Jump to content

Конституция Нидерландов

Конституция Королевства Нидерланды
Обзор
Оригинальное название (на голландском языке) Конституция Королевства Нидерландов от 24 августа 1815 г.
Юрисдикция  Королевство Нидерландов
Ратифицирован 24 августа 1815 г .; 208 лет назад ( 1815-08-24 )
Дата вступления в силу 24 августа 1815 г .; 208 лет назад ( 1815-08-24 )
Система Конституционная монархия
Структура правительства
Филиалы Три (исполнительная, законодательная и судебная власть)
Чемберс Два ( Сенат и Палата представителей )
Исполнительный премьер-министром возглавляемый Совет министров, и подотчетный Палате представителей
Федерализм Унитарный
Коллегия выборщиков Нет
Последняя поправка 22 февраля 2023 г .; 17 месяцев назад ( 22.02.2023 )
Заменяет Конституция государства Соединённые Нидерланды (1814 г.)

Конституция Королевства Нидерландов ( голландский : Grondwet voor het Koninkrijk der Nederlanden ) — один из двух основополагающих документов, управляющих Королевством Нидерландов. [1] а также основной закон европейской территории Королевства Нидерландов . Конституция Нидерландов применима только к территории в Европе и ее государственным органам Бонайре , с 2010 года муниципалитетам Карибского бассейна, за исключением случаев , , Синт-Эстатиусу и Сабе когда Статут не охватывает определенный правовой предмет. Обычно считается, что он напрямую основан на документе, изданном в 1815 году, и представляет собой конституционную монархию ; это третья старейшая конституция, которая до сих пор используется в мире. Пересмотр 1848 года установил систему парламентской демократии . В 1983 году был предпринят последний крупный пересмотр Конституции Нидерландов, почти полностью переписавший текст и добавивший новые гражданские права.

Текст трезв, лишен юридической или политической доктрины и включает в себя билль о правах . Он запрещает судебным органам проверять законы и договоры на предмет противоречия конституции, поскольку это считается прерогативой законодательного органа . нет конституционного суда В Нидерландах .

Королевство Нидерландов также включает Арубу , Кюрасао и Синт-Мартен : существует всеобъемлющий документ всего королевства, имеющий характеристики конституции: Статут Королевства Нидерландов . Синт-Мартен - единственная страна в Королевстве Нидерланды, в которой есть конституционный суд, управляющий законодательным органом Синт-Мартена.

Первой конституцией Нидерландов в целом, в смысле основного закона , применимого ко всем ее провинциям и городам, является конституция 1579 года, которая установила конфедеративную Голландскую республику . Конституция была утверждена Утрехтским Союзом , таким образом, по договору . Статья XIII договора предоставляла каждому жителю республики свободу совести .

После французского вторжения в 1794 году была провозглашена Батавская республика унитарное государство . 31 января 1795 года он издал билль о правах Verklaring der Rechten van den Mensch en van den Burger . 1 мая 1798 года вступила в силу новая конституция, первая в современном формальном смысле — Staatsregeling voor het Bataafsche Volk , написанная Конституционным собранием и одобренная Национальным собранием. Наполеоновское Королевство Голландия , конституционная монархия , было создано Конституцией Конингрейка Голландии 7 августа 1806 года. В 1810 году королевство было аннексировано Французской империей .

Основание Королевства Нидерландов

[ редактировать ]

После того, как французские войска были изгнаны русскими казаками , новое Суверенное Княжество Объединенные Нидерланды было создано конституцией от 29 марта 1814 года — Grondwet van den Staat der Verëenigde Nederlanden . Вильгельм VI Оранский, провозглашенный 2 декабря 1813 года «суверенным принцем» путем одобрения и согласившийся «под защитой свободной конституции, гарантирующей вашу свободу от возможных будущих злоупотреблений», сначала назначил ряд людей с хорошей репутацией в качестве выборщики и они одобрили конституцию, написанную комиссией, возглавляемой Гейсбертом Карелом ван Хогендорпом . 24 августа 1815 года Вильгельм — с 16 марта король Нидерландов Вильгельм I — провозгласивший себя королем более крупных Соединённых Нидерландов шестью днями ранее, издал первую версию действующей конституции — Grondwet voor het Koningrijk der Nederlanden или Loi Fondamentale du Royaume. де Пей-Ба , основавший Соединенное Королевство Нидерландов , теперь расширяющий свое королевство за счет территории нынешнего штата Бельгия , которая снова отделилась от нее в 1830 году. Она включала ограниченный неукорененный билль о правах , которого были свобода религии , принцип habeas corpus , право подачи петиций и свобода печати основными положениями . В Лондонском договоре 1814 года союзники приказали первоначальному голландскому государству разработать новую конституцию. Он был одобрен новыми Генеральными штатами (состоящими из 55 членов) Северных Нидерландов, но отклонен большинством назначенных выборщиков (796 против 527) Южных Нидерландов . Однако, как указали 126, они были против из-за (они все еще считали слишком ограниченной) свободы религии, которая была обязательной в соответствии с Венским договором , который предписывал союз Северных и Южных Нидерландов, их голосов и тех, кто Мужчины, отказавшиеся голосовать, были добавлены к меньшинству, и благодаря этой позорной «голландской арифметике» Вильгельм почувствовал себя вправе провозгласить новое королевство.

Что касается политической структуры правительства, конституция 1815 года не сильно отличалась от ситуации во времена республики: 110 членов Палаты представителей ( нижней палаты ) Генеральных штатов, «Второй палаты», как ее до сих пор называют, по-прежнему назначались штаты-провинциалы (на три года; каждый год заменялась треть), которые сами заполнялись членами дворянства или назначались городскими советами, как и при старом режиме . Однако теперь некоторые сельские делегаты назначались во все штаты-провинции (вначале это справедливо только для Фрисландии ), а городские советы назначались коллегиями выборщиков , которые, в свою очередь, избирались избранной группой граждан мужского пола с хорошей репутацией и плативших определенную сумму. налогов, поэтому косвенно в систему была введена капелька демократии. Однако в целом администрация была монархической: король пожизненно назначал членов Сената , «Первой палаты», которую в насмешку называли « Королевским зверинцем». . В 1840 году, когда в связи с обретением независимости Бельгии возникла необходимость в новом пересмотре, первым шагом к более парламентской системе было введение уголовной ответственности министров.

Конституционная реформа 1848 г.

[ редактировать ]
Мемориальная доска в память о действиях Вильгельма II в 1848 году.

Конституцию в редакции, внесенной 11 октября 1848 года, часто называют оригиналом версии, действующей до сих пор. Под давлением революций 1848 года в соседних странах король Вильгельм II согласился с введением полной министерской ответственности в конституции , что привело к созданию системы парламентской демократии с Палатой представителей, избираемой непосредственно избирателями в рамках системы с одним победителем. избирательные округа . Парламенту было предоставлено право вносить поправки в правительственные законопроекты и проводить следственные слушания . Штаты-провинции, сами избираемые избирателями, большинством голосов назначали от каждой провинции членов сената из избранной группы граждан высшего сословия. Комиссия под председательством Йохана Рудольфа Торбеке была назначена для разработки проекта новой предлагаемой конституции, работа над которой была завершена 19 июня. Избирательное право было расширено (хотя все еще ограничено избирательным правом переписи населения ), как и билль о правах со свободой собраний , тайной переписки. , свобода церковной организации и свобода образования .

Расширение избирательного права

[ редактировать ]

В 1884 году произошла небольшая доработка. В 1887 году переписная система избирательного права была заменена системой, основанной на минимальном богатстве и образовании, что позволило предоставить право голоса постоянно растущей части мужского населения; поэтому это положение в то время получило прозвище « каучуковая статья». Интервал выборов в Палату представителей был изменен с двух (с заменой половины ее состава) на четыре года (с полной заменой теперь уже ста членов). Были расширены права избрания в Сенат. Любая мера наказания, не основанная на формальном законе, была запрещена.

В 1917 году, как и в 1848 году под влиянием напряженной международной ситуации, было введено всеобщее избирательное право мужчин в сочетании с системой пропорционального представительства для выборов в Палату представителей, советы штатов-провинций и муниципалитеты. Сенат по-прежнему избирался штатами-провинциями, но теперь также использовалась система пропорционального представительства, а не большинством голосов от каждой провинции. Христианско-демократические партии согласились на всеобщее избирательное право для мужчин в обмен на полное конституционное равенство в государственном финансировании государственных и конфессиональных школ, положив тем самым конец школьной борьбе . В результате пересмотра 1922 года всеобщее избирательное право было прямо закреплено в конституции после того, как оно уже было введено законом в 1919 году. Каждые три года половина членов Сената должна была избираться штатами-провинциями сроком на шесть лет. лет, используя систему пропорционального представительства.

Более поздние версии

[ редактировать ]

В 1938 году была произведена небольшая редакция, внесшая некоторые элементы модного тогда корпоративизма , предоставив конституционную основу государственным органам, регулирующим отрасли экономики. Предложение о возможности привлечения к ответственности «революционных» членов представительных органов, направленное против коммунистов и фашистов, не получило большинства в две трети.

