Jump to content

Конституция Латвии

Конституция Латвии
Конституция Латвии опубликована в правительственной газете «Валдибас Вестнесис» 30 июня 1922 года.
Обзор
Юрисдикция Латвия
Созданный 15 февраля 1922 г.
Дата вступления в силу 7 ноября 1922 г.
Система Конституционная парламентская республика
Чемберс однопалатный
Исполнительный Кабинет министров
судебная власть Верховный , Конституционный
История
Поправки 15
Автор(ы) Конституционное собрание Латвии
Подписавшиеся 150
Полный текст
Конституция Латвии в Wikisource

Конституция Латвии ( латышский : Satversme , ливонский : Pūojpandõks ) [1] является основным законом Латвийской Республики . Сатверсме – старейшая Восточной и Центральной Европы и шестой старейший действующий республиканский основной закон в мире. действующая конституция [2] Он был принят, как указано в тексте, народом Латвии, представленным в Конституционном собрании Латвии Германии , 15 февраля 1922 года и вступил в силу 7 ноября 1922 года. На него сильно повлияли Веймарская конституция и Конституционная конституция Латвии. Федеральная конституция Швейцарии . Конституция устанавливает основные органы власти ( Сейм , Президент государства , Кабинет министров , суды, Государственный аудитор); он состоит из 116 статей, разбитых на восемь глав.

Хотя первоначальный текст состоял из двух частей, вторая часть, регулировавшая права, свободы и обязанности граждан, не прошла всего несколькими голосами; глава об основных правах человека была добавлена ​​только конституционной поправкой в ​​1998 году.

После государственного переворота в Латвии в 1934 году, совершенного премьер -министром Латвии Карлисом Улманисом , Конституция была приостановлена, и правительство взяло на себя законотворческие функции Сейма. Такая ситуация продолжалась до 17 июня 1940 года, когда Советский Союз оккупировал Латвию , уничтожил существовавший режим и включил Латвийскую ССР 5 августа в состав СССР. Затем была принята новая конституция советского образца.

4 мая 1990 года Верховный Совет ЛССР принял декларацию «О восстановлении независимости Латвийской Республики» , признав незаконным советскую аннексию Латвии в 1940 году (поскольку это было сделано путем игнорирования Конституции), и, следовательно, Конституцию и Латвийскую Республику. еще существовал де-юре . Тогда декларацией были вновь введены только статьи 1, 2, 3 и 6 Конституции; Конституция была полностью восстановлена ​​только на первом собрании 5-го Сейма в 1993 году.

Этимология

[ редактировать ]

В латышском языке ) используется satversme официально вместо слова «конституция» ( konstitūcija , а в повседневном разговоре часто употребляется «konstitūcija». Слово придумал Атис Кронвальдс , один из лидеров Первого Латвийского национального пробуждения в 19 веке. Движение пыталось продвигать латвийскую культуру после столетий влияния балтийских немцев и поощрять использование латышского языка . Кронвальдс и его единомышленники создали и ввели множество новых слов и терминов, предназначенных для использования вместо германских заимствований для модернизации латышского языка. Он вывел термин «сатверсме» от корня -tvert- («схватить»), объединив его с приставкой «са-», что дает слово сатверме (схватить), добавив -sm- суффикс и женское окончание. «-e», создавая слово, которое по своему значению похоже на «держатель», чтобы проиллюстрировать, как конституция объединяет все остальные законы. [3] [4]

Другие примеры использования этого слова включают Конституцию Латвийского университета и Бюро по защите Конституции .

Конституция была разработана Конституционным собранием Латвии ( Satversmes sapulse ), состоявшим из 150 членов (позже 152), избранных в апреле 1920 года на всеобщих выборах. Первоначальный текст был разработан Конституционной комиссией ( Satversmes komisija ) и состоял из двух частей. На него повлияли идеи Веймарской конституции и Федеральной конституции Швейцарии . [4] Первый регулировал государственные институты; во-вторых, права и обязанности граждан. Комитет представил свою работу 20 сентября 1921 года. Первая часть законопроекта была принята 15 февраля 1922 года, а вторая часть 5 апреля 1922 года получила 62 голоса «за», 6 голосов «против» и 62 воздержавшихся, которые были подсчитаны. как «Нет», и поэтому не был принят, главным образом потому, что латгальские партии. против него были [5] 20 июня 1922 года был принят закон, согласно которому новая конституция вступала в силу в 12 часов утра 7 ноября 1922 года. [6] [7]

