Jump to content

Религиозный либерализм

Религиозный либерализм — это концепция религии (или конкретной религии), которая подчеркивает личную и групповую свободу. [1] и рациональность . [2] Именно отношение к собственной религии (в отличие от критики религии с светских позиций и в отличие от критики религии, отличной от своей собственной) контрастирует с традиционалистским или ортодоксальным подходом и ему прямо противостоят тенденции религиозный фундаментализм . Это связано с религиозной свободой , которая представляет собой терпимость к различным религиозным убеждениям и практикам, но не все сторонники религиозной свободы выступают за религиозный либерализм, и наоборот. [3]

В контексте религиозного либерализма либерализм передает смысл классического либерализма в том виде, в котором он развился в эпоху Просвещения , которая образует отправную точку как религиозного, так и политического либерализма ; но религиозный либерализм не обязательно совпадает со всеми значениями либерализма в политической философии . Например, эмпирическая попытка показать связь между религиозным либерализмом и политическим либерализмом оказалась безрезультатной в исследовании 1973 года в Иллинойсе . [4]

Использование термина либерал в контексте религиозной философии появилось еще в середине XIX века. [5] и утвердился к первой половине 20 века; например, в 1936 году профессор философии и служитель «Учеников Христа» Эдвард Скрибнер Эймс писал в своей статье «Либерализм в религии»: [6]

Термин «либерализм», похоже, приобретает религиозное значение, что придает ему все большее значение. Он более резко контрастирует с фундаментализмом и имеет гораздо более глубокий смысл, чем модернизм. Фундаментализм описывает относительно некритическое отношение. В ней доминируют обычай, традиционализм и авторитаризм. ... Нет сомнений в том, что потеря традиционной веры оставила многих людей в замешательстве и без управления, и они обнаруживают, что простое волнение или бегство от своих более высоких идеалов не приносят адекватного удовлетворения. Они жаждут ощущения более глубокого смысла и направления своей жизни. Религиозный либерализм не как культ, а как установка и метод обращается к живым реалиям в реальных задачах построения более значимой индивидуальной и коллективной человеческой жизни.

Религиозные традиционалисты, отвергающие идею о том, что принципы современности должны оказывать какое-либо влияние на религиозные традиции, бросают вызов концепции религиозного либерализма. [ нужна ссылка ] Секуляристы , отвергающие идею о том, что реализация рационалистической или критической мысли вообще оставляет место религии, также оспаривают религиозный либерализм. [ нужна ссылка ]

В христианстве

[ редактировать ]

«Либеральное христианство» — это общий термин, обозначающий определенные события в христианской теологии и культуре, начиная с эпохи Просвещения конца 18 века. Оно стало в основном мейнстримом среди основных христианских конфессий западного мира , но ему противостоит движение христианского фундаментализма , развившееся в ответ на эти тенденции, и евангелизм в целом. Это также контрастирует с консервативными формами христианства за пределами западного мира и вне досягаемости философии Просвещения и модернизма, в основном внутри восточного христианства . [ нужна ссылка ]

Католическая церковь , в частности, имеет давнюю традицию разногласий по вопросам религиозного либерализма. Кардинал Джон Генри Ньюман (1801–1890), например, считался умеренно либералом по стандартам XIX века, потому что он критиковал непогрешимость папы , но он открыто выступал против «либерализма в религии», поскольку утверждал, что это приведет к полному релятивизму. . [7]

Консервативный пресвитерианский библеист Дж. Грешам Мейчен раскритиковал то, что он назвал «натуралистическим либерализмом» в своей книге 1923 года « Христианство и либерализм» , в которой он намеревался показать, что «несмотря на либеральное использование традиционной фразеологии, современный либерализм не только отличается от религии, Христианство, однако, принадлежит к совершенно другому классу религий». [8] Англиканский высказал аналогичную точку зрения в середине 20-го века, утверждая, что «теология либерального типа» представляет собой христианский апологет К.С. Льюис полное переосмысление христианства и отказ от христианства в понимании его собственных основателей. [9]

В иудаизме

[ редактировать ]

Немецко-еврейские религиозные реформаторы начали включать критическую мысль и гуманистические идеи в иудаизм с начала 19 века. [ нужна ссылка ] Это привело к созданию различных неправославных конфессий, от умеренно либерального консервативного иудаизма до очень либерального реформистского иудаизма . Умеренное крыло современного ортодоксального иудаизма , особенно открытое православие , придерживается аналогичного подхода.

