао Хэн [ чж ] являются авторами важных изданий и комментариев к конфуцианской классике. [3] Позже он работал при дворе лорда Чуньшэня , после смерти которого он умер некоторое время спустя. Постоянные войны того времени глубоко повлияли на его работу, равно как и его взаимодействие с лидерами и наблюдение за падением различных государств.

Работы Сюньцзы отражают мнения десятков других мыслителей, которых он часто прямо называет и критикует. Его широко известное представление о том, что «человеческая природа зла», побудило многих комментаторов противопоставить его Мэн-цзы, который считал, что человеческая природа по своей сути хороша. Хотя, как и Мэн-цзы, Сюнь-цзы считал, что образование и ритуалы являются ключом к самосовершенствованию и, следовательно, методом обхода своей естественной порочной природы. [4] Его определение обеих концепций было расплывчатым, он поощрял непрерывное образование и применял ритуалы ко всем аспектам жизни. Другие важные темы включают продвижение музыки и тщательное использование названий . Хотя он по-прежнему цитировал древних мудрецов, он отличался от других конфуцианских философов тем, что настаивал на подражании недавним правителям, а не правителям давних времен. [4]

Неоднократные упрощения и недоразумения в отношении учения Сюньцзы, особенно его взглядов на человеческую природу, привели к постепенному отклонению и осуждению его мысли, начиная с династии Тан . С появлением неоконфуцианства в 10 веке Мэн-цзы постепенно перевернул Сюнь-цзы, в частности, решив включить Мэн-цзы в Четыре книги . [5] Начиная с 20-го века, в Восточной Азии произошла переоценка доктрины Сюньцзы, что привело к признанию его глубокого влияния и актуальности как для своего времени, так и для наших дней. [6]

Источники и контекст

[ редактировать ]

Подробная информация о Сюньцзы практически отсутствует. [7] Тем не менее, по сравнению с нехваткой знаний для многих других древних китайских философов, существует значимая и значительная сохранившаяся информация о жизни Сюньцзы. [8] Китаевед Джон Х. Ноблок утверждает , что доступные источники «позволяют не только реконструировать контуры карьеры, но и понять его интеллектуальное развитие». [8] Сочинения Сюньцзы сохранились в исключительно хорошем состоянии, и, хотя они содержат биографические подробности, подлинность этой информации иногда вызывает сомнения. [9] [10] [а] В дополнение к этому, основным источником о жизни Сюньцзы является » Сыма Цяня ( «Шиджи 史記 ; « Записки великого историка» ), который включает биографию Сюньцзы ( SJ , 74.12–14) и упоминания о нем в биографиях обоих Ли. Си ( SJ , 78.15) и Владыка Чуньшэня ( SJ , 87.1–2, 14). [11] [12] [б] Лю династии Западная Хань Историк Сян пересмотрел и расширил первоначальную биографию Сыма Цяня для предисловия к первому изданию сочинений Сюньцзы. [13] Некоторые незначительные ссылки на Сюньцзы также существуют в перефразировании Ин Шао предисловия Лю Сяна, а также краткие упоминания в Хань Фейцзы , Чжань Го Цэ и Янтье Лунь . [13] [с]

Период Воюющих царств ( ок. 475–221 гг. до н.э. ), эпоха огромной разобщенности и войн, бушевал уже более ста лет к моменту рождения Сюньцзы в конце 4 века до н.э. [8] Однако в это время также произошли значительные нововведения в китайской философии , называемые « Сто школ мысли» . Начальными школами были конфуцианство , даосизм , легизм , мохизм , школа имен и школа Инь-Ян . [14] Сюньцзы был философом традиции конфуцианства, начатой ​​Конфуцием, жившим более чем за два столетия до него. [15]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Юность и время в Ци (ок. 310–284 гг.)

[ редактировать ]
Карта Китая периода Воюющих царств , 260 г. до н.э.

