Либерализм в Индии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Либерализм |
---|
В начале 19 века лорд Уильям Бентинк, тогдашний генерал-губернатор, предположил, что возможность огромных изменений, происходящих в структуре общества, в конечном итоге приведет к тому, что британцы покинут страну под дееспособным индийским правлением. Но он также добавил, что таких изменений не следует ожидать в ближайшие столетия, тем самым оправдывая тем временем деспотическое правление британцев. Либералы середины века, такие как Джон Стюарт Милль, обеспечили идеологическую основу для таких тенденций.
В конце XIX века либералы-гладстонианцы вывели индийцев из элитного класса в новые представительные институты, тем самым создав основу для последующего самоуправления, которое стало реальностью к 1947 году. [1]
В Индии проявились три направления либерализма: колониальное (например, Корнуоллис, Маколей), националистическое (например, Раммохан Рой, М.Г. Ранаде), радикальное (Джиотирао Пхуле, Б.Р. Амбедкар). [2]
Правый журналист Свапан Дасгупта писал в 1994 году, что дух либерализма в Индии поверхностен и сдерживается (то, что он считает) авторитарными идеологиями, такими как марксизм. [3]
История
[ редактировать ]Подъем либерализма
Выдающиеся идеи классического либерализма возникли в Великобритании на закате XVIII века. Они начинались как преимущественно левые школы мысли, включая (но не ограничиваясь ими) такие концепции, как индивидуализм, свобода и эгалитаризм. Одновременно Британская Индия подобную куколку пережила (Компания Радж). Последствия классического либерализма в Индии привнесли в страну многие западные практики, философские доктрины и политические идеологии, прежде всего потому, что индийцы считались непригодными для самоуправления, как описано ниже.
Генерал-губернаторы Британской Ост-Индской компании Уоррен Гастингс и Чарльз Корнуоллис внесли многочисленные изменения в свои правила. Примечательно, что Корнуоллис в 1793 году учредил Кодекс Корнуоллиса, свод законов, на который повлияли индуистские и мусульманские правовые рамки. Кодекс поставил британцев на вершину кастовой и религиозной системы, существовавшей в то время в Индии. Это ознаменовало начало более чем столетия классического либерализма в Британской Индии, создав прецедент для форм расовой дискриминации, [4] просто из-за широко распространенного убеждения, что британцы по своей природе стоят выше индейцев и что они не способны управлять собой.
Примерно в это же время шотландский писатель Джеймс Милль приобрел известность среди британцев. Обычно его считают утилитарным империалистом, находящимся под влиянием классического либерализма. [5] его самой успешной работой была «История Британской Индии», опубликованная в 1817 году. Милль фактически запятнал привлекательность Индии для Запада, разделив ее историю на три важные эпохи: индуистскую (древнюю), мусульманскую (средневековую) и британскую (современную). Редукционистская философия Милля по отношению к истории Индии создала вредный прецедент для британских деятелей и либеральной политики в последующие годы, включая его сына ( Джона Стюарта Милля ), политику генерал-губернатора Томаса Маколея и многих других деятелей. [6] В своей работе «Либерализм и империя» 1999 года Удай Сингх Мехта обрисовывает рамки, которые Милль активно установил, заявляя, что прогресс нации зависит от гораздо более могущественной нации:
«Милл видит в истории отсталых цивилизаций потенциал, благодаря которому они действительно могут прогрессировать. Но реализация этой потенциальности обычно включает в себя силу, внешнюю по отношению к этим цивилизациям… Индуистская цивилизация, по мнению Милля, олицетворяет состояние застоя в прошлом. Но различные аспекты индуистской цивилизации подготовили ее к прогрессивной трансформации». [7]
Позже Мехта подчеркивает аргумент Милля о том, что мусульмане заложили основу для процветания британского правления и что индуистская и мусульманская культура нуждались в помощи со стороны британцев. [8] Мотив британских либералов о том, что индийцы (как индуисты, так и мусульмане) не способны к цивилизованному самоуправлению, снова появляется как обычное явление на протяжении всего девятнадцатого века. Значение опуса Милля заметно позднее в абстрактных работах его сына, но, что еще важнее, в практических правилах, установленных вскоре после этого Томасом Маколеем. Маколей служил в лорда Уильяма Бентинка с 1834 по 1838 год. Верховном совете генерал-губернатора [9] и в феврале 1835 года опубликовал свой «Протокол об индийском образовании». Эта работа создала прецедент для того, чтобы английское образование было обязательным в Индии, с тем же категорически негативным восприятием, которое британцы накопили по отношению к индийцам, как говорилось повсюду:
«Когда мы переходим от произведений воображения к произведениям, в которых фиксируются факты и исследуются общие принципы, превосходство европейцев становится совершенно неизмеримым… все исторические сведения, собранные из всех книг, написанных на санскрите, становятся менее ценными. чем то, что можно найти в самых ничтожных сокращениях, используемых в подготовительных школах Англии». [10]
Протокол Маколея является четким отражением резкого британского восприятия индийской культуры, языка и адекватности правительства, которое преобладало благодаря классическому либерализму в начале девятнадцатого века, создавая прецедент для законодательства в последующие годы.