После Второй мировой войны в 1946 году попытка упростить процедуру пересмотра не удалась. Однако было принято изменение, разрешающее отправлять призывников на колониальную войну в Голландской Ост-Индии . В редакции 1948 года была добавлена ​​совершенно новая глава, чтобы облегчить включение нового государства Индонезия в состав Королевства в рамках Союза Нидерландов-Индонезии . Вскоре это стало неактуальным, поскольку Индонезия разорвала все связи с Нидерландами в 1954 году. В результате пересмотра также была создана должность государственного секретаря , своего рода младшего министра , но полностью подчинявшегося определенному министру. В 1953 году были введены новые статьи, касающиеся международных отношений, поскольку Нидерланды отказывались от своей старой политики строгого нейтралитета. В редакции 1956 года конституция была изменена, чтобы обеспечить полную независимость Индонезии. Число членов Палаты представителей было доведено до 150, членов Сената — до 75. Пересмотр 1963 г. учитывал потерю Голландская Новая Гвинея – Индонезия. Возрастной ценз был снижен с 23 до 21 года. В 1972 году произошел небольшой пересмотр; главным изменением стало снижение избирательного возраста до 18 лет.

В 1983 году конституция была почти полностью переписана. Многие статьи были отменены. Были включены социальные права , большинство статей были переформулированы (главным исключением является статья 23 о все еще чувствительной свободе образования) с использованием новой единой юридической терминологии, и была изменена их последовательность. Билль о правах был расширен запретом на дискриминацию , запретом на смертную казнь , общей свободой выражения мнений , свободой демонстраций и общим правом на неприкосновенность частной жизни .

В 1987 году произошла незначительная доработка. В редакции 1995 г. было регламентировано введение профессиональной армии взамен призывной. В редакции 1999 г. предложение о проведении консультативного референдума было отклонено Сенатом. После незначительной доработки в 2002 году последние изменения были внесены в 2005 году; предложение о представлении выборного мэра было отклонено Сенатом.

Редакция

[ редактировать ]

Существуют существенные гарантии предотвращения беззаботного пересмотра конституции. Пересмотр конституции подается в обе палаты Генеральных штатов , Палату представителей и Сенат , где предлагаемый пересмотр должен быть принят (нормальным) большинством голосов. Предлагаемая поправка должна быть впоследствии поддержана обеими палатами большинством в 2/3 после всеобщих выборов в палату представителей (на практике большая часть поправок вносится незадолго до запланированных выборов). Всеобщие выборы и новая палата представителей гарантируют гражданам возможность косвенно голосовать за или против пересмотра закона.

Содержание

[ редактировать ]

Систематика и терминология

[ редактировать ]

Системы гражданского права характеризуются упором на абстрактные правила и методологию. После Второй мировой войны в голландском юридическом сообществе преобладало движение за то, чтобы быть полностью последовательными в этом и включать в себя всю прецедентную практику, накопленную за годы, в то время как старые своды законов, основанные на французском кодексе Наполеона, оставались в основном неизменными, в совершенно новый набор современных кодов. Наблюдалась общая тенденция стремиться к экономии стиля, ясности выражения, концептуальной связности и единству терминологии. Полный пересмотр конституции Нидерландов в 1983 году является частью этого процесса. В сочетании с отсутствием явной правовой доктрины результат может быть обманчивым, поскольку простая формулировка скрывает лежащую в ее основе неявную доктрину.

Поскольку не существует Конституционного суда, проверяющего законы и акты, противоречащие конституции, большая часть систематики сосредоточена на проблеме делегирования полномочий . Если бы законодательной власти было разрешено делегировать свои полномочия правительству или понижать децентрализованные органы, это поставило бы под угрозу демократическую легитимность и конституционную защиту граждан (поскольку граждане не имеют возможности обращаться в Конституционный суд). Таким образом, делегирование допускается только в том случае, если статьи содержат термины «регулировать» или «в силу закона»; в противном случае это запрещено. Однако само это правило, являющееся юридической доктриной, не включено в явном виде нигде в писаном законе и встречается только в официальных отчетах комиссий и комментариях министров, сопровождающих законопроект .

Глава 1: Основные права

[ редактировать ]

Глава 1 представляет собой в основном билль о правах . не существует нормативной иерархии В конституции : все основные права принципиально равны по ценности и важности. Некоторые права являются абсолютными, большинство из них может быть ограничено парламентским или «формальным» законом, многие могут быть ограничены путем делегирования ограничивающих полномочий. Они включают в себя:

  • Равенство перед законом и запрет дискриминации (статья 1). Эта статья запрещает любую дискриминацию по любому признаку, но допускает позитивные действия . Это право может быть ограничено законом только при наличии объективного, разумного основания для его ограничения. В этом случае суд решит, является ли закон подходящим, необходимым и соразмерным для достижения цели закона.
  • Гражданство, гражданство и право на проживание в стране (включая экстрадицию) указаны в статье 2.
  • Право быть назначенным на государственную должность и иметь множественное гражданство указано в статье 3.
  • Право голоса (статья 4). Это право может быть ограничено формальным законом; никакое делегирование не допускается.
  • Право (письменного) обращения (статья 5). Это древнее право является абсолютным и не может быть ограничено законом. Право на подачу петиций имеет в Нидерландах давнюю традицию; действительно, голландская война за независимость началась после того, как петиция была отклонена властями Габсбургов , а к благородным петиционерам относились презрительно как к «нищим» ( Geuzen ). Конституция 1815 года ограничила древнее право на письменные петиции, надеясь сократить типичный беспорядок, создаваемый большими группами делегатов. Тем не менее, такие публичные массовые петиции всегда оставались очень популярными. Право на обращение не предполагает сопутствующего права на ответ, но на практике все государственные органы имеют специальные комиссии, которые делают именно это. Часто петиции направляются королю, хотя система министерской ответственности не позволяет ему действовать самостоятельно; его секретарский кабинет передает такие петиции соответствующим министерствам.
  • Свобода религии (статья 6). Это право может быть ограничено формальным законом; возможно делегирование.
  • Свобода слова (статья 7). Эта статья была лишь частично изменена в редакции 1983 года, поскольку она была связана с очень сложной судебной практикой. Подстатья 1 содержит классическую свободу прессы . Любая цензура категорически запрещена. Однако формальный закон может иным образом ограничить эту свободу, например, сделав определенный контент наказуемым в соответствии с уголовным законодательством. Такие ограничивающие полномочия не могут быть делегированы нижестоящим административным органам, таким как муниципалитеты ; соответствующее право на распространение печатных материалов также может быть ограничено только формальным законом. Однако Верховный суд , тем не менее, постановил с 1950 года, что такие органы могут фактически ограничивать распространение материалов, если такое ограничение не основано на содержании этих материалов и не подразумевает полного препятствия каким-либо отдельным средствам распространения. Например, они могут ограничить распространение брошюр определенными часами по соображениям общественного порядка. Аналогичный порядок предусмотрен в подстатье 2 для теле- и радиовещания. Подстатья 3, добавленная в 1983 году, дает общее право на выражение мнения в тех случаях, когда речь не идет ни о печатной, ни о радиовещательной информации; это включает в себя свобода слова . Опять же, никакая цензура никогда не допускается, но в противном случае это право может быть ограничено формальным законом; В подстатье 3 прямо упоминается возможность ограничения просмотра фильмов несовершеннолетними до шестнадцати лет. Хотя передача полномочий невозможна, нижестоящие органы могут ограничить реализацию права по соображениям общественного порядка, если такие ограничения не основаны на содержании высказанных мнений. В подстатье 4 говорится, что коммерческая реклама не защищена статьей 7. Конституция Нидерландов не содержит свободы сбора информации .
  • Свобода объединений (статья 8). Это право может быть ограничено формальным законом, но только в целях охраны общественного порядка. Никакое делегирование не допускается. Почти любая организация, представляющая какую-либо мыслимую угрозу общественному порядку в самом широком смысле, запрещена до сих пор существующим Wet vereniging en vergadering («Законом об ассоциациях и собраниях») 1855 года, но этот закон лишь в очень редких случаях приводит к официальному роспуску организации. как юридическое лицо в соответствии с Гражданским кодексом. Правовая доктрина Нидерландов утверждает, что свобода объединений не защищает от принудительного членства в организациях, например, когда такое членство является условием для занятия определенной профессией.
  • Свобода собраний и свобода демонстраций (статья 9). Пересмотр 1983 года расколол старую комбинацию «свободы собраний и ассоциаций» и добавил первую к новой свободе демонстраций. Это право может быть ограничено формальным законом. Делегирование разрешено, но только для защиты общественного здоровья, дорожного движения и предотвращения общественных беспорядков.
  • Право на неприкосновенность частной жизни (статья 10). Это право, введенное в редакции 1983 года, является общим правом на защиту всякий раз, когда неприкосновенность личности находится под угрозой. Это право может быть ограничено формальным законом. Делегирование разрешено, но только в отношении баз данных . Статья налагает на правительство обязанность защищать от угрозы конфиденциальности, создаваемой возможным злоупотреблением базами данных (подстатья 2); и регулировать право лиц быть информированными о содержании таких баз данных, касающихся их личности, а также право исправлять возможные ошибки в таком содержании (подстатья 3).
  • Насилие над (человеческим) телом (статья 11). Это право, введенное в редакции 1983 года, может быть ограничено формальным законом; делегирование разрешено. Это право является подвидом общего права на личную неприкосновенность, выраженного в статье 10, поэтому между этими двумя понятиями не предполагается никакой дихотомии. Он защищает от таких нарушений, как принудительные медицинские эксперименты, телесные наказания, пытки и нанесение увечий. Оно не заканчивается смертью и поэтому требует правовой основы для донорства органов .
  • Запрещение незаконного проникновения в жилище без получения разрешения жильца (статья 12). Хотя эта статья часто представляется как общее «право на жилище», на самом деле эта статья больше основана на том принципе, что власти действительно имеют фундаментальное право на вход в жилище, но этому необходимо предоставить юридическую основу. В законе должно быть указано, в каком случае и въезд каких лиц является законным. Делегирование разрешено. Голландские суды склонны отдавать предпочтение практичности полицейского расследования, поэтому эта статья не имела особой защитной ценности. [ нужна ссылка ]
  • Тайна связи (статья 13). Подстатья 1 содержит тайну переписки . Это может быть нарушено только по приказу судьи и только в тех случаях, которые предусмотрены формальным законом. Никакое делегирование не допускается. Судьей, о которой идет речь, редко является суд, а на практике судья, ведущий расследование ( rechter-commissaris ). Уголовный кодекс Нидерландов обеспечивает дополнительную защиту этого права, поскольку некоторые виды его нарушений наказываются как преступления. Подстатья 2 содержит тайну общения по телефону и телеграфу. Это право может быть ограничено законом; такой закон должен указывать, какие лица имеют право допускать нарушение. Никакое делегирование не допускается. В большинстве случаев компетентным органом обладает следственный судья. С девяностых годов существует доктринальный консенсус о том, что это право распространяется на общение по сотовым телефонам , но ранее это оспаривалось.
  • Запрет на незаконную экспроприацию (статья 14). Конституция Нидерландов не содержит общего права на собственность . Это защищали сменявшие друг друга правительства, утверждая, что такое право настолько фундаментально для голландского общества, что излишне упоминать его явно. Экспроприация допускается только в общественных интересах и при условии, что предварительно даны формальные гарантии (полного) возмещения, а это означает, что должна быть определена некоторая точная сумма. Оно должно быть основано на законе; делегирование допускается, но только в отношении процедуры определения возмещения, а не экспроприации как таковой. Однако в подстатье 2 говорится, что в чрезвычайной ситуации предварительное заверение не требуется — в таких случаях сумма компенсации будет определена позже. Подстатья 3 распространяет это положение на случаи уничтожения, частичного повреждения, полной утраты и ограничения права на собственность, вызванные компетентным органом в целях обслуживания общественных интересов. Обычные случаи ущерба регулируются Гражданским кодексом.
  • Право на свободу (статья 15). Это право может быть ограничено формальным законом. Делегирование разрешено после редакции 1983 года. Подстатья 2 гарантирует доступ к компетентному судье для любого задержанного; этот судья имеет право отдать приказ об освобождении задержанного, как в доктрине общего права habeas corpus . Фактически все соответствующие законы предписывают властям получить одобрение судьи в течение определенного срока, но запрещают задержанному доступ по его собственной инициативе до тех пор, пока этот срок не будет достигнут. Подстатья 3 содержит уголовно-правовое обязательство властей обеспечить проведение судебного разбирательства и его завершение в течение разумного периода времени. Это право не может быть ограничено законом. На самом деле в голландском уголовном кодексе есть лазейки, позволяющие откладывать судебные разбирательства на неопределенный срок. [ нужна ссылка ] Подстатья 4 гласит, что все основные права задержанного могут быть ограничены в интересах его содержания под стражей.
  • Nulla poena sine praevia lege (статья 16). Этот фундаментальный принцип законности (который требует, чтобы никто не был наказан за действия, не запрещенные законом), уже присутствующий в Уголовном кодексе и внесенный в конституцию в редакции 1983 года, является абсолютным и не может быть ограничен законом. Однако в то же время в конституцию была добавлена ​​дополнительная статья IX, делающая исключение для военных преступлений и преступлений против человечности .
  • Ius de non evocando (статья 17). Это древнее право гласит, что никто не может против своей воли быть удержан от компетентного суда. Оно не может быть ограничено законом, но закон решает, какой суд является компетентным.