15 мая государственный переворот под руководством Карлиса Улманиса 1934 года в Латвии произошел ; последующий кабинет Улманиса принял декларацию , согласно которой функции парламента передавались Кабинету министров до тех пор, пока не должна была быть разработана новая конституция, чего так и не произошло. [8] В 1940 году оккупационными войсками Советского Союза была создана Латвийская ССР , и был избран парламент под названием « Народный Сейм Латвии ». Законность этого парламента и его решений подвергается сомнению: Советы считали, что конституция была аннулирована в результате государственного переворота Улманиса, поэтому Народный Саэйм так и не аннулировал ее официально. [9] Однако латвийские юристы и историки отмечают, что конституция все еще действовала, поскольку декларация Улманиса лишь закрепляла за кабинетом министров функции Сейма и не отменяла ни одной части конституции, а Народный Сейм избирался в соответствии с Конституция Российской СФСР не соответствовала Конституции Латвии и, следовательно, не имела законных прав издавать законы, а, заявив о присоединении к Советскому Союзу , нарушила первую статью Конституции. [7] [8]

После объявления о присоединении к СССР Народный Сейм разработал проект Конституции ЛССР на основе Советской Конституции 1936 года . Он был принят через месяц, 25 августа 1940 года. 18 апреля 1978 года правительство ЛССР приняло новую конституцию по образцу Советской Конституции 1977 года . [9]

4 мая 1990 года Верховный Совет ЛССР объявил о восстановлении независимости Латвии и принял статьи 1, 2, 3 и 6 конституции 1922 года. Остальная часть конституции оставалась в силе до тех пор, пока она не была пересмотрена с учетом современной ситуации. [10] таким образом, конституция была полностью усилена 5-м Сеймом 6 июля 1993 г. [11] в соответствии со статьей 14 закона «Об организации работы Верховного Совета Латвийской Республики» [4] [12] В 1992 году соседняя Эстония проголосовала за новую Конституцию Эстонии, как и Литва за Конституцию Литвы , поскольку их довоенные конституции были написаны и изменены во время их авторитарных режимов, в то время как режим Улманиса ничего не изменил в демократической Конституции 1922 года.

Происхождение

[ редактировать ]
Инаугурация Конституционного собрания Латвии, 1 мая 1920 г.

Латвия была одной из первых стран после Первой мировой войны , которая переняла некоторые идеи Веймарской конституции 1919 года . -либерала Юриста Хуго Пройсса (Пройсса) часто называют автором проекта конституции , принятого Веймарским национальным собранием . [13] который историк Уильям Л. Ширер в книге « Взлет и падение Третьего рейха» рассматривает как «самый либеральный и демократический документ такого рода, который когда-либо видел двадцатый век… полный гениальных и замечательных устройств, которые, казалось, гарантировали работу почти безупречной демократии». [14] В Латвии некоторые ранние эксперты по праву, такие как Карлис Дишлерс, Феликс Циеленс, а также современные юристы сходятся во мнении, что Веймарская конституция лежала в основе формулировки Конституции Латвии (Satversme) и в некотором роде представляет собой синтез Веймарской конституции и Вестминстерской системы, используемой в Латвии. Соединенное Королевство . [15] [16]

Некоторые сходства между Веймарской конституцией и латышской конституцией:

  • Создание государственных учреждений Веймарской республики и Латвийской Республики, начавшееся с создания предпарламента, которым в Германии был Совет народных депутатов , в Латвии — Народный совет Латвии .
  • Принятие закона о выборах в Германии — Закон Совета народных депутатов от 29 ноября 1918 года о выборах в Национальное собрание , в Латвии — Закон Народного совета от 19 августа 1919 года о выборах в Конституционное собрание.
  • Создание государственного учреждения, члены которого избираются народом, целью которого является разработка конституции. В Германии это было — Веймарское национальное собрание, созванное 6 февраля 1919 года. В Латвии — Конституционное собрание , созванное 1 мая 1920 года.
  • В Латвии, как и в Веймарской республике, приняты временные конституционные законы, в Веймарской республике – Закон о временной государственной власти ( Das Gesetz über die vorläufige Staatsgewalt ) , в Латвии – Декларация о Латвийском государстве и Положения о Латвийском государстве, чтобы регулировать отношения в государстве до конституции
  • В процессе разработки конституции была создана специальная комиссия, в Германии — «Конституционная комиссия Национального собрания» ( Verfassungskommission ), в Латвии — «Конституционная комиссия Конституционного собрания».
  • Социал -демократы были широко представлены как в Национальном собрании Веймара, так и в Конституционном собрании Латвии. Латвийские социал-демократы имели тесные связи с Германией, что облегчило доступ и обмен информацией об идеях с новой Веймарской республикой. Об этом иногда свидетельствуют очень похожие аргументы социал-демократов в процессе разработки конституции: Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) предупредила, что президенту не следует наделять неограниченными полномочиями, поскольку президент воспринимается как своего рода «заместитель кайзера ». В Латвии латвийские социал-демократы отстаивали принцип, согласно которому президент идеологически является монарха ) наследником .

Во время разработки Конституции Веймарская конституция была самой современной и прогрессивной системой конституционного контроля того времени. Немецкая республиканская система, выбранная в качестве Веймарской конституции, соответствовала идеям национального и государственности Латвии. Историческое влияние Германии , в том числе правовое, на территории Латвии, при ее значительном влиянии на правосознание латвийского народа , позволило перенять нормы Веймарской конституции не только формально, но и предусмотреть их урегулирование в общем порядке. население и общество. Немецкий язык , будучи одним из рабочих языков Конституционного собрания в Латвии и широко известным языком в том месте и в то время, способствовал выбору Веймарской конституции в качестве системы Конституции .

Согласно протоколам заседаний Конституционного собрания, депутаты Конституционного собрания иногда ссылались на Конституцию как на производное от Веймарской конституции, особенно на проект части II Конституции. Сравнивая Веймарскую конституцию и Конституцию Латвии, принятую в 1922 году, можно заметить, что Конституция не содержит основных прав человека. В то же время непринятие части II Конституции не является сознательным отказом от модели Веймарской конституции, а причиной ее непринятия является политический спор о содержании прав личности.

Издание, посвященное 90-летию Конституции, с редакциями на латгальском , ливонском и других языках.

Конституция Латвии является кодифицированной конституцией и в настоящее время состоит из 116 статей, сгруппированных в восемь глав: [17]

  • Глава 1: Общие положения (статьи 1–4)
  • Глава 2: Саэйма (статьи 5–34)
  • Глава 3: Президент (статьи 35–54)
  • Глава 4: Кабинет министров (статьи 55–63)
  • Глава 5: Законодательство (статьи 64–81)
  • Глава 6: Суды (статьи 82–86)
  • Глава 7. Государственный контроль (статьи 87–88)
  • Глава 8: Основные права человека (статьи 89–116)

Таким образом, конституция учреждает пять органов власти – Саэйму, Президента, Кабинета министров, суды и Государственный контроль.

Ключевые принципы

[ редактировать ]

Статьи 1, 2, 3 и 6, устанавливающие правовую основу политической системы государства, были первыми, принятыми после восстановления независимости. В эти статьи, наряду со статьями 4 и 77, могут быть внесены поправки только в том случае, если они будут вынесены на национальный референдум:

1. Латвия – независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть Латвийского государства принадлежит народу Латвии.
3. Территория Латвийского государства в границах, установленных международными договорами, состоит из Видземе, Латгалии, Курземе и Земгале.
4. Латышский язык является официальным языком Латвийской Республики. Государственный флаг Латвии красный с белой полосой.
6. Саэйма избирается на всеобщих, равных и прямых выборах, а также тайным голосованием на основе пропорционального представительства.
77. Если Саэйма внесла изменения в первую, вторую, третью, четвертую, шестую или семьдесят седьмую статьи Конституции, такие изменения для вступления их в силу в качестве закона выносятся на всенародный референдум. [18]

Саэйма , парламент Латвии, состоит из 100 членов , назначенных конституцией представителями народа. Он избирается на всеобщих, равных и прямых выборах сроком на четыре года тайным голосованием на основе пропорционального представительства избирателей в каждом избирательном округе. Конституция в общих чертах описывает, как должен работать Саэйма, отмечая, что Саэйма также должна установить правила порядка, регулирующие его внутреннюю деятельность и порядок. [17]