Сюньцзы родился как Сюнь Куан ( 荀況 ), вероятно, около 310 г. до н.э., но определенно до 279 г. до н.э. [9] В свое время он, вероятно, был известен как Сюнь Цин ( 荀卿 ), что означает «Министр Сюнь». [8] или «Камберлен Сюнь», по его более поздней должности. [16] В некоторых текстах его фамилия указана как Сунь (孫) вместо Сюнь , хотя, возможно, это было сделано для того, чтобы избежать табу на имена во время правления императора Сюань Хань (73–48 до н.э.), чье имя было Сюнь. [17] [д] Он наиболее известен под своим почетным титулом Сюньцзы ( 荀子 ), что переводится как «Мастер Сюнь», причем цзы является распространенным эпитетом для важных философов. [7] Его родиной был Чжао , штат в современной провинции Шаньси на севере центрального Китая. [7] Вполне возможно, что Сюньцзы происходил из семьи Сюнь, элитного клана, который уменьшился после раздела Цзинь , хотя это всего лишь предположение. [18] Ин династии Восточная Хань Историк Шао отмечает, что в юности Сюньцзы обладал «цветущим талантом» в вопросах науки и науки. [13] По существу, больше ничего не известно о происхождении или воспитании Сюньцзы, и поэтому любые попытки связать его философию с какой-либо темой тщетны. [19]

Где-то между 13 и 15 годами (297 и 295 гг. до н.э.) Сюньцзы отправился в северо-восточное государство Ци . [9] [19] [и] Там он посещал Академию Цзися , которая была важнейшим философским центром Древнего Китая, основанным королём Сюанем . [20] В академии Сюньцзы узнал бы обо всех основных философских школах своего времени. [19] и был в присутствии таких ученых, как Цзоу Янь , Тянь Пиан и Чунь Юй Кун . [13] Сюньцзы изучил бы искусство шуо ( ), формальный аргумент убеждения, который философские авторитеты того времени использовали для консультирования правителей. [19] После учебы в академии Сюньцзы безуспешно пытался убедить лорда Мэнчана не продолжать крайнюю политику Ци, хотя историчность этого события не определена. [21] После обмена, о котором позже рассказывается в его трудах, Сюньцзы, вероятно, покинул Ци между 286 и 284 годами до нашей эры. [22]

Оставайтесь в Чу и возвращайтесь в Ци (ок. 283–265).

[ редактировать ]

Сюньцзы отправился в государство Чу в 283 г. до н.э. [22] где он, вероятно, познакомился с зарождающимися формами поэтического стиля фу , особенно из-за проживания там поэта Цюй Юаня . [23] Сюньцзы достиг значительных успехов в этом искусстве, и его ныне утерянная книга стихов пользовалась большим уважением на протяжении многих столетий. [23] Чу особенно часто подвергался нападениям со стороны государства Цинь , о событиях, о которых Сюнь Цзы позже рассказал в разговоре с Ли Си. [23] Прочность Чу уменьшилась так быстро, что Сюньцзы покинул ее около 275 г. до н.э., вернувшись в более стабильное состояние Ци. [24] В Ци его тепло встретили, и его очень уважали как интеллектуала. [25] В «Шиджи» записано, что король Ци Сян трижды заставлял Сюньцзы жертвовать вино, и эта задача была предназначена для самого уважаемого ученого. [26] Известность, которой он пользовался, позволяет предположить, что Сюньцзы стал главой Академии Цзися, но известно, что он, тем не менее, преподавал там. [26] Именно в это время Сюнь-цзы написал большую часть своих наиболее важных философских работ, а именно главы «О чести и бесчестии», «О королях и лордах-защитниках», «Рассуждения о природе», «Рассуждения о музыке» и «Рассуждения о музыке». Природа человека зла». [26]

В свое время Сюньцзы называли «самым почитаемым из учителей» ( цзуй вэй лаоши ; 最爲 老師 ). [2] Его самыми известными учениками были Хан Фэй и Ли Си , каждый из которых сделал важную политическую и академическую карьеру. [3] [27] Связь Сюньцзы с Ли Си, будущим канцлером (или премьер-министром) династии Цинь, позже запятнала его репутацию. [28] Среди других его учеников были Фуцю Бо [ чж ] , Чжан Цан и Мао Хэн [ чж ] , все из которых являются авторами важных изданий и комментариев к конфуцианской классике. [3] Сроки его преподавания в академии неясны, хотя он, похоже, рассматривал другие должности после того, как его оклеветали . [29] Он покинул Ци примерно в 265 г. до н.э., примерно в то время, когда король Цзянь сменил Сяна. [29]

Путешествия и более поздняя карьера (ок. 265 - после 238 г.)

[ редактировать ]

Сюньцзы отмечает, что, несмотря на достижения Цинь, оно «полно трепета. Несмотря на полное и одновременное обладание всеми этими многочисленными качествами, если взвешивать Цинь по стандарту твердых достижений Истинного Царства, то огромная степень, в которой он не может достижение идеала очевидно. Почему это так? Дело в том, что его катастрофически не хватает ученым Ру [конфуцианству]».

