Японская научная фантастика

Научная фантастика — важный жанр современной японской литературы , оказавший сильное влияние на аспекты современной японской поп-культуры, включая аниме , мангу , видеоигры , токусацу и кино .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]И история японских технологий, и мифология играют роль в развитии научной фантастики. Например, некоторая ранняя японская литература содержит элементы протонаучной фантастики. Ранняя японская сказка « Урасима Таро » предполагает путешествие во времени, в далекое будущее. [1] и впервые был описан в « Нихонги» (720 г.). [2] Речь шла о молодом рыбаке по имени Урасима Таро, который посещает подводный дворец и остается там три дня. Вернувшись домой в свою деревню, он оказывается на триста лет в будущем, где он давно забыт, его дом лежит в руинах, а его семья давно умерла. [1] Японское повествование X века «Сказка о резаке бамбука» также можно считать протонаучной фантастикой. Главная героиня истории, Кагуя- химэ , принцесса с Луны, которую отправляют на Землю в целях безопасности во время небесной войны, а затем находит и воспитывает резчик бамбука в Японии. Позже ее забирает обратно на Луну ее настоящая внеземная семья. На иллюстрации рукописи изображен круглый летательный аппарат, похожий на летающую тарелку . [3]
Научная фантастика в стандартном современном понимании началась с Реставрации Мэйдзи и импорта западных идей. Первой научной фантастикой, оказавшей какое-либо влияние и переведенной на японский язык, были романы Жюля Верна . [4] Перевод « Вокруг света за восемьдесят дней », часть сюжета которого происходит в Японии, был опубликован в 1878–1880 годах, за ним последовали и другие его произведения, имевшие огромную популярность. Слово кагаку сёсэцу ( 科学小説 ) было придумано как перевод «научного романа» ещё в 1886 году. [5]
Сюнро Осикава обычно считается родоначальником японской научной фантастики. Его дебютная работа «Кайтей Гункан» ( «Подводный военный корабль »), опубликованная в 1900 году, описывала подводные лодки и предсказывала грядущую русско-японскую войну .
В период между мировыми войнами японская научная фантастика находилась под большим влиянием американской научной фантастики . Популярным писателем той эпохи был Юза Унно , которого иногда называли «отцом японской научной фантастики». Литературные стандарты этой и предыдущей эпохи, как правило, были низкими. До Второй мировой войны японцы редко, если вообще когда-либо, считали научную фантастику стоящей литературой. Вместо этого это считалось формой тривиальной литературы для детей.
Персонаж, считающийся первым полноценным супергероем, — это японский Камисибай персонаж Огон Бат , дебютировавший в 1930 году, за восемь лет до Супермена . Другим похожим японским супергероем Камисибай был Принц Гаммы ( ガンマ王子 ) , который дебютировал в начале 1930-х годов, также за годы до Супермена. [6]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]манги Художник Осаму Тэдзука , дебютировавший в 1946 году, оказал большое влияние на более поздних авторов научной фантастики. «Затерянный мир» (1948), «Метрополис» (1949) и «Следующий мир» (1951) известны как ранняя научно-фантастическая трилогия Тэдзуки.
Автор-авангардист Кобо Абэ писал произведения в жанре научной фантастики, а позже у него были тесные отношения с авторами научной фантастики. [5] Его «Интер ледниковый период 4» (1958–1959) считается первым японским полнометражным научно-фантастическим романом. [7]
Эпоха современной японской научной фантастики началась под влиянием книг в мягкой обложке, которые оккупационная армия США привезла в Японию после Второй мировой войны . Первый научно-фантастический журнал в Японии Seiun ( 星雲 ) был создан в 1954 году, но был прекращен после выхода всего лишь одного номера. Несколько недолговечных журналов последовали примеру Seiun на японском рынке, но ни один из них не добился большого успеха.
