Либерализм в Нидерландах
Часть серии о |
Либерализм |
---|
![]() |
Либерализм в Нидерландах зародился как антимонархическое усилие, возглавляемое голландским государственным деятелем Торбеке , который почти в одиночку написал Конституцию Нидерландов 1848 года , превратившую страну в конституционную монархию .
В современной политике существуют как левые , так и правые партии, которые называют себя « либеральными », причем первые чаще поддерживают социальный либерализм , а вторые чаще поддерживают либерализм . Общей характеристикой этих партий является то, что они номинально светские , в отличие от традиционно доминирующей и все еще популярной христианской демократии . [1]
В современной экономической ситуации, несмотря на то, что рынки услуг основных потребностей , таких как продукты питания и одежда, все еще подчиняются экономическому либерализму , это не относится к жилью, образованию детей , здравоохранению и платежным услугам . Например, система здравоохранения не отвечает основным требованиям рыночной экономики , поскольку при распределении товаров и услуг предлагаемое предложение не зависит от потребностей пациентов, как это имеет место в Германии .
В этой статье дается обзор либерализма в Нидерландах как как движения, политически поддерживаемого ведущими партиями, так и того, что на самом деле реализуется как либеральная экономическая политика .
Предыстория экономического либерализма
[ редактировать ]Несмотря на то, что экономическая система занимает относительно высокое место с точки зрения общей экономической свободы , на рынке существует ряд секторов, которые по своей сути являются экономически нелиберальными. Например, система здравоохранения, состоящая из рыночного государства всеобщего благосостояния, может считаться нелиберальной по отношению к таким странам, как Бельгия, Англия, Швеция и Германия, где соответственно в Бельгии , Национальная служба здравоохранения (Англия) , Ziekenfonds медицинское страхование в Швеции и обязательное медицинское страхование в Германии находятся в ведении государства и оставляют рынок индивидуального частного страхования и медицинских услуг.
Не существует свободного рынка жилья и земельных участков под застройку, поскольку муниципальные власти посредством планов зонирования передают сельскохозяйственные земли для строительства субсидируемому государством жилищному фонду , жилищным ассоциациям и тому, что остается для частной строительной отрасли, что приводит к особым политика интересов в отношении уровня цен на жилье и распределения участков под застройку, а также нехватки и высоких цен на стартовые товары на рынках жилья и труда.
Предыстория правового либерализма
[ редактировать ]Конституция Нидерландов пересматривалась неоднократно . В 1983 году список конституционных [1] [:nl:Grondrechten|основных прав] был изменен, и были включены всеобщее равное обращение и недискриминация в первую статью , распространяющиеся на всех, независимо от того, являются ли они государственными чиновниками , работающими на бизнес или любое другое гражданское лицо. Это контрастирует с аналогичными статьями Европейской конвенции о правах человека или Билля о правах США , которые понимают равное обращение как свободу всех постоянно проживающих гражданских лиц, что справедливо только для поведения правительства в рамках надлежащей правовой процедуры , справедливого судебного разбирательства и всех государства всеобщего благосостояния. услуг . Поскольку всеобщее равное обращение, марксистская эгалитарная доктрина, противоречит правам собственности , свободе договоров и в этом контексте свободе слова и свободе объединений , ее нельзя считать экономически либеральной и уважающей свободу воли при условии соблюдения прав собственности .
В Нидерландах действует европейская континентальная правовая система, в которой в системе уголовного правосудия есть судья -инквизитор , который должен поддерживать только принципы естественного правосудия, а не балансировать между предрассудками и предвзятостью, позволяя обеим сторонам задавать вопросы . Нет возможности частного обвинения , которое могло бы помочь в уголовном преследовании государственных чиновников, в отличие от Франции, Англии, Германии и многих штатов США, где это возможно.
Все полицейские службы являются национальными, а не муниципальными.
