Конституция Словакии
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2017 г. ) |
![]() |
---|
Конституция Словакии , официально Словацкой Республики ( словацкий : Ústava Slovenskej republiky ), является действующей конституцией Словакии Конституция . Он был принят Словацким национальным советом 1 сентября 1992 года и подписан 3 сентября 1992 года в Рыцарском зале Братиславского замка . Оно вступило в силу 1 октября 1992 г. (некоторые части — 1 января 1993 г.). [1] [2]
Принятие конституции теперь вспоминается как День Конституции 1 сентября. [3]
История
[ редактировать ]В 1969 году Чехословакия стала федерацией, Чешская Социалистическая Республика и Словацкая Социалистическая Республика в состав которой вошли . Это произошло в результате реформ «Пражской весны» , которая была периодом политической либерализации в Чехословакии как коммунистическом государстве после Второй мировой войны. Однако в 1969 году начался период нормализации , и хотя формально федерация сохранилась, власть снова была централизована. [4] Конституционный закон 1968 года «О Чехословацкой федерации» (№ 143/1968, статья 142) предусматривал, что после принятия новой федеральной конституции обе республики примут свои собственные конституции, но это так и не было реализовано. Первые работы над конституцией Словакии начались сразу после Бархатной революции в 1990 году. В марте 1990 года группа экспертов по правовым вопросам сформировала Комитет Планка во главе с профессором Каролем Планком. В их число входили профессионалы юридической сферы, политические деятели и видные профессора права. Они включали, но из-за сложности задачи не ограничивались:
Кароль Планк , словацкий юрист, профессор университета и председатель Верховного суда Словацкой Республики,
Мариан Послуч , тогдашний министр юстиции Словацкой Республики,
Любомир Фогаш , словацкий юрист и профессор университета,
Штефан Грман , в то время секретарь Законодательного совета правительства,
Милан Чич , бывший премьер-министр Словацкой Социалистической Республики,
Йозеф Клапач , член Института государства и права Словацкой академии наук.
Вместе они подготовили первый и, в конечном итоге, окончательный проект Конституции Словакии. [5] Остается только одна проблема: по сей день ни один из этих людей не способен точно определить, кто какую часть работы проделал над окончательной версией Конституции Словакии. [6] несмотря на то, что ни один из них редко упоминается, когда речь идет о самой Конституции.
Конституция Словакии была подготовлена в спешке в 1992 году, при этом многие формулировки взяты непосредственно из Конституции Чехословакии 1920 года и отмечены компромиссом с социализмом, а также взяты некоторые примеры из конституций западных стран. [7] По словам словацкого юриста Яна Дргонеца, многие части конституции трудно, а то и невозможно выполнить.
Обзор
[ редактировать ]Текст Конституции разделен на преамбулу и 9 частей (большинство частей разделены на главы), которые, в свою очередь, разделены на 156 статей и могут, но не обязательно, быть разделены на параграфы и/или буквы.
- Преамбула
- Первая часть
- Общие положения ( а. 1–7а )
- Государственные символы ( а. 8 и 9 )
- Столица Словацкой Республики ( а. 10 )
- Часть вторая – Основные права и свободы
- Общие положения ( пункты 11–13 )
- Основные права и свободы человека ( пункты 14–25 )
- Политические права ( пункты 26–32 )
- Права национальных меньшинств и этнических групп ( п. 33 и 34 )
- Экономические, социальные и культурные права ( пункты 35–43 )
- Право на защиту окружающей среды и культурного наследия ( статьи 44 и 45 )
- Право на судебную и другую правовую защиту ( ст. 46–50 )
- Совместные положения части первой и второй ( а. с 51 по 54 )
- Третья часть
- Экономика Словацкой Республики ( с 55 по 59 )
- Верховный аудитор Словацкой Республики ( с 60 по 63 )
- Часть четвертая – Органы юридического самоуправления (без глав, ст. 64–71 )
- Часть пятая – Законодательная власть
- Национальный совет Словацкой Республики ( с 72 по 92 )
- Референдум ( от 93 до 100 )
- Часть шестая – Исполнительная власть
- Президент Словацкой Республики ( с 101 по 107 )
- Правительство Словацкой Республики ( № 108–123 )
- Часть седьмая – Судебная власть (2 главы)
- Конституционный суд Словацкой Республики ( № 124–140 )
- Судебная власть Словацкой Республики ( с 141 по 148 )
- Часть восьмая – Прокуратура Словацкой Республики
- Прокуроры Словацкой Республики ( № 149–151 )
- Омбудсмен ( а. 151а )
- Часть девятая – Переходные и заключительные положения (без глав, ст. 152–156 )
Поправки
[ редактировать ]Три пятых голосов в парламенте необходимы для дополнения и/или внесения поправок в Конституцию. В него несколько раз вносились поправки.
