Японская новая волна
Годы активности | Конец 1950-х – 1970-е годы |
---|---|
Расположение | Япония |
Основные цифры | Сёхей Имамура , Нагиса Осима , Хироши Тесигахара , Масахиро Шинода , Сейджун Судзуки , Сусуму Хани , Кореёси Курахара , Ясудзо Масумура , Ёсишиге Ёсида , Сюдзи Тераяма , Кането Шиндо , Масаки Кобаяси , Тосио Мацумото , Кодзи Вакамацу , Юзо Кавасима , Акио Соджи |
Японская новая волна ( ヌーベルバーグ , Nūberu bāgu , японская транслитерация французского термина «nouvelle неопределённость») — термин, обозначающий группу слабо связанных друг с другом японских фильмов и кинематографистов конца 1950-х — начала 1970-х годов. [1] [2] К наиболее ярким представителям относятся режиссеры Нагиса Осима , Ёсишиге Ёсида , Масахиро Шинода. [1] [3] и Сёхей Имамура . [4]
История [ править ]
Термин «новая волна» был придуман в честь французской «Новой волны» , движения, которое бросило вызов традициям национального кино по стилю и содержанию, противопоставляя устоявшимся повествованиям и жанрам «двусмысленные сложности человеческих отношений», а отточенным техникам – нарочито грубые. [5] и представление теории о том, что режиссеры должны быть авторами своих фильмов. [6]
В отличие от французского аналога, японская новая волна зародилась внутри киностудий. [1] особенно Сётику , чей руководитель Широ Кидо надеялся, что «дешевые, инновационные картины смогут повторить успех Nouvelle Vague в Европе». [7] Эта политика привела к появлению таких режиссеров, как Нагиса Осима, Ёсишиге Ёсида и Масахиро Синода (все трое сотрудников Сётику). [1] [7] [8] Важными ранними примерами новой волны Сётику были « Жестокая история молодости , ночи и тумана в Японии» (оба 1960, реж. Осима), «Кровь сухая» (1960, реж. Ёсида) и «Сухое озеро» (1960, реж. Шинода). [9] «Свиньи и линкоры» , выпущенный Никкацу в следующем году, продемонстрировал статус Сёхэя Имамуры как режиссера «Новой волны». [10] (Возможное) влияние на этих кинематографистов разнообразно: предшественники Осимы можно увидеть в теориях Всеволода Мейерхольда и Бертольта Брехта , а также в японском левом театре. [11] влияние Жана-Люка Годара на Осиму, ( утверждалось [12] но и подвергнут сомнению), [11] Йошида был ярым поклонником Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана . [2]
Кидо вскоре отказался от поддержки этих фильмов (по мнению киноведа Александра Джейкоби, из-за коммерческого провала). [7] из-за бескомпромиссного политического содержания фильмов Осимы, по мнению историка Дональда Ричи ). [9] К середине 1960-х Осима, Ёсида и Шинода покинули Сётику и самостоятельно продюсировали свои фильмы. [1] [8] как и Имамура. [13] В то же время Осима и Ёсида были представителями «Новой волны», наиболее строго отвергавшими как сам термин, так и понятие «движение». [2]
Среди других режиссеров, связанных с «Новой волной», были Хироши Тесигахара , Тосио Мацумото и бывший режиссер-документалист Сусуму Хани . [1] [14] Хани руководил своими работами почти полностью за пределами крупных студий и, когда это возможно, отдавал предпочтение неактерам и импровизации. Документальные фильмы, снятые Хани в 1950-х годах ( «Дети в классе» и «Дети, которые рисуют стиль документального кино «cinéma vérité» и вызвали большой интерес у других кинематографистов. »), представили Японии [15] Кон Итикава , Ясудзо Масумура и Сейджун Судзуки также были включены в этот термин. [1] [14] Дебютный фильм Масумуры «Поцелуи» (1957) часто называют предшественником «Новой волны». [16] [17] [18] и был с энтузиазмом принят Осимой после его выпуска. [19] Вдобавок киновед Дэвид Дессер поставил режиссера Кането Синдо рядом с Масумурой как «важнейшего» (Дессера) предшественника и современника Новой волны. [14]
Темы, затронутые «Новой волной», включали радикальную политику , [20] преступность среди несовершеннолетних , раскованная сексуальность, [21] изменение роли женщин в обществе, расизм и положение этнических меньшинств в Японии. [22] Гильдия художественных театров , первоначально созданная и финансируемая Тохо для распространения зарубежных художественных фильмов, стала важным фактором в распространении этих фильмов, иногда также выступая в качестве продюсера. [8]
