Конституция Латвии
Конституция Латвии | |
---|---|
Обзор | |
Юрисдикция | Латвия |
Созданный | 15 февраля 1922 г. |
Дата вступления в силу | 7 ноября 1922 г. |
Система | Конституционная парламентская республика |
Чемберс | однопалатный |
Исполнительный | Кабинет министров |
судебная власть | Верховный , Конституционный |
История | |
Поправки | 15 |
Автор(ы) | Конституционное собрание Латвии |
Подписавшиеся | 150 |
Полный текст | |
Конституция Латвии в Wikisource |
Конституция Латвии ( латышский : Satversme , ливонский : Pūojpandõks ) [1] является основным законом Латвийской Республики . Сатверсме – старейшая Восточной и Центральной Европы и шестой старейший действующий республиканский основной закон в мире. действующая конституция [2] Он был принят, как указано в тексте, народом Латвии, представленным в Конституционном собрании Латвии Германии , 15 февраля 1922 года и вступил в силу 7 ноября 1922 года. На него сильно повлияли Веймарская конституция и Конституционная конституция Латвии. Федеральная конституция Швейцарии . Конституция устанавливает основные органы власти ( Сейм , Президент государства , Кабинет министров , суды, Государственный аудитор); он состоит из 116 статей, разбитых на восемь глав.
Хотя первоначальный текст состоял из двух частей, вторая часть, регулировавшая права, свободы и обязанности граждан, не прошла всего несколькими голосами; глава об основных правах человека была добавлена только конституционной поправкой в 1998 году.
После государственного переворота в Латвии в 1934 году, совершенного премьер -министром Латвии Карлисом Улманисом , Конституция была приостановлена, и правительство взяло на себя законотворческие функции Сейма. Такая ситуация продолжалась до 17 июня 1940 года, когда Советский Союз оккупировал Латвию , уничтожил существовавший режим и включил Латвийскую ССР 5 августа в состав СССР. Затем была принята новая конституция советского образца.
4 мая 1990 года Верховный Совет ЛССР принял декларацию «О восстановлении независимости Латвийской Республики» , признав незаконным советскую аннексию Латвии в 1940 году (поскольку это было сделано путем игнорирования Конституции), и, следовательно, Конституцию и Латвийскую Республику. еще существовал де-юре . Тогда декларацией были вновь введены только статьи 1, 2, 3 и 6 Конституции; Конституция была полностью восстановлена только на первом собрании 5-го Сейма в 1993 году.
Этимология
[ редактировать ]В латышском языке ) используется satversme официально вместо слова «конституция» ( konstitūcija , а в повседневном разговоре часто употребляется «konstitūcija». Слово придумал Атис Кронвальдс , один из лидеров Первого Латвийского национального пробуждения в 19 веке. Движение пыталось продвигать латвийскую культуру после столетий влияния балтийских немцев и поощрять использование латышского языка . Кронвальдс и его единомышленники создали и ввели множество новых слов и терминов, предназначенных для использования вместо германских заимствований для модернизации латышского языка. Он вывел термин «сатверсме» от корня -tvert- («схватить»), объединив его с приставкой «са-», что дает слово сатверме (схватить), добавив -sm- суффикс и женское окончание. «-e», создавая слово, которое по своему значению похоже на «держатель», чтобы проиллюстрировать, как конституция объединяет все остальные законы. [3] [4]
Другие примеры использования этого слова включают Конституцию Латвийского университета и Бюро по защите Конституции .
