Туалет Эстер
Туалет Эстер | |
---|---|
![]() | |
Художник | Теодор Шассерио |
Год | 1841 |
Середина | холст, масло |
Размеры | 45,5 см × 35,5 см (17,9 × 14,0 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
«Туалет Эстер» или «Эсфирь, готовящаяся к представлению царю Артаксерксу » — картина французского художника Теодора Шассерио , написанная маслом на холсте в 1841 году . На картине изображен момент из библейской Книги Эстер , когда Эстер готовилась к встрече с царем Артаксерксом , правителем Персии, который впоследствии взял ее в жены. Картина находится в Лувре . Винсент Помаред из Музея изящных искусств Лиона назвал ее «одной из самых известных картин Лувра». [1]
Повествование
[ редактировать ]Сюжет заимствован из Книги Есфири (2:8-9, 15), в которой царь Артаксеркс, отрекшись от своей жены Вашти , ищет новую царицу. Эстер, женщина необыкновенной красоты, пользуется благосклонностью Хегая , евнуха, ответственного за подготовку женщин для представления царю. Увидев Эстер, Артаксеркс выбирает ее своей женой. Позже она показывает, что она еврейка, и ходатайствует перед королем, чтобы сохранить жизни евреев империи.
Выбирая библейскую тему в качестве темы, Шассерио, вероятно, черпал вдохновение из более поздних литературных источников. Пьеса «Эстер» , поставленная Жаном Расином в 1689 году, предлагает более целомудренную версию соблазнения Эстер, одновременно описывая уловку, использованную ее соперниками для привлечения внимания короля. [2] Экзотика картины ближе к стихотворению Альфреда де Виньи 1817 года под названием Le Bain d'une dame romaine , которое включает описание:
- Рабыня из Египта, ее кожа блестящая и черная,
- Подносит ей, стоя на коленях, чистую сталь зеркала,
- Чтобы завязать волосы, девственница из Греции,
- В компасе Исиды соединяются две ее косы.... [2]
и это напоминает также «Восточные романы» Виктора Гюго :
- Разве я не ради тебя, милая еврейка,
- Достаточно опустошил мой сераль? [2]
Раньше этот эпизод редко рисовался. Известны только две предыдущие версии: картина 17 века Аэрта де Гельдера и работа 18 века Жана-Франсуа де Труа . [1] Учитывая нехватку графических иллюстраций к этой истории, Шассерио обратился бы к картинам женщин в туалете, включая изображения Венеры, примеры которых были более многочисленными. [1]
Описание
[ редактировать ]Эстер изображена сидящей в центре холста, с руками над головой и поправляющей свою светлую прическу. Готовясь предложить себя одобрению короля, она принимает позу, которая «глубоко эротична в своей графической обработке». [1] Она обнажена до пояса, за исключением ожерелья и браслетов на руках; ее ноги закутаны в одежду белого и розового цвета. Слева служанка, одетая в ярко-синее платье, приносит аксессуары, а справа Хегай, одетая в ярко-красное, предлагает шкатулку с драгоценностями. Эстер не замечает ни того, ни другого, глядя на картину слева. Позади них пейзаж из деревьев и неба.
Существует несколько подготовительных исследований. Два рисунка в Лувре свидетельствуют о изначально круглой композиции, тондо, похожем на «Турецкую баню» , которую учитель Шассерио Энгр нарисовал в 1862 году. [1] Подобные эксперименты подчеркивают желание Шассерио найти оригинальные мотивы, о чем он тогда писал рядом с рисунком: «...Поставить... историю... мира по-новому... позволяя увидеть эти прекрасные вещи еще раз, представив их в новой манере. Май 1841 года. Для моей картины Эстер готовит свой туалет». [1] Пышные аксессуары и общий колорит в чем-то обязаны восхищению Шассерио Эженом Делакруа . [3]
Историки искусства давно отмечают привязанность Шассерио к своим сестрам и их подсознательное влияние на женские фигуры в его искусстве. [4] Возможно, опираясь на воспоминания любовницы Шассерио Клеманс Моннеро, которая говорила: «У Адель великолепные руки; они появляются повсюду», Жан-Луи Водуайе считал, что красоту старшей сестры художника можно найти в «мускулистых, почти мужских руках» Эстер. . [4]

Экзотика
[ редактировать ]Выбор ветхозаветной истории о молодой женщине в гареме позволил Шассерио использовать элементы востоковедения и романтизма . Присутствие азиатских фигур и роскошных украшений еще больше эротизирует фигуру Эстер. [1] Нарисовав ранее « Рождение Венеры» и «Сусанна и старцы» , Шассерио нашел другую тему, позволившую откровенно сексуально представить женское тело. [5]
Картина не была до конца понята, когда впервые была выставлена в Парижском салоне 1842 года. Если критики признали безвкусность выражения лица Эстер, один журналист пожаловался: «Но почему эта вытянутая фигура, эти дикие глаза, этот дикий взгляд? Под этим нет души». лицо...» — они не смогли должным образом оценить оригинальность библейской истории, переосмысленной в эротической, романтической манере. [1] Картина позже вдохновила таких художников, как Франсуа-Леон Бенувиль и Гюстав Моро . [1]
«Туалет Эстер» был завещан Лувру в 1934 году бароном Артуром Шассерио , дальним родственником художника, как часть пожертвования, включавшего большую часть работ художника, находящихся в его владении. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гуэган 145
- ^ Jump up to: а б с Гуэган 142
- ^ Jump up to: а б с Лувр
- ^ Jump up to: а б Геган 70
- ^ Геган 142, 145
Ссылки
[ редактировать ]- Геган, Стефан и др. Теодор Шассерио (1819-1856): Неизвестный романтик . Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 2002. ISBN 1-58839-067-5