Jump to content

Селена

Селена
Олицетворение Луны
Деталь Селены из римского саркофага
Деталь Селены из римского саркофага
Другие имена Мене ( Месяц )
Греческий Луна
Обитель Небо
Планета Луна [1]
Животные Лошадь , бык , мул
Символ Полумесяц , колесница, факел , развевающийся плащ , бык, луна
День Понедельник ( hēméra Selḗnēs )
Генеалогия
Родители Гиперион и Тейя
Братья и сестры Гелиос и Эос
Супруга Эндимион
Дети Пятьдесят дочерей, Нарцисс , Пандия , Эрса , Хора , Мусей.
Эквиваленты
Римский эквивалент Офицер
Фригийский эквивалент Мужчины

В мифологии и религии ; Селена ( / s ɪ ˈ l n / греческий древнегреческой : Σελήνη произносится [selɛ̌ːnëː] seh- LEH -neh , что означает «Луна») [2] богиня и олицетворение Луны . Также известная как Мене , она традиционно является дочерью титанов Гипериона и Тейи , сестрой бога Солнца Гелиоса и богини рассвета Эос . Она ведёт свою лунную колесницу по небу. В различных мифах ей приписывают несколько любовников, в том числе Зевса , Пана и смертного Эндимиона . В постклассические времена Селену часто отождествляли с Артемидой , так же, как ее брата Гелиоса отождествляли с Аполлоном . [3] Селена и Артемида также ассоциировались с Гекатой , и все трое считались лунными и лунными богинями , но только Селена считалась олицетворением самой Луны.

Ее эквивалентом в римской религии и мифологии является богиня Луна . [4]

Этимология и происхождение

[ редактировать ]
Деталь саркофага, изображающего Эндимиона и Селену, с ее характерными атрибутами в виде полулунной короны, развевающейся вуали ( velificatio ) и небесной колесницы, III век нашей эры, период Римской империи. [5]

Имя «Селена» происходит от греческого существительного selas ( σέλας ), что означает «свет, яркость, сияние». [6] На дорическом и эолском диалектах ее имя также писалось Σελάνα ( Селана ) и Σελάννα ( Селанна ) соответственно. [2]

Селену также называли Мене . [7] Греческое слово мене означало луну и лунный месяц. [8] Мужская форма менэ ( мужчины ) была также именем фригийского бога луны Мена . [9] И Мене, и Мен происходят от протоэллинского *méns («месяц»), который сам по себе происходит от протоиндоевропейского *mḗh₁n̥s (что означает луна, лунный месяц), что, вероятно, происходит от корня *meh₁- («измерять»). , и родственно английским словам «Луна» и «месяц». [10] Греческий стоик философ- Хрисипп интерпретировал Селену и Мена как женские и мужские аспекты одного и того же бога соответственно. [11]

Хотя не было обнаружено никаких четких свидетельств существования самой Селены (или любого ее предшественника), в микенском греческом языке слово, обозначающее месяц «мужчины», было найдено в линейном письме B, написанном как 𐀕𐀜 (мне-нет, от формы родительного падежа μενος , mēnós ). [12]

Подобно тому, как Гелиос, по его отождествлению с Аполлоном, называется Фебом («светлый»), Селена, по его отождествлению с Артемидой, также называется Фебой (женская форма). [13] Также от Артемиды Селену иногда называли «Синтией», что означает «она с горы Кинт » (место рождения Артемиды). [14]

Источник

[ редактировать ]

Селена, вместе со своим братом, сестрой и богом неба Зевсом, является одним из немногих греческих божеств явно протоиндоевропейского происхождения, хотя они были отодвинуты на второй план более поздними новичками в пантеоне, не принадлежащими к PIE, поскольку остались на втором плане. второстепенные божества стали их основной функцией: быть второстепенными божествами, с которыми соседствовали главные, тем самым помогая сохранить греческую религию греческой. [15]

Первоначальное лунное божество ПИРОГ было реконструировано как *Мех₁нот (от которого происходит «Мене», прозвище Селены), [16] и похоже, что это был бог-мужчина. [17] Однако греческим ответвлением этого божества является женщина, поскольку гендерный взгляд древних греков на мир отразился в их языке. В древнегреческом языке было три грамматических рода (мужской, женский и средний), поэтому, когда бог или богиня олицетворяли объект или понятие, они наследовали род соответствующего существительного; Селена, греческое существительное, обозначающее «Луна», имеет женский род (тогда как мужчина — мужской), поэтому божество, воплощающее его, также неизбежно является женским. [18] В мифологии PIE Луна, мужская фигура, рассматривалась как образующая пару - обычно в браке - с Солнцем, женским персонажем, которое в греческой мифологии признается в мужском божестве и брате Селены Гелиосе. [19] Однако кажется, что в отличие от Зари (Эос) и Солнца (Гелиос), Луна имела очень мало значения в мифологии ПИРОГА. [17] [20]

Хотя были предприняты попытки связать Селену с Еленой Троянской из-за сходства их имен, в двух ранних посвящениях Елене из Лаконии ее имя пишется с дигаммой ( древнегреческий : Ϝελένα , латинизированный : Weléna ), исключая любые возможные связь между ними. [21] Вместо этого «Елена», скорее, связана с «Гелиосом», и кажется, что эти две фигуры происходят от общего протоиндоевропейского предка, Девы Солнца. [22] [23]

Описания

[ редактировать ]
Статуя Селены из белого мрамора, вторая половина III века нашей эры.

Сохранившиеся описания внешнего вида и характера Селены, за исключением тех, которые применимы к самой Луне, скудны. упоминания о Селене как о богине Ни в « Илиаде» , ни в «Одиссее» нет Гомера . [24] время как ее единственное упоминание в Гесиода Теогонии в то - как дочь Гипериона и Тейи и сестра Гелиоса и Эос . [25] Однако она была предметом одного из тридцати трех гомеровских гимнов , который дает следующее описание:

А затем сладкоголосые Музы, дочери Зевса, искусные в пении, повествуют о длиннокрылом [26] Луна. Из ее бессмертной головы сияние показывается с неба и объемлет землю; и велика красота, исходящая от ее сияющего света. Воздух, прежде не освещенный, сияет светом ее золотой короны, и ее лучи сияют ясно, когда бы яркая Селена ни омыла свое прекрасное тело в водах Океана, и надела свое далеко сияющее одеяние, и подпряжала свою сильную шею, сияющая упряжка мчится на своих длинногривых конях во весь опор, в вечернее время в середине месяца: тогда ее великая орбита заполняется, а затем ее лучи сияют ярче, когда она увеличивается. Поэтому она является верным знаком и знаком для смертных мужчин.

...

Славься, белорукая богиня, светлая Селена, кроткая, светлокудрая царица! [27]

Два других источника также упоминают ее волосы. В гомеровском «Гимне Гелиосу» используется тот же эпитет εὐπλόκαμος («с яркими локонами»), который использовался в приведенном выше Гимне Селене (в других местах переводится как «богатый», «прекрасный» или «хорошо стриженный»), [28] в то время как Эпименид использует эпитет ἠυκόμοιο («прекрасноволосый»). [29]

В поздних источниках Селена (как и сама Луна) часто описывается как имеющая рога. [30] Орфический гимн Селене обращается к ней как «О Луна с бычьим рогом» и далее описывает ее как «несущую факел, ... женскую и мужскую, ... любительницу лошадей» и дарительницу «исполнения и благосклонности». [31] Эмпедокл , Еврипид и Нонн описывают ее как γλαυκῶπις ( glaukṓpis , «ясноглазая», распространенный эпитет богини Афины ). [32] тогда как во фрагменте из стихотворения, возможно, написанного Пампрепиусом , она названа κυανῶπις ( kyanṓpis , «черноглазая»). [33] Мезомед с Крита называет ее γλαυκὰ ( glaukà , «серебристо-серый»). [34]

Родители

[ редактировать ]
Селена в летающей колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми из «Флоры, seu florum...», Феррари 1646 года.

