Золотой век научной фантастики
Золотой век научной фантастики , который в США часто называют 1938–1946 гг., [1] был периодом появления ряда основополагающих произведений научно-фантастической литературы. В истории научной фантастики Золотой век следует за « эпохой целлюлозы » 1920-х и 1930-х годов и предшествует научной фантастике «Новой волны» 1960-х и 1970-х годов. В этой схеме 1950-е годы являются переходным периодом. Роберт Сильверберг , достигший тогда совершеннолетия, считал 1950-е годы настоящим Золотым веком. [2]
Научную фантастику «Золотого века» часто называют Кэмпбеллианской научной фантастикой в честь редактора Джона В. Кэмпбелла . [3] По словам историка Адама Робертса , «фраза « Золотой век» придает ценность определенному типу письма: « жесткая научная фантастика », линейные повествования, герои, решающие проблемы или противодействующие угрозам в идиоме космической оперы или технологических приключений». [4]
История
[ редактировать ]От Гернсбака до Кэмпбелла
[ редактировать ]Влияние на создание «Золотого века» оказал Джон В. Кэмпбелл , добившийся статуса самого выдающегося редактора того времени. Айзек Азимов заявил, что «... в 1940-х годах (Кэмпбелл) доминировал в этой области до такой степени, что многим казалось, что все это научная фантастика». [5] Под редакцией Кэмпбелла в журнале Astounding Science Fiction этот жанр приобрел больше реализма и психологической глубины в характеристиках, чем в более раннюю Гернсбака эпоху «супернауки» . Фокус сместился с самой штуковины на персонажей, использующих ее.
По общему мнению, Золотой век начался ок. 1938 –1939, [4] немного позже Золотого века детективной фантастики , еще одного жанра, основанного на криминальной литературе. [6] Июльский номер журнала Astounding Science Fiction за 1939 год. [7] иногда называют началом Золотого века. В него вошли « Черный разрушитель », первый опубликованный рассказ А.Э. ван Фогта , а также первое появление Айзека Азимова в журнале с рассказом « Тенденции ». [8] Позже автор-критик Джон К. Райт сказал об истории Ван Фогта: «С этого все началось». [9] В августовском номере появился первый опубликованный рассказ Роберта А. Хайнлайна « Линия жизни ». [8]
Характерные тропы
[ редактировать ]Многие из наиболее устойчивых образов научной фантастики зародились в литературе Золотого века. Космическая опера приобрела известность благодаря работам Э. Э. «Дока» Смита ; Айзек Азимов сформулировал канонические Три закона робототехники, начиная с рассказа 1941 года « Обход »; В тот же период были написаны классические произведения жанра, такие как « Фонд Смита» Азимова» и серия «Ленсман . Другая характерная черта научной фантастики Золотого века — прославление научных достижений и ощущение чуда ; Рассказ Азимова « Сумерки » (1941) иллюстрирует это, поскольку за одну ночь цивилизация планеты потрясена открытием необъятности Вселенной. Романы Роберта А. Хайнлайна , такие как «Хозяева Марионеток» (1951), «Двойная звезда» (1956) и «Звездный десант» (1959), выражают либертарианскую идеологию, которая пронизывает большую часть научной фантастики Золотого века. [10]
Альгис Будрис в 1965 году писал о «повторяющемся напряжении в научной фантастике «Золотого века» 1940-х годов - подразумевающем, что одни лишь технологические достижения решат все проблемы, ура, и что все проблемы были тем, чем они казались на поверхности» . [11] Золотой век также стал свидетелем возрождения религиозных или духовных тем - центральных для многих протонаучно-фантастических произведений до эры целлюлозы - которые Хьюго Гернсбак пытался устранить в своем видении «научности». Среди наиболее значительных повествований Золотого века - «Марсианские хроники» Кларка Брэдбери (1950), «Конец детства» Блиша (1953), «Дело совести» Миллера (1958) и «Песнь Лейбовицу» (1959). [12] Связанным с этим (и, возможно, ироничным) событием стал «пси-бум» 1950-х годов, когда, во многом благодаря усилиям Джона У. Кэмпбелла, различные паранормальные явления получили признание и были включены в истории.
