Эрнст Трельч
Эрнст Трельч | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 17 февраля 1865 г. |
Умер | 1 февраля 1923 г. Берлин , Германия |
Альма-матер | |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Неокантианство ( баденская школа ) Школа истории религий Либеральное христианство Классический либерализм |
Известные студенты | Гертруда Ле Фор Фридрих Гогартен |
Основные интересы | |
Известные идеи | Кризис историзма Церковь, Секта, Мистика |
Эрнст ( / trɛltʃ ; / Петер Трельч Вильгельм [1] Немецкий: [tʁœltʃ] ; 17 февраля 1865 — 1 февраля 1923) — немецкий либеральный протестантский богослов , писатель по философии религии и философии истории , а также классический либеральный политик. Он был членом школы истории религий . синтез ряда направлений, опирающихся на Альбрехта Ритчля , Вебера концепцию социологии Макса и баденскую школу неокантианства Его работа представляла собой .
Жизнь [ править ]
Трёльч родился 17 февраля 1865 года в лютеранской семье врача, но учился в католической школе в преимущественно католическом районе. Затем он учился в университете Эрлангена , а затем в Геттингенском университете . Во время учебы в университете он испытывал трудности в студенческом братстве из-за своей гомосексуальности . [2] [3] За его рукоположением в 1889 году последовала должность преподавателя богословия в Геттингене в 1891 году. В 1892 году он перешёл преподавать в Боннский университет . В 1894 году он снова поступил в Гейдельбергский университет . Наконец, в 1915 году он перешел преподавать в нынешний Берлинский университет , где получил звание профессора философии и цивилизации. [4] Трёльч умер 1 февраля 1923 года. На его похоронах проповедовал известный церковный историк Адольф фон Гарнак . [5]
Теология [ править ]
На протяжении всей жизни Трёльч часто писал о своей вере в то, что изменения в обществе представляют угрозу христианской религии и что «разочарование мира», как описал социолог Макс Вебер , уже началось. На научной конференции, состоявшейся в 1896 году, после доклада об доктрине логоса , Трёльч ответил: «Господа, все рушится!» [6] Вебера Трёльч также согласился с протестантской трудовой этикой , подтвердив ее в своей работе «Протестантизм и прогресс» . Он рассматривал создание капитализма как результат деятельности конкретных протестантских сект, названных Вебером, а не как результат протестантизма в целом. Однако его анализ протестанизма был более оптимистичным, чем анализ Вебера, поскольку он сосредоточился на религиозных личных убеждениях как источнике индивидуализма и духовном мистицизме как источнике субъективизма. Трёльч интерпретировал некальвинистский протестантизм как оказавший положительное влияние на развитие прессы, современных систем образования и политики. [7]
Его самое известное исследование « Социальное учение христианских церквей » (1912) посвящено обширной истории восприятия христианских социальных заповедей – в том, что касается культуры, экономики и институтов – в истории западной цивилизации. Например, проведенное Трёльчем различие между церквями и сектами как социальными типами заложило курс для дальнейших богословских исследований. [8]
Трельч стремился объяснить упадок религии в современную эпоху, изучая историческую эволюцию религии в обществе. Он описал европейскую цивилизацию как имеющую три периода: древний , средневековый и современный . Вместо того, чтобы утверждать, что современность начинается с подъемом протестантизма , Трельч утверждал, что ранний протестантизм следует понимать как продолжение средневекового периода. Поэтому современный период в его повествовании начинается позже: в семнадцатом веке. Ренессанс в Италии и научная революция посеяли семена нового времени. Протестантизм скорее задержал, чем провозгласил современность. Реформаторское движение вокруг Лютера, утверждал Трёльч, было «в первую очередь просто модификацией католицизма, в которой католическая формулировка проблем сохранялась, хотя на них давался иной ответ». [9]
Трельч рассматривал различие между ранним и поздним (или «нео-») протестантизмом как «предпосылку любого исторического понимания протестантизма». [10]
Историография [ править ]
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Трельч разработал три принципа, относящиеся к критической историографии . Каждый из принципов служил философским ответом на предвзятые представления. Принципы Трельча (критика, аналогия, корреляция) использовались для объяснения предубеждений историков. [11]
Принцип критики [ править ]
Утверждение Трёльча в этом принципе заключается в том, что абсолюты в истории не могут существовать. Трельч предположил, что суждения о прошлом должны быть разными. Как таковая абсолютная истина исторической реальности не могла существовать, но он утверждал, что историческую ситуацию можно рассматривать как более или менее вероятную. Для Трёльча конечные и не подлежащие пересмотру исторические претензии являются сомнительными.
Принцип аналогии [ править ]
Историки часто мыслят аналогиями, что заставляет их делать анахроничные утверждения о прошлом. Трёльч утверждал, что вероятность аналогий обычно не может быть подтверждена. Он представил человеческую природу как довольно постоянную во времени.