Обычное описание происхождения Селены дается Гесиодом в его «Теогонии» , где бог солнца Гиперион женился на своей сестре Тейе , которая родила «великого Гелиоса, чистую Селену и Эос, сияющую всем, кто существует на земле, и бессмертным богам». живущие на широком небе». [35] Гомеровский гимн Гелиосу следует этой традиции: «Гиперион женился на славной Эврифаэссе, своей собственной сестре, которая родила ему прекрасных детей, розорукую Эос, Селену с богатыми локонами и неутомимого Гелиоса». [36] причем Эврифаэсса («широко сияющая»), вероятно, является эпитетом Тейи. [37] Однако в гомеровском гимне Гермесу Селена изображена как дочь Паллады, сына неизвестного Мегамеда. [38] Эта Паллада, возможно, отождествляется с Палладой , которая, согласно «Теогонии» Гесиода , была сыном титана Крия и, таким образом, двоюродным братом Селены. [39] В других источниках упоминаются и другие родители Селены: у Еврипида Селена является дочерью Гелиоса (а не сестрой), [40] в то время как во фрагменте Эсхила , возможно, Селена является дочерью Лето , [41] как и схолий к Еврипида пьесе «Финикийки», в котором отцом назван Зевс. [42] Более того, в Вергилия » « Энеиде , когда Нис обращается к Селене/Луне, он обращается к ней как к «дочери Латоны». [43]

Потомство

[ редактировать ]

Согласно гомеровскому «Гимну Селене» , богиня родила Зевсу дочь Пандию («Всесветлую»), [44] «превосходнейший среди бессмертных богов». [45] Греческий поэт VII века до нашей эры Алкман называет Эрсу («Росу») дочерью Селены и Зевса. [46] Селена и Зевс также считались родителями Немеи, одноименной , где нимфы Немеи Геракл убил Немейского льва и где Немейские игры . проводились [47]

От Павсания мы узнаем, что у Селены должно было быть пятьдесят дочерей от ее возлюбленного Эндимиона , которые часто считались символами пятидесяти лунных месяцев Олимпиады . [48] У Нонна Селена и Эндимион являются родителями прекрасного Нарцисса , хотя в других источниках, включая , » Овидия «Метаморфозы Нарцисс был сыном Кефисса и Лириопы . [49]

Квинт Смирней делает Селену, через ее брата Гелиоса , матерью Хорей , богинями и олицетворениями четырех времен года; Зима, Весна, Лето и Осень. [50] Квинт описывает их как четырех служанок Геры, но в большинстве других источников их число равно трем; Эйрена («мир»), Евномия («порядок») и Дике («справедливость»), а их родителями являются Зевс и Фемида .

Наконец, Селена считалась матерью легендарного греческого поэта Мусея . [51] согласно Филохору , отцом был легендарный провидец Евмолп . [52]

Мифология

[ редактировать ]

Богиня Луны

[ редактировать ]
Статуя Селены изображена с полумесяцем на лбу и держащей факел в правой руке, а вуаль развевается над головой.

Говорят, что Селена, как и ее брат Гелиос, бог Солнца, который каждый день ездит на своей солнечной колеснице по небу, также управляет колесницей по небу. [53] О колеснице Селены нет упоминаний ни у Гомера , ни у Гесиода . [54] но гомеровский «Гимн Селене » дает следующее описание:

Воздух, прежде не освещенный, сияет светом ее золотой короны, и ее лучи сияют ясно, когда бы яркая Селена ни омыла свое прекрасное тело в водах Океана, и надела свое далеко сияющее одеяние, и подпряжала свою сильную шею, сияющая упряжка мчится на своих длинногривых конях во весь опор, в вечернее время в середине месяца: тогда ее великая орбита заполняется, а затем ее лучи сияют ярче, когда она увеличивается. Поэтому она является верным знаком и знаком для смертных мужчин. [55]

Самое раннее известное изображение Селены, управляющей колесницей, украшает внутреннюю часть краснофигурной чаши начала V века до нашей эры, приписываемой художнику Бригосу , изображающую Селену, погружающую свою колесницу, запряженную двумя крылатыми лошадьми, в море (Berlin Antikensammlung F 2293). [56] Географ Павсаний рельеф, изображающий Селену, управляющую единственной лошадью, как ему казалось, или, как говорили некоторые, мулом сообщает, что видел на пьедестале статуи Зевса в Олимпии (ок. 435 г. до н. э.). [57] В то время как у солнечной колесницы четыре коня, у Селены обычно две. [58] как «белоснежный» описанный Овидием . [59] В некоторых более поздних источниках колесницу запрягали волы или быки. [60] Хотя лунную колесницу часто называют серебряной, [61] для Пиндара оно было золотым. [62]

В древности считалось, что явления лунного затмения были вызваны ведьмами, особенно из Фессалии , которые низвергли Луну/Селену с помощью заклинаний и магических вызовов. [63] Ссылки на этот магический трюк, по-разному называемый καθαιρεῖν ( kathaireĩn ), разбросаны по всей древней литературе, тогда как греческое население называло затмения Солнца и Луны kathaireseis («обрушения»). [64] Известным примером этого является Аглаоника Фессалийская, древнегреческий астроном, которую считали волшебницей за ее (самопровозглашенную) способность заставлять Луну исчезать с неба ( καθαιρεῖν τὴν σελήνην : kathaireĩn tén selénen ). Это утверждение было воспринято сначала Плутархом , а затем и современными астрономами, как означающее, что она могла предсказать время и общую область, где произойдет затмение Луны. [65] [66] Считалось, что те, кто обрушил Луну, навлекли на себя несчастье, о чем свидетельствует пословица ἐπὶ σαυτῷ τὴν σελήνην καθαιρεῖς («вы навлекаете на себя Луну»), сказанная о тех, кто причинил себе зло; некоторые ведьмы якобы избежали этой участи, принося в жертву своих детей или глазные яблоки. [64] [67]

По популярному и распространенному мнению, Селена как Луна стала ассоциироваться с физическим ростом, менструациями и болезнями, особенно в контексте одержимости демонами или даже эпилепсии. [68] Из-за ее роли богини луны ее иногда называли Никтимедузой ( древнегреческий : Νυκτιμέδουσα , латинизированный : Нуктимедуса ), что означает «царица ночи». [69]

Эндимион

[ редактировать ]
Эндимион в образе охотника (с собакой), сидящий на камнях среди пейзажа, держащий два копья и смотрящий на спустившуюся к нему Селену. Античная фреска из Помпеи .
Селена и Эндимион , Себастьяно Риччи (1713), Чизвик-Хаус , Англия.

Селена наиболее известна своим романом с прекрасным смертным Эндимионом . [70] Поэтесса конца VII – начала VI веков до нашей эры Сафо, очевидно, упоминала Селену и Эндимиона. [71] , написанного в третьем веке до нашей эры Однако первое сообщение об этой истории взято из «Аргонавтики» Аполлония Родосского , в котором рассказывается о «безумной страсти» Селены и ее посещении «прекрасного Эндимиона» в пещере на горе Латм : [72]

И богиня Титана, луна, поднявшаяся из далекой страны, увидела ее [Медею], когда она бежала обезумевшую, и яростно возликовала над ней, и так сказала своему сердцу:

«Не я один забредал тогда в Латмийскую пещеру, и не я один сгорал любовью к прекрасному Эндимиону; часто с мыслями о любви меня угоняли твои коварные чары, чтобы ты во мраке ночи мог творить свои колдовство спокойно, даже дела, дорогие тебе. И теперь ты сам причастен к такой же безумной страсти; и какой-то бог скорби дал тебе Ясона, чтобы он был твоим тяжким горем. Ну, иди и укрепи свое сердце, мудрый. хотя бы ты взял на себя бремя боли, наполненное многими вздохами». [73]