Конституция имеет ограниченную реализацию разделения властей , поскольку кабинет парламентского правительства создает законы и возглавляет исполнительное правительство, в отличие от скудной ситуации ЕС, где исполнительное правительство возглавляется не комиссией ЕС , а Советом ЕС. . Правительство может быть распущено по решению вотума недоверия, после чего те же люди могут сформировать следующее правительство. В конституции не предусмотрен процесс импичмента главам правительств или государств. Совет судебной власти [2], возглавляющий судебную власть, независим от Министерства юстиции. нет настоящего независимого конституционного суда В Нидерландах . Точно так же, как законодательство Великобритании не может быть оспорено в административном суде из-за пункта о запрете пересмотра в конституции. Более того, уже со времен конституции Торбеке 1848 года законы парламента отменяют законы конституции о коллизиях. Парламентские законы также имеют преимущественную силу над международными договорами, о чем свидетельствует закон о равном обращении , который допускает позитивную дискриминацию и имеет приоритет над антидискриминационным положением Хартии основных прав Европейского Союза , даже несмотря на то, что Нидерланды считаются монистической страной. исполнительным государственным советом (Нидерланды) кабинет министров должен проконсультироваться с Прежде чем законопроект об исполнительной власти будет предложен парламенту, . Консультативная роль государственного совета также нарушает принцип разделения властей. Парламент также имеет конституционное право инициировать предложение законопроекта.
Системе правосудия в Нидерландах не хватает правовой определенности , поскольку обычные люди и даже эксперты не могут предсказать законность действия или результат вопроса права , когда вопрос факта полностью известен. Этому вопросу способствует использование судебного усмотрения , которое можно использовать для устранения двусмысленности в применении правовых норм , оставленной законодательным органом, определяющего, когда норма применяется и каковы соответствующие правовые последствия . Теория права описывает это как мутацию деонтической правовой позиции юридических лиц первичными правовыми нормами поведения и соответствующими санкционными нормами . По своей сути это также включает в себя применение правил коллизии норм и определение того, какое судебное толкование является уместным. Эту проблему можно решить путем отклонения неясного законодательства судебной властью после конституционного или судебного пересмотра . В качестве альтернативы правовая определенность может быть улучшена за счет обеспечения единообразия местных юрисдикций. Пристрастные (политические) судьи обязаны применять последовательную политическую идеологию , скажем, классический либерализм , и допускать судебное усмотрение только тогда, когда прецедент требуется .
Наказание законодательным или исполнительным (уставным) решением допускается, о чем свидетельствует «импортированное» решение парламента ЕС по Arkady_Volozh#Resignation_from_Yandex . Это контрастирует с США, где законопроекты о достижениях явно запрещены конституцией, хотя в случае чрезвычайного положения в стране исполнительное наказание допускается в соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях . В либеральных правовых системах наказание со стороны государства осуществляется строго посредством надлежащей правовой процедуры в системе правосудия.
Конституция заранее определяет исполнительные акты, называемые AMvB называется , которые позже были определены в соответствующем парламентском законе, который в формальном смысле законами . Оба могут быть законами в материальном смысле , т.е. законами, соблюдаемыми в жизнь. Исполнительные акты обычно включают решения, касающиеся административных процедур , но на практике могут включать объявление чрезвычайного положения , участие или участие в военных действиях или объявление военного положения . В либеральной правовой системе подобные решения требуют явного согласия парламента или являются явно неконституционными. В США военное положение, чрезвычайное положение и, в частности, комендантский час по-прежнему не могут нарушать Билль о правах США, ограничивая их эффект.
Предыстория демократического либерализма
[ редактировать ]В Нидерландах существует ограниченная форма демократии, поскольку члены муниципального правительственного совета, регионального совета, провинциального правительственного совета и национального правительственного совета избираются, но мэр муниципалитета, губернатор провинции, прокуроры, комиссары правоохранительных органов и все судьи выбираются национальным исполнительным правительством, в отличие от многих штатов США. Это оставляет очень мало возможностей для децентрализованных различий между провинциями и муниципалитетами.Делегирование национальной законодательной власти парламенту ЕС Джона Локка противоречит принципу неделегирования , который обеспечивает децентрализацию полномочий.
