Кино Сербии
Кино Сербии | |
---|---|
![]() | |
Количество экранов | 117 (2011) [1] |
• На душу населения | 1,3 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | Подтяжка зрения 35,3% Кинозвезда 29,3% Парамаунт 24,5% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2016). [3] | |
Вымышленный | 20 |
Количество поступлений (2018 г.) [4] | |
Общий | 4,193,755 |
Валовые кассовые сборы (2011) [4] | |
Общий | динаров 739 миллионов |
Национальные фильмы | 239 миллионов динаров (32,3%) |
Часть серии о |
Культура Сербии |
---|
![]() |
Люди |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Спорт |
Кино Сербии — это киноиндустрия и фильмы, снятые в Сербии или сербскими кинематографистами.
Сербия (как независимое государство, так и часть Югославии ) была домом для многих всемирно известных фильмов и режиссеров. Многие известные балканские фильмы сняты в Сербии и пользуются большим коммерческим успехом.
История кино
[ редактировать ]Королевство Сербия (1896–1917)
[ редактировать ]Андре Карр, представитель братьев Люмьер , первым продемонстрировал кинофильм на Балканах и в Центральной Европе в Белграде 6 июня 1896 года. [5] [6] В следующем году он снял первые кинофильмы о Белграде, но они не сохранились. [7]
Сербское кино восходит к 1896 году с выходом старейшего фильма на Балканах « Жизнь и деяния бессмертного Вождя Караджордже» , биографии о сербском революционном лидере Караджордже . [8] [9] Через Сербию перемещалось несколько передвижных кинотеатров, демонстрирующих фильмы в арендованных залах или в палатках. Стоян Нанич из Заечара был владельцем компании «Первое сербское кино». Он начал показывать фильмы в столице и других городах в 1900 году. В начале двадцатого века кино в Сербии становилось все более популярным. Первый постоянный кинотеатр был открыт в Белграде в 1909 году; Вскоре после этого по всей стране открылось еще больше кинотеатров. [10] Современная провинция Воеводина входила в состав Австро-Венгрии . Кино развивалось в провинции в то же время, что и в Сербии: первый кинотеатр был открыт в Сомборе в 1906 году. [10]

Владельцы пабов арендовали помещения для путешествующих кинооператоров из-за границы и вскоре начали производить собственные постановки. Среди пионеров сербского кинематографа Светозар Боторич, братья Савич, братья Цветович и Джока Богданович. [11] [12] Боторич владел кинотеатром «Париж» в центре Белграда. Он нанял операторов из Франции и снял около 20 короткометражных документальных фильмов. Он продолжал снимать фильмы во время балканских войн. [11] Среди других известных фильмов этого периода - «Коронация короля Петра I», снятая в 1904 году. [13]
К началу Первой мировой войны в Королевстве Сербия действовало 30 действующих кинотеатров. [11] После Великого отступления сербская армия киносекцию основала на Корфу , в которой документировались различные сражения и события во время войны. [14]
Королевство Югославия (1918–1941)
[ редактировать ]Кино в Сербии возникло довольно рано: до начала Второй мировой войны было снято 12 фильмов . [ нужна ссылка ] Эрнест Бошняк был известным режиссером из Сомбора , снявшим и продюсировавшим несколько хорошо принятых жанровых и документальных фильмов. [15] Другими пионерами кино из Воеводины являются Александр Лифка и Владимир Тотович. [15] Станислав Краков был известным режиссером-документалистом и писателем. Его фильм «Голгота Србие» (1930) примечателен изображением межвоенного периода. [16]
В 1931 году правительство приняло новый закон штата о кино, который способствовал развитию отечественного производства. До этого большинство местных продюсерских компаний обанкротились из-за высоких налогов, отсутствия государственной политики, защищающей отечественные компании, а также привлекательного предложения дешевых фильмов иностранного производства на рынке для показа (в основном французских, немецких и американских). [5] В 1932 году было снято больше фильмов, чем за весь период с 1918 по 1931 год. [5] Благодаря лоббированию со стороны иностранных компаний закон, который благоприятствовал и защищал отечественное кино, был отменен, а местное производство было сокращено до прежнего состояния: было выпущено всего несколько фильмов. [5]
Сербский поэт Станислав Винавер. [17] и Бошко Токин были пионерами кинокритики и теории кино в стране. [18]
Известные фильмы этого периода включают «Все ради улыбки» , «Удача шахтера» , «Король Чарльстона» , «Безгрешный грешник» и «Сквозь бурю и огонь» . [5] Самым известным из довоенных фильмов является «Битва за Косово» Михайло Поповича 1939 года. [5] а лучшим документальным фильмом считается «Прича едног дана » Макса Калмича. [5]
Республика Югославия (1945–1992)
[ редактировать ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После победы югославских партизан вновь созданное государство сформировало Федеральный комитет кинематографии, который был организован из шести региональных центров, по одному на каждую социалистическую республику. [19] Факультет драматического искусства (под названием Академия театрального искусства) [20] был основан как главное учебное заведение по образованию в стране. Был построен новый студийный комплекс, известный как Film City в Кошутняке , и было запущено несколько ежемесячных киножурналов. [19]
Большинство фильмов, снятых после Второй мировой войны, представляли собой боевики, приключенческие, партизанские фильмы, экранизации, исторические драмы, документальные фильмы и киноновости (хроники повседневной жизни). [21]
Партизанские фильмы
[ редактировать ]фильмы Партизанские , стал «Славица» появились сразу после Второй мировой войны них ( 1947). первым из [19] Партизанский фильм — это поджанр фильмов о войне , действие которых происходит в оккупированной нацистами Югославии , где главными героями являются партизанская армия Югославии армии держав Оси , а антагонистами — . Эти фильмы часто характеризуются как имеющие производственный масштаб эпических фильмов , с ансамблевым актерским составом и эмоционально напряженными сценами, вызванными исключительно трагедиями войны. [22] По мнению некоторых историков кино, партизанские фильмы уважали Тито культ личности и редко прославляли отдельных людей над коллективом, уделяя меньше внимания актерам. Однако за роль врача-партизана в фильме « Я был сильнее » (1953) Мира Ступика получила « Золотую арену» за лучшую женскую роль .