Научная фантастика в Японии приобрела популярность в начале 1960-х годов. ( В этом десятилетии начали выходить журнал Хаякавы SF Magazine SF マガジン ) (с 1959 года) и научно-фантастический журнал кружка Uchūjin (1957–2013). Первый японский съезд научной фантастики был проведен в 1962 году. В 1963 году была основана ассоциация писателей Японии, писателей-фантастов и фэнтези (SFWJ), в которую вошли одиннадцать членов.
Известные авторы, такие как Сакё Комацу , Ясутака Цуцуи , Таку Маюмура , Рё Ханмура и Аритсуне Тойота, дебютировали на конкурсе Hayakawa SF Contest (1961–1992, возобновлен с 2012 года). Другие известные авторы, такие как Шиничи Хоши , Рю Мицусэ , Кадзумаса Хираи , Аран Кёдомари. и Ёсио Арамаки также были опубликованы. [8] Несмотря на влияние Запада , их работы были явно японскими. Например, Кадзумаса Хираи, Аритсуне Тойота и Такуми Сибано написали романы, а также сюжеты для научно-фантастического аниме и научно-фантастической манги , которые являются одними из наиболее ярких примеров японского вклада в жанр научной фантастики.
Вклад таких прекрасных переводчиков, как Тецу Яно , Масахиро Нода, Хисаси Асакура и Норио Ито, познакомил читателей в Японии с английской научной фантастикой и сильно повлиял на общественное мнение о научной фантастике. журнала SF Magazine Первый редактор Масами Фукусима был также прекрасным писателем и переводчиком.
В жанре визуальных медиа киностудия Тохо породила жанр фильмов кайдзю в 1954 году с Годзиллой . Эйдзи Цубурая , снявший спецэффекты для фильма Тохо, основал собственную студию и в 1966 году создал «Ультрачеловека» . Манга Тэдзуки «Astro Boy» (1952–1968) стала первым японским телевизионным анимационным сериалом в 1963 году.
Инфильтрация и диффузия
[ редактировать ]
Общественный интерес к научной фантастике особенно возрос в Японии после выставки «Экспо-70» . от Komatsu Nihon Chinbotsu (также известный как Japan Sinks , 1973) стал бестселлером. «Учу Сэнкан Ямато» (он же «Космический линкор Ямато »), аниме, помещенное в научно-фантастическую обстановку, было показано в эфире, а «Звездные войны» были показаны в Японии в конце 1970-х годов. Изменение характера жанра научной фантастики в Японии, произошедшее в результате этих событий, часто называют «Проникновением и распространением» (浸透と拡散 Синто до Какусан ).
В это время серия Denki SF ( 伝奇SF , буквально «основанная на мифологии НФ») Хираи Ханмуры и серия «Парень-волк» стали прототипами более поздних японских легких романов благодаря произведениям Хидеюки Кикучи , Баку Юмемакура и Харуки Такачихо . Кроме того, были основаны новые научно-фантастические журналы, такие как Kisō Tengai (奇想天外), SF Adventure (SFアドベンチャー) и SF Hōseki (SF宝石). Ряд известных авторов дебютировали либо в журнале SF Magazine , либо в одном из этих новых изданий: Акира Хори , Дзюнья Ёкота , Кодзи Танака, Масаки Ямада , Мусаси Канбэ , Азуса Ноа , Чохей Канбаяси , Косю Тани , Марико Охара , Ко Хиура, Хитоши. Кусаками, Мотоко Араи , Баку Юмемакура , Ёсики Танака и Хироэ Суга .
В 1980-е годы аудиовизуальная сторона жанра японской научной фантастики продолжала развиваться. Хаяо Миядзаки ( «Кадзэ но Тани но Наушика» также известная как «Навсикая из Долины Ветров ») и Оши Мамору «Урусей Яцура 2: Прекрасная мечтательница» Впервые были показаны . По телевидению , транслировались настоящие аниме-сериалы о роботах, начиная с Mobile Suit Gundam присоединилась группа художников-фантастов Studio Nue а к коллективу The Super Dimension Fortress Macross . Аниматоры Хидеаки Анно , Ёсиюки Садамото , Таками Акаи и Синдзи Хигучи , которые привлекли внимание созданием аниме, которое было показано на Daicon III и Daicon IV , основали студию Gainax .
