Кино Латвии
Кино Латвии | |
---|---|
Количество экранов | 63 (2011) [1] |
• На душу населения | 3,4 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | Форум Кинотеатр 57,5% Акме Фильм Латвия 16,5% Фильмы инкогнито 5.6 [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3] | |
Вымышленный | 4 |
Анимированные | 1 |
Документальный фильм | 1 |
Количество поступлений (2011 г.) [5] | |
Общий | 1,879,149 |
• На душу населения | 1.13 (2012) [4] |
Национальные фильмы | 66,337 (3.5%) |
Валовые кассовые сборы (2011) [5] | |
Общий | евро 7,54 миллиона |
Национальные фильмы | 98 625 евро (1,3%) |
Кинотеатры Латвии ведут свою историю с 1910 года, когда были сняты первые короткометражные фильмы. [6] Первый кинопоказ в Риге состоялся 28 мая 1896 года. [7] К 1914 году во всех крупных городах Латвии были кинотеатры, где демонстрировались кинохроника, документальные фильмы и преимущественно короткометражные фильмы зарубежного производства.
изобрели кино Через два года после того, как братья Люмьер , 22 января 1898 года Сергей Эйзенштейн родился в Риге .
История
[ редактировать ]До советской оккупации
[ редактировать ]первый латвийский художественный фильм «Лачплесис» режиссера Александра Рустейкиса. В 1930 году вышел «Сын рыбака» (1939), режиссер Вилис Янис Лапениекс , [8] считается латвийской классикой, завершающей эпоху кинопроизводства до начала Второй мировой войны. [6]
Советский период
[ редактировать ]После советской оккупации Латвии в 1940 году Лапениекс эмигрировал, а после окончания войны его сын Вилис Лапениекс начал свою кинокарьеру за границей, где он получил международное признание как оператор, снявший более 63 фильмов. [9]
Рижская студия документальных фильмов была создана в Латвии в первый год советской оккупации. В первые десятилетия советской власти латвийские кинематографисты были в основном выходцами из Советской России и создавали пропагандистские фильмы, изображающие победу социализма.
После смерти Сталина в 1953 году наступил более либеральный период в культурной политике Советского Союза. Кинематографисты стали иметь больший художественный контроль; в то же время Государственный комитет кинематографии деньги предоставил орган государственной цензуры Главлит и Управление культуры КПСС . СССР в Москве. Контроль над выпуском фильмов контролировали [6]
Первые латвийские художественные фильмы, созданные в то время, все еще должны были отвечать идеологическим требованиям советского режима: «История латышского стрелка» (1957) режиссера Павла Армандса и «Тобаго меняет свой курс» (1965) режиссера Александра Лейманиса были сняты . .
В 1963 году Рижская киностудия завершила строительство комплекса киностудии площадью 1890 квадратных метров. [7]
В 1970-е годы Александр Лейманис и Гунарс Пиесис стали самыми популярными режиссерами в Латвии, сняв серию историко-приключенческих фильмов. Pūt, vējini («Дуй, маленький ветер») (1973) режиссера Пиесиса — фильм по пьесе латвийского поэта Райниса . Навес Эна (В тени смерти) (1971) заимствован из рассказа Рудольфа Блауманиса . Один из самых популярных фильмов той эпохи - «Лимузин цвета кануна Иванова дня » (1981) режиссера Яниса Стрейча , легкая пародия на советскую систему. [6]
Юрис Подниекс стал режиссером документальных фильмов в 1979 году, а его первый фильм «Колыбель» получил награду на Лейпцигском фестивале DOK . В 1981 году его картина «Братья Кокар» получила первую премию на Киевском фестивале молодежи. В том же году его фильм «Созвездие стрелков» получил награду XVII Всегосударственного фестиваля в Ленинграде и премию Латвийского комсомола . Этот фильм принес Подниексу широкое признание в Советском Союзе .
Международное признание Подниекс получил благодаря фильму « Легко ли быть молодым?» . Фильм с диалогами на латышском и русском языках был исследованием советской молодежи. Когда Советский Союз распался, Подниекс сотрудничал с британским телевидением, чтобы из первых рук узнавать о событиях в Советском Союзе. За три года Подниекс снял пятисерийный документальный фильм « Здравствуйте, вы нас слышите?» . Позже Подниекс снял фильмы, посвященные росту национальной идентичности в Латвии, Литве и Эстонии . Его фильм « Родина» представлял собой рассказ о народных праздниках в этих странах, когда национальные песни, запрещенные советской властью в течение 50 лет, исполнялись массовыми хорами. Во время съемок продолжения этого фильма в январе 1991 года Подниекс и съемочная группа попали под снайперский огонь во время переворота попытки советских войск в Риге . Подниекс был избит, его оператор и давний друг Андрис Слапиньш убит, а Гвидо Звайгзне , еще один сотрудник и друг Подниекса, позже скончался от травм. [10] Этот материал был снят на видео и показан как дополнение к «Родине» , а позже как введение к переработанной версии этого фильма. Четыре фильма Подниекса получили премию Лиелайс Кристапс как лучший документальный фильм года.
Другими наиболее известными латвийскими режиссерами той эпохи являются Айварс Фрейманис и Роландс Калниньш . Лучшими киноактёрами Латвии того времени были Эдуардс Павулс , Лилита Барзиня , Гунарс Цилинскис и Карлис Себрис .
Независимая Латвия
[ редактировать ]После восстановления независимости Латвии в 1991 году самыми успешными латвийскими кинематографистами стали Янис Стрейч, получивший премию «Права ребенка» (1994) на Чикагском международном фестивале детских фильмов за фильм «Чилвека Бернс» (1991); [11] Янис Путниньш – победитель Латвийского национального кинофестиваля в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» в 2007 году за фильм «Фогельфрей» (2007); [12] Варис Брасла, чей Ziemassvētku jampadracis (1996) получил премию детского кино на Вюрцбургском международном киновыходном, приз детского жюри на международном детском кинофестивале в Чикаго; [13] Айварс Фрейман — номинант на Международную независимую премию Международного кинофестиваля Мангейм-Гейдельберг ; [14] Уны Сельмы Почетное упоминание на Международном фестивале короткометражных фильмов в Уппсале в 2001 году; [15] Виестур Кайриш, чей дебютный полнометражный фильм «Pa ceļam aizejot » (2001) получил приз жюри на кинофестивале Raindance в 2002 году; [16] и Лайла Пакалниня , обладательница нескольких кинопремий, номинантка на «Золотого берлинского медведя» Берлинского международного кинофестиваля за фильм «Уденс» (2006). [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 23 марта 2014 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Baltic Films – Факты и цифры» (PDF) . Национальный киноцентр. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Культура и обычаи стран Балтии Кевин О'Коннор
- ^ Jump up to: а б «Самые важные даты в истории кино Латвии» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ Вилис Янис Лапениекс в IMDB
- ^ Вилис Лапениекс @ IMDB
- ^ « Продолжайте снимать « Городскую газету » . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Награды Дженис Страйк на IMDB
- ^ Награды Яниса Путнина на IMDB
- ^ Награды Вариса Браслы на IMDB
- ^ Награды Айварса Фрейманиса на IMDB
- ^ Награды Уны Сельмы на IMDB
- ^ Награды Виестура Кайриса на IMDB
- ^ Награды Лайлы Пакалниной на IMDB