Jump to content

Конституция Словакии

Конституция Словакии , официально Словацкой Республики ( словацкий : Ústava Slovenskej republiky ), является действующей конституцией Словакии Конституция . Он был принят Словацким национальным советом 1 сентября 1992 года и подписан 3 сентября 1992 года в Рыцарском зале Братиславского замка . Оно вступило в силу 1 октября 1992 г. (некоторые части — 1 января 1993 г.). [1] [2]

Принятие конституции теперь вспоминается как День Конституции 1 сентября. [3]

В 1969 году Чехословакия стала федерацией, Чешская Социалистическая Республика и Словацкая Социалистическая Республика в состав которой вошли . Это произошло в результате реформ «Пражской весны» , которая была периодом политической либерализации в Чехословакии как коммунистическом государстве после Второй мировой войны. Однако в 1969 году начался период нормализации , и хотя формально федерация сохранилась, власть снова была централизована. [4] Конституционный закон 1968 года «О Чехословацкой федерации» (№ 143/1968, статья 142) предусматривал, что после принятия новой федеральной конституции обе республики примут свои собственные конституции, но это так и не было реализовано. Первые работы над конституцией Словакии начались сразу после Бархатной революции в 1990 году. В марте 1990 года группа экспертов по правовым вопросам сформировала Комитет Планка во главе с профессором Каролем Планком. В их число входили профессионалы юридической сферы, политические деятели и видные профессора права. Они включали, но из-за сложности задачи не ограничивались:

Кароль Планк , словацкий юрист, профессор университета и председатель Верховного суда Словацкой Республики,

Мариан Послуч , тогдашний министр юстиции Словацкой Республики,

Любомир Фогаш , словацкий юрист и профессор университета,

Штефан Грман , в то время секретарь Законодательного совета правительства,

Милан Чич , бывший премьер-министр Словацкой Социалистической Республики,

Йозеф Клапач , член Института государства и права Словацкой академии наук.

Вместе они подготовили первый и, в конечном итоге, окончательный проект Конституции Словакии. [5] Остается только одна проблема: по сей день ни один из этих людей не способен точно определить, кто какую часть работы проделал над окончательной версией Конституции Словакии. [6] несмотря на то, что ни один из них редко упоминается, когда речь идет о самой Конституции.

Конституция Словакии была подготовлена ​​в спешке в 1992 году, при этом многие формулировки взяты непосредственно из Конституции Чехословакии 1920 года и отмечены компромиссом с социализмом, а также взяты некоторые примеры из конституций западных стран. [7] По словам словацкого юриста Яна Дргонеца, многие части конституции трудно, а то и невозможно выполнить.

Текст Конституции разделен на преамбулу и 9 частей (большинство частей разделены на главы), которые, в свою очередь, разделены на 156 статей и могут, но не обязательно, быть разделены на параграфы и/или буквы.

  • Преамбула
  • Первая часть
    • Общие положения ( а. 1–7а )
    • Государственные символы ( а. 8 и 9 )
    • Столица Словацкой Республики ( а. 10 )
  • Часть вторая – Основные права и свободы
    • Общие положения ( пункты 11–13 )
    • Основные права и свободы человека ( пункты 14–25 )
    • Политические права ( пункты 26–32 )
    • Права национальных меньшинств и этнических групп ( п. 33 и 34 )
    • Экономические, социальные и культурные права ( пункты 35–43 )
    • Право на защиту окружающей среды и культурного наследия ( статьи 44 и 45 )
    • Право на судебную и другую правовую защиту ( ст. 46–50 )
    • Совместные положения части первой и второй ( а. с 51 по 54 )
  • Третья часть
    • Экономика Словацкой Республики ( с 55 по 59 )
    • Верховный аудитор Словацкой Республики ( с 60 по 63 )
  • Часть четвертая – Органы юридического самоуправления (без глав, ст. 64–71 )
  • Часть пятая – Законодательная власть
    • Национальный совет Словацкой Республики ( с 72 по 92 )
    • Референдум ( от 93 до 100 )
  • Часть шестая – Исполнительная власть
    • Президент Словацкой Республики ( с 101 по 107 )
    • Правительство Словацкой Республики ( № 108–123 )
  • Часть седьмая – Судебная власть (2 главы)
    • Конституционный суд Словацкой Республики ( № 124–140 )
    • Судебная власть Словацкой Республики ( с 141 по 148 )
  • Часть восьмая – Прокуратура Словацкой Республики
    • Прокуроры Словацкой Республики ( № 149–151 )
    • Омбудсмен ( а. 151а )
  • Часть девятая – Переходные и заключительные положения (без глав, ст. 152–156 )

Поправки

[ редактировать ]

Три пятых голосов в парламенте необходимы для дополнения и/или внесения поправок в Конституцию. В него несколько раз вносились поправки.

