Jump to content

русская философия

Михаил Нестеров. В России. Душа народа. На картине изображены русские философы Владимир Соловьев, Лев Толстой и Федор Достоевский.

Русская философия — собирательное название философского наследия русских мыслителей.

Историография [ править ]

В историографии нет единого мнения относительно истоков русской философии, ее периодизации и культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое конкретный исследователь видит в русской интеллектуальной истории. Традиционно, начиная с XIX века, выделяют «допетровский» или «древнерусский» и «послепетровский» или «просветительский» этапы развития русской философии. В современной историографии выделяют и третий, «советский» период. Начиная с религиозной мысли, архимандрит Гавриил, первый историк русской философии, видел ее истоки в дидактическом «Учении» Владимира Мономаха , тем самым непосредственно возводя русскую философию в ранг традиционных древнерусских книжников. Однако ряд крупных историков русской философии склонны рассматривать философию в более строгих границах: русская философия складывается как самостоятельное явление, т. е. в эпоху Петра Великого. .

Сведение русской философии к просветительской парадигме неоднократно подвергалось критике ввиду редуктивизации русского философского наследия предыдущих эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают и по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры, укорененное в богословской и дидактической литературе Древней Руси ( Климент Смолятич , Кирик Новгородец , Кирилл Туровский и др. — одни из первых русских философов).

По мнению Николая Лосского , характерными чертами русской философии являются: космизм , софиология (учение о Софии) , соборность , метафизика , религиозность, интуиционизм, позитивизм , реализм ( онтологизм ).

Семен Франк охарактеризовал русскую философию, указав на неразрывность разумного и нравственного смыслов, присущих русским мыслителям, заложенную в слове правда . Николай Бердяев указывал также на стремление русской мысли «выработать для себя тоталитарное, целостное мировоззрение, в котором правда-истина будет сочетаться с правдой-справедливостью ». [1]

По мнению профессора Андрея Сухова, ни одна другая философия не содержит столько размышлений о судьбах страны. [2]

Как отмечает исследователь Мария Варламова, в России Платон — гораздо более значимая фигура, чем Аристотель. [3]

Профессор Нина Дмитриева отмечает, что «русская философская мысль до рубежа XIX–XX веков развивалась преимущественно в русле литературной критики и публицистики с преимущественным акцентом на актуальных общественно-политических и этических проблемах. А в последние десятилетия XIX века века мистические и религиозные мыслители начали задавать тон академической и так называемой свободной философии». [4]

Как отмечает в своей работе «История русской духовной культуры» профессор, доктор исторических наук Наталья Воробьева, современные исследователи постулируют отсутствие самобытной национальной славяно-русской философской системы, рассматривая систему русской философии как явление Нового времени . [5]

Как пишет академик Дмитрий Лихачев : «Русская философия на протяжении многих веков была тесно связана с литературой и поэзией. Поэтому изучать ее следует в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским...». [6]

Основные школы и направления [ править ]

К основным направлениям русской философии относятся:

  1. Западничество и либерализм – середина XIX века;
  2. Slavophilism and pochvennichestvo – mid–19th century;
  3. Народничество – вторая половина XIX века;
  4. Нигилизм – вторая половина XIX века;
  5. Анархизм – вторая половина XIX века;
  6. Космизм – конец 19 – первая половина 20 века;
  7. толстовство – конец 19 – начало 20 века;
  8. Позитивизм – конец 19 – начало 20 века;
  9. Веховство – начало 20 века;
  10. Софиология – начало 20 века;
  11. Евразийство – первая половина ХХ века, начало XXI века;
  12. Марксизм-ленинизм – ХХ век;
  13. Непримиримость – после установления Советской власти в ХХ веке;
  14. этатизм ;
  15. Традиционализм ;
  16. Национализм .

Истоки русской философии [ править ]

мысль в Древнерусском государстве (XI–XIII вв Философская . )

Существование древнерусской философии дискуссионно. Некоторые исследователи, например протоиерей Дмитрий Лескин, признали факт его существования, [7] другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей и проблем в древнерусской литературе. [8] Философские мысли «эллинских мудрецов» попали в древнерусскую литературу из переводных источников. В рамках религиозного мировоззрения вопрос о природе человека («Изборник Святослава», [9] Кирилл Туровский , Нил Сорский ), государственная власть ( Иосиф Волоцкий ) и общечеловеческие ценности (« Слово Закона и Благодати » митрополита Илариона , которого иногда называют «первым древнерусским философом»). [10] Этический идеал содержится в Учении Владимира Мономаха. Помимо историософии (этногенеза как наказания за Вавилонскую башню), «Повесть временных лет» содержит и элементы религиозной философии: понятия собственности (ипостаси), плоти (материи), видения (формы), желания и мечты ( воображение) развиваются. Также в древнерусском государстве была широко распространена переводная литература византийских философских памятников, важнейшим из которых был сборник изречений «Пчела» и «Диоптра» Филиппа Пустынника. Среди наиболее известных авторов, оставивших философски значимые произведения, — Владимир Мономах , Феодосий Печерский , Клим Смолятич , Кирик Новгородец , Кирилл Туровский и Даниил Заточник.

