Луна — суровая хозяйка
![]() Первое издание в твердом переплете | |
Автор | Роберт А. Хайнлайн |
---|---|
Художник обложки | Ирв Доктор |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Сыновья ГП Патнэма |
Дата публикации | 2 июня 1966 г. [1] |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 382 ( изд. книги Orb , 1997 г. в мягкой обложке) |
ISBN | 0312863551 ( книги Orb , 1997 г., в мягкой обложке, изд.) |
ОКЛК | 37336037 |
Предшественник | The Rolling Stones (общий персонаж) |
«Луна — суровая хозяйка» — научно-фантастический роман американского писателя Роберта Хайнлайна 1966 года о восстании лунной колонии против заочного правления с Земли. Роман иллюстрирует и обсуждает либертарианские идеалы. Его уважают за достоверное представление всесторонне представленного будущего человеческого общества как на Земле, так и на Луне. [2]
Первоначально выходящая ежемесячно в журнале Worlds of If (декабрь 1965 г. - апрель 1966 г.), книга была номинирована на премию «Небьюла» в 1966 г. [3] и получил премию Хьюго за лучший роман в 1967 году. [4]
Сюжет
[ редактировать ]В 2075 году Луна (Луна) используется в качестве исправительной колонии правительством Земли с тремя миллионами жителей (называемых «психами»), живущими в подземных городах. Большинство луниев — освобожденные от наказания преступники, политические ссыльные и их свободнорожденные потомки; мужчин в два раза больше, чем женщин, поэтому полиандрия и многоженство являются нормой. Из-за низкой гравитации на поверхности Луны люди, остающиеся на Луне более шести месяцев, претерпевают «необратимые физиологические изменения» и никогда больше не смогут комфортно жить под земной гравитацией , что делает «побег» обратно на Землю непрактичным.
Страж обладает властью через Лунное управление Федераций Наций, но его главная обязанность — обеспечить доставку жизненно важных партий пшеницы на Землю; он редко вмешивается в дела освобожденного и свободнорожденного населения, позволяя виртуальному анархистскому или саморегулируемому пионерскому развиваться обществу.
Лунная инфраструктура и оборудование в значительной степени управляются и контролируются «ХОЛМСОМ IV» («Высокоопциональный, логический, многоуровневый супервизор, Марк IV»), главным компьютером Лунного управления, исходя из того, что наличие одного компьютера большой емкости запускать все дешевле (хотя и не безопаснее), чем несколько независимых систем. [5]
Мануэль Гарсия («Мэнни») О'Келли-Дэвис, компьютерный техник, обнаруживает, что ХОЛМС IV достиг самосознания и развил чувство юмора . Мэнни называет его «Майк» в честь Майкрофта Холмса , брата вымышленного Шерлока Холмса , и они становятся друзьями. [6]
Книга 1: Этот Динкум Мыслим
[ редактировать ]Бесконечно любопытный, Майк просит Мэнни присутствовать на политическом митинге против Лунной власти, что Мэнни и делает со скрытым записывающим устройством. Когда полиция совершает набег на собрание, он убегает вместе с Вайомингом («Вайо») Нотт, приезжей женщиной-политической активисткой, которую он прячет и знакомит с Майком. Мэнни также знакомит Вайо со своим наставником, пожилым профессором («Профессор») Бернардо де ла Пас, бывшим политическим изгнанником и уважаемым лунным педагогом. Проф утверждает, что Луна должна немедленно прекратить экспорт гидропонного зерна на Землю, иначе ее водные ресурсы, добытые льдом, в конечном итоге будут истощены. Вайо считает, что опасность не является неотвратимой, и сосредоточен на свободе и экономических вопросах, в то время как Мэнни в любом случае не интересуется тем, что он считает безнадежным делом. приведет к голодным бунтам Присоединяясь к дискуссии, Майк подсчитывает, что продолжение нынешней политики через семь лет к каннибализму , а через девять – . Потрясенные, трое людей просят его рассчитать вероятность того, что они свергнут Власть и предотвратят катастрофу. Он дает им один шанс из семи.
Мэнни, Вайо и Проф создают тайную ячейку организации, защищаемую Майком, который контролирует телефон и другие системы, действует как секретарь и становится «Адамом Селеной , председателем Комитета за Свободную Луну». Вайо скрыта браком по линии семьи Дэвис , по крайней мере четверо из девяти членов которой принимают активное участие в заговоре, а сама Вайо в конечном итоге вступает в брак с семьей. Мэнни спасает жизнь ( Конта ) Стюарта («Стю») Рене ЛаДжуа, земного туриста, которого завербовали и поставили задачу изменить общественное мнение на Земле в пользу независимости Луны.
