Подкейн с Марса
![]() Обложка первого издания. | |
Автор | Роберт А. Хайнлайн |
---|---|
Художник обложки | Ирв Доктор |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Сыновья ГП Патнэма |
Дата публикации | 1963 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |

«Подкейн с Марса» — научно-фантастический роман американского писателя Роберта А. Хайнлайна , первоначально опубликованный в журнале «Worlds of If» (ноябрь 1962 г., январь, март 1963 г.) и опубликованный в твердом переплете в 1963 г. [1] В романе рассказывается о девочке-подростке по имени Подкейн «Подди» Фрис и ее младшем брате Кларке, которые покидают свой дом на Марсе , чтобы отправиться в путешествие на космическом лайнере , чтобы посетить Землю , в сопровождении своего двоюродного дедушки.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Книга представляет собой повествование от первого лица, состоящее из дневника Подкейн Фрайс, 15-летней (земной) девочки, живущей на Марсе со своими родителями и 11-летним братом Кларком. Из-за незапланированного «откупоривания» (рождения) троих детей из пробирки родители Подкайна отменяют долгожданную поездку на Землю. Разочарованная, Подкейн признается в своих страданиях своему дяде, сенатору Тому Фрайсу, старшему государственному деятелю марсианского правительства. Том организует для Кларка и Подкейна в сопровождении его улучшенный билет на роскошный лайнер на Землю.
Во время посадки таможенник спрашивает Кларка: «Есть что декларировать?» и шутливо отвечает «Два кило счастливой пыли!» Как он и ожидал, его, казалось бы, легкомысленное замечание заставило его увести и обыскать. Эта уловка служит для того, чтобы отвлечь внимание от багажа Подкайна, где он спрятал посылку, за которую ему заплатили, чтобы пронести на борт. Подкейн подозревает причину поведения своего брата, но не может ее доказать. Кларку сказали, что это подарок капитану, но он слишком циничен, чтобы его принять. Позже он осторожно открывает посылку и находит ядерную бомбу, которую обезвреживает и оставляет себе.
Большая часть описания путешествия основана на собственном опыте Хайнлайна как военно-морского офицера и путешественника. Уловка Кларка взята из реального инцидента, описанного в « Королевском бродяге» Хайнлайна , в котором его жена отвечает на тот же вопрос, заменяя вымышленную, но столь же незаконную счастливую пыль «героином».
Оказавшись на борту, они подружились с «Гирди», привлекательной, способной и опытной женщиной, оставленной до нищеты своим покойным мужем. К большому удивлению Подкейна, обычно очень эгоцентричный Кларк заболевает тяжелой формой щенячьей любви .
Подкейн слышит, как попутчики называют фризов «преступниками» (Марс был колонией для заключенных) и «дикарями» (фризы имеют происхождение маори ).
Лайнер делает остановку на Венере , которая изображена как современный Лас-Вегас ультракапиталистический . Планетой управляет единственная корпорация; мечта большинства отчаянно предприимчивых жителей — заработать достаточно, чтобы купить хотя бы одну акцию, гарантирующую пожизненную финансовую безопасность. Подойдет практически все, если за это можно заплатить. Наказание за убийство представляет собой штраф, выплачиваемый корпорации в размере оценочной стоимости жертвы плюс его прогнозируемый будущий доход. На менее серьезном уровне Хайнлайн более чем на сорок лет предвосхитил появление телевизионной рекламы в такси (в книге — голографической ), которая с тех пор была внедрена в такси в крупных городах по всему миру.
Корпорация Венера оказывает Фризам VIP-обслуживание, а Подкайна сопровождает Декстер Кунья, лихой сын Председателя. Она начинает понимать, что Том — нечто большее, чем просто ее дядя, играющий в пиночль. Когда Кларк исчезает и даже корпорация не может его найти, Том показывает, что он находится с секретной дипломатической миссией в качестве аккредитованного представителя марсианского правительства на важной конференции на Луне (Луне). Дети были его защитной окраской: Том выглядел как дряхлый дядя, сопровождающий двух молодых людей в туре по Солнечной системе. Кларк был похищен членами политической фракции, противостоящей Тому.
