Бонапарт в гостях у жертв чумы в Яффо.
Бонапарт в гостях у жертв чумы в Яффо. | |
---|---|
![]() | |
Художник | Антуан-Жан Гро |
Год | 1804 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 532 см × 720 см (209 × 280 дюймов) |
Расположение | Лувр , Париж |
Бонапарт посещает пораженного чумой в Яффо ( фр . Bonaparte visitant les pestiférés de Jaffa ) — картина, написанная маслом на холсте по заказу Наполеона Бонапарта , написанная в 1804 году Антуаном-Жаном Гро и изображающая событие во время французского вторжения в Египет . [1] Сцена показывает Наполеона во время поразительной сцены, которая предположительно произошла в Яффо 11 марта 1799 года, изображая французского генерала, навещающего своих больных солдат в армянском монастыре Святого Николая .
Комиссия была попыткой приукрасить мифологию Бонапарта и подавить сообщения о том, что Наполеон приказал дать пятидесяти жертвам чумы в Яффе смертельные дозы опиума во время его отступления из сирийской экспедиции. Это также служило пропагандистской цели в противодействии сообщениям о зверствах французов во время захвата Яффо . 18 сентября 1804 года картина была выставлена в Парижском Салоне между провозглашением Наполеона императором 18 мая и его коронацией в Нотр-Дам де Пари 2 декабря. Советником Гро в ней выступал Доминик Виван Денон , который участвовал в экспедиции Бонапарта в Египет и был теперь директором Лувра. Сейчас картина является частью коллекции французской живописи в Лувре . [1]
Историчность
[ редактировать ]
Картина была заказана государством после того, как Наполеон стал императором, и имела четкую пропагандистскую цель. [2] Что касается очевидцев, то в предвыборном отчете генерала Бертье о таком событии нет никаких упоминаний. [2] Бурьен , личный секретарь Бонапарта, писал лишь, что генерал пересек лазарет быстрым шагом. [2] Однако доктор Деженетт (присутствующий на картине между Наполеоном и пациентом с поднятой рукой) писал, что Бонапарт хватал больных и помогал их транспортировать. [2] Сейчас известно, что чума не передается контактным путем. [2]
Картина была также частично заказана для противодействия сообщениям о зверствах французов во время захвата Яффо . После того как два французских посланника, посланных на переговоры с османами, были убиты, а их головы выставлены на городских стенах, Наполеон пообещал войскам под его командованием два дня и ночи на разграбление города. После того, как город капитулировал на четвертый день, французы жестоко разграбили город, «убивая христиан, евреев и мусульман без разбора». Наполеон также приказал массово убить 3000 османских пленников, находившихся во французском плену. [3] Новости о таких зверствах противоречили французскому оправданию их вторжений в удерживаемые Османской империей Египет и Сирию, а именно, что это была цивилизаторская миссия , «которая принесет просвещение в темные земли Востока». Картина «таким образом имела весьма специфическую пропагандистскую функцию». [4]
Состав
[ редактировать ]В этой картине использованы элементы композиции « Жака-Луи Давида года 1784 Клятвы Горациев» , также хранящейся в Лувре, например, три аркады из «Клятвы» , которые определяли три разных мира (три сына, дающие клятву слева, отец, размахивающий мечами посередине, и женщины, оставленные в печали справа), принцип, использованный и в этой картине.
Иногда его ошибочно принимают за мечеть , но на самом деле он расположен в армянском монастыре Святого Николая , двор которого виден на заднем плане. [5] Дальше на заднем плане - стены Яффо с проломленной башней над которой развевается огромный французский флаг . Дым от пожара или чрезмерный пушечный дым доминирует над городом.
Слева, над типично египетской подковой аркой , мужчина, богато одетый в восточном стиле, раздает хлеб, и ему помогает слуга, несущий хлебную корзину. Позади них двое чернокожих мужчин несут носилки, на которых лежит какое-то существо, вероятно, труп. Двухцветная аркада выходит на галерею, полную больных.
Справа, под двумя аркадами, под сломанной аркой, Наполеон в сопровождении своих офицеров трогает подмышечный бубон , подаренный ему одним из больных. Перед ним арабский врач ухаживает за очередным больным, а слепой изо всех сил пытается приблизиться к генералу. Нижнюю часть картины занимают распростертые и вытянутые мужчины. Свет картины и игра красок рисуют жест Бонапарта в лучшем свете.