  1. Поправка от 14 июля 1998 г.: Это скорее незначительная поправка: Президент мог быть избран по предложению не менее 8 депутатов (в то время президент избирался парламентом), а некоторые полномочия президента были переданы спикеру Парламент.
  2. Поправка от 14 января 1999 г.: Президент больше не избирается Парламентом, и его начали избирать всеобщим голосованием сроком на пять лет. Это также меняет полномочия президента и отношения между ним и другими институтами.
  3. Поправка от 23 февраля 2001 г.: На данный момент это крупнейшая поправка, касающаяся попытки Словакии вступить в Европейский Союз (например, Словакия будет признавать международные договоры). Он также меняет избирательный закон, вводит должность омбудсмена в словацкую законодательную систему, передает право на неограниченный срок назначать судей от парламента президенту и другие крупные или незначительные изменения в функциях почти всех институтов.
  4. Поправка от 4 марта 2004 г.: Незначительные изменения в конституции по сравнению с пунктом 2 статьи 78, в котором последнее предложение было опущено.
  5. Поправка от 14 мая 2004 г.: Поправка касалась подготовки к выборам в Европейский парламент . В него добавлена ​​фраза о несоответствии должности депутата в парламенте и в Европарламенте . Он также расширил права Конституционного суда Словакии определять, являются ли выборы в ЕП конституционными.
  6. Поправка от 27 сентября 2005 г.: Расширены полномочия Верховной контрольной палаты , включив в нее надзор за финансами региональных и местных органов власти. В спорных случаях он предоставил Конституционному суду полномочия решать, имеет ли Верховная контрольная палата конституционное право надзора в этом случае.
  7. Поправка от 3 февраля 2006 г.
  8. Поправка от 14 марта 2006 г.
  9. Поправка от 4 марта 2010 г.
  10. Поправка от 21 октября 2011 г.
  11. Поправка от 26 июля 2012 г.
  12. Поправка от 4 июня 2014 г.: брак определяется как связь между одним мужчиной и одной женщиной.
  13. Поправка от 21 октября 2014 г.: Запрещен экспорт питьевой и минеральной воды в трубопроводах и резервуарах для воды. Под запрет не распространяется бутилированная вода и вода для личного пользования.
  14. Поправка от 8 декабря 2015 г.: Увеличен общий 48-часовой срок содержания под стражей в случае подозреваемых в терроризме до 96 часов.
  15. Поправка от 2 февраля 2017 г.: продлен срок полномочий должностных лиц, избранных на региональных окружных выборах 2017 г., до пяти лет.

В июне 2023 года парламент Словакии при поддержке 111 из 150 депутатов проголосовал за включение права использования наличных денег в Конституцию Словакии. Поправку предложила партия "Сме Родина" . [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Словакия празднует день конституции» . Словацкий зритель . 31 августа 2016 года . Проверено 6 августа 2019 г.
  2. ^ Штейн, Эрик (1997). Чехословакия/Словакия . Издательство Мичиганского университета. п. 228. ИСБН  0-472-10804-2 .
  3. ^ «Государственные праздники» . Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики . Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
  4. ^ Кокс, Роберт Генри; Франкленд, Эрих Г. (зима 1995 г.). «Федеративное государство и распад Чехословакии: институциональный анализ». Публий . 25 (1): 79–81. дои : 10.2307/3330657 . JSTOR   3330657 .
  5. ^ Ян, Зеленка (2001). Демократическая консолидация в Восточной Европе: Том 1. Институциональная инженерия . Издательство Оксфордского университета. стр. 348–349. ISBN  0-19-924167-8 .
  6. ^ "HNonline.sk - Отцы конституции спорят о том, у кого больше заслуг" . hnonline.sk (на словацком языке). 02.09.2012 . Проверено 17 мая 2024 г.
  7. ^ ДРГОНЕЦ, Дж.: Конституция Словацкой Республики. Страница 3. ЭВРИКА, 2004. ISBN   80-89122-15-9
  8. ^ https://www.euractiv.com/section/politics/news/slovakia-adds-right-to-cash-pays-in-constitution-over-digital-euro-fears/ [ только URL ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7106ed29ad3c0209b4a6d9ddcec9267a__1716084480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/7a/7106ed29ad3c0209b4a6d9ddcec9267a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Slovakia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)