Jump to content

Кино Сербии

Кино Сербии
Количество экранов 117 (2011) [1]
• На душу населения 1,3 на 100 000 (2011 г.) [1]
Основные дистрибьюторы Подтяжка зрения 35,3%
Кинозвезда 29,3%
Парамаунт 24,5% [2]
Продюсировал художественные фильмы (2016). [3]
Вымышленный 20
Количество поступлений (2018 г.) [4]
Общий 4,193,755
Валовые кассовые сборы (2011) [4]
Общий динаров 739 миллионов
Национальные фильмы 239 миллионов динаров (32,3%)

Кино Сербии — это киноиндустрия и фильмы, снятые в Сербии или сербскими кинематографистами.

Сербия (как независимое государство, так и часть Югославии ) была домом для многих всемирно известных фильмов и режиссеров. Многие известные балканские фильмы сняты в Сербии и пользуются большим коммерческим успехом.

История кино

[ редактировать ]

Королевство Сербия (1896–1917)

[ редактировать ]

Андре Карр, представитель братьев Люмьер , первым продемонстрировал кинофильм на Балканах и в Центральной Европе в Белграде 6 июня 1896 года. [5] [6] В следующем году он снял первые кинофильмы о Белграде, но они не сохранились. [7]

Сербское кино восходит к 1896 году с выходом старейшего фильма на Балканах « Жизнь и деяния бессмертного Вождя Караджордже» , биографии о сербском революционном лидере Караджордже . [8] [9] Через Сербию перемещалось несколько передвижных кинотеатров, демонстрирующих фильмы в арендованных залах или в палатках. Стоян Нанич из Заечара был владельцем компании «Первое сербское кино». Он начал показывать фильмы в столице и других городах в 1900 году. В начале двадцатого века кино в Сербии становилось все более популярным. Первый постоянный кинотеатр был открыт в Белграде в 1909 году; Вскоре после этого по всей стране открылось еще больше кинотеатров. [10] Современная провинция Воеводина входила в состав Австро-Венгрии . Кино развивалось в провинции в то же время, что и в Сербии: первый кинотеатр был открыт в Сомборе в 1906 году. [10]

Кадр из фильма «Жизнь и деяния бессмертного вождя Караджордже»
Кадр из фильма «Жизнь и деяния бессмертного вождя Караджордже» , первого художественного фильма, выпущенного на Балканах.

Владельцы пабов арендовали помещения для путешествующих кинооператоров из-за границы и вскоре начали производить собственные постановки. Среди пионеров сербского кинематографа Светозар Боторич, братья Савич, братья Цветович и Джока Богданович. [11] [12] Боторич владел кинотеатром «Париж» в центре Белграда. Он нанял операторов из Франции и снял около 20 короткометражных документальных фильмов. Он продолжал снимать фильмы во время балканских войн. [11] Среди других известных фильмов этого периода - «Коронация короля Петра I», снятая в 1904 году. [13]

К началу Первой мировой войны в Королевстве Сербия действовало 30 действующих кинотеатров. [11] После Великого отступления сербская армия киносекцию основала на Корфу , в которой документировались различные сражения и события во время войны. [14]

Королевство Югославия (1918–1941)

[ редактировать ]

Кино в Сербии возникло довольно рано: до начала Второй мировой войны было снято 12 фильмов . [ нужна ссылка ] Эрнест Бошняк был известным режиссером из Сомбора , снявшим и продюсировавшим несколько хорошо принятых жанровых и документальных фильмов. [15] Другими пионерами кино из Воеводины являются Александр Лифка и Владимир Тотович. [15] Станислав Краков был известным режиссером-документалистом и писателем. Его фильм «Голгота Србие» (1930) примечателен изображением межвоенного периода. [16]

В 1931 году правительство приняло новый закон штата о кино, который способствовал развитию отечественного производства. До этого большинство местных продюсерских компаний обанкротились из-за высоких налогов, отсутствия государственной политики, защищающей отечественные компании, а также привлекательного предложения дешевых фильмов иностранного производства на рынке для показа (в основном французских, немецких и американских). [5] В 1932 году было снято больше фильмов, чем за весь период с 1918 по 1931 год. [5] Благодаря лоббированию со стороны иностранных компаний закон, который благоприятствовал и защищал отечественное кино, был отменен, а местное производство было сокращено до прежнего состояния: было выпущено всего несколько фильмов. [5]

Сербский поэт Станислав Винавер. [17] и Бошко Токин были пионерами кинокритики и теории кино в стране. [18]

Известные фильмы этого периода включают «Все ради улыбки» , «Удача шахтера» , «Король Чарльстона» , «Безгрешный грешник» и «Сквозь бурю и огонь» . [5] Самым известным из довоенных фильмов является «Битва за Косово» Михайло Поповича 1939 года. [5] а лучшим документальным фильмом считается «Прича едног дана » Макса Калмича. [5]

Республика Югославия (1945–1992)

[ редактировать ]
Плакат к приключенческому фильму в жанре фэнтези «Волшебный меч» (1950), основанному на сербской сказке «Девять павлинов и золотые яблоки».

