Jump to content

Sergei Bulgakov

Sergei Bulgakov
Булгаков в 1920-е годы
Рожденный
Sergei Nikolayevich Bulgakov

28 июля 1871 г.
Умер 12 июля 1944 г. ( 1944-07-12 ) (72 года)
Альма-матер Императорский Московский Университет
Эра Философия 20-го века
Область русская философия
Школа Христианская философия
Софиология
Основные интересы
Философия религии

Sergei Nikolayevich Bulgakov ( / b ʊ l ˈ ɡ ɑː k ə f / ; [1] Русский : Серге́й Никола́евич Булга́ков ; 28 июля [ OS 16 июля] 1871 — 13 июля 1944) — русский православный богослов , священник , философ и экономист . Православный писатель и ученый Дэвид Бентли Харт сказал, что Булгаков был «величайшим богословом-систематиком двадцатого века». [2] [3] Отец Сергей Булгаков также служил духовником и духовником матери Марии Скобцовой (причисленной к лику святых Священным Синодом Вселенского Патриархата 16 января 2004 года). [4]

Булгаков наиболее известен своим учением о Софии Премудрости Божией , получившим неоднозначную оценку; оно было осуждено Московским Патриархатом в 1935 году, но без обвинений в ереси. [5] [6]

Биография

[ редактировать ]

Молодость: 1871–1889 гг.

[ редактировать ]

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июля 1871 года в семье сельского православного священника Николая Булгакова в городе Ливны в Орловской губернии России. [7] Семья производила православных священников на протяжении шести поколений, начиная с шестнадцатого века со своего предка Булгака, татарина, от которого произошла фамилия. [8] [9] [10] Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882), один из крупнейших восточно-православных богословов своего времени и один из важнейших историков русской церкви , был дальним родственником. [11]

В 1884 году Булгаков окончил Ливенское духовное училище. В четырнадцать лет Булгаков поступил в Орловскую духовную семинарию. Однако в 1888 году Булгаков покинул семинарию после потери веры. В том же году он предпринял попытку самоубийства. Позже Булгаков отмечал, что его страсть к священству угасла, поскольку он разочаровался в православии, поскольку его учителя не могли ответить на его вопросы. [12] После окончания семинарии Булгаков поступил в Елецкую классическую гимназию для подготовки к юридическому факультету Императорского Московского университета . Среди его учителей был Василий Розанов . [7]

[ редактировать ]

В 1890 году Булгаков поступил в Императорский Московский университет , где решил изучать политическую экономию и право . Однако, как он размышлял годы спустя, литература и философия были его естественными склонностями, и он не интересовался правом. Булгаков решил изучать право только потому, что оно, казалось, с большей вероятностью будет способствовать искуплению его страны. [13] После окончания юридического факультета Императорского Московского университета году в 1894 он поступил в аспирантуру университета и два года преподавал в Московском коммерческом институте. Именно во время учебы в аспирантуре Булгаков учился у экономиста Александра Чупрова , по рекомендации которого Булгаков был оставлен на кафедре политической экономии статистики для подготовки к профессорству. Мысли Булгакова во время его учебы у Чупрова обычно рассматривались через призму марксистско-народнических дебатов. С этой точки зрения его называли « легальным марксистом ». [7] [14]

В 1895 году Булгаков начал преподавать экономию в техническом училище Императорском Московском . политическую [7] В том же году он опубликовал рецензию на Карла Маркса незаконченный третий том «Капитала» и в 1896 году написал эссе «О регулярности социальных явлений». В следующем году Булгаков опубликовал исследование «О рынках в капиталистических условиях производства». Именно эти сочинения первоначально сделали Булгакова значительным представителем марксизма в России. За годы работы легальным марксистом он встречался с Карлом Каутским , Августом Бебелем , Виктором Адлером и Георгием Плехановым .

От марксизма к идеализму: 1898–1902 гг.