В исламе

[ редактировать ]

Либерализм и прогрессизм внутри ислама касаются тех, кто исповедует ислам, и которые создали значительную часть либеральных взглядов на исламское понимание и практику. [10] Их работу иногда характеризуют как «прогрессивный ислам» ( аль-Ислам ат-такаддуми ); некоторые ученые, такие как Омид Сафи , считают прогрессивный ислам и либеральный ислам двумя разными движениями. [11]

Методологии либерального или прогрессивного ислама основаны на интерпретации традиционных исламских писаний ( Корана ) и других текстов (таких как хадисы ), процесс, называемый иджтихад . [12] [ нужна страница ] Это может варьироваться от незначительного до самого либерального, когда только смысл Корана считается откровением , а его выражение в словах рассматривается как работа Мухаммеда в его конкретное время и контекст.

Либеральные мусульмане считают себя возвращающимися к принципам этической и плюралистической направленности ранней уммы Корана. [13] Они дистанцируются от некоторых традиционных и менее либеральных интерпретаций исламского права, которые они считают культурно обоснованными и не имеющими универсального применения. [ нужна ссылка ] Движение за реформы использует Таухид (монотеизм) «как организующий принцип человеческого общества и основу религиозных знаний, истории, метафизики , эстетики и этики, а также социального, экономического и мирового порядка». [14]

Исламский модернизм был описан как «первый мусульманский идеологический ответ на западный культурный вызов». [15] пытаясь примирить исламскую веру с современными ценностями, такими как национализм , демократия , гражданские права , рациональность , равенство и прогресс . [16] [ нужна страница ] Он показал «критический пересмотр классических концепций и методов юриспруденции» и новый подход к исламскому богословию и толкованию Корана . [15]

Это было первое из нескольких исламских движений, включая секуляризм , исламизм и салафизм , возникших в середине XIX века в ответ на быстрые изменения того времени, особенно на предполагаемое наступление западной культуры и колониализма на мусульманский мир. [16] Среди основателей - Мухаммад Абду , шейх Университета Аль-Азхар в течение короткого периода времени до своей смерти в 1905 году, Джамаль ад-Дин аль-Афгани и Мухаммад Рашид Рида (ум. 1935).

Ранние исламские модернисты (аль-Афгани и Мухаммад Абду) использовали термин салафия. [17] сослаться на их попытку обновления исламской мысли, [18] и это салафитское движение часто называют на Западе «исламским модернизмом», хотя оно сильно отличается от того, что сейчас называют салафитским движением , которое обычно означает «идеологии типа ваххабизма ». [18] По мнению Малис Рутвен , исламский модернизм с момента своего зарождения пострадал от использования его первоначального реформизма как светскими правителями, так и «официальными улемами », «задача которых состоит в том, чтобы узаконить» действия правителей в религиозном плане. [19]

Примерами либеральных движений внутри ислама являются «Прогрессивные британские мусульмане» (сформированные после террористических атак в Лондоне в 2005 году , распавшиеся к 2012 году), «Британские мусульмане за светскую демократию» (сформированные в 2006 году) или «Мусульмане за прогрессивные ценности » (сформированные в 2007 году). [ нужна ссылка ]

В восточных религиях

[ редактировать ]

Восточные религии не были сразу затронуты либерализмом и философией Просвещения, и частично предприняли реформаторские движения только после контакта с западной философией в 19 и 20 веках. [ нужна ссылка ] Таким образом, индуистские реформаторские движения . в XIX веке в Британской Индии возникли [ нужна ссылка ] Буддийский модернизм (или «новый буддизм») возник в своей японской форме как реакция на Реставрацию Мэйдзи и снова трансформировался за пределами Японии в 20 веке, в частности, дав начало современному дзен-буддизму . [20] [21]

