Либеральный католицизм

Часть серии о |
Либерализм |
---|
![]() |
Либеральный католицизм был течением мысли в Римско -католической церкви, находившимся под влиянием классического либерализма и продвигавшим разделение церкви и государства , свободу религии на гражданской арене, расширенное избирательное право и широкое образование. Он имел влияние в 19 веке и первой половине 20 века, особенно во Франции . Его во многом отождествляют с французскими политическими теоретиками, такими как Фелисите Робер де Ламенне , Анри Лакордер и Шарль Форбс, Рене де Монталамбер , частично находившийся под влиянием аналогичного современного движения в Бельгии.
Будучи преимущественно политическим по своей природе, либеральный католицизм как движение отличался от современного богословского движения модернизма . Это движение также отличается от позиций исторических и современных католиков, которых называют теологически прогрессивными или либеральными .
Элементы либерального католицизма неоднократно осуждались до Ватикана II Святым Престолом , особенно в энцикликах Mirari vos (1832) Папы Григория XVI , Quanta cura (1864) Папы Пия IX и догматической конституции Pastor aeternus (1870) Первый Ватиканский Собор . [1]
Определение
[ редактировать ]Либеральный католицизм определяется как «по сути тенденция среди искренних католиков превозносить свободу как главную ценность и извлекать из нее последствия в социальной, политической и религиозной жизни, стремясь примирить принципы, на которых была основана христианская Франция, с теми, которые вытекает из Французской революции ». [2] Эта фраза использовалась для описания течений мысли и действий, возникших после переустройства Европы Наполеоном и восстановления традиционных монархий.
История
[ редактировать ]Бельгия
[ редактировать ]Национальный конгресс Бельгии , союз католиков и светских либералов на основе взаимопризнанных прав и свобод, [3] принял в 1831 году конституцию , закрепившую ряд свобод, за которые выступал либеральный католицизм. в Колонна Конгресса Брюсселе , воздвигнутая в честь конгресса, имеет у своего основания четыре бронзовые статуи, которые символизируют четыре основные свободы, закрепленные в конституции: свободу религии , свободу объединений , образования и свободу прессы . Эти четыре свободы также отражены в названиях четырех улиц, ведущих к площади Свободы/Vrijheidsplein (Площади Свободы) в Брюсселе: Rue des Cultes/Eredienststraat (Улица Религии), Rue de l'Association/Verenigingsstraat ( Ассоциация-стрит), Rue de l'Enseignement/Onderrichtstraat (Улица Образования) и Rue de la Presse/Drukpersstraat (Пресс-стрит). Конституция приняла почти все предложения Ламенне об отделении церкви от государства, предоставлении католической церкви независимости в церковных назначениях и общественной деятельности и почти полном контроле за католическим образованием. [4]
JPT Бери предполагает, что Ламенне и его соратники нашли вдохновение в бельгийском либерально-католическом движении с центром в Малине и во главе с архиепископа де Меана генеральным викарием Энгельбертом Стерксом . [5] В основном католическая Бельгия отделилась от Нидерландов в 1830 году и установила конституционную монархию. Стеркс, ставший архиепископом в 1832 году, нашел способ не просто терпеть новую либеральную конституцию, но и расширять Церковь в рамках новых гарантированных свобод.
На известном католическом конгрессе в Малине, Бельгия, в 1863 году Монталамбер выступил с двумя длинными обращениями о католическом либерализме, в том числе «Свободная церковь в свободном государстве». [6]
Франция
[ редактировать ]Движение либерального католицизма было инициировано во Франции Хьюгом Фельсите Робером де Ламенне при поддержке Жана-Батиста Анри Лакордера , Шарля Форбса, Рене де Монталамбера и Олимпии-Филиппа Жербе , епископа Перпиньяна , тогда как параллельное движение возникло в Бельгии во главе с Франсуа Антуан Мари Константин де Меан и де Борье , архиепископ Мехеленский , и его генеральный викарий Энгельберт Стеркс . [7]
Ламенне основал газету L'Ami de l'Ordre (предшественник сегодняшней L'Avenir ), первый номер которой вышел 16 октября 1830 года под девизом «Бог и свобода». Газета была агрессивно-демократической, требуя прав местной администрации, расширенного избирательного права, отделения церкви от государства , всеобщей свободы совести , свободы образования, свободы собраний и свободы прессы . Стили поклонения должны были подвергаться критике, улучшению или отмене в абсолютном подчинении духовной, а не светской власти.
7 декабря 1830 г. редакция сформулировала свои требования следующим образом:
Во-первых, мы просим свободы совести или свободы полной универсальной религии, без каких-либо различий, как и без привилегий; и, как следствие, в том, что касается нас, католиков, к полному отделению церкви от государства... это необходимое разделение, без которого для католиков не существовало бы никакой религиозной свободы, подразумевает, отчасти, подавление церковного бюджета. , и мы это вполне осознали; с другой стороны, абсолютная независимость духовенства в духовном строе... Как не может быть теперь ничего религиозного в политике, так не должно быть ничего политического и в религии.Во-вторых, мы просим свободы образования, потому что это естественное право и, таким образом, первая свобода семьи; потому что без этого не существует ни религиозной свободы, ни свободы выражения мнений.