[ редактировать ]

14 января 1898 года, незадолго до отъезда в Западную Европу , Булгаков женился на Елене Токмаковой, от которой у него родилось двое сыновей и дочь. [15] Елена была дочерью Ивана Токмакова [ ru ] , владельца поместья Олеиз [ ru ] в Крыму .

В 1898 году Булгаков получил стипендию на двухлетнюю стажировку в Западной Европе. Он уехал в Германию, где проверил результаты своих исследований в личной переписке с представителями немецкой социал-демократии. Результатом его исследований стала двухтомная диссертация « Капитализм и сельское хозяйство» , выпущенная в 1900 году. Целью диссертации была проверка применения теории капиталистических обществ Маркса к сельскому хозяйству. Булгаков рассмотрел всю сельскохозяйственную историю Германии , США , Ирландии , Франции и Англии . Диссертация заканчивалась заявлением о том, что анализ капитализма, проведенный Марксом, ограниченный особенностями английской экономики, не интегрировал эту систему с экономической теорией сельского хозяйства и не был реалистичным, универсальным описанием капиталистического общества. Первоначально предназначавшаяся для защиты докторской диссертации, работа не получила высшей оценки Ученого совета Московского университета и была защищена как кандидатская диссертация.

В 1900 году Булгаков представил на экспертизу законченную диссертацию. Именно этот экзамен привел Булгакова в 1901 году к тому, чтобы стать приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира и профессором политической экономии Киевского политехнического института . [7] В лекциях, таких как «Иван Карамазов как философский тип», прочитанных в Киеве, было очевидно, что Булгаков уже дистанцировался от марксизма. Во времена учения Булгакова о Достоевском противовесом марксизму в России XX века было неокантианство ; Под сильным влиянием неокантианства Булгаков вернулся к идеализму и верил в значение исторической роли ценностей добра и красоты. Однако именно философию Владимира Соловьева , которую он начал читать в 1902 году, Булгаков считал высшим синтезом философской мысли; эта философия считала жизненный принцип христианства организующим принципом общественного творчества. Идеализм Булгакова в конечном итоге привел его обратно в Восточную Православную Церковь . Отдельные этапы своего философского развития Булгаков представил в сборнике «От марксизма к идеализму» , изданном в Петербурге в 1903 году.

Политические беспорядки: 1903–1909 гг.

[ редактировать ]
Карикатура 1907 года на Булгакова в качестве члена Государственной думы.

Вместе с Петром Струве Булгаков издавал журнал «Освобождение» ; вместе они были соучредителями нелегальной политической организации « Союз освобождения» в 1903 году. После революции 1905 года ее члены сформировали Конституционно-демократическую (кадетскую) партию , имевшую большинство мест в представительных собраниях — Первой и Второй Думе. (1906–1907). Булгаков не присоединился к кадетам, а вместо этого безуспешно пытался создать собственную организацию «Союз христианской политики», которая пропагандировала христианский социализм и сотрудничала с «Христианским братством борьбы».

Среди хаоса 1905 года Булгаков познакомился с Павлом Флоренским (1882–1937), с которым у него сложилась длительная дружба. Булгаков и Флоренский были в числе основателей Религиозно-философского общества «Мемориал Владимира Соловьева», основанного в Москве в конце 1905 года.

В 1905 году Булгаков вместе с «Братством христианской борьбы», епископами , священниками и многими другими поддержал призыв к созыву Собора Православной Церкви в поддержку социальных реформ. В 1906 году предсоборная комиссия подготовила для собора шесть томов сведений. Николай II сорвал запланированный совет, но информация будет использована, когда он все-таки соберется одиннадцать лет спустя.

В 1906 году Булгаков был редактором киевской газеты « Народ» . После его закрытия вернулся из Киева в Москву. Преподавал в Московском университете в качестве приват-доцента кафедры политической экономии и статистики юридического факультета, а также был профессором Московского коммерческого института до 1918 года.

В 1906 году он был избран во II Государственную думу как беспартийный депутат-"христианин-социалист" от Орловской губернии. В июне 1907 года Вторая Государственная дума распалась, проработав всего пять месяцев.