Исполнительная власть

[ редактировать ]

Исполнительная власть принадлежит Президенту и Кабинету министров. Однако президент не несет политической ответственности за выполнение своих обязанностей, и все его приказы должны быть подписаны премьер-министром или соответствующим министром, который, таким образом, становится ответственным за этот приказ. Из этого правила есть два исключения: президент может единолично принять решение о роспуске Сейма, а при формировании нового правительства ему предстоит выбрать нового премьер-министра. Кабинет формируется Премьер-министром. [17]

Конституция учреждает районные (городские) суды, областные суды, Верховный суд и Конституционный суд , а также устанавливает, что в случае войны или чрезвычайного положения могут также создаваться военные суды. Судьи назначаются Саэймом, и это решение является необратимым. Саэйма может принудительно отстранить судью от должности только на основании решения Дисциплинарной коллегии судей или решения суда по уголовному делу. [17]

Законодательство

[ редактировать ]

Согласно конституции, право законодательной деятельности предоставлено Саэйме. Законопроекты могут вноситься в Саэйму Президентом, Кабинетом министров или комитетами Саэймы, более чем пятью депутатами или одной десятой частью избирателей, если соблюдаются положения Конституции. Законы принимаются Сеймом и провозглашаются Президентом. [17]

Государственное контрольно-ревизионное управление

[ редактировать ]

Государственный контроль Латвийской Республики является независимым коллегиальным высшим ревизионным учреждением, ключевым элементом в системе государственного финансового контроля, служащим общественным интересам, предоставляя независимые гарантии эффективного и полезного использования ресурсов центрального и местного самоуправления. [17]

Конституция устанавливает Государственный контроль Латвийской Республики как независимое коллегиальное учреждение и описывает процесс назначения генеральных контролеров - процедура по существу такая же, как и при назначении судей, за исключением того, что генеральный контролер имеет фиксированный срок полномочий. [17] Государственный контроль контролирует использование государственных финансовых ресурсов. [19]

Основные права человека

[ редактировать ]

Хотя в конституционный законопроект была включена глава, регулирующая права и обязанности граждан, она изначально не была принята. Глава о правах человека была добавлена ​​в рамках поправки к конституции в 1998 году. [17]

Поправки

[ редактировать ]
Объединенное издание Конституции и Регламента Саэймы

Положения о внесении поправок изложены в статьях 76–79 конституции. Изменения в большинство статей может внести Саэйма. Статьи 1, 2, 3, 4, 6, 77 являются исключениями, поскольку статья 77 требует проведения референдума для внесения поправок в эти статьи. [17] В межвоенный период поправки были редки: была внесена только одна поправка и одна крупная поправка была почти принята, но так и не была принята из-за переворота. Однако с момента восстановления независимости в него было внесено восемь поправок.

В 1994 году избирательный возраст был снижен с 21 до 18 лет. В 1996 году был создан Конституционный суд. В 1997 году были внесены серьезные изменения в статьи, регулирующие процесс выборов и функции Сейма, Президента (в том числе продление срока их полномочий с 3 до 4 лет) и Кабинета министров. В 1998 году, помимо добавления в конституцию главы восьмой (основные права человека), латышскому языку был закреплен официальный статус , было выдвинуто требование о проведении референдума по изменению статей 4 и 77, а также полностью изменена статья 82; [20] теперь он определяет типы судов в Латвии. В 2002 году было добавлено требование к членам Сейма дать торжественное обещание получить свой мандат. Официальный статус латышского языка был дополнительно закреплен за счет того, что он стал рабочим языком государственных и муниципальных структур. В 2003 году было внесено несколько поправок для вступления Латвии в Европейский Союз . В 2004 году были внесены изменения в некоторые права президента и граждан. В 2006 году была добавлена ​​поправка, определяющая брак как союз одного мужчины и одной женщины. В 2007 году в статью 40 были внесены изменения, а статья 81 была отменена. В 2009 году была введена возможность избирателям распустить парламент.