В дополнение к этим классическим правам пересмотр 1983 года ввел ряд социальных прав. Различие между этими двумя категориями не основано строго на какой-либо правовой доктрине, и фактически статьи о социальных правах содержат множество прав свободы. Социальные права – это:

  • Право на защиту (статья 18). Подстатья 1 содержит право свободы: каждый имеет право на юридическую помощь или представительство в суде или во время административного обжалования. Это право является абсолютным и не может быть ограничено законом. Тем не менее, закон может налагать квалификационные требования к законным представителям, например, только адвокатам разрешено представлять интересы. Подстатья 2 содержит право нуждающихся на юридическую помощь. Это право может быть ограничено формальным законом; делегирование разрешено. Однако доктрина гласит, что государство имеет абсолютную обязанность предоставлять минимальную юридическую помощь.
  • Трудовые права (статья 19). Подстатья 1 налагает на правительство обязанность обеспечивать достаточную занятость. Это не подразумевает права человека на трудоустройство. Подстатья 2 требует принятия законов, касающихся правового положения работников, включая защиту работников от несчастных случаев и участия рабочих . Подстатья 3 содержит общее право на свободу труда . Это право может быть ограничено формальным законом; делегирование разрешено. Это право ограничено лицами, имеющими голландское гражданство, поэтому в принципе иностранным гражданам может быть отказано в доступе на рынок труда. Закон фактически запрещает такой доступ нелегальным иммигрантам и лицам, ищущим убежища .
  • Благосостояние народа (статья 20). Подстатья 1 налагает на правительство обязанность обеспечивать существование населения и адекватное распределение богатства. Подстатья 2 требует принятия законов, касающихся прав на социальное обеспечение. Делегирование разрешено. Подстатья 3 содержит право на социальное обеспечение для обездоленных. Это право может быть ограничено формальным законом; делегирование разрешено. Правительство обязано принять закон, реализующий это право. Это право ограничено гражданами Нидерландов, проживающими в Нидерландах.
  • Охрана окружающей среды (Статья 21) Эта статья налагает на правительство обязанность обеспечивать пригодность земель для проживания, включая общую инфраструктуру и особенно жизненно важные средства морской защиты, а также защиту и улучшение окружающей среды. Доктринальный консенсус гласит, что «улучшение» подразумевает, что правительству не разрешено делать экологические законы гораздо менее строгими.
  • Здравоохранение , жилищное строительство, культура и отдых (статья 22). Это комплексная статья, объединяющая права, которые были слишком важны, чтобы оставаться неупомянутыми, но слишком незначительными, чтобы гарантировать статус отдельной статьи. Подстатья 1 налагает на правительство обязанность улучшать здравоохранение. Подстатья 2 касается условий проживания, а подстатья 3 — «культурной самореализации» и рекреационной деятельности.
  • Свобода образования (статья 23). Голландская система образования характеризуется идеологическими разногласиями. В конституциях 1814 и 1815 гг. был выражен принцип нейтрального государственного образования; даже в частных школах полное религиозное образование было запрещено. Родители, желавшие, чтобы их дети получили формальное религиозное обучение, были вынуждены отправлять их на специальные библейские занятия в воскресных школах . В ревизии 1848 г. впервые была выражена свобода образования. Однако это было негативное право: родители могли позволить своим детям учиться в конфессиональных школах, но должны были платить за это сами, тогда как государственные школы предлагали бесплатное образование. По мере того как структура правительства становилась все более демократичной, эта система оказалась несостоятельной в постепенно становившемся все более « столбовым » голландском обществе. Школьная система стала центральным полем битвы политических перемен: школьная борьба между элитарными нейтральными либералами и консерваторами, ориентированными на массы. конфессиональные протестанты и католики и, в конечном итоге, социалисты . с другой стороны, [2] В 1889 г. была введена система финансирования конфессиональных школ; в редакции 1917 года это было оформлено гарантией полного конституционного равенства между государственными и специальными школами : « Пацификация» . Даже в 1983 году этот вопрос оставался настолько чувствительным, что правительство и парламент не смогли прийти к консенсусу по поводу измененной редакции. В результате статья 23 осталась без изменений. Таким образом, это находится за пределами единой терминологии и систематики обновленной конституции: некоторые элементы статьи 23 являются абсолютными правами, другие могут быть ограничены законом, для некоторых это ограничение может быть делегировано нижестоящим административным органам — но это невозможно понять из в самой статье какова ситуация по каждому элементу; это можно узнать только из прецедентного права и доктрины. Абсолютным является само право на образование (подстатья 2), равенство между государственными и специальными школами и обязанность государства финансировать их все. Право на образование – это прежде всего право давать образование любого рода; право на образование рассматривается как производное; родители свободны в выборе школы. Это право подразумевает право основывать школы, право свободно выбирать основную религию или жизненную философию и право организовывать их в соответствии с такой религией или философией. Таким образом, не все «специальные» школы являются конфессиональными; некоторые из них, например, антропософские или платонические . Все они должны финансироваться государством и при строжайшем равенстве (подстатья 7); до недавнего времени закон утверждал, что это равенство было номинальным, а это означало, что если муниципалитет тратил определенную сумму на одного учащегося в государственных школах, точно такая же сумма должна была быть потрачена в его специальных школах. Это право может быть ограничено формальным законом, предусматривающим установление минимальных требований к качеству (подстатья 5) как в отношении уровня образования, так и в отношении уровня организации. Часть этих полномочий фактически делегирована нижестоящим органам; Одним из переломных моментов 1983 года стал отказ парламента отразить это в конституции. Обязанность государства (в равной степени) финансировать ограничивается бесплатным обязательное образование (в настоящее время до шестнадцати лет); Однако в подстатье 7 говорится, что закон будет определять условия, при которых будет финансироваться необязательное образование; неудивительно, что на самом деле в этой области также существует строгое равенство. Подстатья 1 выражает социальное право на то, что образование в целом является постоянной заботой правительства; Подстатья 4 гласит, что муниципалитеты обязаны обеспечить достаточное количество начальных школ .