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

После победы югославских партизан вновь созданное государство сформировало Федеральный комитет кинематографии, который был организован из шести региональных центров, по одному на каждую социалистическую республику. [19] Факультет драматического искусства (под названием Академия театрального искусства) [20] был основан как главное учебное заведение по образованию в стране. Был построен новый студийный комплекс, известный как Film City в Кошутняке , и было запущено несколько ежемесячных киножурналов. [19]

Большинство фильмов, снятых после Второй мировой войны, представляли собой боевики, приключенческие, партизанские фильмы, экранизации, исторические драмы, документальные фильмы и киноновости (хроники повседневной жизни). [21]

Партизанские фильмы

[ редактировать ]

фильмы Партизанские , стал «Славица» появились сразу после Второй мировой войны них ( 1947). первым из [19] Партизанский фильм — это поджанр фильмов о войне , действие которых происходит в оккупированной нацистами Югославии , где главными героями являются партизанская армия Югославии армии держав Оси , а антагонистами — . Эти фильмы часто характеризуются как имеющие производственный масштаб эпических фильмов , с ансамблевым актерским составом и эмоционально напряженными сценами, вызванными исключительно трагедиями войны. [22] По мнению некоторых историков кино, партизанские фильмы уважали Тито культ личности и редко прославляли отдельных людей над коллективом, уделяя меньше внимания актерам. Однако за роль врача-партизана в фильме « Я был сильнее » (1953) Мира Ступика получила « Золотую арену» за лучшую женскую роль .

В 40-х и 50-х годах режиссер Радош Новакович добился большого успеха с несколькими партийными фильмами: «Дечак Мита» (1951), «Солнце далеко» (1953) по одноименному роману Добрицы Чосича , «Блодвейен» (1955), югославско-норвежская постановка. и «Ветар я стал пред зору» (1959). Другие партизанские фильмы 40-х и 50-х годов: «Бесмртна молодость» (1948), «Барба Жване» (1949), «Последний дан» (1951), «Последний мост» (1954), снятый в сотрудничестве с Восточной Германией , «Едини излаз» (1958), «Небо». Сквозь деревья (1958), Рафал и небо (1958) и Алекса Дундич (1959), югославско-российский фильм.

Большинство первых кинозвезд Югославии снимались в партийных фильмах, в том числе: Люба Тадич , Раде Маркович , Драгомир Фельба , Павел Вуисич , Мария Црнобори , Михайло Бата Паскалевич , Дара Чаленич , Рахела Ферари , Северин Биелич , Столе Аранджелович Бранк , о Плеша и Милена Дравич .

В 1960-е годы кинопроизводство в Югославии росло, поскольку многие полнометражные фильмы спонсировались напрямую государством. Капитан Лечи (1961) был самым кассовым югославским фильмом того времени. Режиссером его выступил Жика Митрович , который в 1964 году снял еще один коммерчески успешный фильм «Марш на Дрине» . Для написания сценариев к партизанским фильмам были наняты писатели и поэты со всей страны. Арсен Диклич написал «Марш на Дрине» и «Пункт смерти» в 1964 году, а Антоний Исакович написал «Партизанские рассказы» (1960). Велимир Бата Живойинович прославился как один из самых узнаваемых лиц партизанских фильмов. В 1960-е годы он сыграл в фильмах «Брат доктора Гомера» (1968) и «Кровавая сказка» (1969), основанных на одноименной песне знаменитого югославского поэта Десанки Максимовича . Живоинович играл в партийных боснийских и хорватских постановках «Козара» и «Гремящие горы» (1963), что помогло ему завоевать популярность по всей стране. Однако он также играл в «Черная волна» фильмах . Юная Любиша Самарджич ( «Десант на Дрвар» , «Козара», «Орлы летят рано» ) был еще одним актером, которого часто видели в качестве главного героя в югославских фильмах о войне.

В фильме 1969 года « Битва при Неретве» приняли участие самые выдающиеся югославские актеры, такие как Живойинович, Самарджич, Дравич и Вуисич, а также звезды мирового кино, в том числе Юл Бриннер , Орсон Уэллс , Франко Неро и Сергей Бондарчук . Производство щедро финансировалось самим президентом Тито, который также выступал в качестве консультанта. [23] В то время это считался одним из самых дорогих фильмов, призванных представить Югославию как дружественную коммунистическую страну. [24] Пабло Пикассо нарисовал постер к фильму. «Битва при Неретве» была номинирована на «Оскар» за лучший иностранный фильм в апреле 1970 года, но проиграла алжирскому фильму «Z» .

Милена Дравич в центре, Самарджич справа и Живойнович слева на премьере фильма « Битва при Неретве» (1969).

