Венера Анадиомена
Венера Анадиомена [1] ( греч . Ἀναδυόμενη , «Венера, поднимающаяся из моря») — одно из знаковых изображений богини Венеры ( Афродиты ), прославившееся благодаря знаменитой картине Апеллеса , ныне утерянной, но описанной в « » Плиния Естественной истории . [2] с анекдотом о том, что великий Апеллес использовал Кампаспу , любовницу Александра Великого в качестве модели . По словам Афинея , [3] идея восстания Афродиты из моря была навеяна куртизанкой Фриной , которая во времена празднеств Элевсинии и Посейдонии часто купалась обнаженной в море. , Раковина гребешка часто встречающаяся на Венере Анадиомене, является символом женской вульвы .
Этот предмет никогда полностью не исчезал в западном искусстве и значительно возродился в эпоху итальянского Возрождения с дальнейшим ростом в барокко и рококо конца 19-го века , а также в академической живописи . В этом сюжете практически требуется хотя бы одна центральная обнаженная женская фигура, что способствовало его популярности.
Античность
[ редактировать ]Согласно греческой мифологии , Афродита родилась взрослой женщиной из моря недалеко от Пафоса на Кипре , что также навсегда обновило ее девственность . Часто повторяется мотив богини, выкручивающей волосы. Этот предмет часто повторялся в «Античности», скульптурном изображении четвертого века с галло-римской виллы в Аквитании ( Лувр ), свидетельствующем о сохраняющейся жизнеспособности мотива в поздней античности .
Картина Апеллеса была выполнена для храма Асклепия на Косе , откуда она была перевезена Августом в Рим в качестве частичной уплаты дани и установлена в храме Цезаря . Во времена Нерона из-за ветхого состояния ее заменили копией, выполненной художником Дорофеем. [4] Плиний, перечисляя лучшие картины Апеллеса, отметил: «[Еще одна картина] Венеры, выходящей из моря, посвященная блаженной памяти покойным Августом в храме Цезаря , его [приемного] отца, который называется «Анадиомена», восхваляемый в Греческие стихи, как и другие произведения, покорены временем, но не потускнели в славе». [5]
Изображение Венеры Анадиомены — одно из очень немногих изображений, сохранившихся в Западной Европе, практически не изменившихся от своего классического облика, от Античности до Высокого Средневековья . Жана Сезнека Примеры [6] два изображения Венеры среди созвездий, иллюстрирующие провансальские рукописи XIV века Безье Матфра Эрменгау из « Бревиари д'амор» , в которых Венера изображена обнаженной в море: «Этот необычайный консерватизм, возможно, можно объяснить тем, что культура последней эпохи языческие века оставались живы в Провансе дольше, чем где-либо еще».
- Венера, поднимающаяся из моря, настенная живопись из Помпеи.
Возрождение и далее
[ редактировать ]Из-за стремления художников эпохи Возрождения , читавших Плиния, подражать Апеллесу, а если возможно, и превзойти его, Венера Анадиомена была вновь поднята в XV веке: помимо Боттичелли знаменитого «Рождения Венеры» ( Галерея Уффици , Флоренция), еще одной ранней Венерой Анадиоменой является барельеф Уилтон - Антонио Ломбардо из хауса ( Музей Виктории и Альберта ).
Тициан « Венера Анадиомена» , ок. Картина «1520» , ранее взятая в долгосрочную ссуду герцогом Сазерлендом, была куплена Национальной галереей Шотландии в 2003 году. На ней изображена Венера, стоящая в море и выжимающая волосы. Раковина гребешка носит чисто символический характер, поскольку не взаимодействует с Венерой. Скульптура Джамболоньи также представляет собой одну фигуру, выкручивающую волосы.
Эта тема была популярна среди художников барокко и рококо, которые составляли большие группы с херувимами , морскими нимфами, морскими коньками и тритонами вокруг богини; их также можно назвать « Триумфом Венеры» , и их можно проследить до ( » Рафаэля «Галатеи ок. 1514 г.). Это, а не Боттичелли, оказывало преобладающее влияние на картины этого сюжета до конца 19 века. Картины в этом ключе включают работы Николя Пуссена (1635–36, Филадельфия), Себастьяно Риччи (ок. 1713, Музей Гетти), Пьера-Жака Казеса , Франсуа Буше (1740, Стокгольм и ок. 1743, Эрмитаж ). Корнелис де Вос в Прадо имеет оригинальную и менее формальную композицию.
Скульптуры на эту тему в стиле рококо скромно драпировались по бедрам, но более смелые обнаженные тела нравились мужчинам-покровителям девятнадцатого века. Теодор Шассерио казнил этот предмет в 1835 году; он повторил жест закручивания волос в своей самой известной работе «Туалет Эстер» (1841). Энгра « Венера Анадиомена» , завершенная спустя много лет в 1848 году, является одной из самых знаменитых работ художника ( Музей Конде ).
Александра Кабанеля Картина «Рождение Венеры» , переработка недавно обнаруженной фрески Помпеи, была показана в Парижском салоне в 1863 году и куплена Наполеоном III для его личной коллекции. Венера неоднозначно лежит обнаженной на волнах, а над ней летают путти. Комментарий Роберта Розенблюма к картине Кабанеля таков: «Эта Венера парит где-то между древним божеством и современным сном… и двусмысленностью ее глаз, которые кажутся закрытыми, но при внимательном взгляде видно, что она не спит… . Обнаженная натура, которая может спать или бодрствовать, особенно страшна для зрителя-мужчины». [7]
Такая в высшей степени традиционная тема с оттенками эротики , оправданными ее мифологическим контекстом, созрела для модернистской деконструкции ; В 1870 году Артюр Рембо вызвал образ дородной Клары Венеры («знаменитой Венеры») со слишком человеческими недостатками ( déficits ) в сардонической поэме, которая ввела целлюлит в высокую литературу: La graisse sous la peau paraît en feuillesplates (« La graisse sous la peau paraît en feuilles Plates» («La graisse sous la peau paraît en feuilles Plates»). жир под кожей появляется пластами»).