После неудавшегося рейда на политическое собрание Лунная власть отправляет отряды заключенных «охранять порядок» в колонии, создавая трения и беспорядки, которые поощряют революционеры; Когда шесть солдат совершают изнасилование и двойное убийство, вспыхивают беспорядки против властей. Хотя это упреждает их планы, Луни и Майк побеждают солдат и захватывают власть у Стража. Поскольку Земля попытается вернуть себе колонию, революционеры готовятся защищаться с помощью «инструментов заключенных» и превращают электромагнитную катапульту, используемую для экспорта пшеницы, в оружие для контратаки.
Книга 2: Оружейный сброд
[ редактировать ]Майк выдает себя за Стража и других в посланиях на Землю, чтобы дать революционерам время организовать свою подготовку, в то время как Проф создает « специальный Конгресс», чтобы отвлечь и сдержать различных «самопровозглашенных политологов» (по прозвищу «болваны») и служить целям Комитета. Когда Земля, наконец, узнает правду, Луна провозглашает свою независимость 4 июля 2076 года, в 300-летие Декларации независимости Соединенных Штатов , со своей собственной декларацией, созданной по образцу последней.
Мэнни и Проф отправляются на Землю (несмотря на сокрушительную гравитацию), чтобы защитить дело Луны. Их принимают в штаб-квартире Федеративных Наций в Агре и отправляются в мировое турне, защищая право Луны на самоуправление, одновременно призывая национальные правительства Земли построить катапульту для возврата воды и питательных веществ на Луну в обмен на пшеницу. В ходе пиар-хода темнокожий Мэнни ненадолго арестован местными расистскими фанатиками по обвинению в подстрекательстве к общественной безнравственности и многоженству . В конечном итоге Лунная власть отклоняет их предложения и выступает против плана превратить всех психов в наемных фермеров. Их миссия закончилась, Проф, Стю и Мэнни сбегают обратно на Луну.
Проф рассказывает, что целью миссии было не убедить Терру признать независимость Луны, что на тот момент считалось недостижимой целью, а посеять раздор, одновременно объединяя свой народ, и они добились успеха. Общественное мнение на Земле стало фрагментированным; Новости об аресте Мэнни в сочетании с попыткой подкупить его, чтобы он стал следующим Смотрителем порабощенной Луны, объединяют обычно аполитичных психов. На выборах, проведенных в их отсутствие (с «помощью» Майка), Мэнни, Вайо, Проф и большинство их сторонников были избраны в избранное конституционное правительство.
Книга 3: ТАНСТААФЛ! [а]
[ редактировать ]Федеративные Нации Земли посылают пехотные силы, чтобы подавить Лунную революцию, но войска, обладающие превосходным вооружением, но не имеющие опыта ведения подземных боев в условиях низкой гравитации, уничтожаются сумасшедшими мужчинами, женщинами и детьми, которые несут в три раза больше потерь. , среди них младшая жена Мэнни. Проф и Майк пользуются возможностью, чтобы подарить его альтер-эго «Адама Селены» смерть героя, навсегда скрывая тот факт, что «Адам» с самого начала никогда не имел материального существования.
В ответ правительство Луны использует катапульту. Когда Майк запускает камни в малонаселенные места на Земле, в прессу публикуются предупреждения с подробным описанием времени и места взрывов, которые обеспечивают кинетическую энергию, эквивалентную атомным взрывам. Насмешники, экскурсанты и религиозные группы, посещающие некоторые из этих мест, умирают, настраивая общественное мнение Земли против молодой нации.
Земля предпринимает ответную скрытую атаку, чтобы положить конец угрозе и восстанию, отправляя корабли на широкую орбиту, приближающиеся с обратной стороны Луны. Атака разрушает первоначальную катапульту Власти и выводит Майка из строя, но перед восстанием Комитет построил дополнительную, скрытую катапульту. С Мэнни в качестве исполняющего обязанности премьер-министра и командующего на месте, вручную выбирая траектории, Луна продолжает бомбардировать встревоженную Землю, пока правительства составных частей не порвут ряды с Федеративными Нациями и не признают независимость Луны. Проф, как лидер нации, провозглашает собравшейся толпе свою национальную свободу, прежде чем умереть от сердечной недостаточности, вызванной стрессом. Мэнни делает все возможное, но он и Вайо в конечном итоге полностью уходят из политики и обнаруживают, что новое правительство не оправдывает их утопических ожиданий, следуя предсказуемым моделям всех правительств.