- Поправка от 14 июля 1998 г.: Это скорее незначительная поправка: Президент мог быть избран по предложению не менее 8 депутатов (в то время президент избирался парламентом), а некоторые полномочия президента были переданы спикеру Парламент.
- Поправка от 14 января 1999 г.: Президент больше не избирается Парламентом, и его начали избирать всеобщим голосованием сроком на пять лет. Это также меняет полномочия президента и отношения между ним и другими институтами.
- Поправка от 23 февраля 2001 г.: На данный момент это крупнейшая поправка, касающаяся попытки Словакии вступить в Европейский Союз (например, Словакия будет признавать международные договоры). Он также меняет избирательный закон, вводит должность омбудсмена в словацкую законодательную систему, передает право на неограниченный срок назначать судей от парламента президенту и другие крупные или незначительные изменения в функциях почти всех институтов.
- Поправка от 4 марта 2004 г.: Незначительные изменения в конституции по сравнению с пунктом 2 статьи 78, в котором последнее предложение было опущено.
- Поправка от 14 мая 2004 г.: Поправка касалась подготовки к выборам в Европейский парламент . В него добавлена фраза о несоответствии должности депутата в парламенте и в Европарламенте . Он также расширил права Конституционного суда Словакии определять, являются ли выборы в ЕП конституционными.
- Поправка от 27 сентября 2005 г.: Расширены полномочия Верховной контрольной палаты , включив в нее надзор за финансами региональных и местных органов власти. В спорных случаях он предоставил Конституционному суду полномочия решать, имеет ли Верховная контрольная палата конституционное право надзора в этом случае.
- Поправка от 3 февраля 2006 г.
- Поправка от 14 марта 2006 г.
- Поправка от 4 марта 2010 г.
- Поправка от 21 октября 2011 г.
- Поправка от 26 июля 2012 г.
- Поправка от 4 июня 2014 г.: брак определяется как связь между одним мужчиной и одной женщиной.
- Поправка от 21 октября 2014 г.: Запрещен экспорт питьевой и минеральной воды в трубопроводах и резервуарах для воды. Под запрет не распространяется бутилированная вода и вода для личного пользования.
- Поправка от 8 декабря 2015 г.: Увеличен общий 48-часовой срок содержания под стражей в случае подозреваемых в терроризме до 96 часов.
- Поправка от 2 февраля 2017 г.: продлен срок полномочий должностных лиц, избранных на региональных окружных выборах 2017 г., до пяти лет.
В июне 2023 года парламент Словакии при поддержке 111 из 150 депутатов проголосовал за включение права использования наличных денег в Конституцию Словакии. Поправку предложила партия "Сме Родина" . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Словакия празднует день конституции» . Словацкий зритель . 31 августа 2016 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Штейн, Эрик (1997). Чехословакия/Словакия . Издательство Мичиганского университета. п. 228. ИСБН 0-472-10804-2 .
- ^ «Государственные праздники» . Министерство иностранных и европейских дел Словацкой Республики . Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Кокс, Роберт Генри; Франкленд, Эрих Г. (зима 1995 г.). «Федеративное государство и распад Чехословакии: институциональный анализ». Публий . 25 (1): 79–81. дои : 10.2307/3330657 . JSTOR 3330657 .
- ^ Ян, Зеленка (2001). Демократическая консолидация в Восточной Европе: Том 1. Институциональная инженерия . Издательство Оксфордского университета. стр. 348–349. ISBN 0-19-924167-8 .
- ^ "HNonline.sk - Отцы конституции спорят о том, у кого больше заслуг" . hnonline.sk (на словацком языке). 02.09.2012 . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ ДРГОНЕЦ, Дж.: Конституция Словацкой Республики. Страница 3. ЭВРИКА, 2004. ISBN 80-89122-15-9
- ^ https://www.euractiv.com/section/politics/news/slovakia-adds-right-to-cash-pays-in-constitution-over-digital-euro-fears/ [ только URL ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный текст Конституции на веб-сайте Собрания законов Министерства юстиции Словакии ( словацкий язык , включает все поправки)
- Текст Конституции на сайте Конституционного суда ( английский , включая все поправки)