После роспуска Второй Государственной думы Булгаков утратил остатки рвения к прямому участию в политической жизни. Еще одним важным фактором его окончательного отделения от Союза освобождения было все более антихристианское направление, отстаиваемое ведущими представителями леволиберальной политики.

В 1904–1909 годах его внимание сместилось в сторону явно христианской точки зрения. Булгаков изменил и свое отношение к скандальному Николаю II . Он считал, что Николай II несет ответственность за социальные проблемы, от которых страдает Россия. Однако Булгаков также не оценил растущую радикализацию левых в России и их отказ от русского православия в пользу чисто светского государства; напротив, это заставило его поддерживать положительную ценность правления Николая II, даже несмотря на то, что он продолжал ненавидеть его, обвиняя его в содействии революции и падении царской семьи. Булгаков продолжал бороться со значением политической власти, когда писал « Немеркнущий свет» .

Михаила Нестерова Философы (1917 ) , Павел Флоренский и Сергей Булгаков (справа)

Летом 1909 года умер четырехлетний сын Булгакова Иван. На похоронах Булгаков пережил глубокий религиозный опыт, который обычно считается его последним шагом на пути обратно к православию. [16] Позже Булгаков размышлял о значении смерти в своих более поздних произведениях, в том числе «Неувядаемый свет» .

Наука и журналистика: 1910–1917 гг.

[ редактировать ]

В 1911 году Булгаков покинул Московский университет среди большой группы либерально настроенных университетских преподавателей в знак протеста против политики министра народного просвещения Льва Кассо . Последующие годы были периодом наибольшей общественной и публицистической деятельности Булгакова. Он участвовал во многих начинаниях, ознаменовавших религиозно-философское возрождение, таких как журналы «Новый путь» и «Вопросы религии» , сборники «Вопросы религии» , «О Владимире Соловьеве» , «О религии Льва Толстого» , «Проблемы идеализма» , « Вехи» , произведения Религия Философского общества «Мемориал Владимира Соловьева» и издательства « Путь» , где в 1911—1917 годах публиковались важнейшие труды русской религиозной мысли. В своей работе в этот период он перешел от лекций и статей на темы религии и культуры (важнейшие из которых он собрал в двухтомной книге « Два города» , вышедшей в 1911 году) к оригинальным философским разработкам.

В 1911 году Булгаков был избран сопредседателем развития общественных наук и членом Александра Чупрова Общества комиссии по церковному праву при Московском юридическом обществе.

В 1913 году Булгаков защитил в Московском университете докторскую диссертацию по политической экономии, философии экономики , в которой выдвинул христианство как универсальный процесс, предметом которого является София — мировая душа, творческая природа, идеальное человечество. Он был избран профессором политической экономии Московского университета. [7]

В 1917 году Булгаков стал делегатом Всероссийского съезда духовенства и мирян и членом Всероссийского Поместного Собора Православной Русской Церкви , Религиозно-просветительской конференции при Соборном совете, Комиссии по ознакомлению с финансовым хозяйством. Положение Совета и VI, VII, IX и XX департаментов. Он был автором Патриаршего послания о восшествии на престол. года он был членом Высшего Церковного Совета Русской Церкви С декабря 1917 Православной .

Священство и Октябрьская революция: 1917–1921 гг.

[ редактировать ]

В июне 1918 года Булгаков был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. Он быстро приобрел известность в церковных кругах. Принимал участие во Всероссийском Соборе Русской Православной Церкви, избравшим патриарха Московского Тихона . Булгаков отверг Октябрьскую революцию и ответил на нее диалогами «На пиру богов », 1918, написанными в стиле « Трех бесед Владимира Соловьева».

