Достаточно времени для любви
![]() Обложка первого издания (1973) | |
Автор | Роберт А. Хайнлайн |
---|---|
Художник обложки | Винсент Ди Фейт |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Сыновья ГП Патнэма |
Дата публикации | июнь 1973 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 605 |
ISBN | 0-399-11151-4 |
ОКЛК | 639653 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | PZ3.H364 Ti3 PS3515.E288 |
Предшественник | Я не буду бояться зла |
С последующим | Число Зверя |
«Достаточно времени для любви» — научно-фантастический роман американского писателя Роберта Хайнлайна , впервые опубликованный в 1973 году. Книга вошла в шорт-лист премий «Небьюла», «Хьюго» и «Локус» как лучший научно-фантастический роман того года. [1] хотя и не выиграл. Он действительно получил ретроспективную награду Либертарианского футуристического общества: награду Зала славы Прометея за 1988 год. [2]
Сюжет
[ редактировать ]Книга охватывает несколько периодов из жизни Лазаря Лонга (урожденного Вудро Вильсона Смита), одного из первых участников эксперимента по размножению, призванного увеличить естественную продолжительность жизни человечества. Эксперимент известен как «Семьи Говарда» по имени инициатора программы. Лазарь является результатом скорее мутации, чем эксперимента по размножению, и он является старейшим из ныне живущих людей, возрастом более двух тысяч лет.
Первая половина книги представляет собой несколько новелл, связанных ретроспективным повествованием Лазаря. В основной истории Лазарь решил, что жизнь больше не стоит того, чтобы ее прожить, но, что описано как обратный сценарий «Тысячи и одной ночи» , соглашается не заканчивать свою жизнь до тех пор, пока его компаньон и потомок, исполнительный директор «Семей Говарда» Айра Уэзерал, послушаю его рассказы.
«Сказка о человеке, который был слишком ленив, чтобы потерпеть неудачу»
[ редактировать ]Эта история касается ВМС США моряка , мичмана и офицера 20-го века Дэвида Лэмба, который неоднократно получал повышения по службе, сводя при этом к минимуму любое подобие реальной работы или боевых действий, с энтузиазмом применяя принцип «конструктивной лени». Вскоре после рассказа истории Лазарь по ошибке называет Дэвида «Дональдом», что должно заставить читателя думать, что эта история представляет собой римский ключ и на самом деле относится к самому Лазарю.
«Сказка о близнецах, которых не было»
[ редактировать ]Лазарь рассказывает о своем визите в качестве межпланетного торговца грузами на планету, где он купил пару рабов, брата и сестру, и немедленно освободил их. Поскольку у них не было знаний о независимой жизни или каком-либо образовании, Лазарь учит их «как быть людьми» во время путешествия.
Оба они стали результатом эксперимента по генетической рекомбинации, в котором две родительские клетки были разделены на комплементарные гаплоидные гаметы и рекомбинированы в два эмбриона. Полученные зиготы были имплантированы женщине и вынашены ею, в результате чего, хотя у обоих одна и та же суррогатная мать и генетические родители, они не более тесно связаны генетически, чем любые два человека, взятые наугад. От сексуальных отношений их удерживал пояс верности . Однако, подтвердив отсутствие риска генетических заболеваний у их потомков (что считается единственным действительным аргументом против инцеста ), Лазарь торжественно оформляет их брак, а затем делает их владельцами и операторами процветающего бизнеса. В конце истории он показывает, что близнецы выглядели одного возраста спустя десятилетия, и выражает свою уверенность в том, что они были его собственными потомками с тех пор, как он был рабом на той же планете.
«Сказка о приемной дочери»
[ редактировать ]В коротком сюжетном ролике рассказывается о планете, на которой Лазарь возглавил группу колонистов-первопроходцев.
Лазарь, который теперь работает банкиром и лавочником на пограничной планете и скрывает свой истинный возраст, спасает молодую девушку Дору из горящего дома и становится ее опекуном. Когда она становится взрослой, он покидает этот район, но возвращается молодым человеком и женится на ней, и они оба уезжают, чтобы основать новое поселение, где долгую жизнь Лазаря вряд ли заметят. В конце концов им удается построить процветающее сообщество. Поскольку Дора не является потомком семьи Говардов, источника его долголетия, она в конце концов умирает от старости, оставляя Лазаря оплакивать.
