Туннель в небе
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Роберт А. Хайнлайн |
---|---|
Художник обложки | П.А. Хатчинсон |
Язык | Английский |
Ряд | Хайнлайн несовершеннолетние |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Скрибнера |
Дата публикации | 1955 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Предшественник | Звездный зверь |
С последующим | Время звезд |
«Туннель в небе» — подростковый научно-фантастический роман американского писателя Роберта А. Хайнлайна , опубликованный в 1955 году издательством Scribner's как один из подростков Хайнлайна . История описывает группу студентов, отправленных на тест на выживание на необитаемую планету, которые вскоре понимают, что застряли там. Тематика произведения включает трудности взросления и природу человека как социального животного.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В будущем мальтузианское перенаселение на Земле удалось предотвратить благодаря изобретению телепортации , получившей название «прыжок Рамсботама» , которая отправляет избыточное население на колонизацию других планет. Однако затраты на эксплуатацию этой технологии означают, что планеты-колонии остаются изолированными от Земли до тех пор, пока они не смогут произвести что-то, что оправдает двустороннюю торговлю. Поскольку современные технологии требуют вспомогательной инфраструктуры, колонисты используют легко обслуживаемые технологии (например, повозки и лошади Конестоги, а не тракторы).
Род Уокер, старшеклассник, мечтает стать профессиональным колонистом. Последнее испытание его класса «Продвинутое выживание» предполагает пребывание в живых на незнакомой планете от двух до десяти дней. Студенты могут объединиться и вооружиться любым снаряжением, которое они могут нести, но в остальном они полностью предоставлены сами себе. Им лишь говорят, что эти проблемы не являются ни непреодолимыми, ни необоснованными. В день тестирования студенты проходят через портал Рамсботэма и оказываются одни на чужой планете, но достаточно близко к назначенному месту встречи. Род, следуя совету старшей сестры, берет с собой охотничьи ножи и базовое снаряжение для выживания, но не высокотехнологичное оружие, поскольку последнее может сделать его самоуверенным. Последний совет, который получают студенты, — «остерегаться стобора».
На второй день вор устраивает засаду на Рода и сбивает его с толку. Он просыпается и обнаруживает, что все, что у него осталось, — это запасной нож, спрятанный под повязкой. В своей отчаянной концентрации на выживании он теряет счет времени. В конце концов, он объединяется с Жаклин «Джек» Доде, ученицей другого класса, которую он сначала принимает за мужчину. Когда она говорит ему, что прошло более десяти дней без контактов, он понимает, что что-то пошло не так, и они оказались в затруднительном положении.
Род и Джек начинают вербовать других выживших, чтобы построить поселение для долгосрочного выживания, и Род становится фактическим лидером сообщества, которое в конечном итоге вырастает примерно до 75 человек. Разногласия свидетельствуют о необходимости избрать правительство нового города. У Рода нет вкуса к политике или администрации, и он рад, что мэром был избран Грант Каупер, студент колледжа старшего возраста и прирожденный политик. Грант оказывается гораздо лучше умеет говорить, чем делать дела. Несмотря на несогласие со многими политиками Гранта, Род поддерживает его. Грант игнорирует предупреждение Рода о том, что они живут в опасном, трудно защищаемом месте и что им следует перебраться в систему пещер, которую он нашел. Когда местный вид, который люди считали безобидным, внезапно меняет свое поведение и убегает через лагерь, поселение опустошается, а Грант погибает. Граждане выбирают Рода своим новым мэром.
Хайнлайн отслеживает социальное развитие приграничного сообщества образованных молодых жителей Запада, лишенных технологий, за которым следует резкий распад их общества, когда Земля восстанавливает контакт. После почти двух лет изоляции культурный шок , который пережили выжившие, подчеркивает для них и читателя боль и неуверенность в том, что они станут взрослыми, резко обратив этот процесс вспять. Каждый из студентов возвращается из ответственного члена автономного сообщества к молодому человеку.
