Школьная борьба (Нидерланды)
Школьная борьба (голландский: de schoolstrijd ) — исторический конфликт в Нидерландах между 1848 и 1917 годами по поводу выравнивания государственного финансирования религиозных школ .
Французский период
[ редактировать ]Борьба началась во время французской оккупации стран Бенилюкса. В 1795 году французы ввели разделение церкви и государства . Благодаря этому образование стало делом государства. [1] До этого голландская реформатская церковь на протяжении веков имела наибольшую власть в сфере образования. Французы не запрещали христианские школы, но им требовалось разрешение правительства, которое давалось не во всех случаях. О финансировании христианских школ не могло быть и речи. [1] Однако религия не была полностью запрещена в образовании.
19 век до 1848 г.
[ редактировать ]В законе о школах ( schoolwet ) 1806 было указано, что народные школы должны воспитывать все христианские и гражданские добродетели . Многие протестанты считали это основание недостаточным. Особенно более поздние антиреволюционные политики Гийом Гроен ван Принстерер и Авраам Кайпер хотели больше религии в образовании и хотели специальных школ, помимо государственных. [1]
Вслед за протестантами в борьбу вступили и католики. список жалоб В 1840 году они передали королю Вильгельму I , показывающий отставание католиков в стране. В этом списке особенно фигурирует образование. [1]
Частично решение пришло из конституции либерального политика Йохана Рудольфа Торбеке 1848 года, в которую была включена свобода образования . Сам Торбек был сторонником государственного образования, но считал, что любому должно быть разрешено основать школу, если учителя будут хорошего качества.
1848-1919 гг.
[ редактировать ]В конституции отсутствовал пункт о финансировании школ. В 1857 г. был принят закон, который сделал обучение детей в школе более дорогим, что было вызвано условиями по зарплате учителей, размеру классов и т. д. В связи с этим еврейские школы исчезли, но специальные христианские школы сохранили свои позиции. [2]
снова ввел новый закон В 1878 году Каппейн ван де Коппелло , который еще больше увеличил стоимость образования. Негосударственным школам пришлось самостоятельно финансировать эти дополнительные расходы. [3] Как следствие, беднейшие протестанты и католики не могли отправить своих детей в предпочитаемую ими школу. Восстания народа вылились в петицию королю Вильгельму III , в которой просили его не подписывать новый закон. [3] Петицию подписали более 300 000 человек протестантского происхождения. Альтернативная петиция католиков собрала 100 тысяч подписей. Однако король подписал закон 17 августа того же года.
Протест простых людей не был услышан достаточно, поскольку у них не было избирательного права. [2] Однако, голосуя внутри избирательных объединений за кандидата, они могли повлиять на голосование элиты. Эти избирательные объединения стали предшественниками нынешних политических партий. Первой партией была АРП. Она была основана 3 апреля 1879 года частично теми же людьми, которые несколькими месяцами ранее основали «школу с Библией».

Протестантская соответственно, хотели, чтобы и католическая партии, Антиреволюционная партия , Христианский исторический союз и Всеобщая лига римско-католических фракций их религиозные школы получали финансирование, равное тому, которое получают государственные школы, сохраняя при этом свою свободу, например, в учебной программе. политика и назначения учителей, которые пришли с их религиозной традицией. Либералы и социалисты пытались защитить привилегированное финансовое положение государственных школ и были категорически против государственного финансирования религиозных школ. У этих партий была еще одна политическая позиция, которую они считали более важной, чем образование: избирательное право для всех граждан мужского пола. Им не удалось бы изменить конституцию таким образом без поддержки значительной части религиозных партий. [1]
Конец конфликта
[ редактировать ]Конфликт длился с 1801 по 1920 год, когда он был разрешен в результате Умиротворения 1917 года , которое включало избирательное право мужчин. Избирательное право для женщин появилось два года спустя. Голландское решение заключалось в разделении школы и государства путем равного финансирования всех школ, как государственных, так и частных. [4] что закреплено в статье 23 конституции Нидерландов . После этого в стране появилось множество специальных школ, не только религиозных, но и на основе других представлений о воспитании. Результат школьной борьбы усилил так называемую колоннизацию голландского общества. [2] с даже отдельными государственными, протестантским ( Vrije Universiteit ) и католическим университетами ( Katholieke Universiteit Nijmegen ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Школьная борьба» (на голландском языке). ВПРО. 10 сентября 2002 года . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерс, Фолкерт (4 февраля 2011 г.). «Школьная борьба в Нидерландах» (на голландском языке) . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Школьная борьба» (на голландском языке) . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Хукер, Марк (2009). Свобода образования: политическая битва в Нидерландах за государственное финансирование всех школ, как государственных, так и частных (1801-1920) . п. х. ISBN 1440493421 .