"Бундок"
[ редактировать ]В начале этой истории к Лазарю вернулся жизненный энтузиазм, а остальная часть книги рассказана в традиционной линейной манере. В сопровождении некоторых из своих потомков Лазарь теперь переехал на новую планету и основал полиаморную семью, состоящую из трех мужчин, трех женщин и большего количества детей, двое из которых являются женскими клонами Лазаря.
"Да Капо"
[ редактировать ]В заключительном рассказе Лазарь пытается отправиться назад во времени, в 1919 год, чтобы пережить его, будучи взрослым, но ошибка в расчетах помещает Лазаря в 1916 год, накануне участия Америки в Первой мировой войне . Непреднамеренным результатом является то, что Лазарь влюбляется в свою мать. Чтобы сохранить ее уважение и уважение своего деда, Лазарь записывается в армию. В конце концов, прежде чем Лазарь уходит на войну, он и его мать Морин реализуют свое взаимное влечение, поскольку его мать уже беременна и поэтому признает, что побочного риска нет. [номер 1]
В окопах Западного фронта во Франции он смертельно ранен, но в последний момент его будущие товарищи спасают его от ложной истории и возвращают в свое время.
Записные книжки Лазаря Лонга
[ редактировать ]Есть также два раздела «Антракт», каждый по шесть-восемь страниц, представляющие собой списки провокационных фраз и афоризмов, явно не связанных с основным повествованием. Позже они были опубликованы независимо с иллюстрациями под названием « Записные книжки Лазаря Лонга» .
Темы
[ редактировать ]Большинство историй объединяет то, что они представляют собой исследование и деконструкцию инцеста. В контексте своих «сказок» Хайнлайн исследует мораль множества возможных инцестуозных ситуаций: от неродственных «близнецов» до неродственных родитель-ребенок, до дальних родственников и, наконец, близких родственников, когда Лазарь спит с собственной матерью. Хайнлайн, похоже, приходит к выводу, что в отсутствие генетического риска это вовсе не аморально. [3] [4]
Связи с другими историями
[ редактировать ]В начале истории один из персонажей предлагает Лазарю ряд занятий, которые могут быть новыми (для него), чтобы побудить его остаться в живых и вернуть молодость. Одно из предложений состоит в том, чтобы пересадить его память и сознание женскому клону самого себя, после чего Лазарус кратко вспоминает, что слышал о событиях, произошедших в « Я не буду бояться зла» .
Позже в книге персонаж сообщает о судьбе корабля поколений «Авангард » из «Сирот неба» Хайнлайна : он был найден заброшенным в космосе, но выжившие (потомки персонажей из «Сироты ») переняли образ жизни охотников-собирателей на другом планета.
В «Детях Мафусаила» Лазарь предлагает рассказать о судьбе джокайры, но другой персонаж прерывает его, говоря: «Поскольку эта ложь уже есть в его мемуарах в четырех противоречивых версиях, зачем нам тяготиться пятой?» Лонг также сообщает о судьбе потомков Говардов, решивших остаться на планете Маленьких Людей. Некоторые из Маленьких Людей, живших в то время, когда он вернулся на планету, хранили воспоминания об этих Говардах, включая Мэри Сперлинг; но корабль Лонга сообщает, что «если на поверхности этой планеты и есть человеческий артефакт, то его диаметр составляет менее полуметра».
Кроме того, в какой-то момент упоминается захоронение в космосе Эндрю Джексона «Слипстика» Либби, соавтора парадрайва Либби-Шеффилд. Либби — человек-гений-калькулятор, впервые появившийся в рассказе « Неудачник ». Лазарь пообещал Либби вернуть его в его родной Озарк, что утешило Либби, когда он умер. Сто лет спустя Лазарь возвращается на планету, вокруг которой должен находиться гроб Либби, но не может его найти, несмотря на то, что оборудовал его так, как должен был. Позже он использует это как проверку «калибровки путешествия во времени», и мы узнаем, что случилось с гробом Либби в «Числе зверя» .