Все студенты возвращаются на Землю достаточно охотно, за исключением Рода, которому с большим трудом удается вернуться из статуса главы небольшого, но суверенного государства в подростка, от которого взрослые спасатели небрежно отмахиваются. Однако его учитель (а теперь и зять) и сестра убеждают его передумать. Его учитель также сообщает Роду, что его предупреждение против «стобора» («роботов», написанных наоборот) было всего лишь способом персонализировать опасности неизвестной планеты, чтобы вселить страх и осторожность в учеников, поскольку все ученики получают одно и то же предупреждение, независимо от планета, на которую их отправляют на выпускной экзамен.
Спустя годы Род исполняет желание своего сердца: готовится возглавить официальную группу колонизаторов на другой планете.
Темы
[ редактировать ]Как и в «Повелителе мух» , опубликованном годом ранее, изоляция раскрывает истинную природу студентов как личностей, но также демонстрирует некоторые константы человеческого существования как социального животного. Однако его основные темы противоречат темам в «Повелителе мух» , поскольку они демонстрируют веру в присущую людям силу как протовзрослых, которые могут самоорганизоваться, а не скатиться в варварство. Некоторые из студентов становятся жертвами собственной глупости, а другие оказываются головорезами, но это часть человеческой натуры, точно так же, как контртенденции ведут группу в целом к истокам стабильного общества. Многочисленные политические кризисы молодой колонии иллюстрируют необходимость легитимности правительства, соответствующего обществу, которым оно управляет, - еще одна распространенная тема в книгах Хайнлайна. Романтизация первооткрывателя и прославление Homo sapiens как самого жесткого игрока в дарвиновской игре предвещают темы, получившие дальнейшее развитие в таких книгах, как Достаточно времени для любви и звездного десанта . В романе, необычном для научной фантастики того времени, но вполне типичном для произведений Хайнлайна, изображены несколько компетентных и умных женских персонажей. [1]
В первой части книги упоминается война, произошедшая за несколько поколений до начала сюжета книги, в ходе которой Китай завоевал и колонизировал Австралию . Остатки первоначального населения Австралии – очевидно, относящиеся как к австралийским аборигенам , так и к австралийцам европейского происхождения – были эвакуированы в Новую Зеландию . Затем китайцы приступили к гигантскому инженерному проекту по освоению центральной пустыни Австралии, но вскоре она превратилась в огромные перенаселенные трущобы. В настоящем книге китайцы колонизируют маргинальные планеты с суровыми условиями, которые никому больше не нужны, несчастными крестьянами, вынужденными переселяться туда против их воли. Все это имеет мало отношения к основному сюжету книги и служит главным образом для демонстрации сильного мальтузианского давления, которое оказывало Землю до тех пор, пока не был найден способ колонизации других планет с помощью передатчика материи.
Этническая принадлежность Рода
[ редактировать ]Член Общества Хайнлайна и исследователь Роберт Джеймс отметил, что Хайнлайн написал письмо, в котором «твердо заявляет», что Род Уокер черный. [2] По словам Джеймса, «наиболее красноречивым свидетельством является то, что все в «Туннеле» ожидают, что Род в конечном итоге окажется с Кэролайн, которая явно описана как черная». [2] В знак признания этого обложка полной аудиоверсии произведения была переработана, чтобы «показать Рода с его правильной этнической принадлежностью». [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс, Эдвард и Фара Мендлесон (2003). Кембриджский спутник научной фантастики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-01657-6 . п. 245.
- ^ Jump up to: а б Роберт Джеймс, доктор философии, цитируется в Часто задаваемые вопросы Общества Хайнлайна, заархивировано 22 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Правило Деб Хоудек. «Род Уокер, как задумал Хайнлайн» . Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Проверено 24 сентября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1955 года
- Романы Роберта А. Хайнлайна
- Американские научно-фантастические романы
- Американские юношеские романы
- Детские научно-фантастические романы
- Научно-фантастические романы 1955 года
- Фантастика о потерпевших кораблекрушение
- Романы о навыках выживания
- Действие романов происходит на вымышленных планетах.