Индийские интеллектуалы той эпохи
Ключевой фигурой начала 19 века является Раджа Рам Мохан Рой . Вместе со своими соотечественниками он создал конституционную историю Индии, сосредоточенную на местном судебном органе под названием Панчаят. Сам Рой выдвинул аргументы в пользу представительства Индии в парламенте и конституционного ограничения власти Компании. Он чувствовал, что индийская общественность получит больше возможностей благодаря свободной прессе и работе присяжных при либеральном британском правительстве. [11] Рой хотел, чтобы учебная программа для индийских студентов была современной, но при этом не отказывался от традиций. Он был вдохновлен христианским гуманизмом и настаивал на реформировании индуизма, сделав его более этичным и рациональным.
Другой важной личностью был Гопал Кришна Гокхале , лидер Индийского национального конгресса , который требовал самоуправления для нации, шатающейся под репрессивным правлением лорда Керзона. [12]
Радикальные либералы, в отличие от умеренных, не были заинтересованы в реабилитации индуистского прошлого. Они настаивали на том, что индуизм не может быть искуплен из-за его исторического отрицания прав угнетённых каст. По мнению таких радикалов, как Амбедкар, западное образование и научные принципы должны были быть приняты, а не уступать брахманскому доминированию (снова). [13]
Либерализм в период после обретения независимости
Вскоре после обретения Индией независимости Чакраварти Раджагопалачари (неофициально называемый Раджаджи) начал осознавать риски для Индии, если оставить безнаказанным стремление Неру к социализму. Раджаджи расстался с Индийским национальным конгрессом в 1957 году и сформировал партию Сватантра , которая поддерживала классические либеральные принципы и свободное предпринимательство. [14] С тех пор на индийском либерале появилось много новых мыслителей, таких как С.В. Раджу , Шарад Анантрао Джоши , Барун Митра, Лок Сатта Джаяпракаш Нараян , Партх Дж. Шах, Гурчаран Дас и Саувик Чакраверти, Рагхавендар Аскани, Венкатеш Герити и другие. сцене, внося свой вклад в дебаты о свободе в Индии и продвигая классический либерализм . [15] [16]
Роль государства
Одна из точек зрения заключается в том, что индийский либерализм в первую очередь был контекстом, созданным действиями государства; нелегко определить последовательную и органичную систему убеждений в стране как «либеральную». [17]
Экономическая либерализация
[ редактировать ]Индии Первая попытка экономической либерализации была предпринята в 1966 году как предварительное условие увеличения иностранной помощи. [18]
После того как Раджив Ганди стал премьер-министром в 1984 году, многие молодые лидеры, поддерживающие либеральную идеологию, стали министрами. [19]
Экономическая либерализация 1991 года, инициированная тогдашним премьер-министром Индии П. В. Нарасимхой Рао в ответ на кризис платежного баланса, покончила с Лицензионным Раджем и положила конец многим государственным монополиям, позволив автоматически одобрять прямые иностранные инвестиции во многих секторах. . [20] [21]
- Либеральные организации
- Центр Сватантрата [22]
- Выдающиеся индийские классические либералы
- Выдающиеся индийские левые либералы
Текущая ситуация
[ редактировать ]Поражение индийского либерализма от рук нелиберальных политических формирований объясняется элитизмом, отчуждением от идеала равенства и недобросовестностью, присущей его концепции секуляризма. [26]
Список текущих либеральных партий
[ редактировать ]Классические либеральные партии
[ редактировать ]Социал-либеральные или леволиберальные партии
[ редактировать ]- Биджу Джаната Дал [27]
- Индийский национальный конгресс [28]
- Партия Националистического Конгресса - Шарадчандра Павар [29]
Список несуществующих либеральных партий
[ редактировать ]Классические либеральные партии
[ редактировать ]Социал-либеральные или леволиберальные партии
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаттерджи, Парта (27 сентября 2011 г.). «Любопытная карьера либерализма в Индии». Современная интеллектуальная история . 8 (3): 687–696. дои : 10.1017/S1479244311000412 . S2CID 145252660 .