Вечно спящий Эндимион вошёл в поговорку, [74] но как именно возник этот вечный сон и какую роль в нем могла сыграть Селена, неясно. Согласно « Каталогу женщин» , Эндимион был сыном Этлия (сына Зевса), и Зевс предоставил ему право выбирать, когда ему умереть. [75] Схолиаст об Аполлонии говорит, что, по словам Эпименида , Эндимион влюбился в Геру, и Зевс наказал его вечным сном. [76] Однако Аполлодор говорит, что из-за «непревзойденной красоты Эндимиона Луна влюбилась в него, и Зевс позволил ему выбирать, что он пожелает, и он решил спать навеки, оставаясь бессмертным и нестареющим». [77] Феокрит изображает сон Эндимиона как завидный из-за (предположительно) любви к нему Селены. [78] Цицерон , кажется, возлагает ответственность за сон Эндимиона на Селену, чтобы «она могла целовать его во время сна». [79] Римский драматург Сенека заставил Селену покинуть ночное небо ради Эндимиона, доверив управление своей «сияющей» лунной колесницей своему брату Гелиосу. [80] греческого сатирика Люциана В диалоге между Селеной и богиней любви Афродитой обе богини сочувствуют своим любовным связям с Эндимионом и Адонисом , и предполагает, что Селена влюбилась в Эндимиона, каждую ночь наблюдая, как он спит. [81] В своем диалоге между Афродитой и Эросом Люциан также заставляет Афродиту упрекать своего сына Эроса за то, что он спустил Селену «с неба». [82] А Квинт Смирней писал это, пока Эндимион спал в своей пещере рядом со своим скотом:

Божественная Селена наблюдала за ним с высоты,

и соскользнул с небес на землю; для страстной любви

привлек бессмертную безупречную Королеву Ночи». [83]

Люциан также записывает неподтвержденный миф, в котором симпатичная молодая девушка по имени Муя становится соперницей Селены за привязанность Эндимиона; болтливая девица без конца разговаривала с ним, пока он спал, от чего он просыпался. Это раздражало Эндимиона и привело в ярость Селену, которая превращает девушку в муху ( древнегреческий : μυῖα , латинизированный : muía ). В память о прекрасном Эндимионе муха до сих пор жалеет всех спящих и досаждает им. [84]

Интерпретация филологом Максом Мюллером солнечной мифологии, связанной с Селеной и Эндимионом, пришла к выводу, что миф представляет собой повествовательную версию лингвистической терминологии. Поскольку греческое слово endyein означало «нырять», имя Эндимион («Ныряльщик») сначала просто описывало процесс «ныряния» заходящего солнца в море. В данном случае история о Селене, обнимающей Эндимиона, или о Луне, обнимающей Дайвера, относится к заходу солнца и восходу луны. [85]

Гигантомахия

[ редактировать ]
Селена верхом на лошади, деталь фриза Гигантомахии, Пергамский алтарь , Пергамский музей , Берлин, ок. 180–159 гг. до н.э. [86]

Гея , разгневанная тем, что ее дети Титаны были брошены в Тартар после их поражения, создала Гигантов , чтобы атаковать богов, в войне, которая была названа Гигантомахией . Когда Гея услышала о пророчестве о том, что смертный поможет богам победить гигантов, она попыталась найти траву, которая сделала бы их непобедимыми. Зевс услышал об этом и приказал Селене, а также ее братьям и сестрам Гелиосу ( Солнцу ) и Эосу ( Рассвету ) не светиться, и собрал все это растение для себя. [87] Об участии Селены в битве свидетельствует ее включение в фриз Гигантомахии Пергамского алтаря , где она сражается против гигантов рядом со своими братьями и сестрами Гелиосом и Эос и ее матерью Тейей на южном фризе. [88] [89] Селена скачет в седле заранее и носит шерстяное нижнее белье и мантию. [89] Кроме того, на поводьях колесницы изображена богиня, предположительно Селена, с полумесяцем и покрывалом на голове, которая стоит с Гелиосом на надвратной башне и пытается отразить атаки змееногих великанов. [90]

Бой с Тифоном

[ редактировать ]

Согласно позднему сообщению Нонна , когда гигантское чудовище Тифон осадило небеса, он напал и на Селену, швырнув в нее быков, хотя ей удалось остаться на своем пути, и бросился на нее, шипя, как змея. Селена дала отпор гиганту, сцепившись рогами с Тифоном; после этого на ее шаре появилось множество шрамов, напоминающих об их битве. [91]

Ампел был очень красивым юношей-сатиром, любимцем бога Диониса . [92] Однажды, по рассказу Нонна, Ампел ехал на быке и начал сравнивать себя с Селеной, говоря, что он равен ей, что у него такие же рога и ездовые быки, как у нее. Богиня обиделась и послала овода ужалить быка Ампела. Бык запаниковал, бросил Ампелуса и забодал его до смерти. [93]

Бронзовая статуэтка римской эпохи Селены Велификанской или Никс (Ночи) ( Вилла Гетти ).

Когда Зевс пожелал переспать со смертной царицей Алкменой и отцом Гераклом, он продлил ночь на три дня и приказал Селене через Гермеса все это время бездельничать в небе. [94]

Селена также сыграла небольшую роль в первом из двенадцати подвигов Геракла ; тогда как для Гесиода Немейский лев был рожден от Ортра и Химеры (или, возможно, Ехидны ) и воспитан Герой , [95] в других источниках Селена каким-то образом участвовала в его рождении или воспитании. [96] Элиан утверждает: «Говорят, что Немейский лев упал с луны», и цитирует Эпименида : слова [97]

Ибо я произошел от светловолосой Селены-Луны, которая в ужасающем содрогании стряхнула свирепого льва в Немее и произвела его на свет по велению царицы Геры. [98]

Анаксагор также сообщает, что Немейский лев упал с Луны. [99] Псевдо-Плутарха В « На реках» Гера сотрудничает с Селеной, «используя магические заклинания», чтобы создать Немейского льва из сундука, наполненного пеной. [100] Гигин говорит, что Селена «кормила» льва в «пещере с двумя ртами». [101]

Кастрюля

[ редактировать ]

По словам Вергилия , у Селены также было свидание с богом Паном , который соблазнил ее «снежной взяткой из шерсти». [102] Схолия к Вергилию добавляет рассказ, приписываемый Никандру , о том, что в рамках соблазнения Пан завернулся в овчину. [103]

Другие аккаунты

[ редактировать ]
Бюст Селены во дворе Палаццо Джерини .

Диодор Сицилийский записал неортодоксальную версию мифа, в которой Базилея, унаследовавшая царский трон своего отца Урана, вышла замуж за своего брата Гипериона и родила двоих детей, сына Гелиоса и дочь Селену, «восхищавшихся как за их красоту, так и за их красоту». их целомудрие». Поскольку другие братья Базилеи завидовали этому отпрыску и опасались, что Гиперион попытается захватить власть себе, они сговорились против него. Гипериона они предали мечу, а Гелиоса утопили в реке Эридан. Сама Селена, обнаружив это, покончила с собой. После этих смертей ее брат явился во сне их скорбящей матери и заверил ее, что он и его сестра теперь превратятся в божественные существа; и: [104]

Римская статуя Селены, мрамор II века нашей эры, Музей Антальи.