Сюньцзы , ЧП. 16: «Об укреплении государства», 16,6. [30]

Записи Сюньцзы предполагают, что после ухода из Ци он посетил Цинь, возможно, с 265 по 260 год до нашей эры. [22] [31] Он стремился обратить лидеров государства следовать своей философии лидерства, задача, которая оказалась трудной из-за сильной власти настроений Шан Яна легалистских . [31] В разговоре с официальным представителем Цинь Фань Суем Сюньцзы высоко оценил многие достижения государства, чиновников и правительственных организаций. [32] Тем не менее, Сюньцзы обнаружил проблемы с государством, в первую очередь отсутствие у него конфуцианских ученых и страх, который это внушает, что, по утверждению Сюньцзы, приведет к объединению окружающих государств. [33] Затем Сюньцзы встретился с королем Чжаосяном , утверждая, что отсутствие у Цинь конфуцианских ученых и поддержки образования нанесет ущерб будущему государства. [33] Короля не убедили уговоры Сюньцзы, и он не предложил ему пост при своем дворе. [34]

Примерно в 260 г. до н.э. Сюньцзы вернулся в свой родной Чжао, где обсуждал военные вопросы с лордом Линьу ( 臨武君 ) при дворе короля Сяочэна из Чжао . [35] Он оставался в Чжао до ок. 255 г. до н.э. [22]

В 240 году до нашей эры лорд Чуньшэнь , премьер-министр Чу, пригласил его занять должность магистрата Ланьлина ( 蘭陵令 ), от чего он сначала отказался, а затем принял. Однако лорд Чуньшэнь был убит в 238 г. до н.э. придворным соперником, и впоследствии Сюньцзы потерял свой пост. Он вышел на пенсию, остался в Ланьлине, регионе на территории нынешней южной провинции Шаньдун , до конца своей жизни и был похоронен там. Год его смерти неизвестен, хотя, если бы он дожил до служения своего ученика Ли Си, как рассказывается, он дожил бы до девяноста лет и умер вскоре после 219 г. до н.э. [22] [36]

Философия

[ редактировать ]

Человеческая природа – Син

[ редактировать ]

Самый известный и наиболее цитируемый раздел « Сюньцзы» — глава 23 «Человеческая природа зла». Человеческая природа , известная как син ( ), была темой, которую Конфуций прокомментировал несколько неоднозначно, оставив много места для более поздних философов. [37] Сюньцзы, похоже, не знает о Шан Яне . [38] но его можно сравнить с ним. Хотя Шан Ян считал, что люди эгоистичны, [39] Сюньцзы считал, что врожденные тенденции человечества являются злыми и что этические нормы были изобретены, чтобы исправлять людей. Таким образом, его разновидность конфуцианства имеет более мрачный и пессимистический оттенок, чем оптимистическое конфуцианство Мэн-цзы , который был склонен рассматривать людей как врожденно хороших людей . Однако, как и большинство конфуцианцев, он считал, что людей можно усовершенствовать посредством образования и ритуалов. [40] [41]

Теперь, поскольку человеческая природа зла, она должна дождаться указаний учителя и образца, прежде чем ее можно будет исправить, и она должна обрести ритуальные принципы и чувство морального права, прежде чем сможет стать упорядоченной.

- Сюньцзы , глава 23b: «Человеческая природа зла» [42]

И Мэн-цзы, и Сюнь-цзы верили в человеческую природу и оба верили, что можно стать лучше, но некоторые люди отказывались от этого. [43] Мэн-цзы считал Син более связанным с идеальным государством, а Сюнь-цзы рассматривал его скорее как исходное состояние. [43]

Несмотря на то, что Мэн-цзы уже умер, когда была написана книга, глава написана как разговор между двумя философами. Идеи Сюнь-цзы о том, как стать хорошим человеком, были более сложными, чем у Мэн-цзы. Он считал, что людям необходимо изменить свою природу, а не просто отказаться от нее. Некоторые люди считали идеи Сюньцзы странными, но новые открытия позволяют предположить, что на самом деле у Мэн-цзы были необычные идеи о человеческой природе. [43]

Глава называется «Человеческая природа зла», но это еще не вся история. Сюньцзы считал, что люди могут совершенствоваться, приобретая хорошие привычки и манеры, которые он называл «искусством». (偽) Он считал, что людям необходимо изменить свою природу, чтобы стать хорошими. Этого можно добиться, обучаясь у учителя и следуя ритуалам и морали. [43]

Хотя некоторые люди сомневаются в реальности этой главы, она является важной частью философии Сюньцзы. Люди до сих пор говорят об этом и думают о различиях между идеями Сюньцзы и Мэн-цзы о человеческой природе и о том, как стать лучше. [43]

Сюньцзы лишь заявил, что «сердце» может наблюдать разум, то есть различать добро и зло, добро и зло. [44] но это не источник стоимости. Так откуда же взялся стандарт? Согласно теории Сюньцзы о злой человеческой природе, мораль в конечном итоге станет инструментом внешней ценности, используемым для поддержания социальной стабильности и апелляции к авторитаризму. С другой стороны, теория хорошей человеческой природы Мэн-цзы утверждает, что люди по своей сути добры и у нас есть внутренняя ценностная основа («Четыре начала»).