В июле 1918 года Булгаков покинул Москву, сначала отправившись в Киев, а затем присоединившись к жене и детям в Кореизе в Крыму . Следующие два года он был членом Таврического епархиального совета в Симферополе и профессором политической экономии и богословия Таврического университета в Симферополе . В написанных в то время работах «Философия имени» (написана в 1920, опубликована в 1953) и «Трагедия философии» (написана в 1920, опубликована в 1928) он пересмотрел свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства. приходя к выводу, что христианские умозрения могут быть выражены без искажений исключительно в форме догматического богословия. Уволен из университета после прихода большевиков в Крым. Когда большевики захватили Крым в 1920 году, Булгакова уволили с преподавательской должности в университете.

В 1921 году Булгаков стал протоиерей и помощником настоятеля собора Александра Невского в Ялте . В сентябре 1922 года он был арестован по обвинению в политической неблагонадежности. [7]

Эмиграция в Прагу: 1922-1924 гг.

[ редактировать ]

В 1922 году Булгаков был включен в список деятелей науки и культуры, подлежащих депортации, составленный Государственным политическим управлением по инициативе Владимира Ленина . 30 декабря 1922 года он был выслан в Константинополь на одном из так называемых философских кораблей без права возвращения в РСФСР . После недолгого пребывания в Константинополе он прибыл в Прагу . В мае 1923 года по благословению митрополита Евлогия Георгиевского он служил в пражском Свято-Николаевском соборе и занял должность профессора кафедры церковного права и богословия юридического научного института факультета Русского в Берлине . [17]

Булгаков занимался духовным руководством русской молодежи, участвовал в экуменическом движении. Он был основателем и руководителем Братства Святой Софии [ ru ] , созданного по благословению Патриарха Московского Тихона . [18] организатор и участник съездов Российского студенческого христианского движения [ ru ] (РСХМ). Он участвовал в первых съездах РСММ в Пршерове , Чехословакия , и Аржероне, Франция , и продолжал руководить им.

Париж: 1925–1944 гг.

[ редактировать ]

В июле 1925 года Булгаков переехал в Париж . Он был членом Комитета по строительству Сергиева подворья и помощником его устроителя. Он помог основать Свято-Сергиевский православный богословский институт ( l'Institut de Théologie Orthoche Saint-Serge ), где проработал до своей смерти. [17] Он читал курсы «Священное Писание Ветхого Завета» и «Догматическое богословие». [19]

Булгаков включился в работу экуменического движения в 1927 году на Всемирной христианской конференции «Вера и церковный порядок» в Лозанне . До конца 1930-х годов он принимал участие во многих экуменических начинаниях, став влиятельной фигурой и идеологом движения; в 1934 году совершил поездку в США . Наиболее перспективным направлением в экуменической сфере оказался диалог [ ru ] с Англиканской церковью . В конце 1927 — начале 1928 года состоялся англо-русский религиозный конгресс, по итогам которого было учреждено двустороннее Братство святых Альбана и преподобного Сергия .

Живя в Париже, он завершил две догматические трилогии по софиологии — первую — «Неопалимая купина» (1926), «Друг жениха» (1927), «Лестница Иакова» (1929); второй — «Агнец Божий» , «Утешитель» , «Невеста Агнца» (1939). Именно в «Невесте Агнца» Булгаков выступает за апокатастасис . Булгаков утверждает, что человечество «в конечном итоге будет оправдано». В этой книге он также приводит доводы в пользу сверхмирского падения , говоря, что «эмпирическая история начинается именно с падения, которое является ее исходной предпосылкой». [20]

В 1935 году, после публикации книги « Агнец Божий» , Булгаков был обвинен в учении, противоречащем православному вероучению, митрополитом Московским Сергием I , который рекомендовал исключить его из Церкви до тех пор, пока он не исправит свои «опасные» взгляды. К этому осуждению присоединился и Карловецкий Синод Русской Православной Церкви Заграницей . Митрополит Евлогий учредил в Париже комиссию для расследования православия Булгакова, которая пришла к предварительному заключению, что его мысль свободна от ереси. Однако официального заключения так и не было достигнуто.