Философские проблемы в творчестве русских книжников XIV–XVII веков [ править ]

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский [ править ]

Широкая полемика развернулась между последователями Иосифа Волоколамского (в миру – Иван Санин), прозванными «иосифлянами», и Нилом Сорским (в миру – Николай Майков), прозванным «заволжскими старцами», или «не– обладатели». Центральный вопрос, волновавший полемистов, был связан с ролью церкви в государстве и значением ее земельных владений и украшений. Проблема украшения храмов и земель не имела прямого отношения к философии, однако послужила толчком к рассмотрению проблем церковных владений в плоскости библейской и святоотеческой литературы (в полемике Григория Синаита и Симеона Нового Богослова , Иоанна Климак , Исаак Сирин , Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Василий Великий и др.) и привели в конечном итоге к вопросу о смысле связи веры и власти, который разрешился на русской земле в идее «харизма» правителя. Дальнейшее развитие эта философская проблема получила в эпистолярном наследии Ивана Грозного и князя Курбского, в «Слове о воеводе Дракуле» Фёдора Курицына , а также в сообщении Ивана Пересветова. Кроме того, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский вошли в историю в ходе борьбы с ересью иудействующих и стригольников, распространявшейся в Новгородской земле (прежде всего в самом Новгороде и во Пскове). С распространением ереси иудействующих в русской интеллектуальной среде стали появляться произведения псевдоаристотеля. Позиция стригольников по своему духу была близка гуситам. В связи с этим возникает потребность не только в рассуждениях святоотеческой литературы, но и в памятниках латинской схоластики, переводить которые начал Дмитрий Герасимов, известный также как Дмитрий Схоластик, член Геннадийского кружка. Примечательно, что реакция на еретиков со стороны Иосифа Волоцкого и Нила Сорского также радикально отличалась: Иосиф Волоцкий настаивал на уничтожении еретиков, по мнению Иосифа, необходимо «нанести им раны, освятив тем самым свою руку», при этом Нил Сорский и Вассиан Патрикеев настаивали на необходимости увещевания, борясь словом, а не мечом. Спор между иосифлянами и нестяжателями стал важным примером напряжения между властями и вольнодумцами в Российском государстве, который впоследствии вновь и вновь появлялся в истории русской философии, неоднократно подвергавшейся запрету. [11]

Ostrog School [ edit ]

Важную роль в становлении русской философии сыграла Острожская школа, основанная князем Константином Острожским в его владениях в Остроге с целью укрепления православной веры и повышения качества работы православного духовенства в полемике с униатами. В Острожской школе большое внимание уделялось изучению языков: древнегреческого, латинского и старославянского. При училище была типография, в которой Иван Федоров и Петр Тимофеев служили князь Андрей Курбский . В развитии школы принимал участие и . Наряду с богословской литературой в Острожском училище изучалась схоластическая философия. Так Виталий Дубенский составил в Уневском монастыре флорилегию «Диоптра, или Зеркало и отражение человеческой жизни на том свете». Среди выпускников академии были: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого настоятеля), архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель лаврской типографии Елисей Плетенецкий. , писатель-полемист, философ, автор «Апокризиса» Христофор Филалет и многие другие. Деятельность Острожской школы предопределила направленность философско-богословского курса в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях. [12]

Ртищевская школа [ править ]

Ртищевское училище (также — Ртищевское братство, Андреевское училище) — первое учебное заведение в России , основанное как придворный кружок во времена правления Алексея Михайловича . Обучение в Ртищевском братстве осуществлялось по образцу европейских высших учебных заведений. Школа возникла по инициативе Федора Ртищева , действовала в Москве с 1648 года и располагалась в Андреевском монастыре, построенном на средства Ртищева у подножья Воробьевых гор.

Ртищевское училище первым в Москве официально включило курсы философии и риторики . Руководителем Ртищевской школы был назначен выходец из Киевского Братского училища , участник книжных исследований в России, философ, богослов и переводчик Епифаний Славинецкий .