Преамбула

[ редактировать ]

19 июня 2014 года Преамбула Конституции Латвии была принята Сеймом. [21] В тексте преамбулы, первоначально представленном Европейского суда судьей Эгилсом Левитсом в 2013 году, были описаны все основные ценности Латвийской Республики и латышей. [2] В проекте преамбулы Конституции Левитса говорилось следующее:

  • Чтобы обеспечить существование латышской нации на протяжении веков, сохранение и развитие латышского языка и культуры, [и] процветание каждого человека и народа [Латвии] в целом, латвийского народа;
  • учитывая, что в результате консолидации нации и формирования национального самосознания 18 ноября 1918 года на землях, исторически принадлежавших латышам, по неизменной воле Латвийской Республики была создана Латвийская нация и ее непреложное право на самоопределение, чтобы свободно самоопределяться и как национальное государство строить будущее в своем собственном государстве;
  • имея в виду, что народ завоевал свое государство в ходе Освободительной войны Латвии, что он не признал оккупационных властей, оказал им сопротивление и на основе государственной преемственности, восстановив государственную независимость, вновь обрел свободу;
  • выражение благодарности основателям государства, чествование его борцов за свободу и память жертв возмездия оккупантов;
  • осознавая, что основной задачей Латвийского государства является содействие духовному, социальному, культурному и материальному благополучию, обеспечению правопорядка, безопасности, охране окружающей среды и сохранению природы, а также согласованию экономического развития с человеческими ценностями и потребностями;
  • признавая, что традициями латвийской демократии является непосредственное участие граждан в ведении государственных дел и парламентской республики, и обеспечивая, чтобы латвийское государство в своей деятельности особенно уважало принципы демократии и верховенства закона, а также принципы национального и социального государство, [и это латвийское государство] признают и защищают права человека, включая права меньшинств;
  • признавая нерушимость независимости Латвийского государства, его территории, его территориальной целостности, суверенитета народа, латышского языка как единственного государственного языка, [и] демократического устройства государства, и что это ответственность каждого за защиту этих ценностей;
  • отмечая, что все обязаны заботиться о себе, своих родственниках и общем благе общества и вести себя ответственно по отношению к своим собратьям, обществу, государству, окружающей среде, природе и будущим поколениям;
  • осознавая, что латвийское этнокультурное Weltanschauung [ dzīvesziņa , буквально «мудрость жизни»] и христианские ценности существенно сформировали нашу идентичность; что ценностями общества являются свобода, честность, справедливость и солидарность; что семья является основной ячейкой общества; и что работа является основой роста и процветания каждого человека и нации в целом;
  • подчеркивая, что Латвия активно участвует в международных делах; защита своих интересов; и содействие человечному, устойчивому, демократическому и ответственному развитию Европы и мира в целом в соответствии с государственным гимном «Боже, благослови Латвию!», который выражает идею свободного национального государства в его свободно избранном Конституционном собрании. , укрепили национальный конституционный порядок Латвии и приняли следующую Конституцию государства. [2]

Споры по преамбуле

[ редактировать ]

В Латвии было много дискуссий по поводу инициативы Преамбулы и ее содержания. [22] Например, некоторые организации заявили, что текст направлен на закрепление в Конституции государства «этнической латвийской нации» как основного принципа суверенитета, в отличие от нынешней многоэтнической страны, состоящей из «народа Латвии». [23] Другие выступили против упоминания « христианских ценностей » и «латвийской жизненной мудрости» как устаревших и не соответствующих XXI веку. Ученый-правовед Кристине Яриновска утверждает, что идея, которую предложил Левитс, состоит в том, чтобы описать все основные ценности Латвийской Республики, чтобы положить конец злоупотреблению волей народа. [24] Референдум для одобрения или отклонения инициативы о внесении в Конституцию Латвийской Республики неприкосновенной преамбулы не требуется, заявил министр юстиции Латвии Янис Борданс . [25]