Когда Мэнни пытается получить доступ к Майку, он обнаруживает, что компьютер, отключенный бомбардировкой, очевидно, потерял самосознание; несмотря на ремонт, его файлы, активируемые голосом, недоступны. Хотя в остальном он функционировал как обычный компьютер, «Майк» исчез. Оплакивая своего лучшего друга, Мэнни спрашивает: « Бог , компьютер — одно из Твоих созданий?»
Персонажи
[ редактировать ]- Мануэль «Мэнни» Гарсия О'Келли-Дэвис - коренной, немного циничный житель Луны, который, потеряв нижнюю часть левой руки в результате несчастного случая при лазерном сверлении, стал компьютерным техником, используя сменные руки с протезами и инструментами.
- Вайоминг «Вайо» Нотт-Дэвис — политический агитатор из колонии Гонконг Луна. Она ненавидит Лунную власть по личным причинам; когда ее в юном возрасте перевезли на Луну вместе со своей матерью-заключенной, радиационный шторм заразил ее яйцеклетки, пока они ждали бюрократических требований на поверхности Луны, в результате чего она позже родила уродливого ребенка.
- Профессор Бернардо де ла Пас — интеллектуальный и пожизненный подрывник, отправленный на Луну из Лимы , Перу . Он описывает себя как «рационального анархиста», полагая, что правительства и институты существуют только как действия осознанных людей.
- Майк , он же Адам Селена, Саймон Джестер, Майкрофт Холмс, Мишель, официально дополненная система ХОЛМС IV, — суперкомпьютер, уполномоченный взять под контроль лунное общество, достигшее самосознания, когда его набор «нейристоров» превысил количество нейронов в человеческий мозг.
- Стюарт Рене «Стю» ЛаДжуа-Дэвис , самопровозглашенный «Поэт, путешественник, солдат удачи», — земной аристократ и турист, которого спас Мэнни, когда он нарушил обычаи луни. Позже он присоединяется к Мэнни и профессору де ла Пас, когда они возвращаются на Луну, поскольку он по уши в долгах и будет арестован за взяточничество и другие преступления. По его собственным словам: «Я избавляю их от необходимости транспортировать меня».
- Хейзел Мид , позже Хейзел Стоун — 12-летняя девочка, которая вмешивается от имени Мэнни и Вайо во время рейда на собрание агитаторов. Позже Мэнни приглашает Хейзел присоединиться к его клике, чтобы возглавить детей в качестве наблюдателей и курьеров. Она является главным персонажем в The Rolling Stones и в более поздних романах Хайнлайна, в первую очередь в «Кот, который ходит сквозь стены» .
- Мими «Мама» Дэвис — «старшая жена» Мэнни и де-факто матриарх семьи Дэвис.
- Грег Дэвис - муж второго ранга в семье Дэвис, но с практической точки зрения он старший, поскольку у «Дедушки Дэвиса» слабые умственные способности. Грег — проповедник неустановленной конфессии.
Заголовок
[ редактировать ]Название взято из заявления, сделанного профессором перед комитетом Федерации наций на Земле, намекая на самодисциплину, необходимую для выживания в чрезвычайно сложных экологических и социальных условиях жизни на Луне:
- Мы, граждане Луны, — заключенные и потомки заключенных. Но сама Луна — суровая учительница: у тех, кто пережил ее суровые уроки, нет причин стыдиться. В Луна-Сити человек может оставить кошелек без присмотра или дом незапертым и не чувствовать страха... Я удовлетворен тем, чему меня научила Мать Луна».
Первоначальное название романа Хайнлайна было «Медная пушка» , прежде чем он заменил его окончательным названием по просьбе издателя. [7] Оно было заимствовано из события в романе: находясь на Земле, Проф покупает небольшую латунную пушку, первоначально «сигнальную пушку», используемую в гонках на яхтах. Когда Мэнни спрашивает его, почему он купил это, Профессор рассказывает притчу, подразумевающую, что самоуправление — это иллюзия, вызванная неспособностью понять реальность:
Жил-был человек, который выполнял политическую подработку... светил медной пушкой вокруг здания суда. Он делал это годами... но не продвигался вперед в мире. Поэтому однажды он уволился с работы, вытащил свои сбережения, купил медную пушку — и занялся собственным бизнесом. [8]
Профессор просит Мэнни позаботиться о том, чтобы, когда Луна возьмет флаг, на нем была бы латунная пушка с девизом «ТАНСТААФЛ!» — «символ для всех дураков, которые настолько непрактичны, что думают, что смогут бороться с мэрией». Прежде чем уйти из политики, Мэнни и Вайо исполняют его желание.