Московская славяно-греко латинская - академия

Важнейшей фигурой в составе Московской славяно-греко-латинской академии был Симеон Полоцкий . Симеон Полоцкий — деятель русской культуры, духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик. Он был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской : Ивана , Софьи и Федора . Основатель Школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева.

Среди других важных фигур — Сильвестр Медведев и братья Лихуда, Феофилакт Лопатинский, Палладий Роговский.

Философия в Смоленском коллегиуме [ править ]

Важнейшей фигурой в рамках философии Смоленской коллегии был Гедеон Вишневский. Епископ Гедеон Вишневский был епископом Русской Православной Церкви , епископом Смоленским и Дорогобужским .

Русская философия XVIII века [ править ]

Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению западной философии в Россию через формирующуюся систему высшего образования. Самым популярным западным нововведением был деизм , приверженцами которого были такие ключевые мыслители русского Просвещения, как Михаил Ломоносов и Александр Радищев . Именно в этот момент атомизм и сенсационность упали на русскую землю. На практике идеи деизма выражались в антиклерикализме и обосновании подчинения духовной власти светской, за что выступала ученая дружина Петра I. Также философия русского Просвещения адаптировала многие идеи масонства ( Николай Новиков ). Григорий Теплов составил один из первых русских философских словарей. [13]

Важными русскими философами XVIII века были Феофан Прокопович и Стефан Яворский , Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода , русские мартинисты и «внутренние христиане». Центральными произведениями русских философов XVIII века стали «Разговор двух друзей» Василия Татищева, «Детская философия» Андрея Болотова, «Познание о философии вообще» Григория Теплова и «О человеке, его смертности и бессмертии». Александр Радищев.

Русская философия XIX века [ править ]

Шеллингизм появился в России в начале XIX века. В 1823 году Общество Мудрости создается .

Философия всеединства Владимира Соловьева [ править ]

Современники называли Владимира Соловьева (1853–1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существовавшую до него философию за абстрактность и не принимал таких крайних ее проявлений, как эмпиризм и рационализм . Он выдвинул идею позитивного тотального единства, возглавляемого Богом. Он видел добро как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Философ видел весь материальный мир управляемым Им, а человек в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, созданной Им, но не совершенной. Человек должен довести его до совершенства (вплоть до одухотворения), в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту ). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная деятельность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. [14] Понятие всеединства использовали также Семен Франк и Лев Карсавин .

Философия Льва Толстого [ править ]

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Толстой (1828–1910). На его философию повлияли взгляды Канта , Руссо , Артура Шопенгауэра . Взгляды Толстого разделяли многие его современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.

В своей философии Толстой признает ценность нравственной составляющей религии, но отрицает все ее теологические аспекты («истинная религия»). Цель познания – поиск смысла жизни . человеком [15]

Позитивизм [ править ]

Русская философия XX века [ править ]

В начале 20 века крупнейшие русские философы под влиянием общественно-политических перемен в стране издали три философских сборника, получивших широкий общественный резонанс и оценку со стороны различных политических деятелей того времени. Эти сборники:

Русская религиозная философия на рубеже XIX и XX веков стала своеобразным синтезом славянофильства и западничества. [17] Вслед за Чаадаевым сохранились проекты строительства Царства Божия на Земле, приобретшие черты Софиологии ( Владимир Соловьев , Сергей Булгаков ) и Розы Мира ( Даниил Андреев ). Религия и духовное и моральное возрождение считались важной частью построения справедливого общества. Частично идеи софиологии унаследованы большевизмом ( коммунизмом ) и космизмом ( ноосферой ).

В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была сослана за границу, но часть осталась в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев . Благодаря последнему в Советской России возродились традиции русской философии, поскольку Сергей Аверинцев и Владимир Бибихин от него получили духовную преемственность .

Existentialism of Nikolai Berdyaev [ edit ]

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Бердяева (1874–1948), виднейшего представителя русского экзистенциализма . В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров немецкой социал-демократии Карлом Каутским . Однако вскоре молодой философ и мыслитель отказался от марксизма, став одним из самых обстоятельных критиков этого учения.

Главной оппозицией, которая должна сложиться в мировоззрении философа, Бердяев называет оппозицию духа и природы. Дух – субъект, жизнь, творчество и свобода, природа – предмет, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается через опыт. Бог есть дух. Те из людей, которые имели духовный опыт и опыт творчества, не нуждаются в рациональных доказательствах существования Бога. По своей сути божество иррационально и сверхрационально.