История
[ редактировать ]Конституция была разработана Конституционным собранием Латвии ( Satversmes sapulse ), состоявшим из 150 членов (позже 152), избранных в апреле 1920 года на всеобщих выборах. Первоначальный текст был разработан Конституционной комиссией ( Satversmes komisija ) и состоял из двух частей. На него повлияли идеи Веймарской конституции и Федеральной конституции Швейцарии . [4] Первый регулировал государственные институты; во-вторых, права и обязанности граждан. Комитет представил свою работу 20 сентября 1921 года. Первая часть законопроекта была принята 15 февраля 1922 года, а вторая часть 5 апреля 1922 года получила 62 голоса «за», 6 голосов «против» и 62 воздержавшихся, которые были подсчитаны. как «Нет», и поэтому не был принят, главным образом потому, что латгальские партии. против него были [5] 20 июня 1922 года был принят закон, согласно которому новая конституция вступала в силу в 12 часов утра 7 ноября 1922 года. [6] [7]
15 мая государственный переворот под руководством Карлиса Улманиса 1934 года в Латвии произошел ; последующий кабинет Улманиса принял декларацию , согласно которой функции парламента передавались Кабинету министров до тех пор, пока не должна была быть разработана новая конституция, чего так и не произошло. [8] В 1940 году оккупационными войсками Советского Союза была создана Латвийская ССР , и был избран парламент под названием « Народный Сейм Латвии ». Законность этого парламента и его решений подвергается сомнению: Советы считали, что конституция была аннулирована в результате государственного переворота Улманиса, поэтому Народный Саэйм так и не аннулировал ее официально. [9] Однако латвийские юристы и историки отмечают, что конституция все еще действовала, поскольку декларация Улманиса лишь закрепляла за кабинетом министров функции Сейма и не отменяла ни одной части конституции, а Народный Сейм избирался в соответствии с Конституция Российской СФСР не соответствовала Конституции Латвии и, следовательно, не имела законных прав издавать законы, а, заявив о присоединении к Советскому Союзу , нарушила первую статью Конституции. [7] [8]
После объявления о присоединении к СССР Народный Сейм разработал проект Конституции ЛССР на основе Советской Конституции 1936 года . Он был принят через месяц, 25 августа 1940 года. 18 апреля 1978 года правительство ЛССР приняло новую конституцию по образцу Советской Конституции 1977 года . [9]
4 мая 1990 года Верховный Совет ЛССР объявил о восстановлении независимости Латвии и принял статьи 1, 2, 3 и 6 конституции 1922 года. Остальная часть конституции оставалась в силе до тех пор, пока она не была пересмотрена с учетом современной ситуации. [10] таким образом, конституция была полностью усилена 5-м Сеймом 6 июля 1993 г. [11] в соответствии со статьей 14 закона «Об организации работы Верховного Совета Латвийской Республики» [4] [12] В 1992 году соседняя Эстония проголосовала за новую Конституцию Эстонии, как и Литва за Конституцию Литвы , поскольку их довоенные конституции были написаны и изменены во время их авторитарных режимов, в то время как режим Улманиса ничего не изменил в демократической Конституции 1922 года.
Происхождение
[ редактировать ]Латвия была одной из первых стран после Первой мировой войны , которая переняла некоторые идеи Веймарской конституции 1919 года . -либерала Юриста Хуго Пройсса (Пройсса) часто называют автором проекта конституции , принятого Веймарским национальным собранием . [13] который историк Уильям Л. Ширер в книге « Взлет и падение Третьего рейха» рассматривает как «самый либеральный и демократический документ такого рода, который когда-либо видел двадцатый век… полный гениальных и замечательных устройств, которые, казалось, гарантировали работу почти безупречной демократии». [14] В Латвии некоторые ранние эксперты по праву, такие как Карлис Дишлерс, Феликс Циеленс, а также современные юристы сходятся во мнении, что Веймарская конституция лежала в основе формулировки Конституции Латвии (Satversme) и в некотором роде представляет собой синтез Веймарской конституции и Вестминстерской системы, используемой в Латвии. Соединенное Королевство . [15] [16]
Некоторые сходства между Веймарской конституцией и латышской конституцией:
- Создание государственных учреждений Веймарской республики и Латвийской Республики, начавшееся с создания предпарламента, которым в Германии был Совет народных депутатов , в Латвии — Народный совет Латвии .
- Принятие закона о выборах в Германии — Закон Совета народных депутатов от 29 ноября 1918 года о выборах в Национальное собрание , в Латвии — Закон Народного совета от 19 августа 1919 года о выборах в Конституционное собрание.
- Создание государственного учреждения, члены которого избираются народом, целью которого является разработка конституции. В Германии это было — Веймарское национальное собрание, созванное 6 февраля 1919 года. В Латвии — Конституционное собрание , созванное 1 мая 1920 года.
