Аксиологическая этика
Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |
В философии аксиологическая этика связана с ценностями, которыми люди поддерживают этические стандарты , а также с исследованием и развитием теорий этического поведения. [1] [2] [3] Аксиологическая этика исследует и ставит под сомнение интеллектуальные основы системы ценностей . Аксиологическая этика исследует обоснования систем ценностей и исследует, существует ли объективное оправдание, помимо произвольных личных предпочтений, для существования и практики данной системы ценностей. Более того, хотя аксиологическая этика является подобластью этической философии, аксиологическое исследование обычно включает эпистемологию и теорию ценностей .
Этика и аксиология
[ редактировать ]понимание аксиологии и этики Чтобы понять аксиологическую этику, необходимо . Аксиология — это философское исследование добра (ценности), которое занимается двумя вопросами. Первый вопрос касается определения и изучения понимания «благо» или ценности. Это включает, например, различие между внутренними и инструментальными ценностями. [4] Вторая область — это применение такого понимания ценности в различных областях социальных и гуманитарных наук.
Этика – это философская область, которая занимается моралью и, в частности, осуществлением правильных действий. На определение того, что является «правильным» действием, влияет сама аксиологическая мысль, во многом так же, как и на определение «красоты» в философской отрасли эстетики .
Цели
[ редактировать ]Аксиологическую этику можно понимать как применение аксиологии к изучению этики. Речь идет о том, чтобы подвергнуть сомнению моральные основания, на которых мы основываем этические суждения. Это достигается путем постановки под сомнение ценностей, на которых основаны этические принципы. Как только есть признание и понимание основных ценностей, скрытых в этических утверждениях, их можно оценивать и критиковать. Разрушая этику до рассмотрения ценностей, а не добра, мораль можно реконструировать на основе заново определенных ценностей или подтвердить на уже установленных ценностях. [3]
История
[ редактировать ]Описательная психология Франца Брентано представляет собой важную предшественницу аксиологической этики. [5] [6] Все психические явления он классифицирует на три группы: представления, суждения и явления любви. Особый интерес для аксиологической этики представляют явления любви, поскольку они составляют основу нашего познания ценностей: предмет имеет ценность, если этот предмет подобает любить. [7] [8] Это понимание того, что хорошо, затем формирует этическую дисциплину: «правильный конец состоит в лучшем из того, что достижимо». [9]
Макс Шелер , один из главных ранних сторонников аксиологической этики, согласен с Брентано в том, что опыт является надежным источником познания ценностей. [10] [6] Шелер, следуя феноменологическому методу , считает, что это знание не ограничивается лишь частными случаями, но что мы можем априорно проникнуть в сущность ценностей. [11] Это понимание показывает, что существуют разные типы ценностей, которые образуют иерархию от низших к высшим ценностям: удовольствие, полезность, благородство, добро, истинность и красота, священность. [12] Этот порядок важен для этики: мы должны продвигать в своих действиях высшие ценности, а не низшие. [11] Порядок ценностей объективен, но наше восприятие этого порядка субъективно и поэтому может быть искажено. Такие искажения могут привести к тому, что мы отдадим предпочтение более низким значениям более высоким. [6]
Николай Гартманн во многих важных аспектах опирается на аксиологическую этику Шелера. [13] Он также предлагает платонистскую метафизику ценностей, дополняя интуитивное априорное понимание ценностей. [6]
Джон Нимейер-Финдли , профессор моральной философии и метафизики Йельского университета, написал «Аксиологическую этику» в 1970 году. [3] Книга Финдли представляет собой современный исторический отчет об академической дискуссии вокруг аксиологической этики. По существу, он содержит обсуждение заключительных замечаний других философов и его собственных по этой теме. Финдли выступает за исследование ценностей, лежащих в основе этических теорий, и их обоснований. Оценивая мысли своих коллег-академиков, Финдли пришел к выводу, что объективное обоснование ценностей маловероятно. Скорее, поскольку валидация признается исходящей от субъекта, ценности придется оценивать внутри компании.