Зимний возраст
[ редактировать ]Литературно-фантастические журналы начали исчезать в конце 1980-х годов, когда внимание общественности все чаще переключалось на аудиовизуальные средства массовой информации. Конкурс научной фантастики Хаякавы также был прекращен, что лишило работы многих писателей основного источника распространения. Ряд авторов научной фантастики и космических опер , в том числе Хосуке Нодзири , Хироши Ямамото, Рюдзи Касамине и Юичи Сасамото , начали писать научно-фантастические и фэнтезийные романы в мягкой обложке в жанре « лёгкий роман », которые в первую очередь предназначены для подростков. Этот период, в течение которого литературная научная фантастика пришла в упадок, был назван «первым периодом». Зимний век» (冬の時代 Fuyu no Jidai ). В русле научной фантастики Ёсики Танака опубликовал Ginga Eiyu Densetsu (она же « Легенда о героях Галактики серию »).
Граница между научно-фантастическими романами и легкими романами была размыта в 1990-е годы. Хотя Хироюки Мориоки » серия « Seikai no Monshou считается выдержанной в духе легкого романа, эта серия была опубликована Хаякавой Сёбо как часть основного мира научной фантастики. С другой стороны, авторы легких романов, такие как Сасамото и Нодзири, также публиковали тяжелые научно-фантастические романы.
В качестве продолжения проникновения и распространения научной фантастики в основную литературу Кензабуро Оэ , позже получивший Нобелевскую премию по литературе , написал два научно-фантастических романа в 1990–1991 годах. Харуки Мураками получил премию World Fantasy Award за фильм «Кафка на берегу» в 2006 году, а его роман 2009 года «1Q84» стал бестселлером.
Между тем, в визуальной сфере новый сериал «Гамера» ( 1995 , 1996 , 1999 ) режиссера Сюсуке Канеко с визуальными эффектами Синдзи Хигучи обновил жанр фильма кайдзю . Феноменальную популярность получил аниме-телесериал Neon Genesis Evangelion (1995—1996) режиссёра Хидеаки Анно .
2000-е
[ редактировать ]В 2000-е (десятилетие) произошло восстановление рынка литературной научной фантастики. Научно-фантастические книги имели хорошие продажи по сравнению с общим спадом издательской индустрии. [9] SFWJ и Tokuma Shoten начали конкурс «Японская премия начинающего писателя научной фантастики» в 1999 году, а Токума запустил ежеквартальный журнал SF Japan в 2000 году (прекращен в 2011 году). Хаякава основал новый лейбл J Collection в 2002 году. Kadokawa Haruki Corporation провела конкурс Komatsu Sakyo Award в 2000 году (прекращен в 2009 году). Лучшая новогодняя серия антологий под редакцией Нозоми Омори и Сандзо Кусака , начатая в 2008 году Tōkyō Sōgensha (прекращена в 2019 году), и на ее основе Sogen SF Short Story Prize был запущен конкурс . отпуск в 2010 году.
Среди финалистов премии Комацу Сакё и дебютировавший в J Collection , Проект Ито оставил сильное впечатление за свою короткую карьеру, прежде чем умер от рака в 2009 году. То Эндзё , перейдя в мейнстрим литературы, был номинирован на премию Акутагавы и в итоге выиграл ее. в 2012 году. Юсуке Мияучи , получивший специальную награду жюри премии Sogen SF Short Story Prize в 2010 году, был номинирован на премию Наоки и выиграл Nihon SF Taisho в 2012 году за свой дебютный сборник Dark Beyond the Weiqi ( 盤).上の夜 , Бандзё но йору ) .Среди других авторов премии Sogen SF Short Story Prize — Ханеко Такаяма, занявшая второе место в 2010 году , и победитель Демпоу Торишима в 2011 году .
