Jump to content

Аксиологическая этика

В философии аксиологическая этика связана с ценностями, которыми люди поддерживают этические стандарты , а также с исследованием и развитием теорий этического поведения. [1] [2] [3] Аксиологическая этика исследует и ставит под сомнение интеллектуальные основы системы ценностей . Аксиологическая этика исследует обоснования систем ценностей и исследует, существует ли объективное оправдание, помимо произвольных личных предпочтений, для существования и практики данной системы ценностей. Более того, хотя аксиологическая этика является подобластью этической философии, аксиологическое исследование обычно включает эпистемологию и теорию ценностей .

Этика и аксиология

[ редактировать ]

понимание аксиологии и этики Чтобы понять аксиологическую этику, необходимо . Аксиология — это философское исследование добра (ценности), которое занимается двумя вопросами. Первый вопрос касается определения и изучения понимания «благо» или ценности. Это включает, например, различие между внутренними и инструментальными ценностями. [4] Вторая область — это применение такого понимания ценности в различных областях социальных и гуманитарных наук.

Этика – это философская область, которая занимается моралью и, в частности, осуществлением правильных действий. На определение того, что является «правильным» действием, влияет сама аксиологическая мысль, во многом так же, как и на определение «красоты» в философской отрасли эстетики .

Аксиологическую этику можно понимать как применение аксиологии к изучению этики. Речь идет о том, чтобы подвергнуть сомнению моральные основания, на которых мы основываем этические суждения. Это достигается путем постановки под сомнение ценностей, на которых основаны этические принципы. Как только есть признание и понимание основных ценностей, скрытых в этических утверждениях, их можно оценивать и критиковать. Разрушая этику до рассмотрения ценностей, а не добра, мораль можно реконструировать на основе заново определенных ценностей или подтвердить на уже установленных ценностях. [3]

Описательная психология Франца Брентано представляет собой важную предшественницу аксиологической этики. [5] [6] Все психические явления он классифицирует на три группы: представления, суждения и явления любви. Особый интерес для аксиологической этики представляют явления любви, поскольку они составляют основу нашего познания ценностей: предмет имеет ценность, если этот предмет подобает любить. [7] [8] Это понимание того, что хорошо, затем формирует этическую дисциплину: «правильный конец состоит в лучшем из того, что достижимо». [9]

Макс Шелер , один из главных ранних сторонников аксиологической этики, согласен с Брентано в том, что опыт является надежным источником познания ценностей. [10] [6] Шелер, следуя феноменологическому методу , считает, что это знание не ограничивается лишь частными случаями, но что мы можем априорно проникнуть в сущность ценностей. [11] Это понимание показывает, что существуют разные типы ценностей, которые образуют иерархию от низших к высшим ценностям: удовольствие, полезность, благородство, добро, истинность и красота, священность. [12] Этот порядок важен для этики: мы должны продвигать в своих действиях высшие ценности, а не низшие. [11] Порядок ценностей объективен, но наше восприятие этого порядка субъективно и поэтому может быть искажено. Такие искажения могут привести к тому, что мы отдадим предпочтение более низким значениям более высоким. [6]

Николай Гартманн во многих важных аспектах опирается на аксиологическую этику Шелера. [13] Он также предлагает платонистскую метафизику ценностей, дополняя интуитивное априорное понимание ценностей. [6]

Джон Нимейер-Финдли , профессор моральной философии и метафизики Йельского университета, написал «Аксиологическую этику» в 1970 году. [3] Книга Финдли представляет собой современный исторический отчет об академической дискуссии вокруг аксиологической этики. По существу, он содержит обсуждение заключительных замечаний других философов и его собственных по этой теме. Финдли выступает за исследование ценностей, лежащих в основе этических теорий, и их обоснований. Оценивая мысли своих коллег-академиков, Финдли пришел к выводу, что объективное обоснование ценностей маловероятно. Скорее, поскольку валидация признается исходящей от субъекта, ценности придется оценивать внутри компании.

