Jump to content

Первое латвийское национальное пробуждение

Кришьянис Валдемарс
Продолжительность: 1 минута 46 секунд.
Боже, храни Латвию!

Первое латвийское национальное пробуждение или Первое пробуждение ( латышский : Pirmā atmoda ) — движение за культурное и национальное возрождение между 1850 и 1880 годами среди молодых латышей , группы хорошо образованных латышей , которые, выступая против доминирования балтийских немцев в Ливонии и Курляндская губерния создала основу современного латвийского национального государства. На него повлияли европейские романтические националистические движения молодых немцев и чешское национальное возрождение . Большая часть их усилий была потрачена на просвещение латышей, критику немцев и устранение стигматизации латышского языка, традиций и культуры.

Движение началось после 1850 года в Тартуском университете , который в то время был высшим учебным заведением Ливонской губернии, и в нем обучалось около 30 студентов-латвийцев. Кришьянис Валдемарс , студент из Курляндии, разместил в своей комнате в общежитии записку, в которой назвал себя латышом, что было неслыханно в то время. Очень скоро вокруг него выросла группа из 10–13 студентов; они организовывали «латышские вечера», во время которых обсуждали положение угнетенных немцами латышей. Юрис Алунанс и Кришьянис Баронс вскоре стали ведущими членами. [1]

Они основали газеты Mājas Viesis и Pēterburgas Avizes . Первоначально движение было поддержано российскими властями, которые видели в нем инструмент против прибалтийских провинций, в которых доминировали немцы.

В 1868 году молодой латыш Фрицис Бриземниекс начал собирать латышские народные песни, известные как дайны . Его дело продолжил Кришьянис Баронс , который в 1894 году опубликовал первую книгу дайнов и со временем стал известен как Отец дайнов ( Дайнутевс ).

Другим литературным деятелем был учитель Атис Кронвальдс , обнаруживший упоминание о красно-бело-красном флаге в Ливонской рифмованной летописи XIII века . Эти цвета со временем стали флагом Латвии . Кронвальдс неустанно работал над популяризацией образования среди латышей и модернизировал латышский язык, создав множество новых слов.

В 1868 году первоначально как благотворительная организация помощи жертвам эстонского неурожая было создано Рижское латышское общество , которое организовывало латвийскую культурную жизнь в Риге и регионах. [2] Здесь была создана первая латвийская театральная труппа под руководством Адольфа Алунана , что привело к зарождению драматургии на латышском языке.

В 1873 году в Риге прошел первый латышский певческий праздник , на котором большинство песен были латышскими народными песнями. Из новых песен, исполненных там, одна из них, написанная Бауманю Карлисом , впоследствии стала государственным гимном Латвии . Опасаясь роста национализма, свое первоначальное название «Боже, благослови Латвию!» было изменено российскими цензорами на «Боже, благослови Прибалтику!».

В 1888 году впервые был опубликован национальный эпос «Лачплесис» , написанный Андреем Пумпурсом .

«Первое пробуждение» было культурным движением, в основном среди хорошо образованных классов, и вскоре оно исчерпало свою силу, поскольку латвийское общество стало более зрелым и заинтересовалось новыми политическими и научными идеями. Многие из ведущих молодых латышей рано умерли или работали в России, вдали от дома. Латыши также пережили волну русификации , во время которой использование латышского языка в школах было запрещено.

За Первым пробуждением последовало движение «Новое течение» ( Jaunā strāva ), которое было гораздо более политическим и привело к созданию Социал-демократической партии.

Интерес «Первого пробуждения» к фольклору продолжило балтийское неоязыческое движение «Диевтуриба» , созданное в 1920-е годы Эрнестом Брастиньшем и Карлисом Маровскисом-Бреггисом. [3]

  1. ^ "Letonika.lv. Энциклопедии - энциклопедия истории Латвии. Латвия в 19 веке" . letonika.lv . Проверено 3 апреля 2016 г.
  2. ^ «История Рижского латвийского общества» . rlb.lv. ​Проверено 3 апреля 2016 г.
  3. ^ Озолиньш, Гатис (2014). «Диевтурское движение в Латвии как изобретение традиции» . В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Издательство «Акумен». п. 96. ИСБН  978-1-8446-5663-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 113d6c1196b60029c23c75728464f336__1694268720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/36/113d6c1196b60029c23c75728464f336.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First Latvian National Awakening - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)