- В Латвии, как и в Веймарской республике, приняты временные конституционные законы, в Веймарской республике – Закон о временной государственной власти ( Das Gesetz über die vorläufige Staatsgewalt ) , в Латвии – Декларация о Латвийском государстве и Положения о Латвийском государстве, чтобы регулировать отношения в государстве до конституции
- В процессе разработки конституции была создана специальная комиссия, в Германии — «Конституционная комиссия Национального собрания» ( Verfassungskommission ), в Латвии — «Конституционная комиссия Конституционного собрания».
- Социал -демократы были широко представлены как в Национальном собрании Веймара, так и в Конституционном собрании Латвии. Латвийские социал-демократы имели тесные связи с Германией, что облегчило доступ и обмен информацией об идеях с новой Веймарской республикой. Об этом иногда свидетельствуют очень похожие аргументы социал-демократов в процессе разработки конституции: Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) предупредила, что президенту не следует наделять неограниченными полномочиями, поскольку президент воспринимается как своего рода «заместитель кайзера ». В Латвии латвийские социал-демократы отстаивали принцип, согласно которому президент идеологически является монарха ) наследником .
Во время разработки Конституции Веймарская конституция была самой современной и прогрессивной системой конституционного контроля того времени. Немецкая республиканская система, выбранная в качестве Веймарской конституции, соответствовала идеям национального и государственности Латвии. Историческое влияние Германии , в том числе правовое, на территории Латвии, при ее значительном влиянии на правосознание латвийского народа , позволило перенять нормы Веймарской конституции не только формально, но и предусмотреть их урегулирование в общем порядке. население и общество. Немецкий язык , будучи одним из рабочих языков Конституционного собрания в Латвии и широко известным языком в том месте и в то время, способствовал выбору Веймарской конституции в качестве системы Конституции .
Согласно протоколам заседаний Конституционного собрания, депутаты Конституционного собрания иногда ссылались на Конституцию как на производное от Веймарской конституции, особенно на проект части II Конституции. Сравнивая Веймарскую конституцию и Конституцию Латвии, принятую в 1922 году, можно заметить, что Конституция не содержит основных прав человека. В то же время непринятие части II Конституции не является сознательным отказом от модели Веймарской конституции, а причиной ее непринятия является политический спор о содержании прав личности.
Обзор
[ редактировать ]Конституция Латвии является кодифицированной конституцией и в настоящее время состоит из 116 статей, сгруппированных в восемь глав: [17]
- Глава 1: Общие положения (статьи 1–4)
- Глава 2: Саэйма (статьи 5–34)
- Глава 3: Президент (статьи 35–54)
- Глава 4: Кабинет министров (статьи 55–63)
- Глава 5: Законодательство (статьи 64–81)
- Глава 6: Суды (статьи 82–86)
- Глава 7. Государственный контроль (статьи 87–88)
- Глава 8: Основные права человека (статьи 89–116)
Таким образом, конституция учреждает пять органов власти – Саэйму, Президента, Кабинета министров, суды и Государственный контроль.
Ключевые принципы
[ редактировать ]Статьи 1, 2, 3 и 6, устанавливающие правовую основу политической системы государства, были первыми, принятыми после восстановления независимости. В эти статьи, наряду со статьями 4 и 77, могут быть внесены поправки только в том случае, если они будут вынесены на национальный референдум:
1. Латвия – независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть Латвийского государства принадлежит народу Латвии.
3. Территория Латвийского государства в границах, установленных международными договорами, состоит из Видземе, Латгалии, Курземе и Земгале.
4. Латышский язык является официальным языком Латвийской Республики. Государственный флаг Латвии красный с белой полосой.
6. Саэйма избирается на всеобщих, равных и прямых выборах, а также тайным голосованием на основе пропорционального представительства.