то, что раньше называлось «священным огнем» на небесах, люди будут называть Гелиусом («солнце»), а то, что будет называться «менэ», будет называться Селеной («луна»). [105]

Плутарх записал похожую на басню историю, в которой Селена просила мать сплести ей одежду по ее меркам, и мать ответила, что не может этого сделать, так как постоянно меняет форму и размер, то полную, то серповидную. а другие вдвое меньше ее. [106]

В «Икаромениппе » Лукиана Селена жалуется главному Мениппу на все возмутительные утверждения, которые философы делают о ней, например, задаются вопросом, почему она когда-либо увеличивается или становится выпуклой, населена она или нет, и заявляют, что она получает свой украденный свет из Сун , вызывая раздоры и неприязнь между ней и ее братом . Она просит Мениппа сообщить о ее обидах Зевсу , с просьбой, чтобы Зевс стер с лица земли всех этих натурфилософов. [107] Зевс соглашается, побуждаемый жалобами Селены и давно намеревавшийся сам разобраться с философами. [108]

Клавдиан писал, что в младенчестве, когда у нее еще не выросли рога, Селену (вместе с Гелиосом — их сестра Эос у них не упоминается) вскормила ее тетка, водная богиня Тефия . [109]

Согласно псевдо-Плутарху , Лилей был индийским пастухом, который среди богов поклонялся только Селене и совершал ее ритуалы и мистерии по ночам. Другие боги, разгневанные, послали к нему двух львов, чтобы растерзать его. Затем Селена превратила Лилеуса в гору, гору Лилеон. [110]

Овидий упоминает, как в мифе о Фаэтоне , сыне Гелиоса, который целый день управлял колесницей своего отца, когда Фаэтон потерял контроль над колесницей и сжег землю, Селена в небе посмотрела вниз и в изумлении увидела, как лошади ее брата несутся ниже, чем нормальный. [111]

Иконография

[ редактировать ]
Селена и Эндимион , античная фреска в Помпеях

В древности художественные изображения Селены/Луны включали скульптурные рельефы, картины на вазах, монеты и драгоценные камни. [112] В краснофигурной керамике до начала V века до нашей эры она изображается только в виде бюста или в профиль на фоне лунного диска. [113] В более позднем искусстве, как и другие небесные божества, такие как Гелиос, Эос и Никс (Ночь), Селена путешествует по небесам. Обычно ее изображают либо управляющей колесницей (см. выше), либо едущей боком верхом на лошади. [114] (иногда верхом на быке, муле или баране). [115]

Селена и Эндимион , Альбер Обле .

Селена часто выступала в паре со своим братом Гелиосом. Селена (вероятно) и Гелиос украсили восточный фронтон Парфенона , где двое, каждый из которых управлял четверной колесницей, обрамляли сцену, изображающую рождение Афины , причем слева Гелиос и его колесница поднимаются из океана, а Селена и ее колесница, спускающаяся в море справа. [116] Селена и Гелиос также появляются на северных метопах Парфенона, на этот раз Селена входит в море верхом на лошади. [117] От Павсания мы узнаем, что Селена и Гелиос также устроили рождение Афродиты на основании статуи Зевса в Олимпии . [118] Есть указания на подобное обрамление Селеной и Гелиосом рождения Пандоры на основании Афины Парфенос . [119] Павсаний также сообщает, что видел каменные изображения Гелиоса и Селены на рыночной площади в Элее с лучами, исходящими из головы Гелиоса, и рогами из головы Селены. [120] Селена также появляется верхом на лошади как часть Гигантомахии фриза Пергамского алтаря . [121]

Селену обычно изображают с полумесяцем, часто в сопровождении звезд; иногда вместо полумесяца используют лунный диск. [122] Часто полумесяц покоится на ее лбу, или острия полумесяца выступают, как рога, из ее головы, из-за головы или плеч. [123] Голова Селены иногда окружена нимбом , а начиная с эллинистического периода ее иногда изображают с факелом. [124]

В конце второго и третьего веков нашей эры римское погребальное искусство , любовь Селены к Эндимиону и его вечный сон были популярной темой для художников. [125] Как это часто изображается на римских саркофагах, Селена с развевающейся вуалью, образующей полумесяц над головой, спускается со своей колесницы, чтобы присоединиться к своему возлюбленному, дремлющему у ее ног. [126]

Селена из алтаря, в окружении либо Диоскуров , либо Фосфора и Геспера . [127]

Присутствие Селены в древнегреческом богослужении очень ограничено, даже по сравнению с ее братом. Ее присутствие в культе было связано с ее связью с более крупными и важными божествами, такими как Артемида и Геката, и она вряд ли оторвана от своих отождествлений, когда дело доходит до поклонения; в более поздние времена она была принята в ранее существовавшие культы, которые изначально не включали ее вместе с несколькими другими фигурами. [128]

Фигуры Луны встречаются на критских кольцах и драгоценных камнях (возможно, это указывает на минойский культ луны), но помимо той роли, которую играла сама Луна в магии, фольклоре и поэзии, и несмотря на более позднее поклонение фригийскому богу луны Человеку, существуют поклонения Селене было относительно мало. [129] существовало пророческое святилище Рядом с Таламаем в Лаконии . Описанный Павсанием , он содержал статуи Пасифаи и Гелиоса. Здесь Пасифая используется как эпитет Селены, а не относится к дочери Гелиоса и жене Миноса . [130] Павсаний также описал, как видел на рыночной площади Элиды два каменных изображения : одно солнца, другое луны, из голов которых исходили лучи солнца и рога серпа луны. [131] Селена (вместе с Гелиосом, Никсом и другими) получила алтарь в святилище Деметры в Пергаме , возможно, в связи с орфическими мистериями. [132]

Аттический Киликс с Селеной, ее конем и полумесяцем Луны, около 4950 г. до н.э., работа художника Бригоса .

Первоначально Пандия, возможно, было эпитетом Селены. [133] но, по крайней мере, ко времени написания позднего «Гимна Селене » Пандия стала дочерью Зевса и Селены. Пандия (или Пандия Селена), возможно, олицетворяла полную луну. [134] и афинский праздник, называемый Пандия , обычно считающийся праздником Зевса . [135] возможно, отмечался в полнолуние и, возможно, был связан с Селеной. [136] В Афинах безвинные подношения ( нефалия Селене приносились ) вместе с другими небесными богами, братьями и сестрами Селены Гелиосом и Эосом, а также Афродитой Уранией ; [137] в Аттике , кажется, Селену отождествляли с Афродитой . [138]

Кушанская чеканка Канишки I с Селеной (греческая легенда «CAΛHNH») на реверсе, с лунными рогами, ок. 127–151 гг. н.э. [139]

Селену иногда связывали с родами , поскольку считалось, что во время полнолуния у женщин самые легкие роды; это помогло ей отождествить себя с богиней Артемидой , [140] а также другие богини, связанные с женским трудом. Идея о том, что Селена также будет давать женщинам легкие роды, проложила путь к отождествлению с Герой и римской Юноной и Лусиной , тремя другими богинями родов; Плутарх называет Селену «Герой в материальной форме». [141] Римский философ Цицерон связал имя римского аналога Селены Луны с именем богини родов Люцины, оба происходят от «света» (таким образом вынося нерожденного ребенка на свет). [142] Нонн также отождествлял Селену с Эйлейфией . [143]

Селена со своей колесницей на рельефе дворца Розенштейн , Германия.

Селена сыграла важную роль в любовной магии. [144] Феокрита Во второй идиллии молодая девушка вызывает Селену приворотным заклинанием. [145] Идиллия начинается с того, что девушка приказывает своей служанке принести зелья и волшебную утварь, после чего следует обращение к Селене и Гекате и, наконец, само довольно продолжительное заклинание; Как только она заканчивает свое заклинание, девушка рассказывает Селене о том, как она встретила и была предана своим возлюбленным, и призывает богиню стать свидетелем и помочь ей, поэтому в приворот вплетается любовный хвост. [146] И, согласно схолию о Феокрите , Пиндар писал, что влюблённые женщины молились Селене о помощи, как Еврипид, по-видимому, сделал это с Федрой , внучатой ​​племянницей Селены, в своей утраченной пьесе «Ипполит под покровом» . [147] Плутарх писал, что Селена призвана в любовных делах потому, что она, Луна, постоянно тоскует по Солнцу, и сравнивал ее в этом отношении с Исидой . [148]

Поклонение ей и ее брату также засвидетельствовано в в Гитеуме , городе в Лаконии недалеко от Спарты надписи ( CIG 1392 ). [149] В городе Эпидавре , что в Арголиде , Селене был посвящен алтарь. [150] пирог под названием βοῦς ( boûs , «бык»), украшенный рогами, символизирующими полную луну или быка. Записи показывают, что ей и другим божествам, таким как Геката, Артемида и Аполлон, предлагался [151] [152] Кроме того, разновидность плоского круглого пирога в форме луны называлась «селене» («луна») и подносилась «богине». [2] [152] [153] Древние греки также называли понедельник «днем Луны» ( ἡμέρα Σελήνης ) в ее честь. [154]

Орфическая литература

[ редактировать ]
Торс Селены с восточного фронтона Парфенона , Музей Акрополя .

