Дороги должны катиться
« Дороги должны катиться » — научно-фантастический рассказ американского писателя Роберта Хайнлайна, вышедший в 1940 году . В 1970 году он был выбран для включения в Зал славы научной фантастики, первый том, антологию 1929–1964 годов. [1]
Действие истории разворачивается в ближайшем будущем, когда «роудтауны» (широкие быстро движущиеся пассажирские платформы, похожие на движущиеся тротуары , но достигающие скорости 100 миль в час) заменили шоссейные и железные дороги в качестве доминирующего способа передвижения в Соединенных Штатах.
Темы Хайнлайна — технологические изменения и социальная сплоченность . Вымышленное общественное движение, которое он называет «функционализмом» (которое не имеет отношения к реальной социологической теории с тем же названием ), продвигает идею о том, что статус и уровень материального вознаграждения человека в обществе должны и должны зависеть от функций, которые он выполняет для достижения целей. это общество.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В первой части повествования в зале гильдии сектора Сакраменто происходит бурная встреча техников, работающих «внутри», среди очень шумных огромных роторов, которые поддерживают движение движущихся дорог. Выступающие выражают различные претензии и призывают к немедленной забастовке. Появляется «Коротышка» Ван Клик, главный заместитель инженера сектора Сакраменто, заявляет о своем сочувствии требованиям технических специалистов и фактически ставит себя во главе их. Как выяснилось позже, именно Ван Клик спровоцировал волнение технических специалистов.
Рабочая сила на дороге резко разделена на два класса – технические специалисты, состоящие из гражданских лиц, состоящих в профсоюзе, и инженеры, которые организованы в транспортные кадеты, элитную военизированную организацию, созданную военными США для поддержания работы этой важнейшей инфраструктуры. Техники испытывают некоторую неприязнь к «заносчивым» инженерам. Ван Клик - сам старший инженер, «вышедший из рядов», манипулирует этой враждебностью с намерением катапультировать себя на позицию личной власти.
После этой начальной сцены точка зрения смещается – и остается до конца истории – к начальнику Ван Клека Ларри Гейнсу, главному инженеру Диего-Рино-Роудтаун, который с самого начала еще не подозревает о назревающей проблеме. Он занят развлечением г-на Бленкинсопа, министра транспорта Австралии, который изучает дорожные технологии с целью внедрения их в Австралии. Объяснение Гейнсом Бленкинсопу механизмов Дороги — это способ перенести читателя в мир Дорог.
Ларри Гейнс обедает со своим австралийским гостем в движущемся ресторане на дороге, когда одна из движущихся тротуарных полос неожиданно останавливается. Это вызывает цепную реакцию падения людей с остановившейся полосы на быстро движущиеся рядом с ней и наоборот. Вся дорога становится ареной кровавой бойни. Читатель уже знает, что это стало результатом безжалостных действий Ван Клека и его сообщников. Гейнс быстро приходит к выводу, что это не механическая неисправность, а саботаж, и что Стоктоне ответственность несут техники, обслуживающие участок дороги в . Повстанцы остановили полосу – не обращая внимания на убийства и ранения множества людей, едущих по движущейся дороге – в качестве демонстрации, чтобы побудить своих коллег-техников по всей стране восстать против кадетов.
Гейнс звонит в офис Стоктона и узнает, что лидером восстания является его собственный заместитель Ван Клик, демонстративно провозглашающий «функционалистическую революцию». Придерживаясь радикальной социальной теории функционализма, восставшие технические специалисты были убеждены, что их роль в поддержании транспортной инфраструктуры страны более важна, чем роль любых других рабочих, и поэтому они должны контролировать ситуацию. Бленкинсоп остается на одной из станций Роуд, поскольку Гейнс отвечает за наступление на офис в Стоктоне.
Подойдя к машинам под проезжей частью, Гейнс берет на себя командование реагированием. Он не приказывает остановить дорогу, поскольку это оставит миллионы пассажиров в затруднительном положении, а вместо этого заставляет военных эвакуировать пассажиров, а это трудоемкая процедура. Командуя наспех собранным корпусом вооруженных кадетов, он продвигается по подземному тоннелю в направлении Стоктона на «кувырках», моторизованных и гироскопически стабилизированных одноколесных велосипедах, очень похожих на более поздний реальный Segway . По мере продвижения военного наступления они арестовывают техников повстанцев и соединяют проводку оборудования, двигатель за двигателем, чтобы отобрать контроль у повстанцев в офисе в Стоктоне.
По видеофону Ван Клик предупреждает, что у него есть кнопка, предназначенная для взрыва Дороги, если Гейнс не капитулирует, что может привести к бесчисленным смертям, возможно, миллионам. Гейнс не понимает, как Ван Клик привлек на свою сторону так много технических специалистов; Предполагается, что психологические проверочные тесты гарантируют, что у технических специалистов нет темперамента, чтобы бунтовать. Затем Гейнс понимает, что депутат Ван Клик смог переместить в свой сектор склонных к революции рабочих, потому что, будучи депутатом, Ван Клик имел доступ к психологическим файлам техников. Гейнс получает доступ к психологическому профилю Шорти и изучает невротические черты, которые сделали его демагогом .
Прося о переговорах, Гейнса приводят в офис в Стоктоне, где он сталкивается с Шорти. Там он использует свои знания психологии Шорти, чтобы довести его до нервного срыва, и одолевает его, получая контроль над кнопкой «самоубийство». Кадеты нападают на офис, и восстание прекращается.
Позже Гейнс размышляет над изменениями, которые необходимо будет внести, чтобы гарантировать, что эти события никогда не повторятся: больше психологических тестов, более тщательный надзор и больше корпоративного духа . Он заключает, что цена высокотехнологичного транспорта, такого как шоссейные дороги, — это вечная бдительность. Затем он внезапно понимает, что позволил министру транспорта Австралии всю ночь пинать себя в пустом офисе, и бросается извиняться.
Темы
[ редактировать ]Дэймон Найт в своем предисловии к изданию в мягкой обложке издания « Прошлое до завтра», том 1 , изданному Новой английской библиотекой , сравнивает эту историю с нынешней властью Джимми Хоффы и Союза водителей . Он также отмечает, что Хайнлайн успешно предсказал разрастание городов, вызванное дешевым и эффективным транспортом, а также развитие «псевдоподов» городского развития между сообществами.
Приспособление
[ редактировать ]«Дороги должны катиться» были адаптированы для радиошоу «Измерение X» в 1950 году и «X минус один» в 1956 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сильверберг 1970 , с. xii
Источники
[ редактировать ]- Сильверберг, Роберт, изд. (1970), Зал славы научной фантастики, том первый, 1929–1964 , Tom Doherty Associates, ISBN 0-7653-0537-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список названий "Дороги должны катиться" в базе данных интернет-спекулятивной фантастики.
- Поразительная научная фантастика, июнь 1940 г. , скан номера, включая полный текст «Дороги должны катиться».
- Дороги должны катиться - радиоспектакль 1950 года