Предыстория либеральной политики
[ редактировать ]Нидерланды имеют давнюю либеральную политическую традицию. С момента основания Голландской республики в 16 веке до начала 19 века основной политический конфликт происходил между либеральным городским патрициатом и сторонниками Дома Оранских , представителей низшего класса и ортодоксальных вариантов протестантизма. [2] Городской патрициат выступал за религиозную терпимость . С середины 19 века до конца 1800 года они были доминирующей силой в формировании голландского парламентского демократического правового государства . В начале 20 века либералы раскололись на прогрессивных либералов и консервативных либералов . В результате политического раскола и введения всеобщего избирательного права либералы исчезли с политической арены. После Второй мировой войны либералы снова объединились под одной крышей — ВВД , но партия осталась небольшой. Она вошла в некоторые административные коалиции как младшая партия. Прогрессивная либеральная партия D'66 была основана в 1966 году. Однако с 1970-х годов либерализм снова начал расти на электоральном уровне. С 1977 года крупнейшая, более консервативная и либеральная партия ВВД находилась у власти в течение двадцати двух лет. В начале 21 века в ВВД произошли серьезные расколы по вопросам интеграции и миграции. В 2010 году они впервые в своей истории выиграли национальные выборы.
До 1918 года
[ редактировать ]
В первые годы существования Королевства Нидерландов (1814–1848) в Палате представителей доминировали консерваторы, поддерживавшие политику правительства Вильгельма I , а затем Вильгельма II . Начиная с 1840 года, количество либералов в Палате представителей постепенно увеличивалось. Эти либералы выступали за парламентскую демократию с напрямую избираемой Палатой представителей, в которой исполнительную власть имели министры, а не король. В 1844 году девять либеральных представителей во главе с юристом и историком Йоханом Рудольфом Торбеком тщетно пытались внести поправки в конституцию и ввести парламентскую демократию. В 1848 году, на фоне волны революций по всей Европе, баланс сил сместился в пользу либералов. Чтобы предотвратить гражданские волнения в Нидерландах, Вильгельм II сформировал комиссию под председательством Торбеке, которая должна была разработать новую конституцию . [3] Новая конституция, принятая в октябре 1848 года, ограничила власть короля, введя министерскую ответственность и предоставив парламенту право вносить поправки в законы и проводить следственные слушания. Он также расширил избирательное право переписи населения и кодифицировал гражданские права , такие как свобода собраний , тайна переписки , свобода церковных организаций и свобода образования .
В период после внесения поправки в конституцию либерализм был доминирующей политической силой в Нидерландах. Либерализм также доминировал в университетах, средствах массовой информации и бизнесе. [4] Либералы поддерживали экономику невмешательства , свободную торговлю , гражданские права и постепенное расширение избирательного права. [3] Торбеке стал премьер-министром Нидерландов в 1849 году и за свою жизнь прослужил еще два срока. Из-за своего доминирующего положения либералы не считали необходимым организовываться в политическую партию. Вместо этого существовала свободная либеральная парламентская группа и организованные на местном уровне либеральные фракции . Либералы также не организовали свою собственную опору — систему общественных организаций-единомышленников. Либералы были политически связаны с католиками , которым либералы предоставили значительную свободу вероисповедания . [ нужна ссылка ] После смерти Торбеке в 1872 году либералы становились все более разобщенными. К 1897 году возник раскол между сторонниками прогрессивного либерала Яна Каппейна ван де Коппелло , с одной стороны, и сторонниками консервативного либерала Йохана Джорджа Глейхмана — с другой. [5]
Лишь в конце XIX века, когда оппозиция начала организовываться в Антиреволюционную партию и Римско-католическую государственную партию , либералы последовали их примеру. 4 марта 1885 года Либеральный союз был основан . В 1890-х годах некоторые либералы, такие как Сэмюэль ван Хаутен , Йоханнес Так ван Портвлит и Каппейн ван де Коппелло, начали предлагать более активную роль правительства, порвав с идеалом невмешательства Торбека. Это привело к созданию прогрессивной Свободомыслящей Демократической Лиги в 1901 году. Либералы пережили второй раскол с созданием более консервативной либеральной Лиги Свободных Либералов в 1906 году. Эти две тенденции имеют разные названия. Более прогрессивных либералов называли «радикальными», «свободомыслящими» или «демократическими» либералами, а более консервативных либералов называли «свободными» или «старыми» либералами. Больше всего либералов разделял вопрос: продлевать ли перепись или вообще вводить всеобщее избирательное право? Прогрессивные либералы выступали за всеобщее избирательное право, а консервативные либералы — нет. Прогрессивные либералы также выступали за государственное вмешательство в экономику, например, за запрет Ван Хаутена на детский труд.