С помощью Монталамбера Ламменаис основал Главное агентство по защите свободы религии , которое стало широкомасштабной организацией с агентами по всей Франции, которые отслеживали нарушения религиозной свободы. В результате карьера журнала была бурной, а его распространению противостояли консервативные епископы. В ответ Ламенне, Монталамбер и Лакордер приостановили свою работу и в ноябре 1831 года отправились в Рим, чтобы получить одобрение папы Григория XVI . Архиепископ Парижский Келен предупредил Ламмене, что он ведет себя нереалистично и что его считают демагогом, выступающим за революцию. Поскольку Келен был галликанцем, Ламменаис проигнорировал его. [8]
Несмотря на давление со стороны французского правительства и французской иерархии, Папа Григорий XVI предпочел бы не поднимать этот вопрос официально. [9] После большого сопротивления они получили аудиенцию 15 марта 1832 года только при условии, что их политические взгляды не будут упоминаться. Встреча прошла, по-видимому, сердечно и без происшествий. Принц Меттерних , чьи австрийские войска обеспечивали стабильность Папской области, настаивал на осуждении. Советники Папы были убеждены, что, если он ничего не скажет, будет видно, что он не одобряет мнение Ламенне. В августе следующего года было опубликовано издание Mirari vos , в котором критиковались взгляды Ламенне без упоминания его имени. [8]
После этого Ламенне и два его помощника заявили, что из уважения к Папе они не будут возобновлять публикацию L'Avenir распустили Agence générale , а также . Ламенне вскоре дистанцировался от католической церкви, что нанесло удар по авторитету либерального католического движения, а двое других смягчили свой тон, но по-прежнему выступали за свободу религиозного образования и свободу объединений. [10]
Они переписывались с Игнацем фон Деллингером по поводу своих взглядов на примирение Римско-католической церкви с принципами современного общества (либерализм); эти взгляды вызвали большое подозрение в ультрамонтанских кругах, в которых в основном доминировали иезуиты. В 1832 году Ламмене и его друзья Лакордер и Монталамбер посетили Германию, получив значительную симпатию в своих попытках изменить отношение римско-католической церкви к современным проблемам и либеральным политическим принципам. [11] [12]
Италия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2022 г. ) |
В Италии XIX века либерально-католическое движение оказало длительное влияние, положив конец ассоциации идеала национальной независимости с идеалом антиклерикальной революции. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]- Американизм (ересь)
- Католическое социальное учение
- Centesimus annus (1991), энциклика, разъясняющая позицию Церкви в отношении демократии.
- Христианский либертарианство
- Dignitatis humanae (1965), Второго Ватиканского собора о свободе вероисповедания. декларация
- Политический католицизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Либерализм» . Католические ответы . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «По сути, это тенденция среди искренних католиков превозносить свободу как главную ценность с последствиями, которые это влечет за собой для принципов, управляющих социальной, политической и религиозной жизнью: мы приходим к желанию примирить непримиримое, принципы, на которых были основаны христианские Франция и те, которые возникли в результате революции» (Арно де Лассус, «Элементарные знания католического либерализма» , 1988).
- ^ Стюарт Джозеф Вульф, История Италии, 1700–1860 (Routledge, 1979). ISBN 978-0-416-80880-3 ), с. 339
- ^ Эллен Ловелл Эванс, Крест и избирательный бюллетень (Brill Academic Publishers, 1999). ISBN 978-0-391-04095-3 ), с. 25
- ^ Бери, JPT, «Религия и отношения церквей и государств», The New Cambridge Modern History , Vol. 10, Архив Кубка, 1960 г. ISBN 9780521045483
- ^ "Шарль ле граф де Монталамбер", Институт Актона, 20 июля 2010 г.
- ^ JPT Бери, Новая современная история Кембриджа: Зенит европейской мощи, 1830–70 (Cambridge University Press, 1960). ISBN 978-0-521-04548-3 ), с. 77
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик, Оуэн. «Григорий XVI», История Пап, 1830–1914 , Oxford University Press, 2003 г. ISBN 9780199262861
- ^ Бернард, Кук. «Ламенне, Хьюг-Фелисите Робер де (1782–1854)», Энциклопедия революций 1848 года (Джеймс Честейн, редактор), Университет Огайо, 2005 г.
- ^ Паркер Томас Мун, Проблема труда и социал-католическое движение во Франции (Macmillan 1921), стр. 32–34.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Лиас 1911 , с. 390.
- ^ Баумгартен, Пол Мария. «Иоганн Йозеф Игнац фон Деллингер». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 24 января 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Микулаш Тейх , Рой Портер , Национальный вопрос в Европе в историческом контексте (Cambridge University Press, 1993). ISBN 978-0-521-36713-4 ), с. 86
- ^ Пол Гинзборг, Даниэле Манин и венецианская революция 1848–49 (Cambridge University Press, 1979). ISBN 978-0-521-22077-4 ), с. 49
- свободном доступе : Лиас, Джон Джеймс (1911). « Доллингер, Иоганн Йозеф Игнац В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 390–392. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в