- ^ Джексон, Бен; Стирс, Марк (16 февраля 2012 г.). Либерализм как идеология: Очерки в честь Майкла Фридена . Издательство Оксфордского университета. стр. 53–76. ISBN 9780199600670 . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Дасгупта, Свапан (31 июля 1994 г.), «Право быть партийным» , The Indian Express , стр. 8 , получено 2 февраля 2024 г.
- ^ Виквайр, Франклин Б. (1980). Корнуоллис: Имперские годы . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины. п. 90. ИСБН 9780807813874 .
- ^ Питтс, Дженнифер (2006). Поворот к империи: подъем имперского либерализма в Великобритании и Франции . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 123. ИСБН 9780691127910 .
- ^ Там же.
- ^ Мехта, Удай Сингх (1999). Либерализм и империя: исследование британской либеральной мысли девятнадцатого века . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. стр. 94–95. ISBN 9780226518817 .
- ^ Там же, 95.
- ^ Эванс, Стивен (2002). «Возвращение к минуте Маколея: колониальная языковая политика в Индии девятнадцатого века». Журнал многоязычного и мультикультурного развития . 23 (4): 260. дои : 10.1080/01434630208666469 . S2CID 144856725 .
- ^ Маколей, Томас (1835). Минутка об индийском образовании . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Бэйли, Калифорния (8 марта 2007 г.). «РАММОХАН РОЙ И ПРИшествие КОНСТИТУЦИОННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В ИНДИИ, 1800–1830 гг.». Современная интеллектуальная история . 4 (1): 25–41. дои : 10.1017/S1479244306001028 . S2CID 145404296 .
- ^ Валдамери, Елена (24 июня 2015 г.). «Влияние либерализма на определение идеи нации в Индии» . Французская революция (8). дои : 10.4000/lrf.1333 . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Рочана Баджпай (2020). «Либерализм в Индии: Очерк» . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Раджагопалачари, К. «Почему Сватантра?» . № 16 июля 2016 г. Монетный двор . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ «Эволюция либерализма в Индии» . Центр гражданского общества . 17 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2020 г. . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ «Классический либеральный-реформатор-активист, расширяющий возможности молодежи ради лучшей Индии» . Книга достижений .
- ^ Шривастава, Санджай (24 мая 2019 г.). «Доказывает ли массовая победа БДП, что либерализм в Индии умер?» . Свиток . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Митал, Анкит (24 января 2016 г.). «Индия и либерализация: был 1966 год перед 1991 годом» . Мята . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Шривастава, Ааку (2022). Чувство региональных партий . Прабхат Пракашан Пвт. Ограничено . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ «Промышленные реформы Индии 1991 года: история изнутри» . 6 августа 2016 г.
- ^ «Все об эпохальном бюджете Манмохана Сингха, который положил начало экономической либерализации» .
- ^ Саар, Лариса (16 октября 2020 г.). «Интервью с Венкатешем Герити из Центра Сватантрата в Индии» . libel.iflry.com . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «Джаяпракаш Нараян: улучшение управления с помощью реформ и экономической свободы» . Форбс Индия .
- ^ Верхофштадт, Дирк. «Либерализм – лучшее лекарство от бедности» . Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 17 августа 2008 г.
- ^ Фотопулос, Такис (октябрь 2004 г.). «Почему инклюзивная демократия? Многомерный кризис, глобализация и инклюзивная демократия» . Международный журнал инклюзивной демократии . 1 (1) . Проверено 21 мая 2008 г.
- ^ Г.Сампат (8 апреля 2014 г.). «Почему либерализм в Индии превращается в шутку» . Мята . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Выборы в Лок Сабха 2014: знайте свою партийную символику!» . Ежедневные новости и анализ . 10 апреля 2014 г.
Биджу Джаната Дал или БЖД, основанная в декабре 1997 года, является региональной политической партией Индии. Отделившись от более крупной фракции Джаната Дал, партия выступает за демократию и либерализм.
- ^ Эмилиано Бозио; Юсеф Вагид, ред. (31 октября 2022 г.). Образование глобальной гражданственности на глобальном Юге: взгляды и практика преподавателей . Брилл. п. 270. ИСБН 9789004521742 .
- ^ Джа, Гиридхар (25 ноября 2019 г.). «Формирование правительства Махараштры: возвращение БДП на ринг делает сцену еще более мрачной» . Перспективы . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Дас, Гурчаран (2002). Слоновья парадигма . Пингвин. п. 244.
- ^ «Ганди прекращает индийскую цензуру и освобождает политических заключенных» . Монреальская газета . 21 января 1977 года . Проверено 19 июня 2024 г.