В 1939 году у Булгакова диагностировали рак горла . Ему сделали операцию, после которой он научился говорить без голосовых связок. Он служил в часовне ранние литургии во имя Успения Божией Матери, продолжал читать лекции по догматическому богословию, осуществлять пастырское окормление и писать. Хотя начало Великой Отечественной войны ограничило Булгакова, он не прекращал работать над новыми произведениями и выполнять услуги. В 1943 году ему была вручена митра.

В оккупированном Париже он написал труд «Расизм и христианство» , развенчавший идеологию фашизма. Свою последнюю книгу «Апокалипсис Иоанна » он закончил незадолго до смерти. В ночь с 5 на 6 июня 1944 года у него случился инсульт, после которого он сорок дней оставался без сознания. Он умер 13 июля 1944 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в южном пригороде Парижа.

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Булгаков, Сергей (1899). Вклад в вопрос о капиталистической эволюции сельского хозяйства . Опубликовано в №№. 1–3 журнала «Начало» за январь–март 1899 г.
  •  ——— (1944). Отец Сергий Булгаков, 1871-1944 : сборник статей о. Булгакова для Содружества святителей Альбана и Сергия и теперь воспроизводится Содружеством в ознаменование 25-летия со дня смерти этого великого экумениста . Лондон: Содружество святых Албана и Сергия. OCLC   718257515 .
  •  ——— (1988). Православная Церковь . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. п. 195. ИСБН  0-88141-051-9 .
  •  ——— (1993). София, Премудрость Божия . Хадсон, Нью-Йорк: SteinerBooks. п. 155. ИСБН  978-0-940262-60-7 .
  •  ——— Райтлингер, Иоанна (1995). Апокатастасис и Преображение . Перевод Якима Бориса. ISBN  978-1-929829-01-9 .
  •  ——— (1997). Святой Грааль и Евхаристия . Хадсон, Нью-Йорк: SteinerBooks. п. 156. ИСБН  0-940262-81-9 .
  •  ——— (1 января 1999 г.). Сергей Булгаков . Эдинбург: A&C Black. ISBN  978-0-567-08685-3 .
  •  ——— (2000). Философия экономики . Перевод Евтуховой Екатерины. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-07990-6 .
  •  ——— (14 февраля 2002 г.). Невеста Агнца . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 531. ИСБН  0-567-08871-5 .
  •  ——— (2003). Друг Жениха . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 190. ИСБН  0-8028-4979-2 .
  •  ——— (09.06.2004). Утешитель . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 398. ИСБН  0-8028-2112-Х .
  •  ——— (2008-01-02). Агнец Божий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 531. ИСБН  0-8028-2779-9 .
  •  ——— (18 марта 2008 г.). Церковная радость . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 147. ИСБН  978-0-8028-4834-5 .
  •  ——— (10 апреля 2009 г.). Неопалимая Купина . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 191. ИСБН  978-0-8028-4574-0 .
  •  ——— (16.11.2010). Лестница Иакова . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN  978-0-8028-6516-8 .
  •  ——— (2011-09-02). Реликвии и чудеса . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN  978-0-8028-6531-1 .
  •  ——— (27 февраля 2012 г.). Иконы и Имя Божие . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN  978-0-8028-6664-6 .
  •  ——— (01.08.2012). Сергий Булгаков . Випф и Сток. ISBN  978-1-4982-6465-5 .
  •  ——— (12 декабря 2012 г.). Немеркнущий Свет . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN  978-0-8028-6711-7 .