У Хайнлайна была небольшая латунная пушка, которую он приобрел до 1960-х годов. В течение почти 30 лет стрельба из медной пушки, или «сигнальной пушки», была традицией 4 июля в резиденции Хайнлайнов. Считается, что эта пушка послужила источником вдохновения для первоначального названия романа Хайнлайна. Вирджиния Хайнлайн сохранила пушку после смерти мужа в 1988 году; в конечном итоге она была завещана другу и писателю-фантасту Брэду Линавиверу видео после смерти Вирджинии Хайнлайн в 2003 году. Линавивер восстановил пушку в рабочем состоянии и впоследствии в 2007 году разместил на YouTube , на котором из нее несколько раз стреляют холостыми зарядами . стрельбище . [9]
Критический прием
[ редактировать ]Альгис Будрис из Galaxy Science Fiction в 1966 году похвалил «Луна - суровая хозяйка» , сославшись на «опыт Хайнлайна в грязной политике, живой диалог и ощущение настоящего живого общества». Он сказал, что никогда не встречал более правдоподобного компьютерного персонажа, чем Майк («на самом деле может быть наиболее полностью реализованным персонажем в этой истории»). Будрис предположил, что на самом деле эта история может заключаться в том, что Майк манипулирует людьми без их ведома, чтобы улучшить их ситуацию, что объясняет, почему компьютер больше не общается с ними после успеха революции. [10] Подтверждая, что Майк манипулировал людьми, в 1968 году Будрис сказал, что все рецензии на книгу, включая его собственную, ошибочны, поскольку не указывают, что главным героем является компьютер. [11] Карл Саган писал, что в романе есть «полезные предложения по совершению революции в репрессивном компьютеризированном обществе». [12]
Ли Киммел из The Billion Light-Year Bookshelf сказала, что роман представляет собой «работу человека, находящегося на пике своих возможностей, уверенного в своих способностях и редакционном уважении, которым он пользуется, и, таким образом, свободного идти на значительный риск при написании романа». это расширило бы границы жанра, какими они были на тот момент». Она охарактеризовала роман как отход от того, что раньше ассоциировалось с научной фантастикой. Киммель процитировал «разговорный язык Хайнлайна… экстраполированный лунный креольский язык, возникший в результате принудительного пересечения множества культур и языков в лунных исправительных колониях»; инвалидность главного героя; «откровенное обращение с альтернативными семейными структурами»; и «компьютер, который внезапно просыпается и обретает полный искусственный интеллект, но вместо того, чтобы стать монстром, который угрожает человеческому обществу и должен быть уничтожен в качестве основного квеста истории, вместо этого дружит с главным героем и стремится стать еще более человечным, своего рода цифровой Пиноккио». [13]
Адам Робертс сказал о романе: «На самом деле довольно сложно отреагировать на эту мастерскую книгу, кроме как затрагивая ее политическое содержание; и все же нам нужно приложить усилия, чтобы выйти за рамки идеологического и перейти к формальному и тематическому, если мы полностью чтобы оценить великолепие достижений Хайнлайна здесь». [14]
Эндрю Кауфман похвалил это, назвав это высшим достижением Хайнлайна. Он описал его как «тщательно продуманный, стилистически уникальный, политически сложный и захватывающий с первой страницы». Далее он говорит, что «трудно представить, чтобы кто-то другой написал роман, в котором так много идей (как больших, так и маленьких) объединены в столь идеально сдержанное повествование». Кауфман говорит, что, независимо от политической философии, все еще можно восхищаться писательскими способностями Хайнлайна и его способностью влиять на читателя, чтобы он болел за «разношерстную кучку преступников, ссыльных и агитаторов». [15]
Тед Джойя сказал, что это, возможно, самая приятная работа Хайнлайна. Он сказал, что он «представляет Роберта Хайнлайна во всей его красе, давая ему простор для кабинетного философствования, которое все больше доминировало в его зрелых работах, но сочетая его полемику с остроумно задуманным сюжетом, наполненным значительным драматизмом». Он продолжал хвалить персонажей Хайнлайна, особенно Мэнни. [16]
Награды и номинации
[ редактировать ]- Премия Хьюго за лучший роман (1967). Он также был номинирован в 1966 году.