Из-за двухтуровой избирательной системы либералы были вынуждены сотрудничать. Чтобы не допустить победы коалиции католиков и протестантов во втором туре выборов, все либералы объединились вокруг своих кандидатов во втором туре, к которым часто присоединялись социал-демократы . Этот союз получил название концентрации . На основе концентрационного большинства, часто поддерживаемого социал-демократами в большинстве, в начале 20 века было сформировано несколько кабинетов министров.
В 1917 году при одном из этих кабинетов либерального меньшинства было введено всеобщее избирательное право для мужчин , а также пропорциональная избирательная система и равное финансирование религиозных школ . Этот компромисс получил название « умиротворение 1917 года ». Однако расширение избирательного права серьезно ослабило позиции либералов. Из 37 мест, которые они имели в 1917 году у них осталось 14 , в 1918 году .
1918-1994
[ редактировать ]Из серии «Политика». |
![]() |
---|
![]() |
В 1922 году либеральные партии реорганизовались: все консервативные либералы из Либерального союза и Лиги свободных либералов, а также более консервативные либералы из более мелких партий объединились, чтобы сформировать Либеральную государственную партию . Прогрессивные либералы остались отдельными в Свободно мыслящей Демократической лиге , образовавшейся в 1901 году в результате слияния Радикальной лиги и прогрессивных либералов. В межвоенный период либералов стало еще меньше. Под давлением краха Уолл-стрит в 1929 году и подъема национал-социалистического движения . Во время кризиса либералы сотрудничали в качестве младших партнеров в нескольких кабинетах министров.
После Второй мировой войны консервативная либеральная Либеральная государственная партия вновь стала Партией свободы . Прогрессивная либеральная Свободномыслящая Демократическая лига присоединилась к новой Дорбреака левой Лейбористской партии . Некоторые прогрессивные деятели были недовольны социал-демократическим курсом PvdA и присоединились к Партии свободы, чтобы основать Народную партию за свободу и демократию в 1948 году.
ВВД оставалась небольшой партией до 1970-х годов, набирая около 10% голосов. Однако они входили в правительство как в составе большой коалиции с социал-демократами, католиками и протестантами в конце 1940-х — начале 1950-х годов, так и с католиками и протестантами в течение 1960-х годов. Партию возглавил бывший лидер Свободномыслящей демократической лиги Питер Уд . В голландской столбовой политической системе либералы в основном апеллировали к городскому, светскому высшему и среднему классу. У либералов не было прочной опоры социальной организации, такой как профсоюзы и газеты, как у других политических семей. Вместо этого они были связаны со слабой нейтральной опорой. [6]
В 1966 году радикальная демократическая была основана партия «Демократы»66 . В фонде было задействовано несколько прогрессивных либералов из ВВД. Партия стремилась радикально демократизировать политическую систему, общество и экономику. D66 возглавил харизматичный Ханс ван Мирло . Партия объединила усилия с социал-демократической партией PvdA и прогрессивной христианской PPR , чтобы работать над созданием более справедливых и демократических Нидерландов. Партия участвовала в левом кабинете Ден Уйл . Однако в течение 1980-х годов партия начала поддерживать более прогрессивный либеральный курс, особенно при Яне Терлоу . Однако партия осталась союзником PvdA, присоединившись к недолговечному левоцентристскому коалиционному кабинету с PvdA и христианско-демократической CDA в 1981 году.