По словам некоего Эпигена, [155] три Мойры , или Судьбы, рассматривались в орфической традиции как представляющие три подразделения Селены: «тридцатое, пятнадцатое и первое» (т.е. серп луны, полнолуние и темную луну, разделенные делениями Селены). календарный месяц). [156]

Селена — греческое собственное имя Луны . [157] и 580 Селена , малая планета в поясе астероидов , также названа в честь этой богини. [158] Научное исследование Луны, особенно лунную геологию, иногда называют селенологией, а практикующие ее селенологи - в отличие от земных исследований.

Химический элемент Селен был назван в честь Селены Йенсом Якобом Берцелиусом из-за сходства элемента с элементом теллуром , названным в честь Земли ( Теллус ). [159] [160]

Второй японский лунно- орбитальный космический корабль был назван SELENE (Селенологический и инженерный исследователь) в честь Селены, а в Японии он также был известен как Кагуя . [161] Ее имя также носили HMS Selene (P254) подводная лодка 1944 года — британская и Ghia Selene — концепт-кар дизайн-студии Ghia 1959 года.

Генеалогия

[ редактировать ]
Генеалогическое древо Селены [162]
Уран Гайя Понт
Океан Тетис Гиперион Тейя Крий Эврибия
Реки Океаниды Гелиос СЕЛЕНА [163] Эос Астреус Паллада персы
Кронос Рея Коус Фиби
Гестия Гера Аид Зевс Год Астерия
Деметра Посейдон
Япет Климена (или Азия ) [164] Мнемозина (Зевс) Фемида
Атлас [165] Менотий Прометей [166] Эпиметей Музы Часы

