Jump to content

Золотой век научной фантастики

Золотой век научной фантастики , который в США часто называют 1938–1946 гг., [1] был периодом появления ряда основополагающих произведений научно-фантастической литературы. В истории научной фантастики Золотой век следует за « эпохой целлюлозы » 1920-х и 1930-х годов и предшествует научной фантастике «Новой волны» 1960-х и 1970-х годов. В этой схеме 1950-е годы являются переходным периодом. Роберт Сильверберг , достигший тогда совершеннолетия, считал 1950-е годы настоящим Золотым веком. [2]

Научную фантастику «Золотого века» часто называют Кэмпбеллианской научной фантастикой в ​​честь редактора Джона В. Кэмпбелла . [3] По словам историка Адама Робертса , «фраза « Золотой век» придает ценность определенному типу письма: « жесткая научная фантастика », линейные повествования, герои, решающие проблемы или противодействующие угрозам в идиоме космической оперы или технологических приключений». [4]

От Гернсбака до Кэмпбелла

[ редактировать ]

Влияние на создание «Золотого века» оказал Джон В. Кэмпбелл , добившийся статуса самого выдающегося редактора того времени. Айзек Азимов заявил, что «... в 1940-х годах (Кэмпбелл) доминировал в этой области до такой степени, что многим казалось, что все это научная фантастика». [5] Под редакцией Кэмпбелла в журнале Astounding Science Fiction этот жанр приобрел больше реализма и психологической глубины в характеристиках, чем в более раннюю Гернсбака эпоху «супернауки» . Фокус сместился с самой штуковины на персонажей, использующих ее.

По общему мнению, Золотой век начался ок. 1938 –1939, [4] немного позже Золотого века детективной фантастики , еще одного жанра, основанного на криминальной литературе. [6] Июльский номер журнала Astounding Science Fiction за 1939 год. [7] иногда называют началом Золотого века. В него вошли « Черный разрушитель », первый опубликованный рассказ А.Э. ван Фогта , а также первое появление Айзека Азимова в журнале с рассказом « Тенденции ». [8] Позже автор-критик Джон К. Райт сказал об истории Ван Фогта: «С этого все началось». [9] В августовском номере появился первый опубликованный рассказ Роберта А. Хайнлайна « Линия жизни ». [8]

Характерные тропы

[ редактировать ]

Многие из наиболее устойчивых образов научной фантастики зародились в литературе Золотого века. Космическая опера приобрела известность благодаря работам Э. Э. «Дока» Смита ; Айзек Азимов сформулировал канонические Три закона робототехники, начиная с рассказа 1941 года « Обход »; В тот же период были написаны классические произведения жанра, такие как « Фонд Смита» Азимова» и серия «Ленсман . Другая характерная черта научной фантастики Золотого века — прославление научных достижений и ощущение чуда ; Рассказ Азимова « Сумерки » (1941) иллюстрирует это, поскольку за одну ночь цивилизация планеты потрясена открытием необъятности Вселенной. Романы Роберта А. Хайнлайна , такие как «Хозяева Марионеток» (1951), «Двойная звезда» (1956) и «Звездный десант» (1959), выражают либертарианскую идеологию, которая пронизывает большую часть научной фантастики Золотого века. [10]

Альгис Будрис в 1965 году писал о «повторяющемся напряжении в научной фантастике «Золотого века» 1940-х годов - подразумевающем, что одни лишь технологические достижения решат все проблемы, ура, и что все проблемы были тем, чем они казались на поверхности» . [11] Золотой век также стал свидетелем возрождения религиозных или духовных тем - центральных для многих протонаучно-фантастических произведений до эры целлюлозы - которые Хьюго Гернсбак пытался устранить в своем видении «научности». Среди наиболее значительных повествований Золотого века - «Марсианские хроники» Кларка Брэдбери (1950), «Конец детства» Блиша (1953), «Дело совести» Миллера (1958) и «Песнь Лейбовицу» (1959). [12] Связанным с этим (и, возможно, ироничным) событием стал «пси-бум» 1950-х годов, когда, во многом благодаря усилиям Джона У. Кэмпбелла, различные паранормальные явления получили признание и были включены в истории.

Конец Золотого Века

[ редактировать ]

Азимов сказал, что « сброс атомной бомбы в 1945 году сделал научную фантастику респектабельной» для широкой публики. [13] В 1969 году он вспоминал: «Я никогда не забуду шок, который прогремел над всем миром любителей научной фантастики, когда... Хайнлайн преодолел барьер «скользкости», опубликовав свой неразбавленный научно-фантастический рассказ в The Saturday Evening Post » . [14] Выход крупных компаний на книжный рынок научной фантастики примерно в 1950 году был похож на то, как они публиковали криминальную фантастику во время Второй мировой войны; авторам больше не приходилось публиковаться только в журналах. [6] Однако Азимов сказал, что [13]

Я сам был двойственен... Была тенденция новой реальности пригвоздить писателя-фантаста к земле. До 1945 года научная фантастика была дикой и свободной. Все ее мотивы и варианты сюжета остались в области фантастики, и мы могли делать все, что заблагорассудится. После 1945 года возросла потребность говорить об АЭК и сформулировать весь безграничный простор наших мыслей до той малой их части, которая стала реальностью.