Либеральная религия в унитаризме

[ редактировать ]

Термин «либеральная религия» использовался христианами-унитариями . [5] а также унитаристы-универсалисты , [22] ссылаться на свою собственную разновидность религиозного либерализма; этот термин также использовался не-унитариями, такими как квакеры . [23] Журнал либеральной религии издавался Унитарным министерским союзом, Мидвиллской теологической школой и Универсалистской министерской ассоциацией с 1939 по 1949 год, а редактировался Джеймсом Лютером Адамсом , влиятельным унитарным богословом. [24] Спустя пятьдесят лет новая версия журнала выходила в онлайн-формате с 1999 по 2009 год. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ньюман 1991 , с. 144: «...когда люди говорят о «религиозном либерализме», они обычно имеют в виду приверженность определенной концепции того, что такое религия и, соответственно, того, как религиозные взгляды, институты и сообщества должны развиваться или видоизменяться. с тем, чтобы обеспечить и продвигать определенные формы личной и групповой свободы».
  2. ^ Ньюман 1991 , с. 159: «...религиозный либерализм стал настолько озабочен уважением к разуму, разумности и рациональности...».
  3. ^ Ньюман 1991 , с. 143–144: «Однако, учитывая развитие терминологии, мы должны быть осторожны и не предполагать слишком тесную связь между «религиозной свободой» и «религиозным либерализмом». Многие люди, которые думают, что религиозная свобода — это, по сути, хорошая вещь, которую следует поощрять, не хотят, чтобы их считали защитниками религиозного либерализма; некоторые из них даже считают, что многие из тех, кто называет себя «религиозными либералами», являются врагами религиозной свободы; или, по крайней мере, в конечном итоге подрывают религиозную свободу в процессе продвижения своего особого бренда «либеральной религии». ... Одна заметная проблема здесь заключается в том, что, когда либерализм рассматривается в отношении религии, можно думать прежде всего об определенной «либеральной» концепции самой религии (в отличие, скажем, от ортодоксальных, консервативных, традиционалистских или фундаменталистских концепций). ) или можно думать скорее о «либеральном» политическом взгляде на ценность религиозной свободы. Но когда люди говорят о «религиозном либерализме», они обычно больше думают о первом, чем о втором, хотя они могут некритически предполагать, что. эти двое обязательно сопровождают друг друга».
  4. ^ Стеллвей, Ричард Дж. (лето 1973 г.). «Соответствие религиозной ориентации социально-политическому либерализму и консерватизму». Социологический ежеквартальный журнал . 14 (3): 430–439. дои : 10.1111/j.1533-8525.1973.tb00871.x . JSTOR   4105689 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Например: Эллис, Джордж Эдвард (ноябрь 1856 г.). «Отношения разума и веры» . Христианский экзаменатор и религиозные сборники . 26 (3). Бостон: Кросби, Николс и компания Американской унитарной ассоциации : 412–456 (444–445, 450). OCLC   6122907 . Первым из всех требований такой религии является то, что она должна быть либеральной. Мы упоминаем это условие даже перед условием Истины, потому что религия, которая не является либеральной, не может быть истинной. Благочестивые и умные требуют либеральной религии, религии большой, свободной, щедрой, всеобъемлющей в своих уроках, религии, обширной по своему духу, возвышенной в своих взглядах и с набором благословений, столь же широким, как и диапазон человеческих потребностей и грехов. . Вот что подразумевается под либеральной религией, или либеральными взглядами на религию, или либеральным христианством. ... Вдумчивые, серьезные и набожные умы теперь требуют либеральной религии. Либерал в честном, чистом и благородном смысле этого слова. Не либеральный в смысле распущенности, безрассудства или безразличия; не в насмешках над святыми ограничениями и торжественными тайнами. Не либеральный, в том смысле, в каком это слово используют мирские люди или глупцы, для того, чтобы ниспровергнуть все различия и свести жизнь к пиршеству или бунту. ... Такая вера не может позволить себе поднять вопрос с разумом по одному пункту, поскольку их дорога по дороге истины позволит им держаться вместе. Когда они расстаются, чтобы вера превзошла разум, они должны расстаться в совершенной гармонии.