65-й Всемирный съезд научной фантастики проводился совместно с 46-м Nihon SF Taikai в Иокогаме, Япония, в 2007 году.
2010-е годы
[ редактировать ]Тайё Фуджи , который дебютировал с самостоятельной публикацией электронной книги в 2012 году, быстро выделился на поле и занимал пост председателя SFWJ в 2015–2018 годах.
В течение 2010-х годов переводчик и рецензент Нозоми Омори продолжала активно работать. Он редактировал оригинальную серию антологий NOVA (первая серия 2009–2013 гг., Вторая серия с 2019 г.). Омори и Хироки Адзума основали Мастерскую писателей-фантастов Генрона Омори (с 2016 года).
Создаваемые пользователями веб-новелл платформы , такие как Shōsetsuka ni Narō или Kakuyomu приобрели популярность в течение десятилетия, в основном в легких романов жанре .
В визуальных медиа «Твое имя» (2016) и «Выветривание с тобой» (2019), сценарий и режиссер Макото Синкай , стали самыми кассовыми фильмами соответствующих лет. «Годзилла Шин» (2016) режиссера Хидеаки Анно с визуальными эффектами Синдзи Хигучи стал большим хитом.
Поджанры
[ редактировать ]Камисибай
[ редактировать ]Камисибай — это форма уличного театра, где устные рассказчики иллюстрируют свои истории с помощью живописи, которая была популярна в Японии 1930-х годов. было множество популярных историй и тем В камишибаи , которые теперь можно увидеть в современной манге и аниме . [10] [11] Сюда входит один из первых супергероев , Огон Бат (Золотая Летучая Мышь), который дебютировал в 1931 году. Другим ранним супергероем камисибай был Принц Гаммы , который дебютировал в начале 1930-х годов и предвосхитил элементы Супермена , включая тайную личность (его альтер-эго было уличный мальчишка) и история внеземного происхождения . Оба этих ранних японских супергероя предшествовали популярным американским супергероям, таким как Супермен (дебют в 1938 году) и Бэтмен (дебют в 1939 году). [12] [6]
Токусацу
[ редактировать ]Токусацу ( яп . 特撮, «специальные съемки») — японский термин, обозначающий игровой фильм или телевизионную драму , в которой активно используются спецэффекты . Развлечение Токусацу часто связано с научной фантастикой.
Токусацу имеет несколько поджанров:
- Кайдзю — фильмы-монстры, такие как Годзилла , Гамера и Родан.
- Фильмы Токусацу - научно-фантастические фильмы, такие как «Предупреждение из космоса» (1956), «Вторжение людей Нептуна» и «Зеленая слизь».
- Токусацу Супергеройский сериал — японские телесериалы , такие как Ультрачеловек , Камен Райдер ( Всадник в маске ), Супер Сентай ( Могучие рейнджеры ) и Metal Hero ( VR Troopers ).
- Механические драмы, такие как «Гигантский робот» и «Посол Магмы».
Меха
[ редактировать ]Меха ( яп . メカ , Хепберн : мека ) относится к жанрам научной фантастики , в которых основное внимание уделяется гигантским роботам или машинам (мехам), управляемым людьми. В Японии меха-аниме (также называемое в Японии «аниме роботов») — один из старейших жанров аниме . [13]
Существует два основных поджанра меха-аниме и манги :
- Суперробот (Super Robot supā robotto ) – одними из первых роботов, представленных в манге и аниме, были «суперроботы». [14] В жанре суперроботов представлены гигантские роботы, похожие на супергероев , которые часто являются единственными в своем роде и являются продуктом древней цивилизации, инопланетян или сумасшедшего ученого . Этими роботами обычно управляют японские подростки с помощью голосовых команд или нейронной связи , и они часто питаются от мистических или экзотических источников энергии. [14] Примеры включают Mazinger Z (дебют в 1972 году), Getter Robo (дебют в 1974 году) и Gurren Lagann (2007).