Музыка – Юэ

[ редактировать ]

Музыка обсуждается в « Сюньцзы» , особенно в главе 20 «Рассуждения о музыке» ( Юэлунь ; 樂論 ). [45] Большая часть настроений Сюньцзы в отношении музыки направлена ​​на Моцзы , который в значительной степени пренебрежительно относился к музыке. [46] Мози считал, что музыка не удовлетворяет базовых потребностей и является пустой тратой ресурсов и денег. [47] Сюньцзы представляет исчерпывающий аргумент против, заявляя, что определенная музыка приносит радость, которая действительно важна для благополучия человека. [48] Музыка и радость переводятся соответственно как юэ и ле , и их связь во времена Сюньцзы может объяснить, почему оба слова имеют один и тот же китайский иероглиф: . [48] Сюньцзы также указывает на использование музыки для социальной гармонии:

Поэтому в родовом храме, если император и его министры будут слушать его вместе, то в будуаре все будут почтительны, если отцы, сыновья и братья будут слушать его вместе, все они будут в гармонии друг с другом; среди лидеров кланов в деревне, если старшие и младшие люди послушают это вместе, все они отнесутся к этому с уважением.
Следовательно, когда в храме предков исполняется музыка, господин и подданный, высшие и низшие, слушают музыку вместе и объединяются в чувстве благоговения. Когда музыка звучит в личных покоях дома, отец и сын, старший и младший брат слушают ее вместе и объединяются чувством близкого родства. Когда ее играют на деревенских собраниях или в клановых залах, старые и молодые слушают музыку вместе и подчиняются друг другу.

- Сюньцзы , глава 20: «Рассуждения о музыке» [49]

Многие комментаторы отметили сходство причин продвижения музыки Сюньцзы и мотивов древнегреческих философов . [45] [50]

Джентльмен – джунзи

[ редактировать ]

В конечном итоге он отказался признать теории государства и управления отдельно от ритуалов и самосовершенствования, приводя доводы в пользу джентльмена, а не измерений, продвигаемых легистами, как источника объективного критерия. Его идеальный король-джентльмен ( цзюньцзы ) и правительство, которому помогает класс эрудитов (конфуцианских ученых), подобны правительству Мэн-цзы, но без терпимости феодализма, поскольку он отвергал наследственные титулы и считал, что статус человека в социальной иерархии должен определяться только своими заслугами. [40]