Успех партизанских фильмов продолжался еще долго после битвы при Неретве . Десятилетие началось с «Велосипедистов» (1970) Младомира Пуриши Джорджевича и «Хайки» (1972) с Раде Шербеджией в главной роли. За этот фильм Павле Вуисич был удостоен премии «Золотая арена» . В 1972 году Бата Живойнович сыграл роль всей своей жизни в фильме «Вальтер защищает Сараево» . Три года спустя фильм был показан по национальному телевидению Китая, что сделало Живоиновича кинозвездой в Китае. [25] В 1973 году было снято два фильма, получивших очень хорошие кассовые сборы. Первыми были «Бомбардиры» (с Живойиновичем и Самарджичем), а вторым — «Битва при Сутьеске» . Стремясь повторить успех « Битвы при Неретве» , этот фильм собрал популярный актерский состав — Дравича, Самарджича и Живойиновича. Это был еще один фильм, бюджет которого утвердил Тито, поэтому в нем было задействовано много международных актеров. Ричард Бертон сыграл Иосипа Броз Тито, а Орсон Уэллс сыграл роль Уинстона Черчилля . 1974 год ознаменовал последний пик партизанского кино с двумя блокбастерами: «Списанные» с Воей Брайовичем и Драганом Николичем и «Оружие войны» , которые принесли еще одну «Золотую арену» Ружице Сокичу . В том же году «Списанное» было превращено в телесериал . крупнобюджетный фильм «Адская река» с Родом Тейлором В 1974 году с умеренным успехом был показан . Так было и с «Доктором Младеном» (1975), «Вершинами Зеленгоры» (1976), «Девичьим мостом» (1976), «Двойным за южну пругу» (1978) и «Прибытие до рассвета» (1978), за исключением Бошко Буха — экранизация одноименного романа Добрицы Чосича. После смерти Тито в 1980 году производство партийных фильмов начало приходить в упадок из-за их медленного слияния с военной и послевоенной драмой. В 1980 году ни одного партизанского фильма не было снято. Последующие партизанские фильмы, которые теперь считаются военными драмами, - это « Марш на Игман» , « Широко лишче» и « Большой транспорт» , которые получили повсеместно негативную критику, провалились в прокате и символически ознаменовали конец эпохи партизанского фильма. Однако тема немецкой оккупации Югославии продолжалась в кино Сербии до 80-х годов, в основном в жанре военной комедии, с такими фильмами, как « Кто там поет?» и Балканский экспресс .Многие выдающиеся сербские актеры начинали свою карьеру в партийном кино. В фильме «Ферма на Малом болоте » (1976) снялся детский актер Славко Штимак , который спустя годы стал знаменитым. [26] Известный режиссер, актер и продюсер Драган Бьелогрлич сыграл свою первую роль в фильме «Бошко Буха» (1978).

Кино 1960-х годов

[ редактировать ]

К началу 60-х годов в югославском кино уже сложился ансамбль известных актеров. Под руководством самого любимого в стране экранного дуэта Милены Дравич и Любиши Самарджич , сыгравшей кинопару 25 раз, [27] в число этих актеров входили: Оливера Маркович , Велимир Бата Живойинович , Ружица Сокич , Миодраг Петрович Чкаля , Беба Лончар , Стево Жигон , Властимир Джуза Стоилькович и другие. Несмотря на популярность партийных фильмов и зарождение «Черной волны» , перепроизводство в киноиндустрии создало пространство и для других жанров. [28] В 60-е годы в Югославии наблюдался подъем комедийного кино.

Двумя актерами, которые сделали этот жанр популярным, были Мия Алексич и Миодраг Петрович Чкаля . Петрович прославился благодаря комедии 1964 года «Путешествие вокруг света» (1964) режиссера Сои Йовановича по произведению Бранислава Нушича . [29] В фильме он играет роль Йованчи Мичича, торговца из Ягодины , который отправляется в авантюрное кругосветное путешествие. Этот фильм также положил начало карьере Оливеры Катарины , сербской певицы и актрисы. Более успешное сотрудничество Сои Йованович и Чкаля было в шестидесятые годы - партизанский фильм «Орлы рано летят» (1966), основанный на одноименном романе Бранко Чопича , и «Отец силой» (1969). Мия Алексич также снялась в фильмах Йовановича и получила премию «Золотая арена» за лучшую мужскую роль за свою комедию «Доктор» (1962). [30] Он также сыграл в успешном фильме «Черная волна» «Човек из храстове шуме» (1964), хотя наиболее известен своими ролями в югославском блокбастере « Любовь и мода» (1960) и комедии 1967 года «Боксери иду у рай» . [30] В программе «Любовь и мода» участвовала приглашенная музыкальная звезда Габи Новак , и сегодня ее лучше всего помнят по хиту 1960-х годов « Девойко мала» (pesmo moga grada) . [28]

Миодраг Петрович Чкаля в 1963 году.

Другими известными фильмами были в основном комедии: «Мечты приходили тренером» (1960, оригинал «Дилижанса новая » ), «Први граданин муже вароши» (1961), «Нема малых богов» (1961), «Лито виловито» (1964), «Сирота Мария» (1968), «Бог е». умро узалуд (1969), а также драмы «Землячи» (1963), «Альпинист» (1966) и «Жена Хасан-аги» (1967) с Миленой Дравич, которая в шестидесятые годы была удостоена трех наград второго плана и « Золотой арены» за лучшую женскую роль в комедии. Прекобройна (1962). [31] Два примечательных упоминания - мюзикл «Звиждук у осам» (1962) с Джордже Марьяновичем и триллер «Нож» (1967) с Батой Живойиновичем. В 1967 и 1968 годах в трёх романтических фильмах была представлена ​​Неда Арнерич , самая молодая звезда и будущий секс-символ Югославии. [32] Этими фильмами были «Утро» , «Полдень» и «Девушка в парке» . На Венецианском кинофестивале Любиша Самарджич выиграл Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Ютро» (сейчас считается фильмом «Черная волна»). [33] а Милена Дравич, сыгравшая его партнершу, получила специальный приз жюри.

