Партизанский фильм

Партизанский фильм ( сербско-хорватский : партизанский фильм , партизанский фильм ) — название поджанра военных фильмов, снятых в ФНР/СФР Югославии в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. В самом широком смысле, основные характеристики фильмов о партизанах заключаются в том, что их действие происходит в Югославии во время Второй мировой войны , и югославские партизаны являются главными героями, а антагонистами являются силы Оси и их пособники. [3] По словам хорватского историка кино Иво Шкрабало , «Партизанский фильм» — «один из самых аутентичных жанров, возникших в югославском кино». [4]
Определение и сфера применения [ править ]
По поводу точного определения жанра существуют разногласия даже среди кинокритиков. [5] Партизанские фильмы часто отождествляют исключительно с популистской, развлекательной ветвью жанра, характеризующейся эпическим размахом, актерским составом , дорогой постановкой и эмоционально напряженными сценами, - все это введено в югославские военные фильмы фильмом Велько Булаича « Козара » (1962). [6] [7] Другая ветвь, гораздо менее интересная для коммунистического истеблишмента, была представлена модернистскими фильмами, от поэтического натурализма югославской «Черной волны» до экспериментальных фильмов о потоке сознания . [7]
В своем анализе Фадиля Хаджича фильма «Набег на Дрвар » (1963) хорватский кинокритик Юрица Павичич выделяет семь ключевых характеристик того, что он называет «суперпартизанскими фильмами»: [8]
- Сосредоточьтесь на важных, хорошо известных, «учебных» примерах партизанской борьбы, таких как крупные сражения и операции, которым затем дается официально санкционированная интерпретация.
- Отсутствие подлинных, громких деятелей партизанской борьбы, за исключением Иосипа Броз Тито . По мнению Павичича, причина этого заключалась в том, чтобы избежать угрозы культу личности Тито .
- Мозаичная структура, в которой иногда принимают участие десятки персонажей, и их судьба прослеживается на протяжении всего фильма. Эти персонажи представляют разные классы или слои общества (интеллигенция, крестьяне) или разные этнические группы.
- Смешение комического с трагическим.
- Наличие иностранных (неюгославских) персонажей в качестве арбитров. Их роль - стать свидетелями и подтвердить мученичество и героизм югославских народов, как их изображают партизанские фильмы, посылая символическое послание («Вот оно, мир признает нас такими, какие мы есть»).
- Характерное обращение с немцами: хотя они изображаются злодеями и демонизируются различными способами, они также демонстрируют превосходство в силе и дисциплине и изображаются как эффективный, изощренный и даже гламурный противник.
- Концовки Deus ex machina , в которых партизаны вырываются из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Анализ Павичича подвергся критике за то, что он не универсально применим к фильмам о партизанах, и был предоставлен ряд заметных исключений из приведенной выше формулы. [9]
К 1980-м годам экономические трудности в стране, а также изменение идеологического ландшафта, особенно среди молодого югославского поколения, вызвали снижение интереса к этому жанру, а критический и коммерческий провал « Великого транспорта » Булайча (1983) обычно рассматривается как символический конец эпохи партизанского кино. [10]
фильмы Известные
- Последний мост (1954, режиссёр Гельмут Койтнер )
- Козара (1962, режиссер Велько Булайич )
- Набег на Дрвар (1963, режиссёр Фадил Хаджич )
- Николетина Бурсач (1964, режиссёр Бранко Бауэр )
- Тайное вторжение (1964, режиссёр Роджер Корман )
- Орлы рано летают (1966, режиссёр Соя Йованович )
- Отряд подрывников (Диверзанти) (1967, режиссёр Хайрудин Крвавач )
- Операция Белград (1968, режиссер Жика Митрович)
- Бомба в 10:10 (1967, режиссёр Часлав Дамьянович)
- Битва при Неретве (1969, режиссёр Велько Булайич, номинирован на «Оскар» ) [11] [12] - в главной роли Юл Бриннер
- Мост ( Мост ) (1969, режиссёр Хайрудин Крвавач )
- Когда ты услышишь звон колоколов (1969, режиссёр Антун Врдоляк )
- «Сосна в горе» (1971, режиссёр Антун Врдоляк)
- Уолтер защищает Сараево (1972, режиссер Хайрудин Крвавац )