Современные издания

[ редактировать ]
  • Сюньцзы (Сюнь Куан) (1927). Работы Хюнцзе . Перевод Дабса, Гомера . Лондон: Артур Пробстейн . Перепечатано (1966), Тайбэй: Чэнвэнь.
  • —— (1963). Сюнь Цзы: Основные сочинения . Перевод Уотсона, Бертона . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-12965-7 . OCLC   50803310 .
  • —— (1988–1994). Сюньцзы: перевод и исследование полного собрания сочинений . Перевод Ноблока, Джона. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
  • —— (2014). Сюньцзы: Полный текст . Перевод Хаттона, Эрика. Принстон: Издательство Принстонского университета . дои : 10.2307/j.ctt6wq19b . S2CID   246223800 .
  • —— (2023). Добро за пределами зла: Сюньцзы о человеческой природе . Перевод Ху, Минъюань . Лондон и Париж: Эрмитс Юнайтед. ISBN  978-1-7391156-2-3 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Голдин 1999 , с. xiii отмечает, что информация о Сюньцзы в его трудах, возможно, никогда не была биографической, а скорее служила анекдотами ради обучения.
  2. ^ Стоит отметить, что историческая точность Шиджи также иногда сомнительна, особенно в отношении таких философов, как Сюньцзы. [2]
  3. Такие учёные, как Ван Чжун и Ху Юаньи, позже улучшили описание жизни Сюнь Цюань, кульминацией чего стал синтез информации династии Цин историка Ван Сяньцяня [ де ] . [13] В начале 20-го века новое поколение ученых, особенно из Школы сомневающихся в античности , улучшило информацию, а совсем недавно, в конце 20-го века, ученые из Пекинского университета еще больше усовершенствовали эти схемы. [13]
  4. Остается большая неопределенность относительно причины вариаций фамилии Сюньцзы. в Knoblock 1988 , стр. 233–239. Подробный обзор и другие возможные объяснения см.
  5. В отличие от рассказов Сыма Цяня и Лю Сяна , в записи Ин Шао говорится, что Сюньцзы было от 48 до 50 лет, когда он путешествовал в Ци . [2] [12] Большинство ученых игнорируют эту версию. [12] см. в Knoblock 1982–1983 , стр. 33–34. Дополнительную информацию по этому вопросу
  1. ^ Британика 2017 , § параграф. 1.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Голдин 2018 , §1 «Сюньцзы и Сюньцзы ».
  3. ^ Перейти обратно: а б с Голдин 1999 , с. xii.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ченг 2016 , § «Конфуций и ученики».
  5. ^ Британика 2017 , § параграф. 13.
  6. ^ Голдин 2018 , §9 «Прием Сюньцзы после его смерти».
  7. ^ Перейти обратно: а б с Британика 2017 , § параграф. 2.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кноблок 1988 , с. 3.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Голдин 1999 , с. xiii.
  10. ^ Ноблок 1982–1983 , с. 29.
  11. ^ Ноблок 1982–1983 , стр. 29–30.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 256.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кноблок 1982–1983 , с. 30.
  14. ^ Ченг 2016 .
  15. ^ Голдин 1999 , стр. xii–iii.
  16. ^ Голдин 1999 , стр. xiii–xiv.
  17. ^ Ноблок 1988 , стр. 233, 239.
  18. ^ Ноблок 1988 , стр. 3–4.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Кноблок 1988 , с. 4.
  20. ^ Ноблок 1982–1983 , стр. 30–31.
  21. ^ Ноблок 1988 , стр. 4–5.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и Кноблок 1982–1983 , с. 34.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 7.
  24. ^ Ноблок 1988 , с. 8.
  25. ^ Ноблок 1988 , с. 9.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Кноблок 1988 , с. 11.
  27. ^ Ноблок 1988 , с. 15.
  28. ^ «Сюньцзы» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 мая 2022 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Кноблок 1988 , с. 16.
  30. ^ Сюньцзы в Knoblock 1990 , с. 247.
  31. ^ Перейти обратно: а б Кноблок 1988 , с. 17.
  32. ^ Ноблок 1988 , с. 20.
  33. ^ Перейти обратно: а б Ноблок 1988 , стр. 20–21.
  34. ^ Ноблок 1988 , с. 22.
  35. ^ Ноблок 1988 , с. 24.
  36. ^ Ноблок 1988 , стр. 31–35.
  37. ^ Ноблок 1982–1983 , с. 85.
  38. ^ Грэм 2015 , с. 268.
  39. ^ Сосны 2023 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Робинс 2007 , §2 «Путь королей-мудрецов».
  41. ^ Мэнсон 1987 .
  42. ^ Сюньцзы в Knoblock 1994 , с. 151.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и Голдин 2018 .
  44. ^ «Разоблачение скрытой главы»: «Поэтому человеческое сердце похоже на чашу с водой. Если ее выровнять и не перемешивать, то мутный осадок осядет на дне, а чистая вода поднимется наверх. Тогда один можно увидеть брови и понаблюдать за разумом. Если над ним пройдет легкий ветерок, то мутный осадок взметнется снизу, а прозрачная вода станет бурной вверху, и тогда нельзя будет получить правильную форму общей картины. . Сердце тоже такое. Поэтому отними у него разум и питай его ясностью. Ничто не может склонить его, и с его помощью можно отличить правильное от неправильного и разрешить сомнения».
  45. ^ Перейти обратно: а б Хаттон и Гарольд 2016 , с. 269.
  46. ^ Кук 1997 , с. 21.
  47. ^ Деньги 2009 , с. 654.
  48. ^ Перейти обратно: а б Деньги 2009 , с. 657.
  49. ^ Сюньцзы в Knoblock 1994 , с. 81.
  50. ^ Грэм 2015 , с. 260.

Источники

[ редактировать ]

Книги и главы

Статьи в журналах и энциклопедиях

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

см. в Sung 2018 и Knoblock 1988 , стр. 308–322. Подробную библиографию

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d89b167d77fe43896e18b05de57293ca__1719674640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/ca/d89b167d77fe43896e18b05de57293ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xunzi (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)