В 40-х и 50-х годах режиссер Радош Новакович добился большого успеха с несколькими партийными фильмами: «Дечак Мита» (1951), «Солнце далеко» (1953) по одноименному роману Добрицы Чосича , «Блодвейен» (1955), югославско-норвежская постановка. и «Ветар я стал пред зору» (1959). Другие партизанские фильмы 40-х и 50-х годов: «Бесмртна молодость» (1948), «Барба Жване» (1949), «Последний дан» (1951), «Последний мост» (1954), снятый в сотрудничестве с Восточной Германией , «Едини излаз» (1958), «Небо». Сквозь деревья (1958), Рафал и небо (1958) и Алекса Дундич (1959), югославско-российский фильм.
Большинство первых кинозвезд Югославии снимались в партийных фильмах, в том числе: Люба Тадич , Раде Маркович , Драгомир Фельба , Павел Вуисич , Мария Црнобори , Михайло Бата Паскалевич , Дара Чаленич , Рахела Ферари , Северин Биелич , Столе Аранджелович Бранк , о Плеша и Милена Дравич .
В 1960-е годы кинопроизводство в Югославии росло, поскольку многие полнометражные фильмы спонсировались напрямую государством. Капитан Лечи (1961) был самым кассовым югославским фильмом того времени. Режиссером его выступил Жика Митрович , который в 1964 году снял еще один коммерчески успешный фильм «Марш на Дрине» . Для написания сценариев к партизанским фильмам были наняты писатели и поэты со всей страны. Арсен Диклич написал «Марш на Дрине» и «Пункт смерти» в 1964 году, а Антоний Исакович написал «Партизанские рассказы» (1960). Велимир Бата Живойинович прославился как один из самых узнаваемых лиц партизанских фильмов. В 1960-е годы он сыграл в фильмах «Брат доктора Гомера» (1968) и «Кровавая сказка» (1969), основанных на одноименной песне знаменитого югославского поэта Десанки Максимовича . Живоинович играл в партийных боснийских и хорватских постановках «Козара» и «Гремящие горы» (1963), что помогло ему завоевать популярность по всей стране. Однако он также играл в «Черная волна» фильмах . Юная Любиша Самарджич ( «Десант на Дрвар» , «Козара», «Орлы летят рано» ) был еще одним актером, которого часто видели в качестве главного героя в югославских фильмах о войне.
В фильме 1969 года « Битва при Неретве» приняли участие самые выдающиеся югославские актеры, такие как Живойинович, Самарджич, Дравич и Вуисич, а также звезды мирового кино, в том числе Юл Бриннер , Орсон Уэллс , Франко Неро и Сергей Бондарчук . Производство щедро финансировалось самим президентом Тито, который также выступал в качестве консультанта. [23] В то время это считался одним из самых дорогих фильмов, призванных представить Югославию как дружественную коммунистическую страну. [24] Пабло Пикассо нарисовал постер к фильму. «Битва при Неретве» была номинирована на «Оскар» за лучший иностранный фильм в апреле 1970 года, но проиграла алжирскому фильму «Z» .