Глава 2: Правительство

[ редактировать ]

Конституционная доктрина Нидерландов утверждает, что король и министры вместе образуют правительство, и это неделимо, так что король в любых своих публичных действиях, всегда действуя под министерской ответственностью, не является главой правительства , но полностью его воплощает. король является Однако главой государства , и поэтому королю в этом качестве посвящен специальный параграф.

§1: Король
[ редактировать ]

Статья 24 предусматривает, что существует королевская власть и что эта королевская власть принадлежит Вильгельму I Нидерландскому и его законным преемникам. Статьи 25 и 26 регулируют порядок наследования голландского престола ; с 1983 года женщины-преемницы имеют равные права на престол. Дальнейшие статьи регулируют отречение (статья 27); парламентское одобрение королевского брака под страхом утраты права на престол (ст. 28); исключение недееспособных возможных наследников (ст. 29); назначение наследника при отсутствии наследников (ст. 30 и 31); присяга и инаугурация в столице Нидерландов Амстердаме ; (ст. 32) возраст королевского совершеннолетия - восемнадцать лет (ст. 33); опека над несовершеннолетним королем (ст. 34); заявление парламента о недееспособности короля (статья 35); временный отказ от осуществления королевской власти (ст. 36); регентство (ст. 37 и 38); членство в Королевском доме (на практике в основном состоящем из членов Оранской палаты ) (ст. 39); его оплата (ст. 40) и организация королевский дом королем (ст. 41).

§2: Король и министры
[ редактировать ]

Статья 42 устанавливает основные принципы голландского правительства: оно формируется королем и министрами (подстатья 1) и что «король неприкосновенен; министры несут ответственность» (подстатья 2). До 1848 года неприкосновенность короля трактовалась как судебная: его ни по каким причинам нельзя было судить в суде. Это по-прежнему так, но министерская ответственность подразумевает, что после пересмотра 1848 года существует прежде всего политическая неприкосновенность. Это означает, что король не может действовать в публичном качестве без одобрения министров: внешняя политика правительства всегда представлена ​​ответственным министром, который, если он почувствует, что личное влияние короля в ней угрожает стать слишком преобладающим, должен уйти в отставку, если он не может этого сделать. предотвратить это; то, что происходит внутри страны между королем и министрами, является тайной Короны, и она никогда не будет разглашаться. [ нужна ссылка ] То немногое из этого, тем не менее, привлекло внимание общественности, показывает, что распространенное представление о том, что королевская власть со времен правления Вильгельма III в Нидерландах фактически была почти полностью церемониальной, не подтверждается фактами. [ нужна ссылка ] Часто предполагается, что все члены Королевского дома несут «министерскую ответственность». [ нужна ссылка ]

Премьер -министр и министры назначаются и освобождаются от должности Королевским указом (статья 43). Такие указы также подписываются самим премьер-министром, который подписывает свои назначения и назначения других лиц (статья 48). Королевский указ также учреждает министерства (статья 44), которые, как правило, очень различаются по количеству и масштабам, а также вневедомственных министров (подстатья 2), которые официально не имеют министерства, но которым фактически назначается необходимый персонал и которые подписывают и несут ответственность за частичный бюджет. Министры вместе образуют Совет министров (статья 45) под председательством премьер-министра (подстатья 2), который собирается (фактически еженедельно) для обеспечения единства общей государственной политики (подстатья 3). Хотя этот совет существует с 1823 года, он упоминается только после редакции 1983 года; его конституционные полномочия как таковые практически равны нулю. [ нужна ссылка ] Судебное разбирательство является секретным в течение пятидесяти лет. Внешне совет действует так, как будто между всеми министрами существует полное согласие: так называемая «однородность». Королевским указом назначаются государственные секретари (статья 46); они подчиняются определенному министру, который несет полную ответственность за их действия (подстатья 2). Все законы и королевские указы должны быть скреплены подписью ответственного министра(ов) или государственных секретарей (статья 47). Контрподпись стала обязательной после редакции 1840 г. С 1983 г. такие законы и указы также должны быть подтверждены подписью; обычно предполагается, что эти действия совпадают. Все министры и государственные секретари должны принести присягу очищения (заявив, что не давали никому взяток для получения своей должности и не давали взяток для совершения определенных действий, находясь на своем посту) и присягали на верность Конституции (статья 49).

Отдельные министры не обладают (общей) исполнительной властью, кроме той, которая предоставлена ​​им специальным законом. [ нужна ссылка ]

Глава 3: Генеральные штаты

[ редактировать ]
§1: Организация и состав
[ редактировать ]

Статья 50 гласит, что существуют Генеральные штаты и что они представляют весь народ Нидерландов. Таким образом, проводится четкое различие между ситуацией в конфедеративной Голландской республике , когда Генеральные штаты представляли провинции . Доктрина утверждает, что статья также предполагает, что политические партии должны отдавать приоритет общественным интересам, а не конкретным интересам своих избирателей. В статье 51 указано, что Генеральные штаты состоят из Палаты представителей Нидерландов ( нижняя палата ), Второй палаты из 150 членов и Сената ( верхняя палата ), Первой палаты из 75 членов — в конституции намеренно упоминается Палата представителей. первым, чтобы подчеркнуть своего политического примата. В подстатье 4 упоминается, что обе палаты могут собраться на неделимую Объединенную ассамблею из 225 членов, совместное заседание, необходимое для совершения некоторых действий, таких как назначение нового короля в случае отсутствия королевских наследников. Когда в Объединенной Ассамблее председатель Сената является президентом Генеральных штатов (статья 62); Палата представителей пыталась изменить это в редакции 1983 года, но дважды потерпела поражение от Сената, защищающего свою привилегию. Палаты заседают сроком на четыре года (статья 52). Они избираются на основе пропорциональное представительство (статья 53) и тайное голосование (подстатья 2). Палата представителей избирается всеми гражданами Нидерландов старше восемнадцати лет (статья 54), за исключением тех, кто был дисквалифицирован по приговору суда в рамках наказания за преступление, или тех, кто был признан судом недееспособным из-за невменяемости. (подстатья 2). Формальный закон может ограничивать право голоса только гражданами, проживающими в стране, но в настоящее время этого не делает. Сенат избирается провинциальными штатами (статья 55).

Чтобы иметь право быть избранным, необходимо иметь голландское гражданство, быть старше восемнадцати лет и не быть лишенным права голоса (статья 56); существуют также определенные несовместимости функций (статья 57), наиболее важным из которых является то, что министр, не принадлежащий к представительскому кабинету, не может быть членом Генеральных штатов, что резко контрастирует с ситуацией в Соединенном Королевстве или Германии , но в линия с Соединенными Штатами . Этот принцип лежит в основе политического дуализма голландской политики. Палаты исследуют верительные грамоты новых членов, в данном случае письменное подтверждение центрального избирательного пункта о том, что они действительно получили необходимое количество голосов. После расследования новые члены приносят четыре присяги: присягу очищения, присягу на верность Конституции и присягу лояльного исполнения своих обязанностей, как того требует статья 60; Присяга на верность Королю и Статуту требуется статьей 47 Статута Королевства, высшей Конституции Королевства. Все остальные вопросы, касающиеся выборов, регулируются формальным законом; делегирование возможно (статья 59).

Каждая палата назначает своего президента из числа своих членов (статья 61) и секретаря, а не из своих членов; никакие должностные лица Генеральных штатов не могут быть членами штатов (подстатья 2). Закон регулирует вознаграждение членов; возможно делегирование; такой закон может быть одобрен только большинством в две трети голосов (статья 63).

Статья 64 гласит, что правительство может распустить каждую палату королевским указом. В течение трех месяцев должны быть проведены выборы (подстатья 2). Срок полномочий новой Палаты представителей после роспуска определяется законом и не должен превышать пяти лет (подстатья 4). Роспуск вступает в силу только тогда, когда собирается новая Палата, чтобы избежать периода без представительства. Роспуск парламента был в XIX веке инструментом правительства для разрешения конфликта с Палатой представителей путем передачи вопроса на рассмотрение избирателя. Между 1866 и 1868 годами был разработан неписаный закон, запрещающий делать это более одного раза по одному и тому же вопросу. Последний случай произошел в 1894 году. В 20 веке такое «разрешение конфликтов» заменялось «разрешением кризиса» всякий раз, когда политическая коалиция распадалась и не могла быть примирена; затем правительство уходит в отставку и вместо того, чтобы попытаться найти новое коалиционное большинство, решает провести новые выборы, обычно в соответствии с пожеланиями самого парламента. Раньше для организации выборов обычно формировался «временный кабинет», но этого не происходило с 1982 года.