77. Если Саэйма внесла изменения в первую, вторую, третью, четвертую, шестую или семьдесят седьмую статьи Конституции, такие изменения для вступления их в силу в качестве закона выносятся на всенародный референдум. [18]
Саэйма
[ редактировать ]Саэйма , парламент Латвии, состоит из 100 членов , назначенных конституцией представителями народа. Он избирается на всеобщих, равных и прямых выборах сроком на четыре года тайным голосованием на основе пропорционального представительства избирателей в каждом избирательном округе. Конституция в общих чертах описывает, как должен работать Саэйма, отмечая, что Саэйма также должна установить правила порядка, регулирующие его внутреннюю деятельность и порядок. [17]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительная власть принадлежит Президенту и Кабинету министров. Однако президент не несет политической ответственности за выполнение своих обязанностей, и все его приказы должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, который, таким образом, становится ответственным за этот приказ. Из этого правила есть два исключения: президент может единолично принять решение о роспуске Сейма, а при формировании нового правительства ему предстоит выбрать нового премьер-министра. Кабинет формируется Премьер-министром. [17]
Суды
[ редактировать ]Конституция учреждает районные (городские) суды, областные суды, Верховный суд и Конституционный суд , а также устанавливает, что в случае войны или чрезвычайного положения могут также создаваться военные суды. Судьи назначаются Саэймом, и это решение является необратимым. Саэйма может принудительно отстранить судью от должности только на основании решения Дисциплинарной коллегии судей или решения суда по уголовному делу. [17]
Законодательство
[ редактировать ]Согласно конституции, право законодательной деятельности предоставлено Саэйме. Законопроекты могут вноситься в Саэйму Президентом, Кабинетом министров или комитетами Саэймы, более чем пятью депутатами или одной десятой частью избирателей, если соблюдаются положения Конституции. Законы принимаются Сеймом и провозглашаются Президентом. [17]
Государственное контрольно-ревизионное управление
[ редактировать ]Государственный контроль Латвийской Республики является независимым коллегиальным высшим ревизионным учреждением, ключевым элементом в системе государственного финансового контроля, служащим общественным интересам, предоставляя независимые гарантии эффективного и полезного использования ресурсов центрального и местного самоуправления. [17]
Конституция устанавливает Государственный контроль Латвийской Республики как независимое коллегиальное учреждение и описывает процесс назначения генеральных контролеров - процедура по существу такая же, как и при назначении судей, за исключением того, что генеральный контролер имеет фиксированный срок полномочий. [17] Государственный контроль контролирует использование государственных финансовых ресурсов. [19]
Основные права человека
[ редактировать ]Хотя в конституционный законопроект была включена глава, регулирующая права и обязанности граждан, она изначально не была принята. Глава о правах человека была добавлена в рамках поправки к конституции в 1998 году. [17]
Поправки
[ редактировать ]Положения о внесении поправок изложены в статьях 76–79 конституции. Изменения в большинство статей может внести Саэйма. Статьи 1, 2, 3, 4, 6, 77 являются исключениями, поскольку статья 77 требует проведения референдума для внесения поправок в эти статьи. [17] В межвоенный период поправки были редки: была внесена только одна поправка и одна крупная поправка была почти принята, но так и не была принята из-за переворота. Однако с момента восстановления независимости в него было внесено восемь поправок.
В 1994 году избирательный возраст был снижен с 21 до 18 лет. В 1996 году был создан Конституционный суд. В 1997 году были внесены серьезные изменения в статьи, регулирующие процесс выборов и функции Сейма, Президента (в том числе продление срока их полномочий с 3 до 4 лет) и Кабинета министров. В 1998 году, помимо добавления в конституцию главы восьмой (основные права человека), латышскому языку был закреплен официальный статус , было выдвинуто требование о проведении референдума по изменению статей 4 и 77, а также полностью изменена статья 82; [20] теперь он определяет типы судов в Латвии. В 2002 году было добавлено требование к членам Сейма дать торжественное обещание получить свой мандат. Официальный статус латышского языка был дополнительно закреплен за счет того, что он стал рабочим языком государственных и муниципальных структур. В 2003 году было внесено несколько поправок для вступления Латвии в Европейский Союз . В 2004 году были внесены изменения в некоторые права президента и граждан. В 2006 году была добавлена поправка, определяющая брак как союз одного мужчины и одной женщины. В 2007 году в статью 40 были внесены изменения, а статья 81 была отменена. В 2009 году была введена возможность избирателям распустить парламент.