Успех партизанских фильмов продолжался еще долго после битвы при Неретве . Десятилетие началось с «Велосипедистов» (1970) Младомира Пуриши Джорджевича и «Хайки» (1972) с Раде Шербеджией в главной роли. За этот фильм Павле Вуисич был удостоен премии «Золотая арена» . В 1972 году Бата Живойнович сыграл роль всей своей жизни в фильме «Вальтер защищает Сараево» . Три года спустя фильм был показан по национальному телевидению Китая, что сделало Живоиновича кинозвездой в Китае. [25] В 1973 году было снято два фильма, получивших очень хорошие кассовые сборы. Первыми были «Бомбардиры» (с Живойиновичем и Самарджичем), а вторым — «Битва при Сутьеске» . Стремясь повторить успех « Битвы при Неретве» , этот фильм собрал популярный актерский состав — Дравича, Самарджича и Живойиновича. Это был еще один фильм, бюджет которого утвердил Тито, поэтому в нем было задействовано много международных актеров. Ричард Бертон сыграл Иосипа Броз Тито, а Орсон Уэллс сыграл роль Уинстона Черчилля . 1974 год ознаменовал последний пик партизанского кино с двумя блокбастерами: «Списанные» с Воей Брайовичем и Драганом Николичем и «Оружие войны» , которые принесли еще одну «Золотую арену» Ружице Сокичу . В том же году «Списанное» было превращено в телесериал . крупнобюджетный фильм «Адская река» с Родом Тейлором В 1974 году с умеренным успехом был показан . Так было и с «Доктором Младеном» (1975), «Вершинами Зеленгоры» (1976), «Девичьим мостом» (1976), «Двойным за южну пругу» (1978) и «Прибытие до рассвета» (1978), за исключением Бошко Буха — экранизация одноименного романа Добрицы Чосича. После смерти Тито в 1980 году производство партийных фильмов начало приходить в упадок из-за их медленного слияния с военной и послевоенной драмой. В 1980 году ни одного партизанского фильма не было снято. Последующие партизанские фильмы, которые теперь считаются военными драмами, - это « Марш на Игман» , « Широко лишче» и « Большой транспорт» , которые получили повсеместно негативную критику, провалились в прокате и символически ознаменовали конец эпохи партизанского фильма. Однако тема немецкой оккупации Югославии продолжалась в кино Сербии до 80-х годов, в основном в жанре военной комедии, с такими фильмами, как « Кто там поет?» и Балканский экспресс .Многие выдающиеся сербские актеры начинали свою карьеру в партийном кино. В фильме «Ферма на Малом болоте » (1976) снялся детский актер Славко Штимак , который спустя годы стал знаменитым. [26] Известный режиссер, актер и продюсер Драган Бьелогрлич сыграл свою первую роль в фильме «Бошко Буха» (1978).
Кино 1960-х годов
[ редактировать ]К началу 60-х годов в югославском кино уже сложился ансамбль известных актеров. Под руководством самого любимого в стране экранного дуэта Милены Дравич и Любиши Самарджич , сыгравшей кинопару 25 раз, [27] в число этих актеров входили: Оливера Маркович , Велимир Бата Живойинович , Ружица Сокич , Миодраг Петрович Чкаля , Беба Лончар , Стево Жигон , Властимир Джуза Стоилькович и другие. Несмотря на популярность партийных фильмов и зарождение «Черной волны» , перепроизводство в киноиндустрии создало пространство и для других жанров. [28] В 60-е годы в Югославии наблюдался подъем комедийного кино.
Двумя актерами, которые сделали этот жанр популярным, были Мия Алексич и Миодраг Петрович Чкаля . Петрович прославился благодаря комедии 1964 года «Путешествие вокруг света» (1964) режиссера Сои Йовановича по произведению Бранислава Нушича . [29] В фильме он играет роль Йованчи Мичича, торговца из Ягодины , который отправляется в авантюрное кругосветное путешествие. Этот фильм также положил начало карьере Оливеры Катарины , сербской певицы и актрисы. Более успешное сотрудничество Сои Йованович и Чкаля было в шестидесятые годы - партизанский фильм «Орлы рано летят» (1966), основанный на одноименном романе Бранко Чопича , и «Отец силой» (1969). Мия Алексич также снялась в фильмах Йовановича и получила премию «Золотая арена» за лучшую мужскую роль за свою комедию «Доктор» (1962). [30] Он также сыграл в успешном фильме «Черная волна» «Човек из храстове шуме» (1964), хотя наиболее известен своими ролями в югославском блокбастере « Любовь и мода» (1960) и комедии 1967 года «Боксери иду у рай» . [30] В программе «Любовь и мода» участвовала приглашенная музыкальная звезда Габи Новак , и сегодня ее лучше всего помнят по хиту 1960-х годов « Девойко мала» (pesmo moga grada) . [28]

Другими известными фильмами были в основном комедии: «Мечты приходили тренером» (1960, оригинал «Дилижанса новая » ), «Први граданин муже вароши» (1961), «Нема малых богов» (1961), «Лито виловито» (1964), «Сирота Мария» (1968), «Бог е». умро узалуд (1969), а также драмы «Землячи» (1963), «Альпинист» (1966) и «Жена Хасан-аги» (1967) с Миленой Дравич, которая в шестидесятые годы была удостоена трех наград второго плана и « Золотой арены» за лучшую женскую роль в комедии. Прекобройна (1962). [31] Два примечательных упоминания - мюзикл «Звиждук у осам» (1962) с Джордже Марьяновичем и триллер «Нож» (1967) с Батой Живойиновичем. В 1967 и 1968 годах в трёх романтических фильмах была представлена Неда Арнерич , самая молодая звезда и будущий секс-символ Югославии. [32] Этими фильмами были «Утро» , «Полдень» и «Девушка в парке» . На Венецианском кинофестивале Любиша Самарджич выиграл Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Ютро» (сейчас считается фильмом «Черная волна»). [33] а Милена Дравич, сыгравшая его партнершу, получила специальный приз жюри.