Политические взгляды

[ редактировать ]

Булгаков осудил основной взгляд политической экономии начала 20 века, согласно которому рост материальных потребностей является основным принципом нормального экономического развития. Он рассматривал экономический прогресс как необходимое условие духовного успеха, но предостерег от склонности заменять универсальный человеческий и культурный прогресс только экономическим прогрессом. Для него моральный материализм и духовная буржуазность, когда-то уничтожившие римскую цивилизацию, были болезнью современного европейского общества. Наиболее характерной чертой Булгаков считал неспособность довольствоваться увеличением внешних материальных благ, примириться с глубоко укоренившимися формами социальной неправды, стремлением к общечеловеческим идеалам, ненасытной потребностью в сознательной и действенной религиозной вере. и счастливейшие черты русского духа. Это его убеждение обнаружилось в его публичных лекциях и в статье « Карлейль и Толстой» ( «Новый путь» , декабрь 1904 г.). Будучи непосредственным учеником Владимира Соловьева по своим философским убеждениям, Булгаков, однако, критически относился к его церковно-политической и экономической программе.

В своей обширной диссертации — двухтомной книге « Капитализм и земледелие» — Булгаков поставил под сомнение действие закона концентрации производства в сельском хозяйстве, рассмотрел преимущества мелких крестьянских хозяйств перед крупными, проанализировал причины устойчивости семейного хозяйства и придумал распределительный вариант источника земельной ренты. Он намеревался показать на истории аграрной эволюции универсальную применимость Карла Маркса закона концентрации производства , но пришел к прямо противоположным выводам. Экономическая схема Маркса оказалась для Булгакова несовместимой с исторической действительностью, а связанная с ней позитивная теория социального прогресса не смогла питать неистребимую веру человека в историческое оправдание добра.

После безуспешных попыток использовать гносеологические положения Канта в интересах марксизма Булгаков остановился на мысли, что прочное обоснование руководящих принципов личной и общественной жизни возможно лишь путем выработки безусловных норм в вопросах добра, истины и красоты. . По его мнению, положительная наука с ее теорией прогресса хотела вобрать в себя и метафизику, и религиозную веру, но, оставляя людей в полной неопределенности относительно будущих судеб человечества, дала им только догматическую теологию атеизма; механическое понимание мира, подчиняющее все фатальной необходимости, оказывается в конце концов покоившимся на вере. Для Булгакова марксизм, как ярчайшая разновидность религии прогресса, внушал своим сторонникам веру в скорое и естественное наступление обновленного общественного строя; он был силен не своими научными, а своими утопическими элементами, и Булгаков пришел к убеждению, что прогресс есть не эмпирический закон исторического развития, а нравственная задача, абсолютная религиозная обязанность. Социальная борьба представлялась Булгакову не как столкновение просто враждебных классовых интересов, а как осуществление и развитие нравственной идеи. «Есть» не может оправдать «должно»; идеал не может следовать из реальности.

По мнению Булгакова, учение о классовом эгоизме и классовой солидарности запечатлено природой поверхностного гедонизма . С моральной точки зрения партии, борющиеся за мирские блага, вполне равноценны, поскольку ими руководит не религиозный энтузиазм, не поиски безусловного и прочного смысла жизни, а обыкновенное себялюбие. По мнению Булгакова, эвдемонический идеал прогресса как шкалы оценки исторического развития приводит к антиморальным выводам, к признанию страдающих поколений лишь мостом к будущему блаженству их потомков.

Деятельность Булгакова как священника началась с публицистики, статей на экономические, социокультурные и религиозно-философские темы. На первый план журналистика Булгакова выдвинулась в критические моменты: русская революция 1905 года и начало Первой мировой войны в 1917 году. Ряд значительных тем мысли Булгакова развивался почти исключительно в публицистике: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства.

Булгаков был одним из главных представителей «веховства» — идеологического движения, призывавшего интеллигенцию «трезвиться» и отойти от «стадной морали», «утопизма» и «бешеного революционизма» в пользу работы духовного постижения и конструктивная социальная позиция. В этот же период он развивал свои идеи социалистического христианства, производя анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией постепенно приходящего в упадок социализма), критику марксизма и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партия христианской политики» и ответы на злободневные вопросы (с позиций христианского либерально-консервативного центризма). Тема России занимала особое место и рассматривалась, вслед за Достоевским и Соловьевым, по путям христианской историософии .

