Молодые латыши
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2018 г. ) |
Новые латыши ( латышский : jaunlatvieši ) — термин, чаще всего применяемый к интеллектуалам Первого латышского национального пробуждения ( латышский : Tautas atmoda ), действовавшего с 1850-х по 1880-е годы. Движение было создано по образцу движения «Молодая Германия» ( нем . Junges Deutschland ), возглавляемого Генрихом Гейне . ), первоначально применявшийся к этим националистическим интеллектуалам их противниками, в основном балтийскими немцами Термин «Молодая Латвия » ( нем . «ein junges Lettland» , впервые был использован Густавом Вильгельмом Зигмундом Браше, пастором Ницы, в рецензии на «Юриса». Alunāns ' Dziesmiņas latviešu valodai pārtulkotas («Маленькие песенки, переведенные на латышский язык») в газете Das Inland в 1856 году. На вопрос, кто мог оценить такую литературу на латышском языке (книга Алунанса была первым крупным переводом классической зарубежной поэзии на латышский язык), Браше предупредил, что тех, кто осмелится мечтать о «молодой Латвии», ждет трагическая судьба лодочника из поэмы Гейне «Лорелей», перевод которой появился в антологии Алунана. Новых латышей также иногда называли «леттофилами» или " "этники
Начало
[ редактировать ]Хотя новых латышей можно рассматривать как часть прежде всего культурного и литературного движения, их дело имело значительные политические разветвления из-за социально-экономических условий, преобладавших в то время в Латвии (входившей в состав Российской империи , тем не менее, в ней доминировало балтийское немецкое дворянство) . ). Датой начала движения обычно называют 1856 год из-за публикации книги Алунана и основания крупнейшей латышскоязычной газеты Mājas Viesis , которая стала контрапунктом прогерманской газеты Latviešu Avizes . Другим современным и плодотворным событием стало публичное заявление о гражданстве лидера движения Кришьяниса Валдемара ; Студент Тартуского университета (тогда Дерпт) с 1854 по 1858 год, Вальдемарс прикрепил к своей двери визитную карточку с надписью «C. Woldemar stud. cam. Latweetis». В то время было почти неслыханно, чтобы образованный человек называл себя латышом; образование означало германизацию , и поступок Вальдемара сравнивали с Мартином Лютером Вывешивание 95 тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, подчеркивающее их значение для латышского национализма . Подобно тому, как некоторые ученые считают публикацию «95 тезисов» апокрифом, замечание Вальдемара можно рассматривать как менее драматичное, если рассматривать его в контексте. Историк Арведс Швабе отметил, что Вальдемар в своих произведениях отрицал свою радикальность; у новых латышей не было политической программы, угрожающей балтийским немцам до 1860-х годов; по мнению Швабе, их политическая оппозиция сложившемуся порядку кристаллизовалась под влиянием славянофилов в связи с реформами Александра II в России .
Лидеры
[ редактировать ]Вальдемар считается духовным отцом Пробуждения. Вместе с Алунаном он руководил студенческими собраниями в Тарту и выступал за изучение фольклора и основание морских академий, чтобы превратить латышей и эстонцев в народы-мореплаватели. Кришьянис Баронс начал коллекционировать дайны под непосредственным влиянием Вальдемара, а в 1862 году Валдемарс, Алунанс и Бароны совместно в Санкт-Петербурге издали Pēterburgas Avizes . Самая радикальная газета, издававшаяся до сих пор на латышском языке, была закрыта властями в 1865 году. С 1867 по 1873 год Атис Кронвальдс (часто известный как Кронвалду Атис) возобновил «латышские вечера», начатые Валдемарсом в Тарту. Его Nationale Bestrebungen (1872) можно рассматривать как манифест новых латышей. Двумя их старшими коллегами были Каспарс Биезбардис, первый этнический латышский филолог, который помогал составлять петиции царю о тяжелых условиях среди латвийского крестьянства (за что он был сослан в Калугу в 1863 году), и Андрейс Спагис, первый писатель, привлечь внимание Западной Европы к балтийской проблеме. Фрицис Бривземниекс (Треуланд) считается отцом латвийской фольклористики; Позднее бароны собрали коллекцию дайнас дело всей его жизни. Поэт Аусеклис ( псевдоним Микелиса Крогземиса), по словам дипломата и ученого Арнольда Спекке , олицетворял «романтические и мистические поиски души народа». Молодой латыш Андрей Пумпурс позже написал национальный эпос «Лачплесис » «Убийца медведей».
Направления и подразделения
[ редактировать ]Определяя движение задним числом в 1889 году, Пумпурс писал: «Те в группировке, которая двадцать пять лет боролась за свободу, назывались новыми латышами. Их судьба была почти всегда одинаковой. Без родины их народ, бесправный, без товаров и пропитания, часто без жилья и без хлеба, они были обречены на скитания, все двери были заперты перед ними, и им не давали найти ни жилья, ни работы. С тяжелым сердцем они покидали любимую родину и уходили за границу, в глубь страны. России, ища пропитание и в то же время собирая знания».
