Афродита Урания

Афродита Урания ( древнегреческий : Ἀφροδίτη Οὐρανία , латинизированная : Aphrodítē Ouranía , латинизированная как Венера Урания ) была эпитетом греческой богини Афродиты , обозначающим «небесный» или «духовный» аспект, произошедший от бога неба Урана, чтобы отличить ее от более земной эпитет Афродиты Пандемос : «Афродита для всех людей». [1] Эти два понятия использовались (в основном в литературе), чтобы отличить более «небесную» любовь тела и души от чисто физической похоти. Платон представлял ее дочерью греческого бога Урана , зачатой и рожденной без матери. [2] [3] Гесиод описал этот аспект как рождение из отрубленных гениталий Урана и появление из морской пены. [4]
Этимология и имена
[ редактировать ]Согласно Геродоту , арабы называли этот аспект богини « Алитта » или «Алилат» ( Ἀλίττα или Ἀλιλάτ ). [5] [6]
Наиболее характерным западноазиатским титулом греческой Афродиты является Урания, семитская «царица небес». Это было объяснено ссылкой на лунный характер богини, но, скорее всего, означает «та, чье место находится на небесах», откуда она осуществляет свою власть над всем миром — как на земле, так и на море и в воздухе. [ нужна ссылка ]
Значение наряду с другими эпитетами
[ редактировать ]Афродита Пандемос изначально была распространением идеи богини Афродиты на семейную и городскую жизнь, включающую в себя весь народ, политическое сообщество. Следовательно, название должно было восходить ко временам Тесея , известного автора реорганизации Аттики и ее демов . Афродита Пандемос пользовалась равным уважением с Уранией; ее называли σεμνή semnē (святая), и ей служили жрицы, которым было предписано строгое целомудрие . Однако со временем значение этого термина изменилось, вероятно, благодаря философам и моралистам, которые провели радикальное различие между Афродитой Уранией и Пандемосом. [ нужны разъяснения ]
Симпозиум
[ редактировать ]Согласно диалогу Павсания Платона в «Пире» , есть две Афродиты: «старшая, не имеющая матери, которую называют небесной Афродитой [Уранией] — она дочь Урана; младшая — дочь Зевса и Диона — ее мы называем «обычной» [Пандемос]». [ нужна ссылка ] Пандемос у Павсания приравнивался к сексуальному удовлетворению и влечению к телу любовника, рожденному от мужчины и женщины и олицетворяющему влечение к женщинам и мальчикам, тогда как Урания ассоциировалась с более благородным влечением к разуму и душе, рожденным без участия женщина и олицетворяющая влечение к молодым мужчинам. [7]
То же различие встречается и у Ксенофонта. [3] хотя автор сомневается, существуют ли две богини, или же Урания и Пандемос — два имени одной и той же богини, подобно тому, как Зевс, хотя и один и тот же, имеет много титулов; но в любом случае, говорит он, ритуал Урании «чище, серьезнее», чем ритуал Пандемоса. Та же идея выражена в высказывании [8] что после Солона куртизанки были отданы под защиту Афродиты Пандемос. Но нет сомнения, что культ Афродиты был в целом столь же «чистым», как и культ любых других божеств, и хотя в более поздние времена могло существовать различие между богиней законного брака и богиней свободной любви , титулы Урания и Пандемос не выражают эту идею.
Гомосексуальные художники и активисты эпохи раннего Нового времени и викторианской эпохи еще больше подчеркивали различие между влечением к мужчинам и женщинам, что привело к принятию слова « Ураниан » в качестве термина для обозначения мужского гомосексуализма. Этот термин использовался многими гомосексуальными деятелями, такими как Карл Генрих Ульрихс или Оскар Уайльд, для описания того, что они считали благородством и законностью «уранской любви». [9] [10]
Анадиомена
[ редактировать ]Описание Гесиодом рождения Урании из морской пены было художественно отображено через распространенный мотив Венеры Анадиомены («Венера, поднимающаяся из моря»). [11] этот эпитет особенно возродился в эпоху Возрождения с такими работами, как Сандро Боттичелли » «Рождение Венеры .
Богослужение и иконография
[ редактировать ]Ее культ впервые был установлен на Кифере , вероятно, в связи с торговлей пурпуром , а в Афинах он связан с легендарным Порфирионом , пурпурным царем. В Фивах Гармония (которая была идентифицирована как сама Афродита) посвятила три статуи: Афродите Урании, Пандемосу и Апотрофии . [б]
Вино не использовалось в предложенных ей возлияниях. [14] [15] [16]
Афродита Урания изображалась в греческом искусстве на лебеде , черепахе или глобусе . [17]
См. также
[ редактировать ]- Храм Афродиты Урании
- Афродита Сэнд
- Афродита Пандемос
- Греческие слова, обозначающие любовь
- Теория цветового круга любви
Сноски
[ редактировать ]- ^ «В храме находится изображение богини, которую они называют Уранией; оно сделано из слоновой кости и золота и является работой Фидия ; оно стоит одной ногой на черепахе» - Павсаний
[Черепаха была символом домашней скромности и целомудрия.] - ^ Ἀφροδίτη Ἀποτροφία , Афродита Апотрофия означает «Афродита Изгоняющая», потому что в этой роли она изгоняет похоть и злые желания из сердец мужчин. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмитц, Леонард (1870). . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. Литтл, Браун и компания . п. 1284.
- ^ Платон . Симпозиум . 180.
- ^ Jump up to: а б Ксенофонт . Симпозиум . 8 § 9.
- ^ Гесиод . Теогония . 188–206.
- ^ Геродот , т.е. 131., iii. 8
- ^ Шмитц, Леонард (1870). . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Литтл, Браун и компания . п. 132.
- ^ Перевод У. Гамильтона.
- ^ цитируется Афинеем , 569d, из Никандра Колофонского.
- ^ Ульрихс, Карл Генрих (1994). Загадка «мужской» любви: новаторская работа по мужскому гомосексуализму . Перевод Ломбарди-Нэша, Майкла А. Нью-Йорк: Книги Прометея . ISBN 978-0-8797-5859-2 .
- ^ Холланд, Мерлин; Руперт Харт-Дэвис, ред. (2000). Полное собрание писем Оскара Уайльда . Нью-Йорк: Генри Холт и компания . п. 1019 . ISBN 978-0-8050-5915-1 .
- ^ Плиний Старший , Естественная история , xxxv.86–87 .
- ^ Белл, Роберт Э. (1993). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 58. ИСБН 9780195079777 . Проверено 8 апреля 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гарднер, Джеймс, преподобный (2003). « [название статьи не указано] ». Религии мира . Том. 1 Аа-Гиро. Индийские издатели-дистрибьюторы. п. 154. ИСБН 9788173413087 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Scholiastученый к Соф. Оэд. Полковник 101
- ^ Геродот . [название не указано] . я. 105.
- ^ " νηφάλια " [" нефалия " = "без возлияния"]. Суда .
- ^ Фриз, Джон Генри (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 167. . В
Внешние ссылки
[ редактировать ]