Взгляды Булгакова сильно изменились в ответ на проблемы в России. В начале Первой мировой войны он писал славянофильские статьи и выражал веру во всеобщее призвание и великое будущее государства. Позднее в диалогах «На празднике богов» и других текстах революционного периода он изображал судьбу России апокалиптической и пугающе непредсказуемой, отвергая любые рецепты и прогнозы. На короткое время Булгаков поверил, что католицизм , а не православие сможет предотвратить процессы раскола и распада, готовившие катастрофу нации. Позже он занимался созданием христианской экономической теории, [21] и его журналистика была сосредоточена только на церковных и религиозно-культурных темах. [22]

Философские идеи

[ редактировать ]

На рубеже XIX и XX веков Булгаков разочаровался в марксизме, поскольку считал его неспособным ответить на глубокие религиозные потребности человеческой личности и коренным образом изменить ее. Он вернулся в христианство. Во время революции 1905 года он написал статью «Героизм и аскетизм». [23] в котором он говорил о «двух путях» русской интеллигенции. Героизм был путем, по которому шло большинство; этот путь есть попытка изменить общество внешними средствами, заменой одного класса другим, применением насилия и террора при полном игнорировании духовно-нравственного содержания собственной личности. Аскетизм – это иной путь, предполагающий преображение собственной личности. Этот путь требует не внешнего, а внутреннего подвига. Он предупредил, что путь героизма приведет Россию к кровавой трагедии.

