Хайрудин Крвавач
Хайрудин Крвавач | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 11 июля 1992 г. Сараево, Республика Босния и Герцеговина | (65 лет)
Другие имена | Выключатель |
Род занятий | Кинорежиссер , писатель |
Заметная работа | Вальтер защищает Сараево |
Хайрудин « Шиба » Крвавац (22 декабря 1926 - 11 июля 1992) был боснийским кинорежиссером, наиболее известным как режиссер фильмов партизанского жанра в 1960-х и 70-х годах.
Его дар точного рассказывания историй был заметен в его ранних документальных фильмах и впоследствии стал основой его художественных фильмов. Начиная с его режиссерского дебюта, отрывка «Отак» из фильма-антологии «Вортлог» ( «Вихрь» , 1964), все его художественные фильмы представляют собой боевики, действие которых происходит во Второй мировой войне . Их повествование во многом обязано комиксам и американским боевикам, особенно вестернам , с образным сочетанием действия и эмоций, личной драмы и эпической трагедии, идеализированного героизма и психологических испытаний, иногда с долей юмора. Из-за стиля своих фильмов Крваваца иногда сравнивали с Говардом Хоуксом .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Хайрудин Крвавац родился Мейташ в районе Сараево , Босния и Герцеговина . 22 декабря 1926 года [ 1 ] Его родители, оба родом из Гацко , были мусульманами и этническими боснийцами . [ 2 ] У Крваваца был брат Сабахудин.
Будучи подростком в Сараево, Крвавац помогал партизанскому сопротивлению на окраине города, который, как и остальная часть Боснии , с апреля 1941 года был оккупирован недавно созданным нацистско-немецким марионеточным образованием Независимое Государство Хорватия . четыре раза посещал город, чтобы принять участие в акциях, организованных лидером местного сопротивления Вальтером Перичем .
Когда Вторая мировая война закончилась и Союзная Народная Республика Югославия была основана , Крвавац переехал в Белград, чтобы учиться в колледже (viša škola), поступив на программу дипломатии и журналистики. По возвращении в Сараево по предложению своего друга Эли Финчи Крвавач решил заняться кинорежиссурой, несмотря на отсутствие формального образования.
В начале 1950-х годов он был заключен югославскими властями в Голи-Оток , политическую тюрьму для советских югославских коммунистов после раскола Тито и Сталина и последующего периода Информбиро . [ 3 ]
Партизанский фильм
[ редактировать ]Хайрудин Крвавач был одним из ведущих режиссеров жанра партизанского кино 1960-х и 1970-х годов. Крвавац наиболее известен своей трилогией «Партизанские фильмы», которая иллюстрировала идею коммунистического правительства о « братстве и » единстве . В трилогии изображена борьба югославских партизан против нацистско-фашистских сил во время Второй мировой войны. В три фильма трилогии Крваваца входят: Диверзанти («Отряд подрывников»), 1967; Мост («Мост»), 1969 год; и его шедевр «Вальтер брани Сараево» (« Вальтер защищает Сараево »), 1972 год. [ 4 ] : 109
Однако Крвавац был наиболее известен тем, что включил элементы американского вестерна в свои партизанские фильмы. Например, «Мост » Крваваца сравнивают с такой западной классикой, как «Грязная дюжина» и «Мост через реку Квай» . [ 5 ] : 145 Трилогия Крваваца была задумана как для того, чтобы «расслабить, так и повлиять на сознание» зрителей, как стремились сделать многие американские фильмы того же периода. [ 5 ] : 145 Более того, многие киноаналитики сравнивают главного героя фильма «Уолтер защищает Сараево» с героем Джеймса Бонда, где Уолтер прыгает с поезда на поезд и ускользает от плена нацистами. [ 4 ] : 112 Самое главное, что фильмы Крваваца были созданы так, чтобы подходить для зрителей всех возрастов, чтобы продемонстрировать партизанское единство всей Югославии. [ 5 ] : 145 Эта универсальность, которую использовал Крвавац, была особенно очевидна, когда он получил «Приз зрительских симпатий» на кинофестивале в Пуле в 1967 году за свой фильм « Диверзанти» . [ 5 ] : 146
Хайрудин Крвавац оказал влияние на создание уникального поджанра партизанского фильма «Красный вестерн» ( crveni вестерн ). [ 6 ] Жанр «красного вестерна» содержал множество великих шедевров, таких как «Битка на Неретви » Велько Булайича, который был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1969 году. Работы Хайрудина Крваваца повлияли на многих других югославских режиссеров того времени, и вместе они помогли создать некоторые из величайших произведений кино, появившихся в бывших югославских государствах.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Вихрь (1964)
- Диверсанты (1967)
- Мост (1969)
- Вальтер защищает Сараево (1972)
- Партизанский эскадрон (1979)
Смерть
[ редактировать ]Крвавац умер в июле 1992 года, в первые месяцы осады Сараево . Когда началась боснийская война предложил ему вывезти его из Сараево в Сербию. , сербский актер Бата Живоинович [ 7 ] и Любиша Самарджич , [ 3 ] [ 8 ] но он отказался и в конце концов скончался от сердечного приступа во время осады Сараево. Однако Крвавац прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как жители Сараево в 1992 году скандировали: «Мы — Вальтер!» в знак протеста против конфликта. В «Вальтер брани Сараево » немецкий офицер, пытающийся захватить Вальтера, приходит к выводу, что Вальтер — это не один человек, а единый фронт, которым был весь город Сараево. [ 4 ] : 125
Примечания
[ редактировать ]- Энциклопедия югославского кино, Югославский лексикографический институт «Мирослав Крлежа», 1986–1990 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эшрефа Крвавац: Жизнь с Хайрудином была самым красивым фильмом» . Н1. 22 декабря 2016 года . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- ^ «Эшрефа Крвавац: Шиба думал, что его фильмы могли быть лучше» . 20 декабря 2018 года . Проверено 14 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Кожул, Деян (14 апреля 2015 г.). «Интервью с Любишей Самарджич: Позвольте мне мечтать и любить людей» (на сербском языке). Лупига.com . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Дина Иорданова, Балканское кино (Лондон: Wallflower Press, 2006).
- ^ Jump up to: а б с д Радина Вучетич, «Ковбои в партизанской униформе: американские жители Запада и партизанские жители Запада в Югославии в шестидесятые годы 20-го века», Tokovi Istorije, февраль 2010 г.
- ^ Невана Дакович, «Коммунистическое и посткоммунистическое кино: кинотекст памяти, воспоминаний и ностальгии», Университет искусств в Белграде, стр. 15.
- ^ Никчевич, Тамара (13 февраля 2012 г.). "Интервью - Велимир Бата Живойинович: Я не тот, кем был раньше!" . Б.Х. Дани через Лупигу (на боснийском и сербском языках) . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Сарайлич-Рамович, Лариса (6 сентября 2015 г.). «Эксклюзив Любиша Самарджич: Мне осталось несколько лет, а я пока не вижу света в туннеле» . Дневни аваз (на боснийском языке) . Проверено 27 марта 2017 г.