Другими югославскими актерами, начавшими свою карьеру в кино 60-х годов, являются Данило Бата Стойкович , Мира Баняц , Петар Краль , Бора Тодорович , Михайло Янкетич , Вера Чукич и Елена Жигон и другие. С 1960 по 1970 год молодой актер Никола Симич сыграл в 44 фильмах. Это было также время, когда комики Сека Саблич и Зоран Радмилович получили свои первые роли на экране. [34] [35]
Черная волна
[ редактировать ]В начале 1960-х годов югославское кино переживало период массового производства. [36] Больше свежих лиц в кинопроизводстве означало, что можно было затронуть больше тем. Ряд режиссеров особенно хотели показать темные стороны коммунистического государства, недостатки общества и исследовать темы человеческого тела и сексуальности. [37] Их проекты создали так называемую «Черную волну» в югославском кинематографе, период нетрадиционного кинопроизводства между 1963 и 1972 годами. Название «Черная волна» происходит от полемической статьи « Crni talas u našem Filmu » («Черная волна в нашей кинематографии»). [38] Пока режиссеров запрещали и отправляли в изгнание, их фильмы получали международное признание. [39] Некоторые из их работ были конфискованы правительством Югославии. [38]
Ведущими режиссерами « Черной волны» были Жика Павлович ( «Когда я умер и ушел» , «Крысы проснулись »), Саша Петрович ( «В моей деревне идет дождь» , «Три» ), Пуриша Джорджевич. [21] ( Девойка , Сан , Ютро , Подне ), Мика Антич и Мича Попович ( Бурдуш ). Однако Душан Макавеев ( «Невинность без защиты », «Человек — не птица» ) и Желимир Жилник ( «Ранние произведения» , «Как закалялась сталь» , «Мраморная задница» ). Их фильмы получили Золотого медведя , Серебряного медведя за лучшую режиссуру , Гран-при Канн и шесть номинаций на Золотую пальмовую ветвь Канн . Этот успех продолжился появлением на волне режиссеров, получивших две « Золотые пальмовые ветви» в 1980-х и 1990-х годах.
Два фильма «Черная волна», оба снятые Александром Сашей Петровичем, были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке : три в 1966 году. [40] и «Я даже встретил счастливых цыган» с Оливерой Катариной и Бекимом Фехмиу в 1967 году . [41]
Самым известным послевоенным режиссером был Душан Макавеев , получивший международное признание за фильм «Любовный роман: или дело о пропавшем телефонисте» в 1969 году, посвященный югославской политике. [42] Другая его известная работа — «WR: Тайны организма» (1971), после которой его обвинили в высмеивании государственных институтов и отправили в ссылку. [43]
В этих фильмах был почти постоянный актерский состав. Милена Дравич прославилась как икона «Черной волны» и впоследствии стала «Ведущей леди югославского кино». [44] [45] [33] Ева Рас прославилась благодаря участию в первой сцене женской наготы в сербском фильме. [46] и после публичного отказа присоединиться к Тито на его вилле на островах Бриони . [47] Ружица Сокич была еще одной актрисой, которая стала популярной благодаря своим ролям в фильмах «Черная волна» и оставалась знаменитой до самой смерти. [48] Некоторые фильмы, на которые, как полагают, повлияла «Черная волна», - это «Странная девушка» (1962), «Пластиковый Иисус» (1971), «Я болото кафанску певачицу» (1972) с Батой Живойиновичем и «Желтый» (1973) с Ружицей Сокич в главной роли. за которую она была награждена премией Golden Arena за лучшую женскую роль .
Кино 1970-х годов
[ редактировать ]Помимо фильмов о партизанах и «Черной волне», в кинотеатрах Югославии в 1970-х годах было показано несколько фильмов на разные темы. Однако 1973 год ознаменовал зарождение ужасов в сербском кино. жанра [49] Это был фильм Женщина-бабочка» « Джордже Кадиевича , сюжет которого был сосредоточен вокруг истории женщины- вампира, преследующей крестьян, приходящих на местную мельницу. Фильм основан на Милована Глишича рассказе «После девяноста лет» (1880). Первоначально он был создан для телевидения, но из-за своей популярности его и по сей день показывают в кинотеатрах.
1977 год был особенно успешным. Любиша Самарджич получил премию «Золотая арена» за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Специальное образование» , режиссерском дебюте Горана Марковича , ставшего знаменитым режиссером. [50] Этот фильм также положил начало карьере еще двух актеров, ставших впоследствии знаменитыми, — Александра Берчека и Бранислава Лечича . В том же году сербская актриса Светлана Бойкович получила «Золотую арену» за лучшую женскую роль за роль в фильме «Собака, которая любила поезда» . [51] Это был второй успешный фильм режиссера Горана Паскальевича , первым из которых был « Береговой страж зимой» 1976 года с Мирой Баньяч и Данило Батой Стойковичем . Оба его фильма были показаны на Берлинском международном кинофестивале . «Аромат полевых цветов Премьера фильма Срджана Карановича » также состоялась в 1977 году в Белграде. Он был показан на Каннском кинофестивале , где получил награду ФИПРЕССИ . На кинофестивале в Пуле он получил премию «Большая золотая арена» за лучший фильм .