§2: Процедуры
[ редактировать ]

Статья 65 гласит, что парламентский год открывается в третий вторник сентября ( Prinsjesdag ) королем, произносящим тронную речь . В тот же день министр финансов представляет годовой государственный бюджет. Заседания Генеральных штатов являются открытыми (статья 66), но заседания будут тайными ( в закрытом порядке ), когда соответствующая Палата примет такое решение (подстатья 3), которое может быть предложено десятой частью кворума или Президентом, на котором предложение немедленно закрывает двери для голосования (подстатья 2). Обычно для начала заседания или принятия какого-либо решения имеется кворум в размере половины (статья 67). Решения принимаются большинством (более половины голосов, подстатья 2) и без мандата (подстатья 3) — отсылка к ситуации при республике, когда каждый делегат должен был голосовать по указанию дворян или городских советов, которые он представлял. По требованию одного члена голосование должно быть устным и поименным ; ни один член не может воздержаться.

Генеральные штаты имеют абсолютное право на получение информации от правительства в письменной или личной форме, только конституционно ограниченное интересами государства, такими как национальная безопасность (статья 68). Доктрина утверждает, что могут также существовать «естественные препятствия», оправдывающие то, что служитель не может ответить на вопросы, например, то обстоятельство, что он просто не знает ответа, что он уже ответил или что он собирается ответить гораздо более полно, выдача письменного заключения по вопросу. Еще одним доктринальным ограничением является министерская ответственность: министр не обязан предоставлять информацию по теме, за которую отвечает не он, а его коллега . Члены правительства имеют доступ на заседания и могут свободно участвовать в обсуждениях (статья 69); они также могут быть приглашены для этого Палатами (подстатья 2). Такое приглашение по сути является приказом: члены правительства не имеют права отказаться. Однако они имеют право пригласить любого эксперта для оказания помощи им в обсуждениях (подстатья 3). Все лица, участвующие в работе парламента или заседаниях парламентских комиссий, имеют юридический иммунитет в отношении любого сообщения, сделанного ими в устной или письменной форме (статья 71). В противном случае депутаты не имеют депутатской неприкосновенности .

Генеральные штаты имеют право расследования (статья 70). Они могут большинством голосов уполномочить комиссию, которая на публичных или тайных слушаниях может расследовать любой вопрос. Любой человек в Королевстве обязан явиться и ответить на их вопросы; не подчиняться — преступление. Это право может быть ограничено формальным законом; возможно делегирование. С 1848 года было проведено шестнадцать таких расследований, одно из них — о событиях Второй мировой войны , длившейся с 1947 по 1956 год.

Каждая палата определяет свои собственные правила процедуры (статья 72). Поскольку законодательная власть в Нидерландах формируется совместно парламентом и правительством, настоящие Правила процедуры не являются формальными законами, а имеют особый «правовой» статус.

Глава 4: Государственный совет, Счетная палата, Национальный омбудсмен и постоянные консультативные коллегии

[ редактировать ]

Глава 4 охватывает некоторые другие высшие государственные советы, помимо парламента. Важнейшим из них является Государственный совет ( Raad van State ). Любое предложение закона в самом широком смысле и любой предлагаемый договор в принципе сначала представляются Государственному совету для юридического комментария; это может быть ограничено формальным законом, который, однако, делает это только в тривиальных случаях (статья 73). Хотя официально такой комментарий является всего лишь советом, очень редко законопроекты остаются неизменными, если решение совета отрицательное. Совет рассматривается как страж качества законодательства; ни один министр не может игнорировать его мнение без пагубных последствий для своей репутации. Таким образом, Совет фактически определяет законодательный процесс. Совет также действует как высший суд по административным апелляциям (подстатьи 2 и 3); Таким образом, последнее слово в том, как фактически управляется страна, остается за ним, хотя это и ограничивается тем фактом, что такие апелляции могут подаваться только на формальных или процедурных основаниях. Большое влияние совета не всегда оценивается внешними и внутренними наблюдателями. Если Король не может осуществлять королевскую власть, и пока еще нет регента, королевскую власть осуществляет Совет (статья 38). Официально совет возглавляет король (статья 74); ввиду министерской ответственности он фактически делает это только в особых случаях: обычно нынешний председатель является вице-президентом совета, которого журналисты иногда называют «вице-королем Нидерландов». Вероятный наследник становится членом Совета по достижении восемнадцатилетнего возраста и часто присутствует на заседаниях. Закон может предоставить право присутствовать другим членам Королевского дома; фактически это определяет, что ни они, ни наследник не имеют права голоса. Члены совета Staatsraden назначаются королевским указом пожизненно (подстатья 2); они могут быть уволены по требованию Указом или в случаях, определенных законом, самим Советом, а законом может быть установлен возрастной предел (подстатьи 3 и 4). Компетенция, организация и состав совета регулируются законом; делегирование возможно (статья 75). Эта компетенция может выходить за рамки функций, указанных в статье 73; в этом случае делегирование не допускается (подстатья 2). Количество По закону Staatsraden состоит максимум из 29 обычных членов и 50 чрезвычайных членов.

Второй — Счетная палата ( Algemene Rekenkamer ). Его задачей является проведение финансовых проверок (статья 76). Члены назначаются пожизненно Королевским указом из короткого списка из трех человек, предложенного Палатой представителей (статья 77). Они могут быть уволены по требованию Указом или по достижении определенного законом возраста (подстатья 2); или уволен Верховным судом в некоторых других случаях, предусмотренных законом (подстатья 3). Закон определяет организацию, состав и компетенцию Счетной палаты (статья 78); возможно делегирование; это может превышать функции, указанные в статье 76; в этом случае делегирование не допускается (подстатья 2). затрат эффективности Фактически Счетная палата не только проводит финансовый аудит, но и анализ ; он также сообщает об эффективности всей государственной политики посредством аудита эффективности . Голландская правовая доктрина предполагает четкое различие между отчетами об эффективности и результативности, и это отражается в двух отдельных типах проводимых расследований. Бюджет как таковой всегда официально утверждается, даже с «комментариями» при обнаружении нарушений; тогда они должны быть исправлены специальным законом. Отчеты об эффективности, подготовленные очень подробно, в условиях полной независимости и без малейшего учета политической чувствительности, придали Счетной палате большое политическое влияние, даже большее, чем британское Национальное контрольно-ревизионное управление .

Третья функция – национальный омбудсмен , относительно новая функция; он может по своей инициативе или по требованию кого-либо расследовать действия государственных органов или иных органов власти, предусмотренных законом; это указание может быть делегировано (статья 78а). Омбудсмен . и его заместитель назначаются Палатой представителей на определенный период времени, определяемый законом Они в любом случае увольняются Палатой представителей по требованию и по достижении определенного возраста (подстатья 2). Закон определяет компетенцию омбудсмена и порядок его деятельности; делегирование разрешено (подстатья 3). Его компетенция может быть по закону определена выше, чем указано в подстатье 1; делегирование разрешено (подстатья 4) — в отличие от порядка, предусмотренного для Государственного совета и Счетной палаты.

В конституции есть общая статья 79, устанавливающая создание других консультативных органов, «постоянных консультативных коллегий». Закон регулирует организацию, состав и компетенцию этих органов (подстатья 2); другие полномочия, помимо просто консультативных, могут быть предоставлены законом (подстатья 3); в обоих случаях делегирование разрешено. Раньше таких консультативных органов было очень много; после 1996 года их число в целях экономии снова сократили до нескольких. Рекомендации всех органов, указанных в Главе 4, в принципе являются публичными; закон регулирует способ его публикации; делегирование допускается (статья 80); он передается в Генеральные штаты (подстатья 2).

Глава 5: Законодательство и администрация

[ редактировать ]
§1: Законы и другие предписания
[ редактировать ]

Законодательный орган формируется правительством (т.е. королем и министрами) и Генеральными штатами в сотрудничестве (статья 81), хотя термин «законодательный орган» фактически не используется: в статье просто говорится, что правительство и Генеральные штаты вместе принимают законы. Это означает, что голландскую концепцию «формального закона» нельзя просто приравнивать к «Парламентскому акту», поскольку правительство и парламент действуют в унисон при создании законов. В конституционной системе Нидерландов нет решающего референдума , хотя иногда проводятся консультативные референдумы, как в 2005 году, на котором народ посоветовал отклонить Европейскую конституцию ; Таким образом, голландский народ не является прямым законодателем.

Законопроекты представляются Королем или Палатой представителей, которая, таким образом, имеет право инициативы (статья 82). Некоторые законопроекты должны быть представлены Генеральными штатами в Ассамблее Организации Объединенных Наций (подстатья 2). Сенат не может предлагать закон. Фактически министры могут действовать только через короля, который отправляет королевское послание (статья 83), содержащее предложение, которое подписывается только им самим, то есть без контрассигнации. Палата представителей имеет право вносить поправки ; правительство тоже может внести поправки (статья 84). Только Сенат может принимать или отклонять законы в полном объеме (статья 85) при поддержке ответственного министра или членов Палаты представителей, взявших на себя инициативу предложить закон; однако на практике он может отправить предложение обратно с просьбой новеллу принять Палату представителей , что фактически является поправкой к закону. Законопроекты могут быть отозваны инициатором до их принятия (статья 86), но только большинством голосов Палаты представителей, если законопроект был представлен некоторыми членами Палаты представителей и принят Палатой представителей. Законопроекты становятся действительными законами после их принятия Парламентом и утверждения Королем (статья 87). Обычно предполагается, что это также соответствует требованию подписи в соответствии со статьей 47. Подтверждение требует подписи и министерской подписи, но также должен быть подписан и скреплен более старым Королевским указом, предписывающим опубликовать закон в специальном издании, Staatsblad van het Koninkrijk der Nederlanden ( Бюллетень законов, приказов и указов Королевства Нидерландов , также называемый Бюллетенем законов и указов ). Только после такого опубликования закон приобретает внешнюю обязательную силу (статья 88).