- Настоящий робот (リアルロボット riaru robotto ) – в жанре «настоящих роботов» представлены роботы, которые не обладают мифическими сверхспособностями, а скорее используют обычное, хотя и футуристическое оружие и источники энергии и часто производятся массово в больших масштабах для использования в войны. [14] Жанр настоящих роботов также имеет тенденцию включать более сложных персонажей с моральными конфликтами и личными проблемами. [15] Таким образом, этот жанр ориентирован в первую очередь на молодых людей, а не на детей. [16] Примеры включают Gundam (дебют в 1979 году), Macross (дебют в 1983 году) и Code Geass (дебют в 2006 году).
Некоторые меха-аниме (например, популярное аниме 1995 года Neon Genesis Evangelion ) представляют собой смесь поджанров между поджанром суперроботов и поджанром настоящих роботов. Он относится к поджанру суперреальных роботов, где суперроботы используются военной фракцией для каких-то скрытых целей. [ нужна ссылка ]
Киберпанк
[ редактировать ]Японский киберпанк имеет корни в андеграундной музыкальной культуре, в частности в японской панк-субкультуре , возникшей на японской панк- музыкальной сцене в 1970-х годах. Режиссер Сого Исии представил эту субкультуру японскому кинематографу своими панк-фильмами « Средняя школа паники» (1978) и «Дорога безумного грома» (1980), в которых изображены бунт и анархия, связанные с панком, и впоследствии они стали очень влиятельными в андеграундных кинокругах. «Дорога безумного грома» В частности, стала влиятельным байкерским фильмом с эстетикой панк -байкерских банд , которая проложила путь Кацухиро Отомо « влиятельной киберпанк- франшизе Акира» . [17] Японский поджанр киберпанка зародился в 1982 году с дебютом манги « Акира » , а его аниме-экранизация 1988 года позже популяризировала этот поджанр. Акира вдохновил волну японских киберпанк-работ, включая мангу и аниме- сериалы, такие как «Призрак в доспехах» (1989), «Боевой ангел Алита» (1990), «Ковбой Бибоп» (1997) и «Серийные эксперименты Лэйн» (1998). [18]
Стимпанк
[ редактировать ]Японский стимпанк состоит из стимпанк-манга-комиксов и аниме-продукции из Японии. [19] Элементы стимпанка постоянно появляются в основной манге с 1940-х годов, начиная с Осаму Тэдзуки эпической научно-фантастической трилогии , состоящей из «Затерянного мира » (1948), «Метрополиса» (1949) и «Следующего мира» (1951). Элементы стимпанка, присутствующие в манге, в конечном итоге проникли в мейнстрим аниме-продукции, начиная с 1970-х годов, включая телевизионные шоу, такие как Лейдзи Мацумото » « Космический линкор Ямато (1974) и аниме-адаптация 1979 года Риёко Икеды манги « Роза Версаля » (1972). ). [20] Самым влиятельным стимпанк-аниматором был Хаяо Миядзаки , который создавал стимпанк-аниме с 1970-х годов, начиная с телешоу Future Boy Conan (1978). [20] Его манга « Навсикая из долины ветров» (1982) и ее аниме-экранизация 1984 года также содержали элементы стимпанка. Самым влиятельным произведением Миядзаки в стиле стимпанк стал Studio Ghibli аниме-фильм «Лапута: Небесный замок» (1986), который стал важной вехой в развитии этого жанра и был описан в «Библии стимпанка» как «одна из первых современных классических произведений стимпанка». [21] Успех «Лапуты» вдохновил волну японских произведений в стиле стимпанк, таких как «Надя: Тайна голубой воды» (1990), [20] [22] Порко Россо (1992), [19] Войны Сакуры (1996), [20] Стальной алхимик (2001), [19] Ходячий замок Хаула (2004) [20] и Steamboy (2004). [22]
Дизельпанк
[ редактировать ]Примеры японского дизельпанка включают Хаяо Миядзаки мангу «Навсикая из долины ветров» (1982) и ее аниме-экранизацию 1984 года , аниме-фильм «Лапута: Небесный замок » (1986) Миядзаки и студии Ghibli , [23] и Squaresoft от японская ролевая игра Final Fantasy VII (1997). [23] [24] [25]
Исэкай
[ редактировать ]Исэкай ( яп . 異世界 , перевод «другой мир») — поджанр японских легких романов , манги , аниме и видеоигр , в которых рассказывается о обычном человеке с Земли, который переносится, перерождается или попадает в параллельную вселенную . В то время как многие исекай связаны с фантастическим миром , некоторые исекай вместо этого включают виртуальный мир . Приключение Дигимонов (дебют в 1999 году) [26] и .hack (дебют в 2002 году) были одними из первых работ, представивших концепцию исекай как виртуального мира (вдохновленного видеоиграми ), а Sword Art Online (также дебют в 2002 году) последовала по их стопам. [27] Действие некоторых исекай происходит в бывшем виртуальном мире, который превращается в реальный, например, в Log Horizon (дебют в 2010 году) и Overlord (дебют в 2010 году).