Среди известных комедийных фильмов были «Глупые годы» (1977) — первая часть десятисерийного комедийного сериала « Династия Жики» . [52] В главной роли Драгомир Гидра Боянич . Боянича больше всего помнят по его персонажу Дедушке Жике в сериале. [53] [54] Несмотря на повсеместно негативную критику народного юмора, сериал пользовался огромной популярностью в Югославии. [55] Романтические комедии пользовались большим спросом, многие из них были сняты в семидесятые годы, в большинстве из них участвовала Любиша Самарджич. Самыми известными среди них были «Любовная любовь» (1977) (или «Любовная жизнь Будимира Трайковича» ) и «Наивко» (1975), где он сыграл любовное увлечение Радмилы Живкович . [56]

Среди других известных фильмов - «Убийца жуков» (ориг. Bubašinter ) (1971), «Пая и Яре» (1973), основанный на сериале « Дальнобойщики» , «Кошава» (1974) с Таней Бошкович и «Смерть и дервиш» (1974), основанный на романе. Меша Селимович . Категория национального класса До 785 куб. см 1979 года включала популярный саундтрек с такими исполнителями, как Оливер Мандич , Сладана Милошевич и многие другие поп- звезды 70-х. Сыграв главную роль в фильме, Драган Николич стал мужским секс-символом в Югославии. [57] [58] Горица Попович , сыгравшая главную женскую роль, была награждена « Золотой ареной» .
Кино 1980-х годов
[ редактировать ]Белградская школа, связанная с продюсерской компанией «Дунав Фильм», была одной из важнейших школ или центров производства документальных фильмов. [59] Члены киношколы завоевали множество наград на отечественных и зарубежных кинофестивалях. [14]
В 1980-х годах было снято несколько известных комедий, в том числе « Кто там поет?» , «Балканский экспресс» , «Семья Марафона» и «Балканский шпион» .
Кино 1990-х и начала 2000-х годов.
[ редактировать ]боснийский серб [60] Эмир Кустурица доминировал в мире кино во время распада югославского государства. [60] Его фильм «Подземка» получил «Золотую пальмовую ветвь» и ряд других наград. Основная тема фильма – печаль об утраченном национальном и художественном единстве. [60] Фильмы Кустурицы нулевых «Черный кот», «Белый кот» и «Живот е чудо» получили неоднозначные отзывы. [60]
Кинорежиссер сербского происхождения и профессор университета Стефан Арсеньевич получил « Золотого берлинского медведя» за свой короткометражный фильм (A) «Торзия» в 2003 году. [61] [62]
Павел Вучкович получил первый приз Cinefondation на Каннском кинофестивале в 2003 году за короткометражку « Беги, кролик, беги» , а в 2007 году он выиграл третий приз в той же категории за фильм «Минус» . [63] [64]
Республика Сербия (2006-настоящее время)
[ редактировать ]После приватизации государственной сети кинотеатров «Белград фильм» Белград остался без большинства своих кинотеатров. [65] В 1968 году в Сербии было 679 кинотеатров, а к 2012 году — только 88. [66] В 2007 году сербский бизнесмен Никола Живанович приобрел 14 кинотеатров, в том числе « Звезду », принадлежавшую Beograd Film. [67] [66] В течение года все они были закрыты; шесть были проданы иностранным инвесторам. 21 ноября 2014 года группа из 200 человек, представителей общественности, активистов, художников и кинематографистов завладела заброшенным кинотеатром «Зверда». [66] Позже он был переименован в «Новый Биоскоп Звезда» («Новое Звездное Кино»). [67] Несколько влиятельных людей за пределами Сербии, таких как Мишель Гондри , снявший короткометражный анимационный фильм на эту тему, публично поддержали оккупацию. [66] документальный фильм ( «Оккупированное кино» ), снятый во время оккупации режиссером Сенькой Домановичем . В 2018 году вышел [68] [69] [70]
В репертуаре сербских кинотеатров, особенно мультиплексов, появившихся в последнее время в крупных городах, доминируют американские блокбастеры и фильмы крупных студий. [65]
Фильмы Срдана Голубовича ( «Круги» , «Клопка» ) посвящены последствиям войны и послевоенного общества и завоевали множество международных наград. [71] [72]
Фильм «Другая сторона всего» режиссера Милы Турайлич получил главную награду Международного фестиваля документального кино в Амстердаме в 2017 году. [73]
В этот период было снято только два сербских полнометражных анимационных фильма: « Нуар » Срджи Пенезича и Ристы Топалкси, [74] и Edit i Ja Алексы Гаича . [75] [76]
Год | Количество выпущенных фильмов [77] |
---|---|
2006 | 12 |
2007 | 16 |
2008 | 9 |
2009 | 20 |
2010 | 13 |
2011 | 12 |
2012 | 13 |
2013 | 9 |
2014 | 18 |
2015 | 19 |
2016 | 20 |
2017 | 15 |
Фестивали и награды
[ редактировать ]ФЕСТ был основан в 1971 году. [78] и стал одним из крупнейших кинофестивалей в Сербии и регионе. Главной наградой фестиваля является «Белоградский победитель », присуждаемый за лучший фильм. [79]
Белградский фестиваль документального и короткометражного кино, основанный в 1954 году, остается одним из главных фестивалей короткометражных, экспериментальных и документальных фильмов. [80]
Кюстендорфский кинофестиваль и музыкальный фестиваль — ежегодное мероприятие, проводимое в начале января в деревне Дрвенград , построенной для съемок « Жизнь — это чудо» .