- Битва при Сутьеске (1973, режиссер Стипе Делич ) - в главной роли Ричард Бертон
- Бомбардировщики (1973, режиссёр Предраг Голубович )
- Оружие войны (1974, режиссер Жика Митрович)
- Адская река (1974, режиссер Столе Янкович) - в главных ролях Род Тейлор и Адам Уэст
- Црвени удар (1974, режиссер Предраг Голубович)
- Доктор Младен (1975, режиссер Мидхат Мутапджич)
- Вершины Зеленгоры (1976, режиссёр Здравко Велимирович )
- Девичий мост (1976, режиссёр Миомир Стаменкович)
- Битва за Южную железную дорогу (1978, режиссёр Здравко Велимирович )
- Force 10 из Навароне (1978, режиссёр Гай Хэмилтон )
- Бошко Буха (1978, режиссер Бранко Бауэр)
- Партизанский эскадрон , или Орлиная битва (1979, режиссёр Хайрудин Крвавац)
- 13 июля (1982, реж. Радомир Саранович)
- Большой транспорт (1983, режиссер Велько Булайич)
- «Марш Игмана» (1983, режиссёр Здравко Шотра )
телесериал Известный
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кабрик, Неманья (10 августа 2012 г.). «Документальный фильм рассказывает историю« мифа об Уолтере » » . balkaninsight.com . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Премец, Тина (8 февраля 2011 г.). «Культовый фильм «Вальтер защищает Сараево» получит ремейк в серии из 30 сиквелов» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Взлет и падение югославского партизанского фильма: кинематографическое восприятие национальной идентичности на JSTOR
- ^ Шкрабало, Иво (май 2011 г.). «Хорватский фильм в югославском контексте во второй половине двадцатого века» . КиноКультура (Спецвыпуск 11). ISSN 1478-6567 . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Павичич, Юрица (11 ноября 2009 г.). «Врдоляк снял лучшие партизанские фильмы» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «Козара» . Baza HR kinematografije (на хорватском языке). Хорватская киноассоциация . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шакич, Томислав (2010). «Осада, Бранко Марьянович, 1956» . subversivefilmfestival.com (на хорватском языке). Фестиваль подрывного кино. Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 г. Проверено 26 октября 2010 г.
- ^ Павичич 2003 , стр. 13–14
- ^ Йованович 2011 , стр. 51–54
- ^ Павичич 2016 , стр. 61–62.
- ^ 1970|Оскарс.org
- ^ "Z" выиграл фильм на иностранном языке: Оскар 1970 года
- ↑ Тито в фильме: как миф о Югославии создавался на киноэкране — — The Calvert Journal
- ^ Неманья Звиер: Представление (навязывание) ценностей через фильмы. Случай с югославскими партизанскими фильмами - ИЗОБРАЖЕНИЯ: Журнал визуальных исследований
- ^ «Отряд 10 из Наваоне»: вялая и скучная миссия - The Washington Post
Источники [ править ]
- Югославские спагетти-вестерны: пропаганда и ностальгия (на хорватском языке)
- Партизанский фильм – наше культурное наследие (на сербском языке)
- Партизанский фильм и комикс... или история посадки лимонов в Сибири (на хорватском языке)
- Павичич, Юрица (июнь 2003 г.). «Художественные фильмы Фадиля Хаджича» (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке) (34): 3–38 . Проверено 12 ноября 2014 г.
- Павичич, Юрица (2016). «Титоистские соборы: взлет и падение партизанского кино». В Огненовиче, Горана; Йозелич, Ясна (ред.). Титоизм, самоопределение, национализм, культурная память: Том второй, Югославия Тито, Нерассказанные истории (1-е изд.). Лондон : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 37–65. дои : 10.1057/978-1-137-59747-2_3 . ISBN 978-1137597458 .
- Йованович, Небойша (2011). «Фадил Хаджич глазами тоталитарной парадигмы» . Хорватская кинохроника (на хорватском языке) (65–66): 47–59 . Проверено 13 ноября 2014 г.
- Трифкович, Гай (2011). «В поисках хорошего немца». Журнал разведки, пропаганды и исследований безопасности . 5 (1): 77–86.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Якиша, Миранда; Гилич, Никица, ред. Партизаны в Югославии: литература, кино и визуальная культура . Расшифровка Верлага. ISBN 978-3-8376-2522-6 .
- Миранда Якиша и Никица Гилич: партизанское искусство самоосвобождения (на хорватском языке)
- Никица Гилич: Хорватский фильм порвал с партизанским фильмом (на хорватском языке)