Другими югославскими актерами, начавшими свою карьеру в кино 60-х годов, являются Данило Бата Стойкович , Мира Баняц , Петар Краль , Бора Тодорович , Михайло Янкетич , Вера Чукич и Елена Жигон и другие. С 1960 по 1970 год молодой актер Никола Симич сыграл в 44 фильмах. Это было также время, когда комики Сека Саблич и Зоран Радмилович получили свои первые роли на экране. [34] [35]

Черная волна

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов югославское кино переживало период массового производства. [36] Больше свежих лиц в кинопроизводстве означало, что можно было затронуть больше тем. Ряд режиссеров особенно хотели показать темные стороны коммунистического государства, недостатки общества и исследовать темы человеческого тела и сексуальности. [37] Их проекты создали так называемую «Черную волну» в югославском кинематографе, период нетрадиционного кинопроизводства между 1963 и 1972 годами. Название «Черная волна» происходит от полемической статьи « Crni talas u našem Filmu » («Черная волна в нашей кинематографии»). [38] Пока режиссеров запрещали и отправляли в изгнание, их фильмы получали международное признание. [39] Некоторые из их работ были конфискованы правительством Югославии. [38]

Ведущими режиссерами « Черной волны» были Жика Павлович ( «Когда я умер и ушел» , «Крысы проснулись »), Саша Петрович ( «В моей деревне идет дождь» , «Три» ), Пуриша Джорджевич. [21] ( Девойка , Сан , Ютро , Подне ), Мика Антич и Мича Попович ( Бурдуш ). Однако Душан Макавеев ( «Невинность без защиты », «Человек — не птица» ) и Желимир Жилник ( «Ранние произведения» , «Как закалялась сталь» , «Мраморная задница» ). Их фильмы получили Золотого медведя , Серебряного медведя за лучшую режиссуру , Гран-при Канн и шесть номинаций на Золотую пальмовую ветвь Канн . Этот успех продолжился появлением на волне режиссеров, получивших две « Золотые пальмовые ветви» в 1980-х и 1990-х годах.

Два фильма «Черная волна», оба снятые Александром Сашей Петровичем, были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке : три в 1966 году. [40] и «Я даже встретил счастливых цыган» с Оливерой Катариной и Бекимом Фехмиу в 1967 году . [41]

Самым известным послевоенным режиссером был Душан Макавеев , получивший международное признание за фильм «Любовный роман: или дело о пропавшем телефонисте» в 1969 году, посвященный югославской политике. [42] Другая его известная работа — «WR: Тайны организма» (1971), после которой его обвинили в высмеивании государственных институтов и отправили в ссылку. [43]

В этих фильмах был почти постоянный актерский состав. Милена Дравич прославилась как икона «Черной волны» и впоследствии стала «Ведущей леди югославского кино». [44] [45] [33] Ева Рас прославилась благодаря участию в первой сцене женской наготы в сербском фильме. [46] и после публичного отказа присоединиться к Тито на его вилле на островах Бриони . [47] Ружица Сокич была еще одной актрисой, которая стала популярной благодаря своим ролям в фильмах «Черная волна» и оставалась знаменитой до самой смерти. [48] Некоторые фильмы, на которые, как полагают, повлияла «Черная волна», - это «Странная девушка» (1962), «Пластиковый Иисус» (1971), «Я болото кафанску певачицу» (1972) с Батой Живойиновичем и «Желтый» (1973) с Ружицей Сокич в главной роли. за которую она была награждена премией Golden Arena за лучшую женскую роль .

Кино 1970-х годов

[ редактировать ]

Помимо фильмов о партизанах и «Черной волне», в кинотеатрах Югославии в 1970-х годах было показано несколько фильмов на разные темы. Однако 1973 год ознаменовал зарождение ужасов в сербском кино. жанра [49] Это был фильм Женщина-бабочка» « Джордже Кадиевича , сюжет которого был сосредоточен вокруг истории женщины- вампира, преследующей крестьян, приходящих на местную мельницу. Фильм основан на Милована Глишича рассказе «После девяноста лет» (1880). Первоначально он был создан для телевидения, но из-за своей популярности его и по сей день показывают в кинотеатрах.

1977 год был особенно успешным. Любиша Самарджич получил премию «Золотая арена» за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Специальное образование» , режиссерском дебюте Горана Марковича , ставшего знаменитым режиссером. [50] Этот фильм также положил начало карьере еще двух актеров, ставших впоследствии знаменитыми, — Александра Берчека и Бранислава Лечича . В том же году сербская актриса Светлана Бойкович получила «Золотую арену» за лучшую женскую роль за роль в фильме «Собака, которая любила поезда» . [51] Это был второй успешный фильм режиссера Горана Паскальевича , первым из которых был « Береговой страж зимой» 1976 года с Мирой Баньяч и Данило Батой Стойковичем . Оба его фильма были показаны на Берлинском международном кинофестивале . «Аромат полевых цветов Премьера фильма Срджана Карановича » также состоялась в 1977 году в Белграде. Он был показан на Каннском кинофестивале , где получил награду ФИПРЕССИ . На кинофестивале в Пуле он получил премию «Большая золотая арена» за лучший фильм .