Тем временем ВВД значительно разрослась. Под руководством Ганса Вигеля ВВД взяло более консервативный курс. [4] Партия начала критиковать большое и неэффективное государство всеобщего благосостояния . Партия объединила этот экономический либерализм с прогрессивными позициями по социальным вопросам, которые характеризовали 1970-е годы, таким как аборты , гомосексуализм и права женщин. ВВД воспользовалась ослаблением религии и депилляризацией 1970-х годов и добилась значительных успехов на выборах: в 1967 году партия набрала чуть более 10%, в 1981 году это число увеличилось более чем вдвое до 23%.
В период с 1982 по 1986 год ВВД сотрудничал с правоцентристским кабинетом Любберса , который осуществил далеко идущую реформу государства всеобщего благосостояния, за которую ВВД выступал с 1970-х годов.
После 1994 года
[ редактировать ]В 1994 году христианско-демократическая партия CDA потеряла свою традиционную электоральную базу. ВВД и Д66 значительно выиграли. Прогрессивный фиолетовый кабинет был сформирован из D66 и ВВД под руководством PvdA. Кабинет управлял процветающей голландской экономикой , реализовывал прогрессивное социальное законодательство об эвтаназии , однополых браках и проституции . Во время избирательной кампании 2002 года «фиолетовая» коалиция подверглась резкой критике со стороны политика-популиста Пима Фортейна за плохое управление государственным сектором, миграцией и интеграцией мигрантов. Две либеральные партии значительно проиграли на выборах. Либерализм в Нидерландах подвергся нападкам после шокирующего убийства Фортейна всего за несколько дней до выборов. [7]
Однако ВВД присоединился к коалиционному кабинету с наследниками Фортейна и ХДП. Вскоре кабинет пал. После выборов 2003 года D66 заменила LPF. Правоцентристский кабинет провел реформы государства всеобщего благосостояния и контролировал снижение показателей миграции.
Однако миграция и интеграция и особенно место ислама в Нидерландах оставались спорными вопросами. В 2003 году ВВД пригласило социал-демократического критика ислама Аяана Хирси Али присоединиться к их парламентской партии. Вместе с депутатом Гертом Вилдерсом она вызвала серьезные споры своей прямой критикой ислама. В кабинете министр ВВД Рита Вердонк стремилась ограничить миграцию и стимулировать интеграцию меньшинств. Через два года после убийства Фортейна произошло еще одно убийство, на этот раз режиссера Тео Ван Гога , которое поставило под угрозу либеральные традиции страны. [8]
В 2004 году Герт Вилдерс покинул ВВД и сформировал Партию свободы , которая сочетала бескомпромиссную критику ислама с призывом к снижению налогов и скептицизмом по отношению к европейской интеграции . В 2006 году конфликт между Хирси Али и Вердонк по поводу ее статуса просительницы убежища привел к падению кабинета министров после того, как D66 лишила доверия Вердонк, от чьих позиций по вопросам миграции партия уже дистанцировалась.
На всеобщих выборах 2006 года ВВД и D66 значительно проиграли: D66 потеряла три из шести своих мест, ВВД - шесть из 28 мест. PVV Вилдерса получила девять мест. Рита Вердонк, вторая в списке ВВД, получила больше голосов предпочтения от партии , чем ведущий кандидат Марк Рютте . Потребовав возглавить партию, Вердонк покинула ВВД, чтобы сформировать собственную националистическую партию « Гордость Нидерландов» .
На выборах в Европейский парламент в 2009 году ВВД и D66 получили по 3 места каждая, а PVV получила 4 места. PVV получила дополнительное место, которое досталось Нидерландам после Лиссабонского договора подписания . ВВД и D66 присоединились к либеральной фракции в Европейском парламенте, тогда как PVV не зарегистрировалась в качестве члена какой-либо фракции.
На всеобщих выборах 2010 года ВВД вернулась к прежней силе и впервые в истории стала крупнейшей партией с 31 местом, что привело к созданию коалиции под руководством либералов впервые с 1918 года . Также D66 увеличила количество мест до 10. В конечном итоге ВВД предпочла коалицию с ХДП с лидером ВВД Марком Рютте в качестве премьер-министра - первого либерала, занявшего этот пост с 1918 года.
Отдельные либеральные партии
[ редактировать ]Примечание. Знак ⇒ обозначает партии, которые так и не получили представительства в парламенте.
