Первое латвийское национальное пробуждение
Первое латвийское национальное пробуждение или Первое пробуждение ( латышский : Pirmā atmoda ) — движение за культурное и национальное возрождение между 1850 и 1880 годами среди молодых латышей , группы хорошо образованных латышей , которые, выступая против доминирования балтийских немцев в Ливонии и Курляндская губерния создала основу современного латвийского национального государства. На него повлияли европейские романтические националистические движения молодых немцев и чешское национальное возрождение . Большая часть их усилий была потрачена на просвещение латышей, критику немцев и устранение стигматизации латышского языка, традиций и культуры.
Движение началось после 1850 года в Тартуском университете , который в то время был высшим учебным заведением Ливонской губернии, и в нем обучалось около 30 студентов-латвийцев. Кришьянис Валдемарс , студент из Курляндии, разместил в своей комнате в общежитии записку, в которой назвал себя латышом, что было неслыханно в то время. Очень скоро вокруг него выросла группа из 10–13 студентов; они организовывали «латышские вечера», во время которых обсуждали положение угнетенных немцами латышей. Юрис Алунанс и Кришьянис Баронс вскоре стали ведущими членами. [1]
Они основали газеты Mājas Viesis и Pēterburgas Avizes . Первоначально движение было поддержано российскими властями, которые видели в нем инструмент против прибалтийских провинций, в которых доминировали немцы.
В 1868 году молодой латыш Фрицис Бриземниекс начал собирать латышские народные песни, известные как дайны . Его дело продолжил Кришьянис Баронс , который в 1894 году опубликовал первую книгу дайнов и со временем стал известен как Отец дайнов ( Дайнутевс ).
Другим литературным деятелем был учитель Атис Кронвальдс , обнаруживший упоминание о красно-бело-красном флаге в Ливонской рифмованной летописи XIII века . Эти цвета со временем стали флагом Латвии . Кронвальдс неустанно работал над популяризацией образования среди латышей и модернизировал латышский язык, создав множество новых слов.
В 1868 году первоначально как благотворительная организация помощи жертвам эстонского неурожая было создано Рижское латышское общество , которое организовывало латвийскую культурную жизнь в Риге и регионах. [2] Здесь была создана первая латвийская театральная труппа под руководством Адольфа Алунана , что привело к зарождению драматургии на латышском языке.
В 1873 году в Риге прошел первый латышский певческий праздник , на котором большинство песен были латышскими народными песнями. Из новых песен, исполненных там, одна из них, написанная Бауманю Карлисом , впоследствии стала государственным гимном Латвии . Опасаясь роста национализма, свое первоначальное название «Боже, благослови Латвию!» было изменено российскими цензорами на «Боже, благослови Прибалтику!».
В 1888 году впервые был опубликован национальный эпос «Лачплесис» , написанный Андреем Пумпурсом .
«Первое пробуждение» было культурным движением, в основном среди хорошо образованных классов, и вскоре оно исчерпало свою силу, поскольку латвийское общество стало более зрелым и заинтересовалось новыми политическими и научными идеями. Многие из ведущих молодых латышей рано умерли или работали в России, вдали от дома. Латыши также пережили волну русификации , во время которой использование латышского языка в школах было запрещено.
За Первым пробуждением последовало движение «Новое течение» ( Jaunā strāva ), которое было гораздо более политическим и привело к созданию Социал-демократической партии.
Интерес «Первого пробуждения» к фольклору продолжило балтийское неоязыческое движение «Диевтуриба» , созданное в 1920-е годы Эрнестом Брастиньшем и Карлисом Маровскисом-Бреггисом. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Letonika.lv. Энциклопедии - энциклопедия истории Латвии. Латвия в 19 веке" . letonika.lv . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ «История Рижского латвийского общества» . rlb.lv. Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ Озолиньш, Гатис (2014). «Диевтурское движение в Латвии как изобретение традиции» . В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Издательство «Акумен». п. 96. ИСБН 978-1-8446-5663-9 .