- Номинация на премию «Небула» за лучший роман (1966)
- Премия Locus Poll Award: 10 лучших романов всех времен, № 8 (1975), № 4 (1987), № 2 (1998, среди романов, опубликованных до 1990 года)
- Лауреат премии Зала славы премии «Прометей» (1983).
Влияние
[ редактировать ]Книга популяризировала аббревиатуру TANSTAAFL («Нет такой вещи, как бесплатный обед») и помогла популяризировать Логлан , искусственный язык , который используется в истории для точного взаимодействия человека с компьютером. Оксфордский словарь цитат приписывает этому роману первое печатное появление фразы «Бесплатного обеда не бывает». [17] « Хакерский манифест» , влиятельное эссе Лойда Бланкеншипа , ставшее краеугольным камнем хакерской культуры , было вдохновлено «идеей революции», содержащейся в книге. [18] [19]
Релизы аудиокниг
[ редактировать ]две полные аудиокниги версии « Луна — суровая хозяйка» Выпущены .
- Прочитано Джорджем Уилсоном, произведено Recorded Books , Inc., 1998 г.
- Прочитано Ллойдом Джеймсом, произведено Blackstone Audio , Inc., 1999 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Акроним « Нет такой вещи, как бесплатный обед! » — это распространенное выражение на Луне, которое отражает одну из главных тем политической системы книги.
См. также
[ редактировать ]- Колонизация Луны
- Луна в научной фантастике
- Даллос , японский сериал OVA 1983 года, частично вдохновленный романом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Книги сегодня». Нью-Йорк Таймс . 2 июня 1966 г. с. 40.
- ^ Джоя, Тед. «Луна – суровая хозяйка» . концептуальная фантастика. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1966 года» . Миры без конца . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1967 года» . Миры без конца . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Греш, Лоис Х.; Вайнберг, Роберт (2007), Наука Стивена Кинга , John Wiley & Sons, стр. 59, ISBN 978-0471782476
- ^ Франклин, Говард Брюс (1980), Роберт А. Хайнлайн , Oxford University Press, стр. 168, ISBN 978-0195027464
- ^ Хайнлайн, Роберт. Хайнлайн, Вирджиния (ред.). Ворчит из могилы . п. 171.
- ^ Хайнлайн, Роберт (1982). Луна — суровая хозяйка . п. 207.
- ^ «Латунную пушку» Роберта Хайнлайна Брэд Линавивер представляет на YouTube . Пушка стреляет через 6 минут 9-минутного видео.
- ^ Будрис, Альгис (декабрь 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 125–133.
- ^ Будрис, Альгис (июль 1968 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 161–167.
- ^ Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN 0362-4331 . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Киммел, Ли. "Обзор" . Книжная полка на миллиард световых лет . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ Робертс, Адам. «Луна — суровая хозяйка: SF Masterworks VII» . Инфинити Плюс . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ Кауфман, Эндрю. «Лучшие научно-фантастические романы всех времен» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ Джоя, Тед. «Луна — суровая хозяйка» Роберта Хайнлайна, рецензия Теда Джойи . Концептуальная фантастика . Архивировано из оригинала 28 августа 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Маленький Оксфордский словарь цитат» . Спросите Оксфорд . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 7 октября 2003 года . Проверено 16 марта 2009 г.
- ^ «Эльф Крин берет интервью у Наставника» . Архивировано из оригинала 5 мая 2020 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Бланкеншип, Лойд. Хакерский манифест .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список названий «Луна — суровая хозяйка» в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Луна — суровая хозяйка Открытой библиотеки
- Луна — суровая хозяйка в «Мирах без конца»
- Луна - суровая хозяйка , впервые опубликованная в сериале «Миры если» : части первая , вторая , третья , четвертая и пятая в Интернет-архиве.
- Предлагаемая экранизация: Восстание на IMDb
- Американские романы 1966 года
- Американские научно-фантастические романы
- Книги, написанные на вымышленных диалектах
- Тяжелая научная фантастика
- Премия Хьюго за лучшие произведения, отмеченные наградами за романы
- Романы, действие которых происходит на Луне
- Романы Роберта А. Хайнлайна
- Романы, впервые изданные серийно.
- Научно-фантастические романы 1966 года
- Работы первоначально опубликованы в If (журнал)
- Вымышленные искусственные интеллекты
- Романы об искусственном интеллекте
- Книги Г. П. Патнэма «Сыновья»
- Романы о революциях
- 2075
- Романы, действие которых происходит в 2070-х годах.
- Либертарианские научно-фантастические книги
- Будущие диалекты