Другие популярные фестивали включают BELDOCS - Международный фестиваль документального кино в Белграде, [81] Фестиваль авторского кино, Европейский фестиваль полнометражных документальных фильмов «Великолепная семерка», Международный фестиваль кинорежиссеров LIFFE в Лесковаце и Фестиваль европейского кино в Паличе .
Известные люди
[ редактировать ]Актеры
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных сербских актеров:
Директора
[ редактировать ]Сербское кино продолжало развиваться в 1990-е годы и сегодня, несмотря на потрясения 1990-х годов. Эмир Кустурица получил две «Золотые пальмовые ветви» за лучший полнометражный фильм на Каннском кинофестивале , за фильм «Когда отец был в командировке» в 1985 году, а затем еще раз за «Метро» в 1995 году. В 1998 году Кустурица получил «Серебряного льва» за режиссуру «Черная кошка, белая кошка» .
- Тимоти Джон Байфорд
- Срджан Драгоевич
- Эмир Кустурица
- Peter Bogdanovich
- Душан Макавеев
- Горан Маркович
- Гойко Митич
- Горан Паскальевич
- Живоин Павлович
- Александр Петрович
- Лазарь Ристовски
- Слободан Шижан
- Желимир Жилник
- Боро Драшкович
- Зика Митрович
- Любиша Самарджич
- Никола Лежаич
- Срдан Голубович
- Мила Турайлич
- Стефан Арсеньевич
Диаспора
[ редактировать ]Несколько сербско-американских кинематографистов установили свободную интеллектуальную традицию создания мультимедиа, работая в известных академических учреждениях и создавая произведения, отмеченные высоким стилистическим экспериментированием. Славко Воркапич создал знаменитый монтаж эпизодов для голливудских фильмов и был деканом киношколы Университета Южной Калифорнии, а режиссер кино и телевидения Влада Петрич стала соучредителем Гарвардского киноархива . [82] [83]
Сербско-Американской академии — Среди лауреатов Карл Молден , Стив Тесич и Питер Богданович . Уроженец Сербии Дарко Тресняк получил премию «Тони» , а Марина Зенович получила две премии «Эмми» .
Среди известных актеров сербского происхождения Иван Петрович , Брэд Декстер , Лолита Давидович , Бранко Томович , Рада Рассимов , Надя Регин , Раде Шербеджия , Милла Йовович , Саша Александер и Стана Катич .
Известные фильмы
[ редактировать ]Заголовок | Перевод | Год | Жанр |
---|---|---|---|
Марш на Дрине | Марш на Дрине | 1964 | Война, Партизан |
Собиратели перьев | Я даже встречал счастливых цыган | 1967 | Драма |
Когда я умру и буду белым | Когда я умру и уйду | 1967 | Музыка, Драма |
Крысиное пробуждение | Крысы проснулись | 1967 | Драма |
Битва при Неретве | Битва при Неретве | 1969 | Война, Партизан |
WR: Тайны организма | WR: Тайны организма | 1971 | комедия, драма, фэнтези |
Вальтер защищает Сараево | Вальтер защищает Сараево | 1972 | Война, Партизан |
Мотылек | Она-Бабочка | 1973 | Ужас |
Национальный класс | Национальный класс | 1979 | Комедия, Драма |
Кто там поет? | Кто это там поет | 1980 | Комедия, Драма |
Марафонцы пробежали круг почета | Марафонцы пробежали круг почета | 1982 | Комедия, Драма |
Обманчивый 68-й год | Неуловимое лето 68-го | 1984 | комедия, взросление |
Балканский шпион | Балканский шпион | 1984 | Комедия, Драма |
Отец в командировке | Когда отец был в командировке | 1985 | Драма, Комедия |
Дом для подвешивания | Время цыган | 1988 | комедия, криминал |
Тито и | Тито и я | 1992 | Комедия, Драма |
Мы не ангелы | Мы не ангелы | 1992 | Комедия |
Метро | Метро | 1995 | комедия, драма, военный |
Лепа это, лепо это | Красивая деревня, красивое пламя | 1996 | комедия, драма, военный |
Черная кошка, белая кошка | Черная кошка, белая кошка | 1997 | Комедия, Драма |
Раны | Раны | 1998 | Драма, Криминал |
чертовски круто | Замороженный жесткий | 2002 | Комедия, Драма |
Замфирова зона | Замфирова зона | 2002 | Комедия, Драма |
Жизнь - это чудо | Жизнь - это чудо | 2004 | комедия, романтика |
Ловушка | Ловушка | 2007 | Психологический триллер |
Technotise: Edit и я | Technotise: Edit & I | 2009 | Анимация, Фантастика |
Святой Георгий убивает дракона | Святой Георгий убивает дракона | 2009 | Драма, История |
Сербский фильм | Сербский фильм | 2010 | Триллер, Ужасы |
Охотники на ведьм | Слоги | 2018 | приключения, семейный, драма |
Южный ветер | Южный ветер | 2018 | Преступление |
См. также
[ редактировать ]- Список сербских фильмов
- Кино Югославии
- Мировое кино
- Кинофестиваль Сербии
- Комиссия по кинематографии Сербии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Баич, Джордже; Янкович, Зоран; Велисавлевич, Иван (2018). Критический путеводитель по сербскому кино 2000-2017 гг . Белград: Киноцентр Сербии.