Преамбула
[ редактировать ]19 июня 2014 года Преамбула Конституции Латвии была принята Сеймом. [21] В тексте преамбулы, первоначально представленном Европейского суда судьей Эгилсом Левитсом в 2013 году, были описаны все основные ценности Латвийской Республики и латышей. [2] В проекте преамбулы Конституции Левитса говорилось следующее:
- Чтобы обеспечить существование латышской нации на протяжении веков, сохранение и развитие латышского языка и культуры, [и] процветание каждого человека и народа [Латвии] в целом, латвийского народа;
- учитывая, что в результате консолидации нации и формирования национального самосознания 18 ноября 1918 года на землях, исторически принадлежавших латышам, по неизменной воле Латвийской Республики была создана Латвийская нация и ее непреложное право на самоопределение, чтобы свободно самоопределяться и как национальное государство строить будущее в своем собственном государстве;
- имея в виду, что народ завоевал свое государство в ходе Освободительной войны Латвии, что он не признал оккупационных властей, оказал им сопротивление и на основе государственной преемственности, восстановив государственную независимость, вновь обрел свободу;
- выражение благодарности основателям государства, чествование его борцов за свободу и память жертв возмездия оккупантов;
- осознавая, что основной задачей Латвийского государства является содействие духовному, социальному, культурному и материальному благополучию, обеспечению правопорядка, безопасности, охране окружающей среды и сохранению природы, а также согласованию экономического развития с человеческими ценностями и потребностями;
- признавая, что традициями латвийской демократии является непосредственное участие граждан в ведении государственных дел и парламентской республики, и обеспечивая, чтобы латвийское государство в своей деятельности особенно уважало принципы демократии и верховенства закона, а также принципы национального и социального государство, [и это латвийское государство] признают и защищают права человека, включая права меньшинств;
- признавая нерушимость независимости Латвийского государства, его территории, его территориальной целостности, суверенитета народа, латышского языка как единственного государственного языка, [и] демократического устройства государства, и что это ответственность каждого за защиту этих ценностей;
- отмечая, что все обязаны заботиться о себе, своих родственниках и общем благе общества и вести себя ответственно по отношению к своим собратьям, обществу, государству, окружающей среде, природе и будущим поколениям;
- осознавая, что латвийское этнокультурное Weltanschauung [ dzīvesziņa , буквально «мудрость жизни»] и христианские ценности существенно сформировали нашу идентичность; что ценностями общества являются свобода, честность, справедливость и солидарность; что семья является основной ячейкой общества; и что работа является основой роста и процветания каждого человека и нации в целом;
- подчеркивая, что Латвия активно участвует в международных делах; защита своих интересов; и содействие человечному, устойчивому, демократическому и ответственному развитию Европы и мира в целом в соответствии с государственным гимном «Боже, благослови Латвию!», который выражает идею свободного национального государства в его свободно избранном Конституционном собрании. , укрепили национальный конституционный порядок Латвии и приняли следующую Конституцию государства. [2]
Споры по преамбуле
[ редактировать ]В Латвии было много дискуссий по поводу инициативы Преамбулы и ее содержания. [22] Например, некоторые организации заявили, что текст направлен на закрепление в Конституции государства «этнической латвийской нации» как основного принципа суверенитета, в отличие от нынешней многоэтнической страны, состоящей из «народа Латвии». [23] Другие выступили против упоминания « христианских ценностей » и «латвийской жизненной мудрости» как устаревших и не соответствующих XXI веку. Ученый-правовед Кристине Яриновска утверждает, что идея, которую предложил Левитс, состоит в том, чтобы описать все основные ценности Латвийской Республики, чтобы положить конец злоупотреблению волей народа. [24] Референдум для одобрения или отклонения инициативы о внесении в Конституцию Латвийской Республики неприкосновенной преамбулы не требуется, заявил министр юстиции Латвии Янис Борданс . [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституция Латвийской Республики = Конституция Латвийской Республики, если Латвийская Республика | search.worldcat.org . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Яриновская, К. «Народные инициативы как средство изменения ядра Латвийской Республики» , Juridica International. Том. 20, 2013. с. 152 ISSN 1406-5509
- ↑ Атис Кронвальдс. Архивировано 3 июня 2007 г. в Wayback Machine (получено 26 мая 2007 г.).