  1. ^ «Конституция Латвийской Республики = Конституция Латвийской Республики, если Латвийская Республика | search.worldcat.org . Проверено 31 января 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Яриновская, К. «Народные инициативы как средство изменения ядра Латвийской Республики» , Juridica International. Том. 20, 2013. с. 152 ISSN   1406-5509
  3. Атис Кронвальдс. Архивировано 3 июня 2007 г. в Wayback Machine (получено 26 мая 2007 г.).
  4. ^ Jump up to: а б с Политика в Латвии. Архивировано 5 июля 2007 г. на Wayback Machine (получено 26 мая 2007 г.).
  5. Сегодня 90 лет назад — Учредительное собрание голосует за принятие части 2 Учредительного собрания.
  6. ^ (на латышском языке) Конституционное собрание: первый избранный парламент Латвии. Архивировано 3 января 2007 г. в Wayback Machine (получено 24 декабря 2006 г.).
  7. ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Фрейбергс Й. (1998, 2001) Новейшая история 20 век Звайгзне ABC ISBN   9984-17-049-7
  8. ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Постановление пяти сенаторов Сената Латвии о действительности Конституции Латвии и полномочиях Сейма в условиях оккупации. Архивировано 24 февраля 2007 г. на Wayback Machine (проверено 24 декабря 2006 г.).
  9. ^ Jump up to: а б (на латышском языке) Редакция Главной редакции энциклопедий (1987) Politiska enciklopēdija Главная редакция энциклопедий
  10. ^ (на латышском языке) Декларация независимости от 4 мая 1990 г. Архивировано 5 сентября 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 24 декабря 2006 г.).
  11. ^ (на латышском языке) Первое заседание 5-го Сейма (стенограмма). Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 2 января 2007 г.).
  12. ^ (на латышском языке) Закон «Об организации работы Верховного Совета Латвийской Республики» (по состоянию на 2 января 2007 г.)
  13. ^ «Веймарская конституция и ее «отец» Гуго Пройсс» . Национальная библиотека Израиля . Архивировано из оригинала 06 сентября 2015 г. Проверено 23 марта 2021 г.
  14. ^ Ширер, Уильям Л. (1990). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Саймон и Шустер. п. 56. ИСБН  978-0-671-72868-7 .
  15. ^ Потемкина, Диана; Спрудс, Андрис; Щербинский, Вальтер (2016). 100-летие внешней политики Латвии: Идеи и личности . ISBN  978-9984-583-99-0 . OCLC   1012747806 .
  16. ^ Апситис, римляне; Плепс, Янис (2012). «О Конституции Латвийской Республики: история и современность» (PDF) . Конституция Латвийской Республики . Латвияс Вестнесис. ISBN  978-9984-840-20-8 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я (на латышском языке) Конституция Латвийской Республики с поправками и изменениями (Официальный перевод на английский язык). Архивировано 13 июля 2007 г. в Wayback Machine (Проверено 24 декабря 2006 г.).
  18. ^ Статьи 4 и 77 изначально не были включены, поправка к этой статье, добавляющая их, была внесена 15 октября 1998 г.
  19. ^ (на английском языке) О Государственном контроле (по состоянию на 3 января 2008 г.)
  20. Первоначально в статье 82 говорилось, что все граждане Латвии равны перед законом и судом. Статья 91 теперь содержит аналогичное заявление, но, в отличие от первоначальной статьи 82, она относится ко всем людям в Латвии и гласит, что права человека должны обеспечиваться без дискриминации.
  21. ^ «Сейм дополняет Конституцию преамбулой» . saeima.lv . Архивировано из оригинала 6 июля 2014 г. Проверено 23 марта 2021 г.
  22. ^ «Как получить качественную и легитимную преамбулу Конституции?», politika.lv, 31.10.2013 . Политика.lv Архивировано из оригинала 20 июля 2014 г. Проверено 22 июня 2014 г.
  23. ^ «Латвия идет по недемократическим стопам Венгрии с предлагаемой преамбулой к Конституции, PRNewswire , 2 октября 2013 г.» (пресс-релиз). Prnewswire.com . Проверено 22 июня 2014 г.
  24. ^ «Яриновская, Кристина. «Народные инициативы как средство изменения ядра Латвийской Республики», Juridica International. Том 20, 2013. стр. 152» . Юридика Интернешнл . Juridicainternational.eu. ISSN   1406-5509 . Проверено 22 июня 2014 г.
  25. ^ БНН (27 сентября 2013). «Министр юстиции: для утверждения преамбулы Конституции не потребуется референдум» . Балтийская новостная сеть . Проверено 22 июня 2014 г.
[ редактировать ]

Конституционные органы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e41c0bac7eeea6703f8e665b8900ba3__1719651000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/a3/8e41c0bac7eeea6703f8e665b8900ba3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Latvia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)