- ^ Jump up to: а б Янкович, Зоран (1 января 1970 г.). «Отечественные хиты стимулируют рост приема сербов в 2018 году» . FilmNewEurope.com . Архивировано из оригинала 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Проекат Растко: История сербской культуры» . www.rastko.rs . Архивировано из оригинала 1 июня 2018 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Джерич, Зоран (2009). Поэтика сербского кино . Баня-Лука: Проповедь. стр. 313.
- ^ Косанович, Деян (1995). «Сербское кино и кинематография (1896–1993)» . История сербской культуры . Издательство Портхилл. ISBN 1-870732-31-6 . Архивировано из оригинала 19 марта 2013 года . Проверено 10 июля 2007 г.
- ^ «Ресторан найстариджи сербски играни фильм» (на сербском языке). Ртс.рс. 26 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 15 сентября 2012 г.
- ^ «Развитие кино и кинематографии в Сербии» . Netsrbija.net. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года . Проверено 24 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Деретик, Йован (2005). История культуры сербов: лекции . Народная книга. п. 312. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Первый киносеанс» . Погода по неделям . 10 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Эрделянович, Александр Саша (2019). «Джорде Джока Богданович - хозяин отеля, владелец кинотеатра, кинопродюсер, национальный деятель». Синематека . 39 : 7–10.
- ^ «Коронация короля Петра I в Синематеке по случаю 110-летия | SEEcult.org» . www.seecult.org . Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Деретик, Йован (2005). История культуры сербов: лекции . Народная книга. п. 313. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «ЭРНЕСТ БОСНЯК – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЗ СОМБОРА ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГОЛЛИВУД – РАВОПЛОВ» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Джерич, Зоран (2009). Поэтика сербского кино . Баня-Лука: Проповедь. стр. 374.
- ^ «Проект Растко: Божидар Зечевич: Винавер и авангардный фильм» . www.rastko.rs . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Он — все, что не удалось в Сербии» . Еженедельное время . 15 января 2020 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Кук 2007 , с. 744.
- ^ «Историјат» . fdu.bg.ac.rs. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Паркинсон 2014 , с. 215.
- ^ «Фильм.hr» . Козара . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Бабирацкий, Патрик; Джерсилд, Остин (2016). Социалистический интернационализм в холодной войне: исследование второго мира . Спрингер. п. 175. ИСБН 978-3-31932-570-5 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Камино, Мерседес (2018). Воспоминания о Сопротивлении и Холокосте в кино . Спрингер. п. 79. ИСБН 978-1-13749-969-1 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Кина Йош Брани Валтера» . Новости . Архивировано из оригинала 23 ноября 2019 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «В 1973 году в Овче начались съемки сериала «Салаш у мало рит» . Информация о лобби . 29 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Они были мужем и женой более 25 раз» . Вспышка . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Незаборавни хитови шездесетих» . Блик . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «Путь око света» . РТС . Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Мия Алексич - бити глумац» . SEEкульт . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «Милени Дравич украли «Златну арену» » . Блик . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «Роли, по которым мы запомним Неду Арнерич» . РТС . Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «ДоПосле» . Лучшее улоге Милен Дравич . 18 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 29 января 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Биография Зорана Радмиловича» . Синемания . 16 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «В этот день умер Зоран Радмилович» . Ателье 212 . 21 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Серфинг по югославской черной волне» (PDF) . Убу . Архивировано (PDF) из оригинала 14 января 2020 г. Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Бойник, Сезгин. «К теории политического искусства» (PDF) . jyx.jyu . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Паркинсон 2014 , с. 216.
- ^ Гулдинг 2002 , с. 83.
