Дело совести
![]() Первое издание в мягкой обложке | |
Автор | Джеймс Блиш |
---|---|
Художник обложки | Ричард М. Пауэрс |
Язык | Английский |
Ряд | После таких знаний» Трилогия « |
Жанр | научная фантастика |
Опубликовано | 1958 ( Книги Баллантайна ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( мягкая обложка ) |
Страницы | 192 |
ISBN | 0-345-43835-3 (более поздняя печать в мягкой обложке) |
813/.54 21 | |
Класс ЛК | PS3503.L64 C37 2000 г. |
С последующим | Замечательный доктор Черная Пасха День после суда |
«Дело совести» — научно-фантастический роман американского писателя Джеймса Блиша , впервые опубликованный в 1958 году. Это история иезуита, который исследует инопланетную расу, у которой нет религии, но которая обладает совершенным, врожденным чувством морали , ситуация, которая противоречит с католическим учением. Первоначально рассказ был опубликован как новелла в 1953 году, а затем расширен до романа, первая часть которого является оригинальной новеллой. Роман является первой частью тематической трилогии Блиша « После такого знания» , за ним последовали «Доктор Мирабилис» , а также «Черная Пасха» и «День после суда» (две новеллы, которые Блиш рассматривал как вместе составляющие третий том трилогии).
Лишь немногие научно-фантастические рассказы того времени пытались затрагивать религиозные темы, и еще меньше - католицизма.
Сюжет
[ редактировать ]Часть 1
[ редактировать ]В 2049 году отец Рамон Руис-Санчес из Перу , постоянный секретарь Общества Иисуса , является членом группы ученых из четырех человек, отправленной на планету Лития, чтобы определить, можно ли ее открыть для человеческого контакта. Руис-Санчес — биолог и биохимик, врач команды. Однако, как иезуит , у него есть и религиозные проблемы. Планету населена раса разумных двуногих существ, похожих на рептилий , литианцев. Руис-Санчес научился говорить на их языке, чтобы узнать о них.
Во время пешего обследования местности физик Кливер, несмотря на защитный костюм, отравляется растением и сильно страдает. Руис-Санчес лечит его и уходит, чтобы передать сообщение остальным: Микелису, химику, и Агронски, геологу. Ему помогает Чтекса, литиан, с которым он подружился, который затем приглашает его к себе домой. Это возможность, от которой Руис-Санчес не может отказаться; ни одного члена команды раньше не приглашали в жилые дома Литиан. Кажется, что у литианцев идеальное общество, утопия без преступлений, конфликтов, невежества и нужды. Руис-Санчес в восторге.
Когда команда снова собирается, они сравнивают свои наблюдения за литианцами. Вскоре им придется официально огласить свой вердикт. Микелис открыт и сочувствует литианам. Он выучил их язык и некоторые их обычаи. Агронский более замкнут в своих взглядах, но не видит причин считать планету опасной. Когда Кливер оживает, он показывает, что хочет, чтобы это место эксплуатировали, независимо от желания литианцев. Он нашел достаточно пегматита (источник лития , который редко встречается на Земле), чтобы можно было построить на Земле завод по поставке на Землю дейтерида лития для ядерного оружия. Мишелис выступает за открытую торговлю . Агронский равнодушен.
Руис-Санчес делает важное заявление: он хочет максимального карантина . Информация, которую открыл ему Чтекса, добавленная к тому, что он уже знал, убеждает его в том, что Лития — это не что иное, как работа сатаны , место, намеренно построенное, чтобы демонстрировать мир, логику и понимание в условиях полного отсутствия Бога . По пунктам Руис-Санчес перечисляет факты о Литии, которые прямо нападают на католическое учение. Микелис озадачен, но отмечает, что вся литианская наука, которую он изучил, хотя и совершенно логична, основана на весьма сомнительных предположениях. Как будто оно пришло из ниоткуда.