См. также
[ редактировать ]Награды
[ редактировать ]Издатели
[ редактировать ]- Hayakawa Publishing , крупнейшее издательство научной фантастики в Японии.
- Кадокава Шотен
- Шуэйша
- Токума Шотен
- Токио
Студии
[ редактировать ]Фэндом
[ редактировать ]- Nihon SF Taikai - Япония SF Convention
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Йорк, Кристофер (февраль 2006 г.). «Мальхрония: крионика и бионика как примитивное оружие в войне со временем» . Журнал эволюции и технологий . 15 (1): 73–85 . Проверено 29 августа 2009 г.
- ^ Розенберг, Донна (1997). Фольклор, мифы и легенды: взгляд на мир . МакГроу-Хилл . п. 421. ИСБН 0-8442-5780-Х .
- ^ Ричардсон, Мэтью (2001). Холстедская сокровищница древней научной фантастики . Рашкаттерс-Бэй, Новый Южный Уэльс: Halstead Press. ISBN 1-875684-64-6 . ( см. "Давным-давно" . Изумрудный город (85). Сентябрь 2002 года . Проверено 17 сентября 2008 г. )
- ^ Натан, Ричард (10 октября 2017 г.). «Опередив время: ранняя научная фантастика Японии» . Красный круг . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нагаяма, Ясуо ( ) 2009 . 978-4-309-62407-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэднер, Лизл (29 ноября 2009 г.). «Супергерои Японии, предшествовавшие Супермену и Бэтмену» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 января 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Томас Шнельбахер (ноябрь 2002 г.). «Империя уже затонула? Тихий океан в японской научной фантастике» . Научно-фантастические исследования . 29 (3).
- ↑ Комацу, Цуцуи, Маюмура, Ханмура и Тойота дебютировали со своими прикладными работами на конкурсе Hayakawa SF. Но Мицусэ и Хираи этого не сделали. Эти писатели были в то время хорошо известны редакторам научно-фантастических журналов и людям, связанным с научной фантастикой. ссылка: ja:Hayakawa SF конкурс .
- ^ ) Бунгакусё Меттагири Чикума Сёбо. Нозоми Омори, Юми Тойодзаки ( 2008 978-4-480-42413-6 .
- ^ Нэш, Эрик П. (2009). Манга Камисибай: Искусство японского бумажного театра . Нью-Йорк: Abrams Comicarts. п. 18.
- ^ Шодт, Фредерик Л. (1997). Манга! Манга! Мир японских комиксов . Токио: Kodansha International Ltd., с. 66.
- ^ Дэвиссон, Зак (19 декабря 2010 г.). «Первый супергерой – Золотая летучая мышь?» . ComicsBulletin.com. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ "Gn-mazingerz01.JPG (1445x2156 пикселей)" . Архивировано из оригинала 29 мая 2004 г. Проверено 29 мая 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хорняк, Тимоти Н. (2006). «Глава 4» . Любовь к машине: искусство и наука японских роботов (1-е изд.). Токио: Коданша Интернэшнл. стр. 57–70 . ISBN 4770030126 . OCLC 63472559 .