От Либерального союза до Народной партии за свободу и демократию
[ редактировать ]- 1885: Либералы сформировали Либеральный союз ( Liberale Unie ).
- 1892: Радикальная фракция сформировала ⇒ Радикальную лигу ( Radicale Bond ).
- 1894: консервативная фракция сформировала ⇒ Свободные либералы.
- 1901: Радикальная фракция отделилась и объединилась с ⇒ Радикальной лигой в ⇒ Свободомыслящую Демократическую лигу.
- 1921: LU объединилась с ⇒ Экономической лигой, ⇒ Лигой свободных либералов, Нейтральной партией и Партией среднего класса в Лигу свободы ( Vrijheidsbond ).
- 1922: Консервативная фракция отделилась и стала ⇒ Либеральной партией.
- 1928: Vrijheidsbond переименован в Либеральную государственную партию ( Либеральная государственная партия ).
- 1929: Стаальман, основатель Партии среднего класса , покидает ЛСП и основывает Партию среднего класса для города и страны.
- 1945: ЛСП реорганизуется в Партию свободы ( Partij van de Vrijheid ), включая фракцию ⇒ Свободомыслящей демократической лиги.
- 1948: Партия свободы объединилась с бывшими членами Свободомыслящей демократической лиги в современную Народную партию за свободу и демократию ( Volkspartij voor Vrijheid en Democratie ).
Радикальная лига и Свободомыслящая демократическая лига
[ редактировать ]- 1892: Радикальная фракция ⇒ Либерального союза сформировала Радикальную лигу ( Радикале Бонд ).
- 1901: Вторая радикальная фракция ⇒ Либерального союза объединилась с Радикальной лигой в Свободно мыслящую демократическую лигу ( Vrijzinnig Democratische Bond ).
- 1917: правая фракция вышла из Экономической лиги.
- 1946: Свободно мыслящая Демократическая лига объединилась с современной Лейбористской партией ( Partij van de Arbeid ), фракция присоединилась к ⇒ Партии свободы.
- 1948: Некоторые бывшие члены покинули Лейбористскую партию и объединились в ⇒ Народную партию за свободу и демократию.
(Лига) свободных либералов
[ редактировать ]- 1894: Консервативная фракция Союза ⇒ Либерале сформировала Свободных либералов ( Vrije Liberalen ), с 1906 года переименованную в Лигу свободных либералов ( Bond van Vrije Liberalen ).
- 1921: Лига объединилась в ⇒ Лигу свободы.
Экономическая лига
[ редактировать ]- 1917: Правая фракция ⇒ Свободомыслящей Демократической лиги сформировала Экономическую лигу ( Economische Bond ).
- 1921: Лига объединилась в ⇒ Лигу свободы.
Либеральная партия
[ редактировать ]- 1922: Правая фракция ⇒ Лиги свободы сформировала Либеральную партию ( Liberale Partij ) и исчезла в 1925 году.
Демократы 66
[ редактировать ]- 1966: Независимые прогрессивные либералы сформировали партию Демократы 66 ( Democraten '66 ), позже без апострофа.