(1879) «Рождение Венеры » Картина Вильяма-Адольфа Бугро переосмысливает композицию традиции Рафаэля и Пуссена, отражая продолжающуюся популярность этого предмета среди академических художников конца XIX века. Она была показана на Парижском салоне 1879 года и куплена для Люксембургского музея . Обнаженная фигура Венеры занимает центр композиции, вокруг нее собралось множество поклонников.
Пабло Пикассо переделал образ Венеры Анадиомены в центральной фигуре своей основополагающей картины « Авиньонские девицы» (1907), модернистской деконструкции иконы и одного из основополагающих произведений кубизма .
Венера Анадиомена предложила естественный сюжет для фонтана: в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, есть бронзовый фонтан в натуральную величину, подключенный так, что вода капает с волос Венеры, смоделированный близким последователем Джамболоньи , конец шестнадцатого века.
Путешествие соболиной Венеры из Анголы в Вест-Индию
[ редактировать ]В 1793 году Томас Стотхард создал офорт, вдохновленный Рафаэлем или композициями в стиле барокко, для третьего издания книги Брайана Эдвардса « История, гражданская и коммерческая британских колоний в Вест-Индии» . Путешествие «Черной Венеры» из Анголы в Вест-Индию изображает африканскую женщину в роли Венеры. В сопровождении восьми херувимов, обмахивающих ее перьями страуса или павлина , она держит поводья пары дельфинов , которые тянут к Америке полураковину, на которой она стоит. [8] В сцене изображен Амур, целящийся в изображение Нептуна слева, размахивающего британским флагом. Справа изображен Тритон , оглядывающийся на Черную Венеру и обнимающий одного из дельфинов. Фигура демонстрирует женскую силу: мускулистая, стройная и украшенная ожерельем из драгоценных камней. [9]
Волновая теория
[ редактировать ]В 1913 году британский археолог Джон Майрес зимой находился на побережье недалеко от Пафоса. Глядя на море, он увидел, как ветер столкнул два прибоя вместе. [ нужны разъяснения ]
Когда угол удара составляет около 90°, «разрыв» одновременно сосредоточен в пределах небольшой ширины зыби и очень силен, так что бурун вырывается вверх столбом, похожим на водяной смерч, высотой 10–15 футов. и падает обратно каскадом пены, которую ветер может унести на несколько футов подветренную сторону. Он выглядит в точности как человеческая фигура, буквально «поднимающаяся из моря» с раскинутыми длинными волосами и мокрыми руками. [10]
Галерея
[ редактировать ]- Венера Анадиомена работы Жана-Огюста-Доминика Энгра , завершена в 1848 году.
- Венера Анадиомена , автор Пол Мэншип , 1927 ( Галерея американского искусства Аддисон )
- Венера Анадиомена , Клод Пине, 1830, Частная коллекция.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Древнегреческий : Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη; ἀναδυομένη, anadyomenē , что означает «поднимающийся»; Афродите Анадиомене из-за последовательности. Некоторые писатели отдают предпочтение
- ^ Плиний Старший , Естественная история , xxxv.86–87 .
- ^ Афиней Deipnosophistae , xiii.590F .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Анадиомена ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 907. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Плиний, Historia Naturalis xxxv.91 Бог Август говорил о Венере, вышедшей из моря во время потопа отца Цезаря, который в греческих стихах называется анадиоменой, хотя его так хвалят, что века были побеждены, но обследован.
- ^ Seznec, BF Sessions, tr., The Survival of the Pagan Gods , 1995:153, примечание 8, и 154 рис. 58 со ссылкой на Виндобонские кодексы 2563 и 2583x и Королевскую библиотеку Британской библиотеки Ms 19, c. 1 .
- ^ Стивен Керн, Глаза любви: взгляд в английских и французских картинах и романах 1840–1900, стр. 101, 1996, Reaktion Books, Art & Art Instruction, ISBN 0-948462-83-3
- ^ Цифровые коллекции, Публичная библиотека Нью-Йорка. «(неподвижное изображение) Путешествие «Черной Венеры» из Анголы в Вест-Индию (1793 г.)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, Фонд Астора, Леннокса и Тилдена . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Косте Льюис, Робин (12 ноября 2016 г.). «Сломанные, обезображенные, невидимые: скрытые черные женские фигуры западного искусства» . Житель Нью-Йорка . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Цитируется в «Обзоре Робина Лейна Фокса , Путешествующих героев: греки и их мифы в эпическую эпоху Гомера » (Лондон: Аллен Лейн, 2008) Грегори Надя , Центр эллинистических исследований Гарвардского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэйн, Карла (2018). Венера в Помпеях: иконография и контекст (кандидатская диссертация). Университет Лестера . Особенно стр. 126–132.
- Хэвлок, Кристина (1995). Афродита Книдская и ее преемницы: исторический обзор обнаженной женщины в греческом искусстве . Издательство Мичиганского университета . ISBN 9780472105854 .