Среди известных комедийных фильмов были «Глупые годы» (1977) — первая часть десятисерийного комедийного сериала « Династия Жики» . [52] В главной роли Драгомир Гидра Боянич . Боянича больше всего помнят по его персонажу Дедушке Жике в сериале. [53] [54] Несмотря на повсеместно негативную критику народного юмора, сериал пользовался огромной популярностью в Югославии. [55] Романтические комедии пользовались большим спросом, многие из них были сняты в семидесятые годы, в большинстве из них участвовала Любиша Самарджич. Самыми известными среди них были «Любовная любовь» (1977) (или «Любовная жизнь Будимира Трайковича» ) и «Наивко» (1975), где он сыграл любовное увлечение Радмилы Живкович . [56]

Фотография сделана во время неудачного прослушивания Тани Бошкович на главную роль в фильме "Наивко" (1975).

Среди других известных фильмов - «Убийца жуков» (ориг. Bubašinter ) (1971), «Пая и Яре» (1973), основанный на сериале « Дальнобойщики» , «Кошава» (1974) с Таней Бошкович и «Смерть и дервиш» (1974), основанный на романе. Меша Селимович . Категория национального класса До 785 куб. см 1979 года включала популярный саундтрек с такими исполнителями, как Оливер Мандич , Сладана Милошевич и многие другие поп- звезды 70-х. Сыграв главную роль в фильме, Драган Николич стал мужским секс-символом в Югославии. [57] [58] Горица Попович , сыгравшая главную женскую роль, была награждена « Золотой ареной» .

Кино 1980-х годов

[ редактировать ]

Белградская школа, связанная с продюсерской компанией «Дунав Фильм», была одной из важнейших школ или центров производства документальных фильмов. [59] Члены киношколы завоевали множество наград на отечественных и зарубежных кинофестивалях. [14]

В 1980-х годах было снято несколько известных комедий, в том числе « Кто там поет?» , «Балканский экспресс» , «Семья Марафона» и «Балканский шпион» .

Кино 1990-х и начала 2000-х годов.

[ редактировать ]

боснийский серб [60] Эмир Кустурица доминировал в мире кино во время распада югославского государства. [60] Его фильм «Подземка» получил «Золотую пальмовую ветвь» и ряд других наград. Основная тема фильма – печаль об утраченном национальном и художественном единстве. [60] Фильмы Кустурицы нулевых «Черный кот», «Белый кот» и «Живот е чудо» получили неоднозначные отзывы. [60]

Кинорежиссер сербского происхождения и профессор университета Стефан Арсеньевич получил « Золотого берлинского медведя» за свой короткометражный фильм (A) «Торзия» в 2003 году. [61] [62]

Павел Вучкович получил первый приз Cinefondation на Каннском кинофестивале в 2003 году за короткометражку « Беги, кролик, беги» , а в 2007 году он выиграл третий приз в той же категории за фильм «Минус» . [63] [64]

Республика Сербия (2006-настоящее время)

[ редактировать ]

После приватизации государственной сети кинотеатров «Белград фильм» Белград остался без большинства своих кинотеатров. [65] В 1968 году в Сербии было 679 кинотеатров, а к 2012 году — только 88. [66] В 2007 году сербский бизнесмен Никола Живанович приобрел 14 кинотеатров, в том числе « Звезду », принадлежавшую Beograd Film. [67] [66] В течение года все они были закрыты; шесть были проданы иностранным инвесторам. 21 ноября 2014 года группа из 200 человек, представителей общественности, активистов, художников и кинематографистов завладела заброшенным кинотеатром «Зверда». [66] Позже он был переименован в «Новый Биоскоп Звезда» («Новое Звездное Кино»). [67] Несколько влиятельных людей за пределами Сербии, таких как Мишель Гондри , снявший короткометражный анимационный фильм на эту тему, публично поддержали оккупацию. [66] документальный фильм ( «Оккупированное кино» ), снятый во время оккупации режиссером Сенькой Домановичем . В 2018 году вышел [68] [69] [70]

В репертуаре сербских кинотеатров, особенно мультиплексов, появившихся в последнее время в крупных городах, доминируют американские блокбастеры и фильмы крупных студий. [65]

Фильмы Срдана Голубовича ( «Круги» , «Клопка» ) посвящены последствиям войны и послевоенного общества и завоевали множество международных наград. [71] [72]

Фильм «Другая сторона всего» режиссера Милы Турайлич получил главную награду Международного фестиваля документального кино в Амстердаме в 2017 году. [73]

В этот период было снято только два сербских полнометражных анимационных фильма: « Нуар » Срджи Пенезича и Ристы Топалкси, [74] и Edit i Ja Алексы Гаича . [75] [76]

Год Количество выпущенных фильмов [77]
2006 12
2007 16
2008 9
2009 20
2010 13
2011 12
2012 13
2013 9
2014 18
2015 19
2016 20
2017 15

Фестивали и награды

[ редактировать ]

ФЕСТ был основан в 1971 году. [78] и стал одним из крупнейших кинофестивалей в Сербии и регионе. Главной наградой фестиваля является «Белоградский победитель », присуждаемый за лучший фильм. [79]

Белградский фестиваль документального и короткометражного кино, основанный в 1954 году, остается одним из главных фестивалей короткометражных, экспериментальных и документальных фильмов. [80]

Кюстендорфский кинофестиваль и музыкальный фестиваль — ежегодное мероприятие, проводимое в начале января в деревне Дрвенград , построенной для съемок « Жизнь — это чудо» .