Противоположные взгляды

[ редактировать ]

Сторонники аксиологической этики часто противопоставляют свою точку зрения как кантовской этике , так и эвдемонизму . [14] [6] Кантовская этика отвергается главным образом на основании ее формализма , примером чего является, например, формулировка Кантом категорического императива : «Поступай только согласно той максиме, согласно которой ты можешь в то же время желать, чтобы она стала универсальным законом». [15] Основная критика этического формализма заключается в том, что он пытается определить правильное действие в чисто формальных терминах, не обращая внимания на то, является ли результирующее действие ценным в каком-либо смысле. Он игнорирует тот факт, что наши действия руководствуются различными ценностями, которые мы пытаемся реализовать. [6] [10] Критика эвдемонизма заключается не в том, что он вообще игнорирует ценности, а в том, что его взгляд на то, что ценно, слишком узок. [14] Наши действия должны руководствоваться широким спектром ценностей, включая содействие удовольствию и избегание боли, а также другие ценности, такие как здоровье, красота и т. д. Это можно увидеть в иерархии ценностей Шелера, в которой только один уровень ценностей, низший. , предназначен для удовольствия и боли. [11]

Аксиологическую этику критиковали за ее эпистемологию и метафизику. [6] [8] Большинство его сторонников полагаются на идею о том, что мы можем априорно понять суть ценностей. Хотя этот тезис сам по себе является спорным, он становится еще более проблематичным в сочетании с идеей ценностной слепоты, тезисом о том, что некоторые люди могут быть (по разным причинам) неспособны правильно понять суть ценностей. [11] Это может легко привести к догматической позиции, когда сторонник аксиологической этики оправдывает свою точку зрения интуицией и отвергает противоположные взгляды как ошибочные из-за ценностной слепоты. [6]

Метафизическая критика аксиологической этики касается тенденции овеществлять ценности и относиться к ним как к собственным сущностям. [6] Эта тенденция присутствует у многих сторонников аксиологической этики, но наиболее явно она проявляется в позиции Гартмана.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Оксфордский справочник по аксиологической этике » . login.ezproxy1.library.usyd.edu.au . 2005. doi : 10.1093/acref/9780199264797.001.0001 . ISBN  9780199264797 . Проверено 11 апреля 2019 г.
  2. ^ «Что такое аксиологическая этика?» . Жизненная Персона . Проверено 11 апреля 2019 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Финдли, Дж. Н. (Джон Нимейер), 1903–1987 гг. (1970). Аксиологическая этика . Лондон: Макмиллан. ISBN  0333002695 . ОСЛК   105218 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Шредер, Марк (2016), «Теория ценности» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 апреля 2019 г.
  5. ^ Финдли, Дж. Н. (1970). «II. Брентано и Мейнонг». Аксиологическая этика . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дювелл, Маркус; Хюбенталь, Кристоф; Вернер, Миха Х. (2006). «II.7 Ценностная этика». Справочник по этике . Дж. Б. Мецлер.
  7. ^ Хюмер, Вольфганг (2019). «Франц Брентано» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 27 декабря 2020 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Итон, Ховард О. (1933). «Обоснованность аксиологической этики» . Международный журнал этики . 43 (3): 253–268. дои : 10.1086/intejethi.43.3.2378111 . S2CID   144105591 .
  9. ^ Кригель, Урия. «9. Этика: Товары». Философская система Брентано: разум, бытие, ценность . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миттельштрасс, Юрген (2005). «Этика ценностей». Энциклопедия философии и философии науки . Мецлер.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвис, Закари; Стейнбок, Энтони (2019). «Макс Шелер» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 27 декабря 2020 г.
  12. ^ Келли, Юджин (2011). «2. Феноменология ценности». Материальная этика ценностей: Макс Шелер и Николай Хартманн . Спрингер.
  13. ^ Келли, Юджин (2011). «1. Идея материальной ценности-этики». Материальная этика ценностей: Макс Шелер и Николай Хартманн . Спрингер.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Итон, Ховард О. (1932). «Единство аксиологической этики» . Международный журнал этики . 43 (1): 20–36. дои : 10.1086/208037 . Проверено 28 декабря 2020 г.
  15. ^ Кант, Иммануил (1993) [1785]. Основы метафизики морали . Перевод Эллингтона, Джеймса В. (3-е изд.). Хакетт. п. 30 . ISBN  0-87220-166-Х . Обычно также ссылаются на Akademie Ausgabe произведений Канта. Основа происходит в четвертом томе. Цитаты в этой статье имеют формат 4:x. Например, приведенная выше цитата взята из 4:421.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9544b246ad2f7830eada1c38c71dcee0__1709145120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/e0/9544b246ad2f7830eada1c38c71dcee0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Axiological ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)