Анализ
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
За захватом и жестоким разграблением Яффо французской армией под командованием Бонапарта 7 марта 1799 года быстро последовала вспышка бубонной чумы , выявленная в январе 1799 года, которая уничтожила армию. 11 марта Бонапарт совершил впечатляющий визит к своим больным солдатам и прикоснулся к ним. [ сомнительно – обсудить ] который считался либо великолепным, либо самоубийственным, в зависимости от точки зрения наполеоновской легенды или ужасов эпохи чумы.
Наполеоновская армия обратилась за помощью к священникам армянского монастыря, которые предоставили лекарства, способные вылечить некоторых солдат. Наполеон лично поблагодарил армянского патриарха и подарил ему собственную палатку и меч. [ нужна ссылка ]
Больной с завязанными глазами справа страдает не только от чумы, но и от слепоты. С момента прибытия армии в Египет в июле 1798 года у нескольких французов возникли серьезные проблемы со зрением из-за песка, пыли и сильного солнечного света.
В 1804 году не могло быть и речи о том, чтобы представить это иначе, как дерзкий поступок Бонапарта, но офицер, стоящий за Наполеоном, пытается помешать ему прикоснуться к бубону. Пути распространения бубонной чумы были еще неизвестны в начале 19 века, а роль блох в ее передаче была неизвестна до тех пор, пока Поль-Луи Симон не нашел доказательства этого в 1898 году. Прикосновение к бубону голой рукой не было особенно рискованным. поскольку теперь известно, что все остальные участники сцены подвергаются точно такому же риску передачи болезни через блох. Однако действия офицера-левши, который прижимал что-то ко рту и носу, не совсем неоправданны, поскольку в некоторых случаях бубонная чума может перерасти в легочную чуму с очень повышенным риском заражения через аэрозоли, выделяемые при кашле пациентов.
Медицинские усилия по прекращению чумы (вид чуть правее) не изменились со времен Средневековья. Старый врач надрезает бубоны, чтобы дать гною вытечь, что на самом деле неэффективно с точки зрения лечения заболевания и ослабляет пациента. Он уже прооперировал бубон под поднятой правой рукой своего пациента, который держит под мышкой окровавленный компресс и вытирает лезвие, готовясь надрезать второй бубон. Ассистент врача поддерживает пациента во время операции. Тела больны и чахнут, а герой менее героичен в окружении простых людей. Идеализм и классицизм были оставлены в пользу определенного романтизма . По сути, это страдание в нарисованной форме, что было новинкой, поскольку раньше рисовали только благородные смерти.
23 апреля 1799 года, во время осады Акры , Бонапарт предложил Деженету , главному врачу экспедиции, ввести больным смертельную дозу опиума . Деженетт отказался провести эвтаназию . 27 мая Наполеон во второй раз посетил жертв чумы.
В контексте стиля Трубадура , особенно в то время, когда Наполеон становился императором, этот эпизод вызвал традицию чудотворного королевского прикосновения , которое французские короли применяли к больным золотухой .
Таинственное «32»
[ редактировать ]Давний вопрос, касающийся интерпретации картины, заключается в значении числа «32» на шляпе одного из пациентов. Поскольку художнику Гро на момент написания композиции было 32 года, застенчивый обнаженный заключенный позади пациента, поднимающий руку перед Наполеоном, на самом деле может быть скрытым автопортретом.
В качестве альтернативы это мог быть солдатский полк, поскольку 32-я полубригада была одним из французских подразделений, участвовавших в египетской кампании.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Наполеон Бонапарт в гостях у больных чумой в Яффо . Французская живопись в Лувре.
- ^ Jump up to: а б с д и Жан-Филипп Шимо (2012). «Правда о лжи» . Напишите Историю. История, литература, эстетика (на французском языке) (9): 47–56. дои : 10.4000/эл.236 . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . - ^ «Французский фюрер: Наполеон-геноцид был таким же варваром, как и Гитлер» . 13 апреля 2012 г.
- ^ «Картины Наполеона» .
- ^ Зафран, Эрик; Ресендес, Сидней (1998). Французские картины в Музее изящных искусств, Бостон: Художники, родившиеся до 1790 года . Бостон: Музей изящных искусств Бостона. п. 189. ИСБН 0-87846-461-1 .
- ^ Бет Харрис; Стивен Цукер. «Наполеон Бонапарт Гро в гостях у больных чумой в Яффо » . Smarthistory в Академии Хана . Архивировано из оригинала 4 марта 2013 года . Проверено 6 марта 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- «Чума» из Энциклопедии Universalis.
- Жан Массен , Альманах Первой Империи, 1988, ISBN 2-85229-701-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Немецкое исследование эпидемии чумы во время кампании