Другие популярные фестивали включают BELDOCS - Международный фестиваль документального кино в Белграде, [81] Фестиваль авторского кино, Европейский фестиваль полнометражных документальных фильмов «Великолепная семерка», Международный фестиваль кинорежиссеров LIFFE в Лесковаце и Фестиваль европейского кино в Паличе .

Известные люди

[ редактировать ]

Некоторые из наиболее известных сербских актеров:

Директора

[ редактировать ]

Сербское кино продолжало развиваться в 1990-е годы и сегодня, несмотря на потрясения 1990-х годов. Эмир Кустурица получил две «Золотые пальмовые ветви» за лучший полнометражный фильм на Каннском кинофестивале , за фильм «Когда отец был в командировке» в 1985 году, а затем еще раз за «Метро» в 1995 году. В 1998 году Кустурица получил «Серебряного льва» за режиссуру «Черная кошка, белая кошка» .

Диаспора

[ редактировать ]

Несколько сербско-американских кинематографистов установили свободную интеллектуальную традицию создания мультимедиа, работая в известных академических учреждениях и создавая произведения, отмеченные высоким стилистическим экспериментированием. Славко Воркапич создал знаменитый монтаж эпизодов для голливудских фильмов и был деканом киношколы Университета Южной Калифорнии, а режиссер кино и телевидения Влада Петрич стала соучредителем Гарвардского киноархива . [82] [83]

Сербско-Американской академии — Среди лауреатов Карл Молден , Стив Тесич и Питер Богданович . Уроженец Сербии Дарко Тресняк получил премию «Тони» , а Марина Зенович получила две премии «Эмми» .

Среди известных актеров сербского происхождения Иван Петрович , Брэд Декстер , Лолита Давидович , Бранко Томович , Рада Рассимов , Надя Регин , Раде Шербеджия , Милла Йовович , Саша Александер и Стана Катич .

Известные фильмы

[ редактировать ]
Заголовок Перевод Год Жанр
Марш на Дрине Марш на Дрине 1964 Война, Партизан
Собиратели перьев Я даже встречал счастливых цыган 1967 Драма
Когда я умру и буду белым Когда я умру и уйду 1967 Музыка, Драма
Крысиное пробуждение Крысы проснулись 1967 Драма
Битва при Неретве Битва при Неретве 1969 Война, Партизан
WR: Тайны организма WR: Тайны организма 1971 комедия, драма, фэнтези
Вальтер защищает Сараево Вальтер защищает Сараево 1972 Война, Партизан
Мотылек Она-Бабочка 1973 Ужас
Национальный класс Национальный класс 1979 Комедия, Драма
Кто там поет? Кто это там поет 1980 Комедия, Драма
Марафонцы пробежали круг почета Марафонцы пробежали круг почета 1982 Комедия, Драма
Обманчивый 68-й год Неуловимое лето 68-го 1984 комедия, взросление
Балканский шпион Балканский шпион 1984 Комедия, Драма
Отец в командировке Когда отец был в командировке 1985 Драма, Комедия
Дом для подвешивания Время цыган 1988 комедия, криминал
Тито и Тито и я 1992 Комедия, Драма
Мы не ангелы Мы не ангелы 1992 Комедия
Метро Метро 1995 комедия, драма, военный
Лепа это, лепо это Красивая деревня, красивое пламя 1996 комедия, драма, военный
Черная кошка, белая кошка Черная кошка, белая кошка 1997 Комедия, Драма
Раны Раны 1998 Драма, Криминал
чертовски круто Замороженный жесткий 2002 Комедия, Драма
Замфирова зона Замфирова зона 2002 Комедия, Драма
Жизнь - это чудо Жизнь - это чудо 2004 комедия, романтика
Ловушка Ловушка 2007 Психологический триллер
Technotise: Edit и я Technotise: Edit & I 2009 Анимация, Фантастика
Святой Георгий убивает дракона Святой Георгий убивает дракона 2009 Драма, История
Сербский фильм Сербский фильм 2010 Триллер, Ужасы
Охотники на ведьм Слоги 2018 приключения, семейный, драма
Южный ветер Южный ветер 2018 Преступление