Развивая в своем учении тему творчества и духовности, Бердяев большое внимание уделяет идее свободы, раскрывающей связь Бога, Вселенной и человека. Он выделяет три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т. е. произвол; разумная свобода, т. е. исполнение нравственного долга; и, наконец, свобода, проникнутая любовью к Богу. Он утверждает, что свобода не создана Богом, и поэтому Бог не может нести ответственность за свободу, создавшую зло. Первичная свобода обуславливает возможность как добра, так и зла. Таким образом, даже Бог не может предвидеть действия человека, обладающего свободной волей, Он выступает помощником, чтобы воля человека стала доброй.

Экзистенциальные взгляды в творчестве Бердяева проявляются в его размышлениях о проблеме личности. По мнению Бердяева, личность не является частью космоса, напротив, космос является частью человеческой личности. Личность — не субстанция, это творческий акт, она неизменна в процессе изменения. Человек, проявляющий творческую деятельность, тем самым обретает в себе божество.

Бердяев пытается сформулировать так называемую «Русскую идею», выражающую характер и призвание русского народа. «Русский народ — сильно поляризованный народ, он представляет собой сочетание противоположностей», — считает мыслитель. В русском народе сочетаются жестокость и человеколюбие, индивидуализм и безликий коллективизм, поиск Бога и воинствующий атеизм, смирение и высокомерие, рабство и бунт. В истории проявились такие черты национального характера, как покорность власти, мученичество, жертвенность и склонность к разгулу и анархии. Говоря о событиях 1917 года, Бердяев подчеркивает, что либерально-буржуазная революция в России была утопией. Революция в России могла быть только социалистической. По мнению философа, русская идея коренится в идее братства людей и народов, ибо русский народ по своей духовной структуре религиозен, открыт и общинен. Тем не менее, напоминает Бердяев, не следует забывать о поляризации природы русского человека, способного на сострадание и возможность ожесточения, стремящегося к свободе, но порой склонного к рабству.

Среди основных трудов Бердяева "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт человеческого оправдания" (1916), "Философия неравенства. Письма к врагам в социальной философии" (1923), " Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и XX веков» (1946).

Евразийство [ править ]

Евразийство — философское и политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции со странами Центральной Азии. Евразийское движение, возникшее среди русской эмиграции в 1920-1930-е годы, приобрело популярность к началу XXI века. [18]

Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом возрождены историком и географом Львом Гумилёвым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилев в ряде книг – «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси до России» – используя евразийскую концепцию и дополняя ее собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, ведущую его к ряду выводов, среди которых наиболее важными являются следующие: во-первых, любой этнос – это общность людей, объединенных определенным стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географических и климатических условиях и остаются стабильными в течение длительного периода времени, сравнимого с существованием этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями разных этнических групп одного суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности – это определенный способ существования, отвечающий определенным условиям существования.

Советская философия [ править ]

Еще до начала Октябрьской революции в России развивалась философия марксизма ( Георгий Плеханов , Владимир Ленин ).

Главным вопросом в советской философии был вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом — диалектика , в которой выделялись три закона. Структурно философия разделилась на диалектический и исторический материализм , то есть философию природы и философию истории. Природа, трактуемая как материя и объективная реальность, считалась вечной и бесконечной в пространстве и времени. Сознание трактовалось как «свойство высокоорганизованной материи».

В теории познания доминировала ленинская теория отражения. Исторический процесс воспринимался через призму подчиненных отношений между базисом ( экономикой ) и надстройкой ( культурой ), проходившими через последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинный строй , рабовладельческий строй , феодализм , капитализм и социализм (как первый этап коммунизма). [19]

В советские годы приобрели популярность дискуссии о природе идеала (только «в голове» или нет? Давид Дубровский – Эвальд Ильенков ), споры о природе информации.

Михаил Бахтин развивает идеи полифонии, диалога и карнавала. такие философы, как Алексей Лосев , Сергей Аверинцев , Владимир Бибихин Большую популярность в позднесоветский период пользовались . В позднесоветский и постсоветский период идеи Московско-Тартуской семиотической школы получили широкое признание.

Постсоветская философия

После снятия идеологических запретов в связи с распадом Советского Союза русская философия оказалась в ситуации неопределенности. При сохранении существующей структуры философского образования был запущен процесс освоения той части философского наследия, от которой советская философия была искусственно изолирована. Возникли и начали развиваться новые дисциплины философского цикла — политология , культурология , религиоведение , философская антропология .