Противоположные взгляды
[ редактировать ]Сторонники аксиологической этики часто противопоставляют свою точку зрения как кантовской этике , так и эвдемонизму . [14] [6] Кантовская этика отвергается главным образом на основании ее формализма , примером чего является, например, формулировка Кантом категорического императива : «Поступай только согласно той максиме, согласно которой ты можешь в то же время желать, чтобы она стала универсальным законом». [15] Основная критика этического формализма заключается в том, что он пытается определить правильное действие в чисто формальных терминах, не обращая внимания на то, является ли результирующее действие ценным в каком-либо смысле. Он игнорирует тот факт, что наши действия руководствуются различными ценностями, которые мы пытаемся реализовать. [6] [10] Критика эвдемонизма заключается не в том, что он вообще игнорирует ценности, а в том, что его взгляд на то, что ценно, слишком узок. [14] Наши действия должны руководствоваться широким спектром ценностей, включая содействие удовольствию и избегание боли, а также другие ценности, такие как здоровье, красота и т. д. Это можно увидеть в иерархии ценностей Шелера, в которой только один уровень ценностей, низший. , предназначен для удовольствия и боли. [11]
Критика
[ редактировать ]Аксиологическую этику критиковали за ее эпистемологию и метафизику. [6] [8] Большинство его сторонников полагаются на идею о том, что мы можем априорно понять суть ценностей. Хотя этот тезис сам по себе является спорным, он становится еще более проблематичным в сочетании с идеей ценностной слепоты, тезисом о том, что некоторые люди могут быть (по разным причинам) неспособны правильно понять суть ценностей. [11] Это может легко привести к догматической позиции, когда сторонник аксиологической этики оправдывает свою точку зрения интуицией и отвергает противоположные взгляды как ошибочные из-за ценностной слепоты. [6]
Метафизическая критика аксиологической этики касается тенденции овеществлять ценности и относиться к ним как к собственным сущностям. [6] Эта тенденция присутствует у многих сторонников аксиологической этики, но наиболее явно она проявляется в позиции Гартмана.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оксфордский справочник по аксиологической этике » . login.ezproxy1.library.usyd.edu.au . 2005. doi : 10.1093/acref/9780199264797.001.0001 . ISBN 9780199264797 . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ «Что такое аксиологическая этика?» . Жизненная Персона . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Финдли, Дж. Н. (Джон Нимейер), 1903–1987 гг. (1970). Аксиологическая этика . Лондон: Макмиллан. ISBN 0333002695 . ОСЛК 105218 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Шредер, Марк (2016), «Теория ценности» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 апреля 2019 г.
- ^ Финдли, Дж. Н. (1970). «II. Брентано и Мейнонг». Аксиологическая этика . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дювелл, Маркус; Хюбенталь, Кристоф; Вернер, Миха Х. (2006). «II.7 Ценностная этика». Справочник по этике . Дж. Б. Мецлер.
- ^ Хюмер, Вольфганг (2019). «Франц Брентано» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Итон, Ховард О. (1933). «Обоснованность аксиологической этики» . Международный журнал этики . 43 (3): 253–268. дои : 10.1086/intejethi.43.3.2378111 . S2CID 144105591 .
- ^ Кригель, Урия. «9. Этика: Товары». Философская система Брентано: разум, бытие, ценность . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миттельштрасс, Юрген (2005). «Этика ценностей». Энциклопедия философии и философии науки . Мецлер.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвис, Закари; Стейнбок, Энтони (2019). «Макс Шелер» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Келли, Юджин (2011). «2. Феноменология ценности». Материальная этика ценностей: Макс Шелер и Николай Хартманн . Спрингер.
- ^ Келли, Юджин (2011). «1. Идея материальной ценности-этики». Материальная этика ценностей: Макс Шелер и Николай Хартманн . Спрингер.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Итон, Ховард О. (1932). «Единство аксиологической этики» . Международный журнал этики . 43 (1): 20–36. дои : 10.1086/208037 . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Кант, Иммануил (1993) [1785]. Основы метафизики морали . Перевод Эллингтона, Джеймса В. (3-е изд.). Хакетт. п. 30 . ISBN 0-87220-166-Х . Обычно также ссылаются на Akademie Ausgabe произведений Канта. Основа происходит в четвертом томе. Цитаты в этой статье имеют формат 4:x. Например, приведенная выше цитата взята из 4:421.