- ^ Jump up to: а б с Политика в Латвии. Архивировано 5 июля 2007 г. на Wayback Machine (получено 26 мая 2007 г.).
- ↑ Сегодня 90 лет назад — Учредительное собрание голосует за принятие части 2 Учредительного собрания.
- ^ (на латышском языке) Конституционное собрание: первый избранный парламент Латвии. Архивировано 3 января 2007 г. в Wayback Machine (получено 24 декабря 2006 г.).
- ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Фрейбергс Й. (1998, 2001) Новейшая история 20 век Звайгзне ABC ISBN 9984-17-049-7
- ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Постановление пяти сенаторов Сената Латвии о действительности Конституции Латвии и полномочиях Сейма в условиях оккупации. Архивировано 24 февраля 2007 г. на Wayback Machine (проверено 24 декабря 2006 г.).
- ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Редакция Главной редакции энциклопедий (1987) Politiska enciklopēdija Главная редакция энциклопедий
- ^ (на латышском языке) Декларация независимости от 4 мая 1990 г. Архивировано 5 сентября 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 24 декабря 2006 г.).
- ^ (на латышском языке) Первое заседание 5-го Сейма (стенограмма). Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 2 января 2007 г.).
- ^ (на латышском языке) Закон «Об организации работы Верховного Совета Латвийской Республики» (по состоянию на 2 января 2007 г.)
- ^ «Веймарская конституция и ее «отец» Гуго Пройсс» . Национальная библиотека Израиля . Архивировано из оригинала 06 сентября 2015 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Ширер, Уильям Л. (1990). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Саймон и Шустер. п. 56. ИСБН 978-0-671-72868-7 .
- ^ Потемкина, Диана; Спрудс, Андрис; Щербинский, Вальтер (2016). 100-летие внешней политики Латвии: Идеи и личности . ISBN 978-9984-583-99-0 . OCLC 1012747806 .
- ^ Апситис, римляне; Плепс, Янис (2012). «О Конституции Латвийской Республики: история и современность» (PDF) . Конституция Латвийской Республики . Латвияс Вестнесис. ISBN 978-9984-840-20-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я (на латышском языке) Конституция Латвийской Республики с поправками и изменениями (Официальный перевод на английский язык). Архивировано 13 июля 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 24 декабря 2006 г.).
- ^ Статьи 4 и 77 изначально не были включены, поправка к этой статье, добавляющая их, была внесена 15 октября 1998 г.
- ^ (на английском языке) О Государственном контроле (по состоянию на 3 января 2008 г.)
- ↑ Первоначально в статье 82 говорилось, что все граждане Латвии равны перед законом и судом. Статья 91 теперь содержит аналогичное заявление, но, в отличие от первоначальной статьи 82, она относится ко всем людям в Латвии и гласит, что права человека должны обеспечиваться без дискриминации.
- ^ «Сейм дополняет Конституцию преамбулой» . saeima.lv . Архивировано из оригинала 6 июля 2014 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Как получить качественную и легитимную преамбулу Конституции?», politika.lv, 31.10.2013 . Политика.lv Архивировано из оригинала 20 июля 2014 г. Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ «Латвия идет по недемократическим стопам Венгрии с предлагаемой преамбулой к Конституции, PRNewswire , 2 октября 2013 г.» (пресс-релиз). Prnewswire.com . Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ «Яриновская, Кристина. «Народные инициативы как средство изменения ядра Латвийской Республики», Juridica International. Том 20, 2013. стр. 152» . Юридика Интернешнл . Juridicainternational.eu. ISSN 1406-5509 . Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ БНН (27 сентября 2013). «Министр юстиции: для утверждения преамбулы Конституции не потребуется референдум» . Балтийская новостная сеть . Проверено 22 июня 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Латвийской Республики - Официальный перевод на Likumi.lv
- Конституция Латвийской Республики - Парламент Латвии
- Путеводитель по латвийскому праву. Архивировано 3 декабря 2002 г. в Wayback Machine.
- Конституция Латвии доктора Юра. Ринголдс Балодис