В конституционной системе Нидерландов существует не только формальный закон; признаются также другие общеправительственные постановления, обязательные для исполнения гражданином; всеобъемлющая концепция называется «материальным законом». Эти другие правила представляют собой «другие предписания», упомянутые в заголовке § 1. Только самая важная из них прямо упоминается в конституции, в статье 89: Algemene maatregelen van bestuur , «Общие административные постановления». Чтобы избежать доктринальных разногласий относительно того, какие именно приказы охватываются этой концепцией, был достигнут консенсус в отношении того, что можно применять строгое формальное определение: все общие приказы, изданные Королевским указом (подстатья 1), которые были представлены Совету министров и Государственного совета и были опубликованы Staatsblad , являются общими административными распоряжениями. После Второй мировой войны постепенно сложился доктринальный консенсус, согласно которому все общие королевские указы должны соответствовать этим условиям, чтобы иметь силу, и что более ранняя практика издания общих королевских указов без соблюдения этих трех формальностей - такие указы, общие или иные, называются « незначительные королевские указы» — больше не могут привести к постановлениям, имеющим обязательную силу для граждан. С 1889 года конституция определяет, что все предписания уголовного характера должны основываться на формальном законе и что этот закон налагает наказания (подстатьи 2 и 4). Сюда входят королевские указы и, следовательно, общие административные распоряжения. Однако сложился доктринальный консенсус в отношении того, что все общие административные постановления, а не только те, которые имеют уголовное содержание, должны быть основаны на формальном законе, чтобы иметь силу, с полномочиями по регулированию, делегированными таким законом.

§2: Другие предписания
[ редактировать ]

Второй абзац главы 5 содержит несколько статей разного административного содержания; но они не то же самое, что «другие предписания» § 1; редактирование заголовков обычно рассматривается как запутанное и неудачное в этом отношении. Большинство статей § 2 объединены в связные группы.

Первая из этих групп состоит из статей, касающихся международного права и договоров. Статья 90 гласит, что обязанностью правительства является содействие международному верховенству права . Нидерланды являются домом для нескольких международных судов . Доктрина утверждает, что эта статья также приписывает общее право заключать договоры. Статья 91 гласит, что Королевство не будет связано договором без предварительного одобрения Генеральных штатов, за исключением тех случаев, когда закон определяет, что такое одобрение не требуется. Такое одобрение может быть молчаливым (подстатья 2). Несмотря на это, если при заключении договора не сделана оговорка об одобрении или если договор не содержит положения о ратификации, договоры в соответствии с международным правом являются обязательными при заключении. Таким образом, данную статью следует рассматривать как налагающую на правительство обязанность принять такую ​​оговорку или положение. Подстатья 3 определяет, что если договор противоречит Конституции, он должен быть одобрен большинством в две трети обеих палат. Вопрос о существовании такого конфликта решают Генеральные штаты; статья 6 Нижнего Rijkswet goedkeuring en bekendmaking verdragen определяет, что это решение снова должно приниматься на основании специального формального закона. Специальная имплементация закона Маастрихтского договора 1992 года определяет, что некоторые решения Европейского сообщества , имеющие силу договора, должны быть одобрены парламентом еще до самого заключения. По договору законодательные, административные и судебные полномочия могут быть предоставлены организациям, созданным в соответствии с международным правом (статья 92). Это делалось во многих случаях, например, в странах Бенилюкса , Европейском Сообществе, Организации Объединенных Наций , Совете Европы и НАТО .

Согласно нынешней доктрине « договорного монизма », договоры в голландской правовой системе в принципе имеют самоисполнимую силу; не требуется никаких особых преобразований путем внедрения специального закона, как в странах с «дуалистической» системой (таких как Великобритания). Однако, когда в 1953 году в последний раз пересматривались настоящие статьи, посвященные этой теме, доктрина разделилась, и некоторые защищали более дуалистическую позицию, позицию «ограниченного монизма». Они потребовали, чтобы конституция была нейтральной по этому вопросу, и это привело к некоторым неудачным результатам. Первоначально правительство предполагало, что статья 93, гласящая, что договоры общеобязательного характера будут иметь обязательную силу только после их публикации, будет просто гарантией, защищающей гражданина от обязанностей, налагаемых на него таким договором. Однако «ограниченные монисты» считали, что только такие опубликованные договоры являются самоисполнимыми и что, таким образом, статья 93 является основой всего договорного монизма; Чтобы успокоить их, правительство заявило, что эту статью в любом случае следует читать как охватывающую также договоры, предоставляющие права гражданину и налагающие обязанности на правительство. Непреднамеренным результатом стало то, что правительство могло в принципе лишить гражданина прав, не опубликовав договор. Статья 94 определяет, что правовые предписания неприменимы, если они противоречат договорам общеобязательного характера. Это означает, что законы можно проверять на соответствие договорным нормам и обязательствам. Однако голландские суды очень неохотно делали это, ограничивая это случаями, когда договор вообще не оставил правительству никакой свободы политики, или серьезными формальными и процедурными дефектами. Прецедентное право очень сложное и противоречивое, осложняющееся тем, что фраза «общеобязательный характер» в обеих статьях подразумевает одно и то же значение. Статья 95 гласит, что закон регулирует публикацию договоров или (обязательных) решений международных организаций; делегирование разрешено.

Вторая группа статей состоит из статей, касающихся национальной безопасности. До пересмотра 1983 г. они были объединены в отдельную главу 10; статьи как таковые остались в основном неизменными в 1983 году, но, наконец, были полностью пересмотрены в 2000 году. Статья 96 гласит, что предварительное одобрение Генеральных штатов необходимо для того, чтобы правительство (с 1983 года уже не король) могло объявить, что Королевство находится в состоянии кризиса. состояние войны . Это одобрение должно быть дано Объединенной Ассамблеей (подстатья 3), поскольку было бы очень неловко, если бы Палата представителей одобрила, но Сенат отказал в одобрении. Если существующие условия войны делают такое одобрение невозможным, оно не требуется. Действительно, в любом случае одобрение не имеет особой ценности: предметом статьи не является классическое объявление войны , поскольку такое объявление в соответствии с доктриной может представлять собой военное преступление , подразумевая агрессивную войну, запрещенную международным правом. Это простая декларативная констатация факта, не имеющая юридических последствий, о том, что возникла военная ситуация. Доктрина многих других стран не делает такого различия. Статья 97 гласит, что силы обороны существуют для защиты Королевства и его интересов, а также для поддержания и развития международного верховенства права; Подстатья 2 определяет, что высшую власть над этими силами обороны осуществляет правительство; таким образом, нет конституционного верховный главнокомандующий . Эти силы обороны состоят из добровольцев и могут содержать призывников (статья 98). Со времен Наполеона воинская повинность была правилом, а добровольная служба – исключением; теперь это было изменено, чтобы обеспечить создание полностью профессиональной армии в 1997 году. Однако действие старых законов, регулирующих призыв на военную службу, было лишь приостановлено, чтобы их можно было возобновить в случае чрезвычайной ситуации; это закреплено в подстатье 2 конституционной основы; делегирование разрешено. Неизменным осталось положение статьи 99, в котором говорится, что закон регулирует освобождение от военной службы лиц , отказывающихся от военной службы по убеждениям ; делегирование разрешено. В 2000 году была добавлена ​​новая статья 99а, согласно которой закон должен регулировать гражданскую оборону ; старая правовая система, регулирующая этот вопрос, была в значительной степени упразднена после окончания Холодной войны . Делегирование разрешено. Правительство должно информировать Генеральные штаты о любом предполагаемом развертывании голландских войск за рубежом, помимо обязательств по договору об обороне, таким образом, чтобы защитить международное правопорядок и гуманитарные миссии (статья 100). В чрезвычайной ситуации такая информация может быть предоставлена ​​постфактум. И правительство, и парламент были склонны представлять эту обязанность как своего рода скрытое одобрение, поскольку в принципе парламент мог заставить правительство отменить миссию, но Государственный совет ясно дал понять, что это, по крайней мере, формально, не так. Статья 101 (мобилизация) была отменена в 1995 году, статья 102 (оборонный бюджет и запрет на размещение ) в 2000 году. Статья 103 гласит, что закон должен определять, в каких случаях Королевский указ может объявлять чрезвычайное положение для поддержания внешней или внутренней безопасности. ; делегирование разрешено. Полномочия нижестоящих административных органов могут быть ограничены; основные права, выраженные в статьях 6,7,8,9, 12, подстатье 2, 13 и 113, подстатье 1 и 3, могут быть нарушены (подстатья 2). Королевский указ может отменить чрезвычайное положение. Генеральные штаты решают в Объединенной Ассамблее, следует ли сохранять чрезвычайное положение, сразу после его объявления и так часто, как они считают нужным впоследствии (подстатья 3).