Команда не может прийти к соглашению. Руис-Санчес заключает, что намерения Кливера, вероятно, возобладают, и литианское общество будет истреблено. Несмотря на свои выводы о планете, он испытывает глубокую привязанность к литианам.
Когда люди садятся на корабль, чтобы уйти, Чтекса дарит Руису-Санчесу подарок — запечатанную банку с яйцом. Это сын Чтексы, который вырос на Земле и познал человеческий образ жизни. В этот момент иезуит решает загадку, над которой он размышлял уже некоторое время, из Книги III « Поминок по Финнегану» Джеймса Джойса (стр. 572–3), в которой предлагается сложный случай супружеской морали, заканчивающийся вопросом «Был ли он гегемон, и должна ли она подчиниться?» Для Церкви ни «Да», ни «Нет» не являются морально удовлетворительным ответом. Руис-Санчес видит, что это два вопроса, несмотря на то, что между ними нет запятой, поэтому ответ может быть «Да» и «Нет».
Часть 2
[ редактировать ]Яйцо вылупляется и вырастает в отдельные Эгтверчи. Как и все литианцы, он унаследовал знания от своего отца через свою ДНК . Земное общество основано на ядерных убежищах 20-го века, при этом большинство людей живут под землей. Эгтверчи – пресловутая петарда в муравейнике; он переворачивает общество и провоцирует насилие.
Руис-Санчес должен отправиться в Рим, чтобы предстать перед судом. Его убежденность в отношении Литии рассматривается как ересь , поскольку он верит, что сатана обладает силой создать планету. Это близко к манихейству . Ему предстоит аудиенция у самого Папы , чтобы объяснить свои убеждения. разбирающийся в логике и технологиях Папа Адриан VIII, норвежец, , указывает на две вещи, которые Руис-Санчес упустил из виду. Во-первых, Лития могла быть обманом, а не творением. А во-вторых, Руис-Санчес мог бы что-то с этим сделать, а именно провести экзорцизм на всей планете. Священник склоняет голову от стыда, что он упустил из виду очевидное решение проблемы своей совести, пока был поглощен «книгой [ Поминки по Финнегану ], которая по сути могла быть продиктована самим Противником... 628 страницы навязчивой демонической болтовни». Папа увольняет Руиса-Санчеса, чтобы он очистил свою душу и вернулся в Церковь, если и когда сможет.
Вспыхивают жестокие массовые беспорядки, спровоцированные Эгтверчи и ставшие возможными из-за психоза, присутствующего у многих граждан в результате проживания в «государстве-убежище» (более ранняя ссылка на «коридорные беспорядки 1993 года» указывает на то, что это не так). впервые насилие вспыхнуло среди погребенных городов). Во время беспорядков Агронски умирает в результате укуса одной или нескольких генетически модифицированных медоносных пчел . Руис-Санчес совершает чрезвычайное соборование , несмотря на свое почти неверное состояние. Эгтверчи тайно садится на космический корабль, направляющийся в Литию. Микелиса и Руиса-Санчеса отправляют на Луну , где собирают новый телескоп, основанный на «фундаментальном изменении уравнений Хертеля, который позволяет видеть вокруг обычного пространства-времени , а также путешествовать вокруг него». [1] так что инструмент представляет вид Литии в реальном времени, минуя задержку, вызванную скоростью света. Кливер находится на Литии, настраивает свои реакторы, но физик, изобретший технологию телескопа, считает, что нашел ошибку в рассуждениях Кливера. Есть вероятность, что работа вызовет цепную реакцию в породах планеты и разрушит ее.
Пока они смотрят на экране, Руис-Санчес объявляет экзорцизм. Планета взрывается, уничтожая Кливера и Эгтверчи, а также Чтексу и все, чем восхищался Руис-Санчес. Остается неясным, является ли исчезновение литианцев результатом молитвы Руиса-Санчеса или ошибки Кливера.