Предпринимались попытки возобновить прерванную философскую традицию, вернуться к наследию русской религиозной философии, но эти попытки (по мнению Юрия Семёнова , Даниила Данина, Михаила Чулаки и многих других) [20] оказался провальным.

В настоящее время существует несколько организаций, заявляющих о своей преемственности идеям евразийцев. Главные среди них — Евразийский союз молодежи , Международное евразийское движение главного идеолога неоевразийства Александра Дугина и ряд других организаций. [21]

Школа Георгия Щедровицкого [ править ]

Очень оригинально и необычно [22] вклад в развитие русской философии принадлежит Георгию Щедровицкому и созданной им методологической школе, которая впоследствии была сформулирована соответствующим образом («третья русская философия — это собственно методология»). [23] Философско-методологическая система, созданная Щедровицким и его школой (известная также как Московский методологический кружок), предлагает оригинальные пути выхода из проблемной ситуации постмодернизма («в оппозиции «модернизм – постмодернизм», система методологии мысли-деятельности) можно позиционировать с рядом оговорок и условий»). [24] Показательно, что изначально полуподпольный московский методологический кружок формирует, кует и шлифует концепции, востребованные современным периодом, в то время, когда понятийный аппарат так называемой «постнеклассической» (постмодернистской) философии уже исчерпал свои возможности. [25]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ян Красицки. Борьба за истину (Бердяев, Кант и др.) // Соловьевские исследования. 2014. № 2 (42)
  2. ^ «Сухов Андрей Дмитриевич» .
  3. ^ Мария Варламова. Динамис как причина движения в физике Аристотеля. Страницы 3–4
  4. ^ Нина Дмитриева. Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о пацифизме в немецком и русском неокантианстве
  5. ^ Наталья Воробьева. История русской духовной культуры. Страница 99
  6. ^ Дмитрий Лихачев. Крещение Руси и государство Русское
  7. ^ Онтологический статус имени и слова в философской культуре Древней Руси.
  8. Философски значимое содержание древнерусского книжничества // История русской философии. Под редакцией Михаила Маслина – Москва: Дом университетской книги, 2008 – 640 страниц.
  9. Влияние античных философских идей на формирование древнерусской книжной литературы на примере «Изборника» Святослава.
  10. ^ Владимир Лавриненко, Валентин Ратников. Философия: Учебник для вузов. ЕДИНСТВО – ДАНА, 2010 – стр. 272. ISBN 978-5-238-01378-7.
  11. ^ Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Российская историческая библиотека
  12. ^ Острожская школа. Энциклопедия всемирной истории
  13. ^ Grigory Teplov. Runivers
  14. ^ Владимир Соловьев. Музей Фелицина
  15. ^ Никита Козлов. Интеллектуальные, философские и социальные искания Льва Толстого
  16. ^ Павел Шкуринов. Позитивизм в России XIX века – Москва: Издательство МГУ, 1980 – 416 страниц.
  17. ^ Русская религиозная философия. Московский физико-технический институт
  18. ^ Евразийство. Энциклопедия всемирной истории
  19. ^ Алиса Гадельшина. Формационный подход как методология анализа общественного развития
  20. ^ О русской религиозной философии конца 19 - начала 20 веков // Юрий Семенов.
  21. ^ Михаил Немцев. «Неоевразийство» Александра Дугина и евразийство
  22. ^ "Методологи консультируют региональные и муниципальные программы развития, программы реорганизации и развития отдельных предприятий, бизнес-структур, участвуют в экспертизе различного рода социальных инициатив, программ и проектов, специализируются как политтехнологи и имиджмейкеры. Существуют отдельные экспериментальные площадки в образование»: Алексей Бабайцев. Системная методология исследования // Новейший философский словарь: 3-е издание, переработанное – Минск: Книжный дом. 2003 – 1280 страниц – (Мир энциклопедий)
  23. ^ Третья русская философия на самом деле является методологией. Доклад на семинаре-дискуссии по подготовке Х чтений памяти Георгия Щедровицкого. 27 января 2004 года. Москва.
  24. ^ Алексей Бабайцев. Методология систематического исследования // Новейший философский словарь: 3-е издание, переработанное – Минск: Книжный дом. 2003 – 1280 страниц – (Мир энциклопедий)
  25. ^ Георгий Щедровицкий. У нас есть философия // Георгий Щедровицкий. Философия. Наука. Методология. Москва: «Школа культурной политики», 1997, стр. 1–24.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4708ff9f0fa5d28b957365a7eec93d1a__1714671360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/1a/4708ff9f0fa5d28b957365a7eec93d1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)