Третью группу составляют статьи, касающиеся финансовых вопросов. Введенное налогообложение должно быть основано на формальном законе (статья 104). Делегирование разрешено. Однако, чтобы указать, что делать это нужно нерешительно, парламент настоял на несколько иной терминологии: вместо krachtens dewet фраза uit kracht vanwet использовалась ; оба означают «в силу закона» или «в соответствии с законом»; но второе выражение делает несколько больший акцент на силе закона и, следовательно, на том факте, что все делегирование в конечном итоге вытекает из закона. Годовой бюджет Prinsjesdag представляется Генеральным штатам, а его баланс утверждается Счетной палатой (статья 105). Делегирование не допускается. Обсуждения бюджета проводятся Палатой представителей с отдельным рассмотрением бюджета каждого департамента и специальных межведомственных бюджетов; с 1971 года Сенат немедленно официально утверждает бюджет в обмен на всесторонние политические дебаты. Статья 106 гласит, что официальный закон регулирует денежную систему. . Делегирование разрешено. Статья потеряла свою актуальность с введением евро в 2002 году; доктрина утверждает, что конституция не требует чисто национальной системы.

Четвертая и последняя группа статей касается судебных вопросов. Статья 107 является « статьей кодификации ». Он устанавливает, что частное право , уголовное право и отдельные процессуальные законы, охватывающие эти вопросы, действительно должны быть формальным законом и рассматриваться в общем Гражданском кодексе и Уголовном кодексе , хотя некоторые темы могут охватываться специальными законами. Делегирование разрешено, но доктрина утверждает, что уголовное право (которое рассматривается как более ограниченная область, чем общее уголовное право) должно определяться только формальным законом. Это означает, что провинции и муниципалитеты не могут создавать свои собственные уголовные кодексы , а правительство не может признать определенное деяние преступлением королевским указом, не основанным на формальном законе. Поскольку административное право Нидерландов настолько сложно, было сочтено невозможным включить его в единый кодекс, но его общие правила должны быть отражены в общем кодексе (подстатья 2), что действительно постепенно делалось с девяностых годов, будь то с большим трудом. Статья 108 (следственные органы по гражданским жалобам) была отменена в 1999 году. Статья 109 гласит, что позиция государственных служащих , включая их защиту и участие работников, должны быть определены законом. В каком-либо общем виде этого еще не было сделано. Доктрина утверждает, что государственные служащие пользуются полной защитой основных конституционных прав. Статья 110 налагает на правительство обязанность гарантировать формальным законом достаточный доступ общественности к информации о деятельности правительства. Делегирование разрешено. Правительство не рассматривает это как некое общее «право на публичный доступ к информации», и это послужило причиной не включать его в главу 1, но такая интерпретация довольно популярна в доктрине, поскольку это право даже больше напоминает право на свободу, чем право на свободу. социальное право.

Статья 111, последняя в этом параграфе, стоит особняком; он определяет, что формальный закон должен учредить почетные Королевские рыцарские ордена. На самом деле это Орден Вильгельма , Орден Нидерландского Льва и Орден Оранского-Нассау . Они не включают Ордена Королевского Дома, которые являются личной прерогативой Короля, такие как Орден Оранского Дома и более поздний Орден Короны и Орден За Верность и Заслуги . Ежегодно многие тысячи людей удостаиваются конституционных орденов.

Глава 6: Отправление правосудия

[ редактировать ]

Эта глава регулирует голландскую судебную систему . Центральным предметом являются отношения между судебной властью и другими судами . Термин «судебная власть» предназначен не для обозначения судебной системы Trias politica , а скорее для чисто организационного комплекса судебных учреждений: те суды являются просто частью судебной власти, которые обозначены как таковые формальным законом (статья 116). Их организация, состав и компетенция регулируются законом; возможно делегирование (подстатья 2). Однако одна гарантия, типичная для судебной власти, гарантирующая ее независимость, также характерна для голландской судебной власти: ее члены назначаются пожизненно (статья 117); они могут уйти в отставку добровольно или будут уволены по достижении установленного законом возраста (подстатья 2); действующий закон предписывает семидесятилетний возраст. Другие принципы, такие как беспристрастность , в конституции прямо не упоминаются. Закон регулирует, в какой степени лица, не являющиеся членами судебной власти, участвуют в его решениях; делегирование возможно (пункт 3 статьи 116). Это относится к (научным или другим) экспертам по определенной теме, а не к системе суд присяжных , которого нет в Нидерландах.

В статье 112 закреплен основной принцип: полномочия по разрешению частноправовых и обязательственно -правовых споров принадлежат исключительно судебной власти (подстатья 1); формальный закон может наделять другие судебные полномочия либо судебной властью, либо другими судами; Возможно делегирование в части регулирования процедур и исполнения решений (подстатья 2). Доктрина утверждает, что компетенция суда определяется характером правовой нормы, на которой истец основывает свое требование. Это означает, что даже в административных спорах гражданин всегда может обеспечить некоторую правовую защиту, просто возбудив гражданский иск против государства: в этом случае судебная власть становится компетентной. Статья 115 гласит, что в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 112, всегда административное обжалование возможно . Однако это не гарантирует принятия решения независимым судом: 23 октября 1985 года Европейский суд по правам человека постановил, что апелляция Короны Государственного совета, которая в то время была высшим административным апелляционным судом, не обладала необходимой независимостью. Это потребовало полного пересмотра голландского систему административных судов , что привело к значительному расширению доступа к независимым административным судам.

Статья 113 наделяет исключительно власть полномочиями выносить решения о правонарушениях судебную . Однако закон может регулировать создание правительством дисциплинарных судов вне судебной системы. Делегирование возможно (подстатья 2). Судебной власти принадлежит исключительное право назначать наказание , влекущее лишение свободы (подстатья 3). Это не относится к формам задержания , не носящим карательный характер. Закон может регулировать исключения из положений статьи 113 в случае судебных процессов, проводимых за пределами европейской территории Нидерландов, или в случае введения военного положения ; возможно делегирование (подпункт 4).

Статья 114 влечет за собой гражданское право: запрет на смертную казнь , включенный в пересмотренную конституцию 1983 года после того, как сама смертная казнь была отменена в 1870 году. Эта статья не является гарантией, поскольку доктрина гласит, что в чрезвычайном положении любое право может быть приостановлено неписаным конституционным законом о чрезвычайном положении; также в принципе какой-либо договор может обязать судью вынести смертный приговор. Однако на самом деле Нидерланды ратифицировали Шестой протокол Европейской конвенции по правам человека , также содержащий запрет и имеющий приоритет над любым другим договором. Таким образом, с 1986 года ни один голландский судья не имеет формальной компетенции выносить смертный приговор. Тем не менее, голландское правительство может по договору быть обязано сотрудничать с каким-либо международным трибуналом, наделенным полномочиями выносить смертный приговор, таким, каким когда-то был Международный военный трибунал .

Статья 118 регулирует деятельность Верховного суда Нидерландов, Hoge Raad der Nederlanden . Их члены назначаются из короткого списка из трех человек, составляемого Палатой представителей Генеральных штатов (подстатья 1). Формальный закон определяет, в каких случаях Верховный суд может отменить решения нижестоящих судов ( кассационная инстанция ) за нарушение закона (подстатья 2). Пересматриваемый Верховный суд решает только вопросы права, а не существенные вопросы. Другие обязанности могут быть возложены формальным законом (подстатья 3). Эти другие обязанности фактически включают разрешение конфликтов компетенции между судами, уголовные процессы против судей за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, дисциплинарные и консультативные задачи, а также решение споров о призах, полученных голландскими судами. Статья 119 наделяет Верховный суд исключительным правом судить членов Генеральных штатов, министров и государственных секретарей, как действующих, так и официальных, за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей. В нем также говорится, что такой судебный процесс инициируется либо королевским указом, либо решением Палаты представителей.

Статья 120 гласит, что ни один судья не будет судить о конституционности законов и договоров. Следовательно, конституционный пересмотр официальных законов невозможен; В Нидерландах отсутствует Конституционный суд . Однако постановления нижестоящих административных органов могут быть проверены судами на соответствие конституции. Кроме того, любой закон может быть проверен на соответствие любому самоисполняющемуся договору, хотя это случается редко.

Статья 121 устанавливает три гарантии справедливого судебного разбирательства: первая заключается в том, что судебные разбирательства являются публичными. Во-вторых, в решениях должны быть указаны соображения и основания, на которых они основаны. В-третьих, любое решение должно быть вынесено публично. Любое исключение из этих принципов может быть сделано только формальным законом; делегирование невозможно. Статья 122 гласит, что помилование предоставляется Королевским указом по рекомендации суда, указанного законом. Формальный закон регулирует процедуру; возможно делегирование. Также амнистия возможна на основании специального закона или в силу такого закона; возможно делегирование (подстатья 2).

Глава 7: Провинции, муниципалитеты, управления водного хозяйства и другие государственные органы

[ редактировать ]

Нидерланды образуют децентрализованное унитарное государство , а это означает, что, хотя государство не является федерацией , некоторые органы обладают автономными полномочиями по регулированию, основанными либо на территориальном, либо на функциональном разделении.

Статья 123 гласит, что провинции и муниципалитеты могут создаваться и упраздняться формальным законом, тем самым указывая два уровня территориального деления. Двенадцать голландских провинций еще во многом совпадают со своими средневековыми предшественниками, за исключением Флеволанда , а также Северной и Южной Голландии , которые были созданы в 1815 году из Голландии ; количество муниципалитетов в последнее время значительно сократилось. Формальный закон регулирует изменение их границ, допускается делегирование (подстатья 2).