Принцип корреляции [ править ]
Что касается исторических событий, Трёльч определил, что историческая жизнь человечества взаимозависима от каждого человека. Поскольку совокупные действия отдельных людей создают исторические события, все события, создающие следствие, имеют причинную природу. Любое радикальное событие, как должен предположить историк, влияет на историческую связь, непосредственно окружающую это событие. Трёльч определяет, что в историческое объяснение важно включать предшественники и последствия событий, чтобы сохранить исторические события в их обусловленном времени и пространстве. [12]
Политика [ править ]
Трёльч был политически классическим либералом и был членом парламента Великого герцогства Баден . В 1918 году он вступил в Германскую демократическую партию (ДДП). Он решительно поддержал роль Германии в Первой мировой войне : «Вчера мы взяли в руки оружие. Прислушайтесь к духу , который звучит в великолепии героизма: к вашему оружию, к вашему оружию!» [13]
Прием [ править ]
Сразу после смерти Трёльча его работой пренебрегли как часть более широкого неприятия либеральной мысли с ростом неоортодоксии в протестантском богословии, особенно с выдающимся положением Карла Барта в немецкоязычном мире. Однако начиная с 1960 года мысль Трёльча возродилась. С 2000 года было опубликовано несколько книг о теологической и социологической работе Трёльча. [14]
Ссылки [ править ]
- ^ Портер, Эндрю П. (2001). У вод натурализма: теология в недоумении среди наук . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 57. ИСБН 1-57910-770-2 .
- ^ Радкау, Иоахим (2009). Макс Вебер: Биография . Перевод Камиллера, Патрика. Кембридж, Великобритания: Политика. п. 578. ИСБН 978-0-7456-4147-8 . OCLC 232365644 .
- ^ Граф, Фридрих Вильгельм (1982). «Полиморфная память: введение в некрологию Трёльча». В Графе Фридрих Вильгельм; Нис, Кристиан (ред.). Эрнст Трёльч в некрологах . Исследования Трёльча (на немецком языке). Гютерсло: Издательство Гютерсло. стр. 167–168. ISBN 978-3-579-00168-5 .
- ^ Майкл Уолш, изд. (2001). Словарь христианской биографии . Континуум. п. 1108 . ISBN 0826452639 .
- ^ Микутеит, Йоханнес (1 января 2004 г.). «Рецензия на «Эрнст Трёльч в некрологах» » . Х-Соз-у-Культ . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Роберт Дж. Рубановице (1982). Кризис сознания: мысль Эрнста Трельча . Таллахасси: Университетское издательство Флориды. п. 9 . ISBN 0813007216 .
- ^ Уимстер, Сэм (июль 2005 г. - январь 2006 г.). «Р. Х. Тоуни, Эрнст Трельч и Макс Вебер о пуританстве и капитализме». Исследования Макса Вебера . 5–6 (2–1): 307–311. дои : 10.1353/макс.2006.a808955 . ISSN 1470-8078 . JSTOR 24581969 . S2CID 147882750 . Проект МУЗА 808955 .
- ^ Швейкер, Уильям (9 августа 2007 г.). Эрнст Трельч «Социальное учение христианских церквей» . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199227228.003.0025 .
- ^ Цитируется по Рубановице, с. 21, из «Протестантизма и прогресса» (перевод У. Монтгомери, 1958), с. 59. Оригинальное название: Значение протестантизма для возникновения современного мира .
- ^ Цитируется в Тошимаса Ясуката (1986). Эрнст Трельч: систематический теолог радикальной историчности . Атланта, Джорджия: Scholars Press. п. 51. ИСБН 1555400698 .
- ^ Харви, Ван Остин (1966). Историк и верующий: мораль исторических знаний и христианской веры . Нью-Йорк: Компания Macmillan. стр. 13–15.
- ^ Трельч, Эрнст. Сборник сочинений II . стр. 729–753.
- ^ Эмма Уоллис (9 апреля 2014 г.). «Эрнст Трёльч и сила пера» . DW.de. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Гаррет Э. Пол. «Почему Трёльч? Почему сегодня? Теология XXI века» . Религия-Онлайн. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
Источники [ править ]
- Чепмен, Марк. Эрнст Трёльч и либеральная теология: религия и культурный синтез в Германии времен Вильгельма (Oxford University Press, 2002)
- Джерриш, бакалавр искусств (1975). Иисус, миф и история: позиция Трельча в дебатах «Христос-миф» . Журнал религии 55 (1): 13–35.
- Паук, Вильгельм. Гарнак и Трельч: два исторических богослова (Wipf and Stock Publishers, 2015)
- Никс-младший, Эчол, Эрнст Трёльч и сравнительное богословие (Peter Lang Publishing; 2010) 247 страниц; исследование Трёльча и современного американского философа и богослова Роберта Невилла (род. 1939).
- Нортон, Роберт Э. Горнило немецкой демократии. Эрнст Трёльч и Первая мировая война (Мор Зибек, 2021).
- Треслеч, Эрнст, «Историография» Джеймса Гастингса (редактор), Энциклопедия религии и этики (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1914), VI, 716–723.
- Трёльч, Эрнст, «Протестантизм и прогресс» (Transaction Publishers, 2013) с введением — «Протестантизм и прогресс, Redux», Говард Г. Шнайдерман.
Внешние ссылки [ править ]
- Эрнст Трёльч, полное издание
- Трельч учится. Новый эпизод
- Билл Фраатц. «Эрнст Трёльч (1865-1923)» . Бостонская совместная энциклопедия западного богословия .
- 1865 рождений
- 1923 смерти
- Писатели из Аугсбурга
- Люди из Королевства Бавария
- Немецкие лютеранские богословы
- Кантианские философы
- Социологи религии
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Немецкие либеральные теоретики
- Политики Демократической партии Германии
- Выпускники Аугсбургского университета
- Выпускники Университета Эрланген-Нюрнберг
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Геттингенского университета
- Академический состав Геттингенского университета
- Академический состав Боннского университета
- Академический состав Гейдельбергского университета
- Захоронения на Кладбище Инвалидов
- Школа истории религий
- ЛГБТ-теологи
- Немецкие ЛГБТ XIX века
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- ЛГБТ-лютеране
- ЛГБТ-философы