Кроме того, упоминается доктор Пинеро, главный герой рассказа Хайнлайна « Линия жизни »; в финале романа один из персонажей говорит Лазарю, что он (Лазарь) не может умереть, что согласуется с тем фактом, что Пинеро (который мог предсказать точное время чьей-либо смерти) якобы был неспособен предвидеть время кончины Лазаря.
История семей Говардов и Лазаря Лонга также занимает видное место в фильмах «Кот, который ходит сквозь стены» и «Плыть за закат» .
Прием
[ редактировать ]Джон Леонард в статье для The New York Times похвалил «Time Enough for Love » как «отличное развлечение», заявив, что «не имеет значения, [что] все его персонажи звучат и ведут себя совершенно одинаково; это потому, что этот человек — мастер». обмана. Он так сильно вырывает из колеи чувств, что неверие не просто приостанавливается, оно уничтожается». [5]
Теодор Стерджен дал положительную оценку роману, сославшись на «увлечение наблюдать за разумом человека, чьи возможности всегда превосходят его возможности, но который никогда не перестанет достигать». [6]
Книгу раскритиковали за чрезмерную длину и неприятную пропаганду инцеста. Кэт Хупер назвала его скучным романом «только для мазохистов». [7]
Издания
[ редактировать ]- 1973, Эйс, твердый переплет, ISBN 0-7394-1944-7
- 1 июня 1973 г., Putnam Pub Group, твердый переплет, 605 страниц. ISBN 0-399-11151-4
- 1974, Berkley Medallion Books, мягкая обложка, ISBN 0-425-02493-8
- Декабрь 1976 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-03471-2
- Октябрь 1978 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-04373-8
- Март 1980 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-04684-2
- 15 декабря 1981 г., Беркли, мягкая обложка. ISBN 0-425-05490-X
- Декабрь 1982 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка, ISBN 0-425-06126-4
- Ноябрь 1983 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-07050-6
- Сентябрь 1984 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-07990-2
- Ноябрь 1986 г., Berkley Publishing Group, мягкая обложка. ISBN 0-425-10224-6
- Ноябрь 1994 г., Ace Books, ISBN 99948-63-95-9
- 1 ноября 1994 г., Ace Books, переиздание в мягкой обложке, xvii + 589 страниц, ISBN 0-441-81076-4
- 1 января 2000 г., Blackstone Audiobooks, аудиокнига на кассете, ISBN 0-7861-1876-8
- 1 января 2000 г., Blackstone Audiobooks, аудиокнига на кассете, ISBN 0-7861-1894-6
- 1 декабря 2004 г., аудиокниги Blackstone, ISBN 0-7861-8961-4
Сноски
[ редактировать ]- ^ Аннотации Ace некоторых изданий (например, Books ISBN 978-0-441-81076-5 ) утверждает, что Лазарь «стал своим собственным предком», но это противоречит книге, поскольку его мать уже была беременна на момент их встречи, и, в любом случае, его более молодой «я» уже родился.
Более поздний роман Хайнлайна «Плыть за закатом» , мемуары матери Лазаря, также описывает события, предполагая, что рассказ Лазаря здесь в лучшем случае неполный.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.sfadb.com/Robert_A_Heinlein Проверено 8 января 2024 г.
- ^ https://www.lfs.org/blog/love-liberty-longevity-and-lazarus-long-robert-heinleins-time-enough-for-love-the-1998-prometheus-hall-of-fame-winner / Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Льюис Колл (19 октября 2012 г.). БДСМ в американской научной фантастике и фэнтези . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 20–. ISBN 978-1-137-28347-4 .
- ^ Хир, Джит (2014). «Спуск известного писателя-фантаста в либертарианское безумие» . Новая Республика .
- ^ «Книги Времени: Две сказки о будущем», The New York Times , 22 августа 1973 г.
- ^ «Книжная полка Галактики», научная фантастика о Галактике , ноябрь 1973 г., стр. 85.
- ^ https://fantasyliterature.com/reviews/time-enough-for-love/ Проверено 8 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]