Vekhi
Вехи (русский: Вехи , IPA: [ˈvʲexʲɪ] , букв. « Ориентиры ») — сборник из семи очерков, изданный в России в 1909 году. Он был распространен пятью изданиями и за два года собрал более двухсот опубликованных откликов. Том, посвященный переоценке русской интеллигенции , был детищем историка литературы Михаила Гершензона , который отредактировал его и написал предисловие.
Основание
[ редактировать ]Петр Струве отобрал авторов, пятеро из которых ранее внесли свой вклад в издание 1902 года « Проблемы идеализма» , и он присутствовал на Шаффхаузенской конференции 1903 года, которая заложила основу Союза освобождения . Основатель Конституционно-демократической партии в 1905 году, Струве работал во Второй Думе в 1907 году, затем стал редактором журнала «Русская мысль» . В своем эссе он утверждал, что интеллигенция обязана своей идентичностью отделению от правительства, поскольку она объединилась в 1840-х годах под влиянием атеистического социализма. Таким образом, когда в 1905 году правительство согласилось провести реструктуризацию в соответствии с конституцией , интеллигенция оказалась неспособной конструктивно действовать по отношению к массам в новых рамках.
Содержание
[ редактировать ]- Mikhail Gershenzon: Foreword
- Николай Бердяев : «Философская истина и интеллектуальная истина»
- Сергей Булгаков : «Героизм и аскетизм».
- Михаил Гершензон: «Творческое самосознание»
- Александр Изгоев : «Об умной молодежи»
- Богдан Кистяковский : «В защиту закона»
- Петр Струве: «Интеллигенция и революция».
- Семен Франк, «Этика нигилизма».
Социальная критика
[ редактировать ]Богдан Кистяковский говорил о неспособности интеллигенции развить правосознание. Их недостаточное уважение к закону как руководящей силе не позволяло судам достичь того уважения, которое требуется в современном обществе. Размышляя о печальном характере революционных процессов в России, он возлагал вину как на славянофилов , так и на западников, поскольку представители обоих течений проявляли халатность к закону и даже находили определенные достоинства в слабости правового государства в России. Кистяковский указывал, что Александр Герцен , ключевая фигура раннего западнического движения, видел в этом путь к более быстрому и легкому свержению правящего режима, но Константин Аксаков считал это еще одним проявлением уникальности России: воздержанием от закона. Идеи справедливости черпались в стране из художественной литературы, а не из юридических трактатов. Напротив, именно право, по мнению Кистяковского, могло обеспечить личности как личную свободу, так и Социальная дисциплина возникает и развивается, отражая солидарные интересы людей. Оно объединяет людей и способствует взаимной солидарности, способствуя тем самым личностному росту личности. [1] Окончательное воплощение правового государства Кистяковский видел в социалистическом государстве, реализующем все декларируемые правовые принципы. Все права граждан будут реализованы, народ будет управлять страной, а солидарность достигнет своего апогея.
Александр Изгоев (который, как и Гершензон, не участвовал в написании антипозитивистской книги 1902 года) изображал современных университетских студентов моральными релятивистами, довольствующимися лишь тем, что они принимают интересы многострадального народа. Российские студенты проигрывали своим французским , немецким и британским коллегам, им не хватало усердия и даже чувства честной игры.
Философские позиции
[ редактировать ]Николай Бердяев, учитывая философскую позицию интеллигенции, пришел к выводу, что утилитарные ценности вытеснили всякий интерес к поиску истины. Сергей Булгаков показал, как интеллигенция предприняла героическую борьбу за социализм и прогресс, но упустила из виду завоевания постреформационной Европы в отношении прав личности и личной свободы.
Николай Лосский , отец Владимира Лосского , также периодически вносил свой вклад в дискуссию. Для Семена Франка, как и для Гершензона и Струве, провал руководства интеллигенцией в революции 1905 года требовал переоценки их фундаментальных предположений. В его эссе подчеркивались нигилистические истоки утилитаризма интеллигенции: материальный прогресс и национальное образование всегда рассматривались как средство достижения другой цели. Более того, он считал русских марксистов одержимыми популистским стремлением к совершенствованию общества посредством перераспределения и обвинял их в склонности делить все человечество на друзей и врагов. Гершензон в самой спорной фразе книги утверждал, что «не мечтая о союзе с народом, мы должны бояться народа и благословлять это правительство, которое своими тюрьмами и штыками еще защищает нас от народной ярости».
В эссе предполагалось, что Россия достигла важной вехи и готова к повороту. Пятеро из авторов ранее отказались от марксизма под влиянием неокантианских опасений по поводу личной свободы и морали. Они участвовали в создании либеральной политической партии, но теперь были возмущены безрассудством и неэффективностью кадетской партии в парламентской политике. Модернистский « документ Вехи» призывал к переосмыслению просветительского проекта аккультурации и предлагал исследование глубин себя как альтернативу популистским и нигилистическим программам.
Библиография
[ редактировать ]- Филип Буббайер , С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа 1877-1950 (1995. Афины: Издательство Университета Огайо)
- Джеффри Брукс , «Вехи и спор о Вехах», в Обзоре 19 (1), стр. 21–50, 1973 г.
- Сэмюэл Кассов , Студенты, профессора и государство в царской России (1989. Беркли: University of California Press)
- Прочтите, Кристофер , Религия, революция и российская интеллигенция: дебаты в Вехах и их интеллектуальная подоплека (1979. Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан).
- Леонард Шапиро , «Группа Вехи и мистика революции», в «Российских исследованиях », под ред. Э. Дарендорф (1987. Нью-Йорк: Пингвин-викинг)
- Н. Зернов, Русский религиозный ренессанс ХХ века (1963), особенно. п. 111-130
- Горовиц, Брайан (2016), «Единство в «Вехах» («Вехи»)?: Напряженность между Петром Струве и Михаилом Гершензоном» , Знание. Понимание. Umenie , 13 (2): 329–342, doi : 10.17805/zpu.2016.2.29 , заархивировано из оригинала 22 сентября 2017 года , получено 28 июня 2016 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ефременко Д., Евсеева Ю. Исследования социальной солидарности в России: традиции и современные тенденции. // Американский социолог, т. 43, 2012, вып. 4, стр. 349-365. – Нью-Йорк: Springer Science+Business Media.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке)
«Вехи» Аудиокнига в общественном достоянии на LibriVox