Он продолжил: «Фактически, произошло рождение того, что я назвал «фантастикой завтрашнего дня»; научно-фантастической истории, которая была не более новой, чем завтрашние заголовки. Поверьте мне, в научной фантастике не может быть ничего скучнее, чем завтрашние заголовки», цитируя Невила Шута . » « На пляже Например, [13]

Несколько факторов изменили рынок журнальной научной фантастики в середине и конце 1950-х годов. Самым важным было быстрое сокращение рынка целлюлозы: «Фантастические приключения и знаменитые фантастические тайны» закрылись в 1953 году, «Планетные истории» , «Потрясающие истории» , «Захватывающие чудесные истории и не только» в 1955 году, «Другие миры и научная фантастика» Ежеквартально в 1957 году, «Воображение» , «Воображаемые сказки» и Бесконечность в 1958 году. В октябре 1957 года успешный запуск советского спутника «Спутник-1» сократил разрыв между реальным миром и миром научной фантастики, когда началась космическая гонка . Азимов переключился на научную литературу, которая, как он надеялся, привлечет молодые умы к науке, в то время как Хайнлайн стал более догматичным в выражении либертарианских политических и социальных взглядов в своей художественной литературе.

В начале 1960-х годов новые британские писатели, такие как Брайан Олдисс и Дж. Баллард , культивировали научную фантастику «Новой волны» , указывая направление, в котором вскоре будут следовать другие писатели. Появились женщины-писатели, такие как Джоанна Расс и Джудит Меррил . Ведущий журнал Золотого века Astounding Stories изменил свое название на Analog Science Fiction and Fact в 1960 году. Джон Клют в своей статье в «Энциклопедии научной фантастики » утверждает, что именно Фрэнка Герберта « бешено популярный роман Дюна » (1965) «возможно, завершено и ознаменовано Золотым веком научной фантастики. Ни один научно-фантастический роман с тех пор, как он был опубликован, возможно, не казался настолько уверенным в описанном им мире». [15]

Культурное значение

[ редактировать ]

Многие учёные, глубоко вовлеченные в исследование Солнечной системы (и я в их числе), впервые обратились в этом направлении благодаря научной фантастике. И тот факт, что часть этой научной фантастики была не самого высокого качества, не имеет значения. Десятилетние дети не читают научную литературу.

Золотой век научной фантастики как культурная тенденция, повлиявшая на психику огромного числа подростков во время Второй мировой войны и последовавшей за ней холодной войны , оставил неизгладимое впечатление в обществе. Начало Золотого Века совпало с первым Всемирным конгрессом в 1939 году, и, особенно для его самых преданных поклонников, научная фантастика стала социальной силой. Этот жанр, особенно во время своего Золотого века, оказал значительное, хотя и несколько косвенное, влияние на лидеров вооруженных сил , информационных технологий , Голливуда и самой науки, особенно биотехнологий и фармацевтики . [ нужна ссылка ]

Выдающиеся авторы

[ редактировать ]

Ранний (1938–1946)

[ редактировать ]

Позже (1947–1959)

[ редактировать ]

Альтернативные мнения

[ редактировать ]

Роберт Сильверберг в эссе 2010 года утверждал, что настоящим Золотым веком были 1950-е годы, а «Золотой век» 1940-х годов был своего рода «ложным рассветом». «До пятидесятых годов, — писал Сильверберг, — рынка научной фантастики вообще не было»; аудитория поддержала лишь несколько небольших пресс, представляющих особый интерес. В 1950-е годы наблюдался «впечатляющий поток рассказов и романов, которые быстро превзошли по количеству и качеству значительные достижения золотого века Кэмпбелла». [2] поскольку основные компании, такие как Simon & Schuster и Doubleday, вытеснили специализированные издательства, такие как Arkham House и Gnome Press . [6]

Английский писатель и критик Кингсли Эмис поддержал эту точку зрения, когда он составил «Золотой век научной фантастики: антология» (1981), в который две трети рассказов относятся к 1950-м годам, а остальные — к началу 1960-х годов.

  1. ^ «Золотой век научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 9 января 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Роберт Сильверберг (2010). «Научная фантастика пятидесятых: настоящий золотой век» . Библиотека Америки . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
  3. ^ Сойер, А. (2019), «Обзор» в: Journal of the Fantastic in the Arts , Vol. 30, № 3, стр. 462.
  4. ^ Jump up to: а б Робертс, Адам «История научной фантастики» , с. 195, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN   0333970225
  5. ^ Азимов, Исаак (1989), Гигантская книга научной фантастики Золотого века , Carroll & Graf Published Inc., стр. 1
  6. ^ Jump up to: а б с Будрис, Альгис (октябрь 1965 г.). «Галактическая книжная полка» . Галактическая научная фантастика . стр. 142–150.
  7. ^ «Поразительная научная фантастика, июль 1939 года» . isfdb.org .
  8. ^ Jump up to: а б Азимов, Исаак (1972). Ранний Азимов; или «Одиннадцать лет попыток» . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 79–82.
  9. ^ Исаак Уолвин. «Null-A Nitty-Gritty: Интервью с Джоном К. Райтом - Севаграм» . icshi.net .
  10. ^ Робертс, Адам История научной фантастики , стр. 196–203, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN   0333970225
  11. ^ Будрис, Альгис (август 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 186–194.
  12. ^ Робертс, Адам История научной фантастики , стр. 210–218, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006. ISBN   0333970225
  13. ^ Jump up to: а б с Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 93.
  14. ^ Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 328.
  15. ^ Клют, Джон (2023), Запись: «Дюна; Часть первая» в Энциклопедии научной фантастики , онлайн-версия.
  16. ^ Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN   0362-4331 . Проверено 12 декабря 2018 г.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 170c75d15e9fb9ec70ff501b827695a3__1721281080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/a3/170c75d15e9fb9ec70ff501b827695a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Golden Age of Science Fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)