- ^ Томино, Ёсиюки (2012). Мобильный костюм Гандам: Пробуждение, Эскалация, Противостояние . Шодт, Фредерик Л., 1950– (2-е изд.). Беркли, Калифорния: Stone Bridge Press. п. 8. ISBN 978-1611720051 . OCLC 772711844 .
- ^ Денисон, Рейна (2015). «Глава 5». Аниме: критическое введение . Лондон. ISBN 978-1472576767 . ОСЛК 879600213 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Игрок, Марк (13 мая 2011 г.). «Постчеловеческие кошмары – мир японского киберпанк-кино» . Полуночный глаз . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Что такое киберпанк?» . Полигон . 30 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стерлинг, Брюс (22 марта 2013 г.). «Японский стимпанк» . Проводной . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кавалларо, Дэни (2015). «Надя: Тайна голубой воды (Фусиги но Уми но Надя)» . Искусство студии Gainax: эксперименты, стиль и инновации на переднем крае аниме . МакФарланд и компания . стр. 40-53 (40-1). ISBN 978-1-4766-0070-3 .
- ^ ВандерМеер, Джефф; Чемберс, SJ (2012). Библия в стиле стимпанк: иллюстрированный путеводитель по миру воображаемых дирижаблей, корсетов и очков, безумных ученых и странной литературы . Книги Абрамса . п. 186. ИСБН 9781613121665 .
- ^ Перейти обратно: а б Невинс, Джесс (2019). «Стимпанк» . В Макфарлейне, Анна; Шмейнк, Ларс; Мерфи, Грэм (ред.). Routledge Companion в культуре киберпанка . Рутледж . п. 107. ИСБН 978-1-351-13986-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Бойс, Филип (8 февраля 2020 г.). «Жаркий воздух и сильный ветер: любовное письмо фэнтезийному дирижаблю» . Еврогеймер . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ зловещая морская свинья (30 марта 2010 г.). Хартман, Майкл (ред.). «10 лучших игр в стиле стимпанк и дизельпанк для ПК» . Яркий Хаб. Архивировано из оригинала 5 июня 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Романо, Ая (8 октября 2013 г.). «Дизельпанк для начинающих: Добро пожаловать в мир, где 40-е никогда не заканчивались» . Ежедневная точка . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Ловеридж, Линзи (19 августа 2017 г.). «Список — 8 аниме, которые были исекай до того, как стали крутыми» . Сеть новостей аниме . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Камен, Мэтт (2 октября 2017 г.). «Аниме: 10 фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть любителям видеоигр» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 г. Проверено 20 марта 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Тацуми, Такаюки (март 2000 г.). «Поколения и противоречия: обзор японской научной фантастики, 1957–1997» . Научно-фантастические исследования . 27 (1).
- Тацуми, Такаюки (2005). «Глава 21: Японская и азиатская научная фантастика». В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-1218-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Писатели-фантасты Японии (на японском языке) ( старая английская страница, заархивировано 17 января 2014 г. в Wayback Machine )
- «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: ЯПОНСКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА» . Научно-фантастические исследования . 29 (3). Ноябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 г. Проверено 1 мая 2015 г.
- Kurodahan Press — Издательство, специализирующееся на английских переводах японской художественной литературы, включая научную фантастику.
- Haikasoru — Издание, специализирующееся на английском переводе японской научной фантастики и фэнтези.
- Мирай-ки: Забытая история ранней японской научной фантастики (io9.com)
- Клементс, Джонатан ; Сибано, Такуми ; Николлс, Питер (2 апреля 2014 г.). «Япония» . В Клюте, Джон; Лэнгфорд, Дэвид; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (3-е изд.). ООО «СФЭ»; Виктор Голланц . Проверено 12 июля 2014 г.