Фактически около половины этнических латышей, получивших высшее образование, были вынуждены искать работу в России. По мнению Швабе: «Своей эгоистичной и недальновидной политикой [прибалтийская] немецкая аристократия и буржуазия принуждают латышей к русофилии ». Даже прибалтийские немецкие интеллектуалы, посвятившие себя изучению латышской культуры и языка, такие как Август Иоганн Готфрид Биленштейн (редактор Latviešu Avīzes ), выступали против новых латышей, в то время как редактор Die Zeitung für Stadt und Land заявил, что «чтобы получить образование а латышский невозможен — образованный латыш — ничто» ( «sei ein Unding» ). Пастор Браше, написав, что латышской нации нет и что у латвийского народа нет прошлого, предложил заменить «новые латыши» термином «новые крестьяне» ( «Jung-Bauernstand» ). В самом известном лютеранском издании говорилось, что латыши были нацией в 13 веке, но с тех пор превратились в класс крестьян; каждому классу требовался свой собственный язык? «Латыш должен умереть». Этнические латыши, поддерживающие балтийских немцев, стали известны как «старые латыши»; отчасти потому, что многие противники новых латышей были связаны с лютеранской церковью, движение также имело ярко выраженную антиклерикальный характер.
Хотя одно течение Национального пробуждения сначала сосредоточилось в Тарту , затем переместилось в Санкт-Петербург, а затем переместилось в Москву , в конце 1860-х годов леттофилам наконец удалось обосноваться в Латвии, основав фонд помощи жертвам голода в Латвии. Эстония и Финляндия получение разрешения на создание Рижского в 1867 году и год спустя латышского общества. Подобные ассоциации последовали и в других городах: рижский оригинал получил гипокоризму «мама» («мамуля»). Рижское латышское общество поставило первый латышский спектакль, провело первую конференцию латышских учителей и организовало в 1873 году первый латышский песенный праздник.
Вальдемарс полемизировал с Койхелем (автором «sei ein Unding» ), написав «Nationale Bestrebungen» на немецком языке в качестве ответа своим критикам. Прагматик и материалист, Вальдемарс - в ссылке и под надзором полиции в Москве - подвергся дальнейшему влиянию славянофилов, работая у издателя Михаила Никифоровича Каткова . По мнению Вальдемара, « кулак никогда не мог быть таким опасным, как кремневые гвозди немца».
Наследие
[ редактировать ]Усилия баронов и других молодых латышей по сбору фольклора и дайнов стали жизненно важными для формирования балтийского неоязыческого движения Dievturība , которое было создано в 1920-х годах Эрнестом Брастиньшем и Карлисом Маровскисом-Бреггисом. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Озолиньш, Гатис (2014). «Диевтурское движение в Латвии как изобретение традиции» . В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Издательство «Акумен». п. 96. ИСБН 978-1-8446-5663-9 .
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Эдгар. «Арведс Свабе, 1888-1959». Журнал по делам Центральной Европы (1960), Vol. 20 Выпуск 1, стр. 84-90.
- Арнольдс Спекке: История Латвии: Очерк. Стокгольм: М. Гоппер/ Золотое яблоко , 1951.
- Альфред Билманис: История Латвии. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1951.
- Арвед Швабе: История Латвии 1800-1914 гг . Уппсала: Даугава, 1958.
- Арведс Швабе, изд.: Латвийская энциклопедия . Стокгольм: Три звезды, 1952–1953.
- Улдис Германис : Приключения латышского народа . Анн-Арбор: Путешественник, 1974.
- Агнис Балодис: История Латвии и латышского народа . Рига: Карман, 1991.
- Теодорс Зейфертс: История латышской письменности . Рига: 1922 г. – доступно на http://www.ailab.lv/Teksti/Senie/Zeiferts/zeifsat.htm.
- Эрнест Бланк : Путь народа Латвии к независимому государству . Вестерос: Северная база, 1970 год.
- Илга Апине: Латвия во второй половине XIX века. Архивировано 28 октября 2004 г. в Wayback Machine. Получено 23. VI. 2005 г. (архив [1] ).
- Максим Кирчанов, Крестьяне, латыши, граждане: идентичность, национализм и модернизация в Латвии (Воронеж, 2009. 204 с.) ISBN 978-5-98222-461-3 // http://ejournals.pp.net.ua/_ld/1/135_kirchanavs_book.pdf
- Янис А. Креслиньш: Новейшие публикации по истории Балтии. Получено 23. VI. 2005 г.
- Артурс Приедитис: История культуры Латвии. Даугавпилс: АКА, 2000. ISBN 9984-582-11-6 (Включает аннотацию на русском и английском языках.)
- Ред. Викторс Хаусманис: Латышская письменность в биографиях . Рига: ЛЗА, 1992.
- Янис Розенбергс: «Фрицис Бривземниекс – основоположник латышской фольклористики». Архивировано 10 октября 2006 г. в Wayback Machine (включает краткое изложение на английском языке). Проверено 25. VI. 2005 г.
- Латвийская система информатизации образования, архивированная 5 февраля 2005 г. на Wayback Machine, предлагает обширную информацию о молодых латышах и их вкладе в лингвистику, например «Jaunlatvieši un latviešu valodas attīstība», архивировано 16 июля 2012 г. на Wayback Machine («The Молодые латыши и развитие латышского языка»). Получено 25. VI. 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия в Интернете. Архивировано 8 января 2004 г. в Wayback Machine. Получено 23. VI. 2005 г.