Поскольку в 1970-х годах финансирование за пределами студийной системы становилось все труднее, а крупные студии находились в упадке (в основном из-за телевидения), японская новая волна начала распадаться. [7] В то время как Осиме пришлось искать инвесторов за пределами Японии, [7] Имамура и Хани переключились на создание документальных фильмов для телевидения. [7] [23] а Шинода отступил к «академическим» (Якоби) адаптациям классической литературы. [7]
с японской новой волной связанные , Фильмы
- 1950-е годы
- 1956: Дети, которые рисуют , Сусуму Хани (документальный фильм)
- 1956: Комната наказаний , Кон Итикава
- 1956: Безумный фрукт , Ко Накахира
- 1957: Поцелуи , Ясудзо Масумура
- 1958: Гиганты и игрушки , Ясудзо Масумура
- 1959: Назначение , Ко Накахира
- 1959: Город любви и надежды , Нагиса Осима
- 1960-е годы
- 1960: Жестокая история юности , Нагиса Осима
- 1960: Похороны Солнца , Нагиса Осима
- 1960: Ночь и туман в Японии , Нагиса Осима
- 1960: Голый остров , Канэто Синдо
- 1960: Искаженные , Кореоши Курахара
- 1960: Кровь высохла , Ёсишигэ Ёсида
- 1960: Сухое озеро , Масахиро Шинода
- 1961: Плохие парни , Сусуму Хани
- 1961: Свиньи и линкоры , Сёхей Имамура
- 1961: Улов , Нагиса Осима
- 1962: Революционер , Нагиса Осима
- 1962: Ловушка , Хироши Тешигахара
- 1962: Харакири , Масаки Кобаяши
- 1963: Она и он , Сусуму Хани
- 1963: Женщина-насекомое , Сёхей Имамура
- 1964: Намерения убийства , Сёхей Имамура
- 1964: Убийство , Масахиро Шинода
- 1964: Бледный цветок , Масахиро Шинода
- 1964: Онибаба , Кането Синдо
- 1964: Врата плоти , Сейджун Сузуки
- 1964: Татуированная жизнь , Сейджун Судзуки
- 1964: Женщина в дюнах , Хироши Тешигахара
- 1965: Песня мистера Тоши , Сусуму Хани
- 1965: Море молодости , Синсуке Огава (документальный)
- 1965: С красотой и скорбью , Масахиро Шинода
- 1965: История, написанная водой , Ёсишигэ Ёсида
- 1965: Квайдан , Масаки Кобаяши
- 1966: Андская невеста , Сусуму Хани
- 1966: Порнографы: Введение в антропологию , Сёхей Имамура
- 1966: Эмоция , Нобухико Обаяси
- 1966: Насилие в полдень , Нагиса Осима
- 1966: Боевая элегия , Сейджун Судзуки
- 1966: Токийский дрифтер , Сейджун Судзуки
- 1966: Лицо другого , Хироши Тешигахара
- 1967: Мужчина исчезает , Сёхей Имамура
- 1967: Угнетенные студенты , Синсуке Огава (документальный)
- 1967: Руководство по искусству ниндзя , Нагиса Осима
- 1967: Трактат о японской непристойной песне , Нагиса Осима
- 1967: Заклеймённый на убийство , Сейджун Судзуки
- 1968: «Инферно первой любви» , Сусуму Хани
- 1968: Глубокие желания богов , Сёхей Имамура
- 1968: Лето в Нарите , Синсуке Огава (документальный)
- 1968: Смерть через повешение , Нагиса Осима
- 1968: Три воскресших пьяницы , Нагиса Осима
- 1968: Человек без карты , Хироши Тешигахара
- 1969: Айдо , Сусуму Хани
- 1969: Рякусё Рэндзоку Шасацума , Адачи Масао
- 1969: Резня Эрос Плюс , Ёсишиге Ёсида
- 1969: Похоронный парад роз , Тошио Мацумото
- 1969: Дневник вора Синдзюку , Нагиса Осима
- 1969: Двойное самоубийство , Масахиро Шинода
- 1969: Давай, давай, девственница во второй раз , Кодзи Вакамацу
- 1970-е годы
- 1970: История послевоенной Японии, рассказанная хозяйкой бара , Сёхей Имамура (документальный фильм)
- 1970: Человек, который оставил свою волю в фильме , Нагиса Осима
- 1970: Героическое чистилище , Ёсишигэ Ёсида
- 1970: Бурайкан , Масахиро Шинода
- 1971: Красная Армия , Адачи Масао
- 1971: Церемония , Нагиса Осима
- 1971: Выбросьте свои книги, Уличный митинг , Сюдзи Тераяма
- 1971: Императорский томатный кетчуп , Сюдзи Тераяма
- 1971: Летние солдаты , Хироши Тешигахара
- 1972: Дорогая летняя сестра , Нагиса Осима
- 1973: Караюки-сан, Создание проститутки , Сёхей Имамура (документальный фильм)
- 1973: Государственный переворот , Ёсишигэ Ёсида
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Шарп, Джаспер. «С чего начать японскую новую волну» . Британский институт кино . Проверено 7 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джейкоби, Александр; Амит, Ри (13 декабря 2010 г.). «Ёсишигэ Ёсида» . Полуночный Глаз . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Свенссон, Арне (1971). Япония (Серия экранов . Нью-Йорк: Барнс. стр. 117.