Конец Золотого Века
[ редактировать ]Азимов сказал, что « сброс атомной бомбы в 1945 году сделал научную фантастику респектабельной» для широкой публики. [13] В 1969 году он вспоминал: «Я никогда не забуду шок, который прогремел над всем миром любителей научной фантастики, когда... Хайнлайн преодолел барьер «скользкости», опубликовав свой неразбавленный научно-фантастический рассказ в The Saturday Evening Post » . [14] Выход крупных компаний на книжный рынок научной фантастики примерно в 1950 году был похож на то, как они публиковали криминальную фантастику во время Второй мировой войны; авторам больше не приходилось публиковаться только в журналах. [6] Однако Азимов сказал, что [13]
Я сам был двойственен... Была тенденция новой реальности пригвоздить писателя-фантаста к земле. До 1945 года научная фантастика была дикой и свободной. Все ее мотивы и варианты сюжета остались в области фантастики, и мы могли делать все, что заблагорассудится. После 1945 года возросла потребность говорить об АЭК и сформулировать весь безграничный простор наших мыслей до той малой их части, которая стала реальностью.
Он продолжил: «Фактически, произошло рождение того, что я назвал «фантастикой завтрашнего дня»; научно-фантастической истории, которая была не более новой, чем завтрашние заголовки. Поверьте мне, в научной фантастике не может быть ничего скучнее, чем завтрашние заголовки», цитируя Невила Шута . » « На пляже Например, [13]
Несколько факторов изменили рынок журнальной научной фантастики в середине и конце 1950-х годов. Самым важным было быстрое сокращение рынка целлюлозы: «Фантастические приключения и знаменитые фантастические тайны» закрылись в 1953 году, «Планетные истории» , «Потрясающие истории» , «Захватывающие чудесные истории и не только» в 1955 году, «Другие миры и научная фантастика» Ежеквартально в 1957 году, «Воображение» , «Воображаемые сказки» и Бесконечность в 1958 году. В октябре 1957 года успешный запуск советского спутника «Спутник-1» сократил разрыв между реальным миром и миром научной фантастики, когда началась космическая гонка . Азимов переключился на научную литературу, которая, как он надеялся, привлечет молодые умы к науке, в то время как Хайнлайн стал более догматичным в выражении либертарианских политических и социальных взглядов в своей художественной литературе.
В начале 1960-х годов новые британские писатели, такие как Брайан Олдисс и Дж. Баллард , культивировали научную фантастику «Новой волны» , указывая направление, в котором вскоре будут следовать другие писатели. Появились женщины-писатели, такие как Джоанна Расс и Джудит Меррил . Ведущий журнал Золотого века Astounding Stories изменил свое название на Analog Science Fiction and Fact в 1960 году. Джон Клют в своей статье в «Энциклопедии научной фантастики » утверждает, что именно Фрэнка Герберта « бешено популярный роман Дюна » (1965) «возможно, завершено и ознаменовано Золотым веком научной фантастики. Ни один научно-фантастический роман с тех пор, как он был опубликован, возможно, не казался настолько уверенным в описанном им мире». [15]
Культурное значение
[ редактировать ]Многие учёные, глубоко вовлеченные в исследование Солнечной системы (и я в их числе), впервые обратились в этом направлении благодаря научной фантастике. И тот факт, что часть этой научной фантастики была не самого высокого качества, не имеет значения. Десятилетние дети не читают научную литературу.
— Карл Саган , 1978 г. [16]
Золотой век научной фантастики как культурная тенденция, повлиявшая на психику огромного числа подростков во время Второй мировой войны и последовавшей за ней холодной войны , оставил неизгладимое впечатление в обществе. Начало Золотого Века совпало с первым Всемирным конгрессом в 1939 году, и, особенно для его самых преданных поклонников, научная фантастика стала социальной силой. Этот жанр, особенно во время своего Золотого века, оказал значительное, хотя и несколько косвенное, влияние на лидеров вооруженных сил , информационных технологий , Голливуда и самой науки, особенно биотехнологий и фармацевтики . [ нужна ссылка ]
Выдающиеся авторы
[ редактировать ]Ранний (1938–1946)
[ редактировать ]- Айзек Азимов (1920–1992)
- Альфред Бестер (1913–1987)
- Джеймс Блиш (1921–1975)
- Нельсон С. Бонд (1908–2006)
- Ли Брэкетт (1915–1978)
- Рэй Брэдбери (1920–2012)
- Фредрик Браун (1906–1972)
- А. Бертрам Чендлер (1912–1984)
- Джон Кристофер (1922–2012)
- Хэл Клемент (1922–2003)
- Л. Спраг де Камп (1907–2000)
- Лестер дель Рей (1915–1992)
- Роберт А. Хайнлайн (1907–1988)
- Л. Рон Хаббард (1911–1986)