Подкейн предпринимает необдуманную попытку спасти Кларка в одиночку и тоже попадает в лапы похитителей - только для того, чтобы обнаружить, что ее дядя тоже пойман. План похитителей состоит в том, чтобы использовать детей, чтобы шантажировать дядю, заставляя его выполнять их приказы на конференции на Луне. Они возвращают дядю Тома в Венусберг, показав ему, что у них есть дети. Кларк понимает, что как только дядя Том будет освобожден, что бы ни случилось, у похитителей будет мало причин сохранять своим пленникам жизнь. Однако он готов: он организует побег, убивает своих похитителей, но забывает обезвредить ядерную бомбу, которую он намеревался взорвать, только если им не удастся сбежать.
Две версии концовки
[ редактировать ]В оригинальной концовке Хайнлайна Подкейн убит. Это не понравилось его издателю, который потребовал и добился переписывания, несмотря на резкие возражения автора. В письме Луртону Блассингейму , своему литературному агенту , Хайнлайн жаловался, что это будет похоже на «переработку «Ромео и Джульетты», чтобы молодые влюбленные жили долго и счастливо». Он также заявил, что менять конец «это не настоящая жизнь, потому что в реальной жизни не все заканчивается благополучно».
В оригинальном финале, после того как они убегают от похитителей на безопасное расстояние, Подкейн вспоминает, что остался полуразумный венерианский ребенок-фея, и возвращается, чтобы спасти его. Когда бомба, которую Кларк оставляет похитителям, взрывается, Подкейн погибает, прикрывая юную фею своим телом. Кларк берет на себя повествование последней главы. История заканчивается намеком на надежду для него, поскольку он признает свою ответственность за то, что случилось с Подкайном - что он «промахнулся, очень сухо» - затем демонстрирует некоторые человеческие чувства, сожалея о своей неспособности плакать, и описывает свой план поднять сам фея.
В исправленной версии Подкейн тяжело ранен бомбой, но не смертельно. Дядя Том в телефонном разговоре с отцом Подкайна обвиняет родителей — особенно мать — в пренебрежении к воспитанию детей. Дядя Том чувствует, что Кларк опасен и неадекватен, и объясняет это тем, что мать отдает приоритет своей карьере. Кларк по-прежнему берет на себя роль рассказчика и снова сожалеет о том, что Подкейн пострадал, и планирует позаботиться о фее, на этот раз потому, что Подкейн захочет увидеть ее, когда ей станет лучше. Это финал, который появился, когда книга была опубликована в 1963 году.
Издание Baen 1993 года включало обе концовки (которые различались только на последней странице) и включало конкурс «выбери концовку», в котором читателям предлагалось представить эссе о том, какой финал они предпочитают. Издание 1995 года включало обе концовки, собственную постлюдию к рассказу Джима Баена и двадцать семь эссе. Победителем был признан финал, в котором умирает Подкейн. Среди причин, по которым читатели отдавали предпочтение этому финалу, было то, что, по их мнению, Хайнлайн должен был иметь право создавать свою собственную историю, и они считали, что измененный финал превратил трагедию в простое приключение, причем не очень хорошо продуманное. Этот финал появлялся во всех последующих выпусках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Подкейн Марса» Роберта А. Хайнлайна . www.publishersweekly.com . 2 августа 1993 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Подкейн с Марса» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Подкейн Марса в Открытой библиотеке
- Подкейн с Марса , сериализованный в Worlds of If , части первая , вторая и третья , в Интернет-архиве.
- Американские романы 1963 года
- Научно-фантастические романы 1963 года
- Американские научно-фантастические романы
- Книги Г. П. Патнэма «Сыновья»
- Романы, действие которых происходит на Марсе
- Романы Роберта А. Хайнлайна
- Романы, впервые изданные серийно.
- Романы, действие которых происходит на Венере
- Работы первоначально опубликованы в If (журнал)