- ^ Руссо, Джеймс (2021). Понимание фильма: Руководство для зрителя . Издательство Ливерпульского университета. п. 205. ИСБН 9781789761184 .
- ^ «Обзор: Nouvelle Vague» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ «Новая волна» . Британская энциклопедия . Проверено 8 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Джейкоби, Александр (2008). Критический справочник японских кинорежиссеров: от эпохи немого кино до наших дней . Беркли: Stone Bridge Press. ISBN 978-1-933330-53-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Домениг, Роланд (28 июня 2004 г.). «Предвкушение свободы: Гильдия художественных театров и японское независимое кино» . Полуночный глаз . Проверено 8 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричи, Дональд (2001). «Токийский подъем: как новая волна Японии поднялась – и сломалась» . Британский институт кино . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Берра, Джон (2010). Справочник мирового кино: Япония . Интеллект. п. 229. ИСБН 9781841503356 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Турим, Морин (1998). Фильмы Осимы Нагисы: образы японского иконоборца . Издательство Калифорнийского университета. стр. 13, 43–44. ISBN 9780520206663 .
- ^ Берган, Рональд (15 января 2013 г.). «Некролог Нагисы Осимы» . Хранитель . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Шиллинг, Марк (8 июня 2006 г.). «Вся жизнь в поисках истинного «Я» Японии» . Джапан Таймс . Проверено 8 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дессер, Дэвид (1988). Эрос плюс резня: введение в японское кино новой волны . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 42, 62, 118.
- ^ Ричи, Дональд (2005). Сто лет японского кино: краткая история с выборочным путеводителем по DVD и видео . Нью-Йорк и Токио: Коданша Америка. п. 249.
- ^ «Кучизуке» . Японский институт культуры (на немецком языке) . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «Масумура Ясудзо» . Австрийский музей кино (на немецком языке). 2008 год . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Джексон, Эрл (2020). «Феллини в Японии». В Берке, Фрэнк; Уоллер, Маргарита; Губарева, Марита (ред.). Спутник Федерико Феллини . Джон Уайли и сыновья. п. 441. ИСБН 9781119431534 .
- ^ «Поцелуи» . Независимые киноофисы . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Уайт, Джон; Хэнни, Сабина; Барроу, Сара, ред. (2015). Энциклопедия фильмов Routledge . Энциклопедия фильмов Routledge. ISBN 9780415688932 .
- ^ Сато, Тадао (1982). Течения в японском кино . Нью-Йорк и Токио: Коданша Америка. стр. 231–234.
- ^ Меллен, Джоан (1976). Волны у дверей Гэндзи: Япония через ее кино . Нью-Йорк: Пантеон. стр. 419–426.
- ^ «Точки схода: фильмы Сёхэя Имамуры» . Гарвардский киноархив . Проверено 9 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Осима, Нагиса и Аннет Майкельсон (1993). Кино, цензура и государство: сочинения Нагисы Осимы . MIT Press, Бостон. ISBN 0-262-65039-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Сайонара Синема» . Страницы города. Архивировано из оригинала 3 марта 2006 года.