- ^ «Номинанты и победители 39-й церемонии вручения премии Оскар (1967)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 16 мая 2020 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «Номинанты и победители 40-й церемонии вручения премии Оскар (1968)» . oscars.org . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ «Умер Душан Макавеев: Уход одного из величайших сербских режиссеров» . бл.рс. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Андерсон, Раймонд Н. (4 февраля 1973 г.). «Югославские действия направлены на обвинение ключевого режиссера в насмешках» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Преминула Милена Дравич» . Политика . Архивировано из оригинала 24 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Актеры никогда не имели привилегий» . Элла . Архивировано из оригинала 16 июля 2016 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Сцена, которая путешествовала по миру еще в 1968 году» . На ладони . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Glumica koja je Titu rekla «ne» » . Блик . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Страсть к полетам . Политика (на сербском языке). 7 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ «Кадиевич и сербский ужас» (на сербском языке). 3 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ «Государство сделало все, чтобы уничтожить культуру» . Информация №1 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Па коджи я воле возове» . ЦентрФильм . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Пешевский, Коста (5 ноября 2015 г.). «Конкретный шарм народной комедии» . До После (на сербском языке). Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Мы знаем его как дедушку Жика» . ДДЛ . 11 сентября 2019 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Я такой же, как мой дедушка, когда дело доходит до соблазнения» . Вспышка женщин . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Тайна ее жилища» . Данас . 19 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Петрович, Милош. «Фильмы, снятые в Борском районе — Борский административный округ» (на сербском языке) . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «5 лучших ролей Драгана Николича» . Мужское здоровье . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «20 ключевых фильмов Черной волны» . Элла . Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Гулдинг 2002 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д Паркинсон 2014 , с. 257.
- ^ «Фотографии: (А)Торзия | (А)Торсион» . www.berlinale.de . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Стефан Арсеньевич [kustu.com]» . www.kustu.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Милойчич, Златко (10 ноября 2015 г.). «Минус и беги, кролик, беги» Павла Вуцковича . VFX Сербия . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Фестивальный размах» . pro.festivalscope.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ристич, Йован. «Мультиплексы возрождают сербское кино по цене» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дрюэль, Джулия (30 января 2016 г.). «Артхаус-кинотеатр Белграда возвращается к жизни» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Дордевич, Никола (17 октября 2020 г.). «Непревзойденный кинотеатр: белградский «Новый биоскоп Звезда»» . Архивировано из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Баич, Джордже (14 мая 2018 г.). «Анонс: «Оккупированное кино» (документальный фильм, 2018) Сеньки Домановича» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Параданин, Ива (15 мая 2018 г.). «Режиссер фильма «Оккупированное кино»: Борьба за космос только началась» . ШУТИТЬ . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Биоскоп Окупирани (2018)» . imdb.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Джуриш, С. (2020). «Срдан Голубович – Лауреаты профессора» . Новости онлайн . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ " "Отак" Срдана Голубовича в Берлине победит фильм из всего света! (ВИДЕО)" . Портал Mondo (на сербском языке (латиницей)). Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Мила Турайлич победница IDFA | SEEcult.org» . www.seecult.org . Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Време — Первый сербский полнометражный мультфильм: Белградский триллер» . www.vreme.com . 21 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Белград будущего» . Недельник Времени . 23 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ «Алекса Гаич - Tehnotise - Edit and Me» . pre.trablmaker.com . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Баич, Джордже; Янкович, Зоран; Велисавлевич, Иван (2018). Критический путеводитель по сербскому кино 2000-2017 гг . Белград: Киноцентр Сербии.
- ^ «Умер основатель ФЕСТ Милутин Чолич» . www.rts.rs. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Награде – о фестивале» . 48. Кинофестиваль FEST Međunarodni - CEBEF (на сербском языке). Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «История Мартовского фестиваля» . Мартовский фестиваль . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Международный фестиваль документального кино Белдокс» . ФильмАвтострада . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ «Проф. доктор Влада Петрич скончалась» . www.kinoteka.org.rs . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Марквард, Брайан (19 декабря 2019 г.). «Влада Петрич, соучредитель Гарвардского киноархива, умирает в 91 год» . BostonGlobe.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Гулдинг, Дэниел Дж. (2002) [1985]. Освобожденное кино: опыт Югославии, 1945–2001 (2-е изд.). Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253215826 .
- Кук, Дэвид (2007). История повествовательного кино . Клио.
- Паркинсон, Дэвид (2014). История фильма . Дерета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Деян Косанович (1995). «Кино и кинематография (1896–1993)» . История сербской культуры . Растко.
- Мирослав Савичевич (1995). «Телевидение» . История сербской культуры . Растко.
- Петар Марьянович (1995). «Театр» . История сербской культуры . Растко.
- Душан Т. Бьелич: «Глобальная эстетика и сербское кино 1990-х годов», в: Анико Имре (редактор): Кино Восточной Европы (читатели AFI). Лондон: Рутледж, 2005, с. 103 – 120.
- Невена Дакович: «Европа потеряна и найдена: сербское кино и интеграция в ЕС». В: Новые кинотеатры: Журнал современного кино , Vol. 4, выпуск 2 (2006), с. 93 - 103.
- Игорь Крстич: Раны символического порядка. Сюжет между травмой и фантазмом в сербских фильмах 1990-х годов . Вена: Турия и Кант, 2009. (немецкий).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сербское кино и кинематография (1896-1993) (Проект Растко)
- Сербский кинофестиваль
- Национальный кинофестиваль Сербии