  6. ^ Эймс, Эдвард Скрибнер (июль 1936 г.). «Либерализм в религии» . Международный журнал этики . 46 (4): 429–443. дои : 10.1086/intejethi.46.4.2989282 . JSTOR   2989282 . S2CID   144873810 .
  7. ^ «Либерализм в религии — это учение о том, что в религии не существует положительной истины, но что одно вероучение так же хорошо, как и другое…», Дж. Х. Ньюман, «Речь Биглиетто» http://www.newmanreader.org/works/addresses/file2 .html
  8. Мейчен утверждал, что «если бы Иисус натуралистической реконструкции действительно был взят в качестве примера, вскоре последовала бы катастрофа. На самом деле, однако, современный либерал на самом деле не берет в качестве примера Иисуса либеральных историков; то, что он на практике, это представить себе в качестве примера простого представителя недоктринальной религии, о которой, как знают даже самые способные историки его собственной школы, никогда не существовало, кроме как в воображении современных людей». Мейчен, Дж. Грешам (2009) [1923]. Христианство и либерализм (Новое изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . стр. 6, 81. ISBN.  9780802864994 . OCLC   368048449 .
  9. ^ Льюис, CS (1988). Важнейший К.С. Льюис . Нью-Йорк: Collier Books . п. 353 . ISBN  0020195508 . OCLC   17840856 . Вся теология либерального типа в какой-то момент (а часто и во всем) включает в себя утверждение, что реальное поведение, цель и учение Христа очень быстро стали неправильно пониматься и искажаться его последователями и были обнаружены или эксгумированы только современными учеными. . (Из эссе «Современное богословие и библейская критика», написанного в 1959 году.)
  10. ^ Сафи, Омид, изд. (2003). Прогрессивные мусульмане: о справедливости, гендере и плюрализме . Оксфорд: Публикации Oneworld . ISBN  9781851683161 . OCLC   52380025 .
  11. ^ Сафи, Омид. «Что такое прогрессивный ислам?» . averroes-foundation.org . Фонд Аверроэса. Архивировано из оригинала 9 июля 2006 года.
  12. ^ Аслан, Реза (2011) [2005]. Нет бога, кроме Бога: истоки, эволюция и будущее ислама (Обновленное издание). Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN  9780812982442 . OCLC   720168240 .
  13. ^ Саджид, Абдул Джалил (10 декабря 2001 г.). « Ислам против религиозного экстремизма и фанатизма»: речь имама Абдул Джалиля Саджида на встрече международных НПО «Права и гуманность» . mcb.org.uk. ​Мусульманский совет Великобритании. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 года.
  14. ^ «Таухид» . oxfordislamicstudies.com . Оксфордские исламские исследования онлайн. Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 года . Проверено 22 марта 2015 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моаддел, Мансур (2005). Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 2. ISBN  9780226533339 . OCLC   55870974 . Исламский модернизм был первым мусульманским идеологическим ответом на западный культурный вызов. Началось в Индии и Египте во второй половине XIX века... оно нашло свое отражение в работах группы мусульманских ученых-единомышленников, представивших собой критический пересмотр классических концепций и методов юриспруденции и формулировку нового подхода к юриспруденции. Исламская теология и толкование Корана. Этот новый подход, который представлял собой не что иное, как прямой бунт против исламской ортодоксальности, продемонстрировал поразительную совместимость с идеями Просвещения.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартин, Ричард С., изд. (2016) [2004]. Энциклопедия ислама и мусульманского мира (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Справочник Macmillan, часть Gale, Cengage Learning. ISBN  9780028662695 . OCLC   907621923 .