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  2. ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  3. ^ Баич, Джордже; Янкович, Зоран; Велисавлевич, Иван (2018). Критический путеводитель по сербскому кино 2000-2017 гг . Белград: Киноцентр Сербии.
  4. ^ Jump up to: а б Янкович, Зоран (1 января 1970 г.). «Отечественные хиты стимулируют рост приема сербов в 2018 году» . FilmNewEurope.com . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г. .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Проекат Растко: История сербской культуры» . www.rastko.rs . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  6. ^ Джерич, Зоран (2009). Поэтика сербского кино . Баня-Лука: Проповедь. стр. 313.
  7. ^ Косанович, Деян (1995). «Сербское кино и кинематография (1896–1993)» . История сербской культуры . Издательство Портхилл. ISBN  1-870732-31-6 . Архивировано из оригинала 19 марта 2013 года . Проверено 10 июля 2007 г.
  8. ^ «Ресторан найстариджи сербски играни фильм» (на сербском языке). Ртс.рс. 26 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
  9. ^ «Развитие кино и кинематографии в Сербии» . Netsrbija.net. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года . Проверено 24 мая 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б Деретик, Йован (2005). История культуры сербов: лекции . Народная книга. п. 312. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  11. ^ Jump up to: а б с «Первый киносеанс» . Погода по неделям . 10 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 7 мая 2020 г.
  12. ^ Эрделянович, Александр Саша (2019). «Джорде Джока Богданович - хозяин отеля, владелец кинотеатра, кинопродюсер, национальный деятель». Синематека . 39 : 7–10.
  13. ^ «Коронация короля Петра I в Синематеке по случаю 110-летия | SEEcult.org» . www.seecult.org . Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  14. ^ Jump up to: а б Деретик, Йован (2005). История культуры сербов: лекции . Народная книга. п. 313. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  15. ^ Jump up to: а б «ЭРНЕСТ БОСНЯК – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗ СОМБОРА ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГОЛЛИВУД – РАВОПЛОВ» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  16. ^ Джерич, Зоран (2009). Поэтика сербского кино . Баня-Лука: Проповедь. стр. 374.
  17. ^ «Проект Растко: Божидар Зечевич: Винавер и авангардный фильм» . www.rastko.rs . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  18. ^ «Он — все, что не удалось в Сербии» . Еженедельное время . 15 января 2020 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Кук 2007 , с. 744.
  20. ^ «Историјат» . fdu.bg.ac.rs. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  21. ^ Jump up to: а б Паркинсон 2014 , с. 215.
  22. ^ «Фильм.hr» . Козара . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
  23. ^ Бабирацкий, Патрик; Джерсилд, Остин (2016). Социалистический интернационализм в холодной войне: исследование второго мира . Спрингер. п. 175. ИСБН  978-3-31932-570-5 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 13 мая 2020 г.
  24. ^ Камино, Мерседес (2018). Воспоминания о Сопротивлении и Холокосте в кино . Спрингер. п. 79. ИСБН  978-1-13749-969-1 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 13 мая 2020 г.
  25. ^ «Кина Йош Брани Валтера» . Новости . Архивировано из оригинала 23 ноября 2019 года . Проверено 1 мая 2020 г.
  26. ^ «В 1973 году в Овче начались съемки сериала «Салаш у мало рит» . Информация о лобби . 29 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  27. ^ «Они были мужем и женой более 25 раз» . Вспышка . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  28. ^ Jump up to: а б «Незаборавни хитови шездесетих» . Блик . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  29. ^ «Путь око света» . РТС . Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Мия Алексич - бити глумац» . SEEкульт . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  31. ^ «Милени Дравич украли «Златну арену» » . Блик . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  32. ^ «Роли, по которым мы запомним Неду Арнерич» . РТС . Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
  33. ^ Jump up to: а б «ДоПосле» . Лучшее улоге Милен Дравич . 18 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 29 января 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  34. ^ «Биография Зорана Радмиловича» . Синемания . 16 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  35. ^ «В этот день умер Зоран Радмилович» . Ателье 212 . 21 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  36. ^ «Серфинг по югославской черной волне» (PDF) . Убу . Архивировано (PDF) из оригинала 14 января 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г. .
  37. ^ Бойник, Сезгин. «К теории политического искусства» (PDF) . jyx.jyu . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  38. ^ Jump up to: а б Паркинсон 2014 , с. 216.
  39. ^ Гулдинг 2002 , с. 83.
  40. ^ «Номинанты и победители 39-й церемонии вручения премии Оскар (1967)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2020 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
  41. ^ «Номинанты и победители 40-й церемонии вручения премии Оскар (1968)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
  42. ^ «Умер Душан Макавеев: Уход одного из величайших сербских режиссеров» . бл.рс. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
  43. ^ Андерсон, Раймонд Н. (4 февраля 1973 г.). «Югославские действия направлены на обвинение ключевого режиссера в насмешках» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  44. ^ «Преминула Милена Дравич» . Политика . Архивировано из оригинала 24 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  45. ^ «Актеры никогда не имели привилегий» . Элла . Архивировано из оригинала 16 июля 2016 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  46. ^ «Сцена, которая путешествовала по миру еще в 1968 году» . На ладони . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  47. ^ «Glumica koja je Titu rekla «ne» » . Блик . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  48. ^ Страсть к полетам . Политика (на сербском языке). 7 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