Своим богословием Булгаков, как отец Сергий, вызвал обвинения со стороны Московской и Карловицкой юрисдикций Православной Церкви. Конфликт имел как политические, так и теологические причины. Церковно-политическая подоплека конфликта выразилась в противостоянии Карловицкой (промонархической) и Московской (под жёстким давлением Сталина) церквей свободной » церкви « Евлогианской Вселенской . , с 1931 года подчинявшейся церкви Константинопольский Патриархат . В области богословия дал о себе знать страх постановки новых богословских вопросов. В 1935 году учение Булгакова было осуждено постановлениями Московской Патриархии, а в 1937 году — и Заграничного Архиерейского Собора в Карловцах. Однако комиссия профессоров Свято-Сергиевского института и епархиальная комиссия (1936), созванная митрополитом Евлогием Георгиевским , отвергли все обвинения в ереси.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Булгаков" . Словарь английского языка Коллинза .
  2. ^ «Дэвид Бентли Харт:« Православие в Америке и американское православие » » . Центр православно-христианских исследований Фордхэмского университета . 2 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 г. На отметке минуты 32:51.
  3. ^ «Гений Сергея Булгакова — Дэвид Бентли Харт» . Любовь безжалостная (канал на YouTube) . 19 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 29 января 2023 года.
  4. ^ «Собор святой Марии Скобцовой Парижской и ее сподвижников (+ 1945)» . Православие тогда и сейчас . 20 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г.
  5. ^ "Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии" [Determination of the Council of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia dated October 17/30, 1935 on the new teaching of Archpriest Sergius Bulgakov about Sofia]. Православный портал «Азбука веры» (in Russian) . Retrieved 2024-05-22 .
  6. ^ « Календарь «Святая Русь»». rusidea.org . 13 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2016 г. Проверено 22 мая 2024 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г РОССПЕН 2010 , с. 101.
  8. ^ Джордж Вернадский , Монголы и Россия , издательство Йельского университета (1943), с. 384
  9. ^ Екатерина Евтухова, Крест и Серп: Сергей Булгаков и судьба русской религиозной философии , Cornell University Press (1997), стр. 23
  10. ^ Джудит Дойч Корнблатт и Ричард Ф. Густафсон, Русская религиозная мысль , Univ of Wisconsin Press (1996), стр. 135
  11. ^ Роуэн Уильямс , «Общее введение» в книге «Сергей Николаевич Булгаков», «Сергей Булгаков: к русской политической теологии» , A&C Black (1999), с. 3
  12. ^ Сергей Булгаков, Антология Булгакова , Wipf & Stock (2012), с. 3
  13. ^ Сергей Булгаков, Антология Булгакова , Wipf & Stock (2012), с. 4
  14. ^ См. особенно биографию Булгакова в книге Ричарда Киндерсли, «Первые русские ревизионисты: исследование «легального марксизма» в России». Оксфорд: Кларендон Пресс, 1962; стр. 59–63.
  15. ^ Русская религиозная мысль под редакцией Джудит Дойч Корнблатт и Ричарда Ф. Густавсона. Университет Висконсин Пресс (1996). стр.135
  16. ^ Сергей Булгаков, Немеркнущий свет: размышления и размышления, Эрдманс (2012), с. XXV
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б РОССПЕН 2010 , с. 102.
  18. ^ Struve, N. A. (2000). Братство Святой Софии [ Brotherhood of Saint Sophia ] (in Russian). Moscow: Russky put'. ISBN  5-85887-077-5 .
  19. ^ "Островок преподобного Сергия посреди парижского моря. Беседа с протоиереем Николаем Озолиным, инспектором Свято-Сергиевского богословского института" [The island of St. Sergius in the middle of the Parisian sea. Conversation with Archpriest Nikolai Ozolin, inspector of St. Sergius Theological Institute]. Pravoslavie.Ru (in Russian). 2013-03-17. Archived from the original on 2013-06-17 . Retrieved 2024-05-22 .
  20. ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. стр. 170–172. ISBN  9780802839152 .
  21. ^ Chayanov, Alexander (1989). Крестьянское хозяйство [ Peasant farming ] (in Russian). Moscow: Ekonomika. ISBN  978-5-282-00835-7 .
  22. ^ Abramov, A. I. (1995). Русская философия [ Russian Philosophy ] (in Russian). Moscow: Nauka. ISBN  5-02-013025-7 .
  23. ^ Bulgakov, Sergei. "Героизм и Подвижничество" [Heroism and Asceticism] (in Russian) . Retrieved 2024-05-23 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Р. Уильямс, Сергей Булгаков: на пути к российской политической теологии (1999) Континуум.
  • Н. Зернов, Русский религиозный ренессанс ХХ века (1963).
  • Л. Зандер, Бог и мир (2 т. 1948) [русский текст] (обзор мысли Булгакова)
  • Императорский Московский университет, 1755-1917: Энциклопедический словарь [ Imperial Moscow University, 1755-1917: Encyclopedic Dictionary. ] (in Russian). Moscow: ROSSPEN. 2010. ISBN  978-5-8243-1429-8 .
  • Поль Вальер, «Современное русское богословие: Бухарев, Соловьев, Булгаков: православное богословие в новом ключе». (2000) Эдинбург: T&T Clark.
  • Роберт Ф. Слесински, «Богословие Сергия Булгакова» (2017) Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии.
  • Брэндон Галлахер, «Свобода и необходимость в современном тринитарном богословии», Оксфорд, 2016: Oxford University Press [о Сергее Булгакове, Карле Барте и Гансе Урсе фон Бальтазаре]
  • Уолтер Н. Систо, «Богородица в богословии Сергия Булгакова. Душа мира». (2017) Лондон: Рутледж.
  • Михаил Сергеев, «Софиология в русском православии: Соловьев, Булгаков, Лосский и Бердяев». (2006) Льюистон, штат Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
  • Екатерина Евтухова, «Крест и серп. Сергей Булгаков и судьба русской религиозной философии». (1997) Итака и др.: Издательство Корнельского университета.
  • Сергей Булгаков, «Библиография. Сочинения, переписка и переводы» (Б. Халленслебен и Р. Цвален, ред. Том 3). (2017) Мюнстер: Aschendorff Verlag. (Библиография с русскими названиями и немецким переводом.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b87f6144a8cf100a55d7fd075c5e10b3__1718649600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/b3/b87f6144a8cf100a55d7fd075c5e10b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergei Bulgakov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)