  17. ^ Браун, Джонатан AC (2009). «Салафизм: модернистский салафизм от 20 века до наших дней» . oxfordbibliographies.com . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/обо/9780195390155-0070 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ацори, Дэниел (31 августа 2012 г.). «Подъем глобального салафизма» . або.нет . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 года . Проверено 6 января 2015 г. Таким образом, салафизм - это современное явление, представляющее собой желание современных мусульман заново открыть то, что они считают чистым, оригинальным и подлинным исламом... Однако существует разница между двумя совершенно разными тенденциями, которые искали вдохновения в концепции салафия. Действительно, между концом 19-го века и началом 20-го века такие интеллектуалы, как Джамал Эдин аль-Афгани и Мухаммад Абду, использовали салафию в значении обновления исламской мысли с чертами, которые сегодня можно было бы охарактеризовать как рационалистические, модернистские и даже прогрессивный. Это движение салафия часто называют на Западе «исламским модернизмом». Однако термин «салафизм» сегодня обычно используется для обозначения таких идеологий, как ваххабизм , пуританская идеология Королевства Саудовская Аравия .
  19. ^ Рутвен, Малис (2006) [1984]. Ислам в мире (3-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 318. ИСБН  9780195305036 . OCLC   64685006 . Проверено 23 апреля 2015 г.
  20. ^ МакМахан, Дэвид Л. (2008). Становление буддийского модернизма . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acprof:oso/9780195183276.001.0001 . ISBN  9780195183276 . OCLC   216938497 .
  21. ^ Хавневик, Ханна; Хюскен, Юте; Теувен, Марк; Тихонов Владимир; Велленс, Коэн, ред. (2017). Буддийские современности: заново изобретая традицию в глобализирующемся современном мире . Рутледж изучает религию. Том. 54. Нью-Йорк: Рутледж . ISBN  9781138687844 . OCLC   970042282 .
  22. ^ Например: Мерфи, Роберт (1995). «Церковная зелень: экология и будущее». В О'Ниле, Дэн; Уэсли, Элис Блэр; Форд, Джеймс Измаил (ред.). Преходящее и постоянное в либеральной религии: размышления созыва УУМА о служении . Бостон: Книги Дома Скиннера. стр. 195–206 (195). ISBN  1558963308 . ОСЛК   35280453 . Есть ли будущее у либеральной религии? Если мы ответим утвердительно, сможем ли мы представить себе контуры либеральной религии в следующем столетии? Как будет выглядеть унитарное универсалистское движение в десятилетии 2090-х годов? См. Миллер, Роберт Л'Х. (весна 1976 г.). «Религиозная система ценностей унитаристов-универсалистов». Обзор религиозных исследований . 17 (3): 189–208. дои : 10.2307/3510610 . JSTOR   3510610 . Повторение отличительной модели как в более высоком, так и в более низком ранге как терминальных, так и инструментальных ценностей приводит к более прочной основе для ощущения отличительной унитарной универсалистской модели религиозности. Возможно, точнее его определить как модель либеральной религии, которая, как могут обнаружить дальнейшие исследования, типична, например, для таких групп, как реформистский иудаизм.
  23. ^ Например, о квакерстве как либеральной религии: Одуванчик Розовый; Коллинз, Питер, ред. (2008). Состояние квакеров: социология либеральной религии . Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. п. 18. ISBN  9781847185655 . OCLC   227278348 . Это первая книга такого рода, и она призвана стать началом, а не последним словом. Это вносит значительный вклад в изучение квакерства, а также в изучение либеральной религии как таковой. И об исламе как либеральной религии: Фуди, Кэтлин (октябрь 2016 г.). «Педагогические проекты: преподавание либеральной религии после 11 сентября». Мусульманский мир . 106 (4): 719–739. дои : 10.1111/muwo.12167 .
  24. ^ "Журнал либеральной религии" . worldcat.org . Проверено 20 ноября 2017 г. Издавалось с 1939 по 1949 год.
  25. ^ «Журнал либеральной религии» . meadville.edu . ISSN   1527-9324 . Проверено 19 июня 2020 г. Издавалось с 1999 по 2009 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44ca0d78adbea2a0e3a5693d39ba5820__1705341660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/20/44ca0d78adbea2a0e3a5693d39ba5820.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious liberalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)