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Издательство Оксфордского университета. стр. 296–7. ISBN  978-0-19-509539-5 . Проверено 4 февраля 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Греко-английский лексикон s.v. луна .
  3. ^ Хард, с. 46 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Морфорд, стр. 64 , 219–220 ; Смит, св Селена .
  4. ^ Смит, св Селена ; Кереньи, стр. 196–197 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Жесткий, с. 46 ; Морфорд, стр. 64 , 219–221 .
  5. ^ Сорренти, с. 370.
  6. ^ Атанассакис и Волков, с. 90, строки 1–2 ; Кереньи, с. 196–197 ; Кейтли, с. 56 .
  7. ^ Хард, с. 46 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Смит, св Селена .
  8. ^ Атанассакис и Волков, стр. 90, строки 1–2 , 91, строка 5 ; Кереньи, с. 197 . Атанассакис и Волков предполагают, что имя Селены «могло возникнуть как эвфемизм собственно луны (греческое «mēnē»)».
  9. ^ Оксфордский классический словарь , св. Селена; Кереньи, с. 197 .
  10. ^ Бикс, с. 945.
  11. ^ Оббинк 2002, с. 200 .
  12. ^ «Слово линейного письма Б «мне-нет»» . www.palaeolexicon.com . Проверено 8 апреля 2023 г.
  13. ^ Морфорд, с. 64 ; Смит, св Селена . Фиби также звали тетю Селены, мать Титана Лето и Астерии и бабушку Аполлона, Артемиды и Гекаты.
  14. ^ Паннен, с. 96 . Например, см. Овидий , Героиды 18.59–74 . Английский -романтик поэт Джон Китс называет Селену Синтией в своем стихотворении «Эндимион» .
  15. ^ Дэвидсон 2010 , с. 205 .
  16. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 385 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Запад 2007 , с. 351 .
  18. ^ Хансен 2004, стр. 27.
  19. ^ Гамкрелидзе и Иванов 1995 , с. 590-591 .
  20. ^ Матасович 2009 , стр. 155.
  21. ^ Запад 2007 , с. 231 .
  22. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 164 .
  23. ^ Запад 2007 , с. 137 .
  24. ^ Столл, с. 61 .
  25. ^ Гесиод , Теогония 371–374 .
  26. ^ Крылатая Селена кажется уникальной для этого Гимна , см. Аллена, [1] «τανυσίπτερον» .
  27. ^ Гимн Селене (32) 1–17, перевод Хью Г. Эвелин-Уайта .
  28. ^ Гомеровский гимн Гелиосу (31) 6 ( Эвелин-Уайт: «с богатыми локонами» ; Уэст 2003: «с красивыми локонами» ), Гомеровский гимн Селене , (32) 18 ( Вест 2003: «с красивыми локонами» ; Кейтли , стр. 55–56: «хорошо стриженный» ). Кейтли описывает εὐπλόκαμος , наряду с λευκώλενος, также используемым в Гимне Селене , «белорукая», как два «обычных эпитета богинь».
  29. ^ Элиан , О животных , 12.7 [= Эпименид фр. 3B2 Дильс = фр. 2 Фриман ( онлайн-версия на Demonax | Hellenic Library ; Греко-английский лексикон sv. εὔκομος .
  30. ^ О рогатой Селене см., например: Сенека , Медея 98 , Федра 419 ; Валерий Флакк , Аргонавтика 8.29 ; Квинт Смирней , Падение Трои 1,147–149 ; Нонн , Дионисий 1221 , 5163 , 11186 , , О рогатой луне см., например: Овидий , Метаморфозы 7.179–180 ; Арат , Феномены 733 ; Вергилий , Георгики 1436 ; Стаций , Фиваида 12.1–3 ; Трифиодор , Взятие Илиоса 514–519 .
  31. ^ Орфический гимн Селене (Атанассакис и Волков, стр. 11 ).
  32. ^ Кейтли, с. 56 ; Плутарх , Моралия 929 C – D ( О лике, появляющемся на орбите Луны 16) [= Эмпедокл фр. Д132 Лакс-Мост = фр. B42 Дильс-Кранц], 934 D ( О лице, появляющемся на орбите Луны 21); Еврипид фр. 1009 [= Схолия Аполлония Родосского ' Аргонавтика 1.1280–1281]; Нонн , Дионисий 5.70 .
  33. ^ Выберите страницу Papyri 3.140, стр. 566, 567 .
  34. ^ Мезомед , Гимн Солнцу 15 (Псарудакес, стр. 122 ).
  35. ^ Хард, с. 43 ; Гесиод , Теогония 371–374 . См. также Аполлодор 1.2.2 , Гигин , Предисловие к басням 12 .
  36. ^ Хард, с. 46 ; Гомеровский гимн Гелиосу (31) 4–7 . Предполагая, что порядок их упоминания подразумевает порядок их рождения, Гесиод и Гигин ( Fabulae Предисловие 12 ) делают Гелиоса самым старшим из братьев и сестер, а Эос - самым младшим, в то время как в Гимне порядок Эоса, Гелиоса и Аполлодора меняется местами ( 1.2.2 ) Селена — самая младшая, а Эос — самая старшая.
  37. ^ Морфорд, с. 61 ; Вест 2003, с. 215 н. 61 .
  38. ^ Вергадос, с. 313 ; Жесткий, с. 46 ; Ганц, с. 34; Гомеровский гимн Гермесу (4), 99–100 .
  39. ^ Вергадос, с. 313 ; Жесткий, с. 46 ; Гесиод , Теогония 375–377 . Как указывает Вергадос, нигде в греческих текстах нет указаний на эту генеалогию, однако для Овидия Аврора (Рассвет), римский аналог сестры Селены Эос, была дочерью Паллады, см. Фасти 4.373–374 , Метаморфозы 9.421 , 15.191. , 15.700 .
  40. ^ Хард, с. 46 ; Кейтли, с. 54 с н. 9 ; Еврипид , «Финикийские женщины», 175–176 (со схолиями); а также Нонн , Dionysiaca 5.162–166 , 44.191 ; Схолия на Арате 445. Кейтли цитирует схолиаста Еврипида, который сказал, что Эсхил (и другие) сказал, что Селена - дочь Гелиоса, «потому что она принимает солнечный свет и меняет свою форму в зависимости от положения Солнца».
  41. ^ Хард, с. 46 , Ганц, стр. 34–35; Эсхил фр. 170 Зоммерштейн [= фр. 170 Радт, Наук].
  42. ^ Смит , св Селена ; Схолия на тему " Еврипида " Финикийских женщин 179 .
  43. ^ Вергилий , Энеида 9.404 .
  44. ^ Фэрбенкс, с. 162 .
  45. ^ Хард, с. 46 ; Ганц, с. 34; Гомеровский гимн Селене (32) 15–16 ; так же и Гигин , Fabulae Preface 28 . Аллен, [15] «ΠανδείηΝ» , говорит, что Пандия, «никуда не известная как дочь Селены… кажется просто абстракцией самой Луны». Кук стр. 732 говорит, что вполне вероятно, что «Пандия изначально была не ее дочерью, а эпитетом Селены». Либо Селена, либо ее дочь могли быть связаны с афинским праздником Пандия .
  46. ^ Хард, с. 46 ; ни Мхэллай, с. 26 ; Кейтли, с. 55 ; Алкман фр. 57 Кэмпбелл [= Плутарх , Моралия , 659 Б = фр. 48 Бергк = фр. 43 Диль] (см. также Плутарх , Моралия 918 А , 940 А ). По словам Харда, «на самом деле это не более чем аллегорическая фантазия, относящаяся к обильному выпадению росы, связанному с ясными лунными ночами».
  47. ^ Кук, с. 456 ; Смит, св Селена ; Павсаний , 2.15.3 называет Асопа отцом Немеи, без упоминания о матери.
  48. ^ Павсаний, 5.1.4 ; Майерсон р. 167 . О предположении, что дочери представляют пятьдесят лунных месяцев Олимпиады , см., например: Cashford 2003b, p. 137; Дэвидсон, стр. 204–205 ; Джебб, стр. , 296–297 примечание к VII, 1–3 πεντήκοντα ( μῆνες ); Зейферт, св. Эндимион ; Столл, с. 61 . Есть и другие сведения о пятидесяти дочерях в греческой мифологии: Нереиды , пятьдесят морских нимф, рожденных Нереем и Доридой ( Гесиод , Теогония 240–264 ), Данаиды , пятьдесят дочерей Данауса , которые убили всех, кроме одного, из своих пятидесяти мужей. ( Аполлодор ), 2.1.4 , и Феспиады , пятьдесят дочерей Феспия сына , каждая из которых родила Гераклу ( Аполлодор , 2.4.10 , 2.7.8 ). Астур, с. 78 , связывает число дочерей с примерным количеством семидневных недель в лунном году.
  49. ^ Верхелст, с. 253 с н. 59 ; Nonnus , Dionysiaca 48.581–583 (однако сравните с Dionysiaca 10.214–216 , что предполагает, что Селена и Гелиос — родители Нарцисса); Овидий , Метаморфозы 3.341–346 .
  50. ^ Оксфордский классический словарь , св. Селена; Кейтли, стр. 54–55 ; Квинт Смирней , Падение Трои 10.336–343 . Сравните с Нонном , Dionysiaca 12.1–2 , где Хоры являются дочерьми Гелиоса, без упоминания матери.
  51. ^ Буркерт 1972, с. 346 н. 48 ; Платон , Республика 2.364e ; Филодем , Де Пиетат ( О благочестии ) Геркуланумский папирус 243 фр. 6 (Оббинк 2011, стр. 353 ).