Прием
[ редактировать ]Обвинив роман в «крайней неравномерности», рецензент «Галактики» Флойд К. Гейл пришел к выводу, что «Дело совести » было «провокационным, серьезным и похвальным произведением», и охарактеризовал его как «новаторское». [2] Энтони Баучер нашел главного героя Блиша «заслуживающей доверия и трогательной фигурой» и похвалил первый отрывок; однако он обвинил более поздний материал в том, что он «потерял фокус и влияние» и «блуждал» к финалу, который кажется «просто хаотичным». [3] В своей колонке «Книги» в журнале «Журнал фэнтези и научной фантастики » Дэймон Найт назвал роман Блиша одной из десяти лучших научно-фантастических книг 1950-х годов. [4] Он оценил роман как «перекликающийся со своей собственной ноткой… он завершен и совершенен». [5]
С другой стороны, Бр. Ги Консольманьо , SJ , директор Ватиканской обсерватории , предположил, что этот роман был написан без особых знаний об иезуитах, заявив, что «[его] богословие - это не только плохое богословие, это не иезуитское богословие». [6] В предисловии Блиш упоминает, что он слышал возражения против богословия, но возразил, что это богословие будущей Церкви, а не нынешней, и что в любом случае он намеревался написать «не о теле веры, но человек». Он также получил и процитировал официальную политику Церкви в отношении контактов с внеземными разумными формами жизни. В политике такие формы жизни описывались как возможно не имеющие бессмертной души, или имеющие бессмертную душу и «падшие», или имеющие душу и существующие в состоянии Благодати, с перечислением подхода, который следует принять в каждом случае.
В 2012 году роман был включен в Библиотеки Америки двухтомный бокс-сет «Американская научная фантастика: девять классических романов 1950-х годов » под редакцией Гэри К. Вулфа . [7]
Награды и номинации
[ редактировать ]Роман получил премию «Хьюго» в 1959 году. Оригинальная новелла получила премию «Ретроспектива Хьюго» в 2004 году.
См. также
[ редактировать ]- 1958 год в научной фантастике
- Артура Кларка Рассказ « Звезда », в котором ученый-иезуит узнает потрясающий факт о сверхновой .
- Опровержение Бетси Кертис , продолжение и ответ на «Звезду» , где врач, который также является священником, разговаривает с рассказчиком оригинальной истории после его возвращения на Землю.
- Мэри Дориа Рассел » «Воробей и продолжение «Дети Божьи» , в которых рассказывается об иезуитском лингвисте/священнике, переживающем кризис веры перед лицом чуждых культур.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блиш 1999, с. 135
- ^ « Полка 5 звезд Галактики », журнал Galaxy Magazine , февраль 1959 г., стр. 139–140.
- ^ «Рекомендуемая литература», F&SF , август 1958 г., стр. 105.
- ^ Дэймон Найт . «Книги», F&SF , апрель 1960 г., с. 99.
- ^ Найт, Дэймон. «На волоске», If , декабрь 1958 г., стр. 108–09.
- ^ Клири, Грейсон (10 ноября 2015 г.). «Почему в научной фантастике так много католиков» . Атлантика . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Ицкофф, Дэйв (13 июля 2012 г.). «Классические научно-фантастические романы получают футуристические улучшения от Библиотеки Америки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 января 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Блиш, Джеймс (1999). Дело совести . Великобритания: Миллениум. ISBN 1-85798-924-4 .
- Так, Дональд Х. (1974). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези . Чикаго: Адвент . п. 28. ISBN 0-911682-20-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1953 года
- Американские романы 1958 года
- Научно-фантастические романы 1958 года
- Американские новеллы
- Американские научно-фантастические романы
- Книги Баллантайн Букс
- Книги с критикой христианства
- Книги с критикой религии
- Англоязычные романы
- Фантастика, действие которой происходит в 2049 году.
- Романы, действие которых происходит в 2040-х годах.
- Премия Хьюго за лучшие произведения, отмеченные наградами за романы
- Романы Джеймса Блиша
- Романы переизданы в Библиотеке Америки.
- Действие романов происходит на вымышленных планетах.
- Религия в научной фантастике
- Научная фантастика о первом контакте