Статья 124 устанавливает основные принципы децентрализации: провинции и муниципалитеты компетентны регулировать и управлять своими внутренними делами (подстатья 1), делегирование возможно — но только самими провинциями и муниципалитетами (статья 128); тем не менее требования, регулируемые формальным законом, могут быть предъявлены центральным правительством к таким регулятивным и административным полномочиям; делегирование разрешено (пункт 2 статьи 124). Таким образом, нижестоящие территориальные административные органы обладают, с одной стороны, относительной автономией, но с другой стороны, они должны работать в рамках национального законодательства, лояльно реализовывать политику национального правительства и подлежат централизованному контролю. Это дополнительно регулируется статьей 132: стандартная организация провинций и муниципалитетов, а также состав и компетенция их административных органов регулируются формальным законом (подстатья 1); порядок их контроля регулируется законом (подстатья 2); их решения подлежат предварительному контролю только в случаях, определенных законом или в силу закона (подстатья 3); их решения могут быть отменены только королевским указом и на том основании, что они нарушают закон (в самом широком смысле: recht ) или противоречить общественным интересам (подстатья 4). Закон в целом будет регулировать виды положений, которые должны быть приняты, если провинции или муниципалитеты не смогут выполнить требования статьи 124, подпункт 2 (подстатья 5). Какие налоги могут взимать провинции и муниципалитеты, а также их финансовые отношения с государством, определяются законом (подстатья 6).

В статье 125 указаны главные административные органы низших территориальных административных органов: в случае провинций это штаты-провинции ; Муниципалитеты управляются муниципальными советами . Их заседания являются публичными, за исключением случаев, предусмотренных формальным законом; делегирование разрешено (подстатья 1). На сессиях провинциальных штатов председательствует комиссар короля , на сессиях муниципальных советов — мэр (подстатья 3). Королевский комиссар также является частью администрации провинции, как и заместители штатов ; мэр также является частью муниципальной администрации, как и Коллегия мэров и олдерменов (подстатья 2). В этой системе административные органы выполняют функции как исполнительной, так и законодательной (статья 127); однако для формирования ежедневной администрации они назначают заместителей штатов (для провинций) или коллегий мэров и олдерменов (муниципалитетов). В 2002 году система подверглась серьезной доработке ( «олдерменов» Wethouders ) и депутатам штатов больше не разрешалось быть членами муниципальных советов или провинциальных штатов соответственно. Это делает обозначение их функции неправильным, хотя этимология слов «wethouder» или «заместитель» больше не общепринята. Королевский комиссар и мэр являются должностными лицами, назначаемыми Королевским указом (статья 131). Предложенная поправка о введении выборного мэра недавно была отклонена Сенатом. У мэра есть некоторые собственные исполнительные полномочия, в основном касающиеся охраны общественного порядка, но они не имеют прямой конституционной основы и делегируются национальным законодателем. Однако в статье 126 говорится, что формальный закон может определять, что инструкции относительно его должности могут даваться Королевскому комиссару со стороны национального правительства. В случаях грубого пренебрежения административными обязанностями формальный закон будет регулировать виды положений, которые должны быть приняты в нарушение статей 125 и 127 (статья 132, подпункт 4).

Члены провинциальных штатов и муниципального совета избираются прямым голосованием своих избирателей. Условия права избирать и быть избранными такие же, как и условия выборов в Палату представителей (пункт 1 статьи 129). Однако формальный закон может предоставить жителям муниципалитетов, не имеющим голландского гражданства, право избирать и быть избранными в муниципальный совет, если они соответствуют другим условиям (статья 130). Это право действительно было предоставлено определенным категориям иностранных граждан, например, всем гражданам Европейского Союза . Выборы проводятся по системе пропорционального представительства (пункт 2 статьи 129); голосование является тайным, и организация голосования регулируется законом (подстатья 3). Срок полномочий совета штатов-провинций и муниципального совета составляет четыре года, если формальным законом не установлено иное (подстатья 4). Закон определяет возможные несовместимости функций и может определить, что семейные связи, брак или совершение действий, предусмотренных таким законом, могут привести к к утрате членства (подстатья 5). Например, членство в муниципальном совете несовместимо с членством в муниципальном совете. Совет Министров ; адвокат потеряет членство в муниципальном совете, если будет представлять свой муниципалитет в суде. Все члены голосуют без мандата (подстатья 6). Это отсылка к ситуации в республике, когда члены штатов провинции голосовали по указанию городских советов, которые они представляли.

Глава 8: Внесение изменений в конституцию

[ редактировать ]

Чтобы внести поправки в конституцию, предлагаемые изменения должны сначала быть одобрены Палатой представителей и Сенатом Генеральных штатов простым большинством (более 50%). Этот закон называется voorstelwet или «закон о предложении изменений в конституцию» ( букв. Закон о предложениях ) и не меняет конституцию, но заявляет, что существуют достаточные основания для рассмотрения определенного предложения об изменении конституции. Затем Палата представителей должна быть распущена и проведены всеобщие выборы. Предлагаемые изменения к конституции затем обсуждаются во второй раз, на этот раз для их одобрения требуется большинство в две трети в обеих палатах Генеральных штатов. Это сделано для того, чтобы дать избирателям право голоса в этом вопросе, предоставив им возможность избрать парламент, который при желании проголосует против изменений. Однако на практике вместо роспуска Палаты представителей и проведения досрочных выборов законопроект просто рассматривается после проведения следующих очередных выборов. Следовательно, если по какой-либо причине (например, после краха правительства) не будут проведены досрочные выборы, изменения в конституцию могут вноситься только один раз в четыре года. В более ранних версиях процесса внесения поправок Сенат также распускался всякий раз, когда проводились всеобщие выборы и обе палаты одобряли закон, предлагающий изменения в конституцию. Однако это было сочтено бессмысленным дополнением к процедуре, поскольку Сенат избирается Провинциальные штаты и провинциальные штаты не распускаются после принятия предложения в парламенте ( см. выборы в Нидерландах ). Таким образом, Сенат всегда будет иметь один и тот же состав, если не будут проведены также провинциальные выборы. Ни проведение провинциальных выборов специально для этой цели, ни откладывание рассмотрения предложения об изменении конституции до завершения очередных провинциальных выборов не считаются желательной альтернативой. Изменения, затрагивающие отношения между странами Королевства, должны быть предложены законом, сформулированным Правительством Королевства.

Дополнительные статьи

[ редактировать ]

Раньше было несколько дополнительных статей с римской нумерацией; однако все статьи, за исключением статей IX и XIX, теперь отменены.

Статут Королевства Нидерландов

[ редактировать ]

Каждая из четырех стран Королевства Нидерландов ( Нидерланды , Аруба , Кюрасао и Синт-Мартен ) имеет свою собственную конституцию или «основной закон». Эти конституции юридически подчиняются Статуту Королевства Нидерландов , который является конституцией всего Королевства. Однако Статут в основном описывает отношения между различными частями Королевства. Кроме того, он предусматривает, что каждая страна обязана поощрять права человека, перечисленные в специальном билле о правах, и достойное управление. Королевство Нидерланды — это федерация , где центральное правительство предоставляет значительную автономию некоторым частям королевства (Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен), но сохраняет контроль над значительной частью (Европейские Нидерланды). Существует Правительство Королевства, Законодательный орган Королевства и Верховный суд Королевства. Однако эти органы полностью формируются только в особых случаях и путем назначения специальных антильских членов в обычное голландское правительство, парламент и Верховный суд. Один из членов Совета министров Нидерландов всегда также назначается постоянным «министром по делам Антильских островов». С 1998 года это министр внутренних дел и отношений с королевством ; когда он действует в этом качестве, совет имеет статус правительства королевства для решения мелких вопросов. Хотя Статут в принципе имеет более высокий статус, чем Конституция Нидерландов, не существует юридического механизма для обеспечения его соблюдения. Верховный суд Нидерландов последовательно постановил, что судьям запрещено проверять законы и административные акты на предмет противоречия Статуту. Однако правительство Королевства может отменить любой закон Арубы, Кюрасао и Синт-Мартена как несовместимый со Статутом. Эта асимметрия, а также тот факт, что иностранными делами и обороной Королевства управляет правительство Нидерландов в качестве правительства Королевства, показывают, что структура управления Королевства также имеет элементы децентрализованного унитарного государства . Статут может быть изменен только с согласия всех стран Королевства; законы на этот счет могут быть приняты простым абсолютным большинством голосов в каждом из их парламентов.

Общие предписания

[ редактировать ]

Хотя конституция сама по себе является основным органом конституционного права в Нидерландах, это не единственный закон, содержащий конституционную кодификацию. Ряд общих предписаний закодирован в отдельном законе, известном как Закон об общих предписаниях ( Wet Algemene bepalingen ). Эти предписания охватывают ряд различных тем, начиная от применимости различных типов законов к отдельным лицам или территориям и заканчивая положениями, обязывающими судей рассматривать все переданные им дела.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Статья 5 Статута Королевства Нидерландов.
  2. ^ Хукер, Марк (2009). Свобода образования: политическая битва в Нидерландах за государственное финансирование всех школ, как государственных, так и частных (1801-1920) . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  978-1-4404-9342-3 .
  • Куккук, AK (ea) (2000) Конституция - систематический и постатейный комментарий , Тьенк Виллинк Девентер
  • Кортманн, CAJM, (2005), Конституционное право , Клувер, Девентер
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1e75d53c0e6feca2b56669a83f29d52__1720814520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/52/b1e75d53c0e6feca2b56669a83f29d52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of the Netherlands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)