- Генри Каттнер (1915–1958) (под своим именем или со своей женой К. Л. Мур как «Льюис Пэджетт»)
- Фриц Лейбер (1910–1992)
- Мюррей Ленстер (1896–1975)
- К. Л. Мур (1911–1987) (под своим собственным именем или со своим мужем Генри Каттнером как «Льюис Пэджетт»)
- Фредерик Пол (1919–2013)
- Росс Роклин (1913–1988)
- Эрик Фрэнк Рассел (1905–1978)
- Маргарет Сент-Клер (1911–1995)
- Клиффорд Д. Саймак (1904–1988)
- Э.Э. «Док» Смит (1890–1965)
- Теодор Стерджен (1918–1985)
- Уильям Тенн (1920–2010)
- А.Э. ван Фогт (1912–2000)
- Джек Вэнс (1916–2013)
- Джек Уильямсон (1908–2006)
- Джон Виндэм (1903–1969)
Позже (1947–1959)
[ редактировать ]- Пол Андерсон (1926–2001)
- Артур Кларк (1917–2008)
- Филип К. Дик (1928–1982)
- Джеймс Э. Ганн (1923–2020)
- Гарри Харрисон (1925–2012)
- К. М. Корнблут (1923–1958)
- Кэтрин Маклин (1925–2019)
- Уолтер М. Миллер-младший (1923–1996)
- Чад Оливер (1928–1993)
- Х. Бим Пайпер (1904–1964)
- Роберт Сильверберг (1935–)
Альтернативные мнения
[ редактировать ]Роберт Сильверберг в эссе 2010 года утверждал, что настоящим Золотым веком были 1950-е годы, а «Золотой век» 1940-х годов был своего рода «ложным рассветом». «До пятидесятых годов, — писал Сильверберг, — рынка научной фантастики вообще не было»; аудитория поддержала лишь несколько небольших пресс, представляющих особый интерес. В 1950-е годы наблюдался «впечатляющий поток рассказов и романов, которые быстро превзошли по количеству и качеству значительные достижения золотого века Кэмпбелла». [2] поскольку основные компании, такие как Simon & Schuster и Doubleday, вытеснили специализированные издательства, такие как Arkham House и Gnome Press . [6]
Английский писатель и критик Кингсли Эмис поддержал эту точку зрения, когда он составил «Золотой век научной фантастики: антология» (1981), в который две трети рассказов относятся к 1950-м годам, а остальные — к началу 1960-х годов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Золотой век научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Роберт Сильверберг (2010). «Научная фантастика пятидесятых: настоящий золотой век» . Библиотека Америки . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Сойер, А. (2019), «Обзор» в: Journal of the Fantastic in the Arts , Vol. 30, № 3, стр. 462.
- ^ Jump up to: а б Робертс, Адам «История научной фантастики» , с. 195, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN 0333970225
- ^ Азимов, Исаак (1989), Гигантская книга научной фантастики Золотого века , Carroll & Graf Published Inc., стр. 1
- ^ Jump up to: а б с Будрис, Альгис (октябрь 1965 г.). «Галактическая книжная полка» . Галактическая научная фантастика . стр. 142–150.
- ^ «Поразительная научная фантастика, июль 1939 года» . isfdb.org .
- ^ Jump up to: а б Азимов, Исаак (1972). Ранний Азимов; или «Одиннадцать лет попыток» . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 79–82.
- ^ Исаак Уолвин. «Null-A Nitty-Gritty: Интервью с Джоном К. Райтом - Севаграм» . icshi.net .
- ^ Робертс, Адам История научной фантастики , стр. 196–203, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN 0333970225
- ^ Будрис, Альгис (август 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 186–194.
- ^ Робертс, Адам История научной фантастики , стр. 210–218, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN 0333970225
- ^ Jump up to: а б с Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 93.
- ^ Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 328.
- ^ Клют, Джон (2023), Запись: «Дюна; Часть первая» в Энциклопедии научной фантастики , онлайн-версия.
- ^ Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN 0362-4331 . Проверено 12 декабря 2018 г.
См. также
[ редактировать ]- Искатели завтрашнего дня: мастера современной научной фантастики (1965) Сэма Московица ; включает в себя 22 биографии авторов «золотого века» научной фантастики, состоящие из глав.
- «Гигантская книга научной фантастики Золотого века» (1989), антология под редакцией Исаака Азимова , Мартина Х. Гринберга и Чарльза Г. Во; произведения, первоначально выпущенные с 1941 по 1947 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страх перед художественной литературой: мир Кэмпбелла и другие устаревшие парадигмы , в Infinity Plus , Клод Лалюмьер
- «Золотой век научной фантастики Джона В. Кэмпбелла: незаменимый документальный фильм, освещающий человека, который изобрел современную научную фантастику» , Пол Ди Филиппо , на SciFi.com
- Google Книги - «Эпоха чудес, глава первая: золотой век научной фантастики - двенадцать», Дэвид Г. Хартвелл (1996).
- YouTube.com – Айзек Азимов о золотом веке научной фантастики