Vekhovstvo
Веховство ( веховцы ) — философское и общественно-политическое течение в русской интеллектуальной среде начала 20 века, получившее свое название от программного сборника «Вехи» (1909). [1] Инициатором публикации последнего был Михаил Гершензон .
Среди авторов сборника были четыре бывших марксиста : Николай Бердяев , Сергей Булгаков , Петр Струве и Семен Франк , которые заняли позицию христианской религиозности, отвергая марксизм как чисто экономическое учение, не отвечающее на коренные вопросы человеческого существования.
Первым по существу сборником «Веховства» стал сборник «Проблемы идеализма» (1902), заключительным — «Из глубины» (1918).
Идеи
[ редактировать ]Философы «Вехи» призывали интеллигенцию, которую они обвиняли в смуте 1905–1907 годов, отказаться от мировоззрения, построенного на коллективизме , преклонении перед народом ( народничестве ), нигилизме («отступничестве от государства»), [2] безверие и проповедь политического радикализма. Позитивная программа «Веховства» основана на признании независимости человеческого субъекта, на признании личной ответственности за происходящее – на основе общечеловеческих христианских ценностей.
При нынешних условиях мы не только не должны мечтать о слиянии с народом, но должны бояться ее больше всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще защищает нас от ярости народа.
— Михаил Гершензон . Творческое самосознание // Вехи (1991). [3]
Идеи главных представителей
[ редактировать ]Одним из ведущих членов «Вех» стал выдающийся мыслитель, бывший марксист Николай Бердяев. Он, как и остальные его соратники, занимался анализом места России в меняющемся мире, ее идей, поиском путей развития страны. Эпоху начала XX века философ назвал « новым средневековьем », поскольку, по его мнению, человечество вновь вступило в эпоху иррационализма , а господствовавшие в обществе коллективистские ценности вновь подавили свободу личности. Кроме того, обывательское мировоззрение Запада, по мнению Бердяева, привело к разрушению высших ценностей, варваризации общества. Философа интересовала также «Русская идея», то есть сущность русской души и судьба России. Он утверждал, что Россия сочетает в себе черты Запада и Востока, но не ставил ее выше других стран. Бердяев утверждал, что по замыслу Божию страна должна представлять собой такое сочетание восточных и западных идей, при котором будет соблюдаться их единство, некая идеологическая целостность, но на самом деле «русская идея» той эпохи представлялась как простая беспорядочное смешение черт этих двух миров.
Мыслитель также глубоко анализировал мировоззрение русского человека, противопоставляя его западному. Если европейское мировоззрение могло со временем прийти к дисциплине, то всеохватывающая «широта» русской души была неспособна к такому сдерживанию. Проявление такой особенности Бердяев нашел, например, в том, что в рамках русской мысли вполне можно было сочетать множество противоположностей, примером которых могли быть революционеры, пропагандировавшие, однако, радикально консервативные взгляды. Таким образом, русскому человеку не свойственна жесткая категоризация тех или иных понятий. [4]
Философ и православный священник Сергей Булгаков занял резкую антизападную позицию. Он подверг критике западную идеологию марксизма, высказав, среди прочего, нетривиальную идею о том, что это учение представляет собой лишь транспозицию еврейских идей в плоскость экономической науки. Социалистическое общество, по его мнению, будет способствовать прогрессу только в материальной сфере, не заботясь о духовной составляющей. Однако Булгакова нельзя назвать славянофилом в полном смысле, поскольку он критиковал и российскую государственность, ведь в ней было слишком много восточных черт, которые еще предстояло пересмотреть. [4]
Критика
[ редактировать ]«Веховство» подверглось резкой критике со стороны лидера большевиков Владимира , Ленина который в декабре 1909 года заклеймил сборник как «энциклопедию либерального отступничества»: «Вехи — это непрерывный поток реакционных помоев, выливаемых на демократию. Понятно, что «Новое время »» Публицисты Розанов , Меньшиков и Александр Столыпин бросились целовать «Вехи». Понятно, что Антоний Волынский был в восторге от этой работы вождей либерализма». [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веховство. Философский словарь
- ^ Elena Saraeva. Vekhovstvo's Concept of the Russian Intelligentsia
- ^ Михаил Гершензон. Творческое самосознание // Вехи; Из глубины. Москва, 1991. С. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Станислав Мальченков (2015). «Философы Вехи о цивилизационном выборе России» (Теория и практика общественного развития под ред.).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Владимир Ленин. «О вехах» // Полное собрание сочинений (5-е издание), том 19, стр. 173