  49. ^ «Кадиевич и сербский ужас» (на сербском языке). 3 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
  50. ^ «Государство сделало все, чтобы уничтожить культуру» . Информация №1 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  51. ^ «Па коджи я воле возове» . ЦентрФильм . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
  52. ^ Пешевский, Коста (5 ноября 2015 г.). «Конкретный шарм народной комедии» . До После (на сербском языке). Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
  53. ^ «Мы знаем его как дедушку Жика» . ДДЛ . 11 сентября 2019 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  54. ^ «Я такой же, как мой дедушка, когда дело доходит до соблазнения» . Вспышка женщин . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  55. ^ «Тайна ее жилища» . Данас . 19 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  56. ^ Петрович, Милош. «Фильмы, снятые в Борском районе — Борский административный округ» (на сербском языке) . Проверено 1 мая 2020 г.
  57. ^ «5 лучших ролей Драгана Николича» . Мужское здоровье . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  58. ^ «20 ключевых фильмов Черной волны» . Элла . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  59. ^ Гулдинг 2002 , стр. 59–60.
  60. ^ Jump up to: а б с д Паркинсон 2014 , с. 257.
  61. ^ «Фотографии: (А)Торзия | (А)Торсион» . www.berlinale.de . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  62. ^ «Стефан Арсеньевич [kustu.com]» . www.kustu.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  63. ^ Милойчич, Златко (10 ноября 2015 г.). «Минус и беги, кролик, беги» Павла Вуцковича . VFX Сербия . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  64. ^ «Фестивальный размах» . pro.festivalscope.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  65. ^ Jump up to: а б Ристич, Йован. «Мультиплексы возрождают сербское кино по цене» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  66. ^ Jump up to: а б с д Дрюэль, Джулия (30 января 2016 г.). «Артхаус-кинотеатр Белграда возвращается к жизни» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 20 октября 2020 г.
  67. ^ Jump up to: а б Дордевич, Никола (17 октября 2020 г.). «Непревзойденный кинотеатр: белградский «Новый биоскоп Звезда»» . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  68. ^ Баич, Джордже (14 мая 2018 г.). «Анонс: «Оккупированное кино» (документальный фильм, 2018) Сеньки Домановича» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  69. ^ Параданин, Ива (15 мая 2018 г.). «Режиссер фильма «Оккупированное кино»: Борьба за космос только началась» . ШУТИТЬ . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  70. ^ «Биоскоп Окупирани (2018)» . imdb.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  71. ^ Джуриш, С. (2020). «Срдан Голубович – Лауреаты профессора» . Новости онлайн . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
  72. ^ " "Отак" Срдана Голубовича в Берлине победит фильм из всего света! (ВИДЕО)" . Портал Mondo (на сербском языке (латиницей)). Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
  73. ^ «Мила Турайлич победница IDFA | SEEcult.org» . www.seecult.org . Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 2 мая 2020 г.
  74. ^ «Време — Первый сербский полнометражный мультфильм: Белградский триллер» . www.vreme.com . 21 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 2 мая 2020 г.
  75. ^ «Белград будущего» . Недельник Времени . 23 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. . Проверено 2 мая 2020 г.
  76. ^ «Алекса Гаич - Tehnotise - Edit and Me» . pre.trablmaker.com . Проверено 2 мая 2020 г.
  77. ^ Баич, Джордже; Янкович, Зоран; Велисавлевич, Иван (2018). Критический путеводитель по сербскому кино 2000-2017 гг . Белград: Киноцентр Сербии.
  78. ^ «Умер основатель ФЕСТ Милутин Чолич» . www.rts.rs. Проверено 1 мая 2020 г.
  79. ^ «Награде – о фестивале» . 48. Кинофестиваль FEST Međunarodni - CEBEF (на сербском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
  80. ^ «История Мартовского фестиваля» . Мартовский фестиваль . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  81. ^ «Международный фестиваль документального кино Белдокс» . ФильмАвтострада . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
  82. ^ «Проф. доктор Влада Петрич скончалась» . www.kinoteka.org.rs . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
  83. ^ Марквард, Брайан (19 декабря 2019 г.). «Влада Петрич, соучредитель Гарвардского киноархива, умирает в 91 год» . BostonGlobe.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 29 апреля 2020 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN  9781870732314 .
  • Деян Косанович (1995). «Кино и кинематография (1896–1993)» . История сербской культуры . Растко.
  • Мирослав Савичевич (1995). «Телевидение» . История сербской культуры . Растко.
  • Петар Марьянович (1995). «Театр» . История сербской культуры . Растко.
  • Душан Т. Бьелич: «Глобальная эстетика и сербское кино 1990-х годов», в: Анико Имре (редактор): Кино Восточной Европы (читатели AFI). Лондон: Рутледж, 2005, с. 103 – 120.
  • Невена Дакович: «Европа потеряна и найдена: сербское кино и интеграция в ЕС». В: Новые кинотеатры: Журнал современного кино , Vol. 4, выпуск 2 (2006), с. 93 - 103.
  • Игорь Крстич: Раны символического порядка. Сюжет между травмой и фантазмом в сербских фильмах 1990-х годов . Вена: Турия и Кант, 2009. (немецкий).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95878d083992e48f31405ee7d5b1f753__1719021660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/53/95878d083992e48f31405ee7d5b1f753.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cinema of Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)