  52. ^ Смит, св. Мусей (литературный 1) ; Филохор FHG фр. 200 ( Мюллер ) [= Схолия о 1033 Аристофана лягушках ].
  53. ^ Хард, с. 46 ; Кейтли; п. 54 ; Пиндар , олимпиец 3.19–20 ; Еврипид , Просители , 990–994 ; Феокрит , 2.163–166 ; Овидий , Фасти 3.109–110 , 4.373–374 , Метаморфозы 2.208–209 ; Валерий Флакк , Аргонавтика 5.410–415 ; Стаций , Фиваида 1.336–341 .
  54. ^ Кейтли, с. 54 .
  55. ^ Гомеровский гимн Селене (32) 5–14 .
  56. ^ Коэн, стр. 156–157 , 177–179 ; Савинони, стр. 267–268 ; LIMC 11564 (Селена, Луна 47) , изображение 11842X101.jpg ; Архив Бизли 203909 . О Селене (?), управляющей еще одной парой крылатых лошадей, см. Савинони, табл. X (следующий стр. 264 ); Зшицшманн, стр. XII, 23; Архив Бизли , 15412 ; однако обратите внимание на LIMC 31573 , который идентифицирует эту фигуру как Никс (Ночь).
  57. ^ Кейтли, с. 54 ; Павсаний , 5.11.8 .
  58. ^ Морфорд, с. 63 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Кереньи, с. 196 . Пример Селены, управляющей менее обычными четырьмя лошадьми, см. в Morford, p. 353 .
  59. ^ Овидий, Фасти 4.374 .
  60. ^ Кейтли, с. 54 ; Клавдиан , Похищение Прозерпины 3.403 ; Либаний , Прогимнасмата Энкомиум 8 ; Нонн , Дионисий , 1.222 , 2.406 , 7.247 , 11.186 ; 12,5 ; 48,668 . Изображение Селены, загоняющей быков, см. в Британском музее, 1956,0517.1. = LIMC 13303 (Селена, Луна 61) .
  61. ^ Грималь, Святая Селена; Нонн , Дионисия 44.192
  62. ^ Пиндар , олимпиец 3.19–20 . Об использовании слова «золотой» по отношению к Луне см.: Allen, [6] «χρυσέου» .
  63. ^ не Миллах, стр. 38
  64. ^ Перейти обратно: а б Хилл, DE «ФЕССАЛИАНСКИЙ ТРЮК». Рейнский филологический музей, том. 116, № 3/4, 1973, стр. 221–38 . ДЖСТОР . По состоянию на 18 июля 2022 г.
  65. ^ Огилви, Мэрилин Бейли (1986). Женщины в науке . Массачусетский технологический институт Пресс . ISBN  0-262-15031-Х .
  66. ^ Шмитц, Леонхард (1867), «Аганис» , Смит, Уильям (ред.), Словарь греческой и римской биографии и мифологии , том. 1, Бостон, с. 59, заархивировано из оригинала 16 июня 2010 г. , получено 28 декабря 2007 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  67. ^ Схолия объявления Зенобиуса , воплощение 401
  68. ^ Гордон, Ричард Л. (2006). «Селена» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Ильмюнстер: Интернет-справочник Brill. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e1107170 . Проверено 15 сентября 2023 г.
  69. ^ "νυκτιμέδουσα" . lsj.gr. ​Проверено 9 апреля 2023 г.
  70. ^ Роман и Роман, с. 434 ; Хард, стр. 46 , 411 ; Атанассакис и Волков, с. 89 ; Ганц, с. 35. Эта история была особенно популярна среди эллинистических и римских поэтов, для которых Фаулер 2013, с. 134 , описывает тему как «непреодолимую», например Катулл , 66,5–6 ; Палатинская антология , 5.123 , 5.165 , 6.58 ; Проперций , Элегии 2.15.15–16 ; Овидий , Amores 11.13.43–44 , Ars Amatoria 3.83 , Heroides 15.89–90 , 18.59–74 ; Сенека , Медея 93–101 , Федра 309–316 , 406–422 , 785–794 ; Валерий Флакк , Аргонавтика 8.28–30 . Гигин , Fabulae 271 , включает «Эндимиона, сына Этола, которого любила Луна» под заголовком «Юноши, которые были самыми красивыми».
  71. ^ Фаулер 2013, с. 133 ; Ганц, с. 35; Сафо фр. 199 Кэмпбелл [= Схолия об Аполлонии Родосском , Аргонавтика 4.57].
  72. ^ Ганц, с. 35.
  73. ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика 4.54–65 .
  74. ^ Фаулер 2013, стр. 133–134 ; Записка Фрейзера Аполлодору , 1.7.5 ; например , Платон , Федон , 72c ; Аристотель . Никомахова этика 10.8.7 .
  75. ^ Ганц, с. 35; Фаулер 2013, с. 134 ; Жесткий, с. 411 ; Гесиод фр. 10.58–62 Мост [= фр. 10а.58–62 Меркельбах-Вест].
  76. ^ Фаулер 2013, 133–134 . ; стр Жесткий, с. 411 ; Ганц, с. 35; Схолия об Аполлонии Родосском ' Argonautica 4.57–58 [= Эпименид, фр. 14 = Эпименид фр. 12 Фаулер = FGrHist 457 F10 = 3B14 Дильс ]. Тот же схолиаст приводит еще одну историю о любви Эндимиона к Гере, на этот раз приписываемую Великому Эхоаю , говоря, что «Эндимион был вознесен Зевсом на небеса, но что он был охвачен желанием Геры и был обманут призраком облака. , и что из-за этого желания он был изгнан и сошел в ад», см. Гесиода фр. 198 Большинство [= фр. 260 Меркельбах-Вест = Схолия об Аполлонии Родосском ' Аргонавтика 4.58]; см. также Акусилай фр. 36 Фаулер .
  77. ^ Аполлодор , 1.7.5 [= Зенобий 3.76].
  78. ^ Ганц, с. 35; Феокрит , 3.49–50 . См. также Феокрит , 20:37–39 .
  79. ^ Хард, с. 411 ; Цицерон , Тускуланские диспуты 1.38.92, с. 50 . См. также Овидий , Amores , 11.13.43–44 : «Посмотрите, сколько часов сна даровала Луна юноше, которого она любит! [Эндимион]»; Ганц, с. 35, обсуждая роль Селены, говорит, что «ни один источник не утверждает, что сон был ее идеей, и вполне вероятно (учитывая роль в некоторых кругах наказания и его любовь к Гере), она не всегда была частью истории. " Ганц также отмечает, что «Вазы и артефакты второй половины пятого века, возможно, показывают, что Селена покидает бодрствующего Эндимиона».
  80. ^ Сенека , Федра , 309–316 .
  81. ^ Ганц, с. 35; Лукиан , Диалоги богов 19 (11) .
  82. ^ Люциан , Диалоги богов 20 (12) .
  83. ^ Квинт Смирней , Падение Трои 10.125–131 .
  84. ^ Люциан , Муха 10 .
  85. ^ Пауэлл, стр. 670–671.
  86. ^ Базы данных Музея классической археологии 385a .
  87. ^ Аполлодор , 1.6.1 .
  88. ^ Пикон и Хемингуэй, с. 47
  89. ^ Перейти обратно: а б Женщина, стр. 20.
  90. ^ Сейчас хранится в Музее изящных искусств в Бостоне, его можно увидеть здесь .
  91. ^ Нонн , Дионисия 1.213–223 .
  92. ^ Овидий , Фасти 3.409–410 .
  93. ^ Нонн , Дионисия 11.167–223 .
  94. ^ Статтард, с. 114 ; Лукиан , Диалоги богов 14 (10) .
  95. ^ Хард, с. 63 ; Гесиод , Теогония 326–329 (Большая часть) .
  96. ^ Кук, стр. 456–457 ; Жесткий, с. 256 .
  97. ^ Кук, с. 456 ; Ганц, с. 25; Буркерт 1972, с. 346 н. 47 ; Вест 1983, стр. 47–48.
  98. ^ Элиан , О животных 12.7 [= Эпименид фр. 3B2 Дильс = фр. 2 Фримен ( онлайн-версия на Demonax | Hellenic Library . Ганц, стр. 25) отмечает, что это относится к Селене, «вероятно, в ее роли луны, а не богини».
  99. ^ Буркерт 1972, с. 346 с н. 48 ; Анаксагор , фр. A77 Творог [= Схолия из Аполлония Родосского » «Аргонавтики 1498]. См. также Плутарх , Мораль 677 А [= Эйфорион фр. 107 Лайтфут = фр. 84 Пауэлл = фр. 47 Мейнеке] (Немейский лев, которого называли «сыном Мене со свирепыми глазами»). Другие версии см. в Cook, p. 457 ноты 2 и
  100. ^ Псевдо-Плутарх , На реках 18.4 ; Кук, с. 457 н. 3 .
  101. ^ Гигин , Басни 30 ; Кук, с. 456 .
  102. ^ Вергилий , Георгика 3.391–393 .
  103. ^ Хард, с. 46 ; Ганц, с. 36; Кереньи, стр. 175 , 196 ; Грималь, св Селена; Кейтли, с. 55 ; Сервий , Комментарий к «Георгике» Вергилия 3.391 ; Макробий , Сатурналии 5.22.9–10 . Хард описывает эту «сказку» как «интересную, но плохо подтвержденную» и говорит, что «простоватость сказки предполагает, что она, возможно, возникла как местная легенда в Аркадии».
  104. ^ Колдуэлл, с. 40, строки 207–210; Диодор Сицилийский , 3.57 .
  105. ^ Диодор Сицилийский , 3.57.5 .
  106. ^ Плутарх , Моралия 157 C.
  107. ^ Лукиан , Икароменипп 20–21 .
  108. Лукиан , Икароменипп 29–33.
  109. ^ Клавдиан , Похищение Персефоны 2.44–54 .
  110. ^ Псевдо-Плутарх , На реках 25.4; Грималь св. Лилей . Клитофона Псевдо-Плутарх приписывает эту историю «Индике» , возможно, записывая индийскую сказку с использованием имен греческих богов.