Вольт
[ редактировать ]- 2018: Volt Нидерланды ( Volt Nederland ). Основана компания
Либеральные лидеры
[ редактировать ]- Либералы в XIX веке
- Либеральный союз
- Радикальная лига / Экономическая лига
- Лига свободных либералов
- Свободомыслящая Демократическая лига
- Либеральная партия
- Партия свободы
- Либеральная государственная партия
- Народная партия за свободу и демократию
- Питер Уд
- Муж Токсопеус
- Молли Гертсема
- Ганс Вигель
- Эд Найпелс
- Рудольф де Корте
- Йорис Вурхув
- Фриц Болкештейн
- Ганс Дейксталь
- Геррит Сэлмон
- Йозиас ван Артсен
- Марк Рютте
- Дирк Стикс
- Йохан Виттевен
- Отто ван Лидт де Жеуд
- Харм ван Риель
- Клаас Дейкхофф
- Арье Паис
- Ханс де Костер
- Аннемари Йорритсма
- Хайя ван Сомерен
- Аннелиен Каппейн из Коппелло
- Хенк Камп
- Ури Розенталь
- Хенк Кортальс
- Фриц Кортальс Альтес
- Йохан Ремкес
- Леендерт Гинджар
- Ганс Хугерворст
- Нили Крус
- Джо Шувенаар-Франссен
- Ханс ван Баален
- Хенк Вонхофф
- Иво Опстелтен
- С Риткерком
- Демократы 66
Либеральные мыслители
[ редактировать ]В « Вклад в либеральную теорию» включены следующие голландские мыслители:
- Эразм (1466–1536)
- Гуго Гроций (1583–1645)
- Барух Спиноза (1632–1677)
- Йохан Рудольф Торбеке (1798–1872)
Парламентское представительство
[ редактировать ]Выборы | ВВД | Д66 | Всего мест | ||
---|---|---|---|---|---|
Сиденья | В правительстве | Сиденья | В правительстве | ||
1948 | 8 / 100 | Да | 8 / 100 | ||
1952 | 9 / 100 | Нет | 9 / 100 | ||
1956 | 13 / 150 | Нет | 13 / 150 | ||
1959 | 19 / 150 | Да | 19 / 150 | ||
1963 | 16 / 150 | Да | 16 / 150 | ||
1967 | 17 / 150 | Да | 7 / 150 | Нет | 24 / 150 |
1971 | 16 / 150 | Да | 11 / 150 | Нет | 27 / 150 |
1972 | 22 / 150 | Нет | 6 / 150 | Да | 28 / 150 |
1977 | 28 / 150 | Да | 8 / 150 | Нет | 36 / 150 |
1981 | 26 / 150 | Нет | 17 / 150 | Да | 43 / 150 |
1982 | 36 / 150 | Да | 6 / 150 | Нет | 42 / 150 |
1986 | 27 / 150 | Да | 9 / 150 | Нет | 36 / 150 |
1989 | 22 / 150 | Нет | 12 / 150 | Нет | 34 / 150 |
1994 | 31 / 150 | Да | 24 / 150 | Да | 55 / 150 |
1998 | 38 / 150 | Да | 14 / 150 | Да | 52 / 150 |
2002 | 24 / 150 | Да | 7 / 150 | Нет | 31 / 150 |
2003 | 28 / 150 | Да | 6 / 150 | Да | 34 / 150 |
2006 | 22 / 150 | Нет | 3 / 150 | Нет | 25 / 150 |
2010 | 31 / 150 | Да | 10 / 150 | Нет | 41 / 150 |
2012 | 41 / 150 | Да | 12 / 150 | Нет | 53 / 150 |
2017 | 33 / 150 | Да | 19 / 150 | Да | 52 / 150 |
2021 | 34 / 150 | Да | 24 / 150 | Да | 58 / 150 |
2023 | 24 / 150 | Да | 9 / 150 | Нет | 33 / 150 |
См. также
[ редактировать ]- Анархизм в Нидерландах
- История Нидерландов
- Политика Нидерландов
- Список политических партий в Нидерландах
- Фракция Левештейна , Голландская государственная партия
- Оранжизм (Королевство Нидерланды)
- Социализм в Нидерландах
- Христианская демократия в Нидерландах
- Список Пима Фортейна
- Партия свободы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Что такое либеральная политика в Нидерландах? , Экспатика
- ^ Андевег, Р.Б. и Г.А. Ирвин (2002) Управление и политика Нидерландов, Бейзингсток: MacMillan, стр.47
- ^ Перейти обратно: а б «Либералы» . Парламент и политика (на голландском языке) . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Андевег, Р.Б. и Г.А. Ирвин (2002) Управление и политика Нидерландов, Бейзингсток: Макмиллан, стр. 48.
- ^ «Лига свободных либералов» . Парламент и политика (на голландском языке) . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Андевег, Р.Б. и Г.А. Ирвин (2002) Управление и политика Нидерландов, Бейзингсток: MacMillan, стр.25
- ^ «Парадокс Пима Фортейна» . 16 мая 2002 г.
- ^ «Убийство, разрушившее либеральную мечту Голландии» . Хранитель . 7 ноября 2004 г.