  111. ^ Овидий , Метаморфозы 2.208–209.
  112. ^ Роман и Роман, с. 434 ; Гурий, стр. 706–715. Пример монеты см. в Британском музее , R.7248 ; пример драгоценного камня см. в Британском музее 1923,0401.199 .
  113. ^ Коэн, с. 157 ; Савиньони, с. 270 с пп. 4, 5 .
  114. ^ Хард, с. 46 ; Савиньони, с. 271 ; Уолтерс, с. 79 .
  115. ^ Хард, с. 46 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Мюррей 1903, с. 47 . Хансен, с. 221 показаны две иллюстрации: одна с подписью «Селена верхом на муле», другая — «Селена верхом на баране». Однако обратите внимание, что и LIMC 13265 (Селена, Луна 35) (изображение 13603X001.jpg ), и Архив Бизли 211530 описывают вазу (Флоренция, Museo Archeologico Etrusco 3996), из которой нарисована первая иллюстрация Хансена, как изображающую Селену верхом на лошади. См. Павсаний , 5.11.8 .
  116. ^ Hurwit 2017, стр. 527–532; Шир, стр. 112–114; Палагия 2005, стр. 236–237 ; Палагия 1998, стр. 22–23 ; Мюррей 1892, стр. 271–272 . Богиня в паре с Гелиосом здесь чаще всего идентифицируется как Селена (например, Шир, Палагия и Мюррей, без упоминания какой-либо альтернативы), однако Hurwit 2017, который приходит к выводу, что богиня «вероятно» Селена, также отмечает, что существует «сильный аргумент» в пользу того, что богиней является Никс (Ночь), а Робертсон 1981, с. 96 также включает в себя Эос как возможность. Туловище «Селены» с фронтона Парфенона находится в Афинах в Музее Акрополя , инвентарный номер 881 , а голова одной из ее фронтонных лошадей находится в Лондоне в Британском музее , музейный номер 1816,0610,98 .
  117. ^ Хурвит 1999, с. 170 ; LIMC 7734 (Селена, Луна 38) , изображение 7919X001.jpg .
  118. ^ Робертсон 1981, с. 96 , Павсаний , 5.11.8 .
  119. ^ Осборн, с. 87 . Другой пример того, как Гелиос и Селена обрамляют сцену, в данном случае « Суд Париса» , см. Robertson 1992, p. 255 .
  120. ^ Павсаний , 6.24.6 .
  121. ^ Томас, с. 17 ; Митчелл, с. 92 ; Базы данных Музея классической археологии 385a .
  122. ^ Савинони, стр. 270–271 ; например, полумесяц и звезды: Флоренция, Museo Archeologico Etrusco 3996 ( LIMC 13265 (Selene, Luna 35) , изображение 13603X001.jpg ), лунный диск: Берлин, Antikensammlung F 2293 ( LIMC 11564 (Selene, Luna 47) , изображение 11842X101.jpg ).
  123. ^ Британский музей 1923,0401.199 ; LIMC 13213 (Селена, Луна 21) ; LIMC 13181 (Селена, Луна 4) ; LIMC 18206 (Митра 113) ; LIMC 13207 (Селена, Луна 15) ; LIMC 13264 (Селена, Луна 34) ; LIMC 6780 (Селена, Луна 2) ; LIMC 13186 (Селена, Луна 7) ; LIMC 13188 (Селена, Луна 9) ; LIMC 3076 (Селена, Луна 10) ; LIMC 13211 (Селена, Луна 19) . О тесной связи между полумесяцем и рогами см. Cashford 2003b.
  124. ^ Паризину, с. 34 .
  125. ^ Фаулер 2013, с. 134 ; Сорабелла, с. 70; Морфорд, с. 65 .
  126. ^ Примеры, среди многих других, включают саркофаги в Капитолийском музее в Риме (около 135 г. н.э.), два в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (около 160 г. н.э. и около 220 г. н.э.) и один в Палаццо Дориа Памфили. Рим (ок. 310 г. н. э.), изображения см. в Сорабелле, рис. 1–7, 12.
  127. ^ де Кларак, с. 340 ; «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr . Проверено 22 апреля 2020 г. ; «Галерея изображений: рисунок/альбом» . Британский музей . Проверено 22 апреля 2020 г. .
  128. ^ Атанассакис и Волков 2013, с. 89
  129. ^ Атанассакис и Волков, с. 89 ; Оксфордский классический словарь , Селена; Буркерт 1991, с. 176.
  130. ^ Плутарх , Агис 9 ; Павсаний , 3.26.1 .
  131. ^ Павсаний, 6.24.6 .
  132. ^ Риджуэй, с. 55 .
  133. ^ Хард, с. 46 ; Кэшфорд 2003a, с. 174 ; Уиллетс, с. 178; Кук, с. 732 ; Рошер, с. 100 .
  134. ^ Кэшфорд 2003a, с. 174 ; Кереньи , с. 197 ; Кокс, стр. 138 , 140 .
  135. ^ Паркер, стр. 477–478 .
  136. ^ Робертсон 1996, с. 75 н. 109 ; Уиллеттс, стр. 178–179 ; Кук, 732 года ; Харперс, св Селена ; Смит, св. Пандия .
  137. ^ Мигер, с. 142 н. 137 ; Схолия на тему « Эдипа в Колоне » Софокла 91 (Ксенис, стр. 70–71 ).
  138. ^ Мюллер, с. 531
  139. ^ Британский музей IOC.282 ; Эррингтон, Элизабет (2017). Чарльз Массон и буддийские места Афганистана . Лондон: Исследовательские публикации Британского музея. стр. 158–159, рис. 242.14. дои : 10.5281/zenodo.3355036 .
  140. ^ Хрисипп фр. 748 .
  141. ^ Плутарх , вопросы 77 Римские
  142. ^ Цицерон , О природе 2.68 богов
  143. ^ Нонн , Дионисия 38.150 .
  144. ^ Хард, с. 46 .
  145. ^ Хард, с. 46 ; Атанассакис и Волков, с. 90 ; Феокрит , 2.10–11, 69–166 .
  146. ^ не Миллах, стр. 33-34
  147. ^ Фараон, с. 139 ; Коллард и Кропп, с. 469 ; Схолия по Феокриту 2.10 .
  148. ^ Плутарх , Об Исиде и Осирисе 52
  149. ^ Классический обзор , том VII, Университета Иллинойса Библиотека , 1893, стр. 77 , том. VII
  150. ^ Вермасерен, с. 149 .
  151. ^ Юлий Поллукс 6.76
  152. ^ Перейти обратно: а б Аллер Брумфилд, Торты в Ликноне: Вотивы из святилища Деметры и Коры на Акрокоринфе , Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах, том. 66, № 1 (январь-март 1997 г.), стр. 157; 171 , Американская школа классических исследований в Афинах .
  153. ^ "Селенай". Суда онлайн . Пер. Рокко Марселья, 9 ноября 2012 г.
  154. ^ Олдерр, с. 98 .
  155. ^ Этот Эпиген предварительно был отождествлен с Эпигеном , последователем Сократа, см. Блюм, с. 180 ; Эдмондс 2013, с. 14 .
  156. ^ Джонс, стр. 50–51, со ссылкой на Климента Александрийского , Строматы : Авель, фр. 253.
  157. ^ «Планетарные имена» . Planetarynames.wr.usgs.gov . Проверено 7 января 2023 г.
  158. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). «(580) Селена». Словарь названий малых планет – (580) Селена . Шпрингер Берлин Гейдельберг . стр. 160. дои : 10.1007/978-3-540-29925-7_581 . ISBN  978-3-540-29925-7 .
  159. ^ Уикс, Мария Эльвира (1932). «Открытие элементов. VI. Теллур и селен». Журнал химического образования . 9 (3): 474. Бибкод : 1932ЖЧЭд...9..474В . дои : 10.1021/ed009p474 .
  160. ^ Трофаст, Январь (2011). «Открытие Берцелиусом селена» . Химия Интернэшнл . 33 (5): 16–19. PDF
  161. ^ «Кагуя — еще одна глава лунной саги» . Красная Орбита. 14 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 года . Проверено 14 сентября 2007 г.
  162. ^ Гесиод , Теогония 132–138 , 337–411 , 453–520 , 901–906, 915–920 ; Колдуэлл, стр. 8–11, таблицы 11–14.
  163. ^ Хотя обычно Селена является дочерью Гипериона и Тейи, как у Гесиода , Теогония 371–374 , в Гомеровом гимне Гермесу (4), 99–100 Селена вместо этого становится дочерью Паллады, сына Мегамеда.
  164. ^ Согласно Гесиоду , Теогония 507–511 , Климена, одна из Океанид , дочерей Океана и Тефиды , у Гесиода , Теогония 351 , была матерью Иапета Атласа, Менотия, Прометея и Эпиметея, в то время как, согласно Аполлодору , 1.2.3 , другая океанида, Азия, была их матерью от Япета.
  165. ^ Согласно Платону , Критий , 113d–114a , Атлант был сыном Посейдона и смертного Клейтона .
  166. ^ В Эсхиле , Прометей, связанный 18, 211, 873 (Зоммерштейн, стр. 444–445, № 2 , 446–447, № 24 , 538–539, № 113 ) Прометей создан как сын Фемиды .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b334fede51f35d463216a1b69f9942e5__1721990940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/e5/b334fede51f35d463216a1b69f9942e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Selene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)